Научная статья на тему 'Проблема научно-технического разума в экологии: философский анализ'

Проблема научно-технического разума в экологии: философский анализ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
88
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ РАЗУМ / SCIENTIFIC AND TECHNICAL REASON / ЭКОЛОГИЯ / ECOLOGY / СИНЕРГЕТИКА / SYNERGY / РАЦИОНАЛЬНОСТЬ / RATIONALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Куликов Антон Валерьевич

Данная статья, посвящена проблеме научно-технического разума в экологии в контексте синергетической парадигмы и оценке. С позиций синергетики дается оценка научно-техническому разуму и его выхода за идеалы и ценностные установки постнеклассической рациональности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article devoted to the problem scientific and technical of reason in ecology in the context of synergetic paradigm and evaluation. From the standpoint of synergy provides an assessment of scientific and technical reason and its release for the ideals and values postnonclassical rationality.

Текст научной работы на тему «Проблема научно-технического разума в экологии: философский анализ»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ПРОБЛЕМА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗУМА В ЭКОЛОГИИ: _ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ_

Куликов Антон Валерьевич

Студент, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, Россия

Аннотация

Данная статья, посвящена проблеме научно-технического разума в экологии в контексте синергетиче-ской парадигмы и оценке. С позиций синергетики дается оценка научно-техническому разуму и его выхода за идеалы и ценностные установки постнеклассической рациональности.

Annotation

This article devoted to the problem scientific and technical of reason in ecology in the context of synergetic paradigm and evaluation. From the standpoint of synergy provides an assessment of scientific and technical reason and its release for the ideals and values postnonclassical rationality.

Ключевые слова: научно-технический разум, экология, синергетика, рациональность.

Keywords: scientific and technical reason, ecology, synergy, rationality.

Наука, как и научное знание, «представляет собой открытую систему, которая погружена в общество и связана с ним сетью обратных связей» [3, с. 13]. Любое знание детерминировано не только социокультурным контекстом исторической эпохи, но внутренними особенностями строения своей науки и спецификой предметной области. И экология не является исключением. Возникнув в 19 веке, она развивается по своим тенденциям и закономерностям. Но с расширением эвристического потенциала методологии синергетики и доминированием эволюционной эпистемологии, экология инклюзировала в себя идеалы и нормы синергети-ческой парадигмы. Основанием тому послужила представление о биосфере и экосистемах как о сложных, открытых и самоорганизующихся системах иерархически выстроенных, отражая их реальные и характерные тенденции. К тому же экология своими основаниями уходит к биологии и химии, где синергетические представления заявили о себе впервые.

Критерий объективности знание в экологии фундируется онтологическим образом, предполагающим процессуальность всех систем, неравновесный и открытый характер, что обеспечивает взаимодействие на основе обмена веществом, энергией и информацией. Поэтому постнекласси-ческий субъект «становится в контексте истории, в контексте исторического времени, в контексте открытого и развивающегося диалога» с природой [4, с. 116]. При таких взаимодействиях учитываются положительные и отрицательные обратные связи, которые если не уравновешивают друг друга, то приводят экосистему к неравновесному состоянию, чреватому экологической катастрофой, либо сильнейшими необратимыми процессами, которые наносят непоправимый урон экологии. Такие процессы наблюдаются при испытаниях ядерного оружия, сносах крупных зданий и промышленных комплексов и безмерных нефтяных загрязнений, или «захламления» космического пространства. Все эти уроны, наносимые экологической системе и биосфере (всем существующим живым системам), развитием научно-технического

разума, служат отрицанием последнего самого себя (Гегель). Таким образом, разум, детерминируемый «Капиталом», теряет естественные границы, утрачивая критерий меры, не считаясь с Вселенной как живым развивающимся организмом. Таким образом, научно-технический разум техногенной цивилизации раскачивает экологическую систему до максимума, стремясь на конечный аттрактор (небытие). Аттракторы - это «те реальные структуры в открытых нелинейных средах, на которые выходят процессы эволюции в средах в результате затухания в них переходных процессов» [1, с. 7].

Сегодня, научно-технический разум надеется на переходы как безграничные постоянно возобновляющиеся возможности бытия, но на самом деле они ограничены и будущие может «застыть» в настоящем и экологическая система перестанет возобновляться и справляться с безмерными действиями «соучастника» глобального круговорота вещества, информации и энергии. Язык намного мудрее его носителя, сохранил смысл слова Вселенная как «вселещиееся», т.е. включающая в свои пределы как органическое целое активного наблюдателя (антропный принцип), который ведет ее к гибели. Поэтому в физике становиться вопрос о фундаментальности и неизменности законов. Наблюдатель, его научно-технический разум должны осознать, что губят, прежде всего, себя и переключиться на коэволюционные процессы, процессы восстановления. Так как человек разрушает себя. Возможно это логический исход его?

