УДК 316.42 ББК 60.032.621.2
Д.Ш. Цырендоржиева
РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА С ПОЗИЦИЙ СИНЕРГЕТИКИ
Сложности применения синергетики к анализу социальных процессов связаны с уникальной спецификой социальных систем. Основные черты социальной эволюции с позиций синергетики определяются как неравновесность, открытость и нелинейность.
Ключевые слова: система, социальная система, самоорганизация и организация, бифуркация, флуктуация.
D.Sh. Tsyrendorzhieva DEVELOPMENT OF SOCIETY FROM POSITIONS OF SYNERGETICS
Complexities of application of synergetic to the analysis of social processes are connected with unique specificity of social systems. The basic features of social evolution from positions of synergetic are defined as an nonequilibrium, openness and nonlinearity.
Key words: system, social system, self-organizing and the organization, bifurcation, fluctuation.
На рубеже III тысячелетия цивилизованное общество живет в условиях ускоряющихся социальных перемен во всех сферах жизнедеятельности. Противоречивость и многоплановость различных социальных процессов сделали актуальным теоретическое осмысление динамики общественных явлений и направленности происходящих в обществе изменений. Социальная динамика характеризуется возрастающей нелинейностью и, как следствие, неожиданными, непредсказуемыми изменениями и последствиями. Линейная парадигма изучения общественных процессов к концу XX века продемонстрировала свою ограниченность, поэтому возникает необходимость в выработке новых подходов к анализу социума. Синергетический подход открывает принципиально новое видение мира и новое понимание процессов развития. Особенность синергетического подхода состоит в переходе от исследования простых систем к сложным, от закрытых к открытым, от линейности к нелинейности, от рассмотрения равновесия и процессов вблизи равновесия к делокализации и нестабильности, к изучению того, что происходит вдали от равновесия. Синергетику следует рассматривать как методологическую стратегию исследования сложных систем и нелинейной динамики. В 90-е гг. XX в. к синергетике как методологической основе процесса социального познания начинают обращаться ученые-философы. С позиций синергетического подхода рассматриваются социальные явления, вводятся исторические модели, обсуждаются различные модели исторического развития [1]. С первых шагов развития нового направления его основатели задумывались о границах применимости собственных исследований, а также о возможности его применения к социально-философскому знанию. И. Пригожин и Г. Николис отмечали такие трудности применения синергетики к анализу социальных процессов, как неопределенность переменных («качество жизни», например); необходимость учета «... довольно жестко заданного внешнего окружения, с которым рассматриваемая система обменивается веществом, энергией и информацией» [2], наличие у человека «собственных проектов» и «собственных желаний». По этой причине различие меж-
ду желательным и действительным поведением выступает как «...внешнее условие нового типа, определяющее контуры динамики наряду с внешней средой». Таким образом, сложности применения синергетики к анализу социально-исторических процессов связаны с уникальной спецификой шциальных систем, состоящих в том, что их эволюция определяется поведением действующих лиц во взаимодействии с условиями, накладываемыми внешней средой. Это подводит авторов к выводу о высокой степени непредсказуемости будущего, составляющей суть человеческих поступков. Тем не менее И. Пригожин и Г. Николис предприняли попытку анализа с синергетической точки зрения процесса возрастающей урбанизации, общественной организации племен Бирмы и других социальных явлений [3]. В результате проведенного анализа исследователи пришли к выводу, что понятия структурной устойчивости и порядка через временное отклонение от состояния равновесия (флуктуацию) применимы «...в том числе к проблеме эволюции человечества» [4].
