СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019
УДК 1-740
Соболь В. В.
Магистрант
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ
Проблема профилактики синдрома выгорания является сегодня очень актуальной. Под эмоциональным выгоранием понимается приобретенный стереотип эмоционального, в основном профессионального поведения. В качестве важнейших задач психологии развития, акмеологии и психологии труда выделяется изучение конкретных социально-психологических явлений, в том числе «эмоционального выгорания» среди специалистов в различных областях производственной деятельности, поиск путей профилактики и коррекции.
В связи с этим изучение феномена эмоционального выгорания имеет большое значение, так как данное явление, негативно влияет на психофизическое здоровье и эффективность профессиональной деятельности педагогических работников.
Целью статьи стало изучение теоретических аспектов проблемы коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили отечественные разработки в области психологии человека как субъекта деятельности и общения, в акмеологии.
Результаты исследования показали, что профессиональное выгорание педагогических работников возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Особенно необходимо обратить внимание на тенденцию эмоционального выгорания к прогрессированию. Процесс торможения развития синдрома эмоционального выгорания бывает крайне сложным. Помимо негативных проявлений в профессиональной деятельности, педагог может столкнуться с обострением хронических заболеваний, развитию психосоматических болезней и др. Поэтому основное внимание следует уделить профилактике развития синдрома эмоционального выгорания.
Самый важный результат работы по коррекции и профилактике эмоционального выгорания — это восстановление адаптивных возможностей личности, быстрое купирование на ранних стадиях развития синдрома эмоционального выгорания и выработка эффективных средств, для адаптации в профессиональной деятельности и окружающей социальной среде. Поэтому необходима разработка и внедрение модели профилактики эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов.
Заключение. Проведенное исследование позволило обосновать важность разработки системной работы по коррекции и профилактики эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов. Кроме того, была разработана модель коррекции и профилактики эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов.
Ключевые слова:
синдром эмоционального выгорания, коррекция, профилактика, коррекция синдрома эмоционального
выгорания (СЭВ), профилактика СЭВ.
Проблема профилактики синдрома эмоционального выгорания является сегодня весьма актуальной темой. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретённый стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения.
Понятие «эмоционального выгорания» впервые появилось в зарубежной психологии в конце 20-го века (H.G. Freudenberg; С. Maslach; B.Pelman, Е. Hartman; К. Kondoи др.). В отечественной психологии к настоящему времени проведено немало исследований, посвященных феномену «выгорания» в среде педагогов (А.А. Реан; Л.М. Митина; Т.И. Ронгинская; О.А. Баронина и др.).
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019
Под термином эмоциональное выгорание Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой понимается процесс постепенного снижения уровня эмоционального, когнитивного и физического состояния, который сопровождается появлением симптомов утомления. Проявлениями синдрома также являются неудовлетворенность исполнением профессиональных обязанностей, отстраненность [4, с. 15].
Симптомы эмоционального выгорания, выявленные разными учеными, можно условно разделить на три группы: физические, психологические и поведенческие [11, с. 94].
Анализ литературы показал, что проблема изучения феномена эмоционального выгорания находится в центре внимания как зарубежных, так и отечественных исследователей. Рассмотрение данного феномена осуществляется с двух точек зрения. С первой выгорание понимается как синдром, у которого есть определенные проявления, структура. По уровню развития компонентов и составляющих можно определить выраженность данного синдрома. Представители другой точки зрения описывают синдром как процесс, который имеет этапы, фазы, подчиняется определенным законам развития.
Материалы и методы.
Исследования проблемы синдрома эмоционального выгорания находят отражение в трудах авторов отечественной и зарубежной науки. Большое внимание уделяется изучению синдрома эмоционального выгорания у педагогических работников.
В психолого-педагогической литературе опубликованы работы, посвященные разработке модели эмоционального выгорания (К. Маслач, С. Джексон и др.), выделению структурных компонентов выгорания (Э. Пайнс, Т. Кокс) и основных проявлений профессионального «выгорания» (О.Н. Гнездилова, Т.В. Форманюк). В то же время, следует отметить, что проблема коррекции и профилактики эмоционального выгорания у педагогических работников остается актуальной.
Одной из наиболее разработанных классификаций факторов развития эмоционального выгорания является классификация В.В.Бойко. Автор выделяет внешние и внутренние факторы [3, с. 28].
Результаты и обсуждение.
Исследователи отмечают, что возникновение эмоционального выгорания происходит под действием внешних факторов на основе внутренних предпосылок.
Нельзя не отметить, что возникновение эмоционального выгорания имеет для педагогического работника не только минусы, но и свои плюсы. При развитии данного синдрома человек обучается способам экономии энергетических ресурсов организма.
В то же время эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние на трудовую деятельности, так как отстраненность от педагогического коллектива приводит к повышению неудовлетворенности собой и работой. Степень тревоги и депрессии постепенно увеличивается, и возможны психосоматические заболевания.
Важная особенность педагогической профессии заключается в том, что собственная личность также наиболее важным «инструментом» для педагога. То есть степень профессиональной зрелости учителя и помогает находить оптимальные решения в процессе профессиональной деятельности (К.М. Левитан) [7, с.174]. Для формирования и поддержания профессиональной зрелости учителя важнейшее значение играет уровень физического развития, состояние здоровья учителя. Кроме того, педагогу требуется определенный уровень образования и определенная культура.
