УДК 37.015.3
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ КАК СЛЕДСТВИЕ ДЕФИЦИТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ (НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)
Блинков Александр Николаевич — кандидат психологических наук, доцент кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности факультета психологии Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); пр. Вернадского, 82, Москва, Россия, 119571; e-mail: [email protected]
Лебединцева Ольга Ивановна — аспирантка 2-го курса кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности факультета психологии Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); пр. Вернадского, 82, Москва, Россия, 119571; e-mail: [email protected]
Синдром «профессионального выгорания» (ПВ) часто называют «болезнью цивилизации». Как правило, под ПВ понимается комплекс психических проблем, связанный с профессиональной деятельностью. По определению Н.Е. Водопьяновой, «выгорание» (в широком смысле слова) — это «долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности» [12, с. 443-463].
В научный обиход термин «профессиональное выгорание» (англ. burn-out) ввёл в 1974 г. американский психиатр Герберт Фройденбергер [39]. В отечественной науке первые упоминания о данном явлении содержатся в работах Б.Г. Ананьева [4; 5]. Он употреблял термин «эмоциональное сгорание» для обозначения подавленного состояния, возникающего у людей профессий типа «человек — человек».
Обобщённое определение явления дали американские психологи, экспер-
ты в области социальной психологии К. Маслач и М.П. Лейтер.
На их взгляд, выгорание — это диапазон определения несоответствия между возможностями человека и условиями, предъявляемыми компанией-работодателем. Совершается переоценивание личных внутренних ресурсов — то есть происходит изнашивание души человека. Кристина Маслач назвала феномен ПВ «синдромом истощения и цинизма», порождающим отрицательную
РЕЗЮМЕ
В статье представлен обзор существующего состояния явления профессионального выгорания в зарубежной и отечественной науке; отмечена актуальность изучения этого явления; приведены современные дефиниции понятия «профессиональное выгорание», прослежен генезис этого понятия и аналогичных ему понятий; выделены основные научные подходы и кратко охарактеризованы особенности каждого из них. На основе анализа научной литературы авторы констатируют формирование единой концептуальной модели феномена, что открывает новые перспективы для исследователей. В статье рассмотрены возможные причины формирования синдрома профессионального выгорания; прослежена последовательность этапов развития явления как динамического процесса; отмечено значение начальной стадии синдрома профессионального выгорания для его своевременного выявления. Авторы поддерживают точку зрения, согласно которой наиболее высока вероятность возникновения профессионального выгорания в начале профессионального становления личности и как следствие — несоответствия между условиями профессии и профессиональной готовностью специалиста, его способностью успешно осуществлять профессиональную деятельность. В статье рассмотрены условия и меры профилактики возникновения развития синдрома профессионального выгорания; отмечена роль коммуникативной готовности личности; указано на необходимость восполнения дефицитов компонента готовности к профессиональной деятельности в качестве важнейшей меры, способствующей профессиональной адаптации и профессионально-личностному развитию. Профессиональное выгорание, как подтверждает анализ причин формирования этого синдрома, имеет прямое отношение к профессиональной готовности. Между тем связь между уровнем профессиональной готовности и риском развития профессионального выгорания в науке проработана недостаточно основательно и требует более углублённого изучения.
Ключевые слова: профессиональное выгорание, профессиональная готовность, стрессоустойчи-вость, коммуникативная готовность, профессиональные компетентности.
самооценку, негативное отношение к работе, утрату чувства сопереживания [42].
В России ПВ стало предметом самостоятельного исследования с середины 1990-х годов. Отечественные учёные трактуют «выгорание» как феномен, представляющий собой комплекс негативных (деструктивных) симптомов и включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений. Для обозначения и описания явления отечественные авторы используют различные термины: «эмоциональное сгорание» (Т.В. Форманюк [36], Е.В. Юдина [37]), «эмоциональное выгорание» (М.В. Агапова [2], В.В. Бойко [9], О.В. Крапивина [20], С.В. Умняш-кина [35]), «перегорание» (Г.А. Зари-пова [15]), «психическое выгорание» (Н.Е. Водопьянова [11; 12], Е.С. Стар-ченкова [33]), «профессиональная деструкция» (В.Г. Самохвал [31]).