Согласно синергетической концепции самоорганизация может осуществляться только в открытых системах. Вторым необходимым условием самоорганизации системы является ее неравновесность. Эти два условия признаются почти всеми учеными, занимающимися проблемами синергетики. На наш взгляд, необходимо выделить три условия для самоорганизации системы: открытость, неравновесность и ее сложность. Система должна состоять из многих «элементарных» объектов, в результате взаимодействия которых возникает их коллективное, упорядоченное движение. Г. Хакен пишет: «Синергетика занимается изучением систем, состоящих из многих подсистем самой различной природы, таких как электроны, атомы, молекулы, клетки, нейроны, механические элементы, фотоны, органы, животные и даже люди»[5]. При исследовании сложных систем акцент делается на внутренние свойства как источник саморазвития. При этом происходит новое отношение к проблеме целого и части. Для философских школ Древней Греции характерно предположение, что часть всегда проще целого, что, изучив каждую из частей, можно понять свойства целого. И ес-
тествознание - вплоть до последних десятилетий -этот подход вполне устраивал. Однако сначала общественные науки, а потом и точные пришли к выводу о необходимости целостного, системного анализа многих объектов. Синергетика, как правило, имеет дело с процессами, где целое обладает свойствами, которых нет ни у одной из частей. Целое в таких системах отражает свойства частей, но и части отражают свойства целого. Здесь нельзя утверждать, что целое сложнее части, оно совсем другое. Для синергетической концепции характерен взгляд, когда мы видим сразу все: и целое, и его части. В нем объединяются холизм и элементаризм, непрерывно переходящие друг в друга. Т акой переход от классической науки к постнеклассической является вполне закономерным, так как в классической парадигме научного знания доминировал детерминистский подход. Классическая наука рассматривает мир, обусловленным жесткими причинно-следственными отношениями. Поэтому в классической парадигме предполагается возможность реконструкции любой прошлой ситуации, а также возможность предсказания будущего с полной определенностью. Можно сказать другими словами, развитие обусловлено непреложными законами: настоящее определяется
прошлым, а будущее - настоящим и прошлым. Случайность считается второстепенным фактором.
Синергетика, по сути дела, интегрирует детерминистический и вероятностный стили научного мышления. В эволюции систем различной природы действуют как детерминистические, так и стохастические тенденции, которые носят исторический характер и зависят от синергетического взаимодействия конкретных факторов. Случайность как фундаментальное свойство системы проявляется благодаря нелинейному влиянию внешней среды, которая вызывает в системе различные флуктуации. Случайность является источником возникновения нового в мире и условием появления относительного порядка и сохранения устойчивости в сложно организованных системах.
Социальная система - это сложная, упорядоченная, самоорганизующаяся целостность множества общественных отношений, носителем которых является индивид и те социальные группы, в которые он включен. Однако, несмотря на отличие социальных систем, в основе их эволюции лежит процесс самоорганизации - такой же, как и в системах неорганической природы. И. Пригожин и И. Стенгерс отмечают, что «... идеи о нестабильности флуктуаций -начинают проникать в социальные науки. Ныне мы знаем, что человеческое общество представляет собой необычайно сложную систему, способную претерпевать огромное число бифуркаций, что подтверждается множеством культур, сложившихся на протяжении сравнительно короткого периода в истории человечества. Мы знаем, что столь сложные системы обладают высокой чувствительностью по отношению к флуктуациям. Это вселяет в нас одновременно и надежду, и тревогу: надежду на то, что даже малые флуктуации могут усиливаться и изменять всю их структуру (это означает, в частности, что индивидуальная активность вовсе не обречена на бессмыслен-
ность); тревогу - потому, что наш мир, по-видимому, навсегда лишился гарантий стабильных, непреходящих законов»[6, 386].
Всякий процесс самоорганизации начинается со случайных воздействий на систему, которые непрестанно флуктуируют. В синергетике флуктуациями считаются отклонения макропараметров от «стандартных» значений, происходящих внутри системы или, другими словами, флуктуации - неустранимые малые случайные колебания. Флуктуации - это основной способ существования диссипативных систем. Наличие флуктуаций - показатель хаоса на микроуровне системы. Когда значения параметров близки к критическим, то достаточно незначительного воздействия на систему, чтобы она перешла из одного стабильного состояния в другое: система либо качественно меняется, либо разрушается. Этот переломный момент есть особая критическая точка, или точка бифуркации (от лат. Ыйдгсш - раздвоенный), точка «разветвления» возможных путей эволюции системы. В этот переломный момент невозможно определить, в каком направлении будет происходить дальнейшее развитие систем: станет ли состояние системы хаотическим или она перейдет на более высокий уровень упорядоченности или организации. «В случае неравновесных процессов встречается прямо противоположная ситуация. Флуктуации определяют глобальный исход эволюции системы» [6, 237]. Ситуацию, возникшую после воздействия флуктуации на систему, ученые назвали термином «порядок через флуктуацию». Возможность спонтанного возникновения упорядоченных структур из хаоса - важнейший момент процесса самоорганизации системы.
