Научная статья на тему 'Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания у военнослужащих в условиях прохождения воинской службы'

Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания у военнослужащих в условиях прохождения воинской службы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
203
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / СИМПТОМ / ВОИНСКАЯ СЛУЖБА / АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хасенова Дана Маратовна

В статье рассмотрены теоретические и эмпирические особенности синдрома эмоционального выгорания, раскрыты понятие и структура исследуемого явления. Вместе с тем, приводятся исследования ведущих (зарубежных, российских) специалистов, причастных к изучению синдрома эмоционального выгорания. В связи с тем, что исследователями недостаточно уделяется внимание проблеме синдрома эмоционального выгорания военнослужащих Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан и насчитывается незначительное число работ, посвященных изучению настоящей проблемы, было проведено исследование по изучению степени формирования синдрома эмоционального выгорания у военнослужащих в условиях прохождения воинской службы. В работе отражены результаты проведенного психодиагностического исследования с выработкой наиболее эффективных мер по своевременному предупреждению и коррекции синдрома эмоционального выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания у военнослужащих в условиях прохождения воинской службы»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В УСЛОВИЯХ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОИНСКОЙ СЛУЖБЫ

Хасенова Д.М.

Хасенова Дана Маратовна - магистрант, кафедры педагогики и психологии, гуманитарно-юридический факультет, университет «Туран-Астана», г. Астана, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассмотрены теоретические и эмпирические особенности синдрома эмоционального выгорания, раскрыты понятие и структура исследуемого явления. Вместе с тем, приводятся исследования ведущих (зарубежных, российских) специалистов, причастных к изучению синдрома эмоционального выгорания. В связи с тем, что исследователями недостаточно уделяется внимание проблеме синдрома эмоционального выгорания военнослужащих Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан и насчитывается незначительное число работ, посвященных изучению настоящей проблемы, было проведено исследование по изучению степени формирования синдрома эмоционального выгорания у военнослужащих в условиях прохождения воинской службы. В работе отражены результаты проведенного психодиагностического исследования с выработкой наиболее эффективных мер по своевременному предупреждению и коррекции синдрома эмоционального выгорания.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, симптом, воинская служба, акцентуация характера.

Служба в Вооруженных Силах, других войск и воинских формирований характеризуется рядом особенностей, которая позволяет ее отнести к особому виду государственной службы военнослужащих, направленной на непосредственное обеспечение военной безопасности, связанной с вооруженной защитой суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности Государственной границы Республики Казахстан [1].

В реальных условиях военнослужащие подвержены постоянному воздействию негативных факторов, причем часто повторяющиеся негативные эмоции с ростом стажа работы снижают психо-эмоциональную устойчивость, которая приводит к развитию тревожности, вспыльчивости, апатии, раздражительности. Подобные проявления личности получили название синдрома эмоционального выгорания.

Впервые термин «эмоциональное выгорание» или «burnout» был использован американским психиатром Х. Фреуденбергером в 1974 году. Само понятие «burnout» означает психологическое состояние (усталость, разочарование, снижение работоспособности) здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.

Большинство исследований синдрома эмоционального выгорания проведены за рубежом (К. Армстронг, А. Брадский, С. Браун, С. Варнат, М. Ганн, С. Джексон, С. Ларсон, К. Маслач, Б. Перлман, Е. Хартман и другие).

В России феномен выгорания изучался такими ученными, как В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Н.В. Гришина, Е.И. Кальченко, В.Е. Орел, Е.С. Старченкова, А.Б. Серебрякова, Д. Шульц, С. Шульц [3].

В Казахстане и в странах постсоветского пространства эти исследования проводятся сравнительно недавно. К примеру, исследования проведенные рядом

авторов (З.Б. Мадалиева, М.Н. Логинова, Д. Поцелуйко) направлены на предмет изучения выгорания женщин с разным семейным статусом [6].

