Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое исследование синдрома эмоционального выгорания педагогов'

Психолого-педагогическое исследование синдрома эмоционального выгорания педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1009
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полищук Елена Алексеевна, Крылова Наталья Николаевна

Актуальность и цели. Для педагогической деятельности характерны психоэмоциональные перегрузки, провоцирующие развитие синдрома эмоционального выгорания. Поэтому ее эффективность напрямую зависит от степени сформированности эмоционального интеллекта педагога и его подверженности синдрому эмоционального выгорания. Соответственно, совершенно очевидна необходимость систематической работы по формированию навыков эмоциональной саморегуляции в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов в вузах и выработки психолого-педагогических рекомендаций по профилактике развития синдрома эмоционального выгорания педагога в процессе выполнения профессиональных обязанностей. Цель данного исследования теоретико-эмпирическое осмысление предпосылок развития синдрома эмоционального выгорания педагога и обоснование необходимости их учета при разработке развивающих и коррекционных психолого-педагогических программ по профилактике исследуемого феномена. Материалы и методы. В процессе исследования применялся комплекс теоретических (анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме; сравнение, сопоставление, синтез ведущих идей; индукция, дедукция, моделирование) и эмпирических методов (анкетирование; педагогический эксперимент, включающий констатирующую часть). Результаты. Представлены теоретические и эмпирические данные, демонстрирующие основные предпосылки развития синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности. Выводы. Даны психолого-педагогические рекомендации по профилактике развития синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое исследование синдрома эмоционального выгорания педагогов»

УДК 378

Е. А. Полищук, Н. Н. Крылова

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. Актуальность и цели. Для педагогической деятельности характерны психоэмоциональные перегрузки, провоцирующие развитие синдрома эмоционального выгорания. Поэтому ее эффективность напрямую зависит от степени сформированности эмоционального интеллекта педагога и его подверженности синдрому эмоционального выгорания. Соответственно, совершенно очевидна необходимость систематической работы по формированию навыков эмоциональной саморегуляции в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов в вузах и выработки психолого-педагогических рекомендаций по профилактике развития синдрома эмоционального выгорания педагога в процессе выполнения профессиональных обязанностей. Цель данного исследования - теоретико-эмпирическое осмысление предпосылок развития синдрома эмоционального выгорания педагога и обоснование необходимости их учета при разработке развивающих и коррекционных психолого-педагогических программ по профилактике исследуемого феномена. Материалы и методы. В процессе исследования применялся комплекс теоретических (анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме; сравнение, сопоставление, синтез ведущих идей; индукция, дедукция, моделирование) и эмпирических методов (анкетирование; педагогический эксперимент, включающий констатирующую часть). Результаты. Представлены теоретические и эмпирические данные, демонстрирующие основные предпосылки развития синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности. Выводы. Даны психолого-педагогические рекомендации по профилактике развития синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, синдром эмоционального выгорания.

Введение

Уровень эмоционального развития определяет успешность педагога в профессии. Однако в педагогической деятельности не избежать психологических перегрузок, провоцирующих развитие синдрома эмоционального выгорания. Представляется, что подверженность развитию синдрома находится в прямой зависимости от сформированности эмоционального интеллекта педагога. Таким образом, совершенно очевидна необходимость систематической работы по формированию навыков эмоциональной саморегуляции, особенно в период профессиональной подготовки в вузе [1—4].

Включение в вузовские программы профессионально-педагогического образования спецкурсов и отдельных тематических модулей в рамки психолого-педагогических дисциплин направлено на формирование четких представлений о синдроме эмоционального выгорания, его профилактике, а также на формирование навыков эмоциональной саморегуляции [1], определяющих развитие целостной структуры эмоционального интеллекта будущего педагога.

Осмысление сущности синдрома эмоционального выгорания невозможно без четких представлений об эмоциональном интеллекте. Итак, рассмотрим сущность исследуемых феноменов.

Эмоциональный интеллект и синдром эмоционального выгорания: теоретико-методологический обзор

Понятие «эмоциональный интеллект» введено в научный оборот исследователями Д. Майером и П. Саловеем.

Под эмоциональным интеллектом авторы (Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. R., 1997) подразумевают когнитивную способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений [5].

В его структуре выделены четыре компонента или «ветви»:

- восприятие, идентификация эмоций (собственных и других людей), выражение эмоций;

- использование эмоций в решении задач и для фасилитации мышления;

- понимание и анализ эмоций;

- управление своими эмоциями и эмоциями других людей.

Несомненно, для построения эффективной системы педагогического общения особенно важно развитие последнего компонента эмоционального интеллекта педагога.

Термин «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ) впервые был введен в психиатрическую практику Г. Фреденбергом в 1974 г. для обозначения состояния психического, эмоционального и физического истощения, нередко сопровождающегося тяжелыми изменениями в сфере общения. Однако подверженность СЭВ педагогов очевидна, поскольку реализуется в насыщенной психоэмоциональными перегрузками среде.

Различают две группы факторов, провоцирующих развитие СЭВ:

- организационные;

- личностные.

