Научная статья на тему 'Личностные и профессиональные особенности медицинских сестер с различным уровнем эмоционального выгорания'

Личностные и профессиональные особенности медицинских сестер с различным уровнем эмоционального выгорания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1602
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ / СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / PERSONAL AND PROFESSIONAL FEATURES OF NURSES / BURN-OUT SYNDROME / EMOTIONAL ORIENTATION OF PERSONALITY / LIFE-PURPOSE-ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чуваков Г. И., Чувакова О. А., Синченко Т. Ю., Семенова Д. А.

Обследовано 50 медицинских сестер в возрасте от 24 до 64 лет со стажем работы не менее одного года в лечебно-профилактическом учреждении. Исследование показало неравномерность формирования фаз эмоционального выгорания среди данной группы медицинских сестер. Результаты исследования позволяют констатировать взаимосвязь между всеми показателями смысложизненных ориентаций и эмоциональным выгоранием. Была обнаружена взаимосвязь между гностической эмоциональной направленностью и эмоциональным выгоранием медицинских сестер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чуваков Г. И., Чувакова О. А., Синченко Т. Ю., Семенова Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL AND PROFESSIONAL FEATURES OF NURSES EXPERIENCING BURNOUT OF DIFFERENT LEVELS

We examined 50 nurses aged from 24 to 64 with the length of their service in treatment-and-prophylactic institutions of not less than a year. The investigation has demonstrated that the phases of burnout among the given group of nurses have been formed irregularly. The results of investigation allow finding the relation between all the components of life-purpose-orientations and burnout. Correlation between gnostic emotional orientation and burnout in nurses has been revealed.

Текст научной работы на тему «Личностные и профессиональные особенности медицинских сестер с различным уровнем эмоционального выгорания»

УДК 614.253.5-056.3

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Г.И.Чуваков, О.А.Чувакова*, Т.Ю.Синченко, Д.А.Семенова

PERSONAL AND PROFESSIONAL FEATURES OF NURSES EXPERIENCING BURNOUT

OF DIFFERENT LEVELS

G.LChuvakov, O.A.Chuvakova*, T.Yu.Sinchenko, D.A.Semyonova

Институт медицинского образования НовГУ, [email protected] * Институт непрерывного педагогического образования НовГУ

Обследовано 50 медицинских сестер в возрасте от 24 до 64 лет со стажем работы не менее одного года в лечебно-профилактическом учреждении. Исследование показало неравномерность формирования фаз эмоционального выгорания среди данной группы медицинских сестер. Результаты исследования позволяют констатировать взаимосвязь между всеми показателями смысложизненных ориентаций и эмоциональным выгоранием. Была обнаружена взаимосвязь между гностической эмоциональной направленностью и эмоциональным выгоранием медицинских сестер.

Ключевые слова: личностные и профессиональные особенности медицинской сестры, синдром эмоционального выгорания, эмоциональная направленность, смысложизненные ориентации

We examined 50 nurses aged from 24 to 64 with the length of their service in treatment-and-prophylactic institutions of not less than a year. The investigation has demonstrated that the phases of burnout among the given group of nurses have been formed irregularly. The results of investigation allow finding the relation between all the components of life-purpose-orientations and burnout. Correlation between gnostic emotional orientation and burnout in nurses has been revealed.

Keywords: personal and professional features of nurses, burn-out syndrome, emotional orientation of personality, life-purpose-orientations

В настоящее время в научной литературе продолжается обсуждение проблемы профессионального эмоционального выгорания медицинских сестер, специфика работы которых заключается в постоянном коммуникативном взаимодействии с другими людьми. Следует констатировать, что это общение проходит как в положительных, так и в отрицательных аспектах.

Профессия медицинской сестры — одна из профессий системы «человек — человек», на ней лежит большой груз ответственности по установлению доверительных отношений с пациентами и их родственниками, умению управлять эмоциональной напряженностью делового и личностного общения [1].

