Научная статья на тему 'Дыхательные расстройства во сне у водителей автотранспорта'

Дыхательные расстройства во сне у водителей автотранспорта Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
142
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Клиническая медицина
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
СИНДРОМ НОЧНОГО АПНОЭ / ЧАСТОТА / ВОДИТЕЛИ АВТОТРАНСПОРТА / СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫЙ РИСК / НАРУШЕНИЯ КОРОНАРНОЙ И ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ ГЕМОДИНАМИКИ / КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ / УГРОЗА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ / NIGHT APNOE SYNDROME / FREQUENCY / VEHICLE DRIVERS / CARDIOVASCULAR RISK / CORONAL AND PERIPHERAL CIRCULATION DYSFUNCTION / DRIVING QUALITY / TRAFFIC ACCIDENCE

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Эльгаров Анатолий Адальбиевич, Калмыкова М.А., Эльгаров М.А.

Цель. Определить частоту, особенности клинической картины синдрома обструктивного апноэ во сне (СОАС) у водителей автотранспорта (ВА) и состояние профессиональной (операторской) надежности. Материал и методы. Обследованы 2 выборки 106 ВА (основная группа) и 104 мужчин других профессий (контрольная группа); проводили анкетирование, исследование с помощью фиброоптического эндоскопа, пульсоксиметрию, суточное мониторирование артериального давления и ЭКГ; осуществлено психофизиологическое тестирование 86 ВА с COAC, артериальной гипертонией (АГ) обычного течения и АГ с кардиоваскулярными осложнениями. Результаты. Клинико-инструментальные признаки СОАС выявлены у 65,1% обследованных основной группы и 47,1% обследованных контрольной группы (р < 0,05); высокая частота эпизодов транзиторной ишемии миокарда (82,6%) и нарушений ритма сердца (59,2%) у обследованных основной группы выявлялись чаще (р < 0,05), чем у обследованных контрольной группы (соответственно у 51 и 44,8%). В основной группе сочетание эпизодов транзиторной ишемии миокарда и нарушений ритма сердца наблюдалось у 52,2% обследованных, а в контрольной группе у 32,6%. Практически у всех ВА отмечены высокие показатели курения (98,1%), употребления алкоголя (95,3%), избыточной массы тела (74,5%), ожирения (21,7%), дислипопротеидемии (73,6%), гипертрофии левого желудочка (54,7%) и АГ (57,5%) достоверно чаще (р < 0,05), чем у обследованных контрольной группы, у которых эти показатели составляли соответственно 76,9; 75; 56,7; 18,3; 59,6; 41,3 и 39,4%. Хронические обструктивные заболевания легких зарегистрированы у 55,6% обследованных основной группы и 51,9% обследованных контрольной группы, сахарного диабета 2го типа соответственно у 34,9 и 20,2%, эпидемиологические варианты ишемической болезни сердца у 22,6 и 20,2%. Психофизиологическое тестирование ФТу ВА с СОАС и без него выявило достоверное угнетение профессионально значимых функций и качеств у ВА с дыхательными расстройствами сна. Заключение. Установлена значительная частота СОАС у ВА (65,1%) по сравнению с показателями в контрольной группе (47,1%). Наличие дыхательных расстройств сна ухудшает профессионально значимые функции и качества у ВА, что снижает качество управления транспортом и безопасность дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Эльгаров Анатолий Адальбиевич, Калмыкова М.А., Эльгаров М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Respiratory sleep disorders in vehicle drivers

Aim: to determine the frequency of respiratory sleep disorders (RSD) in vehicle drivers, peculiarities of their clinical status and workability. Material and methods. The study included the main group of 106 vehicle drivers (VD) and control group of 104 of subjects of other professions. The following methods were used: fibrooptic endoscopy, standard questionnaire, pulsoxymetry, 24 hour blood pressure and ECG monitoring, psychophysiological testing of 86 VD with RSD, arterial hypertension with and without complications. Results. The clinical and instrumental signs of RSD were found in 65.1% VD of the main group and 47,1% of controls. Transitory ischemic attacks, cardiac arrhythmias and their combination occurred more frequently in VD (82.6, 59.2, and 52.2% respectively) than in controls (51.0, 44.8, and 32.6%). In most observations of VD, the smoking rate (98.1%), alcohol intake (95.3%), increased body mass (74.5%), obese (21,7%) dyslypoproteidemia (73.6%), left ventricular hypertrophy (54.7%) and arterial hypertension (57.5%) were significantly higher than in controls : S (76.9%), AI (75.0%), IBM (56.7%), O (18.3%), DLP (59.6%), LVH (41.3%), AH (39.4%). Chronic obstructive pulmonary diseases was diagnosed in 55.6% of VD and 51.9% of controls, diabetes mellitus in 34.9% and 20.2%, epidemiological forms of ischemic heart disease in 22.6% VD and 20.2% controls. Psychophysilogical testing of VD group revealed deterioration of professional qualities and functions of the drivers with respiratory sleep disorders. Conclusion. Significant frequency of RSD among VD (65.1%) in comparison with subjects of other professions (47.1%) was documented. RSD cause deterioration ofprofessional abilities of VD which increases the risk of traffic accidents.

