Научная статья на тему 'Состояние разработанности синергетического подхода в педагогической и социокультурной науке'

Состояние разработанности синергетического подхода в педагогической и социокультурной науке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНЕРГЕТИКА / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИНЕРГЕТИКА / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / SYNERGETICS / SYNERGISTIC APPROACH / PEDAGOGICAL SYNERGY / PERSONAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калимуллина О. А.

В статье говорится о понятии синергетика в науке, о разработанности данной проблемы в педагогической и социокультурной науках. Также рассматривается вопрос синергитизма как явления в науке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATUS drawing the synergetic approach to the PEDAGOGICHKSKOY and sociocultural SCIENCE

The article refers to the concept of synergy in science, the elaboration of this problem in the educational and socio-cultural sciences. Also discusses how sinergitizma phenomena in science

Текст научной работы на тему «Состояние разработанности синергетического подхода в педагогической и социокультурной науке»

УДК374.7

О.А.Калимуллина

СОСТОЯНИЕ РАЗРАБОТАННОСТИ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ НАУКЕ

В статье говорится о понятии синергетика в науке, о разработанности данной проблемы в педагогической и социокультурной науках. Также рассматривается вопрос синергитизма как явления в науке.

Ключевые слова: Синергетика, синергетический подход, педагогическая синергетика, направленность личности.

Kalimullina Olga STATUS DRAWING THE SYNERGETIC APPROACH TO THE PEDAGOGICHKSKOY AND SOCIOCULTURAL SCIENCE

The article refers to the concept of synergy in science, the elaboration of this problem in the educational and socio-cultural sciences. Also discusses how sinergitizma phenomena in science.

Keywords: Synergetics, synergistic approach, pedagogical synergy, personal orientation.

Смысл названия нового научного направления разъяснил Г.Хаккен: «Я назвал новую дисциплину «синергетикой» не только потому, что в ней исследуется совместное действие многих элементов систем, но и потому, что для нахождения общих принципов, управляющих самоорганизацией, необходимо кооперирование многих различных дисциплин».

Определенные аспекты теории самоорганизации с педагогической точки зрения нашли отражение в работах В.А.Аршинова, В.Г.Буданова, В.Г.Виненко, ВА.Игнатовой, Е.Н.Князевой, С.П.Курдюмова, Г.Г. Малинецкого, Н.М.Таланчука, Л.Н.Макаровой, Ю.В.Шаронина, С.С.Шевелевой, В.В.Маткина, О.Н. Федоровой, В.И.Андреева др. В их трудах проводится мысль, что в мире нет абсолютной бесструктурности и абсолютного беспорядка; хаос становится предметом науки. Кроме того, и хаос, и случайность, и дезорганизация могут быть не только разрушительными, но и в определенных обстоятельствах несут в себе созидате-льное и конструктивистское начало. Также положения по синергетике в педагогике представлены в работах М.В.Богуславского, ААВорожбитовой, Л.Я.Зориной, СП.Капицы, Е.Н.Князевой,А.П.Назаретяна, Л.И. Новиковой, Е.Г.Пугачевой, Н.М.Таланчука, Д.И.Трубецкова, ОН.Федоровой, С.СШевелевой, Ю.В. Шаронина и др.

Проблеме использования синергетического подхода в педагогике посвящены и некоторые диссертационные исследования (А.И.Бочкарев, В.Т.Виненко, В.В.Маткин, А.А.Мелентьева, ГАСумина, Л.В. Сурчалова, Ю.В.Талагаев и др.).

В своем исследовании мы опирались на идеи методологии синергетики, отраженные в исследованиях В.И.Андреева, Л.Я.Зориной, Н.М.Таланчука.

Синергетическая модель педагогической воспитательной деятельности была предложена Н.М. Таланчуком. Его исследования по проблемам синергетики были начаты около тридцати лет назад и осуществлялись в рамках педагогики, поэтому его по праву можно назвать родоначальником педагогической синергетики. Согласно его концепции, воспитательная деятельность - это синергетическая система, где все «подчиняется законам системного синергетизма, действие которых проявляется в системно-функциональной закономерности». По мнению исследователя, такими законами являются: закон систем, закон гармонии, закон системогенеза, закон движения, закон развития и саморазвития, закон сообразности, закон синергетизма .

По мнению Н.М.Таланчука, жизнь всех систем - это их синергетизм. Последний проявляется через действие всех названных законов.

