Научная статья на тему 'Методические основы проведения скрининга нарушений психо - физического развития у детей раннего возраста'

Методические основы проведения скрининга нарушений психо - физического развития у детей раннего возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
462
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сагындыкова Г. Ш., Биарстанова Р. К.

The authors ofthearticle considerthatthe early detection, diagnostics ofthe childrenwith limited possibilities arethe basis ofefficiency oftherapeutic and prophylactic measures, the prevention of disability.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMATIC BASIS OF SCREENING CONDUCTION OF DISORDERS OF PSYCHOPHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN OF EARLYAGE

The authors ofthearticle considerthatthe early detection, diagnostics ofthe childrenwith limited possibilities arethe basis ofefficiency oftherapeutic and prophylactic measures, the prevention of disability.

Текст научной работы на тему «Методические основы проведения скрининга нарушений психо - физического развития у детей раннего возраста»

6. СиротюкА.Л. Синдром дефицита вниманияс гиперактивностью. - Москва. - 2002.-С. 21-23.

7. БезрукихМ.М. Ребенок - непоседа.-Москва.-2006.-63 с.

8. ДробинскаяА.О. Школьныетрудности нестандартныхдетей.-Москва. -1999.-С. 31-36.

TYWH

Г.Ш. САГЫНДЫКРВА ГИПЕРБЕЛСЕНД1 СИНДРОМ НАЗАР АУДАРУ ЖЕТ1СПЕУШ1Л1Г1МЕН

Облыстык психолого-медициналык-педагогикалык консультациясы, Актебе каласы

Бул макалада синдром тапшылыгы бар балалар мен гипербелсендi балалардыч жеке ерекшелИн ескере отырып, тузету багдарламасынычжагымды тэжiрибе барысы сипатталган.

SUMMARY

G.SH. SAGYNDYKOVA THE SYNDROME OF HYPERACTIVITY WITH ATTENTION DEFICIENCY

Regional psychological- medical and educational consultation, Aktobe city

The positive experience of the work with the children with the syndrome of attention deficiency and hyperactivity according to the correction programme which takes into account the individual peculiarities of the child is described inthe article.

Г.Ш. САГЫНДЫКОВА, Р.К. БИАРСТАНОВА

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ СКРИНИНГА НАРУШЕНИЙ ПСИХО - ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Областная психолого-медико-педагогическая консультация, г Актобе

Раннее распознавание нарушений психомоторного развития — основа эффективности лечебно-профилактических мероприятий, предупреждения тяжелой инвалидности.

Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни - следствие поражения нервной системы различного генеза. Вредные факторы, воздействующие на мозг в период его интенсивного развития, приводят к задержке онтогенеза. Развитие на первом году жизни происходит чрезвычайно интенсивно и условно подразделяется на 5 основных этапов: I - период новорожденности; II - возраст 1-3 мес.; III - возраст 3-6 мес.; IV - возраст 6-9 мес.; V - возраст 9-12 мес. [1]. На каждом возрастном этапе формируются специфические узловые функции, которые могут служить показателем возрастного развития и определяющего последующийход. В этовремя интенсивноформируютсядвигательные навыки, закладываются основы психической деятельности, поэтому любое неблагоприятное воздействие на организм нарушаетпроцесспсихомоторного развития ребенка [3].

Раннее выявление различных отклонений в развитии может быть осуществлено только на основе системного эволюционно-динамического подхода. Методики исследования нервно-психических функций должны быть адекватны возрасту ребенка [2].

„ , _I I „„ _________Батыс Казахстан медицина журналы №4 (28) 2010ж. 101

Медицинский журнал Западного Казахстана №4 (28) 2010 г. \ ____

ЭКСПЕРИМЕНТАЛДЫК ЖЭНЕ КЛИНИКАЛЬЩ ЗЕРТТЕУЛЕР

Для облегчения ранней диагностики отклонений в развитии нами разработана скринирующая количественная оценка возрастного психомоторного развития на основе комплексного эволюционно-динамического подхода.

Скрининг психофизического развития заключается в проведении пяти обследований, осуществляемых в три этапа.

Первый этап обследования заключается в проведении первого скрининга: «Прогноз отклонений в психосоматическом развитииуноворожденных». Данное обследование проводится врачом-неонатологом в родильных домах (отделениях). Основная задача первого осмотра ребенка сразу после рождения состоитвоценке его адаптации квнеутробным условиям существования. Она проводится по шкалеАпгар втечение первой минуты после рождения по пяти основным клиническим.

Второй этап обследования заключается в проведении второго скрининга «Прогностический скрининг нарушений нервно-психического развития». Данное обследование осуществляется участковым медицинским работником ПМСП при первом патронаже ребенка на дому. Результаты изучения психомоторного развитиядетей первогогодажизниуказываютнатесную взаимосвязь развития моторных, сенсорных функций, голосовых реакций и сенсомоторного поведения в целом и их корреляцию с наличием неврологических нарушений, стигм дизэмбриогенеза, особенностей сна, бодрствования ребенка, пищевого поведения ит. п.

Количественная оценка нарушения психомоторного развития может стать объективным критерием тяжести отставания, выявления легких отклонений в развитии, выделения группы детей повышенного риска в плане возможных отклонений и трудностей обучения в дальнейшем, как показывают наши наблюдения.

