Научная статья на тему 'Личностная идентичность и синдром эмоционального выгорания у лиц помогающих профессий'

Личностная идентичность и синдром эмоционального выгорания у лиц помогающих профессий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
485
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
синдром эмоционального выгорания / личностная идентичность / работники «помогающих профессий» / burnout syndrome / personal identity / employees of “supporting professions”.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Филь Татьяна Александровна, Чухрова Марина Геннадьевна

Целью исследования было изучение влияния сформированности личностной идентивности на формирование синдрома эмоционального выгорания. Показано, что несформированная личностная идентичность благоприятствует развитию эмоционального выгорания в связи с тем, что «выгорающие эмоционально» в процессе поиска собственной идентичности завышают требования к себе, стараясь подтвердить смысл своей жизни и самоактуализироваться в труде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Филь Татьяна Александровна, Чухрова Марина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL IDENTITY AND EMOTIONAL BURN OUT SYNDROME OF THE SUPPORTING PROFESSIONS STAFF

The aim of the research was to study the influence of a personal identity formation on the burnout syndrome formation. It is shown that an unformed personal identity favors the emotional burnout development due to the fact, that “burn out emotionally” in the process of searching for their own identity overstate their requirements, trying to confirm the meaning of their lives and self-actualize in work.

Текст научной работы на тему «Личностная идентичность и синдром эмоционального выгорания у лиц помогающих профессий»

УДК 159.923

ЛИЧНОСТНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ЛИЦ ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ

Филь Татьяна Александровна.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления», канд. псих. н., доцент, зав. кафедрой психологии, педагогики и правоведения, fil@mail.ru.

Чухрова Марина Геннадьевна.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления», д-р мед. наук, профессор кафедры психологии, педагогики и правоведения, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» проф. каф. общей психологии и истории психологии, mba3@ngs.ru.

Аннотация. Целью исследования было изучение влияния сформированности личностной идентивности на формирование синдрома эмоционального выгорания. Показано, что несформированная личностная идентичность благоприятствует развитию эмоционального выгорания в связи с тем, что «выгорающие эмоционально» в процессе поиска собственной идентичности завышают требования к себе, стараясь подтвердить смысл своей жизни и самоактуализироваться в труде.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, личностная идентичность, работники «помогающих профессий».

PERSONAL IDENTITY AND EMOTIONAL BURN OUT SYNDROME OF THE SUPPORTING PROFESSIONS STAFF

Fil Tatyana Alexandrovna.

Russia, Novosibirsk, FSBEI HE "Novosibirsk State University of Economics and Management", Ph.D. Psych. Science, Associate Professor, Head of Psychology, Pedagogy and Law Department, fil@mail.ru.

Chukhrova Marina Gennadievna.

Russia, Novosibirsk, FSBEI HE "Novosibirsk State University of Economics and Management", Dr. Med. Sciences, Professor of Psychology, Pedagogy and Law Department, FSBEI HE "Novosibirsk State Pedagogical University" Professor of General Psychology and the History of Psychology Department, mba3@ngs.ru.

Abstract. The aim of the research was to study the influence of a personal identity formation on the burnout syndrome formation. It is shown that an unformed personal identity favors the emotional burnout development due to the fact, that "burn out emotionally" in the process of searching for their own identity overstate their requirements, trying to confirm the meaning of their lives and self-actualize in work.

Key words: burnout syndrome, personal identity, employees of "supporting professions".

Актуальность исследования заключается в необходимости своевременного различения и предотвращения эмоционального выгорания у работников помогающих профессий и в поисках личностных факторов риска, которые могут быть своевременно выявлены при профессиональном отборе.

