Научная статья на тему 'Представление о политике в диалектическом и синергетическом подходах'

Представление о политике в диалектическом и синергетическом подходах Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
105
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИЖЕНИЕ / MOVEMENT / ДИАЛЕКТИКА / DIALECTICS / ПАРНЫЕ КАТЕГОРИИ / ПОЛИТИКА / РЕЖИМ / REGIMEN / САМООРГАНИЗАЦИЯ / SELF-ORGANIZATION / СИНЕРГЕТИКА / SYNERGETICS / УПРАВЛЕНИЕ / GOVERNANCE / PAIR CATEGORY / POLITICS (POLICY)

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Крутов Александр Владимирович

Политика как действия в нелинейной среде-социуме с образованием новых структур. Признаки диалектики и синергетики в парных философских категориях применительно к политике. Самоорганизация социума в совершенствовании и создании новой сложности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of politics (policy) in dialectical and synergetic approaches

Politics as actions in the nonlinear r environment society with formation of new structures. Signs of dialectics and synergy in the pair philosophical categories in relation to politics. Self-organization of society in the improvement and creation of a new complexity.

Текст научной работы на тему «Представление о политике в диалектическом и синергетическом подходах»

А.В. КРУГОВ кандидат политических наук, доцент кафедры политологии МАИ

Представление о политике

в диалектическом и синергетическом подходах

Современная политика предстает сложным многообразным явлением общественной жизни. Описать ее в одной парадигме невозможно, хотя бы потому, что политика часто меняет внешний облик и вплетается во все сферы общества. Однако есть чистый от пересечений с другими деятель-ностями участок политики, в котором ее сущностные черты могут изучаться методами диалектики и синергетики.

В прошедшие десятилетия синергетические подходы с применением диалектических закономерностей активно использовались в познании процессов социальной и экономической сфер, в анализе общественных самоорганизующихся систем и цивилизационных кризисов; закрепилось понятие социосинергетики. Математическими методами было смоделировано изменение численности населения Земли во времени. Диалектика и синергетика применялись в изучении пограничных с политикой явлений в области экологии, управления, психологии, истории.

В отечественной политологической традиции 90-х гг. (в отличие от зарубежной науки) политика отделена от административного управления. Она рассматривается как исторически-диалектический процесс на уровне всего общества в борьбе за государственную власть во имя значимых ценностно-идеологических целей, осуществляемых большими группами. Политика сосредоточена в политической системе (и осуществляется в политических процессах) при наличии государства и других субъектов гражданского общества, а социум насыщен разными нетривиальными постоянными формообразованиями (культурой, этничностью, конфессио-нальностью, поведением, коммуникациями, статусами и т.д.).

* Крутов Александр Владимирович, е-mail: avkrutov@inbox.ru

Такая чистая политика проявляется в особых проблемах общества, не сводящихся к стереотипным (т.е. решение которых носит технологический характер) задачам по оптимизации расхода ресурсов, выбору техник, планированию мероприятий. В политике требуются волевые действия в неконцептуализированных полях-средах (например, реформы армии, системы образования или здравоохранения). Особость политической проблемы связывается с неясностью знаний о ней: либо не хватает полной и достоверной информации или смутны цели, либо есть намерения, у которых просматриваются несопоставимые сильные и слабые стороны, неопределенные последствия. Политику отличают высокая степень рисков, значительный уровень психологизма при принятии и проведении решения, а также в ее последующей интерпретации и закреплении в истории. Она устремлена на определенную структуру ценностей, в идеале не достижимых, а существующих в виде моделей, образов, которые каждый раз конструируются заново. Поэтому в политике часто ставятся конкретные цели, от которых впоследствии отказываются в зависимости от изменения ситуации, внешних и внутренних обстоятельств. (Цель в политике - это некая проекция ценностей на текущую пространственно-временную конфигурацию.) Наконец, политика отличается субъективностью и иррациональностью, даже наличием веры (а не знания) в широком смысле слова, поскольку существует в условиях недостатка ресурсов, противоречивости фактов и зависимости от герменевтики. Набором таких качеств политика отличается от государственного администрирования, для которого характерны определенность, нормированность, системность, рациональность, объективность, обеспеченность бюджетными и законодательными ресурсами и, соответственно, определенная закрытость. Перечисленные обстоятельства опровергают возможность существования «суператтрактора» (термин социосинергетики В.П. Бранского), который мог стать идеалом, конечной целю для административного управления.