Эмоциональное выгорание оказывает большое влияние на личность, подрывая здоровье, желание, мотивы и потребность работать. Оно более опасно в начале своего развития, так как страдающая от выгорания медицинская сестра не всегда осознает его симптомы. Поэтому проблема профессионального эмоционального выгорания является востребованной, требует дальнейших научных исследований и практического внедрения профилактических мер по охране соматического и психического здоровья медицинских сестер.

История термина «синдром эмоционального выгорания» (staff burnout syndrome) начинается с 1974 г., когда американский психиатр Х.Дж.Фрей-денбергер впервые обратил внимание на этот феномен у работников психиатрической сферы и описал его как «поражение, истощение или износ, что происходит с человеком в результате резко завышенных

требований к собственным ресурсам и силам» [2]. В 1977 г. на ежегодной конференции Американской психологической ассоциации термин «синдром эмоционального выгорания» вошел в научный лексикон.

Работа в медицинской сфере ставит зачастую перед личностью много проблем, связанных с отношением к работе и ее эффективностью, профессиональной деформацией личности и ее эмоциональным выгоранием, а также с физическим, психическим и социальным здоровьем [1,3-6].

Для повседневной деятельности медицинских работников характерен высокий уровень стресса, который они испытывают достаточно часто. Проблема выгорания актуальна на сегодняшний день, о чем свидетельствуют многочисленные научные публикации и исследования, появившиеся в последнее десятилетие. Н.Е.Водопьянова и Е.С.Старченкова пишут: «По числу публикаций проблема выгорания медсестер и специалистов по уходу за больными занимает второе место после рассмотрения педагогических профессий. Однако выгорание среднего и младшего медперсонала и его профилактика все еще изучены недостаточно» [7, с. 121].

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) признала, что синдром эмоционального выгорания является проблемой, требующей медицинского внимания. Согласно определению ВОЗ (2001), синдром выгорания (burnout syndrome) — это физическое, эмоциональное или мотивационное истощение, характеризующееся нарушением продуктивности в работе и усталостью, бессонницей, повышенной

склонностью к соматическим заболеваниям, а также употреблением алкоголя или других психоактивных веществ с целью получить временное облегчение, что имеет тенденцию к развитию физиологической зависимости и (во многих случаях) суицидального поведения. Этот синдром обычно расценивается как стресс-реакция в ответ на безжалостные производственные и эмоциональные требования, происходящие из-за чрезмерной преданности человека своей работе с сопутствующим при этом пренебрежением к семейной жизни или отдыху [8].

При современном нагрузке медицинских работников и введении в их работу новых программ и подходов проблемой является не то, что работник эмоционально выгорает, поскольку это естественный процесс. Проблема заключается в том, что он не умеет это вовремя замечать. Поэтому очень важно определение психодиагностических приемов оценки уровня эмоционального выгорания [1].

Мы предполагаем, что нужно детальное определение психологических особенностей, структурных компонентов и функциональных механизмов выгорания и их зависимости от основных индивидуальных личностных и профессиональных особенностей медицинских сестер. Это позволит им своевременно обратить внимание на глубину эмоционального выгорания и мобилизовать внутренние ресурсы, а также применить профилактические приемы. Медицинская сестра с высшим образованием изучает большой объем различных психологических дисциплин: общую, социальную, возрастную, педагогическую психологию, а также конфликтологию, психологию в профессиональной деятельности. Поэтому она может самостоятельно исследовать некоторые свои личностные и профессиональные особенности и осуществлять самоконтроль своего эмоционального состояния и развития. Было выявлено, что состояние здоровья и развитие синдрома эмоционального выгорания во многом зависит от условий труда сестринского персонала [3].

Эмоциональное выгорание — это вид депрессии, возникающей без травматизации и органических нарушений, а только через постепенную потерю жизненных ценностей [7].