Проблеме эмоционального выгорания посвящено множество работ, известны факторы, влияющие на формирование и развитие синдрома, его механизмы действия, рассмотрены перспективы исследования [1, 2, 4, 5, 6]. Характер синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) сложен и многообразен; анализ его предпосылок и разъяснение проявлений беспрерывно требуют оптимальных стратегий исследований, направленных на улучшение условий и правильную адаптацию личности к труду. Высокое напряжение эмоциональных и физических сил, связанное с перегрузками на работе и приводящее к выгоранию, показывает взаимосвязь синдрома с личностным истощением специалиста. Вместе с тем, недостаточно внимания уделено такой характеристике, как личностная и профессиональная идентичность, без которой эффективная и качественная деятельность невозможна и которая определяет запас жизненных и личностных ресурсов в профессии.

Цель исследования: изучение взаимосвязи эмоционального выгорания с показателями личностной и социальной идентичности личности.

Материал и методы исследования.

В исследовании приняли участие мужчины и женщины, 42 человека, средний возраст которых составил 33-34 года, представители «помогающей» профессии. Диагностика уровня эмоционального выгорания была проведена с помощью методики «Диагностика уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко» [1]. Для определения статуса личностной идентичности мы использовали методику «Изучение личностной идентичности Л. Б. Шнейдер» [3] (МИЛИ). Для измерения сферы достижения идентичности была использована методика «Измерения личностной и социальной идентичности В. Урбанович» [2]. Обработка данных осуществлялась с помощью программы $1аЙ5йка 8.0.

Результаты и обсуждение. По результатам проведённой методики «Диагностика уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко» выгорание выявлено у 16 человек - группа 1, выгорания нет у 26 человек - группа 2.

Рис. 1. Различия между уровнями сформировавшихся фаз эмоционального

выгорания у респондентов группы 1

Фаза напряжения сформирована у 4-х респондентов, фаза резистенции - у 15-ти, фаза истощения - у 9-ти человек (рис. 1).

25.0

20.0

15.0

10.0

5.0

0.0

14.4

□ Группа 1 -выгорание есть 20.9 1 Группа 2-выгорания нет

19.4

13.4

17.8

14.6

12.2

18.4

13.9

13.3

12.7

.0

3.0

в т с ь

ч

е т я о т с

ю

о

X

и

3

2 у

р

и

в

а р

ртт

с о п е и н а в и

*

е р

е

С

« _ я и я >Х т ь ь

о ю ъ и с о к и и е т и т с т с

т с Л ц а ц с ц о о

о е е г- т о о и н н

с ч ей ж

ь т с о н н е и в ь т с о р п е ч и а г X о к а о н е и р о з е (-г т и и о н н н а з я ю о е ч 35 ы н ь н е н а р т с т н е н а р т с т

р о в т е ч в о н н а н г а го о в е р н т ^ 2 о 5 а м И 53 о с! Сь § н н е в т § ы р е й ы н ь ч а н ч а н о и ц о о н ь ч а о н т с о

ч га Я с с о 2 н н

у ГУ г, в и О о сг

е ^р 1-Н а е с и и

Д р н и н с е ц о Ч

со Ер е -©Н о

К о р о 2

« н и р О

О ь Ч 3 п

К а с я

Й н а и

то СО о Рч ц

И и и

и ц у

ч о ч

ей е

Рн

X О

Фаза напряжения

Фаза резистенции

ч к

X

3

ей X

х ю X

Й н и и и И

8 к

о

с

и

к

И о и ЕТ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к Й

о о

8 к

о

с

Фаза истощения

Рис. 2. Различия средних значений симптомов эмоционального выгорания у

респондентов группы 1 и группы 2

На рисунке 2 приведены средние значения симптомов выгорания. Наибольшие значения набрали симптомы «Редукция профессиональных обязанностей» и «Неадекватное эмоциональное реагирование», что подтверждает эмоциональное перенапряжение и включение активной самозащиты у респондентов.

На рисунке 3 приведены результаты методики «МИЛИ» Л.Б. Шнейдер: 6 человек из группы 2 показали статус «Достигнутой позитивной идентичности», эти индивиды преодолели период кризиса, определили личностно значимые цели, могут структурировать свою жизнь, осмысленно относятся к ее направленности.