В диалектике и синергетике часто выделяют парные категории, некоторые из которых обнаруживаются в толкованиях политики в прошлом.

Свое представление о справедливой политике предложил Платон, полагая, что «искусство управления» сводится к установлению законов мироздания, обнаруженных в природе

Вселенной и Человека (соответственно, макрокосма и микрокосма), к искусственно возникшему сообществу людей -полису. Для этого правителям-философам необходимо поддерживать определенный мирозданием порядок, основанный на разделении жителей по классам и общественным функциям. Аристотель, напротив, считал политикой достаточно хаотичный поиск публичных решений достижения общего блага. Причем переход от одного варианта «благоприятного будущего состояния» к другому осуществляется случайно (аргументами, настроениями, ораторским мастерством, внешними факторами и др.) на уровне низового общего собрания-форума.

Т. Гоббс отметил политическую дихотомичность государства и общества. Так, Левиафан как символ союза людей регулирует их отношения для развития гражданского общества (способствуя процветанию торговли, промышленности, образования и т.д.), авторитарно обеспечивает спокойствие и стабильность. Общество же представлено массой элементов, считавших для себя нормой «право на все», поэтому его естественное состояние - «война всех против всех». Общество стихийно стремится к режиму с обострением. Однако и Левиафан не столь идеален: когда он преступает интересы людей, он свергается, происходит катастрофа. Так государство и гражданское общество корректируют свои взаимоотношения, ограниченно перемещаясь по шкале возможных режимов.

Ж.-Ж. Руссо отличал в естественном состоянии человека наличие доброты и подозрительности. Позднее К. Шмитт оценивал величину политики через степень, силу «политического» и критерий политичности видел в различении друга/врага и борьбе, тогда как Х. Арендт ставила в основу политики влияние, реализацию свободы посредством кооперации интереса, поведения, содеятельности.

Согласно К. Марксу политика является формой надстройки, детерминированной социально-экономическим базисом соответствующими причинно-следственными связями. Общество представлено сложным образованием классов-структур, создаваемых конкретно-историческими социально-политическими обстоятельствами (бытием, сознанием, психологией, межклассовыми отношениями и др.). При заданных внешними факторами состояниях небольшие и неустойчивые структуры общества (партии, ассоциации, союзы, формы

идеологии в своих пространственно-временных координатах) могут подстраиваться под определенный класс, поднявшийся до уровня «класса для себя», тогда сложившаяся подсистема структур начинает жить когерентно (в едином темпомире). Такой редкий процесс возможен при подкачке какого-то ресурса (новационного классового сознания, например) извне и выведения чего-то отработанного (консервативного сознания, соответственно) наружу подсистемы. Кроме того, система-общество упорядоченно существует только в определенных состояниях-формациях, определяемых его внутренними факторами и условиями окружающей среды. Устойчивость можно характеризовать таким параметром порядка, как производственные отношения, основанные на системе ценностей общества, уровне развития производительных сил и технологий. Нахождение между соседними уровнями производственных отношений невозможно, поскольку не соответствует собственным функциям устойчивости общества.

Исторический экскурс подтверждает возможность использования диалектических и синергетических подходов в политике и описания политического процесса и систем в

терминах нелинейной динамики.

* * *

Политика - творчество в общей исторической закономерности - придает особенность общественному развитию, превращает возможность в действительность, ускоряет или замедляет время, концентрирует или размывает события в пространстве. Закономерности создаются социально-производственными и цивилизационно-культурными трендами развития человечества и наложением на них волновых составляющих разной природы. Политика воспринимается «правильной», когда она соответствует «внутренним настроям, духу времени», и «неудачной» в случае противоречия закономерностям хода общественных процессов (собственным функциям, автоколебаниям общественной системы). Она сравнима с аутопоэзисом У. Матураны и Фр. Варелы.

Через парные философские категории можно выделить диалектические и синергетические свойства и универсальные связи политики.

- В политике проявляется двойственность необходимости и случайности. Скрытые в материальных факторах объек-

тивные закономерности развития социума выражают общественную необходимость и не препятствуют свободе политической деятельности индивида. Если он в состоянии уловить, осмыслить их и понять, как нужно действовать, чтобы получить задуманный результат при минимальных затратах, он становится субъектом. Случай - не только представление о независимости и непредсказуемости, но и создатель вероятностной закономерности. Он, по мнению Наполеона, -единственный «законный царь вселенной», поэтому Бонапарт в каждом «большом деле оставлял какую-то часть на долю случая». А Вольтер придавал случайности мистический характер: она - «либо испытание, либо наказание, либо награда, либо предвестие».

