Научная статья на тему 'СИНДРОМ ОБСТРУКТИВНОГО АПНОЭ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

СИНДРОМ ОБСТРУКТИВНОГО АПНОЭ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ОБСТРУКТИВНОГО АПНОЭ ВО СНЕ / СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РИСК

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Муртазов А.М., Шогенов А.Г.

Определены частота синдрома обструктивного апноэ во сне и сопутствующих состояний, а также профессиональный риск среди мужчин-сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Муртазов А.М., Шогенов А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBSTRUCTIVE APNEA SYNDROME IN POLICE OFFICERS

The authors defined occurrence of obstructive sleep apnea and corresponding states, occupational risk in male police officers.

Текст научной работы на тему «СИНДРОМ ОБСТРУКТИВНОГО АПНОЭ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

видимому, обусловлено напряженной спецификой служебной деятельности у сотрудников ОВД в условиях, связанных с риском для жизни. Данное обстоятельство и уровни распространенности АГ, других ФР ИБС среди обследованной популяции в целом, позволяют утверждать необходимость дифференцированного планирования диагностических и лечебно-профилактических мероприятий, а также практических рекомендаций реабилитационно-восстановительного лечения сотрудников оперативных подразделений ОВД, имея ввиду систему мер постоянного медико-психологического их сопровождения.

МС в соответствии с критериями диагностики (абдоминальное ожирение + 2 и более дополнительных факторов) и с учетом рекомендаций [3] в обследованной специфической популяции выявлен у 46,0 % мужчин и 31,9 % женщин, частота которого зависела от возраста обследованных и уровней ФР ИБС, связанных с профессиональными факторами, прежде всего ПЭН.

Результаты оценки медицинской документации и специального обследования мужчин—сотрудников ОВД, уволенных в связи с заболеваниями, а также анализа актов их освидетельствования обнаружили нижеследующее. В связи с сердечнососудистыми заболеваниями (ССЗ) за период с 2000 по 2007 г отстранены от работы соответственно 53,5 — 61,6 — 34,8 — 36,8 — 48,1

— 64,9 — 52,4 — 44,5 % сотрудников, а вследствие МС — соответственно 43,2 — 52,6 — 33,3 — 42,1 — 44,4 — 45,2 — 47,5

— 54,4 %, что подчеркивает значение специфики трудовой деятельности в формировании профессионального риска. Это, в свою очередь, предполагает реализацию комплек-

са мероприятий по ранней диагностике и коррекции метаболических расстройств с целью профилактики сердечно-сосудистых заболеваний среди специфической организованной популяции.

З а к л ю ч е н и е. У сотрудников органов внутренних дел зарегистрированы высокая степень распространения метаболического синдрома и значительный риск ССЗ, обусловленные не только возрастом, полом, но и особенностями профессиональной деятельности. Эти данные следует учитывать при организации медико-психологического мониторинга сотрудников различных подразделений органов внутренних дел.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арамисова Р.М., Эльгаров А.А. // Мед. труда. 2002. № 2. С. 32—34.

2. Вебер В.Р., Мазур Л.И. // Там же. 2003. № 7. С. 46—48.

3. Диагностика и лечение метаболического синдрома: Российские рекомендации (2-й пер.) // Кар-диоваскулярная терапия и профил. 2009. № 6. Приложение 2.

4. Жасминова В.Г., Соколова М.А., Эльгаров А.А. // Кардиология. 1991. № 8. С. 45—47.

5. Мазур Л.И. // Мед. труда. 2003. № 7. С. 43—46.

6. Lakka H.M., Laaksonen D.E., Laaka T.A. et al.. // JAMA. 2002. 288. P. 2709—2716.

7. Mancia G., Bombelli M., Carrao G. et al. // Hypertension. 2007. 49. P. 40—47. OS.

8. Resnick H.E., Hones K., Ruotolo G. et al. // Diabetes Care. 2003. 26. P. 861—867. OS.

9. Shmidt M.I., Duncan B.B., Bang H. et al. // Ibid. 2005. 28. P. 2013—2018. OS.

10. Vasan R.S., Bieser A., Seshardi S. et al. // JAMA. 2002. 287. P. 1003—1010. OS.

Поступила 10.09.10

УДК 616.24-008.444.34

А.М. Муртазов, А.Г. Шогенов

СИНДРОМ ОБСТРУКТИВНОГО АПНОЭ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

МСЧ МВД по Кабардино-Балкарии, г. Нальчик

Определены частота синдрома обструктивного апноэ во сне и сопутствующих состояний, а также профессиональный риск среди мужчин—сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: синдром обструктивного апноэ во сне, сотрудники органов внутренних дел, профессиональный риск.