На наш взгляд, в процессе эмоционального выгорания медицинских работников есть две очень важные индивидуально-психологические особенности личности — это эмоциональная направленность личности и наличие смысла в своей профессиональной деятельности и личной жизни. Низкая заработная плата за высококвалифицированную работу в медицинской сфере обусловливает высокий уровень эмоционального выгорания среди работников. При таких условиях очень важно при выборе профессии и исполнении своего профессионального долга учитывать эти индивидуально-психологические особенности. Профессия медицинского работника требует от человека большой самоотверженности, соблюдения этических принципов и личностного роста. Без этих составляющих профессии работник очень быстро эмоционально выгорает и теряет профессиональную пригодность.

Термин burnout (эмоциональное выгорание) введен американским психиатром Фрейденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, в эмоционально нагруженной атмосфере [9]. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности, а количество профессионалов, склонных к эмоциональному выгоранию, было незначительным — сотрудники медицинских учреждений и различных общественных благотворительных организаций. Р.Шваб в 1982 г. значительно расширил группу профессионального риска — это, прежде всего, учителя, полицейские, тюремный персонал, политики, юристы, менеджеры.

К.Кондо кратко определяет эмоциональное выгорание как «дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений» [9]. С обычной эмоциональной неудовлетворенности это состояние перерастает в проблемы, затрагивающие весь человеческий организм. Такое включение стрессогенных факторов в число факторов эмоционального выгорания значительно расширило круг соответствующих профессий.

Материалы и методы исследования

Объект исследования — 50 медицинских сестер в возрасте от 24 до 64 лет со стажем работы в лечебно-профилактическом учреждении не менее одного года.

Предмет исследования — личностные и профессиональные особенности медицинского сестер с различным уровнем эмоционального выгорания.

Исследование проводилось в городских больницах в отделениях анестезиологии и реанимации Великого Новгорода и Санкт-Петербурга с использованием опросника «Эмоциональное выгорание» В.В.Бойко, методики определения общей эмоциональной направленности личности Б.И.Додонова, теста смысложизненных ориентаций Д.А.Леонтьева, метода математической статистики — корреляционного анализа по Спирмену при обработке полученных данных.

Результаты и их обсуждение

Мы провели обследование 50 медицинских сестер отделения анестезиологии и реанимации по опроснику «Эмоционального выгорание» В.В.Бойко. Результаты исследования представлены в табл. 1. Как видно из нее, в процентном соотношении 2-я фаза резистенции сформирована или находится в стадии формирования у наибольшего числа испытуемых.

Таблица 1

Соотношение фаз эмоционального выгорания

Эмоциональное Фаза форми- Фаза сформи-

выгорание, фаза руется, % ровалась, %

1-я: тревожное 28 6

напряжение

2-я: резистенция 32 20

3-я: истощение 22 2

Нами были обнаружены наиболее характерные симптомы для данной группы респондентов, сформированные или формирующиеся, как-то: переживание психотравмирующих обстоятельств, неадекватное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, редукция профессиональных обязанностей, эмоциональная отстраненность.

Результаты, представленные в табл.2, свидетельствуют о том, что наиболее характерным сложившимся симптомом эмоционального выгорания является редукция профессиональных обязанностей медицинских сестер (44%). Этот симптом проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. На наш взгляд, это наиболее болезненное место в медицинской сфере, которая нуждается в дальнейшем реформировании.

Таблица 2

Соотношение наиболее характерных симптомов эмоционального выгорания

Симптомы Симптом формируется, % Симптом сформировался, %

1-я фаза Переживание психотравми-рующих обстоятельств 26 28

2-я фаза Неадекватное, выборочное, эмоциональное реагирование 34 34

2-я фаза Эмоционально-моральная дезориентация 34 24

2-я фаза Редукция профессиональных обязанностей 20 44

3-я фаза Эмоциональная отстраненность 32 12

Согласно нашим исследованиям, был зафиксирован достаточно высокий индивидуальный общий балл смысложизненных ориентаций у медицинских сестер. Полученные результаты исследования выявили взаимосвязь между показателями эмоционального выгорания и общим баллом теста смысложизненных ориентаций личности. Для исследования данной взаимосвязи нами был применен корреляционный анализ (по Спирмену).