Огромные масштабы экспансии в природе «взбесившегося» разума нуждаются в этической «обузданности», требующей формирование ценностно-нормативных структур познания. Тех границ, которые будут сдерживать, и направлять научно-технический разум, который сужает все больше границы природы. Разум до сих пор в «объятьях» классического идеала знания, который утверждался на основе сциентиского мировиде-ния, в котором любое знание, трактуется непоколебимой истинной в последней инстанции. Истины научно-технического разума абсолютны и

оправданы, имеют под собой онтологические основания. Такая позиция считает знание и технику целесообразней, чем все живое в природе. В последней он видит безжизненный механизм. Таким образом, сам человек становиться бездушным придатком такого механизма.

«Это и не позволяет считать природу всего лишь«мертвым» материалом, служащим для пользы человеческого общества. Так что бэконовский девиз: «Знание - сила» - лишается механическо-силового смысла и приобретает созерцательно-ценностный акцент.

Ценностные ориентиры субъекта должны быть перенесены и на объект, да и формироваться они должны субъектом в соответствии с объектом изучения. Варварское отношение человека к природе, неразумное использование природных ресурсов и полезных ископаемых, загрязнение экологии, учитывая принцип кольцевой причинности и нелинейный характер процессов, приведет к катастрофическим последствиям как на Земле, так и во всем образе жизни человека. Уже не говоря о том, возможна ли будет жизнь биологических существ» [2, с. 66].

В синергетической парадигме действует принцип относительности и «взбесившейся» научно -технический разум должен понять, что истины, открываемые им «временяться», исторически ограничены. И претендовать на статус оконча-

тельных и бесспорных не должны. Экологический кризис, опустынивание, исчерпание ресурсов в недалеком будущем и пищевая проблема - говорят о экспоненциально усиление устремлений разума, который ищет другие планеты для их экспансии. Поэтому следует изменить координально тактику научно-технического разума, его ориентацию на экспансию и «варварское» отношение к природе, и понять, что скрыться или спастись посредством своих «уловок» разум (Гегель) не сможет. Пока не пройдена «точка невозврата».

Список литературы:

1.Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. - 1992. - №12. - C. 3-20.

2. Лященко М.Н. Проблема объективности знания в синергетике // Вестник Бурятского государственного университета: Философия, Социология, Политология, Культурология. - Улан-Удэ: БГУ, 2010. - Вып. 14а. - С. 64-67.

3. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М., Прогресс, 1986. С.432.

4.Степин В.С. О философских основаниях синергетики // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. - М.: Прогресс-традиция, 2007. - С. 97-102.

_О ПАТРИОТИЗМЕ_

Попов Павел Михайлович

студент ФГБОУ ВО Уральский государственный педагогический университет г. Екатеринбург

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрен феномен становление понятия патриотизм, характерные черты данного феномена, рассмотрен феномен патриотизма в контексте русского патриотического воспитания и дана характеристика патриотизма присущего русскому народу.

ANNOTATION

The article deals with the phenomenon of the formation of the concept of patriotism, the characteristics of the phenomenon, the phenomenon is considered in the context of Russian patriotism patriotic education of patriotism and given the inherent characteristics of the Russian people.

Ключевые слова: патриотизм, объект патриотизма, субъект патриотизма.

Keywords: patriotism, patriotic object, the subject of patriotism.

Патриотизм. Каким смыслом наполнено сегодня это слово для нас, что каждый вкладывает в него, кого мы сегодня с уверенностью можем назвать патриотом своей страны? Все эти и еще множество подобных вопросов стали особенно актуальны в современном мире. В мире, в котором главенствуют процессы глобализации и интеграции, в котором стираются все границы, а запад активно пропагандирует и навязывает свои ценности, моральные устои, своих героев и культуру, заставляя нас забывать о своей. В результате в сознании формируется ложная идея, что где - то там лучше, чем у нас, а наша история становится скучна и неинтересна, забываются народные герои, и традиции, что в свою очередь может повлечь весьма серьезные и негативные последствия. Именно поэтому важно сегодня воспитывать

настоящих патриотов, любящих свою страну, знающих ее историю и чтущих ее традиции.

Слово патриотизм уводит нас корнями в древнюю Грецию, где оно означало "соотечественник", "Родина", "любовь к Родине", готовность к его защите от врагов [1]. Конечно житель древнего полиса, республики или империи наполнял его несколько иным смыслом нежели современный человек, поскольку в те времена не было нужды придумывать искусственные дефиниции и затем из поколения в поколения поддерживать их существование в сознании людей, превращая эти абстрактные понятия в наполненные жизнью реалии. Сам устой жизни древнего полиса и жизнедеятельности его горожан способствовал развитию любви к Родине и беззаветному служению ей. Всякий горожанин прямо ассоциировал себя со своей Родиной, он и его полис являлись единым

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.