«Преждевременная идентичность» выявлена у 1 человека из группы 1, статус «Мораторий» - у 13 человек, «Диффузная идентичность» - у 11 респондентов, «псевдопозитивная идентичность» - 11 человек.

Состояние «Мораторий» означает кризис идентичности, активный поиск полезной информации (чтение, беседы о возможностях, эксперименты).

□ Группа 1 -выгорание есть ■ Группа 2-выгорария нет

6

w

7

7

5

4

3

2

1

0

Рис. 3. Соотношение статусов личностной идентичности у респондентов группы 1 и группы 2 по методике Л.Б. Шнейдер

«Диффузная идентичность» передает неопределенность личных целей, тревогу, пессимизм, тоску, безнадежность и беспомощность.

Статус «псевдопозитивной идентичности» имеют респонденты с отрицанием своей уникальности или амбициозным подчеркиванием своей

феноменальности. Общий вывод о состояниях идентичности испытуемых: 6 человек из 42 достигли зрелости и способны управлять своей жизнью.

Для определения значимости сфер достижения идентичности у респондентов нами была использована методика «Измерения сферы достижения личностной и социальной идентичности» В. Урбанович. Результаты представлены на рисунке 4.

В целом, методика дала сопоставимые показатели сфер идентичности у респондентов как внутри групп, так и между группами. В группе 1 уровень показателя «Я и общество, в котором живу» - наименьший, что означает наличие сложностей в этой сфере.

8 7 6 5 4 3 2 1

7.0 7.0

5.3

5.4

4.5

3.3

4.5

3.4

5.6

А

4.8

5.5

4.3

4.0

2.3

/

£ / #

/ *

£

& Ж ^ ? /

/ /

о* *

□ Группа 1 -выгорание есть

Группа 2-выгорания нет

0

Рис. 4. Соотношение средних показателей сфер достижения идентичности у

респондентов группы 1 и группы 2

Обобщая показатели исследования, можно утверждать, что основная часть наших испытуемых, попадая в условия эмоционального переутомления, не способна эффективно противостоять влиянию факторов.

Корреляционный анализ показал следующее.

Фаза резистенции (сопротивления) показала значимую слабую обратную связь со сферами достижения идентичности личности «Мой внутренний мир» (г= -0,36, р= 0,02), «Мое здоровье» (г= -0,33, р=0,03), «Моя семья» (г= -0,39, р= 0,01), «Мои отношения с окружающими» (г= -0,39, р=0,01) (рисунок 9). Фаза

сопротивления у человека развивается тем скорее, чем меньше у него разлад с собой в этих сферах достижения.

Умеренная обратная связь выявлена на фазе резистенции со сферой идентичности личности «Я и общество, в котором живу» (г = -0,49, р = 0,01).

Симптом «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» показал слабую обратную связь со сферами достижения идентичности «Мой внутренний мир» (г= -0,38, р=0,01) и «Мои отношения с окружающими» (г= -0,31, р= 0,05); умеренную обратную связь - со сферами достижения идентичности «Моё здоровье» (г= -0,46, р=0,01), «Моя семья» (г= -0,40, р = 0,01), «Я и общество, в котором живу» (г= -0,48, р = 0,01). Симптом проявлен больше, чем менее гармоничны данные сферы идентичности у индивида.

Симптом фазы резистенции «Эмоционально-нравственная дезориентация» обратно умеренно коррелирует со сферами достижения идентичности «Моя служба» (г= -0,46, р= 0,01), «Мои отношения с окружающими» (г= -0,40, р= 0,01), «Я и общество, в котором живу» (г = -0,45, р=0,01). Сфера достижения «Мой внутренний мир» имеет слабую обратную связь с этим симптомом (г= -0,34, р=0,03). Т.е., чем меньше значение идентичности личности в данных сферах, тем больше вероятность роста выгорания на фазе резистенции.

