Научная статья на тему 'Синдром профессионального выгорания у современного педагога: теоретический аспект'

Синдром профессионального выгорания у современного педагога: теоретический аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
552
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ФЕНОМЕН / СИНДРОМ / ИСТОЩЕНИЕ / EMOTIONAL BURNOUT / PROFESSIONAL BURNOUT / PHENOMENON / SYNDROME / EXHAUSTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кулакова Юлия Евгеньевна

В статье раскрыто понятие профессионального выгорания. Кратко обозначена история возникновения термина в психолого-педагогической литературе. Выделены факторы, влияющие на возникновение и развитие данного феномена у представителей педагогической профессии. Приведены сведения о компонентах синдрома эмоционального выгорания, об этапах его формирования и даны характеристики каждого этапа. Кратко указаны пути возможного сохранения психического развития как самих педагогов, так и воспитанников или учеников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кулакова Юлия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROFESSIONAL BURNOUT SYNDROME OF A MODERN TEACHER: THEORETICAL ASPECT

The article discloses the concept of professional burnout. The history of the term origin in psychological and pedagogical literature is briefly indicated. The Factors influencing this phenomenon occurrence and development among pedagogical profession representatives are highlighted. The Information is given about the professional burnout syndrome components, its formation stages, and every stage characteristics are given. The ways of the possible preservation of the mental development of both the teachers themselves and the pupils or students are briefly noted.

Текст научной работы на тему «Синдром профессионального выгорания у современного педагога: теоретический аспект»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Кулакова Ю.Е. Email: Kulakova691@scientifictext.ru

Кулакова Юлия Евгеньевна - магистрант, кафедра психологии, Институт психологии и педагогики Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Сахалинский государственный университет, г. Южно-Сахалинск

Аннотация: в статье раскрыто понятие профессионального выгорания. Кратко обозначена история возникновения термина в психолого-педагогической литературе. Выделены факторы, влияющие на возникновение и развитие данного феномена у представителей педагогической профессии. Приведены сведения о компонентах синдрома эмоционального выгорания, об этапах его формирования и даны характеристики каждого этапа. Кратко указаны пути возможного сохранения психического развития как самих педагогов, так и воспитанников или учеников. Ключевые слова: эмоциональное выгорание, профессиональное выгорание, феномен, синдром, истощение.

THE PROFESSIONAL BURNOUT SYNDROME OF A MODERN TEACHER: THEORETICAL ASPECT Kulakova Yu^.

Kulakova Yuliya Evgenievna - Undergraduate, DEPARTMENT OF PSYCHOLOGY, FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION SAKHALIN STATE UNIVERSITY, YUZHNO-SAKHALINSK

Abstract: the article discloses the concept of professional burnout. The history of the term origin in psychological and pedagogical literature is briefly indicated. The Factors influencing this phenomenon occurrence and development among pedagogical profession representatives are highlighted. The Information is given about the professional burnout syndrome components, its formation stages, and every stage characteristics are given. The ways of the possible preservation of the mental development of both the teachers themselves and the pupils or students are briefly noted.

Keywords: emotional burnout, professional burnout, phenomenon, syndrome, exhaustion.

УДК 159.99

Возникновение синдрома профессионального выгорания является одной из преград к творческой самореализации, профессионального и личностного развития современных педагогов [1, 16].

Педагоги по роду своей деятельности вовлечены в длительное постоянное общение с людьми. Им, как и другим специалистам системы «человек - человек», свойственен синдром «эмоционального выгорания», который характеризуется психическим и физическим истощением, связанным с интенсивным межличностным взаимодействием, насыщенным эмоционально, а также когнитивно сложным. Эти факторы, как отмечают исследователи, влияют не только на профессиональную деятельность и профессиональное общение, но на и личность педагога в целом [7, 4].

В связи с этим эмоциональное выгорание ряд авторов обозначает как синдром психического выгорания или синдром профессионального выгорания. Данный феномен относится к числу личностных деформаций и является механизмом, который личность вырабатывает для психологической защиты посредством полного или частичного исключения эмоций в ответ на продолжительные профессиональные стрессоры (психотравмирующие ситуации) средней интенсивности.