С нашей точки зрения, термин «профессиональное выгорание» наиболее точно отражает сущность изучаемого феномена. Анализ существующих дефиниций показывает, что большинство исследователей делают акцент на профессиональном характере ПВ. Так, например, Т.Г. Неруш даёт ему следующее определение: «Профессиональное выгорание — это имеющие стадиальный характер деструктивные изменения личности, возникающие, развивающиеся и проявляющиеся в процессе её профессионализации как комплекс негативных симптомов, выражающихся в эмоциональном истощении, деперсонализации и редукции профессиональных достижений, приводящие к снижению эффективности профессиональной деятельности и нарушению взаимодействия с другими участниками данного процесса» [26, с. 85]. Л.М. Юрьева считает, что ПВ — это процесс постепенной потери когнитивной, эмоциональной и физической энергии, проявляющийся признаками умственного и эмоционального истощения, физического утомления, личной отстранённости и уменьшения удовлетворения осуществлением деятельности [38].
Многие исследователи видят в проявлении синдрома ПВ механизм психологической защиты личности от психотравмирующего воздействия, проявляющийся в полном или частичном исключении эмоций. С.С. Смирнова характеризует синдром ПВ как способ защиты негативных факторов
профессиональной деятельности, «выработанный психически здоровой личностью, проявляющийся как стереотип эмоционального восприятия действительности, характеризующийся психоэмоциональным истощением, развитием дисфункциональных установок, потерей мотивации» [32]. Сходная точка зрения — у В.В. Бойко [9, с. 155].
Синдром ПВ некоторые авторы рассматривают как разновидность стресса (Е.А. Берёзенцева [8], К. Кондо [41], Е.И. Лозинская [24], Е. Махер [41]). Однако большинство исследователей не уравнивают эффекты ПВ и профессиональные стрессы, рассматривая ПВ не как разновидность стресса, а как результат влияния комплекса стрессо-генных факторов (А.Г. Абрумова [1], В.В. Бойко [9]).
Достаточно широкое распространение получило представление о ПВ как частном случае профессиональной деформации в целом (М.В. Агапова [2], О.В. Крапивина [20], С.В. Умняшкина [35]). Вместе с тем профессиональная деформация не всегда носит отрицательный характер, тогда как ПВ имеет только негативные последствия и представляет собой личностный регресс.
Изучение проблемы ПВ осуществляется в рамках различных научных подходов. В течение длительного времени основой для исследования служил описательный подход, а само понятие воспринималось исследователями не как научный конструкт, а всего лишь как «запоминающаяся и неточная метафора» [29]. Результат недостаточного внимания в обществе к данной проблеме — рост потерь рабочего времени и текучесть кадров.
В ходе изучения ПВ выделилось несколько основных научных подходов:
♦ ситуационный. Строится на гипотезе о том, что ПВ проявляется при переживаемом состоянии физического, эмоционального и психического истощения, вызванного длительной включённостью в ситуации, требующие эмоционального напряжения (Н.Е. Водопьянова [11; 12], Е.С. Старченкова [33]);
♦ системный. Основан на целостном характере явления ПВ, на положении о том, что ПВ касается всех уровней функционирования человека (И.А. Кура-пова [22], В.Е. Орёл [27]);
♦ личностный. Базируется на представлении, согласно которому ПВ есть следствие деформации ценностно-смысловой сферы личности, потери жизненных смыслов (М.В. Борисова [10],
Н.В. Гришина [13], Л.Г. Дикая [14], И.О. Куваева [21]);
♦ ресурсный. Исходит из положения о том, что в основе ПВ лежит истощение эмоционально-энергических и личностных ресурсов человека (Р.М. Айси-на [3], О.И. Бабич [7]);
♦ субъектно-деятельностный. Строится на идее, в соответствии с которой ключевыми факторами развития синдрома ПВ являются особенности взаимовлияний профессиональной деятельности и субъекта труда (И.Н. Асеева [6], Л.А. Китаев-Смык [18], А.Б. Леонова [23]);
♦ процессуальный. Рассматривает ПВ как процесс, разворачивающийся во времени и включающий в себя несколько фаз формирования (В.В. Бойко [9], Т.И. Ронгинская [30]).