Законы системного синергетизма заложили начало новой системно-синергетической философии, на основе которой разрабатывается системно-синергетическая концепция педагогики. Ее исходные положения состоят в следующем:

1) сущность всех педагогических явлений и процессов составляет системный синергизм;

2) любая педагогическая система рассматривается и понимается как синергетическая целостность;

3) источниками и движущими силами развития педагогических систем (и, в первую очередь, развития личности) являются не противоречия, не борьба, не отрицание отрицания, а синергетизм этих систем и их взаимодействия как внутреннего, так и внешнего;

4) педагогические системы по своей сущности являются гомоцентрическими и человековедческими системами, так как имеют объективное назначение - обеспечить формирование человека как личности и овладение ею системной культурой человековедения, выработанной предыдущими поколениями, дающей ей жизненные смыслы и цели, ориентиры в ее развитии;

5) личность в педагогическом процессе рассматривается как синергетическая, социальная, саморазвивающаяся система, сущность которой выражается в качестве освоения и выполнения ею объективных социальных ролей;

6)воспитание есть системно-социальный процесс человековедения [9].

Интерпретация педагогических явлений с точки зрения теории самоорганизации представляется задачей сложной, но весьма важной. В существующих ныне учебниках, справочниках по педагогике нет определений термина "педагогическая синергетика", что говорит о недостаточной теоретической разработанности данного

феномена в самой науке. Причины сложившегося положения мы видим в следующем. Во-первых, термин "синергетика" характеризуется относительной новизной. Во-вторых, интересу-ющая нас область науки, занимающаяся изучением процессов самоорганизации, еще не вполне оформилась, далека от своего завершения и потому не обладает единой и общепринятой терминологией, а математический аппарат синергетики сложен и не всегда может быть в доступной форме распространен на основные педагогические положения. В-третьих, достаточно быстрая эволюция новой области знаний не оставляет времени на то, чтобы так же быстро систематизировать все накопленные научные данные и построить логически строгую и в достаточной степени стройную систему понятий. В-четвертых, в силу своей специфики синергетические исследования проводятся разобщенно, каждая наука при этом использует "свой" словарь. По мнению Буданова «синергетика должна вводится в образовательный процесс сразу по трем направлениям:

I СИНЕРГЕТИКА ДЛЯ ОБРАЗОВАНИИ (SYNERGETICS FOR): интегративные курсы синергетики в средней и высшей школе по завершении очередного цикла обучения - подготовительная, начальная, средняя школа, цикл фундаментальных дисциплин в высшей школе, цикл специальных дисциплин, аспирантура, факультеты переподготовки и повышения квалификации учителей и преподавателей, адаптивные курсы и получение второго образования людьми в зрелом возрасте. И начинать надо с создания учебной литературы и специальных потоков ФПК. Это путь спирального восхождения по рубежам осознания целостности мира.

II СИНЕРГЕТИКА В ОБРАЗОВАНИИ (SYNERGETICS IN): внедрение в частных дисциплинах материалов иллюстрирующих принципы синергетики - в каждой дисциплине, будь то естественнонаучная или гуманитарная дисциплина, можно найти разделы изучающие процессы становления, возникновения нового, и здесь уместно наряду с традиционным использовать язык синергетики, позволяющий в дальнейшем создать горизонтальное поле междисциплинарного диалога, поле целостности науки и культуры.

III СИНЕРГЕТИКА ОБРАЗОВАНИЯ (SYNERGETICS OF): синергетичность самого процесса образования, становления личности и знания. Здесь в наибольшей степени сказывается антропный, постнеклассической характер синергетики, в процессах диалога и развитии самореферентных систем. Высокие примеры педагогического мастерства и авторских методик и есть лучшие образцы приложения целостных синергетических подходов, но сегодня проблема не в том, чтобы создать единую методику, а в том, чтобы научить педагога осознанно создавать свою, только ему присущую методику и стиль, оставаясь на позициях науки о человеке». В большинстве работ синергетика рассматривается как особая парадигма мировосприятия и как специфический (нелинейный) стиль мышления. Это своеобразный диалог с философией и конкретно-научными дисциплинами в ходе познания процессов самоорганизации и саморазвития.

Среди положений синергетики в педагогической деятельности, профессор Масленникова В.Ш. отмечает следующие:

- условием динамического развития системы является наличие в ее структуре неустойчивых, неравновесных состояний;

- поле путей развития системы содержит альтернативы и определяется внутренними свойствами системы;

- определяющими для перехода системы на новый уровень развития могут стать малые воздействия;

- механизмы синергетического управления строятся на принципе резонансавнутренних свойств системы и слабых воздействий [8].