Чтобы предотвратить эмоциональное выгорание, педагог должен обратить внимание на повышение компетентности в области сохранения и укрепления здоровья, а также на развтие активной позиции в создании здоровьесберегающей среды. Чтобы решить эту проблему, педагогу требуется постоянно приобретать как содержательные, так и методологические знания [10, с. 210].
Существует несколько подходов к решению проблемы коррекции и профилактики синдрома выгорания педагогов. Давайте обратимся к описанию некоторых из них.
Главной профилактической мерой должно стать постоянное психолого-педагогическое обучение педагога, а также его профессиональное развитие.
А.В. Бладыко считает, что необходимо внедрять методы психологической помощи в учебный процесс. Педагоги должны быть обучены использованию методов релаксации, которые можно применят
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019
непосредственно на рабочем месте [2, с. 37].
Основной задачей администрации образовательных учреждений является структурирование работы, формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Это приводит к снижению влияния внешних факторов на развитие эмоционального выгорания.
Для всех работников образования становится важной саморегуляция работы. Н.С. Пряжников предлагает в качестве одного из методов, которые можно рекомендовать педагогам, освоение приемов аутогенной тренировке. Данная техника успешно применяется специалистами в различных профессиональных областях, для которых характерно высокое эмоциональное напряжение [9, с. 92].
Следующий метод - психокоррекция. Использование психокоррекционной работы может облегчить и ускорить процесс адаптации педагогов к своей работе. Реализация психокоррекционной работы может быть выполнена как индивидуально, так и в группах.
По мнению О. Бабича, эффективным методам предотвращения и коррекции эмоционального выгорания могут также стать способы экономного потребления эмоциональных и энергетических ресурсов [1, с. 69].
Чтобы снять эмоциональное напряжение и избежать эмоционального выгорания, учитель должен научиться переключаться между различными видами деятельности, оптимально распределять нагрузку, соответствующим образом соотноситься с собственными ресурсами и не концентрироваться на конфликтах на работе.
Основой программы профилактики и коррекции синдрома выгорания у работников образования может быть, на наш взгляд, концепция профессионального развития, предложенная Л.М. Митиной [7].
Концепция описывает модель адаптивного поведения и модель профессионального развития специалиста, которая предотвращает синдром выгорания. Важнейшим условием эффективности процесса профессионального развития личности работников образования является укрепление уверенности в себе, которое способствует формированию активной профессиональной позиции педагога. В рамках концепции конструктивные направления развития подразумевают изменение мотивационных, интеллектуальных, аффективных структур личности, что приводит к изменению всей поведенческой сферы. Конечным результатом должна стать смена внешней детерминации жизнедеятельности на внутреннюю.
Щегловой Г.С. разработаны рекомендации по профилактике и коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов. Ею выделены четыре уровня работы:
— органический (телесный) (снятие физического напряжения, усталости, головной боли, бессонницы, ослабления иммунитета);
— эмоциональный (снятие эмоционального напряжения, беспокойства, взволнованности, чувства тревоги, подавленного и апатичного состояний:
— рациональный (смысловой) (приобретение смысла своей профессиональной деятельности, снятие негативного отношения работника к собственным возможностям, формирование/реконструкция позитивного отношения к себе как к специалисту, повышение самопринятия);
— поведенческий (устранение стереотипов профессиональных действий, налаживание трудовой дисциплины) [12, с. 59].
А.А. Осипова считает, что для профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания педагог должен принять на себя ответственность за результаты профессиональной деятельности. Педагог должен придти к пониманию того, что спады и неудачи являются естественными стадиями развития. профессионального мастерства [8, с. 12].
Заключение
Таким образом, в литературе были описаны факторы риска возникновения проблем эмоционального выгорания применительно к педагогической профессии. Изучались социально-демографические характеристики и личностные особенности педагогов. На основе проведенных исследований предложены разнообразные подходы к решению проблемы коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019
Список использованной литературы:
1. Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения. Волгоград: Учитель, 2009. 116 с.
2. Бладыко, А.В. Особенности эмоционального выгорания у учителей и преподавателей // Психология: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2012 г.). Уфа: Лето, 2012. С.34-39. - URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/35/2704/.
3. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Питер, 2014. 105 с.
4. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. СПб.: Питер, 2013. 336 с.
5. Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость личности: монография. М.: Из-дво Перо, 2014. 196 с.
6. Домрачева С.А. Изучение эмоционального выгорания педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 18. С. 71-75. - URL: https://e-koncept.ru/2015/95166.htm.
7. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение / Под ред. Л.М. Митиной. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 336с.
8. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: Сфера, 2002. 510 с.
9. Пряжников Н.С., Ожогова Е.Г. Стратегии преодоления синдрома эмоционального выгорания в работе педагога // Психологическая наука и образование. 2008. №2. С. 87-95.
10.Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Питер. 2016. 607 с.
11. Тулегенова А.Г. К вопросу исследования феномена эмоционального выгорания как проблемы профессиональной деятельности педагога / // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2014. № 1. С.93-102. - URL: http://psyjournals.ru/scientific_notes/2014/n1/71086.shtml.
12.Щеглова Г.С. Психолого-педагогическая коррекция синдрома эмоционального выгорания педагогов школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 8. С. 56-60. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-korrektsiya-sindroma-emotsionalnogo-vygoraniya-pedagogov-shkoly.
© Соболь В. В. 2019