Симптом «Расширение сферы экономии эмоций» показал значиммые слабые обратные связи с коэффициентом идентичности (г= -0,34, р=0,03) и со сферой достижения идентичности «Моя семья» (г = -0,31, р=0,04). Это значит, что экономия эмоций расширяется на сферы жизни человека с неблагоприятными показателями идентичности личности в перечисленных сферах. Также, экономия эмоций больше, если коэффициент идентичности низкий.

«Редукция профессиональных обязанностей» слабо обратно коррелирует со сферами достижения идентичности «Мой внутренний мир» (г= -0,33, р= 0,03), «Мое будущее» (г= -0,37, р=0,02), «Я и общество, в котором живу» (г = -0,36, р=0,02), с адекватностью самооценки (г= -0,32, р=0,04)

Третья фаза эмоционального выгорания - фаза истощения, показала слабую обратную связь со сферами идентичности «Моя семья» (г= -0,37, р=0,02), «Мои отношения с окружающими» (г= -0,30, р= 0,05), «Я и общество, в котором живу» (г= -0,38, р= 0,01).

Симптом «эмоциональный дефицит» умеренно обратно связан со сферой идентичности «Моя семья» (г= -0,40, р= 0,01). Симптом «эмоциональная отстраненность» и адекватность самооценки показали умеренную обратную корреляцию (г= -0,42, р= 0,01).

«Личностная отстраненность» имеет слабую обратную связь со сферами достижения личности «Мой внутренний мир» (г = -0,33, р= 0,03), «Моя семья» (г = -0,31, р = 0,05), «Мои отношения с окружающими» (г= -0,37, р= 0,02), «Я и общество, в котором живу» (г= -0,35, р= 0,02), с адекватностью самооценки (г = -0,32, р= 0,04).

«Психосоматические и психовегетативные нарушения» показали слабую обратную связь с коэффициентом идентичности личности (г = -0,35, р=0,03), со

сферами достижения идентичности «Мое материальное положение» (г = -0,37, р= 0,01), «Моя семья» (г = -0,32, р= 0,04), «Мои отношения с окружающими» (г= -0,31, р= 0,04), «Я и общество, в котором живу» (г= -0,33, р=0,03).

Таким образом, проведенное исследование показывает, что эмоциональное выгорание развивается у лиц с несформированной идентичностью, с неустоявшимися базовыми сферами - семья, ближайшее окружение, материальное положение и пр., с проблемами в этих областях. В настоящее время, в рамках быстрой смены условий социальной среды, личность все больше вынуждена осуществлять деятельность в сложных и напряженных ситуациях, в условиях нехватки персонала, ресурсов, при недостаточном материальном стимулировании. Профессионал за короткое время становится заложником перегрузки, «бессильным помощником», хотя был призван снимать бремя, излечивать, помогать. Он обязан, по долгу службы, находить силы восстановиться, окрепнуть и идти вперёд, а он, к своему стыду, неспособен к таким действиям, хотя и был изначально готов к ним. В крайнем стремлении достичь самоуважения, показать свою значимость, «выгорающие эмоционально» завышают требования к себе в поиске подтвердить смысл своей жизни и самоактуализироваться в труде. Подобные систематические перегрузки неизбежно приводят к новым потерям, истощению, деперсонализации и иным нарушениям. Кроме того, личность с несформированной идентичностью просто не способна адекватно оценить свои нагрузки, увидеть грань, когда нужно отступить в целях самосохранения, что провоцирует психовегетативные и психосоматические расстройства и опять-таки вредит общему делу.

Заключение. Проведенное исследование показало, что имеются достоверные различия в личностных характеристиках испытуемых в группах, полярных по выраженности симптомов эмоционального выгорания.

Библиографический список:

1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Электронный ресурс]. - URL: http://psychologi.net.ru/book2_isk_ob/boyko.html (дата обращения 17.11.2019).

2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб.: Питер, 2005. - 336 с.

3. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.

4. Китаев-Смык Л.А. Выгорание персонала. Выгорание личности. Выгорание души // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. - 2007. - №

4. - С. 2-21.

5. Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа // Вопросы психологии. - 2008, - №2, - С. 37-57.

6. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.