В.И.Андреев [1] предлагает назвать педагогической синергетикой "область педагогического знания, которая основывается на законах и закономерностях синергетики, то есть законах и закономерностях самоорганизации и саморазвития педагогических, то есть образовательно-воспитательных систем". Педагогическая синергетика, считает В.И.Андреев [1], дает возможность по-новому подойти к разработке проблем развития педагогических систем, рассматривая их прежде всего с позиции "открытости", сотворчества и ориентации на саморазвитие. В некоторых педагогических источниках [4] синергетика определяется как "наука, исследующая процессы перехода сложных систем из неупорядоченного состояния в упорядоченное и вскрывающая такие связи между элементами этой системы, при которых их суммарное действие в рамках системы превышает по своему эффекту простое сложение эффектов действий каждого из элементов в отдельности". Таким образом, для педагогики синергетика начинает выступать как один из методологических принципов, поскольку в рамках целенаправленного взаимодействия в педагогическом процессе как раз и наблюдаются эффекты, изучаемые новой областью знаний. В.А.Игнатова [3] выделяет три важнейшие составляющие использования идей синергетики в образовании:

- дидактические аспекты адаптации идей синергетики в содержании образования;

- использование их в моделировании и прогнозировании развития образовательных систем;

- применение в управлении учебно-воспитательным процессом. Как отмечает В.Д.Грачев [2], распространение синергетических идей в современных условиях стало: мощным фактором, обеспечивающим стирание границ между естествознанием и обществоведением и построение универсальной эволюционной картины мира; средством гуманитаризации образования; своеобразным "методологическим инструментом" при исследовании массовой психологии, а также механизмов творчества. Чтобы применять принципы синергетики к анализу процессов, происходящих в образовании, необходимо определить, насколько система образования может рассматриваться как синергетическая. Для этого она должна изучаться с позиции методологии синергетики, как открытая, самоорганизующаяся, нелинейная система. Основными понятиями синергетики являются открытость, нелинейность, неравновесность. Теория самоорганизации оперирует такими понятиями, как точки бифуркации, флуктуации, диссипативные структуры, аттрактор, фрактальность. Систему образования можно считать

открытой, поскольку, во-первых, в ней постоянно идет процесс обмена информацией (знаниями) между преподавателем и обучающимся (обратная связь), целенаправленного добывания информации. Во время этого процесса появляются новые цели, методы и средства обучения. Во-вторых, меняется содержание образования, т. к. оно не соответствует системе знаний и умений обучающихся в данный момент. Возникает нелинейность как процесса, так и результата. Результат образовательного процесса всегда отличен от замыслов его участников. В-третьих, постоянно увеличивающееся образовательное информационное пространство выводит систему из устойчивого равновесия. Как известно, синергетика исходит из принципа эволюционирования окружающего мира по нелинейным законам. В широком смысле эта идея может быть выражена в многовариантности или альтернативности выбора. В системе образования многовариантность означает создание в образовательной среде условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса индивидуального движения к успеху, стимулирование самостоятельности выбора и принятия ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного пути. Более конкретно такой выбор заключается в возможности определять индивидуальную траекторию образования, темп обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип учебных заведений, учебные дисциплины и преподавателей, формы и методы обучения, индивидуальные средства и методики, творческие задания и т. п. Процесс самоорганизации представляет собой самопроизвольное возникновение, относительно устойчивое существование в открытых неравновесных системах новых структур. Самоорганизация в педагогической системе предполагает наличие определенного взаимодействия между обучающим и обучающимся, что соответствует требованиям развития педагогической системы и вытекает из объективных предпосылок её самодвижения. Это позволяет понять и механизм развития педагогического процесса. Прочие важнейшие понятия синергетики также достаточно корректно соотносятся с понятиями традиционной педагогики Таким образом, синергетика может выступить "в качестве методологической основы для прогностической и управленческой деятельности в современном мире. Синергетика ориентирована на поиск неких универсальных законов эволюции открытых неравновесных систем любой природы" [2, 5, 6, 7].

С использованием идей синергетики, во-первых, становится очевидным, что сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути их развития; во-вторых, синергетика свидетельствует о том, что всякая сложноорганизованная система имеет, как правило, не единственный, а множество собственных, отвечающих ее природе, путей развития; в-третьих, синергетика демонстрирует, что хаос может выступать механизмом самоорганизации и самодостраивания структур, удаления лишнего [3, 6]. « Таким образом, считает Масленникова В.Ш. в своей монографии «Формирование социально-ориентированного специалистав процессе воспитательной деятельности педагога в системе профессионального образования» синергетика может выступить в качестве методологической основы для прогностической и управленческой и воспитательной деятельности в современных условиях. Синергетика ориентирована на поиск неких универсальных законов эволюции открытых неравновесных систем любой природы. С использованием идей синергетики, во-первых, становится очевидным, что сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути их развития; во-вторых, синергетика свидетельствует о том, что всякая сложноорганизованная система имеет, как правило, не единственный, а множество собственных, отвечающих ее природе, путей развития; в-третьих, синергетика демонстрирует, что хаос может выступать механизмом самоорганизации и самодостраивания структур, удаления лишнего» [8]. И мы абсолютно согласны с мнением автора. И уверены, что именно синергетический подход к формированию творческой направленности личности и должен опираться на данные положения.

