Научная статья на тему 'Синдром эмоционального выгорания и деформация личности в условиях концентрационного лагеря: проводим параллели'

Синдром эмоционального выгорания и деформация личности в условиях концентрационного лагеря: проводим параллели Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
193
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
синдром эмоционального выгорания / деформация личности / механизмы деформации личности / burnout syndrome / personality deformation / personality deformation mechanisms.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тувышева Дарья Алексеевна, Чухрова Марина Геннадьевна

В статье производится анализ феномена эмоционального выгорания с проведением параллелей между факторами эмоционального выгорания в ходе профессиональной деятельности в системе «человек-человек» и явлением деформации личности заключённых концентрационных лагерей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тувышева Дарья Алексеевна, Чухрова Марина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYNDROME OF EMOTIONAL BURNING AND PERSONAL DEFORMATION UNDER CONDITIONS OF CONCENTRATION CAMP: CONDUCT PARALLELS

The article analyzes the phenomenon of emotional burnout with parallels between the factors of emotional burnout during professional activities in the "man-man" system and the phenomenon of personality deformation of prisoners in concentration camps.

Текст научной работы на тему «Синдром эмоционального выгорания и деформация личности в условиях концентрационного лагеря: проводим параллели»

УДК 159.9

DOI 10.38163/978-5-6043858-6-9_2020_166

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ КОНЦЕНТРАЦИОННОГО ЛАГЕРЯ:

ПРОВОДИМ ПАРАЛЛЕЛИ

Тувышева Дарья Алексеевна.

Новосибирск, Россия, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления», психолог-бакалавр, кафедра психологии, педагогики и правоведения, dasha.tuvysheva@mail.ru

Чухрова Марина Геннадьевна,

Новосибирск, Россия, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления», доктор медицинских наук, профессор кафедры психологии, педагогики и правоведения, mba3@ngs.ru.

Аннотация. В статье производится анализ феномена эмоционального выгорания с проведением параллелей между факторами эмоционального выгорания в ходе профессиональной деятельности в системе «человек-человек» и явлением деформации личности заключённых концентрационных лагерей.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, деформация личности, механизмы деформации личности.

SYNDROME OF EMOTIONAL BURNING AND PERSONAL DEFORMATION UNDER CONDITIONS OF CONCENTRATION CAMP:

CONDUCT PARALLELS

Tuvysheva Daria Alekseevna.

Novosibirsk, Russia, FSBEI HE "Novosibirsk State University of Economics and Management", psychologist-bachelor, Department of Psychology, Pedagogy and Jurisprudence, dasha.tuvysheva@mail.ru.

Chukhrova Marina Gennadievna.

Novosibirsk, Russia, FSBEI HE Novosibirsk State University of Economics and Management, Doctor of Medical Sciences, Professor, Department of Psychology, Pedagogy and Law, mba3@ngs.ru.

Annotation. The article analyzes the phenomenon of emotional burnout with parallels between the factors of emotional burnout during professional activities in the "man-man" system and the phenomenon of personality deformation of prisoners in concentration camps.

Key words: burnout syndrome, personality deformation, personality deformation mechanisms.

В современной действительности для лиц самых разнообразных направлений деятельности, преимущественно в системе «человек-человек», характерна проблема синдрома эмоционального выгорания (СЭВ), что является предметом пристального внимания психологов, психиатров, организаторов здравоохранения и образования. Особенно ярко СЭВ проявляется у врачей и медицинских сестер, учителей и психологов, социальных работников, а также в сфере экстремальной деятельности, т.е. там, где от работника ожидают живого эмоционального участия, сочувствия, симпатии.

Мнения ученых в отношении СЭВ разделились: одни считают эмоциональное выгорание проявлением синдрома синдрома хронического переутомления вследствие длительной напряжённой деятельности и межличностного взаимодействия в профессиональной среде [3, 6, 8, 9], другие -классической депрессией [5], третьи - синдромом несуществующей болезни [4]. Эмоциональное выгорание как явление рассматривается с разных точек зрения: как реакция организма на хронический стресс, как приобретённый стандарт поведения, как психологическая защита; трактуется как чувство эмоциональной опустошённости по отношению к своей деятельности. В данной статье избран подход интеграции всех сторон данного многогранного явления для лучшего понимания факторов и проявлений эмоционального выгорания, существующих в постоянной взаимосвязи.

