Научная статья на тему 'Синдром гиперактивности с дефицитом внимания'

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
225
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Оагындыкова Г. Ш.

The positive experience of the work with the children with the syndrome of attention deficiency and hyperactivity according to the correction programme which takes into account the individual peculiarities of the child is described inthe article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYNDROME OF HYPERACTIVITY WITH ATTENTION DEFICIENCY

The positive experience of the work with the children with the syndrome of attention deficiency and hyperactivity according to the correction programme which takes into account the individual peculiarities of the child is described inthe article.

Текст научной работы на тему «Синдром гиперактивности с дефицитом внимания»

выданы рекомендации родителям больного ребенка. Материалы экспертной оценки показали, что в каждом третьем случае не соблюдается преемственность в обследовании и лечении больных детей между амбулаторно - поликлиническими и стационарными лечебными учреждениями.

Таким образом, углубленное изучение качества и эффективностидиспансеризациидетейвгородских поликлиниках с экспертной оценкой показало, что имеются значительные резервы для улучшения качествадиспансеризациидетей, зависящие, в первуюочередь, отуровня профессиональной подготовки врачей - педиатров, медицинских сестер, отсистемы контроля ихдеятельности, от наличия методических рекомендацийпообеспечениюдиспансеризации, контроля ее качества.

Выявленные дефекты в организации и качестве диспансеризации детей свидетельствуют о недостаточной эффективности существующих систем ведомственного и вневедомственного контроля данного процесса.

Таким образом, на основе материалов исследования нами будет разработана методическая рекомендация по совершенствованию организации и повышению качества диспансеризации детей в условиях городскихполиклиник г.Актобе.

TYWH

К.Б. КАДЫРОВ

АКТ0БЕ КАЛАЛЬЩ ЕМХАНАЛАРЫНДАГЫ БАЛАЛАРДЫ ДИСПАНСЕРЛЕУДЩ САПАСЫ

МККК «№4 Калальщ емхана», Актебе каласы

Актебе каласындагы калалык емханалар жагдайындагы балаларды диспансерлеудiч сапасы мен тшмдттн зерттей отырып, емхана жумысын уйымдастыру мен бас^арудагы Heri3ri кемшiлiктердi аныктады.

SUMMARY

K.B. KADYROV

QUALITY OF THE CHILDREN'S DISPENSARIZATION AT THE POLYCLINICS OF AKTOBE CITY

«Municipal polyclinic №4», Aktobe city

Author studied the quality and efficiency of children's dispensarization in conditions of polyclinics ofAktobe city and revealed the main defectsinthe organization and managementinthe work of polyclinics.

Г.Ш. ОАГЫНДЫКОВА

СИНДРОМ ГИПЕРАКТИВНОСТИ С ДЕФИЦИТОМ ВНИМАНИЯ

Областная психолого-медико-педагогическая консультация, г Актобе

Актуальность. Высокая двигательная активность свойственна детям, но в отдельных случаях она достигает патологической степени выраженности, нарушает адаптацию его к социальным условиям, мешает обучению. Такая повышенная двигательная активность, достигающая степени расторможенности, является одним из множества симптомов, сопровождающих нарушения развития ребенка. Самые разные нарушения психической деятельности могут проявляться в виде беспокойства и

98 Батыс Казахстан медицина журналы №4 (28) 2010 ж. / " "

__/ Медицинский журнал Западного Казахстана №4 (28) 2010 г.

двигательной активности. Но врачи выделяют состояние, при котором болезненно повышенная двигательная активностьявляется главным признаком, нарушающим социальную адаптацию ребенка. Это состояние получило название синдрома гиперактивности с дефицитом внимания [4]. Синдром дефицита внимания в последней медицинской классификации определен какзаболевание. Этозначит, что ребенок хочет, но не может изменить свое поведение по желанию взрослых. Необходима специальная тактика работы с таким ребенком, а иногда и лечение. Синдром дефицита внимания самая распространенная форма нарушений поведения. Данный синдром чаще встречается у мальчиков [1].