Исследования по проблеме профессионального выгорания начались в 70-х годах XX века. Изучение этого явления привело медиков и психологов к открытию «особой формы «стресса общения». Первые работы, посвященные этой проблеме, принадлежали американскому психиатру Х. Дж. Фрейденбергу. Ученный ввел новый термин для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном взаимодействии с клиентами и пациентами в эмоционально загруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи -«staff burned - out» (дословный перевод «персонал выгорел (сгорел)»). Что подразумевает окончание процесса выгорания, его финал [3, 4].

Впоследствии более подробно данную проблему разрабатывала американский социальный психолог Кристина Маслач, которая предложила видоизменить термин на «burnout» («выгорание»), подразумевающий процесс, сопряженный с состоянием истощения, изнеможения, с ощущением собственной бесполезности. Выгорание - это профессиональный синдром, который говорит не столько о самом профессионале, сколько о состоянии его работы и о его профессиональном взаимодействии [6, 4].

Первая статья К. Маслач была опубликована в 1976 году и получила широкую огласку. В течении десяти лет после публикации исследования в данной области распространились и на более широкий круг профессионалов - специалистов помогающих профессий.

В 1982 году ученные Маслач, Пельман и Хартман подробно описали феномен эмоционального выгорания. Они выделили три главных компонента синдрома (трехфакторная модель) [6, 4]:

1. Эмоциональное истощение — состояние, проявляющееся в хронической усталости, опустошенности и снижении эмоционального фона. Таже присутствует утрата интереса к профессиональной деятельности и межличностному общению. Человек больше не чувствует себя способным работать с прежним «воодушевлением».

2. Деперсонализация (от лат. «persona» — личность и приставки «de», которая означает отмену или устранение чего-либо) — это утрата «чувства Я», обезличивание. При этом различают два варианта деперсонализации:

В первом случае специалист «деперсонализирует» себя, считает, что от него ничего не зависит и отказывается от самостоятельных решений. Для него становятся привычны конформизм и зависимость от других (начальства, коллег, своих подопечных), она «отказывается быть личностью».

Во втором — специалист «деперсонализирует» другого человека (клиента, ученика), начинает воспринимать тех, с кем работает, как бездушные «объекты деятельности». В педагогике именно с таким обезличиванием связан субъектобъектный подход к обучению и воспитанию. Осуществляя «автоматическое профессиональное функционирование», специалист манипулирует людьми («для их же пользы!»), а если они «не поддаются» (смеют думать и поступать по-своему), раздражается или обижается.

3. Редукция (обесценивание) своих профессиональных достижений тоже может проявляться в двух вариантах: либо как тенденция негативно оценивать себя и занижать свои профессиональные достижения («я не так успешен, как другие»), либо как негативное отношение к «объектам» своего труда и профессиональным обязанностям. При этом специалист нередко переживает собственную неэффективность (от сомнений в успешности своей профессиональной деятельности

до желания сменить профессию). Зачастую он становится чрезмерно ранимым и мнительным: считает, что все (администрация, люди, с которыми он работает) предъявляют к нему чрезмерные требования, но недостаточно высоко ценят его труд.

В дальнейшем другие исследователи данного вопроса предлагали собственные модели феномена психического выгорания, а также определяли этапы его развития.

Отечественный психолог В. В. Бойко определяет эмоциональное выгорание как динамический процесс, который развивается поэтапно в полном соответствии с механизмом развития стресса описанным Гансом Селье [3, 116]:

- нервное (тревожное) напряжение: психотравмирующие ситуации;

- резистенция (сопротивление) - попытки личности оградить себя от напряжения;

- истощение (оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса).

В соответствии с каждым этапом возникают отдельные признаки (симптомы) нарастающего эмоционального выгорания.

Современные отечественные ученные выделяют два дополнительных этапа в процессе развития феномена профессионального выгорания: предварительный (предупреждающий), финальный (завершающий) [6, 9]. И следующим образом описывают этапы развития синдрома:

1 этап. Предупреждающая стадия.

