8. Bruning N.S., Turner N. Healthy and safe workplaces: Aspiring to contributions from multiple administrative disciplines // Canadian Journal of Administrative Sciences. - 2009. - V. 26. - P. 3-6.
9. Duijm J.N., Fiévez C.G, M. Hauptmanns U., Konstandinidou M. Management of health, safety and environment in process industry // Safety Science. -2008. - V 46 (6). - P. 908-1290.
10. Gutsykova S.V Psychological climate as an indicator of safety socio-psychological space of activity // «Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives». Proceedings of the 5th International symposium (September 15, 2014). «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education. Koenig L. (Ed.). - Vienna, 2014. - С. 115-121.
11. Neal A., Griffin M.A. A study of the lagged relationships among safety climate, safety motivation, safety behavior, and accidents at the individual and group levels // Journal of Applied Psychology. - 2006. - V 91. - P. 946-953.
12. Wallace J.C., Popp E., Mondore S. Safety climate as a mediator between foundation climates and occupational injures: A group level investigation // Journal of Applied Psychology. - 2006. - V 87. - P. 304-311.
СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
© Петрова С.С.*
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт -филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета, г. Нижний Тагил
Педагогическая профессия одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания», т.к. профессиональный труд педагога отличается высокой эмоциональной напряженностью, деятельность учителя насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание. Профессиональному выгоранию подвержен и будущий специалист, сталкиваясь с профессиональными противоречиями в период педагогической практики. Для предотвращения симптомов необходимо определить специфику, особенности и способы профилактики синдрома профессионального выгорания.
Ключевые понятия: эмоциональное выгорание, профессиональная деградация, эмоциональная перегрузка, профилактика выгорания, саморегуляция.
Особая напряженность труда педагога характеризуется психоэмоциональным интенсивным общением с детьми, имеющими различные психофизиологические, эмоциональные и поведенческие особенности личност-
* Доцент кафедры Педагогики и психологии дошкольного и начального образования, к.п.н.
ной сферы, приводит к ухудшению психологического здоровья и развитию профессионального психологического синдрома эмоционального выгорания.
С 70-х годов отдельные исследователи обратили внимание на довольно часто встречающееся состояние эмоционального истощения у лиц, занимающихся в различных сферах коммуникативной деятельности. Такие специалисты на определенном этапе своей деятельности неожиданно начинали терять интерес к ней, формально относиться к своим обязанностям, конфликтовать с коллегами по непринципиальным вопросам. В дальнейшем у них развивались соматические заболевания и невротические расстройства. Наблюдавшиеся изменения вызывались длительным воздействием профессионального стресса. Появился термин «burnout», который в русскоязычной психологической литературе переводится как «выгорание» или «сгорание». Под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального, умственного истощения, проявляющееся в профессиях эмоциональной сферы [5].
Педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания», т.к. профессиональный труд педагог отличается высокой эмоциональной напряженностью. В современных условиях деятельность учителя насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание. Это большое количество социальных контактов за рабочий день, высокая ответственность, недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости, необходимость быть все время в «форме». С одной стороны, общество декларирует образ социально успешного человека, уверенного в себе человека, самостоятельного и решительного, достигшего карьерных успехов. С другой стороны, для поддержания соответствующего имиджа учитель должен иметь внутренние ресурсы. Большой отпечаток накладывает альтруистический тип профессии. Кроме того, особая психоэмоциональная напряженность профессии педагога и отсутствие специальной подготовки по преодолению эмоциональных перегрузок в профессиональной деятельности; высокие морально-этические требования к профессии и недостаточный уровень развития духовно--нравственных качеств личности студентов; противоречивость взглядов на определение эмоционального выгорания и не изученность вопросов связи данного синдрома с профессионально-личностными и духовно-нравственными качествами педагога способствует эмоциональному истощению личности.
Значимость данной проблемы подтверждают многочисленные исследования, в основном, зарубежных авторов, таких как С. Cherniss, С. Maslach, H.J. Frenden-berger, К Miller, S.E. Jackson, M.P. Leiter, Т.И. Ронгинской и др., а также исследования отечественных авторов (М.В. Агаповой, Н.А. Амино-ва, В.В. Бойко, М.В. Борисовой, В.Е. Орел, Т.В. Форманюк и др., однако и эти исследования подтверждают особую значимость проблемы работе профессионала, но и в профессиональной подготовке специалиста, на уровне обучения в вузе в социальной сфере, но указывают на недостаточную ее
разработанность. Значимость учета эмоционального выгорания отмечают Н.А. Аминов, В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, И.А. Зимняя, Н.В. Келасьев, И.А Липский, В.А. Никитина и др.
Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т.к. профессия педагога обладает огромной социальной важностью. Способность к сопереживанию (эмпатии) признается одним из самых важных качеств учителя, однако практическая роль эмоций в профессиональной деятельности оценивается противоречиво. Можно сказать, что будущего педагога не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у него (целенаправленно) соответствующий компетенции, личностные качества, необходимые для преодоления эмоциональных трудностей профессии.
Проблема проявления синдрома эмоционального выгорания характерна не только для работающих педагогов, но и для студентов, которые в практической деятельности педагогической практики испытывают повышенные эмоциональные затраты. Студенты уже в период профессиональной подготовки приобретают характерные черты, свойственные педагогам, это обусловлено тем, что студенты с первого года обучения оказываются в системе жестких оценочных отношений к уровню профессионально-личностных качеств и способностей, таким, как интерес к избранной профессии, любовь к детям, коммуникативные и организаторские данные и т.д. в силу этого проблема выявления синдрома эмоционального выгорания в процессе подготовки педагога представляет интерес. У студентов он проявляется как стресс-реакция на эмоционально-напряженную коммуникативную деятельность и заключается в постепенном глубинном нарастании отдельных симптомов из-за недостаточного уровня развития духовно--нравственных качеств личности; эмоционально-нравственная дезориентация является пусковым механизмом в развитии синдрома, эмоциональное истощение - его следствием.
Синдром эмоционального выгорания - сложный динамичный симпто-мокомплекс, связанный с профессиональными и личностными проблемами будущего специалиста и заключается в постепенном глубинном нарастании отдельных симптомов и фаз вследствие эмоционально-нравственной дезориентации личности как в процессе психонапряженной профессиональной деятельности, так и в процессе напряженной негативно окрашенной коммуникативной деятельности.
«Запускающим» механизмом эмоционального истощения выступают личностные проблемы эмоционально-нравственной сферы, которые провоцируются психоэмоциональным, коммуникативным напряжением, вследствие чего развивается эмоциональное истощение личности. Образование синдрома эмоционального выгорания осуществляется в следующей последовательности: сначала он проявлялся на эмоциональном уровне, затем захватывает когнитивный и поведенческий уровни.
Еще одним пусковым механизмом появления синдрома может служить хроническая напряженная психоэмоциональная атмосфера в профессиональной деятельности педагогов. Наступающая после стресс-реакция провоцирует или неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, или формирует механизм психологической защиты, который на начальном этапе, не вызывает показателей истощенности. С углублением эмоционального выгорания защитный механизм перестает справляться с возросшей нагрузкой и развивается истощение. Показатели критерия истощения возникают сначала на психологическом уровне и носят эпизодический характер, а с переходом на физический уровень приобретает постоянный характер и выявляет психосоматические нарушения.
Определяющими факторами развития психологического синдрома эмоционального выгорания на этапе профессионального становления является низкий уровень духовно-нравственных качеств личности: эмпатии к детям, тактичности, доброжелательности, альтруизма, коммуникативных качеств, который провоцирует развитие синдрома. Вследствие чего эффективным средством профилактики эмоционального выгорания является повышение уровня духовно-нравственных качеств личности студентов на этапе профессионального становления.
Можно выделить три основные стадии синдрома профессионального выгорания учителя:
- на первой начальной стадии у педагога наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задавался ли ученику планируемый вопрос, что ученик ответил на поставленный вопрос, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д.). Из-за боязни ошибиться, это сопровождается повышенным контролем и многократной проверкой выполнения рабочих действий на фоне ощущения нервно-психической напряженности;
- на второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе, и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть», «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели; головные боли по вечерам; «мертвый сон без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний), повышенная раздражительность (любая мелочь начинает раздражать);
- третья стадия - собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни, эмоциональное безразличие, отупение, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил.
Особенно опасно эмоциональное выгорание в начале своего развития, так как «выгорающий» педагог, как правило, не осознает его симптомы и изменения в этот период легче заметить со стороны. Выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующие развитию этого явления.
Факторы, вызывающие выгорание группируются в два больших блока, организационные факторы и индивидуальные характеристики самих профессионалов [5].
Индивидуальные факторы
Исследователи выгорания показывают, что работники социальной сферы начинают испытывать данный симптом через 2-4 года после начала работы. Склонность начинающих педагогов объясняется эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто не соответствующей их ожиданиям. Также можно установить связь между семейным положением и выгоранием: более высокая степень предрасположенности к выгоранию лиц (особенно мужского пола), не состоящих в браке. Причем они в большей степени предрасположены к выгоранию даже по сравнению с разведенными мужчинами. Это может быть обусловлено одновременным действием других факторов [5].