Как видно из табл.3, отрицательный коэффициент означает, что медицинские сестры, имеющие высокие общие показатели смысложизненных ориен-таций, меньше подвержены эмоциональному выгоранию.

Таблица 3

Коэффициенты между показателями общего балла смысложизненных ориентаций и уровнем эмоционального выгорания

Эмоциональное выгорание, фаза Коэффициент корреляции Границы коэффициента с вероятностью 0,95

Минимальный Максимальный

1-я: тревожное напряжение -0,38 -0,59 -0,11

2-я: резистенция -0,50 -0,70 -0,25

3-я: истощение -0,42 -0,63 -0,16

Мы считаем, что осознанная жизненная ориентация очень важна для осуществления профессиональной деятельности, потому что человек посвящает ей большую часть своей жизни. По данным других исследований, эмоционально выгорает меньше тот, кто осознает смысл своей профессиональной деятельности и включает его в общечеловеческий смысл существования [10]. Наши данные свидетельствуют о том, что если медицинская сестра имеет развитые смысложизненные ориентации, то она меньше подвержена влиянию факторов профессиональной деформации.

Нами также установлено, что по всем показателям смысложизненных ориентаций (цели, процесс, результат, локус контроля (я), локус контроля (жизнь)), исследуемая группа медицинских сестер имеет достаточно высокие результаты. Полученные нами данные, с использованием методик смысложиз-ненных ориентаций Д.А.Леонтьева и диагностики эмоционального выгорания В.В.Бойко, представлены в табл.4-8. Согласно результатам нашего исследования, показатели эмоционального выгорания обратно коррелируют практически со всеми шкалами теста смысложизненных ориентаций.

Как видно из табл.4, отрицательный коэффициент корреляции означает: чем выше балл показателя «Цели в жизни», тем меньше эмоциональное выгорание медицинских сестер. Итак, медицинские сестры меньше подвергаются эмоциональному выгоранию, если осознают свою личную и профессиональную жизнь как направленную на достижение своей цели. И наоборот, у сестер с менее осознанными целями жизни чаще оказывается эмоциональное выгорание в профессиональной сфере.

Таблица 4

Коэффициенты корреляции между показателями шкалы «цели в жизни» и уровнем эмоционального выгорания

Эмоциональное Коэффи- Границы коэффициен-

выгорание, фаза циент та с вероятностью 0,95

корреляции Мини- Макси-

мальный мальный

1-я: тревожное -0,25 -0,49 0,03

напряжение

2-я: резистенция -0,27 -0,51 0,01

3-я: истощение -0,25 -0,49 0,03

Наибольшие значения отрицательного коэффициента взаимосвязи с эмоциональным выгоранием по всем трем фазам получены с показателем «Процесс жизни» (табл.5). Этот показатель говорит о том, насколько респондент воспринимает сам процесс жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Итак, удовлетворенность самим процессом жизни имеет большое значение в смысле предотвращения влияния такого фактора, как эмоциональное выгорание.

Таблица 5

Коэффициенты корреляции между показателями шкалы «процесс жизни» и уровнем эмоционального выгорания

Эмоциональное Коэффи- Границы коэффициен-

выгорание, фаза циент та с вероятностью 0,95

корреляции Мини- Макси-

мальный мальный

1-я: тревожное -0,32 -0,55 -0,04

напряжение

2-я: резистенция -0,49 -0,68 -0,25

3-я: истощение -0,42 -0,63 -0,16

Показатель «Результативность жизни» имеет отрицательный коэффициент взаимосвязи с эмоциональным выгоранием. Особенно высокая взаимосвязь со второй фазой: чем выше балл, тем меньше эмоциональное выгорание (табл.6).