Кроме того, мы считаем, что количественная оценка позволяет более четко установить, развитие каких функций страдает в первую очередь и в наибольшей степени, также выбрать показатели лечебно-коррекционных мероприятий и их эффективность.

При оценке полученных нами данных мы учитываем то, что результаты осмотра новорожденных и грудных детей зависят не только от истинного уровня психомоторного развития, но и от ряда привходящих факторов: степени биологического комфорта; суточных биоритмов; условий воспитания; настроения ребенка и врача; обстановки, в которой проводится осмотр. Поэтому выполнение ребенком требований по первому предъявлению, безусловно, свидетельствуетоналичии функции. Однакочтобыудостовериться в отсутствии функции, ее снижении или дефектности, мы, как правило, повторяем осмотр с коротким промежутком времени.

Руководствуясь Законом № 343 от 11.07.2002 г «О социальной и медико - педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» специалисты нашего ПМПК обследуютдетей, направленных организациямиздравоохранения, выявленных скринингом.

С целью определения уровня особенностей психофизического развития ребенка, в том числе выявления причин и характера отклонений, решения вопроса их воспитания, обучения и дальнейшего медицинскоголечения, в нашем ПМПК в 2008-2009 г г обследовалисьдети, направленныеорганизациями здравоохранения (таблица 1).

Таблица 1

Дети, обследованные в областной ПМПК по скринингу в 2008-2009 годах

Направленные организациями здравоохранения Осмотренные в обл. ПМПК Выявленные дети сограниченными возможностями

2008 год 286 30

2009 год 380 43

Всего: 666 73

В выполнении Закона «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» можноотметитьположительную количественнуюдинамику.

Таким образом, как показывают наши многолетние наблюдения, раннее выявление, диагностика детей с ограниченными возможностями - это основа эффективности лечебно-профилактических мероприятий, предупреждающих инвалидизацию. Литература:

1. Психолого-медико-педагогическая консультация. Методические рекомендации / Под редакцией ШипицынойЛ.М. -Санкт-Петербург -1999. - С. 25-31.

2. БадалянЛ.О. Детская неврология. Учебное пособие.-Москва. -1998.-С. 69-83.

102 Батыс Казахстан медицина журналы №4 (28) 2010 ж. / " "

__/ Медицинский журнал Западного Казахстана №4 (28) 2010 г.

3. Психолого-медико-педагогическое обследование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Учебно-методическое пособие / Под общей редакцией Сулейменовой РА. - Алматы: «Колорит». -2000. - С. 18-24.

ТYЙIН

Г.Ш. САГЫНДЫКРВА, РК. БИАРСТАНОВА

ЕРТЕ ЖАСТАГЫ БАЛАЛАРДЫН ПСИХО-ФИЗИКАЛЫК ДАМУЫНДАГЫ АУЫТКУШЫЛЫЩТАРДА СКРИНИНГ 0ТК1ЗУД1И ЭД1СТЕМЕЛ1К НЕГ1ЗДЕР1

Облыстык психолого-медициналык-педагогикалык консультациясы, Актебе каласы

Макала авторлары ертежастан аныктау, диагноз кою мYмкiндiктерi шектелуi балаларды болдырмауды алдын -алудычтиiмдiжолдарыдеп есептейдi.

SUMMARY

G.SH. SAGYNDYKOVA, R.K. BIARSTANOVA

SYSTEMATIC BASIS OF SCREENING CONDUCTION OF DISORDERS OF PSYCHOPHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN OF EARLYAGE

Regional pshycomedical and educational consultation, Aktobe city

The authors ofthearticle considerthatthe early detection, diagnostics ofthe childrenwith limited possibilities arethe basis ofefficiency oftherapeutic and prophylactic measures, the prevention of disability.

А.Т. КУПБАЕВА

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Городская детская поликлиника №1, г Актобе

Актуальность. Как известно, в целях реализации приоритета «Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана» долгосрочной стратегии «Казахстан - 2030» в стране создано новое профилактическое направление в здравоохранении - служба формирования здорового образа жизни. Основная задача службы - реализация комплексной программы «Здоровый образ жизни», где один из главных приоритетов охрана здоровья детей и подростков. Многочисленные данные свидетельствуют о том, что в экологически неблагоприятных регионах регистрируется повышенная заболеваемость как взрослых, так и детей. Особенности, присущие детскому организму (более высокая чувствительность к действию неблагоприятных факторов, отсутствие вредных привычек и др.), делают результаты детской заболеваемости особенно информативными. Некоторые авторы (Е.И. Кутепов, И.В. Петрова, Н.И. Беляеваидр.,2007) справедливо подчёркивают, что необходимознатьзакономерности развития нетолько болезни, но и других параметров, характеризующих и определяющих уровень здоровья населения [1-3]. К таким регионам относится и Западный регион, в частности, г Актобе.

Цель исследования - изучение состояния здоровья, уровня и структуры заболеваемости детей, проживающих в районе, обслуживаемом поликлиникой.

Материалы и методы исследования. В данной работе представлены результаты комплексной оценки состояния здоровья и развития детей, прикреплённых к поликлинике. Нами в несколько этапов обследовано 16 316 детей (2 450 детей дошкольного и 13 866 школьного возрастов) в возрасте от 1 годадо 17 летг. Актобе.

„ , _I I „„ _________Батыс Казахстан медицина журналы №4 (28) 2010ж. 103

Медицинский журнал Западного Казахстана №4 (28) 2010 г. \ ____

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.