С позиции синергетики в обучении нет абсолютной бесструктурности, абсолютного беспорядка; даже хаос становится предметом науки. И хаос, и случайность, и дезорганизация могут быть не только разрушительными, но в определенных обстоятельствах заключают в себе созидательное и конструктивное начало. Концептуально-методологическая новизна идей самоорганизации связана с признанием способности различных систем к саморазвитию не только за счет притока энергии, информации, вещества извне, но прежде всего за счет использования своих внутренних возможностей. Новая синергетическая концепция может способствовать глубокому познанию таких сложных, нелинейных, эволюционирующих, открытых систем, как общество, различные его подсистемы, в том числе система образования. Сложившееся положение с адаптацией идей синергетики в сфере образования и воспитания обуславливают возникновение проблемы создания педагогической системы синергетического подхода к социально-культурной сфере и сфере досуга.

Литература

1.Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. - 568 с.

2. Грачев В. Д. Философия ума / В. Д. Грачев. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. - 108 с.

3. Игнатова В. А. Педагогические аспекты синергетики / В. А Игнатова // Педагогика. - 2001. - № 8. - С. 26-31.

4.Князева Е. Н. Синергетика и новые подходы к процессу обучения / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов. - Режим доступа: http://www.uni-dubna.ru.

1.Andreev V. I. Pedagogika tvorcheskogo samorazvitija / V. I. Andreev. - Kazan': Izd-vo Kazanskogo un-ta, 1996. - 568 s.

2. Grachev V. D. Filosofija uma / V. D. Grachev. - Stavropol': Izd-vo SGU, 1999. - 108 s.

3. Ignatova V. A. Pedagogicheskie aspekty sinergetiki / V. A. Ignatova // Pedagogika. - 2001. - № 8. - S. 26-31.

4.Knjazeva E. N. Sinergetika i novye podhody k processu obuchenija / E.N. Knjazeva, S.P. Kurdjumov. - Rezhim dostupa: http://www.uni-dubna.ru.

5.Knjazeva E. N. Sinergetika kak sredstvo integracii

5.Князева Е. Н. Синергетика как средство интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Высшее образование в России. - 1994. - № 4. - С. 31-36.

6.Князева Е. Н. Синергетика: начала нелинейного мышления / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов / / Общественные науки и современность. - 1993. - № 2. - С. 38-47.

7.Князева Е. Н. Синергетический вызов культуре / Е. Н. Князева // Московский международный синергетический форум. - Режим доступа: http://www.iph.ras.ru/

8.Масленникова В. Ш. Синергетика как новый методологический подход к воспитанию в системе профессионального образования [Электронный ресурс] / В.Ш.Масленникова. - Режим доступа: http://www. Spek. keytown.com/rasIIIProg/4_meropr/ /pages/innovacii/6.htm. 9.Масленникова В.Ш. Формирование социально-ориентированного специалистав процессе воспитательной деятельности педагога в системе профессионального образования Казань - 2010 С. 258-258

estestvennonauchnogo i gumanitamogo obrazovanija / E. N. Knjazeva, S. P. Kurdjumov // Vysshee obrazovanie v Rossii. -1994. - № 4. - S. 31-36.

6.Knjazeva E. N. Sinergetika: nachala nelinejnogo myshlenija / E. N. Knjazeva, S. P. Kurdjumov // Obshhestvennye nauki i sovremennost'. - 1993. - № 2. - S. 38-47.

7.Knjazeva E. N. Sinergeticheskij vyzov kul'ture / E. N. Knjazeva // Moskovskij mezhdunarodnyj sinergeticheskij forum. - Rezhim dostupa: http://www.iph.ras.ru/~mifs.

8.Maslennikova V. Sh. Sinergetika kak novyj metodologicheskij podhod k vospitaniju v sisteme professional'nogo obrazovanija [Jelektronnyj resurs] / V.Sh.Maslennikova. - Rezhim dostupa: http://www. Spek. keytown.com/rasIIIProg/4_meropr/ /pages/innovacii/6.htm.

9.Maslennikova V.Sh. Formirovanie social'no-orientirovannogo specialistav processe vospita-tel'noj dejatel'nosti pedagoga v sisteme professional'nogo obrazovanija Kazan' - 2010 S. 258258

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.