В условиях эволюционной модели развития системы нарастание хаоса носит отрицательный характер, так как ведет к разрушению внутренних закономерностей и гомеостаза. В синергетике хаос является механизмом самоорганизации системы. Переход от хаоса к определенному порядку происходит в результате согласованного, когерентного взаимодействия элементов системы. Процессы, которые приводят к согласованному, когерентному поведению элементов или компонентов системы, в синергетике называют кооперативными. В результате самоорганизации возникает новый спонтанный порядок в системе. В момент бифуркации возникает разрыв стабильной эволюции общества, и появляются различные альтернативы развития. Синергетика показывает научную ограниченность линейного подхода и открывает принципы нелинейного мышления. Социум предстает как сложная открытая система, имеющая в неравновесном состоянии потенциальное множество путей эволюции. Нелинейность социальной эволюции не означает бесконечную множественность исторических возможностей, а предполагает социальную дилемму. В точке бифуркации возможно появление многих социальных возможностей, но, как правило, остаются две альтернативы, другие выступают как переходные, промежуточные. «Это, в свою очередь, обычно создает иллюзию множественности путей будущего социального развития, но на самом деле промежуточные аттракторы обречены либо на коалицию с первым аттрактором или вторым (как
правило, наиболее доминантными), либо на беспощадную борьбу с ними. В любом случае промежуточные аттракторы теряют собственную социальную и политическую индивидуальность и абсорбируются победившей структурой-аттрактором, причем здесь не исключается и фатальный вариант («Горе побежденным»)» [7]. Нелинейность в нестабильном обществе означает возможность неожиданных изменений в направлении течения социальных процессов.
Исключительной особенностью социальных систем является то, что в них самоорганизация дополняется организацией, поскольку в обществе действуют люди, одаренные сознанием, ставящие себе определенные цели. Е.М. Николаева пишет: «Нормы права и морали, законы и постановления государства и его органов управления создаются и принимаются для того, чтобы скорректировать и исправить недостатки стихийно протекающих самоорганизующихся процессов»^, 9]. Синергетика демонстрирует способность человека влиять на ход социальных процессов, хотя и в ограниченной степени. С точки зрения синергетики, неустойчивый мир, в котором малые причины порождают большие следствия, непроизволен. И. Пригожин и И. Стенгерс пишут: «если флуктуация становится неуправляемой, это еще не означает, что мы не можем локализовать причины неустойчивости, вызванной усилением флуктуаций»[8, 269270]. По мнению А.П. Назаретяна, синергетика превращает человека в центральное звено научной картины мира. Он пишет: «В рамках классического и неклассического. естествознания присутствие человека в мире виделось досадным недоразумением. Напротив, в неоклассической науке, проникнутой идеей самоорганизации, картезианский тезис «Я существую» принимается за эмпирически наиболее достоверный и исходный для построения универсальной теории; отсюда любая масштабная естественнонаучная модель, игнорирующая факт существования человека, трактуется как заведомо недостоверная» [9]. Прогресс и развитие социальных систем в существенной степени зависят от соотношения самоорганизации и организации, а также от того, насколько организация соответствует внутренней природе систем, объективным потребностям их развития. История демонстрирует нам примеры, когда самоорганизация социальных систем подавлялась организацией. Если насилие и давление выступают открыто, тогда ни о каком единстве самоорганизации и организации, а, следовательно, прогрессе социальных систем говорить не приходится. Например, политика сплошной коллективизации или политика Н. С. Хрущева о посадке кукурузы на всей территории России. Решения были приняты без учета реальных условий и возможностей деревни.