В настоящее время, на основе систематических исследований, в науке формируется единая концептуальная модель феномена ПВ. Академическая и практическая разработка вопроса достигла отчётливого прогресса, выразившегося в солидарной позиции исследователей относительно структуры ПВ. И это вполне объяснимо: главные усилия учёных были сконцентрированы на выявлении факторов, провоцирующих ПВ. Вместе с тем как в западной, так и в отечественной науке имеются противоречивые взгляды относительно отдельных аспектов проблемы. В частности, недостаточно изучены вопросы взаимосвязи ПВ и профессиональной готовности. Между тем ПВ имеет прямое отношение к профессиональной готовности человека, к его способности успешно освоить и выполнять профессиональную деятельность.
Значительное внимание в научных работах, посвящённых ПВ, уделяется изучению возможных причин его формирования. В результате проведённых исследований К. Маслач пришла к выводу, что синдром ПВ может возникнуть не только в процессе профессионального общения с людьми. Важным фактором, провоцирующим ПВ, является длительный «спор» душевных и психических потенций человека с условиями их реализации.
Мы полагаем, что очень высока вероятность возникновения синдрома ПВ в начале профессионального становления как результат несоответствия между требованиями профессии и профессиональной готовности личности. Анализ трудов, посвящённых изучению ПВ, показывает, что к аналогич-
ному выводу приходят авторы многих исследований. Так, например, Е. Хар-тман и Б. Перлман среди наиболее вероятных типов ситуаций, при которых возникает ПВ, выделяют ситуацию противоречия между профессиональной компетентностью (компонентом профессиональной готовности) субъекта труда, его ожиданиями и реальными рабочими ситуациями [43]. В.С. Кош-каров доказывает, что важнейшим условием предотвращения ПВ сотрудников пожарных частей МЧС России является формирование у них готовности к выполнению профессиональных задач [19]. А.А. Пасишников рассматривает уровень ПВ как одну из основных характеристик профессиональной готовности к преподаванию в вузе. По его мнению, личностную готовность к преподаванию характеризует умение педагога регулировать своё эмоциональное состояние [28].
ПВ в контексте профессионального становления личности анализируется как динамический процесс, имеющий длительный период развития, и характеризуется нарастанием его проявлений. Е. Хартман и Б. Перлман разработали модель, согласно которой ПВ проходит четыре фазы развития [43]. Согласно концепции М. Буриша, в процессе развития ПВ можно выделить шесть главных фаз [12, с. 443-463]. Модель В.В. Бойко также представляет собой смену трёх фаз: 1) «тревожное напряжение»: предвестник и «запускающий механизм» в формировании синдрома ПВ; 2) «резистен-ция»: сопротивление нарастающему стрессу; 3) «истощение»: выраженное падение общего энергетического тонуса и ослабление нервной системы [9, с. 45].
При рассмотрении стратегий помощи специалистам исследователи ПВ указывают в качестве важнейшей меры на необходимость восполнения дефицитов профессиональных компетент-ностей, способствующих организационной и профессиональной адаптации и профессионально-личностному развитию [34]. К эффективным профессионально-комплексным стратегиям учёные относят, в частности, мероприятия, повышающие ресурсное обеспечение профессиональной деятельности в виде повышения квалификации, планирования карьерного роста.
Важным условием профилактики ПВ выступает готовность специалиста к профессиональному и личностному самоутверждению. Несоответствие
способностей и компетенций требованиям профессиональной деятельности способствует истощению психоэнергетических ресурсов.
Для профилактики и своевременного выявления синдрома ПВ особый интерес представляет начальная стадия ПВ, названная психотерапевтом Альфри-дом Лэнгле «пеплом после фейерверка» [25]. На первом этапе развития синдрома ПВ субъекты труда проявляют активность, динамичность и заинтересованность — иногда даже чрезмерную. Они не отказываются от сверхурочной работы; более того, такая работа кажется им само собой разумеющимся явлением. Попытки «превзойти самого себя» приводят к физическому истощению, даже небольшие нагрузки переносятся с трудом, настроение становится нестабильным. Работник чувствует внутреннее беспокойство, появляются раздражительность и нервозность. Первоначальный оптимизм сменяется пессимизмом и отрицательным отношением к профессиональной деятельности.