Удетей с подобным расстройством повышенная активность проявляется чрезвычайноярко: ребенок ни минуты не сидит спокойно, постоянно суетится, отвлекается. С началом обучения в школе выясняется, что ребенок не может спокойно сидеть на уроке, отвлекается, встает, ходит по классу. Черты, характеризующие синдром гиперактивности, - общее двигательное беспокойство, неусидчивость, множество лишних движений, недостаточная целенаправленность и импульсивность поступков, повышенная возбудимость зачастую сочетается с трудностями в усвоении школьных навыков (чтение, счет, письмо).

Такой ребенок вызывает беспокойство и раздражение взрослых, считающих, что ребенок не хочет сосредоточенно работать, не хочет подчиняться дисциплинарным требованиям. Трудность в том, что ребенокне «не хочет», а не можетвести себя соответственно школьным требованиям из-заспецифических нарушений функционирования мозговыхсистем [1].

Нами проведено исследование эффективности оказания медико-педагогической помощи детям с синдромом гиперактивности и нарушением внимания.

Цель исследования - оценка эффективности оказания медико-педагогической помощи детям с синдромом гиперактивности и нарушением внимания.

Материалы и методы исследования. Нами исследованы 40 детей с синдромом гиперактивности и нарушением внимания в течение 2008-2009 года по Актюбинской области. Из них 28 (70 %) детей систематически проходят лечение у врача-невролога и получают психолого-педагогическую коррекцию в развивающих центрах. Оставшиеся 12 (30 %) детей наблюдаются у врача-невролога 1 раз в 1-2 года, систематизации лечения нет, коррекционную помощь эти дети не получают.

Диаграмма 1

Возрастной состав исследуемых детей

Результаты исследования и их обсуждение. Изучаемый контингент детей был разделен на 3 группы:

■ в I группу включены 8 (20 %) с выраженным синдромом гиперактивности и дефицита внимания;

■ во II группу 21 (53 %) слегким синдромом гиперактивности и преобладанием дефицита внимания;

■ в III группу 11 (27%)свыраженнымдефицитом внимания.

Как видно из диаграммы 1, наиболее распространенным нарушением является дефицит внимания. У такого ребенка сильно страдают объем и концентрация внимания, он может сосредоточиться на чем-либо лишь на очень короткий промежуток времени, у него повышенная отвлекаемость, он реагирует на любой звук, налюбоедвижениевпомещении.

Такие дети нередко бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми. Им свойственна импульсивность поступков («сначала сделает, а потом подумает»). Это приводит к тому, что ребенок часто попадает в ситуации, опасные для него (движение транспорта на дороге). Раздражительность, импульсивность, неумение управлять своим поведением в игре и общении затрудняют контакты со сверстниками, приводят к агрессивному поведению (в состоянии возбуждения ребенок может сломать ручку, порвать тетрадь). Эмоциональная напряженность, возникающая у такого

„ , _I I „„ _________Батыс Казахстан медицина журналы №4 (28) 2010ж. 99

Медицинский журнал Западного Казахстана №4 (28) 2010 г. \ ____

ребенка при обучении в школе, приводит к тому, что у него легко формируется негативная самооценка и враждебность ко всему, связанному со школьным обучением, протестные реакции. Это усиливает школьнуюдезадаптацию, ведеткформированию негативной «Я-концепции» ребенка [2]. Диаграмма 2

I выраженный синдром гиперактивности и дефицита внимания

«легкая степень выраженности гиперактивности с преобладанием дефицита внимания

■ выраженный дефицит внимания

Степень выраженности синдрома в изучаемом контингенте

Понимание проблем ребенка, своевременная коррекционная помощь могут способствовать практически полной компенсации нарушений поведения и обучения [8].

При проведении коррекционной работы с гиперактивными детьми за основу использовалась «программа вознаграждения и поощрения», разработанная И.П. Брязгуновым, Е.В. Касатиковой в 2001 году.

Диаграмма 3

Результаты эффективности оказания медико-педагогической помощи детям с синдромом гиперактивности и нарушением внимания

Наблюдения за детьми будут продолжены в дальнейшем. По итогам исследования планируется разработка методических рекомендаций.