Согласно определению В.В. Бойко эмоциональное выгорание относится к сложному, многоступенчатому процессу, основной причиной которого является переживание профессионального стресса, а следствием - нарушения и деформации профессиональной деятельности, снижение результативности труда в целом, появление эмоциональных и психосоматических нарушений. Это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избирательные психотравмирующие воздействия [2].

При этом Бойко рассматривает выгорание с позиций общего адаптационного синдрома Г. Селье.

К. Маслач обозначает синдром эмоционального выгорания, как ответную реакцию на длительные профессиональные стрессы межличностных коммуникаций, включающие в себя: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию персональных достижений [3].

К. Кондо определяет «выгорание» как дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений. По его мнению, выгоранию подвержены те, кто работает с особым интересом, поскольку такая работа сопровождается чрезмерной потерей психологической энергии, которая приводит к психосоматической усталости и эмоциональному истощению [4].

Такого же мнения придерживается Н.Е. Водопьянова, что для развития синдрома эмоционального выгорания одних внутренних предпосылок не достаточно, помимо них существуют внешние факторы, связанные с организацией работы. К ним автор относит личностный, ролевой и организационный факторы [3].

Анализируя психологические литературные источники, среди многих научных публикаций говорится о влиянии профессии на рост эмоционального выгорания.

Правильно отметили Е.В. Змановская и В.Ю. Рыбников, что при длительном сохранении профессиональный стресс может приводить к устойчивым негативным личностным изменениям [5].

До конца 90-х годов считалось (Дж. Даниел, И. Шабо, М. Содерфельдт, Л.Е. Ваг), что наиболее склонны к выгоранию представители педагогической сферы, социальные работники и медики [3].

На сегодняшний день насчитывается незначительное число работ, посвященных изучению феномена «выгорания» среди военнослужащих, что свидетельствует о недостаточном внимании, уделяемом исследователями разработке данной проблемы.

В российской и отечественной литературе в большей степени отражены результаты исследований специалистов социономических профессий: медицинских работников, педагогов, психологов, психотерапевтов, юристов[3].

В работах М.И. Марьина, А.В. Буданова, В.Е. Петрова, С.Е. Борисова, К.Р. Такасаева, А.И. Адаева авторы аргументировануо приводят наиболее значимые факторы провоцирующие выгорание у оперативных сотрудников в органах внутренних дел. Среди них: во-первых, детальная правовая регламентация деятельности сотрудников, которая означает необходимость руководствоваться заранее предписанными правилами (например, служебными инструкциями, приказами и т.д.).

Во-вторых, повышенная ответственность за характер и результаты своей деятельности, когда успехи могут оказываться незамеченными, но почти каждая ошибка становится объектом пристального внимания со стороны общества и может быть наказуема законом. Осознание профессионалом важности принимаемых им решений и учет возможных отрицательных последствий этих решений вызывают у него состояние напряжения и тревоги.

В-третьих, психические и физические перегрузки, вызванные нестабильным графиком работы, длительным лишением сна, резкими колебаниями активности или, напротив, монотонностью деятельности и продолжительными дежурствами, а также работой в неудобное или сверхурочное время. В таких условиях труда организм не успевает адаптироваться к быстро изменяющимся условиям несения службы, что снижает продуктивность деятельности и повышает вероятность травм и происшествий.

В-четвертых, организационный фактор, в которой одной из причин выгорания является наличие неопределенных ролевых обязанностей и отсутствие точных должностных инструкций. Нечеткий перечень служебных функций ставит сотрудников в уязвимую позицию. Сильная загруженность работой, к примеру, заканчивается срок расследования уголовного дела; много уголовных дел в производстве; перегруженность поручениями; подмена отсутствующего сотрудника и т.д. Неопределенность должностного роста, отсутствие или ограниченность возможности выдвижения на вышестоящую должность. Неблагоприятный морально -психологический климат в служебном коллективе с вытекающим неадекватным стилем руководства.