Диалектически понятия «необходимость» и «случайность» имеют смысл в некотором фрагменте действительности, в котором политические субъекты в состоянии уловить закономерности процессов и отделить необходимость от случайности. Предсказуемость событий возможна и при расширении фрагмента: тогда политик обязан проникнуть в суть большего фрагмента явлений, понять законы гармонии будущей сложной структуры, сконструировать образ действительности. Эти свойства сходны веберовским качествам политика: глазомеру, ответственности, страсти. В широком фрагменте детерминирование необходимого и случайного включает большинство имеющихся фактов, и действия субъектов расцениваются уже как необходимые, а не случайные. Этот эффект можно связать с демоном детерминизма (по П.-С. Лапласу) либо с наличием чутья, «подчиняющего себе случайность» (по Э.-М. Ремарку).

Если в диалектике случайность - помеха, то в синергетике она выполняет необходимо-конструктивную функцию. Так, в точке перехода системы или процесса в режим с обострением имеется множество возможностей. Превращение одной из них в действительность определяется малым внешним воздействием-флуктуацией, способным вызвать лавинообразный процесс. В политике это воздействие всегда намеренное, субъективное, целенаправленное, называемое иногда поисковой активностью. Тем не менее, по отношению ко всему обществу все же случайно выбирается одна из созидательных возможностей и необходимо запускается механизм обращения ее в действительность (в случившееся).

- Через политику проявляются сущность и явление бытия общества, сложность связей государства и гражданского общества, политической и других сфер. Так как сущность -это внутренняя, скрытая, относительно устойчивая сторона института, процесса, определяющая его природу, она (в зависимости от режима) выражается в закономерностях системы и/или описанием стохастического взаимодействия множества ее элементов. Сущность политической подсистемы общества раскрывается в явлениях (внешних формах ее существования): массовых ожиданиях, настроях, готовности и способности к действию, формированию поведения, что позволяет моделировать, рассчитывать их математическими методами и выявлять проектные возможности сущности.

Динамика бытия открывается в изменениях: политическая сфера отличается тем, что строит желаемое искусственное на естественном «устаревшем» основании, стремясь к оптимальности. Привычное состояние регулируется нормами, различающими понятия «хорошо» и «плохо», его задают объективная необходимость и эволюционно-квазистатичес-кая закономерность. Искусственность должна топологически вписываться в динамику естественной жизни общества, подчиняясь внутренней гармонии, соответствующей синергети-ческо-математическим закономерностям построения структур. Кроме того, она вызывает разные эмоциональные восприятия, оценки и установки (лучше/хуже, прогресс/регресс), описывается диалектикой возможного и действительного, количества и качества, проявляется борьбой противоположностей.

Изменение можно описать введением посредника-катализатора (как антитезиса диалектической триады; он готовит синтез противоположностей на основе принципа наименьшего действия). В сложных политических системах это равнозначно перешагиванию в режиме, проходящем по кромке хаоса, где посредник - странный аттрактор. В таком режиме (хаосе бытия) процессы и институты теряют собственные характерные размеры, интересы, ценности, энергии и становятся самоподобны (фрактальны) на разных иерархических уровнях. Однако есть характерное время событий, определяющее скорость разбегания близких траекторий развития, за которое необходимо успеть сделать искусственный переход. Так проявляется противоречивое содержание диалектического развития: оно в своей целостности содержит

источник самодвижения. В сложном социуме политика практически выражает явления развития, скрытого в сущности -идеях, программах, планах.

- Противоположности взаимодействуют в политике по-новому: акцентируется борьба в диалектике и кооперация в синергетике.

В диалектике можно выделить отстраненный от внешней среды фрагмент, в нем противоположности имеют единую сущность, сосредоточен накал борьбы. Политическое противоречие не логическое, а диалектическое, причем контрадикторное (либо старое, либо новое) без промежуточных состояний. Борьба - взаимодействие, противостояние субъектов по принципу «друг-враг», дабы переиначить свое взаимозависимое от оппонента положение в обществе и роль в отношениях с государством. В результате борьбы перераспределяется государственная власть, доступ к ресурсам, утверждаются новые политические ценности.