Несомненно, одним из структурных компонентов профессиональной готовности специалиста (особенно в тех областях деятельности, которые включают в себя факторы профессионального риска) должна стать стрессоустойчи-вость как совокупность качеств, позволяющих переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные своеобразием профессиональной деятельности, без характерных вредных последствий для деятельности, окружающих и собственного здоровья. Особую роль в профилактике ПВ играет коммуникативная готовность специалиста, предполагая наличие у него достаточного уровня развития умений и навыков конструктивного и эффективного контактного взаимодействия с людьми, с профессиональной средой, профессионального общения с сотрудниками и руководителями, стремление идти на деловое и личностное взаимодействие с коллегами по работе и способности устанавливать, поддерживать и развивать такое взаимодействие [16, с. 27].
Обзор существующего состояния изучения проблемы ПВ в зарубежной и отечественной науке позволяет сделать ряд выводов.
Для обозначения и описания этого синдрома отечественные авторы используют различные термины, но наиболее точно сущность изучаемого феномена
отражает термин «профессиональное выгорание», т.к. он позволяет сделать акцент на профессиональном характере явления.
В настоящее время, на основе систематических исследований в рамках различных научных подходов — ситуационного, системного, личностного, ресурсного, субъектно-деятельностного и процессного, — теоретическая и эмпирическая разработка проблемы достигла определённого прогресса, выражающаяся в том, что в науке формируется единая концептуальная модель феномена ПВ. Вместе с тем как в западной, так и в отечественной науке имеются противоречивые взгляды относительно отдельных аспектов проблемы.
Изучение этапов развития ПВ как динамического процесса приводит к выводу о том, что вероятность возникновения ПВ наиболее высока в начале профессионального становления. Следовательно, в качестве главной меры, способствующей профессиональной адаптации и профессионально-личностному развитию, следует признать необходимость восполнения дефицитов профессиональных компетентностей.
ПВ, как подтверждает анализ причин его возникновения, имеет прямое отношение к профессиональной готовности, совпадению личностных качеств специалиста требованиям профессии, его способности успешно осуществлять профессиональную деятельность. Между тем связь между уровнем профессиональной готовности и риском развития синдрома ПВ в науке проработана недостаточно основательно и требует углублённого изучения.
ССЫЛКИ
1. Абрумова А.Г. Возрастные аспекты суицидального поведения // Сравнительно-возрастные исследования в суицидо-логии: сборник научных трудов. — М., 1989. — С. 8-24.
2. Агапова М.В. Социально-психологические аспекты эмоционального выгорания и самоактуализации личности: Дис.... канд. психолог. наук. — Ярославль, 2004. — 184 с.
3. Айсина Р.М. Влияние личностных факторов на эмоциональное выгорание менеджеров в условиях коммерческой организации: Дис.... канд. психолог. наук. — М., 2007. — 223 с.
4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977. — 380 с.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — 338 с.
6. Асеева И.Н. Синдром эмоционального выгорания у социальных работников в контексте специфики профессиональной деятельности // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология, 2008. № 1. — С. 82-90.
7. Бабич О.И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания педагогов: Дис.... канд. психолог. наук. — Хабаровск, 2007. — 184 с.
8. Берёзенцева Е.А. Профессиональный стресс как источник профессионального выгорания // Управление образованием: теория и практика, 2014. № 4(16). — С. 162-170.
9. Бойко В.В. Энергия эмоций — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2004. — 473 с.
10. Борисова М.В. Особенности рефлексии психологического времени у юношей с высоким уровнем выраженности личностной тревожности: Ав-тореф. дис.... канд. психолог. наук. — Ростов-на-Дону, 2003. — 17 с.
11. Водопьянова Н.Е. Ресурсное обеспечение противодействия профессиональному выгоранию субъектов труда (на примере специалистов субъект-субъектных профессий): Дис.... д-ра психолог. наук. — СПб., 2014. — 554 с.
12. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. — 2000. — С. 443-463.
13. ГришинаН.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности / под ред.: А.А. Крылова, Л.А. Коростылё-вой. — СПб., 1997. — С. 143-156.
14. Дикая Л.Г. Психология саморегуляции функционального состояния субъекта в экстремальных условиях деятельности: Дис.... д-ра психолог. наук. — М., 2002. — 342 с.
15. Зарипова Г.А. Психологический анализ профессиональной деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы: на материале младших инспекторов отдела безопасности колонии строгого режима: Дис.... канд. психолог. наук. — Казань, 1998. — 160 с.
16. Ибатова А.З. Взаимосвязь профессиональной и коммуникативной культуры личности // Наука и бизнес: пути развития, 2016. Вып. № 12(42). — С. 25-27.
17. Ильин Е.П. Работа и личность: трудоголизм, перфекционизм, лень. — СПб.: Питер, 2011. — 224 с.
18. Китаев-Смык Л.А. Сознание и стресс: творчество, совладание, выгорание, невроз — М.: Смысл, 2015. — 767 с.
19. Кошкаров В.С. Факторы риска и модель формирования эмоционального выгорания сотрудников пожарных частей МЧС России: Дис.... канд. психолог. наук. — СПб., 2014. — 153 с.
20. Крапивина О.В. Эмоциональное выгорание как форма профессиональной деформации у пенитенциарных служащих: Дис.... канд. психолог. наук. — Тамбов, 2004. — 200 с.
21. Куваева И.О. История изучения синдрома выгорания в американской психологии // Проблемы исследования синдрома выгорания и пути его коррекции у специалистов помогающих профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике): сборник научных статей. — Курск, 2007. — С. 85-88.
22. Курапова И.А. Нравственно-ценностная регуляция эмоционального выгорания в профессиональной деятельности: на примере педагогов средней и высшей школы: Дис.... канд. психолог. наук. — М., 2009. — 246 с.
23. Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал, 2004. № 2. — С. 75-85.
24. Лозинская Е.И. Синдром перегорания и особенности его формирования у врачей-психиатров: Дис.... канд. мёд. наук — СПб., 2007. — 193 с.
25. Лэнгле А. Эмоциональное выгорание — пепел после фейерверка: [Электронный ресурс]: стенограмма лекции // Экзистенциальная и гуманистическая психология — ИИ!: Шр:/ЛЬе21$. ru/emotsionalnoe-vyigoranie-chto-delat-i-kto-vinovat.html (дата обращения 19.05.2017).
26. Неруш Т.Г. Профессиональное выгорание как специфическая форма профессиональных деструкций // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. — 2012. № 3. — С. 85.
27. Орёл В.Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: Дис.... д-ра психолог. наук. — Ярославль, 2005. — 449 с.
28. Пасишников А.А. Особенности личностной готовности к профессиональной деятельности преподавате-
лей и студентов физической культуры // Вестник спортивной науки. — 2009. — № 1. — С. 62-67.
29. Робертс Г.А. Профилактика выгорания // Обзор современной психиатрии, 1998. № 1. — С. 39-46.
30. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. — 2002. — Т. 23, № 3. — С. 85-95.
31. Самохвал В.Г. Проблемы возникновения профессиональной деструкции и профессионального выгорания // Территория науки. — 2016. — № 4. — С. 20-23.
32. Смирнова С.С. Синдром эмоционального выгорания [Электронный ресурс] / URL: https://www.b17.ru/article/69846 (дата обращения 17.05.2017).
33. Старченкова Е.С. Психологические факторы профессионального «выгорания»: на примере деятельности торгового агента: Дис.... канд. психолог. — СПб., 2002. — 203 с.
34. Сущность феномена профессионального выгорания // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2012. № 28. — С. 65-69.
35. Умняшкина С.В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий): Дис.... канд. психолог. наук. — Томск, 2001. — 162 с.
36. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии/ — 1994. — № 6. — С. 57-64.
37. Юдина Е.В. К проблеме синдрома выгорания у психологов-консультантов: экзистенциальный подход // Педагогика и психология образования. — 2011. — № 1. — С. 109-114.