Текст научной работы на тему «Дыхательные расстройства во сне у водителей автотранспорта»

Clinical Medicine, Russian journal. 2016; 94(5) DOI 10.18821/0023-2149-2016-94-5-374-378

Original investigations

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016 УДК 616.24-008.444:656.1-051

Эльгаров А.А., Калмыкова М.А., Эльгаров М.А.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА ВО СНЕ У ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТА

ГБОУ «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова» Минобрнауки России, 360004, г. Нальчик

Для корреспонденции: Эльгаров Анатолий Адальбиевич — д-р мед. наук, проф. каф. пропедевтики внутренних болезней; e-mail: maratusnn@mail.ru

Цель. Определить частоту, особенности клинической картины синдрома обструктивного апноэ во сне (СОАС) у водителей автотранспорта (ВА) и состояние профессиональной (операторской) надежности.

Материал и методы. Обследованы 2 выборки — 106ВА (основная группа) и 104 мужчин других профессий (контрольная группа); проводили анкетирование, исследование с помощью фиброоптического эндоскопа, пульсоксиметрию, суточное мониторирование артериального давления и ЭКГ; осуществлено психофизиологическое тестирование 86 ВА с CОАС, артериальной гипертонией (АГ) обычного течения и АГ с кардиоваскулярными осложнениями. Результаты. Клинико-инструментальные признаки СОАС выявлены у 65,1% обследованных основной группы и 47,1% обследованных контрольной группы (р < 0,05); высокая частота эпизодов транзиторной ишемии миокарда (82,6%) и нарушений ритма сердца (59,2%) у обследованных основной группы выявлялись чаще (р < 0,05), чем у обследованных контрольной группы (соответственно у 51 и 44,8%). В основной группе сочетание эпизодов транзиторной ишемии миокарда и нарушений ритма сердца наблюдалось у 52,2% обследованных, а в контрольной группе — у 32,6%. Практически у всех ВА отмечены высокие показатели курения (98,1%), употребления алкоголя (95,3%), избыточной массы тела (74,5%), ожирения (21,7%), дислипопротеидемии (73,6%), гипертрофии левого желудочка (54,7%) и АГ (57,5%) — достоверно чаще (р < 0,05), чем у обследованных контрольной группы, у которых эти показатели составляли соответственно 76,9; 75; 56,7; 18,3; 59,6; 41,3 и 39,4%. Хронические обструктивные заболевания легких зарегистрированы у 55,6% обследованных основной группы и 51,9% обследованных контрольной группы, сахарного диабета 2-го типа — соответственно у 34,9 и 20,2%, эпидемиологические варианты ишемической болезни сердца — у 22,6 и 20,2%. Психофизиологическое тестирование ФТу ВА с СОАС и без него выявило достоверное угнетение профессионально значимых функций и качеств у ВА с дыхательными расстройствами сна.

Заключение. Установлена значительная частота СОАС у ВА (65,1%) по сравнению с показателями в контрольной группе (47,1%). Наличие дыхательных расстройств сна ухудшает профессионально значимые функции и качества у ВА, что снижает качество управления транспортом и безопасность дорожного движения.

Ключевые слова: синдром ночного апноэ; частота; водители автотранспорта; сердечно-сосудистый риск;

нарушения коронарной и периферической гемодинамики; качество управления; угроза дорожно-транспортного происшествия.

Для цитирования: Эльгаров А.А., Калмыкова М.А., Эльгаров М.А. Дыхательные расстройства во сне у водителей автотранспорта. Клин. мед. 2016; 94 (5): 374—378. DOI 10.18821/0023-2149-2016-94-5-374-378

Elgarov A.A., Kalmykova M.A., Elgarov M.A. RESPIRATORY SLEEP DISORDERS IN VEHICLE DRIVERS

Kh.M. Berbekov Kabardino-Balkarian State University

Aim: to determine the frequency of respiratory sleep disorders (RSD) in vehicle drivers, peculiarities of their clinical status and workability.