В синергетике, в отличие от диалектики, внешняя среда способствует созданию новой структуры из противоположных (контрарных - имеющих области пересечения) частей. Она приближает режим с обострением. Контрарность проявляется в сосуществовании структур разного возраста (древних -медленных и будущих - быстрых), сохраняющих память о своих прежних состояниях. По мере вхождения «в обострение» части переходят в автомодельные режимы с согласованным темпом жизни - синергетическим аналогом борьбы. Общественные структуры, относящиеся к разным стадиям развития, начинают приноравливаться к новому социальному времени, наступает коэволюция - упрощение всей системы к немногим автомодельным состояниям. При скачке в прошлое вырождаются быстрые структуры: гасятся более старыми устойчивыми структурами, погибают в хаосе. Переход в будущее усложняет общественную систему: старая система модифицируется в подсистему, управляемую сверху; нелинейная среда-социум станет более неоднородной за счет закрепления новых, ранее маргинальных элементов. Сложность фиксируется в правовой, культурной, нравственной подсистемах.

- В политике особо звучат античные категории «многое» и «единое».

Согласно диалектике отражения в социуме, состоящем из многих лиц и институтов, заложены программы подстроения

самодвижения, возбуждаемые внешней средой. Ее воздействие-сигнал воспринимается как информация, запускающая единую программную переориентацию системы-социума (малый толчок может вызвать огромную информационно-сигнальную реакцию). Программам свойственны избирательность (активный контакт со средой) и опережающий характер («преднастройка» к будущим событиям - по П.К. Анохину), что можно обозначить политикой.

В синергетике для изменений социум должен быть в хаосе (на основе многих разнонаправленных свободных воль и помыслов на локальном уровне), но детерминированном (единством общественного бытия, по К. Марксу) спецификой сознания, национальности, дохода, степенью участия в общественной жизни, формами коммуникаций и другими свойствами людей. При наличии специфичных внешних контактов системы-социума со средой порождаются единые коллективности или режимы (от демократической самоорганизации до шмиттовского тоталитаризма).

Политику можно свести к достижению цели посредством комбинации триггерных переходов: неустойчивое развитие (многое) и стабильное состояние (единое). Первое обеспечивается положительной обратной связью, придающей системе динамичность, стохастичность, неравновесность, нарастание отклонений и контролируемую хаотизацию. Второе - отрицательной связью, увеличивающей устойчивость с уменьшением динамики, снижение флуктуаций.

Диалектика и синергетика проявляют в политике многообразие других парных категорий, отражающих корреляционные связи, системность, организованность, устройство бытия (единичное/общее, часть/целое, форма/содержание, сходство/различие, качество/количество, система/элемент, простое/сложное, конечное/бесконечное) и универсальные связи детерминации (причина/следствие, возможность/действительность, гармоничность/катастрофичность, неурегулированность/управляемость, разрывность/преемственность, равновесность/неравновесность, эволюция/прогресс).

* * *

Диалектика развития и синергетика эволюции описывают общественную самоорганизацию: совершенствование или

создание сложной системы, обычно называемую мобилизационной функцией политики. (Самоорганизация воспроизводства отражает неполитическое регулирование.)

Политика формирует внешние и граничные условия, воздействует на структуры нелинейного социума с целью введения его в нестационарное состояние, означающее неупорядоченную эмерджентную демократию. При наличии баланса поступления ресурсов и отвода продуктов преобразований в среде-социуме идет самоорганизация через хаос становления. (Например, политика НЭПа была основана на внешних (законодательных мерах, полисобственности, денежной реформы) и граничных (хозрасчета, потребкооперации, продналога) условиях, воздействия на институты (создания кредитных банков, синдикатов, концессий).) В итоге образуются диссипативные стационарные либо пульсирующие структуры, соответствующие автоволновым процессам, - система совершенствуется.