A.M. Mourtazov, A.G. Shogenov. Obstructive apnea syndrome in police officers. The

authors defined occurrence of obstructive sleep apnea and corresponding states, occupational risk in male police officers.

Key words: syndrome of obstructive sleep apnea, police officers, occupational risk.

Распространенность синдрома обструктивного апноэ во сне (СОАС) в мужской популяции с учетом возраста составляет от 0,4 % в младших возрастных группах до 9,1 % — в старших; у женщин — соответственно от 4,0 до 4,4 %. Вместе с тем у больных артериальной гипертонией (АГ) частота СОАС составляет 26—40 % против 1—12 % в контрольной группе, а у мужчин старше 60 лет достигает 15 % и даже 73 % [3]. СОАС отмечается, по данным зарубежных авторов, у 20—60 % взрослого населения (Marin J. et al., 1997; Partinen M., Telakivi T., 1992). Установлено, что так называемая естественная внезапная смерть пожилых людей, наступающая во время сна, нередко обусловлена проявлениями СОАС [4]. Многочисленные эпидемиологические популяционные исследования (Ротарь О.П. и соавт.,2004; Свиряев Ю.Д., 2009; Bearpark H. et al. 1993; Gislason T. et al., 1988; Kripke D.F. et al., 1997; Young T. et al., 1993) свидетельствуют о значительной вариабельности частоты СОАС в различных популяциях. Эти данные крайне противоречивы, так как получены на разных выборках и при использовании различных критериев в оценке нарушений дыхания во сне (НДС). В связи с этим попытки экстраполировать представленные результаты на другие популяции представляются некорректными, тогда как эпидемиологические данные по России единичные (Свиряев Ю.Д., 2009) и практически отсутствуют в отношении организованного населения, прежде всего лиц опасных профессий. Между тем в последние годы больше внимание уделяется СОАС как состоянию, наиболее четко ассоциированному с сердечно-сосудистыми заболеваниями (ССЗ) [1, 4]. Заболевание значительно ухудшает качество жизни (КЖ) и увеличивает ССЗ и смертность (Ерошина В.А., 2000; Noda A. et al., 1998). Проведенные ранее работы продемонстрировали снижение выживаемости больных с СОАС (Peker Y. et al., 2002; Milleron O. et al., 2004), что подчеркивает его неблагоприятное про-

гностическое значение данного состояния. В то же время, по мнению Р. Lavie et al. (2007), высокий риск смертности у пациентов с СОАС обусловлен коморбидной патологией, а не тяжестью самих НДС. Не менее интересным представляются суррогатные точки в прогностической оценке СОАС у больных с АГ и ожирением: потребность в госпитализациях, динамика метаболических показателей, критериев тяжести СОАС и объем терапии для успешной коррекции АГ и сопутствующих метаболических нарушений.

Цель исследования — определить частоту СОАС и сопутствующих состояний, а также оценить прогноз среди сотрудников органов внутренних дел (ОВД).

М а т е р и а л ы и м е т о д и к и. Осуществлено эпидемиологическое (стандартизованное, ВОЗ, ГНИЦ ПМ Росмед-технологий) обследование 1213 сотрудников различных подразделений ОВД в соответствии с программой «Эпидемиология ишемической болезни сердца в различных климатогеографических зонах страны» для определения ишемической болезни сердца (ИБС) и ее факторов риска (ФР) —АГ, избыточной массы тела (ИМТ), низкой физической активности (НФА), нарушений обмена липидов (15 % выборка) — выявление дислипопротеидемий (ДЛП) в соответствии с общепринятыми рекомендациями: общего холестерина (ОХС), ХС липопротеидов низкой плотности (ХС ЛПНП) и высокой плотности (ХС ЛПВП), коэффициента ате-рогенности (КА). Скрининг включал в себя уточнение вредных привычек — курение (К) и употребление алкоголя (А); использование стандартного опросника ВОЗ (выявление стенокардии напряжения, перенесенный и возможный инфаркт миокарда); двукратное измерение АД и запись ЭКГ в 12 отведениях с последующим анализом по Миннесотскому коду (в том числе и выявление признаков гипертрофии левого желудочка — ГЛЖ). АГ выявлялась при 140/90 мм рт. ст. и выше; ЭКГ— изменения