Таблица 6

Коэффициенты корреляции между показателями шкалы «результативность жизни» и уровнем эмоционального выгорания

Эмоциональное Коэффи- Границы коэффициен-

выгорание, фаза циент та с вероятностью 0,95

корреляции Мини- Макси-

мальный мальный

1-я: тревожное -0,24 -0,48 0,04

напряжение

2-я: резистенция -0,44 -0,64 -0,19

3-я: истощение -0,27 -0,51 0,01

Показатель «Локус контроля (я)» также имеет высокие показатели обратной корреляции с эмоциональным выгоранием по всем трем фазам (табл.7). Высокие баллы по этому показателю означают, насколько медицинская сестра считает, что она имеет достаточную свободу выбора. Итак, сохранение чувства собственного влияния на свою жизнь является также существенным фактором, который препятствует возникновению эмоционального выгорания. И наоборот, потеря этого чувства может привести к развитию эмоционального выгорания.

Таблица 7

Коэффициенты корреляции между показателями шкалы «локус контроля (я)» и уровнем эмоционального выгорания

Эмоциональное Коэффи- Границы коэффициен-

выгорание, фаза циент та с вероятностью 0,95

корреляции Мини- Макси-

мальный мальный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1-я: тревожное -0,26 -0,50 0,02

напряжение

2-я: резистенция -0,47 -0,66 -0,22

3-я: истощение -0,39 -0,60 -0,12

Высокие показатели по шкале «Локус контроля (жизни)» свидетельствуют, что если медицинская сестра имеет чувство контроля жизни, может свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, то маловероятно, что у нее будет развиваться синдром эмоционального выгорания и наоборот (табл.8).

Таблица 8

Коэффициенты корреляции между показателями шкалы «локус контроля (жизнь)» и уровнем эмоционального выгорания

Эмоциональное Коэффи- Границы коэффициен-

выгорание, фаза циент та с вероятностью 0,95

корреляции Мини- Макси-

мальный мальный

1-я: тревожное -0,34 -0,56 -0,06

напряжение

2-я: резистенция -0,42 -0,63 -0,17

3-я: истощение -0,34 -0,57 -0,07

В результате анализа и качественной обработки полученных нами данных было установлено, что обследуемая группа медицинских сестер характеризуется профилями эмоциональной направленности с ярким преобладанием практического, гностического, коммуникативного и альтруистического типа.

Результаты нашего исследования подтверждают то, что обнаруженная нами совокупность ведущих типов эмоциональной направленности характерна для профессии медицинских сестер и соответствует содержанию профессиональной деятельности. Практический тип имеет смысл гуманистического характера. В этой области деятельности он свидетельствует о необходимости активно действовать в оказании помощи, достижении поставленных целей и желаемых результатов. К гуманистическим типам эмоциональной направленности также принадлежат альтруистический и коммуникативный типы, характеризующие склонность человека помогать, проявлять сочувствие, стремиться к близости с другими людьми, т. е. все то, что объединяет гуманистические ценности.

Другая совокупность эмоциональной направленности объединяет гностический и эстетический типы, связанные с гармоничным развитием личности. Их наличие является ресурсом для получения ценных

положительных эмоций при ощущении красоты и в процессе познания окружающего мира. Эстетический тип может использовать этот ресурс для восстановления и гармонизации психики, а гностический — для получения новых профессиональных знаний и личностного роста медицинской сестры.

Таким образом, мы выявили, что для медицинских сестер характерно сочетание гуманистического и ресурсного компонентов.