Концепция управления должна учитывать альтернативность эволюции и особенности поведения в критической области значений параметров системы, налагающие существенные ограничения на внешние управляющие воздействия. При этом следует учитывать, что не существует таких внешних воздействий, которые могли бы реализовать способ поведения, отсутствующий в потенциальной структуре системы. Более того, даже если внешнее воздействие в крити-
ческой области значений параметров осуществляется, то результат воздействия нельзя предопределить в силу объективной неопределенности будущего. Важность полученного результата может оказаться непропорциональной приложенным усилиям. Значительные усилия могут привести к незначительному результату, а незначительные по величине усилия могут дать существенный результат. Для того, чтобы полученный результат не был «чисто случайным», в управлении должен быть специальный механизм для передачи внешних воздействий на уровень индивидуального поведения субъектов (индивидов). Если при этом возникает кооперативный эффект, делающий организованным поведение миллионов людей, то результат предпринятых действий однозначен, в противном случае он формируется неустранимыми малыми флуктуациями среды.
Самым важным условием самоорганизации любых социальных систем является постепенный, эволюционный процесс формирования спонтанного порядка и новой структуры в ходе многовекового процесса проб и ошибок. Постепенный, эволюционный процесс способствовал внедрению таких отношений, норм поведения, обычаев и традиций, которые наилучшим образом соответствовали изменившимся условиям существования людей. Приобретаемый таким образом социально-исторический опыт закреплялся в традициях и путем подражания и обучения передавался от поколения к поколению. Именно на основе этого опыта и традиций постепенно возникли мораль, право, язык, наука, искусство и культура в целом.
Таким образом , основополагающими методоло -гическими принципами синергетики являются: не-равновесность, открытость и нелинейность. На их основании синергетика рождает новый образ постне-классического детерминизма, в котором активная роль отводится человеку. Человечество может влиять на будущее, выбирая оптимальный путь развития, но для этого оно должно лучше понять отличие социальной динамики от природной, личностные аспекты социогенеза и механизм его функционирования.
Литература
1. Назаретян А.П. Синергетика в гуманитарном знании: предварительные итоги / А.П. Назаретян // Общественные науки и современность. - 1997. - № 2. - С. 91-98; Малинецкий Г.Г. Нелинейная динамика - ключ к теоретической истории? / Г. Г. Мали-нецкий // Общественные науки и современность. - 1996. - № 5. -С. 54; Международный Московский синергетический форум (некоторые итоги и перспективы) // Вопросы философии. - 1996.- № 10, 11 и др.
2. Николис Г. Познание сложного. Введение / Г. Николис, И. Пригожин. - М, 1990. - С. 275-276.
3. Николис Г. Самоорганизация в неравновесных системах / Г. Николис, И. Пригожин. - М.: Мир, 1979.- С. 488-489.
4. Пригожин И.Р. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках / И.Р. Пригожин. - М., 1985.-С.134.
5. Хакен Г. Синергетика: Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах / Г. Хакен. - М., 1985.-С.19.
6. Пригожин И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс. - М.: Прогресс, 1986.
7. Ельчанинов М.С. Социальная синергетика и катастрофы России в эпоху модерна / М.С. Ельчанинов. - М.: КомКнига, 2005.- С. 37.
8. Николаева Е.М. Социальная философия и синергетика / Е.М. Николаева. - Набережные челны: Изд-во Камского политехн. ун-та, 2001.
9. Назаретян А.П. Синергетика в гуманитарном знании: предварительные итоги / А.П. Назаретян // Общественные науки и современность. - 1997. - № 2. - С.92.
Literature
1. Nazaretjan A.P. Synergetic in humanitarian knowledge: preliminary results / A.P. Nazaretjan // Social studies and the present. -1997. - 2. - P. 91-98; Malinetsky G.G. Nonlinear dynamics - a key to theoretical history? / G.G.Malinetsky // Social studies and the present. - 1996. - 5. - P. 54; International Moscow synergetic forum (some results and prospects) // Questions of philosophy. - 1996.10, 11, etc.