В-пятых, фактор экстремальности. Сотрудник, выполняя служебные обязанности, может погибнуть или получить ранение, а также применить оружие по отношению к другому человеку (например, в целях обороны или самообороны). Постоянное пребывание в экстремальных условиях приводит к огромной потере психологической энергии и физических сил, к психосоматической усталости (изнурению) и эмоциональному истощению. В одних случаях преобладают снижение трудоспособности, затруднения, возникающие при концентрации внимания и принятии самостоятельных решений, эмоциональная неустойчивость и быстрая психическая истощаемость. В других - гневливость, агрессивные тенденции. Усиливается негативное самовосприятие в профессиональном плане, возникает тенденция злоупотребления табаком, кофе, алкоголем [4].

Целью настоящей работы является изучение степени формирования синдрома эмоционального выгорания военнослужащих в условиях прохождения воинской службы.

В целях проведения психодиагностического исследования были использованы методика диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко и опросник Шмишека (характерологический опросник К. Леонгарда).

Методика диагностики эмоционального выгорания представляет собой опросник, состоящая из 84 утверждений. Автор методики предлагает классифицировать синдром эмоционального выгорания по стадиям, причем, для каждой стадии характерны те или иные симптомы.

В.В. Бойко выделяет 3 стадии развития выгорания, каждая из которых проявляется в виде 4 симптомов:

1) фаза напряжения, на этой стадии наличие напряжения служит предвестником развития и запускающим механизмом формирования синдрома профессиональ ного выгорания. Тревожное напряжение включает симптомы: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворённость собой, чувство безысходности, тревога и депрессия;

2) фаза резистентности, на этом этапе человек стремится избегать действия эмоциональных факторов с помощью ограничения эмоционального реагирования: неадекватного избирательного эмоционального реагирования, эмоционально -нравственная дезориентации, расширения сферы экономии эмоций, редукции профессиональных обязанностей;

3) фаза истощения характеризуется падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы: эмоциональный дефицит, эмоциональная и личностная отстранённость (деперсонализация), психосоматические и вегетативные проявления [2].

Опросник Шмишека (характерологический опросник К. Леонгарда) предназначен для диагностики типа акцентуации характера личности. Теоретической основой теста является концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда, которые имеют следующую характеристику:

1. Застревающий (ригидный) тип - повышенная подозрительность, болезненная обидчивость. Стойкость отрицательных эмоций и чувств, честолюбие, стремление к доминированию, конфликтность;

2. Возбудимый тип - повышенная импульсивность, раздражительность, агрессивность;

3. Демонстративный (истероидный) тип - выраженная потребность во внимании окружающих, тщеславие, авантюристичность;

4. Педантичный тип - основательность, четкость и завершенность в действиях, высокий самоконтроль, пунктуальность, низкая продуктивность;

5. Гипертимный тип - повышенная психическая активность, инициативность, предприимчивость;

6. Дистимичный тип - склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных сторонах жизни, медлительность и заторможенность;

7. Циклотимический (аффективно-лабильный, неустойчивый) тип - смена гипертимических и дистимических фаз;

8. Аффективно - экзальтированный тип - экзальтация (восторженно -возбужденное состояние) проявляется в бурной реакции, впечатлительность;

9. Тревожный (боязливый) тип - склонность к страху, нерешительность, робость;

10. Эмотивный тип - высокая чувствительность, впечатлительность [3].

Тест содержит 10 шкал в соответствии с десятью выделенными Леонгардом типами акцентуированных личностей и состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет».

Исследование проводилось в одном из воинских подразделений, дислоцирующих в городе Астана, в нем приняли участие 66 респондентов, из них мужчин - 46, женщин -20, со стажем работы от 1 года и до более 20 лет. Выборку составили военнослужащие, внештатные работники и административные служащие имеющие отношение к воинской службе.