В нашем исследовании, как видно из табл.9, совокупность практической, коммуникативной, альтруистической, гностической и эстетической направленности была очень высокой. Дело в том, что работа в медицине сложная, связана с большими нагрузками и низкой заработной платой в нашей стране. Идет большой отток кадров из этой отрасли. Так, медицинские сестры, которые остаются в своей профессии, любят ее и видят высший смысл в выполнении своей работы, имеют ярко выраженную потребность оказывать помощь людям, что характерно для данной совокупности типов эмоциональной направленности. Но, к сожалению, и они склонны к эмоциональному выгоранию, так как на них влияет множество других неблагоприятных факторов. Проведенный нами корреляционный анализ (по Спирмену) полученных результатов исследования выявил взаимосвязь между эмоциональным выгоранием и эмоциональной направленностью личности. В данной работе мы приводим лишь значимые коэффициенты корреляции.

Таблица 9

Соотношение эмоциональной направленности личности по методике определения общей эмоциональной направленности личности Б.И.Додонова, в %

Направленность личности

Альтруистическая 64

Коммуникативная 72

Глорическая 24

Праксическая 86

Пуничная 24

Романтическая 36

Гностическая 76

Эстетическая 72

Гедонистическая 28

Акизитивная 12

Нами было выявлено то, что медицинские сестры с гностической эмоциональной направленностью личности менее всего эмоционально выгорают во второй фазе. Это очень важно для нашего исследования, ведь мы обнаружили на фазе резистенции наибольшее количество таких респондентов. Следовательно, потребность в познании уменьшает риск эмоционального выгорания во второй фазе для медицинских сестер больницы.

Мы предполагаем, что такие смысложизнен-ные ориентации, как направленность и установка на комфорт (соматический и психический), также ведут к снижению эмоционального выгорания медицинских сестер. Однако их профессиональная деятельность часто предполагает длительное пребывание в дис-

комфортных условиях, и это способствует развитию у них синдрома эмоционального выгорания.

Отрицательный коэффициент корреляции альтруистической эмоциональной направленности наблюдается с симптомом фазы истощения — эмоциональной отстраненностью. Мы предполагаем, что для личности с эмоциональной потребностью помогать не очень характерно полное отключение эмоций.

Практическая эмоциональная направленность личности имеет отрицательную корреляцию с симптомами 2-й фазы эмоционально-нравственной дезориентации и 3-й фазы эмоциональной отстраненности. Медицинские сестры с необходимостью действовать менее подвержены формированию симптомов эмоционально-нравственной дезориентации и эмоциональной отстраненности. Эта направленность необходима в медицине, поскольку ежедневно в профессии медицинского работника этой сферы случаются вызовы, на которые надо мгновенно реагировать.

Гностическая эмоциональная направленность имеет отрицательную корреляцию с наиболее распространенным в нашей выборке симптомом редукции профессиональных обязанностей. Развитие в профессиональной деятельности, познание окружающего мира, людей, которым оказывается помощь, значительно уменьшает риск эмоционального выгорания медицинских сестер.

Выводы

1. Исследование выявило неравномерность формирования фаз эмоционального выгорания среди группы респондентов. Наибольшее число медицинских сестер находилось во второй фазе эмоционального выгорания — резистенции.

2. Эмоциональная направленность медицинских сестер характеризуется ярко выраженной совокупностью гуманистического и ресурсного компонента эмоциональной направленности, такими типами, как практический, коммуникативный, альтруистический, эстетический и гностический. Эти типы характерны для медицинских профессий и соответствуют содержанию их профессиональной деятельности.

3. Высокие показатели смысложизненных ори-ентаций этой группы связаны с яркой выраженностью гуманистического и ресурсного компонента эмоциональной направленности. Эмоциональное удовлетворение от содержания профессиональной деятельности позволяет ясно увидеть свои жизненные цели и мотивы поведения.

4. Степень эмоционального выгорания связана со смысложизненными ориентациями личности: чем выше общий балл, тем ниже уровень эмоционального выгорания медицинских сестер.

5. Полученные результаты исследования позволяют констатировать взаимосвязь между всеми показателями смысложизненных ориентаций и эмоциональным выгоранием. Особенно высокие баллы по шкалам «Процесс», «Локус контроля (я)» и «Локус контроля (жизнь)» соответствуют низкому уровню эмоционального выгорания.