Material and methods. The study included the main group of 106 vehicle drivers (VD) and control group of 104 of subjects of other professions. The following methods were used: fibrooptic endoscopy, standard questionnaire, pulsoxymetry, 24 hour blood pressure and ECG monitoring, psychophysiological testing of 86 VD with RSD, arterial hypertension with and without complications.

Results. The clinical and instrumental signs of RSD were found in 65.1% VD of the main group and 47,1% of controls. Transitory ischemic attacks, cardiac arrhythmias and their combination occurred more frequently in VD (82.6, 59.2, and 52.2% respectively) than in controls (51.0, 44.8, and 32.6%). In most observations of VD, the smoking rate (98.1%), alcohol intake (95.3%), increased body mass (74.5%), obese (21,7%) dyslypoproteidemia (73.6%), left ventricular hypertrophy (54.7%) and arterial hypertension (57.5%) were significantly higher than in controls : S (76.9%), AI (75.0%), IBM (56.7%), O (18.3%), DLP (59.6%), LVH (41.3%), AH (39.4%). Chronic obstructive pulmonary diseases was diagnosed in 55.6% of VD and 51.9% of controls, diabetes mellitus in 34.9% and 20.2%, epidemiological forms of ischemic heart disease in 22.6% VD and 20.2% controls. Psychophysilogical testing of VD group revealed deterioration of professional qualities and functions of the drivers with respiratory sleep disorders.

Conclusion. Significant frequency of RSD among VD (65.1%) in comparison with subjects of other professions (47.1%) was documented. RSD cause deterioration ofprofessional abilities of VD which increases the risk of traffic accidents. Keywords: night apnoe syndrome; frequency; vehicle drivers; cardiovascular risk; coronal and peripheral circulation dysfunction; driving quality; traffic accidence.

Citation: Elgarov A.A., Kalmykova M.A., Elgarov M.A. Respiratory sleep disorders in vehicle drivers: frequency, professional workability. Klin. wed. 2016; 94 (5): 374—378. DOI 10.18821/0023-2149-2016-94-5-374-378 Correspondence to: Anatoliy A. Elgarov — MD, PhD, DSc, prof.; e-mail: maratusnn@mail.ru

Received 30.09.15 Accepted 17.11.15

Клиническая медицина. 2016; 94(5) DOI 10.18821/0023-2149-2016-94-5-374-379

Оригинальные исследования

Дыхательные расстройства сна — синдром обструк-тивного апноэ во сне (СОАС) — привлекают к себе пристальное внимание в связи с увеличением заболеваемости, коморбидностью — сочетанием и ассоциацией с болезнями органов кровообращения и дыхания, метаболическим синдромом, ожирением (в 2/3 случаев), патологией носо- или ротоглотки, а также вызванным эндокринопатиями сужением дыхательных путей (при акромегалии, гипотиреозе). Развитию дыхательных расстройств сна способствуют также употребление алкоголя, применение некоторых лекарств — барбитуратов, бензодиазепиновых снотворных. Общепринятые клинические признаки СОАС — громкий ночной храп с остановками дыхания, дневная сонливость. Считается, что клиническая картина СОАС формируется при наличии 5 эпизодов остановки дыхания и/или гипоп-ноэ за 1 ч сна. Частота последних является общепризнанным интегральным показателем степени тяжести заболевания (индекс апноэ + гипопноэ, ИАГ). Легкая степень СОАС соответствует ИАГ от 5 до 15 в час, при средней степени СОАС ИАГ составляет от 15 до 30 в час, при тяжелой степени — более 30 в час [1, 2].

Специальных исследований, посвященных изучению частоты СОАС у работающего населения, возможной связи с особенностями трудовой деятельности и ухудшению качества выполнения профессиональных обязанностей, не проведено. Вместе с тем ранняя диагностика и контроль СОАС у представителей опасных и операторских профессий, в частности у водителей автотранспорта (ВА), с учетом возможного ухудшения профессионально значимых функций и качеств (ПЗФиК) и, следовательно, снижения безопасности дорожного движения (БДД) и риска возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП) приобретает не только медицинское, но и важное социальное значение. Осуществленными научно-практическими проектами установлены более высокая распространенность факторов риска (ФР) развития сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) — артериальной гипертонии (АГ), ишемической болезни сердца, нарушений ритма сердца (НРС) и проводимости, а также сахарного диабета 2-го типа (СД 2-го типа) у ВА при сравнении с представителями иных профессий, а также достоверное ухудшение качества управления транспортным средством и, следовательно, снижение БДД и повышение риска возникновения ДТП [3—6]. В связи с изложенным представляет несомненный интерес изучение частоты СОАС у ВА и возможное влияние указанного синдрома на индивидуальные ПЗФиК, определяющие профессиональное и безопасное управление автомобилем.