38. Юрьева Л.М. Профессиональное выгорание у медицинских работников: формирование, профилактика, коррекция. — Киев: Сфера, 2004. — 271 с.
39. Freudenberger H.J. Staff Burn-out // Journal of Social Issues, 1974. Vol. 30. — P. 159-165.
40. Kondo K. Burnout Syndrome // Asian Medical Journal, 1991. No. 34 (II). — P. 49-57.
41. Maher E. The Burnout Syndrome // Journal of Consulting and Clinical Psychology, 1983. No. 7. — P. 15-20.
42. Maslach C. Burned-out // Human Behavior, 1976. Vol. 5(9). — P. 16-22.
43. Perlman В. Burnout: Summary and Future Research // Human Relations, 1982. Vol. 35(4). — P. 283-305.
REFERENCES
1. Abrumova A.G. Vozrastnye aspekty suicidal'nogo povedenija // Sravnitel'no-vozrastnye issledovanija v suicidologii: sb. nauch. tr. — M., 1989. — P. 8-24.
2. Agapova M.V. Social'no-psiholog-icheskie aspekty jemocional'nogo vygo-ranija i samoaktualizacii lichnosti: dis.... kand. psiholog. nauk: 19.00.05 / M.V. Agapova — Yaroslavl, 2004. — 184 p.
3. Aysina R.M. Vlijanie lichnostnyh fak-torov na jemocional'noe vygoranie mened-zherov v uslovijah kommercheskoj orga-nizacii: dis.... kand. psiholog. nauk — M., 2007. — 223 p.
4. Ananyev B.G. O problemah sovre-mennogo chelovekoznanija — M.: Nauka [Science], 1977. — 380 p.
5. Ananyev B.G. Chelovek kak predmet poznanija / Leningr. ordena Lenina gos. un-t im.- Leningrad, 1968. — 338 p.
6. AseevaI.N. Sindrom jemocional'nogo vygoranija u social'nyh rabotnikov v kon-tekste specifiki professional'noj dejatel'-nosti // Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Serija: Psihologija. — 2008. — № 1. — P. 82-90.
7. Babich O.I. Lichnostnye resursy pre-odolenija sindroma professional'nogo vygoranija pedagogov: dis.... kand. psiholog. nauk — Khabarovsk, 2007. — 184 p.
8. Berezentseva E.A. Professional'nyj stress kak istochnik professional'nogo vygoranija // Upravlenie obrazovaniem: teori-ja i praktika. — 2014. — № 4 (16). — P.162-170.
9. Quickly ККЭнергия эмоций — 2-e izd., dop. i pererab. — M.: [St. Petersburg, etc.], 2004. — 473 p.
10. Borisova M.V. Osobennosti reflek-sii psihologicheskogo vremeni u junoshej s vysokim urovnem vyrazhennosti lich-nostnoj trevozhnosti: avtoref. dis.... kand. psiholog. nauk — Rostov-on-Don, 2003. — 17 p.
11. Vodopyanova N.E. Resursnoe obe-spechenie protivodejstvija professional'nomu vygoraniju sub'ektov truda (na primere specialistov sub'ekt-sub'ektnyh professij): dis.... d-ra psiholog. nauk — St. Petersburg, 2014. — 554 p.
12. Vodopyanova N.E. Sindrom psi-hicheskogo vygoranija v kommunika-tivnyh professijah // Psihologija zdorov'ja / pod red. G.S. Nikiforova — 2000. — P. 443-463.
13. Grishina N. In. Pomogajushhie otnoshenija: professional'nye i jekzis-tencial'nye problemy // Psihologicheskie problemy samorealizacii lichnosti / pod
red.: A.A. Krylova, L.A. Korostylevoj. — St. Petersburg, 1997. — P.143-156.
14. Wild L.G. Psihologija samoregul-jacii funkcional'nogo sostojanija sub#ekta v jekstremal'nyh uslovijah dejatel'nosti: dis.... d-ra psiholog. nauk — M., 2002. — 342 p.