Основные проявления организационного фактора в целом связаны с условиями рабочего процесса и в полной мере могут встречаться и в педагогической деятельности. В частности, к проявлениям этого фактора относят повышенные психоэмоциональные нагрузки, цейтнот, отсутствие поддержки со стороны начальства и коллег при решении профессиональных задач, многогранность требований к выполняемой деятельности, отсутствие достаточного времени для восстановления физических и психических ресурсов, невозможность контролировать рабочую ситуацию, общение с большим количеством людей (обучающиеся, родители, педагогический коллектив).

Среди показателей личностного фактора выделяют специфические особенности личности: высокий уровень тревожности, заниженная самооценка, пассивность, низкая стрессоустойчивость, действие по стандартам, вспыльчивость, подозрительность, эмоциональная неустойчивость, интровертированность, высокая степень перфекцио-низма.

Педагогу, особенно начинающему, важно иметь четкое представление об особенностях развития синдрома эмоционального выгорания. Как любое психологическое состояние, СЭВ включает фазы:

- нервное напряжение;

- сопротивление;

- истощение психических ресурсов.

Важно распознать уже первую фазу, чаще наблюдаемую в ситуациях повышенной ответственности за выполняемое дело. Эта фаза характеризуется следующей симптоматикой: низкая самооценка, депрессия, стресс, излишние переживания. При углублении СЭВ до фазы «сопротивления» отмечаются симптомы эмоционально-нравственной дезориентации, включение арсенала психологических защит личности, «экономия» эмоций, формальное отношение к выполняемым профессиональным обязанностям, неадекватная эмоциональная реакция. На последней стадии снижается эмоциональный и жизненный тонус, характерна личностная отстраненность, возможны психосоматические и психовегетативные патологии.

Обобщенные результаты эмпирического исследования предпосылок развития синдрома эмоционального выгорания педагогов

Теоретическое осмысление вопроса СЭВ невозможно без соприкосновения с практикой. Поэтому нами было проведено анонимное анкетирование учителей МБДОУ СОШ № 27 г. Пензы. Результаты исследования представлены в табл. 1.

Таблица 1

Ответы, данные педагогами на вопросы анкеты

Вопросы анкеты %, от общего количества

1 2

1. Возраст

А) от 20 до 30 13,3

Б) от 30 до 40 26,6

В) от 40 до 50 46,6

Г) больше 50 13,3

2. Пол

А) мужской 33,3

Б) женский 66,7

3. Увлечения

А)спорт 20

Б) музыка 26,6

В) танцы 20

Г) рисование 26,6

Д) поэзия 6,66

4. Испытывали ли Вы когда-либо чувство неудовлетворенности своей работой и как часто?

А) испытывал(а) очень часто 13,3

Б) испытывал(а) редко 26,6

В) испытывал(а) часто 13,3

Г) испытывал(а) очень редко 26,6

Д) не испытывал(а) 20

5. Как часто Вы замечаете понижение настроения, находясь в классе или в учительской?

А) постоянно 6,66

Б) очень редко 46,7

В) очень часто 6,66

Г) редко 26,6

Д) часто 0

Е) не испытывал(а) 13,3

6. Что бы Вы выбрали?

А) подготовиться дома к работе 20

Б) сходить со своим классом на каток, а после подготовиться к работе 46,7

В) посвятить время какому-либо другому занятию 33,3

7. Что Вы сделаете, если ученик подойдет к вам с вопросом на тему не по вашей дисциплине?

А) постараетесь ответить на вопрос 53,3

Б) постараетесь ответить на вопрос; если понадобится, ознакомитесь с дополнительной информацией и ответите на вопрос 26,6

В) посоветуете ему обратиться к учителю, который ведет эту дисциплину 6,66

Г) скажете, что сейчас заняты 13,3

Д) признаетесь, что не знаете ответа 0

Окончание табл.1

1 2

8. Как часто Вы беспокоитесь или переживаете, находясь в школе?

А) не переживаю 53,3

Б) часто переживаю 6,66

В) редко переживаю 33,3

Г) постоянно переживаю 6,66

9. Вспоминаете ли Вы про своих учеников, находясь не на работе?

А) да 60

Б) нет 6,66

В) иногда 26,7

Г) стараюсь не делать этого 6,66

10. Если ученики пытаются сорвать урок, что Вы предпримите?

А) попробуете выяснить, по какой причине они себя так ведут 60

Б) выгоните их из класса 6,66

В) уйдете из класса сами 0

Г) сообщите об этом директору 6,66

Д) проигнорируете попытки сорвать урок 26,7

Описывая социально-психологические характеристики педагогического коллектива, отметим, что возрастной состав представлен в диапазоне 30-50 лет и на две трети состоит из женской группы.

