НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
К.И. РОМАШКИН доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии и социологии РГАУ-МСХА им. К.А.Тимирязева А.А. МАМЕДОВ кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии РГАУ-МСХА им. К.А.Тимирязева*
Синергетическое мышление в постнеклассической науке
«Не нужно ждать с поникшей головой новых глобальных катастроф, а нужно попробовать смоделировать другой возможный путь развития мира»
С.П.Курдюмов
Прошло уже больше 20 лет с того момента, когда В.С.Степин впервые ввел в научный оборот термин «постнеклассика» для обозначения целого пласта явлений в науке, культуре, истории, возникших во второй половине XX столетия. Как и для любого направления, имеющего в названии слово «пост», постнеклассика рассматривается и понимается в сравнении с предшествующими течениями, от которых она отличается по ряду характеристик. Примечательно, что и по сей день практически все исследования в области постнеклассической науки начинаются с ее сравнения с классической и неклассической наукой, и, дойдя до самой постнеклассической науки, в значительной степени ограничиваются лишь определением общего проблемного поля, характера и направления исследовательской деятельности. Отчасти это объясняется тем, что
* Ромашкин Константин Игоревич, Мамедов Азер Агабала-оглы, e-mail: [email protected]
«эвристические возможности постнеклассической науки пока что не раскрыты»1, поэтому многие вопросы в этой области носят дискуссионный характер.
Однако параметры, определенные для постнеклассической науки В.С.Степиным, имеют свои отличительные особенности. Выделяя из трех критериев различения, предложенных В.С.Степиным, один, а именно тип системной организации объектов, отметим, что классическая наука занималась простыми (изолированными) объектами, неклассическая наука -сложными саморегулирующимися объектами, а постнеклассическая наука -сложными саморазвивающимися объектами. Здесь важно подчеркнуть различие между саморегуляцией, характерной для неклассической науки, и саморазвитием, как явлением постнеклассической науки. Саморазвитие системы включает в себя ее саморегуляцию, но не сводится к ней, так как представляет собой более сложный тип системной организации. В таких системах происходит переход от одного вида саморегуляции к другому. Кроме того саморазвивающаяся система способна порождать новые уровни2.
В отличие от классической методологии, изобилующей множеством принципов, постнеклассическая методология обходится минимальным набором принципов, обеспечивающих функционирование системы. Например, применительно к синергетической методологии В.Г.Буданов выделяет два принципа Бытия (гомеостатичность и иерархичность) и пять принципов Становления, сердцевину которых составляют три «НЕ». Он их называет «не-принципами». Это - нелинейность, неустойчивость и незамкнутость. Эти «не-принципы» дополняются двумя другими -
-5
динамической иерархичностью и наблюдаемостью . Принципы становления играют ключевую роль в развитии системы: пройдя этапы трансформации,
1 Аршинов В.И., Буров В.А., Гордин П.М. Становление субъекта постнеклассической науки и образования // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. М., 2007, с. 115.
2 Степин В.С. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различения // Постнеклассика: философия, наука, культура. СПб., 2009, с. 262.
3 Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке: принципы и перспективы // Постнеклассика: философия, наука, культура. СПб., 2009, с. 379.
сменяя последовательно фазы гибели и рождения, подвергаясь хаосу, система обновляется, обретя себя в новом порядке.
В качестве принципа Бытия гомеостатичность, как считает В.Г.Буданов, обеспечивает движение системы в определенных рамках, не позволяя ей сбиться с заданного курса, и двигаться, таким образом, к намеченной цели. Хотя цель и определена, система на пути к ней может колебаться, так как постоянно обменивается с окружающей средой энергией, веществом и информацией. В процессе этого обмена могут происходить изменения в широких диапазонах - у теплокровных животных - температура тела; у самолетов - автопилот, у кораблей - система навигации и т.д. позволяют, варьируя в определенных пределах, двигаться к конечной цели.
В принципе иерархичности, по В.Г.Буданову, выражается составная природа вышестоящих уровней по отношению к нижестоящим: «То, что для низшего уровня есть структура-порядок, для высшего есть бесструктурный элемент хаоса, строительный материал»1.
Синергетика как новая отрасль знания имеет свой собственный блок терминов, таких как «аттрактор», «бифуркация», «фракталы», «хаос» и т.д.