Особенно важным является изучение взаимосвязи особенностей личности и выгорания [5, 9]. Личностная выносливость - способность личности осуществлять контроль за жизненными ситуациями и гибко реагировать на различного рода изменения. Личностная выносливость тесно связана со всеми тремя компонентами выгорания. Учителя с высокой степенью данной характеристики имеют низкий уровень выгорания. Учителя, владеющие активной тактикой сопротивления стрессу, имеют низкий уровень выгорания. Тревожность среди других характеристик личностных особенностей имеет наиболее тесные связи с выгоранием.
Обнаружена тесная связь между синдромом профессионального выгорания и самоконтролем. Если педагог принимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями, то это показывает наличие у него внутреннего контроля. Если же он имеет склонность приписывать ответственность за все внешним факторам, находя причины в других людях, в окружающей среде, в судьбе или случае, то это свидетельствует о наличии у него внешнего контроля [5].
В связи с развитием синдрома профессионального выгорания наиболее уязвимы те, кто предпочитает бурный темп жизни, преодоление трудностей, конкурентную борьбу, сильную потребность держать все под контролем. Кондо К. относит к «сгорающим» также «трудоголиков» (кто решил посвятить себя реализации только рабочих целей, кто нашел свое признание в работе до самозабвения) [9]. Лица, которые предъявляют высокие требова-
ния к себе, наиболее подвержены выгоранию. Они считают, что настоящий специалист - это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью.
Организационные факторы
Развитию выгорания может содействовать неопределенность или недостаток ответственности. В то же время, самостоятельность и независимость учителя в своей деятельности, возможность принимать важные решения является важным моментом, отрицательно воздействующим на выгорание. Синдром профессионального выгорания тесно связан с тем, что работа может быть многочасовой, не оцениваемой должным образом, имеющей трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности или соответствующей подготовки, с тем, что характер руководства со стороны вышестоящих не соответствует содержанию работы [7].
Практически все исследователи показывают, что повышенные нагрузки, сверхурочная работа стимулирует развитие выгорания. Аналогичные результаты получены и между продолжительностью рабочего дня и выгоранием, поскольку эти две переменные тесно связаны друг с другом. Перерывы в работе оказывает положительный эффект и снижает уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер: уровень выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели [5].
Решающую роль в предотвращении синдрома профессионального выгорания является социальная поддержка со стороны коллег, руководителей, семьи, друзей, а особенно, со стороны администрации [9]. Для работников при стимулировании важно не абсолютное количество вознаграждения, а его соотнесение с собственным затраченным трудом и трудом своих коллег, что обозначается как справедливость. Важна и обратная связь [5]. Содействуют возникновению выгорания непосредственный глубокий контакт с учениками и острота их проблем [9].
Бойко В.В. считает, что выгорание представляет выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [1, 6]. Моховиков А.Н. называет и другие факторы возникновения синдрома выгорания: внутриличностный конфликт и острый психологический стресс. Синдром профессионального выгорания - это реакция на стрессовые воздействия [4]. Целесообразно периодически проверять, в какой степени у учителя сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания, это дает возможность разработать меры по его предупреждению.
Своевременная профилактика выгорания включает в себя три направления работы.
1. Рациональная организация деятельности. Администрация может смягчить развитие «сгорания», если обеспечит работникам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию, может четко распределить обязанности, продумав должностные инструкции. Руководитель может организовать здоровые взаимоотношения сотрудников [9]. В учебные программы можно включить техники контроля собственного времени и выработки уверенности в себе, информацию о стрессе, техники релаксации.
В плане профилактики синдрома выгорания следует большое внимание уделить эргономике рабочего места и времени. Сюда входит и обеспеченность справочными материалами и пособиями, укомплектованность библиотеки, изданий периодической печати, техническая оснащенность. Помещение должно соответствовать нормам санитарно-гигиенических требований (освещенность, температура, удобная мебель). Кроме того, важна возможность технического перерыва для принятия пищи, отдыха (восстановления сил) [7].
2. Улучшение психологического климата в коллективе. Психологический комфорт в профессиональной группе, коллектив, существующий как единое целое важное условие психологического комфорта. Решением может стать расширение духовной сферы личности человека (кругозора, эстетических потребностей), что ведет к большей терпимости и взаимопониманию [2]. Также необходимо учесть, что работа педагога в основном основана на энтузиазме, поэтому для работников социальной сферы большое значение имеет самостоятельность в принятии решений и акцент в системе взаимоотношений должен быть смещен с контроля на собственную совесть каждого человека [2].