Для того, чтобы выяснить, каково психоэмоциональное состояние педагога, находящегося в школе и выполняющего профессиональные обязанности, в анкете были предложены вопросы 4, 5, 8 (табл. 1). Как показывает общий анализ данных, в целом складывается позитивная картина восприятия педагогической реальности. Однако обратим внимание на цифры, свидетельствующие об обратной стороне действительности. Так, например, это касается частых (у 6,66 % опрошенных) и редких (33,33 %) переживаний педагогов, испытывающих в процессе выполнения профессиональных обязанностей; также часто (13,3 %) и редко (26,6 %) испытывающих чувство неудовлетворенности в процессе работы. Преимущественно отмечаемые пониженные настроения связаны с самореализацией в различных системах педагогического общения (педагог-ученик, педагог-педагог).

Подчеркнем, что основная часть педагогов принимает педагогически верные решения, возникающие в различных ситуациях педагогического общения - показывают ответы, данные на вопросы 7 и 10 анкеты. Анализируя полученные данные, также видно, что педагоги предпочитают большую часть времени, в том числе и свободного, проводить совместно с учениками и «живут» их проблемами (вопросы 6 и 9). Информативен и тот факт, что многие из них, находящиеся в возрастных границах 30-40 лет, увлечены любимым делом (вопрос 3). Однако, характеризуя иные возрастные диапазоны - от 20-30 и старше 50 лет, как раз отмечаются противоположные тенденции в поведении и предпочтениях, которые негативно сказываются на качестве выполняемых профессиональных обязанностей и удовлетворенности от самой работы.

Таким образом, для осознания предпосылок возникновения СЭВ в педагогической деятельности важно понять гармоничный путь самореализации не только в педагогической деятельности, но и в жизненном плане (наличие любимого дела, особенности проведения свободного времени, разнообразие интересов и т.д.).

Психолого-педагогические рекомендации по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов

При прослушивании курсов психолого-педагогического цикла [1] еще на этапах профессионально-педагогической подготовки будущих учителей и курсах повышения квалификации педагогических кадров необходимо сформировать умения и навыки са-

морегуляции; рассмотреть весь арсенал психотерапевтических и психокоррекционных средств (релаксация, аутотренинг, различные виды психотерапии, занятие спортом и любимым делом и т.д.).

Важно отдельно разъяснить эффективность целеполагания, подразумевающего постановку краткосрочных и долгосрочных целей как в профессиональной деятельности, так и в личностном и жизненном самоопределении [2, 3]. Для обеспечения психического и физического благополучия важно соблюдать грамотный подход к планированию рабочего дня, особенно в ситуациях повышенной нагрузки.

Особое значение, на наш взгляд, должно отводиться налаживанию системы профессионального общения с целью обмена опытом как внутри педагогических коллективов, так и расширяя их рамки посредством обучения на курсах повышения квалификации, участия в профессиональных объединениях, конгрессах, симпозиумах, конференциях, конкурсах педагогического мастерства и т.д.

Заключение

Существующие на сегодняшний день представления о синдроме эмоционального выгорания педагогов указывают на сложность данного феномена и необходимость выявления предпосылок его возникновения и развития. Многие вопросы остаются открытыми и требуют дальнейшего осмысления и исследования: какие возрастные группы демонстрируют наибольшую уязвимость к СЭВ в педагогической деятельности; каковы наиболее эффективные психокоррекционные и психотерапевтические методы профилактики исследуемого феномена.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Крылова, Н. Н. Корреляционные взаимодействия в системе «самоотношение-саморегуляция» студента и их учет при проектировании психолого-педагогических программ / Н. Н. Крылова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2015. — № 1 (13). -С.217—224.

2. Крылова, Н. Н. Профессиональное и личностное самоопределение студентов в условиях профессионально-педагогического образования / Н. Н. Крылова // Труды международного симпозиума Надежность и качество. — 2011. — Т. 1. — С. 127—130.

3. Личностное и профессиональное самоопределение будущих педагогов профессионального обучения : коллективная моногр. / науч. ред. А. С. Мещеряков. — Пенза : Изд-во ПГУ, 2010. — 138 с.

4. Мещеряков, А. С. Профессиональное самоопределение и формирование системы смысложиз-ненных и ценностных ориентаций студентов в профессиональном образовании / А. С. Мещеряков, Н. Н. Крылова // Университетское образование : сб. ст. XIV Междунар. науч.-метод. конф. — Пенза : Приволж. дом знаний, 2010. — С. 524—526.

5. Mayer, J. D. Models of emotional intelligence / J. D. Mayer, P. Salovey, D. R. Caruso // Handbook of human intelligence / ed. by R. J. Sternberg. — 2nd ed. — New York : Cambridge University Press, 2000. — P. 396—422.

Полищук Елена Алексеевна

студентка,

Пензенский государственный университет E-mail: pippo@pnzgu.ru

Крылова Наталья Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, Пензенский государственный университет E-mail: Krilovann76@mail.ru

Polishchuk Elena Alekseevna

student,

Penza State University

Krylova Natal'ya Nikolaevna

candidate of pedagogical sciences, associate professor,

sub-department of pedagogy and psychology, Penza State University

УДК 378 Полищук, Е. А.

Психолого-педагогическое исследование синдрома эмоционального выгорания педагогов /

Е. А. Полищук, Н. Н. Крылова // Вестник Пензенского государственного университета. - 2016. - № 3 (15). -С. 20-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.