Под термином «аттрактор» подразумевается состояние системы, которое притягивает к себе все множество траекторий системы. В этом смысле аттрактор представляет собой структуру, на которую выходят процессы самоорганизации в открытых нелинейных средах. С.П. Курдюмов и Е.Н. Князева аттракторы уподобляют эйдосам Платона и идеальным формам Аристотеля, а также, применительно к человеческой психике, архетипам Юнга .
Всякая выходящая на аттрактор система телеологична. Но поскольку система не может не выйти на аттрактор, нетелеологических систем нет. Отсюда следует, что понятия «аттрактор» и «цель» очень близки.
1 Там же, с. 381.
2 Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Синергетическое мировидение. М., 2005, с. 89.
Бифуркация есть состояние, когда система выбирает. Система выбирает, потому что неустойчива. Устойчивая и, соответственно, замкнутая система не может выбрать, ибо в ней «все уже выбрано», определено.
Благодаря тому, что подавляющее большинство систем характеризуются нелинейностью, незамкнутостью, они оказываются способными к развитию. Очевидно, что линейные, замкнутые системы являются тупиками эволюции, и неслучайно таких систем в известной нам Вселенной очень мало. В значительной степени развитие органических и неорганических систем, равно как и общества характеризуется открытостью, т.е. незамкнутостью и нелинейностью. (Если б в истории доминировало линейное мышление, то она и вправду чему-нибудь и учила бы).
Классическая наука, как известно, имела дело с линейными, замкнутыми системами, для описания которых было достаточно применения способов классической механики. Первым серьезным сигналом для расшатывания основ классической парадигмы стала дисциплинарная организация науки, оформившаяся в XIX в. Идеалы и нормы научного исследования, связанные с изоляцией объекта, постепенно уступали место другим подходам и представлениям. В биологии, например, укоренились эволюционные представления. В математике открытие неевклидовых геометрий показало ограниченность требования наглядности и очевидности их постулатов теории. Развитие физики в XIX в. показало, что по одному и тому же вопросу могут быть несколько противоречащих друг другу истинных положений.
Постнеклассическая наука переосмыслила понятие «хаос», характерное для классической науки, рассматривая его как нормальное состояние саморазвивающейся системы. Синергетическое мышление формирует у нас новое представление о хаосе. Как известно, хаос в классической науке ассоциировался с разрушением, гибелью, беспорядком и т.д. Здесь же хаос выступает как созидающее начало. Пройдя через хаос, простые структуры объединяются в сложные. Хаос необходим для выхода системы на
аттрактор. «Жертвы необходимы всюду, ибо без них не будет нового. Закон эволюции жесток. В мире должна быть определенная доля «зла», хаоса, разрушения, блужданий, зряшности, ибо только на этой основе может возникнуть нечто значимое, ранее небывшее, невиданное и незнаемое»1.
Идеей жертвенности пропитана история биологических видов, равно как и человеческой культуры. Ход эволюции ускорялся потому, что вымирали целые виды. Применительно к человеческому обществу можно вспомнить известные слова Маркса о том, что «революции есть локомотивы истории».
Диалектическое мышление в классической науке, будучи линейным, стремилось к тому, чтобы исключить хаотичность мышления, очистить его от случайных компонентов. «Мы вообще делаем большой шаг вперед, -писал Гегель, - когда в области мышления перестаем говорить о случайном». Синергетическое мышление исходит из того, что нет позитива без погружения в негатив. Позитив и негатив, добро и зло, разрушение и гибель взаимно уравновешивают друг друга.
Синергетическое мышление монистично: в нем случайность и необходимость, возможность и действительность выступают как разные стадии единого процесса развития.
Одной из особенностей синергетического мышления является новое понимание холизма. Синергетика акцентирует холистское видение саморазвивающихся систем, заключающееся в нередуцируемости целого к его частям.
Возникновение и развитие синергетики, изменения, происходившие на рубеже ХХ-ХХ1 вв. в различных областях знания, в том числе и в междисциплинарных, ставят перед философией науки новые задачи по их осмыслению, разработке философско-методологических оснований исследований в данных областях знания. Природа философского знания
1 Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Указ. соч., с. 134.