15. Zaripova G.A. Psihologicheskij analiz professional'noj dejatel'nosti sotrud-nika ugolovno-ispolnitel'noj sistemy: Na materiale mladshih inspektorov otdela be-zopasnosti kolonii strogogo rezhima: dis.... kand. psiholog. nauk — Kazan, 1998. — 160 p.
16. Ibatova A.Z. Vzaimosvjaz' professional'noj i kommunikativnoj kul'tury lichnosti // Nauka i Biznes: puti razvitija, 2016. — Вып. № 12(42). — P. 25-27.
17. Ilyin E.P. Rabota i lichnost': tru-dogolizm, perfekcionizm, len' — St. Petersburg: [etc.]: St. Petersburg, 2011. — 224 p.
18. Kitayev-SmykL.A. Soznanie i stress: tvorchestvo, sovladanie, vygoranie, nev-roz — M.: Smysl [Sence], 2015. — 767 p.
19. Koshkarov V.S. Faktory riska i model' formirovanija jemocional'nogo vygoranija sotrudnikov pozharnyh chastej MChS Rossii: dis.... kand. psiholog. nauk — St. Petersburg, 2014. — 153 p.
20. Krapivina O.V. Jemocional'noe vygoranie kak forma professional'noj de-formacii u penitenciarnyh sluzhashhih: dis.... kand. psiholog. nauk — Tambov, 2004. — 200 p.
21. Kuvayeva I. O. Istorija izuchenija sindroma vygoranija v amerikanskoj psi-hologii / I.O. Kuvayeva // Problemy issledovanija sindroma vygoranija i puti ego korrekcii u specialistov pomogajushhih professij (v medicinskoj, psihologicheskoj i pedagogicheskoj praktike): sb. nauch. st. — Kursk, 2007. — P. 85-88.
22. Kurapova I.A. Nravstvenno-cen-nostnaja reguljacija jemocional'nogo vygoranija v professional'noj dejatel'nosti: na primere pedagogov srednej i vysshej shkoly: dis. kand. psiholog. nauk — M., 2009. — 246 p.
23. Leonova A.B. Kompleksnaja strate-gija analiza professional'nogo stressa: ot diagnostiki k profilaktike i korrekcii // Psiholog. zhurn. — 2004. № 2. — P. 75-85.
24. Lozinskaya E.I. Sindrom perego-ranija i osobennosti ego formirovanija u vrachej-psihiatrov: dis.... kand. med. Nauk — St. Petersburg, 2007. — 193 p.
25. Lengle A. Jemocional'noe vygoranie — pepel posle fejerverka: [Jelek-tronnyj resurs]: stenogramma lekcii //
Jekzistencial'naja i gumanisticheskaja psihologija: [sajt]. — URL: http://thezis.ru/ emotsionalnoe-vyigoranie-chto-delat-i-kto-vinovat.html. — (Data obrashhenija: 19.05.2017)
26. Nerush T. G. Professional'noe vygoranie kak specificheskaja forma professional'nyh destrukcij // Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser. Ser.: Filosofija. Psihologija. Pedagogika. — 2012. — № 3. — P. 85.
27. Eagle V.E. Strukturno-funkcional'-naja organizacija i genezis psihicheskogo vygoranija: dis.... d-ra psiholog. nauk — Yaroslavl, 2005. — 449 p.
28. Pasishnikov A.A. Osobennosti lich-nostnoj gotovnosti k professional'noj dejatel'nosti prepodavatelej i studentov fizicheskoj kul'tury // Vestnik sportivnoj nauki. — 2009. — № 1. — P. 62-67.
29. Roberts G.A. Profilaktika vygoranija // Obzor sovremennoj psihiatrii. — 1998. — № 1. — P. 39-46.
30. Ronginskaya Т.1.Синдром выгорания в социальных профессиях / T.I. Ronginskaya // Psihologicheskij zhurnal. — 2002. — Т. 23, № 3. — P. 85-95.
31. Samokhval V.G. Problemy vozni-knovenija professional'noj destrukcii i professional'nogo vygoranija // Territorija nauki. — 2016. — № 4. — P. 20-23.
32. Smirnova S.S. Sindrom jemocional'nogo vygoranija [Jelektron-nyj resurs] / URL: https://www.b17. ru/article/69846 (data obrashhenija: 17.05.2017).