классифицировались в соответствии с Мин-несотским кодом: заключение о возможной ИБС основывалось на данных ЭКГ, определенной ИБС — на результатах анализа ЭКГ и кардиологического опросника. Для выявления признаков СОАС проведена случайная выборка мужчин (118 сотрудников 34—54 лет) — выполнены опрос / анкетирование: указания на остановки дыхания во сне (например, со стороны родственников); громкий прерывистый храп; учащенное ночное мочеиспускание; длительное нарушение ночного сна (более 6 мес); повышенная дневная сонливость; избыточный вес или ожирение; артериальная гипертония (особенно ночная или утренняя). Дополнительно учитываются антропометрические данные: возраст, рост, вес, ИМТ; жалобы на ночные приступы удушья, потливость во сне, головные боли при пробуждении и снижение потенции. Исследование ЛОР-органов и эндоскопия полости носа, глотки и гортани с помощью гибкого фиброоптиче-ского эндоскопа; пульсоксиметрия — неин-вазивный метод определения процентного содержания оксигемоглобина в артериальной крови ^р02). Количественная оценка частоты десатураций в час (индекс десату-раций) позволяет косвенно судить о частоте эпизодов апноэ / гипопноэ в час (индекс апноэ / гипопноэ). Суточное (ночное) мо-ниторирование ЭКГ (СМ ЭКГ) всем лицам, в том числе у 3 сотрудников для уточнения времени сна и бодрствования организовано видеонаблюдение.

Р е з у л ь т а т ы и и х о б с у ж д е н и е. Частота ИБС, АГ и основных ФР атеросклероза (АС) в популяции и с учетом особенностей профессиональной деятельности мужчин — сотрудников ОВД представлена в таблице.

Эпидемиологические формы ИБС выявлены практически у 1/5 (в 19,7 %) обследованных, частота которых коррелировала с возрастом (от 7,4 % в младшей группе до 28,6 % — в старшей). О наличии ИБС не

знали 94,8 % мужчин. АГ в целом отмечена в 39,3 % случаев, установлена ее зависимость от возраста. Между тем, среди 30—39 и 40—49-летних ее частота достоверно не различалась — соответственно 39,0 и 38,5 %. Информированность о гипертонии (40,0 %), охват лечением (17,8 %) и с терапевтическим эффектом (9,4 %) оказались явно недостаточными, учитывая ведомственную принадлежность обследованной популяции. Как следует из таблицы, число осведомленных, лечившихся и с необходимым результатом, традиционно росло с возрастом. В структуре АГ явно преобладали начальные формы — I (57,0 %) и II (39,6 %) ст. Установленная частота ИБС и АГ среди сотрудников ОВД оказалась достаточно высокой, если учесть существующее правило — комплексное медико-психологическое обследование лиц, поступающих на работу в МВД, а также индивидуальное отслеживание психосоматического статуса сотрудников в последующем. Следует предположить существование связи частоты эпидемиологических вариантов ИБС и АГ от специфики профессиональной деятельности, что, по-видимому, обусловлено высоким уровнем эмоционально-стрессовых нагрузок у сотрудников ОВД. Подтверждением этому мнение о том, что правоохранительная деятельность относится к числу профессий повышенного риска и характеризуется одним из наиболее высоких значений профессионального стресса. Кроме этого, представленные результаты сопоставимы с частотой ИБС и АГ среди водителей автотранспорта и лиц иных профессиональных групп [1], работа которых в значительной мере сопряжена с психоэмоциональным перенапряжением. Вместе с тем весьма распространенными были отдельные ФР: К (90,0 %), НФА (86,0 %), употребление А (75,0 %), ИМТ (46,5 %), ДЛП (42,5 %) и ГЛЖ (33,7 %). Отмечено, что К, А и НФА чаще регистрировались в младшей возрастной группе (20—39 лет) по