Цель исследования — установить частоту СОАС и особенности его клинических проявлений у ВА и состояние профессиональной (операторской) надежности.

Материал и методы

В рамках эпидемиологического мониторинга мужчин различных профессиональных групп для уточне-

ния их психофизиологического статуса и наличия признаков СОАС обследованы 2 сопоставимые случайные выборки — 106 ВА (основная группа) и 104 мужчин — представителей других профессий (контрольная группа). Для выявления СОАС осуществлено предложенное Центром нарушения сна анкетирование, адаптированное к ВА; обследуемые отвечали на следующие вопросы: Вы храпите во сне? (да — 1, нет — 0; окружающие отмечают остановку дыхания во время сна? (да — 3, нет — 0); отмечается ли дневная сонливость в расслабленном состоянии? (да — 1, нет — 0); наблюдается ли повышение артериального давления (АД), в большей степени систолического (САД)? (да — 2, нет — 0); утреннее АД выше, чем вечернее? (да — 2, нет — 0); Вы отмечаете утреннюю головную боль? (да — 1, нет — 0). Если по этой анкете опрашиваемый набирает более 4 баллов, наличие СОАС вероятно [2]. Дополнительно учитывались антропометрические данные: возраст, рост, масса тела; жалобы на остановку дыхания, потливость во сне, головную боль при пробуждении, снижение потенции. Исследование ЛОР-органов и эндоскопия полости носа, глотки и гортани выполнены с помощью гибкого фиброоптического эндоскопа. Пуль-соксиметрия — неинвазивный метод определения процентного содержания оксигемоглобина в артериальной крови — позволила осуществить количественную оценку количества десатураций в час (индекс десатура-ций), что позволяет косвенно судить о частоте эпизодов апноэ/гипопноэ (ИАГ) за 1 ч сна.

Кроме этого, выполнены суточное мониторирова-ние АД (СМАД) и ЭКГ у 72 ВА — 17 здоровых мужчин и 55 мужчин с АГ I (n = 19), II (n = 19) и III (n = 17) стадии в возрасте от 30 до 45 лет (38,3±4,9 года), работа которых характеризуется систематическим производственным стрессом и напряжением системы оперативного реагирования (основная группа), и у 70 представителей других профессий — 16 здоровых мужчин и 54 мужчин с АГ I (n = 17), II (n = 19) и III (n = 18) ст. аналогичного возраста (контрольная группа). Суточное мониторирование ЭКГ (в ночное время) у ВА в 6 случаях для уточнения времени сна и бодрствования сопровождалось видеонаблюдением. Кроме этого, изучено также возможное влияние дыхательных расстройств сна на ПЗФиК у 86 ВА с СОАС, АГ обычного течения (n = 8) и АГ с кардиоваскулярными осложнениями (n = 42).

Для суточной регистрации ЭКГ применяли аппарат на носимых мониторах — кардиорегистратор ИН-1 с полной записью в течение 24 ч трех отведений ЭКГ (V4—6) с помощью одноразовых электродов. Считывание и последующую обработку показателей осуществляли с помощью пакета прикладных программ [4]. Регистрировали частоту эпизодов транзиторной ишемии миокарда (ЭТИМ) и нарушений ритма сердца и проводимости (НРСиП), в том числе клинически не проявляющихся вариантов.

Для СМАД использовали прибор с носимым монитором ВР 3400, предназначенный для автоматической

376 Clinical Medicine, Russian journal. 2016; 94(5)

_DOI 10.18821/0023-2149-2016-94-5-374-378

Original investigations

неинвазивной регистрации АД и частоты сердечных сокращений в течение 24 ч. Перед установкой и снятием монитора проводили двукратное сравнение показаний прибора с синхронными величинами ртутного сфигмоманометра. Во всех ситуациях расхождение показателей САД и диастолического АД (ДАД) не превышало 5 мм рт. ст. Оценивали ряд показателей: суточное среднее САД и ДАД, суточное максимальное САД и ДАД. Рассчитывали показатель вариабельности — стандартное отклонение от средних параметров САД и ДАД как в дневное, так и в ночное время. Нормотензию фиксировали для среднесуточных показателей АД — не более 135/80 мм рт. ст., для дневных — не более 140/90 мм рт. ст. и для ночных — не более 120/80 мм рт. ст. При СМАД измерения осуществляли с частотой 1 раз в течение 30 мин с 6 до 23 ч и 1 раз в течение 60 мин с 23 ч до 6 ч утра [4].