Если уровень жизни не соответствует возросшим запросам, роста свободы нет, накапливается недовольство, растет численность протестующих и спектр форм активности, социум становится хаотичным, примитивным: прежние главные институты (государство, идеологии, финансовые регуляторы) не играют своей роли. Общественная политика превосходит государственную, наступает революционная ситуация - подход к режиму с обострением при данных внешних условиях и внутренних «источниках горения» в открытом нелинейном социуме. Источники проявляются в виде аттракторов (лидеров, идей, институтов - каждый в своем пространстве). С ростом обострения система-социум упрощается, что облегчает политический выбор и самоорганизацию. Разнонаправленные действия на микроуровне порождают общую согласованность на макроуровне, создание большей сложности. (В режиме с обострением присутствуют и масштабно инвариантная динамика и наличие фундаментальной длины, определяющие пространственную локализацию процесса.) Выход на устойчивый уровень прогнозируется в диалектико-историчес-ких учениях и синергетическими методами адаптивной поисковой оптимизации.

При большом хаосе социум теряет устойчивость, стремится к локализации и росту с бифуркациями. Система произвольно развивается по пути самоорганизованной критичности. Новые причинно-следственные связи формируют

аттракторы (оппозиция превращается в субъекты политики), политический центр должен либо их устранить, либо активно удерживать систему в режиме разбегания. Если аттракторы не способны оптимально усложнить систему, разрешив противоречия и реализовав свою программу, наступает катастрофа. Траектории путей развития расходятся и сближаются и политик должен уловить благоприятный момент перескока. Ошибка стоит дорого: срабатывает «эффект бабочки» - необдуманный шаг вызывает лавину неуправляемых событий, ведущих к развалу (так распался СССР).

Увеличение нелинейности социума ведет к катастрофе или возможности связи «с абсолютным будущим». В последнем случае новой магистрали развития соответствуют подчиненная линия низшего, включенного в состав (магистрального) высшего, и линия свободного низшего, содержащего прошлые ступени развития .

Сфера политики проводит границу между теми, кто действует согласованно, когерентно, а также их оппонентами, и остальной частью населения, которая вне данного процесса и вне системы, что обозначает нахождение политики в области полуширины режима с обострением. Политика возникает там, где имеются оппозиция, разные интересы, цели, не образующие тренд. Характерно, что политика возникает в связи с невозможностью систем управлять друг другом.

Микропроцессы экономических, социально-культурных, частных политических процессов отражаются в общем макродвижении системы. Диалектические и синергетические методы позволят установить пределы регулирования на нижних уровнях, ограниченные общей динамикой на макроуровне, определить предельные параметры социума, которые не выявляются через партикулярные социально-психологические процессы. Для реализации желаемого сценария можно рассчитывать траектории изменения обратной связи в известной нелинейной нестационарной общественной среде, пользуясь термодинамическими аналогами. В частности, радикальные преобразования общества будут соответствовать фазовым переходам 1 и 2 рода в среде. Решение такой задачи позволит моделировать вступление и последующее исполнение законодательных актов, но оно пока нереалистично на практике.

Диалектические и синергетические подходы могут задать методологию построения качественных моделей принятия

решений на основе системы некоторых взаимосвязей. Используя математический аппарат (качественную геометрию), можно будет прогнозировать наиболее оптимальные эффективные политико-управленческие действия.

Диалектика и синергетика дополняют друг друга в изучении политики. Так, диалектика не в состоянии объяснить процессы скачкообразного перехода в новое качество, что достаточно изучено синергетикой. Соответственно, последняя не дает толкования ряда процессов в режимах с обострением, аттракторам, но обоснованно диалектическими подходами. Диалектика описывает самоорганизацию через идею движения материи в форме развития, усложнения, порождения многообразности, а синергетика - через нелинейность, конструктивность детерминированного хаоса, диссипацию. Политика представляется деятельностью в режиме с обострением (на кромке и в окрестности обострения) в динамической нестационарной системе.

Крутов А.В. Представление о политике в диалектическом и синергетическом подходах. Политика как действия в нелинейной среде-социуме с образованием новых структур. Признаки диалектики и синергетики в парных философских категориях применительно к политике. Самоорганизация социума - в совершенствовании и создании новой сложности.

Ключевые слова: движение, диалектика, парные категории, политика, режим, самоорганизация, синергетика, управление.

Krutov A.V. The concept of politics (policy) in dialectical and synergetic approaches. Politics as actions in the nonlinear r environment society with formation of new structures. Signs of dialectics and synergy in the pair philosophical categories in relation to politics. Self-organization of society - in the improvement and creation of a new complexity.

Key words: movement, dialectics, pair category, politics (policy), regimen, self-organization, synergetics, governance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.