такова, что оно не может «идти впереди науки», давать готовые рецепты для специально-научного знания. Другими словами, философия, и философия науки в частности, не может заменить собой теоретический базис эмпирических наук. Собственно, этим и занималась практически вся спекулятивная философия, метафизика: - философы от эпохи античности до Э. Гуссерля пытались найти в философии то, что входило в сферу эмпирических наук.
Оформление программы позитивизма, прежде всего логического позитивизма в лице Венского кружка, усматривающей задачи философии в объяснении положений специальных наук, дало новый толчок развитию философии. Однако в настоящее время опять предпринимаются попытки «поставить» философию на допозитивистские рельсы, и найти в ней исходные основания знания. К чему ранее приводили подобные попытки, мы знаем: философия, говоря словами К.Поппера, превратилась в болтовню. Вот что пишет, в частности, М.А.Розов: «Зачем, например, философу науки описывать эксперимент Майкельсона, если он давно описан в специальной научной литературе? Зачем дублировать то, что входит в задачу каждого ученого? Философия науки должна иметь свой собственный предмет исследования и давать что-то новое...»1. Действительно, описанный в специальной научной литературе эксперимент Майкельсона, к примеру, студенту гуманитарного вуза, изучающему дисциплины типа «Концепции современного естествознания», «История и методология науки», не дает ничего. Другое дело - эксперимент Майкельсона или смысл преобразований Лоренца в прочтении философа науки И.Лакатоса. Известно также, что А.Эйнштейну часто приходилось выступать в роли философа, объясняющего широкой общественности смысл теории относительности. И в настоящее время известный физик-теоретик С. Хокинг выступает как философ,
1 РозовМ.А. Философия науки в новом видении // Постнеклассика: философия, наука, культура. СПб., 2009, с. 348.
выпуская для широкой научной общественности «облегченные» варианты своих трудов, например «Кратчайшую историю времени».
Специфика постнеклассики такова, что в философию приходит новая волна, состоящая из специалистов других областей знания (в первой четверти XX в. это привело к образованию Венского кружка), которые не дают философии вновь погружаться в метафизику. А к концу 80-х гг. все к этому шло, когда старая система ценностей начала давать сбои. Этим отчасти объясняется, почему век неклассической науки, по сравнению с классическим периодом, был достаточно коротким.
Синергетика могла возникнуть и развиваться в рамках специальных наук - в физике, химии, биологии, на стыке различных междисциплинарных дисциплин. Основатель синергетики Г.Хакен, будучи по профессии физиком, исходит из того, «чтобы нами руководили не философские принципы, но только опыт»1.
Синергетика как новое мировидение, как новый способ постижения мира разрушает наши традиционные представления об идеале научного знания, основу которого составляло линейное мышление. Синергетика же учит видеть мир нелинейно. Синергетическое знание - это знание постнеклассическое, акцентирующее внимание на таких моментах сложных самоорганизующихся систем, как неустойчивость, нелинейность, неравновесность. Будучи открытой, нелинейной, неустойчивой, нестабильной, система способна к самоорганизации. Однако при этом нужно иметь в виду, что здесь имеется односторонний характер зависимости: всякая самоорганизующаяся система открыта, но не всякая открытая система способна к самоорганизации, т.е. может организовать структуру2.
1 Цит. По: Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Указ. соч., с. 186.
2 См. там же, с . 43.
Синергетика исходит из того, что метод проб и ошибок, который был взят на вооружение К.Поппером, стар и его нужно отбросить. Нужно сократить время, считал С.П.Курдюмов, на лишние, тупиковые попытки и эксперименты. Диссипация, гибель, отбор, хаос - вот необходимые элементы эволюции.
В постнеклассической науке знание рассматривается в рамках общечеловеческого культурного контекста, и в этом контексте осмысление такого знания осуществляется посредством философских идей и принципов. Другими словами, постнеклассическая наука имеет собственные философские основания, создающие новые представления о природе и характере знания и методе исследования. Постнеклассическая наука, говоря словами В.В.Ильина1, функционирует как знание-инструмент, ориентированное на утверждение человека в мире. С этой точки зрения наука не просто познает мир, она познает его для человека, ибо мир без человека ничто2.