Психофизиологическое тестирование (ПФТ) ВА проводили хронорефлексометрическим методом (КХР1); фиксировали время (в с) латентного и моторного периодов зрительно-моторной реакции, слежения за движущимся объектом (СДО). Изучение психофизиологических реакций индивида при выполнении нескольких задач осуществляли с помощью сложной реакции, когда испытуемый должен был одновременно реагировать на изменение цвета на экране нажатием на соответствующую клавишу и следить за движущимся объектом. Бесспорным преимуществом указанного метода является определение ПЗФиК в условиях, максимально приближенных к реальной работе ВА (изменения цветов на экране имитируют меняющиеся цвета светофора, слежение за движущимся объектом — движение в потоке транспортных средств). Кроме того, практическое значение имеет возможность определения индивидуальной реакции ВА в динамике, до и после лечения, в стрессорной ситуации. Предусмотренная методикой схема операторской деятельности удачно и содержательно формировала необходимую психологическую мотивацию ВА для достижения промежуточных и заключительных результатов исследования. Полученные данные ПФТ сравнивали с нормальными характеристиками системы оперативного реагирования ВА-профессионалов [4, 5].

Статистическую обработку материалов исследования проводили с помощью электронных таблиц Microsoft Excel и пакета статистического анализа SAS 6.04. Достоверность различий устанавливали при помощи двустороннего t-критерия с уровнем значимости при р = 0,05.

Результаты и обсуждение

Благодаря специальному обследованию пациентов обеих групп признаки СОАС (храп, периодически повторяющееся частичное или полное прекращение дыхания во время сна продолжительностью более 10 с, избыточная дневная сонливость) установлены у 69 (65,1%) обследованных основной группы и 49 (47,1%) обследованных контрольной группы (р < 0,05). Результаты комплексного обследования пациентов обеих групп представлены в табл. 1.

Остановку дыхания во сне ощущали 49,3% обследованных основной группы, а 24,6% обследованных узнали об этом со слов близких родственников (в контрольной группе — 49 и 24,5% соответственно). Как следует из табл. 1, практически все изучавшиеся клинические и инструментальные параметры достоверно чаще регистрировались у обследованных основной группы по сравнению с обследованными контрольной группы (р < 0,05). При этом, по данным пульсоксиметрии, изменения индекса десатураций, указывающие на частоту эпизодов апноэ/гипопноэ в час (индекс 5), определены у 59,4% обследованных основной группы и 47,1% обследованных контрольной группы.

Оценка результатов ночного мониторирования ЭКГ у обследованных обеих групп с признаками СОАС обнаружила ЭТИМ (82,6%) и нарушение ритма серд-

Таблица 1. Клинико-инструментальные характеристики (в %) у обследованных обеих групп

Показатель Основная группа Контрольная группа Р

Храп (сильный) во сне 93,4 59,6 < 0,01

Остановка дыхания во сне 91,5 53,8 < 0,01

Храп и остановка дыхания 89,6 58,6 < 0,01

Сухость во рту и горле, потливость, двигательная активность ночью 98,1 65,4 < 0,01

Энурез, никтурия 49,0 48,1

Вялость, отсутствие бодрости, усталость после сна 47,3 25,3 < 0,05

Ослабление памяти, внимания 96,2 50,9 < 0,001

Дневная сонливость 88,7 85,6

Нейрокогнитивные расстройства 98,1 82,7 < 0,05

Снижение работоспособности 100,0 88,5 < 0,05

Хронические обструктивные заболевания легких 55,6 51,9

СД 2-го типа 34,9 20,2 < 0,05

ФР развития ССЗ (АГ, дислипопротеи-демия, курение, избыточная масса тела, гипертрофия левого желудочка) 98,1 76,9 < 0,05