Распространенность ФР АС, АГ и ИБС среди сотрудников ОВД, %

Возраст АГ ГЛЖ Знали о АГ Лечились Эффективно К А НФА ДЛП ИМТ ИБС

20—29 12,1 3,9 9,9 — — 98,0 91,0 90,0 8,1 26,3 0,0

30—39 39,0 25,9 25,5 6,8 5,8 92,5 88,0 88,5 22,1 36,4 7,4

40—49 38,5 45,2 49,8 24,3 12,2 84,6 64,0 84,7 59,8 49,9 15,6

50—59 67,6 60,8 71,8 40,1 19,8 84,9 57,0 80,8 80,1 74,4 24,1

Всего 39,3 33,7 40,0 17,8 9,4 90,0 75,0 86,0 42,5 46,5 19,7

сравнению с их частотой в старшей группе (р < 0,05). Как и ожидалось, частота ГЛЖ, ИМТ и ДЛП у лиц 40—59 лет оказалась выше (р < 0,01), чем у 20—39-летних. Особое практическое значение имеет сочетание основных ФР в обследованной популяции. Даже среди молодых (20—39 лет) более 20 % имели сочетания 2 и более ФР, в основном К и НФА, А и НФА. Почти у 40 % лиц 40—59 лет наблюдались комбинации ФР, преимущественно АГ, ГЛЖ, ИМТ и ДЛП. Представленные данные свидетельствуют о напряженной эпидемиологической ситуации в отношении ИБС, АГ и ряда ФР АС среди мужчин—сотрудников ОВД, что влечет за собой высокий профессиональный сердечно-сосудистый риск, развитие и течение ОССЗ с осложнениями.

Благодаря специальному дообследованию методом опроса 118 сотрудников ОВД признаки СОАС (наличие храпа, периодически повторяющиеся частичное или полное прекращение дыхания во время сна, продолжительностью более 10 с, избыточная дневная сонливость) установлены у 69 (66,9 %) мужчин. При этом по данным пульсоксиметрии, изменения индекса деса-тураций, указывающие на частоту эпизодов апноэ/гипопноэ в час (индекс 5), определены в 53,4 % (63 человека) случаев. Оценка результатов ночного мониторирования ЭКГ выявила эпизоды преходящей ишемии миокарда у 63 (53,4 %) лиц, нарушения ритма сердца — у 42 (35,6 %), которые почти в половине случаев (46,0 %) регистрировались одновременно, объективно представляя угрозу развития жизнеугрожающих состояний. Выборочный (непреднамеренный) видеомониторинг 3 мужчин подтвердил данные предварительной оценки результатов специального клинико-инструментального обследования сотрудников ОВД. Особый интерес представляют сведения о частоте ФР ИБС наблюдавшихся сотрудников: К (99,1 %), А (98,3 %), ИМТ (72,9 %), в том числе ожирение (19,7 %), ДЛП (71,2 %), ГЛЖ (57,6 %) и АГ (52,5 %). При этом, нерациональное питание отмечено почти у всех (99,1 %) сотрудников, хронические обструктивные заболевания легких у 51,7 %, сахарный диабет у 29,5 %, и эпидемиологические варианты ИБС — у 23,6 %. Комплексный анализ впервые полученных результатов обследования случайной выборки позволил диагностировать СОАС у до-

статочно большого числа мужчин (59,3 %) высоко напряженных и опасных профессий. Эти данные превышают частоту СОАС среди взрослого мужского населения (42,0 %) крупного мегаполиса (Свиряев Ю.Д., 2009).

В ы в о д ы. 1. Установлена значительная распространенность синдрома об-структивного апноэ во сне среди мужчин — сотрудников органов внутренних дел (59,3 %), которая ассоциируется с нерациональным питанием, вредными привычками (курение и алкоголь), избыточной массой тела и ожирением, хроническими обструктивными заболеваниями легких, артериальной гипертонией и сахарным диабетом. 2. Учитывая неблагоприятное прогностическое значение синдрома обструктивного апноэ во сне в отношении сердечно-сосудистых заболеваний и сахарного диабета, полученные результаты необходимо учитывать при разработке программы медико-психологического и образовательного сопровождения сотрудников органов внутренних дел, а также осуществлении лечебно-профилактического и реабилитационного комплекса среди мужчин опасных профессий, имеющих высокий метаболический и кардиоваскулярный риск, на этапах: центры психофизиологической диагностики — поликлиника — стационар - школа здоровья — ведомственный санаторий. 3. Полученные впервые данные о частоте синдрома обструктивного апноэ во сне среди специфического организованного населения целесообразно включить в существующую ведомственную региональную базу данных «Здоровье сотрудников органов внутренних дел» для оптимизации системы охраны здоровья сотрудников органов внутренних дел.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белов А.М., Захаров В.Н., Горенкова М.Н., Воронин И.М. // Тер. арх. 2004. № 33. С. 55—59.

2. Диагностика и лечение метаболического синдрома: Российские рекомендации (2-й пер.) // Кар-диоваск. терапия и профил. 2009. № 6. Приложение 2. С. 20.

3. Ротарь О.П., Свиряев Ю.В., Конради А.О. и др. // Бюл. НИИ кардиологии им. В.А. Алмазова. 2004. Т. II, № 1. С. 91—95.

4. Свиряев Ю.В., Коростовцева Л.С., Звартау Н.Э. и др. // Артериальная гипертензия. 2008. Т. 14, № 1. С. 127—134.

Поступила 10.09.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.