3. Работа с индивидуальными особенностями. Психологическая работа с педагогами должна включать три основных направления, соответствующие выявленным аспектам выгорания.
Первое направление направлено на развитие креативности у педагогов, т.к. одним из признаков выгорания является ригидность мышления, сопротивляющееся изменениям. Креативность является мощным фактором развития личности, определяет ее готовность изменяться, отказываться от стереотипов. Второе направление должно устранить влияние негативных профессиональных и личностных факторов, способствующих профессиональному выгоранию. Необходима работа по развитию у сотрудников умения разрешать конфликтные ситуации, находить конструктивные решения, способности достигать поставленные цели и пересматривать систему ценностей и мотивов, препятствующих профессиональному и личному совершенствованию и др. Для этого могут быть использованы разного рода тренинги, например, тренинги уверенности в себе, самораскрытия, личностного роста, принятия решений.
Третье направление направлено на снятие у сотрудников стрессовых состояний, возникающих у педагогов в связи с напряженной деятельностью, формирование навыков саморегуляции, обучение техникам расслабления и
контроля собственного физического и психического состояния, повышение стрессоустойчивости [3].
Саморегуляция может осуществляться как непроизвольно, так и произвольно с участием сознания (психическая саморегуляция - целенаправленное изменение, как отдельных психофизиологических функций, так и в целом психоэмоционального состояния) и осуществляется с помощью естественных или специально сконструированных приемов и способов саморегуляции.
В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта [7]:
- эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
- эффект восстановления (ослабление проявления утомления);
- эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).
Педагоги порой бессознательно используют такие естественные способы саморегуляции, как длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. Однако, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление. Но существуют приемы, которые можно использовать во время работы, которые педагоги, как правило, применяют интуитивно, бессознательно. Для этого важно:
- определить какими естественными механизмами снятия напряжения и разрядки, повышения тонуса педагог уже владеет, но делает это бессистемно, не осознавая, что они являются своего рода техникой безопасности для его работы;
- осознать их;
- перейти от спонтанного применения естественных способов регуляции к сознательному использованию в целях управления своим состоянием;
- освоить способы психической саморегуляции или самовоздействия.
Круг методов и способов психической саморегуляции достаточно широк.
Одни из них достаточно понятны и просты в освоении, другие довольно сложные, их освоение требует методического руководства со стороны подготовленных специалистов, третьи весьма необычны, оригинальны и могут даже показаться странными, тем не менее, эффективно работают, и много людей в мире их эффективно используют. Это эффективное средство профилактики напряженности, предотвращения синдрома профессионального выгорания. Это - техника безопасности для учителей. Знание стадий и факторов синдрома профессионального выгорания позволит педагога ответственно и сознательно отнестись к своевременной профилактике развития этого синдрома, которая должна быть комплексной, психологической, организационной, направленной на коррекцию нарушений психического состояния и, при необходимости, на улучшение психологического климата в коллективе, оптимизацию труда педагога.
Список литературы:
1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. - М.: Информац. Изд. Дом Филин, 1996. - 256 с.
2. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. - СПб.: Изд-во «Речь», 2004. - 162 с.
3. Зборовская И.В. Саморегуляция психической устойчивости учителя // Прикладная психология. - 2001. - № 6. - С. 55-65.
4. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование / авторы-составители: О.Ю. Федотова, З.И. Суховерхова // Телефон Доверия. - М.: Государственный Комитет РФ по молодежной политике, Институт молодежи «Демократия и развитие», 1999. - С. 133-138.
5. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. - 2001. -Т. 22. - № 1. - С. 90-101.
6. Практическая психодиагностика. Методы и тесты. Учебное пособие. -Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998. - 672 с.
7. Сушенцова Л.В Профессиональное выгорание педагога: сущность, диагностика, профилактика / Л.В. Сушенцова; Федер. агентство по образованию, ГОУ ВПО «Мар. гос. ун-т», Администрация муницип. образования «Медведев. муницип. р-н» Респ. Марий Эл // Инновационная сельская школа: от идеи к результату: сб. ст. - Йошкар-Ола: ГОУВПО «Мар. гос. ун-т», 2006. - С. 190-198.
8. Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. - 1998. - № 8. - С. 84-89.
9. Формалюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. - 1994. -№ 6. - С. 57-64.
МОТИВАЦИОННЫЕ ОСНОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Филинкова Е.Б.*
Московский государственный областной университет, г. Москва
Статья посвящена исследованию представлений учителей о собственной готовности к работе заместителя директора школы. Рассматриваются три вида самооценок: уверенность в себе как лидере, подготовленность к руководящей деятельности и наличие заинтересованности в
* Доцент кафедры Социальной психологии, кандидат психологических наук, доцент.