Рассматривая вопрос о философских основаниях науки, В.С.Степин подчеркивает, что их не следует отождествлять с общим массивом философского знания. Культура каждой исторической эпохи порождает великое множество проблем и столь же много вариантов их решения. Из всего этого массива используются только некоторые идеи и принципы. В этом смысле философия есть рефлексия не только над наукой, но и над
-5
основаниями всей культуры . Рефлексируя над основаниями всей культуры, философия обладает избыточным содержанием по сравнению с запросами науки той или иной исторической эпохи. В качестве примера можно привести идею атомистики, которая на протяжении многих веков оставалась чисто умозрительной концепцией, пока наука Нового времени не превратила ее в факт опыта.
1 В.В.Ильин предпочитает использовать собственный термин «неонеклассика».
2 Ильин В.В. Философия и история науки. М., 2005, с. 354 -355.
3 Степин В.С. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различения // Постнеклассика: философия, наука, культура. СПб., 2009, с. 287.
Как известно, становление и развитие любой новой дисциплины или направления сопровождается поиском схожих, созвучных идей и принципов, имевших место в истории философии, науки, культуры. Например, говоря о диалектике, обращались к древнегреческой философии, и находили элементы диалектического мышления в философии Гераклита, элеатов и т.д. Отечественные авторы С.П.Курдюмова и Е.Н.Князева анализируют взгляды мыслителей Запада, в которых находят элементы синергетического мышления. Это - «совершенные тела Платона», «космические вихри Декарта», «монадология Лейбница», «модусы времени у Хайдеггера» и т.д. Но если говорить о «встраивании» синергетики в систему философских традиций Запада, которое, как отмечают С.П.Курдюмов и Е.Н.Князева, только начинается1, то нужно было начать вовсе не с Платона, а с Анаксагора, утверждавшего, что «во всем есть часть всего». «Идея единства и согласованности мира, единой всепроникающей связи всего со всем»2 в западной философской традиции впервые встречается у Анаксагора.
Другой пример - «мир предрасположенностей» К.Поппера. С.П.Курдюмов и Е.Н.Князева эволюцию биологических видов уподобляют эволюционному дереву: «Прохождение через точки ветвления - сделанный «выбор» - закрывает другие, альтернативные пути и открывает новые перспективы, делая тем самым эволюционный процесс необратимым»3. А вот что пишет Поппер: «Мир предстает перед нами уже не как каузальная машина - теперь он выглядит как мир предрасположенностей, как разворачивающийся процесс реализации возможностей и разворачивания новых возможностей. Это ясно видно в физическом мире, где новые элементы, новые атомные ядра возникают при предельных значениях температуры и давления - элементы, способные выжить, только если они не
1 Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Указ. соч., с. 122.
2 Там же, с. 105.
3 Там же, с. 91.
слишком устойчивы. А вместе с новыми ядрами, с новыми элементами создаются новые возможности, которых раньше просто не было»1.
Таким образом, в системе К.Поппера будущее открыто: оно действует на нас как приманка. Именно будущее и его конкурирующие возможности притягивают нас. Аналогичные особенности синергетического мышления можно встретить и у других представителей постпозитивизма - Т.Куна, И.Лакатоса, П.Фейерабенда и др.
Резюмируя сказанное, отметим, что, будучи встроенным в систему человеческого знания, синергетическое мышление на протяжении всей допостнеклассической традиции функционировало в качестве островка в мире линейного знания, но в современную эпоху превращается в ключевой элемент научного познания, определяющий будущее развитие науки.
Ромашкин К.И., Мамедов А.А. Синергетическое мышление в постнеклассической науке.
В статье анализируется роль синергетического мышления в постнеклассической науке. Рассматривается значение для постнеклассической науки основных элементов синергетического мышления - нелинейности, незамкнутости, неустойчивости, хаоса и т.д.
Ключевые слова: постнеклассическая наука, синергетика, синергетическое мышление.
Romashkin K.I., Mamedov A.A. Synergetic thinking in a postnonclassical science.
The article is devoted to role of synergetic thinking in a postnonclassical science. The author consideres significance for a postnonclassical science of basic elements of synergetic thinking -nonlinearity, nonclosing, instability, chaos etc.
Key words: postnonclassical science, synergetics, synergetic thinking.
1 Поппер К. Мир предрасположенностей: два новых взгляда на причинность //Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. Карл Поппер и его критики. М., 2000, с. 188.