33. Starchenkova E.S. Psihologicheskie faktory professional'nogo «vygoranija»: na primere dejatel'nosti torgovogo agenta: dis.... kand. psiholog. nauk: — St. Petersburg, 2002. — 203 p.
34. Sushhnost' fenomena professional'nogo vygoranija // Psihologija i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo prime-nenija. — 2012. — № 28. — P. 65-69.
35. Umnyashkina S.V. Sindrom jemocional'nogo vygoranija kak problema samoaktualizacii lichnosti (v sfere pomogajushhih professij): dis.... kand. psiholog. nauk — Tjmsk, 2001. — 162 p.
36. Formanyuk T. V. Sindrom «jemocional'nogo sgoranija» kak pokazatel' professional'noj dezadaptacii uchitelja // Vopr. psihologii /Vopr. Psychology/ — 1994. — № 6. — P. 57-64.
37. Yudina E.V. K probleme sindroma vygoranija u psihologov-konsul'tantov: jekzistencial'nyj podhod // Pedagogika i psihologija obrazovanija. — 2011. — № 1. — P.109-114.
38. Yuryeva L.N. Профессиональное выгорание у медицинских работников:
формирование, профилактика, коррекция — Kiev: Sfera, 2004. — 271 p.
39. FreudenbergerH.J. Staff burn-out // Journal of Social Issues, 1974. Vol. 30. — P. 159-165.
40. Kondo K. Burnout syndrome // Asian Medical Journal, 1991. No. 34 (II). — P. 49-57.
41. Maher E. The burnout syndrome // Journal of Consulting and Clinical Psychology, 1983. No. 7. — P. 15-20.
42. Maslach C. Burned-out // Human Behavior, 1976. Vol. 5(9). — P.16-22.
43. Perlman B. Burnout: Summary and Future Research // Human Relations, 1982. Vol. 35(4). — P. 283-305.
PROFESSIONAL BURNOUT AS A RESULT OF DEFICIT OF PROFESSIONAL READINESS (ON THE BASIS OF THE ANALYSIS OF THE SCIENTIFIC LITERATURE)
Alexander N. Blinkov — Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Acmeology and Psychology of Professional Activity, Faculty of Psychology, Institute of Social Sciences, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); Vernadskogo Prospect, 82, Moscow, 119571, Russia; e-mail: [email protected] Olga I. Lebedintseva — First-year Post-graduate Student, Department of Acmeology and Psychology of Professional Activity, Faculty of Psychology, Institute of Social Sciences, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); Vernadskogo Prospect, 82, Moscow, 119571, Russia; e-mail: [email protected] ABSTRACT
The article presents the review of the current state of professional burnout phenomenon in foreign and Russian science; notes the relevance of studying this phenomenon; gives modern definitions of the concept «professional burnout»; provides insight into the genesis of this term and similar concepts; singles out the main scientific approaches and briefly characterizes the peculiarities of each of them. On the basis of the analysis of scientific literature the authors state the formation of the uniform conceptual model of the phenomenon, which offers new prospects for the researchers. The article considers possible reasons of formation of the professional burnout syndrome; tracks the sequence of the phenomenon development stages as a dynamic process; notes the significance of an initial stage of professional burnout for timely identification of the syndrome. The authors support the point of view that the probability of emergence of professional burnout is most likely to appear at the beginning of professional formation of the personality — as result of discrepancy between requirements of a profession and professional readiness of an expert, expert's ability to carry out his/her professional activity successfully. The article considers the conditions for and preventive measures against the emergence of development of professional burnout syndrome; the role of communicative readiness of the personality is noted; the need for making good the deficit of the component of the readiness for professional activity is indicated, as the major measure promoting professional adaptation, as well as professional and personal development. Professional burnout, as confirmed by the analysis of the reasons of this syndrome formation, has a direct bearing on professional readiness. Meanwhile, the connection between the level of professional readiness and the risk of professional burnout development is scientifically under-investigated and demands more profound studying. Keywords: professional burnout, professional readiness, ability to handle stress, communicative readiness, professional competence.