Факторами синдрома эмоционального выгорания выступают, в первую очередь, психическое и физическое истощение. Высокая требовательность к себе и низкий уровень самооценки. Повышенная ответственность. Экстернальный локус контроля. Несоответствие между требованиями профессии и индивидуальными принципами людей. Ощущение бессмысленности деятельности. Несоответствие квалификации требованиям. Дестабилизирующая организация деятельности. Негативный социально -психологический климат в коллективе. Неадекватная конкуренция. Дискомфорт рабочей среды. Психологически трудный, непредсказуемый и разнообразный контингент, с которым приходится работать.

Факторы эмоционального выгорания представляют широкий диапазон, в котором можно выделить четыре сферы: ролевая, социальная, личностная, организационная. Возможно рассмотрение любого симптома через призму каждой из перечисленных сфер. Сферы находятся в постоянном взаимодействии и взаимном влиянии друг на друга. Сфера выступает формирующим аспектом фактора, степень варьируется в каждой конкретной ситуации.

Личность человека, подверженного синдрому, приобретает определённые деструктивные изменения. Постоянное физическое и психологическое утомление, психическая гиперстимуляция накладывают отпечаток на эмоциональную сферу. Происходит притупление эмоций, определенная гипоэстезия, и наблюдается общая личностная отстранённость, которая носит защитный характер. Интерес к деятельности утрачивается (также защитный механизм), выполнение работы становится формальным, а профессиональные

качества постепенно редуцируются, упрощаются, становятся формальными. появляется циничное отношение к пациентам, клиентам, ученикам, они воспринимаются как предметы деятельности, но не как живые, страдающие люди. Выгорание начинает распространяться на другие сферы, помимо профессиональной - семейную, досуговую. Эмоциональная жизнь становится однообразно-уплощенной. Социальная активность угасает, хобби, если оно было, становится ненужным. Личность из разносторонней, интересной и интересующейся миром, превращается в механизм, способный выполнять (зачастую очень хорошо и профессионально) свою рабочую функцию, для которой не остается сил и желаний на другую деятельность. Возникает ложное чувство изоляции в социуме, жизнь вращается вокруг профессиональной деятельности, появляется ощущение отсутствия поддержки и понимания со стороны близких людей.

СЭВ - серьезная проблема современности. Распространенность СЭВ в разных профессиональных коллективах колеблется от 30 до 70%, по данным разных авторов [7].

В данной статье проводятся параллели между синдромом эмоционального выгорания как явления, характерного для некоторых видов профессиональной деятельности, и деформацией личности в связи с пережитыми деструктивными условиями концентрационных лагерей. Бруно Беттельгейм, психолог, бывший узник нацистского концентрационного лагеря, в своей книге «Люди в концлагере» детально описывает механизмы деформации личности под влиянием созданных в лагере условий и считает, что бесчеловечный лагерный режим был направлен, прежде всего на разрушение личности заключённого и превращение его в часть послушной массы, абсолютно управляемой и не способной на групповое и индивидуальное сопротивление. Люди выступали в роли базы для экспериментального выведения методов «эффективного» управления массами. Заключённой личности навязывалась психология и поведение ребёнка, индивидуальность подавлялась, а способность к целеполаганию разрушалась.Талантливый психолог подробно анализирует эти механизмы и обращает внимание на личностные возможности, которые позволили ему выжить и сохранить самоуважение [1, 2].

Какими методами достигалось подавление личности? Психологическое и физиологическое истощение. Бессмысленная работа, буквальное перекладывание камня между двумя точками. Отсутствие личного времени. Коллективная ответственность. Невозможность что-либо планировать. Постоянные перемены порядка. Несоответствие квалификации требованиям, каменщика могли поставить на должность медика, и наоборот. Редукция эмоциональных связей, психологическая защита требовала отринуть их. Доверять друг другу было невозможно. Если замечалась дружба между заключёнными, в ситуации коллективного наказания одного друга могли под угрозой смерти заставить убить другого или придумывали другие способы разладить привязанности. Негативный социально-психологический климат.

Проекция. Перенос. Заключённые не могли выплеснуть агрессию на эсэсовцев, и переносили негативные эмоции друг на друга. Происходило постепенное ухудшение показателей памяти, внимания, мышления. Перечисленные факторы оказывали деформирующее воздействие на личность, приводя к потере смысла существования и последующей смерти.