ЭТИМ, в том числе «немые» 82,6 51,0 < 0,01

НРСиП, в том числе «немые» 59,2 44,8 < 0,05

Сочетание ЭТИМ и НРСиП 52,2 32,6 < 0,01

Нарушение суточного профиля АД 68,9 56,7 < 0,05

Частота эпизодов апноэ в час — ИАГ 59,4 47,1 < 0,05

СОАС 65,1 47,1 < 0,05

Клиническая медицина. 2016; 94(5) БО! 10.18821/0023-2149-2016-94-5-374-379

Оригинальные исследования

ца — НРС (59,2%) чаще (р < 0,05) у ВА при сравнении с показателями у представителей других профессий (51 и 44,8% соответственно). В основной группе сочетание ЭТИМ и НРС наблюдалось в половине (52,2%), случаев а в контрольной группе — у 1/3 (32,6%) обследованных, что в значительной степени повышает риск возникновения внезапных сердечно-сосудистых событий вплоть до угрожающих жизни у обследованных основной группы (р < 0,05) по сравнению с обследованными контрольной группы. Выборочный (непреднамеренный) видеомониторинг у 6 обследованных основной группы и 4 обследованных контрольной группы подтвердил данные предварительной оценки результатов специального комплексного мониторинга. Косвенным подтверждением наличия СОАС у наблюдавшихся мужчин следует считать распространенность у них ФР развития ССЗ. Практически у всех ВА отмечены высокие показатели курения (98,1%), употребления алкоголя (95,3%), реже — избыточная масса тела (74,5%), ожирения (21,7%), дислипопротеидемии (73,6%), гипертрофии левого желудочка (54,7%) и АГ (57,5%), достоверно чаще (р < 0,05); у обследованных контрольной группы эти показатели составляли 76,9; 75; 56,7; 18,3; 59,6; 41,3 и 39,4% соответственно. Наряду с этим хронические обструктивные заболевания легких зарегистрированы у 55,6% обследованных основной группы и 51,9% обследованных контрольной группы, СД 2-го типа — соответственно у 34,9 и 20,2%, эпидемиологические варианты ишемической болезни сердца — у 22,6 и 20,2%. Комплексная оценка впервые полученных результатов обследования случайной выборки позволила диагностировать СОАС у большого числа обследованных основной группы (65,1%) и реже у обследованных контрольной группы (47,1%), что превышает распространенность дыхательных расстройств сна у взрослого мужского населения (42%) крупного мегаполиса [7], сотрудников органов внутренних дел [8] и соответствует значительной частоте нарушений дыхания во сне у пациентов с ишемической болезнью сердца и НРСиП [9, 10].

Представленные данные демонстрируют достаточно высокую частоту СОАС у ВА по сравнению с показателями у обследованных контрольной группы (р < 0,05), что в сочетании со значительными показателями распространенности ФР развития ССЗ, а также с нарушениями коронарной (ЭТИМ, НРС и нарушение проведения) и периферической (68,9% в основной и 56,7% в контрольной группе) гемодинамики формируют значительный сердечно-сосудистый риск у ВА, включая развитие опасных и угрожающих жизни осложнений вплоть до внезапной сердечной смерти.

В связи с приведенными выше данными особое прикладное значение имеют результаты ПФТ выборки ВА с СОАС (табл. 2): выраженные изменения важных характеристик профессиональной работоспособности (ПЗФиК) по сравнению

с аналогичными показателями у обследованных без СОАС (р < 0,01). Как следует из табл. 2, важнейшие показатели системы оперативного реагирования у ВА с дыхательными расстройствами сна и без них достоверно отличались от ПЗФиК у здоровых обследованных аналогичного возраста, что, по-видимому, обусловлено воздействием комплекса различных факторов производственной деятельности на психосоматический статус у ВА.

При этом особое значение имеет сравнительный анализ ПЗФиК у ВА с СОАС и без СОАС, обнаруживший значительное угнетение системы оперативного реагирования у ВА с дыхательными расстройствами сна (р < 0,001) по сравнению с нормальными показателями. Об этом свидетельствовали средние величины латентного (1,812±0,076) и моторного (0,962±0,075) периодов сложной реакции СДО (24,12±0,99) и ошибок при выборе цвета (3,21±0,14) у ВА с СОАС, достоверно (р < 0,001) отличавшиеся от аналогичных показателей у ВА без СОАС — 1,395±0,075 (латентный период), 0,321±0,028 (моторный период), 20,81±0,94 (СДО) и 2,02±0,13 (ошибки при выборе цвета).

Представленные сведения о частоте СОАС и его негативном влиянии на состояние работоспособности (ПЗФиК) и профессиональный сердечно-сосудистый риск у ВА имеют не только научное, но и важное прикладное значение для выбора адекватного комплекса лечебно-профилактических и образовательных мероприятий, а также профилактики ДТП. Обнаружение СОАС у ВА-профессионалов имеет принципиальное значение в связи с признанием этого синдрома ФР развития кардиоваскулярных осложнений и, как показали данные осуществленного нами ПФТ, возникновения ДТП [11].