Специалист чрезмерно вовлечен в профессиональную деятельность, он добивается успеха, признания, что требует большого количества времени и энергетических затрат. Происходит сужение личностного пространства, отказ от потребностей, не связанных с работой (неформальное общение, отдых). Профессионал вытесняет из сознания переживания, связанные с неудачами. Уже могут возникнуть бессонница, усталость - признаки эмоционального истощения.

2 этап. Первая стадия выгорания (с нее традиционно начинаются все схемы динамики выгорания).

Включается в действие механизм отчуждения. У специалиста исчезает радость от работы. Эмоции «притупляются»: люди и события начинают восприниматься «смазано», как будто через сероватую пелену или темные очки. Появляется некоторая отстраненность в отношениях с людьми (даже самыми близкими).

Характерные признаки: утрата положительного восприятия коллег, стремление уклониться от контактов, отсутствие эмпатии, безразличие, нежелание идти на работу, стремление искусственно продлить перерывы на работе, опоздания, зависть к успешным коллегам.

3 этап. Вторая стадия выгорания.

Основная черта - стремление избежать контактов вплоть до ослабления эмоциональных привязанностей и социальных связей, отчуждение от людей. Возникает раздражение и более глубокие негативные чувства в отношении окружающих людей. Когда эти чувства прорываются, «выплескиваются» наружу, могут появиться чувства стыда и вины. При этом истинных причин случившегося «срыва» специалист не осознает.

Характерные эмоциональные реакции: депрессия (чувство вины, снижение самооценки, страхи, апатия, частая смена настроения), агрессия (обвинение других, игнорирование своего «вклада» в неудачи, нетерпимость к другим, бескомпромиссность, подозрительность, конфликтность).

На данном этапе проявляются следующие особенности деструктивного поведения: в интеллектуальной сфере - снижение концентрации внимания, ригидность мышления, отсутствие воображения (все это приводит к падению эффективности); в сфере взаимодействия все больше проявляется отчуждение, преобладают чувство одиночества и скуки (при этом одни уклоняются от неформальных контактов вообще, а у других появляется чрезмерная привязанность к одному человеку).

4 этап. Третья стадия («истощение»).

На данной стадии происходит глубокое выгорание, которое затрагивает личность в целом. Развиваются различные зависимости (пищевые зависимости, созависимые отношения, зависимости от химических веществ - кофеин, никотин и т.д.).

Характерны изменения во всех уровнях личности: от изменений эмоциональных реакций и деформации жизненных ценностей (проявляются в безразличии, депрессии, обиде на «весь мир») до телесного (психосоматического) уровня (головная боль, тошнота, апатия, сонливость ил бессонница, повышенное давление, снижение иммунитета, расстройства пищеварения, искажение пищевых привычек и т.д.).

5 этап. Завершающая стадия («разочарование и отчаяние»).

Личность на данном этапе переживает ощущение беспомощности, бессмысленности не только собственной деятельности, но и жизни в целом. Человек становится равнодушен ко всем и ко всему, даже к самому себе.

Факторы, приводящие к появлению и углублению профессионального выгорания, имеют место в педагогической деятельности, что существенно влияет на работу педагогов. Достижение высоких результатов, творческая самореализация, радость от работы и от общения, увлеченность становятся редкими «спутниками» в процессе выполнения обязанностей «выгоревшего» специалиста. А это сказывается на всем образовательном процессе в целом и на всех его участниках.

Уровень личностной зрелости - основное психологическое качество, которое помогает справляться с факторами, приводящими к эмоциональному выгоранию. Позитивное отношение не только к своей профессии, но и к себе, к собственной жизни, проявление заботы о себе способствует достижению задачи сохранения поддержания психологического здоровья как педагога, так и его воспитанников (или учеников).

Список литературы /References

1. Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения ФГОС. Серия: в помощь школьному психологу. Волгоград: Учитель, 2019. 122 с.

2. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб: Питер, 1999. 105 с.

3. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 1983. 207 с.

4. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2005. 336 с.

5. Орёл В.Е. Синдром психического выгорания личности: монография. Ярославль: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. 330 с.

6. Осухова Н.Г. Профессиональное выгорание, или как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011. 56c.

7. Удовик С.В., Молокоедов А.В., Слободчиков И.М. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности. М.: Левь, 2018. 220 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.