2. Nikolis G. Knowledge of complex. Introduction / G. Nikolis, I. Prigozhin. - M., 1990. - P. 275-276.
3. Nikolis G. Self-organizing in nonequilibrium systems / G. Nikolis, I. Prigozhin. - М.: the World, 1979. - P. 488-489.
4. Prigozhin I.R. From existing to arising. Time and complexity in physical sciences / I.R. Prigozhin.- M., 1985. - P.134.
5. Khaken G. Synergetrics: Hierarchy instabilities in selforganizing systems and devices / G. Khaken.- M., 1985. Q19.
6. Prigozhin I. The order from the chaos: New dialogue of the person with the nature / I. Prigozhin, I. Stengers. - М.: Progress, 1986.
7. Elchaninov M.S. Social synergetic and accidents of Russia during an epoch of a modernist style / M.S. Elchaninov. - М., 2005. - P. 37.
8. Nikolaev E.M. Social philosophy and synergetic / Е.М. Nikolaev. - Naberezhnye Chelny: Publishing house Kamsky polytechnic univ., 2001.
9. Nazaretjan A.P. Synergetic in humanitarian knowledge: preliminary results / A.P.Nazaretjan // Social studies and the present. -1997. - 2. - P.92.
Сведения об авторах
Цырендоржиева Дари Шойбоновна - доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ, [email protected].
Data on authors
Tsyrendorzhieva Dari Shoybonovna - doktor of phylosophical science, professor, the head of Phylosophy departament of BSU, Ulan-Ude, [email protected].
УДК 130.2 ББК Ю 6
Е.Г. Урбанаева
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НОВОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ И «МОЛОДОЙ» РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНОЙ ЦЕННОСТНОЙ ЭКСПАНСИИ ДОМИНИРУЮЩИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ МИРА
Данная статья посвящена проблеме формирования российской ценностной стратегии глобализации молодой России, способной служить контрбалансом альтернативным цивилизационным стратегиям, распространяющим свою ценностную экспансию на Россию и весь мир.
Ключевые слова: ценностные ориентации, интеллигенция, глобализция, цивилизационные стратегии.
E.G. Urbanayeva
THE PROBLEM OF FORMING VALUES OF NEW INTELLIGENTSIA AND «YOUNG» RUSSIA IN CONTEXT GLOBAL VALUE ETPANSE OF DOMINANT WORLD OIVILIZATION
Present article devote to problem of forming global value strategy of young Russia, which shall be able counterbalance to alternative civilization strategy, which spreading value expanse in Russia and in all world.
Key words: values of orientation, intelligency, globalizations, civilizations of strategy.
Старая русская интеллигенция исчезла как социальное явление, но те формы духовности, те формы жизни, которые были связаны с нею, намного пережили ее социальную судьбу и стали наследием нового поколения интеллигенции России. Осмысление этого наследия - один из наиболее важных факторов формирования новой интеллигенции. Этот вектор самосознания российской студенческой молодежи должен быть актуализирован всей мыслящей элитой России. И его актуальность усугубляется тем, что власть в России до сих пор не признала свою культурную миссию, а на российское общество все больше начинает влиять распространяющаяся во всем мире этика «холодного мира» эпохи глобализации. В этом глобальном контексте трагедия ныне живущих россиян, российской интеллигенции, усугубляется тем, что радикальными реформаторами «для них искусственно создается ситуация духовного разрыва связи времен» [4; 23]. Эта искусст-
венно создаваемая и поддерживаемая частью политической, интеллектуальной элиты и СМИ ситуация модернизации без глубокой рефлексии о характере российской цивилизации и роли духовных универсалий российской культуры, отражающая отсутствие самостоятельной российской ценностной стратегии глобализации, способствует успеху доминирующих ныне глобальных цивилизационных стратегий.
Это соперничество «сильных» цивилизаций, все более напоминающее, по сути, конфликт цивилизаций по Хантингтону, как считает югославский социолог Зоран Видоевич, достаточно детально анализируется в аспекте социально-экономическом, геополитическом, экологическом. Но в гораздо меньшей степени, на наш взгляд, этот «конфликт цивилизаций» осознается по линии духовного противоборства и противостояния ценностных миров. Планетарный кризис, активировавший несколько гло-