До настоящего времени в нашей стране, как и в Европе и Америке, ночное апноэ у работников транспортных профессий ни медицинскими работниками, ни специалистами по БДД не контролируется, несмотря на имеющиеся данные о повышении риска ДТП в 1,5—2 раза при наличии СОАС у ВА [3, 4]. Кроме того, анализ причин ДТП в РФ не предусматривает регистрации комплекса факторов (наличие ряда заболеваний, ухудшающих профессиональные качества индивида, в том числе СОАС, концентрация алкоголя, наркотических и лекарственных средств), что значительно расширило бы возможности для адекватного ответа на вопрос о конкретной причинной связи ДТП с состоянием здоровья, использованием легальных и нелегальных пре-

Таблица 2. Результаты ПФТ у ВА с СОАС и без СОАС

ПЗФиК (норма) ВА с СОАС ВА без СОАС Р

Латентный период (0,946±0,005) 1,812±0,076** 1,395±0,075* < 0,001

Моторный период (0,263±0,04) 0,962±0,075** 0,321±0,028* < 0,001

СДО (11,5±1,6) 24,12±0,99** 20,81±0,94* < 0,01

Ошибки при выборе цвета (1,21±1,7) 3,21±0,14** 2,02±0,13* < 0,01

П р и м е ч а н и е.

■ р < 0,01; ** — р < 0,001.

А

Clinical Medicine, Russian journal. 2016; 94(5) DOI 10.18821/0023-2149-2016-94-5-374-378

паратов. Между тем отечественные и зарубежные исследования показали влияние употребления алкоголя, наркотиков, отдельных медикаментов и ряда заболеваний (АГ, СД 2-го типа) на ПЗФиК у ВА и систему БДД, что сопровождается формированием значительного риска возникновения ДТП [3, 4, 12, 13]. Эти сведения подчеркивают особую важность ранней диагностики СОАС у представителей транспортных профессий и необходимость осуществления специального их лечения, включая длительное индивидуальное (персонифицированное) сопровождение не только у ВА, но и у всех работников напряженного эмоционального труда (машинисты локомотивов и их помощники, летчики).

Заслуживает специального обсуждения предложение о включении дыхательных расстройств сна (СОАС) в перечень заболеваний (общесоматических) у представителей операторских профессий для обязательной реализации специального мониторинга (клинико-пси-хофизиологического) у ВА для обеспечения успешного безаварийного выполнения ими профессиональных обязанностей.

Таким образом, установлена значительная частота СОАС у ВА, которая ассоциируется с профессиональным психоэмоциональным напряжением и стрессом, отдельными ФР развития ССЗ (курение, употребление алкоголя, избыточная масс тела и ожирение), а также с хроническими обструктивными заболеваниями легких, АГ и СД 2-го типа. Учитывая неблагоприятное прогностическое значение СОАС в отношении ССЗ и СД 2-го типа, полученные результаты необходимо учитывать при разработке программы комплексного лечебно-профилактического и образовательного сопровождения представителей опасных профессий, прежде всего ВА, расширяющей возможности эффективного контроля психосоматического состояния последних и показателями БДД. Полученные сведения о частоте СОАС в специфической организованной популяции целесообразно использовать при создании региональной и федеральной базы данных «Здоровье водителей транспорта и безопасность дорожного движения» для оптимизации системы эффективной охраны здоровья ВА и профилактики ДТП.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабак С. Л., Голубев Л. А., Горбунова М.В., Чучалин А.Г. Об-структивные дыхательные расстройства во время сна в терапевтической практике. Тер. арх. 2011; (3): 62—6.

2. Ерошина Е.В., Калинкин А.Л., Сидоренко Б.А. Применение скрининговых методов в диагностике нарушений дыхания во время сна у больных с заболеваниями сердца. Кардиология. 2011; (5): 27—37.

3. Эльгаров А.А., Арамисова Р.М. Гипертоническая болезнь у водителей автотранспорта. Нальчик: Эльбрус; 2001.

Original investigations

4. Эльгаров А.А., Калмыкова М.А., Эльгаров М.А. Артериальная гипертония и аритмия сердца у водителей автотранспорта. Нальчик: ООО «Тетраграф»; 2011.