Результаты психодиагностического исследования по методике диагностики эмоционального выгорания показали (см. Рис. 1), что стадия напряжения у 92% опрошенных не сформирована, лишь у 7,5% формируется и выражается в симптоме «загнанность в клетку» который характеризуется чувством безысходности и состоянием интеллектуально-логического тупика.

92

сформирован формируется не сформирован

В стадия напряжения и стадия резистентности а стадия истощения

Рис. 1. Результаты психодиагностического исследования по методике диагностики эмоционального выгорания, %

На стадии резистентности у 68% респондентов каких-либо сформированных симптомов не установлено, тогда как у 32% находятся на этапе формирования. Наиболее выраженные симптомы «редукция профессиональных обязанностей» и «неадекватное эмоциональное реагирование». Подобная симптоматика свидетельствуют о том, что среди испытуемых существует попытка облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат, при этом появляется равнодушие и черствость.

Стадия истощения не сформирована у 77% выборки у оставшихся 22% на этапе формирования, причем этот показатель составляют симптомы «эмоциональный дефицит» и «эмоциональная отстраненность». Перечисленные симптомы означают, что испытуемые стараются исключать эмоции из сферы профессиональной деятельности.

Анализом установлено, что выраженных признаков эмоционального выгорания не выявлено. Однако проявляются тенденции в ограничении эмоциональных ресурсов (человек работает как робот, определенные профессионально-важные навыки доводятся до автоматизма), которые свидетельствуют о том, что за годы службы у респондентов выработалась эмоциональная защита.

По второму тесту Шмишека результаты исследования позволили определить индивидуально-психологические особенности личности респондентов.

Анализ показал, что респонденты с высокой выраженностью гипертимности - 33%, демонстративности - 12%, эмотивности - 9%, экзальтированности - 6% продемонстрировали формирующие и несформированные симптомы развития синдрома эмоционального выгорания. В этом случае исключается возможность относить данную категорию респондентов к числу «эмоционально выгоревших», но с высокой вероятностью, можно утверждать, что респонденты, имеющие перечисленные акцентуации характера подвержены синдрому эмоционального выгорания.

Таким образом, возникает вопрос о своевременном предупреждении и соответствующей коррекции синдрома эмоционального выгорания. Профилактика данного явления должна включать непрерывное психологическое просвещение, применение методов психологической разгрузки в виде сеансов релаксаций и обучению навыкам аутогенной тренировки. Систематическое использование этих методов позволит оперативному снятию физического и психологического напряжения, при котором достигается состояние максимального покоя и отдыха, а также восстанавливается энергетический потенциал личности.

Кроме этого, в качестве профилактических мер по предупреждению синдрома эмоционального выгорания можно проводить тематические социально-психологические тренинги. Эффективность данного направления объясняется тем, что в процессе тренинга происходит овладение определенными социально-психологическими знаниями в области коррекции поведения, а также развиваются способности к рефлексии.

Помимо перечисленных методов профилактики, необходимо проводить плановые психодиагностические мероприятия, направленные на своевременное выявление признаков синдрома эмоционального выгорания.

Список литературы

1. Закон Республики Казахстан «О воинской службе и статусе военнослужащих» от 16 февраля 2012 года. Информационно-правовая система нормативно-правовых актов Республики Казахстан «Эдшет» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://adiletzan.kz/ms/docs/Zm0000561/(дата обращения: 12.02.2018).

2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М.: Наука, 1996. 154 с.

3. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания диагностика и профилактика. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. 336 с.

4. Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника органа внутренних дел: Методическое пособие / Под общ. ред. В.М. Бурыкина. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. 144 с.

5. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2010. 352 с. (Серия «Учебное пособие»).

6. Мадалиева З.Б., Логинова М.Н., Поцелуйко Д. Эмоциональное выгорание женщин с разным семейным статусом // Вестник Казахского национального педагогического университета им. Абая. Серия «Психология». № 3 (52), Алматы, 2017. С. 22-28

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.