Заключение. Таким образом, при оценке эффективности оказания медико-педагогической помощи детям с синдромом гиперактивности и нарушением внимания необходимо учитывать комплексную коррекцию с обязательным лечением у невролога. Как показали наши наблюдения, залогом успешной коррекции являются ранний возраст, систематические занятия ребенка с психологом и родителями, а так же наблюдениеилечениеуневролога. Литература:

1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. - Москва. - 2002. -128 с.

2. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок. - Москва.-2001. С. 41-47.

3. Дремова Е.А. Гиперактивныедети и проблемы их обучения //Журнал образование и общество. -2001. - №5(11).-С. 11-13.

4. Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита внимания как причина школьной дезадаптации //Журнал школаздоровья.-2004. -Т.1.-№1.-С. 91-104.

5. Лепесова М.М., Джаксыбаева А.Х. Диагностика и коррекция синдрома дефицита внимания и гиперактивности у дошкольников (учеб-метод. пособие). - Алматы. - 2002. - 24 с.

100 Батыс Казахстан медицина журналы №4 (28) 2010 ж. / " "

__/ Медицинскии журнал Западного Казахстана №4 (28) 2010 г.

6. СиротюкА.Л. Синдром дефицита вниманияс гиперактивностью. - Москва. - 2002.-С. 21-23.

7. БезрукихМ.М. Ребенок - непоседа.-Москва.-2006.-63 с.

8. ДробинскаяА.О. Школьныетрудности нестандартныхдетей.-Москва. -1999.-С. 31-36.

TYWH

Г.Ш. САГЫНДЫКРВА ГИПЕРБЕЛСЕНД1 СИНДРОМ НАЗАР АУДАРУ ЖЕТ1СПЕУШ1Л1Г1МЕН

Облыстык психолого-медициналык-педагогикалык консультациясы, Актебе каласы

Бул макалада синдром тапшылыгы бар балалар мен гипербелсендi балалардыч жеке ерекшелИн ескере отырып, тузету багдарламасынычжагымды тэжiрибе барысы сипатталган.

SUMMARY

G.SH. SAGYNDYKOVA THE SYNDROME OF HYPERACTIVITY WITH ATTENTION DEFICIENCY

Regional psychological- medical and educational consultation, Aktobe city

The positive experience of the work with the children with the syndrome of attention deficiency and hyperactivity according to the correction programme which takes into account the individual peculiarities of the child is described inthe article.

Г.Ш. САГЫНДЫКОВА, Р.К. БИАРСТАНОВА

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ СКРИНИНГА НАРУШЕНИЙ ПСИХО - ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Областная психолого-медико-педагогическая консультация, г Актобе

Раннее распознавание нарушений психомоторного развития — основа эффективности лечебно-профилактических мероприятий, предупреждения тяжелой инвалидности.

Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни - следствие поражения нервной системы различного генеза. Вредные факторы, воздействующие на мозг в период его интенсивного развития, приводят к задержке онтогенеза. Развитие на первом году жизни происходит чрезвычайно интенсивно и условно подразделяется на 5 основных этапов: I - период новорожденности; II - возраст 1-3 мес.; III - возраст 3-6 мес.; IV - возраст 6-9 мес.; V - возраст 9-12 мес. [1]. На каждом возрастном этапе формируются специфические узловые функции, которые могут служить показателем возрастного развития и определяютего последующийход. В этовремя интенсивноформируютсядвигательные навыки, закладываются основы психической деятельности, поэтому любое неблагоприятное воздействие на организм нарушаетпроцесспсихомоторного развития ребенка [3].

Раннее выявление различных отклонений в развитии может быть осуществлено только на основе системного эволюционно-динамического подхода. Методики исследования нервно-психических функций должны быть адекватны возрасту ребенка [2].

„ , _I I „„ _________Батыс Казахстан медицина журналы №4 (28) 2010ж. 101

Медицинскии журнал Западного Казахстана №4 (28) 2010 г. \ ____

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.