5. Эльгаров А.А., Калмыкова М.А., Эльгаров М.А. Отдельные хронические неинфекционные заболевания у водителей автотранспорта и безопасность дорожного движения. Нальчик: ООО «Тетраграф»; 2014.

6. Свиряев Ю.В., Коростовцева Л.С., Звартау Н.Э. и др. Синдром обструктив-ного апноэ во сне как медико-социальная проблема. Артериальная гипертензия. 2008; 14 (1): 127—34.

7. Муртазов А.М., Шогенов А.Г. Синдром обструктивного апноэ у сотрудников органов внутренних дел. Медицина труда и промышленная экология. 2010; (11): 12—5.

8. Свиряев Ю.В. Синдром обструктивного апноэ во сне у больных с артериальной гипертонией и ожирением: Дисс. д-ра мед. наук. 2009.

9. Болотова М.Н., Галицин П.В., Колос И.П. и др. Синдром обструктивного апноэ сна как независимый фактор риска развития сердечно-сосудистых осложнений. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2009; (5): 103—12.

10. Воронин И.М., Белов А.М., Чучалин А.Г. Нарушения дыхания во сне и сердечные аритмии: клинико-патогенетические параллели. Клин. мед. 1998; (6): 4—11.

11. Вейн А.М., Елигулашвили Т.С. Полуэктов М.Г. Синдром ночного апноэ. М.: Эйдос Медиа; 2002.

12. Barry-Bianchi S., Becker H., Brandenburg U.et al. Reversal of sinus arrest and atrioventricular conduction block in patients with sleep apnea during nasal continuous positive airway pressure. Am. Respir. Crit. Care Med. 1995; 151: 215—9.

13. Cox D.J., Kovatchev B., Vandecar K. et al. Hypoglycemiapreciding fatal car collisions. 2006; 29 (2): 467—8.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Babak S.L., Golubev L.A., Gorbunov M.V., Chuchalin A.G. Obstructive respiratory disorders during sleep in therapeutic practice. Ter. arkh. 2011; (3): 62—6. (in Russian)

2. Eroshina E.V., Kalinkin A.L., Sidorenko B.A. The use of screening methods in the diagnosis of respiratory disorders during sleep in patients with heart disease. Kardiologiya. 2011; (5): 27—37. (in Russian)

3. El'garov A.A., Aramisova R.M. Essential Hypertension in Automobile Drivers. Nal'chik: El'brus; 2001. (in Russian)

4. El'garov A.A., Kalmykovа M.A., El'garov М.А. Arterial Hypertension and Cardiac Arhythmia in Automobile Drivers. Nal'chik: LLC «Tetragraf»; 2011. (in Russian)

5. El'garov A.A., Kalmykovа M.A., El'garov M.A. Some Chronic Non-communicable Diseases in Automobile Drivers and Road Safety. Nal'chik: LLC «Tetragraf'; 2014. (in Russian)

6. Sviryaev J.V., Korostovtseva L.S., Zvartau N.E. et al. Obstructive sleep apnea as a medical and social problem. Arterial'naya giperten-ziya. 2008; 14 (1): 127—34. (in Russian)

7. Murtazov A.M., Shogenov A.G. Obstructive apnea police officers. Meditsina truda ipromyshlennaya ekologiya. 2010; (11): 12—5. (in Russian)

8. Sviryaev J.Y. Obstructive Sleep Apnea in Patients with Arterial Hypertension and Obesity: Diss. 2009. (in Russian)

9. Bolotova M.N., Galitsin P.V., Kolos I.P. et al. Obstructive sleep ap-nea is an independent risk factor for cardiovascular complications. Kardiovaskulyarnaya terapiya i profilaktika. 2009; (5): 103—12. (in Russian)

10. Voronin I.M., Belov A.M., Chuchalin A.G. SDB and cardiac arrhythmias: clinical and pathogenetic parallels. Klin. med. 1998; (6): 4—11. (in Russian)

11. Veyn A.M., Eligulashvili T.S., Poluektov M.G. Sleep Apnea. Moscow: Eydos-Media; 2002. (in Russian)

12. Barry-Bianchi S., Becker H., Brandenburg U. et al. Reversal of sinus arrest and atrioventricular conduction block in patients with sleep apnea during nasal continuous positive airway pressure. Am. Respir. Crit. Care Med. 1995; 151: 215—9.

13. Cox D.J., Kovatchev B., Vandecar K. et al. Hypoglycemia preciding fatal car collisions. 2006; 29 (2): 467—8.

Поступила 30.08.15 Принята в печать 15.12.15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.