Какие аналогии мы наблюдаем при изучении СЭВ? Прежде всего, отсутствие свободы. Личность в системе «человек -человек» - медсестра, врач, учитель, психолог, социальный работник, - в ходе трудовой деятельности зачастую полностью лишен свободы самовыражения, действий, бездействий, -его жизнедеятельность полностью зависит от его пациентов, клиентов, учеников [9]. В ходе трудовой деятельности возникновение эмоционального выгорания стимулирует бумажная работа, которая может восприниматься как бесполезная. Переработки и следующее за ними физическое и психическое истощение. Недостаток материального вознаграждения, несправедливость распределения стимулирующих надбавок, отсутствие удовлетворения потребностей и благодарности за работу. Формальный подход к организации курсов повышения квалификации и следующий за ними недостаточный уровень квалификации работников. Давление со стороны начальства, административный контроль. Невозможность что-либо планировать в ходе профессиональной деятельности, постоянная смена порядка на организационном уровне. Непредсказуемость самой работы, особенно в медицине, что требует постоянного напряжения внимания и контроля. Дестабилизирующая организация деятельности. Неадекватная конкуренция, негативный социально-психологический климат в коллективе.

Факторы эмоционального выгорания, возникающие в ходе трудовой деятельности в системе «человек-человек», и условия, которые создавались заключённым концентрационных лагерей для их обезличивания, имеют сходные моменты. Это осознанное редуцирование эмоциональной сферы, что позволяет сохранить энергетический потенциал, невозможность проявления индивидуальности, невозможность сопротивления деятельности (хотя мотивы несопротивления разные). Но, в отличие от заключённых, работники свободны, имеют возможность смены места работы, использования методов профилактики и нейтрализации проявлений эмоционального выгорания, что, как ни странно, применяется крайне редко. Наблюдаются похожие механизмы разрушения личности, ее обезличивания, превращения в функцию, в живого робота, неспособного что-либо изменить [2].

Необходимость изучения феномена эмоционального выгорания в различных сферах, разработка методик для диагностики, профилактики и психологического восстановления при проявлениях эмоционального выгорания, - эти задачи так же важны, как и трудно решаемы. Профессиональная деформация той же медицинской сестры не делает ее плохим работником, наоборот, редукция эмоциональной сферы и внешнее безразличие к страданиям больного не мешают ей оптимально выполнять свои обязанности, страдает только самоудовлетворенность трудом.

Библиографический список.

1. Беттельгейм Б. Люди в концлагере. - США Фрипресс, Эй Корпрорейшн, 1960. https://www.libfox.ru/438071-bruno-bettelheym-lyudi-v-kontslagere.html

2. Беттельгейм Б. Индивидуальное и массовое поведение в крайних ситуациях [1943] // Дружба народов, 1992, № 11/12, С. 101—116.

3. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. - 338 с.

4. Кривощеков М.А. Синдром эмоционального сгорания - синдром несуществующей болезни // Наука и социум: материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (3 февраля 2020 г.) / отв. ред. Е.Л. Сорокина. - Новосибирск: Изд-во АНО ДПО «СИПППИСР», 2020, с. 81-87.

5. Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа // Вопросы психологии. - 2008. - № 2. - С. 3-16.

6. Филь Т.А., Чухрова М.Г. Личностная идентичность и синдром эмоционального выгорания у лиц помогающих профессий // Наука и социум: материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (3 февраля 2020 г.) / отв. ред. Е.Л. Сорокина. -Новосибирск: Изд-во АНО ДПО «СИПППИСР», 2020, с. 113-120.

7. Чутко Л.С., Козина Н.В. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты. М.: МЕД пресс-информ, 2014. - 242 с.

8. Чухрова М.Г., Пронин С.В., Малкина Н.А., Шешенин В.С. ^которые нейрофизиологические механизмы синдрома эмоционального выгорания // Наука и социум: материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (3 февраля 2020 г.) / отв. ред. Е.Л. Сорокина. - Новосибирск: Изд-во АНО ДПО «СИПППИСР», 2020, с.120-126.

9. Юшкова Л.А. Взаимосвязь личностных черт и проявлений синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников зрелого возраста // Наука и социум: материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (3 февраля 2020 г.) / отв. ред. Е.Л. Сорокина. - Новосибирск: Изд-во АНО ДПО «СИПППИСР», 2020, с. 133-143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.