6. Была обнаружена взаимосвязь между гностической эмоциональной направленностью и эмоциональным выгоранием медицинских сестер.

1. Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекцио-низм, лень. СПб.: Питер, 2011. 224 с.

2. Freudenberger H.J. Staff burn-out // Journal of Social Issues. 1974. Vol.30. Р.159-165.

3. Чуваков Г.И., Чувакова О.А., Цветков Д.А. Состояние здоровья и развитие синдрома эмоционального выгорания от условий труда сестринского персонала // Вестник НовГУ. 2010. №59. С.77-79.

4. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Питер, 1999. 434 с.

5. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С.Никифорова. СПб.: Питер, 2006. 607 с.

6. Баробанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания»: учеб. пособие. М.: Педагогика, 2005. 527 с.

7. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. 336 с.

8. Демина А. Д. Психологическая адаптация к умственному труду в условиях нервно-эмоционального напряжения: учебное пособие. М.: Просвещение, 2006. 236 с.

9. Kondo K. Burnout syndrome // Asian Medical J. 1991. №34(11). P.25.

10. Акиндинова И.А, Баканова А.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика // Педагогические вести. 2003. №5. С.34.

References

1. Il'in E.P. Rabota i lichnost'. Trudogolizm, perfektsionizm, len' [The work and the person. Work addiction, perfection-

ism, and laziness]. Saint Petersburg, "Piter" Publ., 2011. 224 p.

2. Freudenberger H.J. Staff burn-out. Journal of Social Issues, 1974, vol. 30, pp. 159-165.

3. Chuvakov G.I., Chuvakova O.A., Tsvetkov D.A. Sostoianie zdorov'ia i razvitie sindroma emotsional'nogo vygoraniia ot uslovii truda sestrinskogo personala [Dependence of the health status and emotional burnout syndrome development on the working conditions of nursing staff]. Vestnik NovGU. Ser. Meditsinskie nauki - Vestnik NovSU. Issue: Medical Sciences, 2010, no. 59, pp. 77-79.

4. Boiko V.V. Sindrom «emotsional'nogo vygoraniia» v profes-sional'nom obshchenii [Burnout syndrome in professional interaction]. Saint Petersburg, "Piter" Publ., 1999. 434 p.

5. Nikiforov G.S., ed. Psikhologiia zdorov'ia: Uchebnik dlia vu-zov [Health psychology. Textbook]. Saint Petersburg, "Piter" Publ., 2006. 607 p.

6. Barobanova M.V. Izuchenie psikhologicheskogo soderz-haniia sindroma «emotsional'nogo sgoraniia»: uchebnoe po-sobie [Studying psychological nature of the burnout syndrom. Study guide]. Moscow, "Pedagogika" Publ., 2005. 527 p.

7. Vodop'ianova N.E., Starchenkova E.S. Sindrom vygoraniia: diagnostika i profilaktika [Burnout syndrome: diagnosis and preventive measures]. Saint Petersburg, "Piter" Publ., 2009. 336 p.

8. Demina A.D. Psikhologicheskaia adaptatsiia k umstvennomu trudu v usloviiakh nervno-emotsional'nogo napriazheniia: uchebnoe posobie [Psychological adaptation to mental work in condition of emotional stress. Study guide]. Moscow, "Prosveshchenie" Publ., 2006. 236 p.

9. Kondo K. Burnout syndrome. Asian Medical Journal, 1991, no. 34(11), pp. 49-57.

10. Akindinova I.A., Bakanova A.A. Emotsional'noe vygoranie v professional'noi deiatel'nosti pedagoga: proiavleniia i pro-filaktika [Burnout syndrome in professional activity: symptoms and preventive measures]. "Pedagogicheskie vesti" of Herzen University, 2003, no. 5, p. 34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.