Научная статья на тему 'Некоторые нейрофизиологические механизмы синдрома эмоционального выгорания'

Некоторые нейрофизиологические механизмы синдрома эмоционального выгорания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
867
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
синдром эмоционального выгорания / нейрофизиологические корреляты. / burnout syndrome / neurophysiological correlates

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чухрова Марина Геннадьевна, Пронин Сергей Владимирович, Малкина Наталья Алексеевна, Шешенин Владимир Сергеевич

Целью исследования был анализ некоторых нейрофизиологических механизмов формирования синдрома эмоционального выгорания. Показано, что при данном синдроме существует нарушение согласованной деятельности полушарий головного мозга, активация правого полушария и нарушение переноса эмоциогенной информации из правого полушария в левое. Эти изменения обусловливают клинические признаки синдрома эмоционального выгорания: тревожность, депрессивность, ангедонизм, снижение ситуативной критичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чухрова Марина Геннадьевна, Пронин Сергей Владимирович, Малкина Наталья Алексеевна, Шешенин Владимир Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME NEUROPHYSIOLOGICAL MECHANISMS OF THE EMOTIONAL BURN OUT SYNDROME

The aim of the study was to analyze some neurophysiological mechanisms of the burnout syndrome formation. It was shown that, there is a coordinated activity violation of the cerebral hemispheres, activation of the right hemisphere and violation of the emotional information transfer from the right hemisphere to the left together with this syndrome. These changes determine the clinical signs of burnout syndrome: anxiety, depression, anhedonism, and a decrease in situational criticality.

Текст научной работы на тему «Некоторые нейрофизиологические механизмы синдрома эмоционального выгорания»

УДК 159.923

НЕКОТОРЫЕ НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Чухрова Марина Геннадьевна.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления», д-р мед. наук, профессор кафедры психологии, педагогики и правоведения, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» проф. каф. общей психологии и истории психологии, mba3@ngs.ru.

Пронин Сергей Владимирович.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», канд. мед. наук, доцент кафедры социальной психологии и виктимологии, svpronin@rambler.ru.

Малкина Наталья Алексеевна.

Россия, г. Москва, ФГБНУ Научный Центр психического здоровья канд. мед. наук, врач-психотерапевт, психиатр, natmal@inbox.ru.

Шешенин Владимир Сергеевич.

Россия, г. Москва, ФГБНУ Научный Центр психического здоровья, канд. мед. наук, ведущий научный сотрудник, natmal@inbox.ru.

Аннотация. Целью исследования был анализ некоторых нейрофизиологических механизмов формирования синдрома эмоционального выгорания. Показано, что при данном синдроме существует нарушение согласованной деятельности полушарий головного мозга, активация правого полушария и нарушение переноса эмоциогенной информации из правого полушария в левое. Эти изменения обусловливают клинические признаки синдрома эмоционального выгорания: тревожность, депрессивность, ангедонизм, снижение ситуативной критичности.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, нейрофизиологические корреляты.

SOME NEUROPHYSIOLOGICAL MECHANISMS OF THE EMOTIONAL BURN OUT SYNDROME

Chukhrova Marina Gennadievna.

Russia, Novosibirsk, FSBEI HE "Novosibirsk State University of Economics and Management", Dr. Med. Sciences, Professor of Psychology, Pedagogy and Law Department, FSBEI HE "Novosibirsk State Pedagogical University" Professor of General Psychology and the History of Psychology Department, mba3@ngs.ru.

Pronin Sergey Vladimirovich.

Russia, Novosibirsk, FSBEI HE "Novosibirsk State Pedagogical University", Ph.D. Med. Sciences, Associate Professor of Social Psychology and Victimology Department, svpronin@rambler.ru.

Malkina Natalya Alekseevna.

Russia, Moscow, FSBI Scientific Center for Mental Health Med. Sciences, psychotherapist, psychiatrist, natmal@inbox.ru.

Sheshenin Vladimir Sergeevich.

Russia, Moscow, FSBI Scientific Center for Mental Health, Ph.D. Med. Sciences, Leading Researcher, natmal@inbox.ru.

Abstract. The aim of the study was to analyze some neurophysiological mechanisms of the burnout syndrome formation. It was shown that, there is a coordinated activity violation of the cerebral hemispheres, activation of the right hemisphere and violation of the emotional information transfer from the right hemisphere to the left together with this syndrome. These changes determine the clinical signs of burnout syndrome: anxiety, depression, anhedonism, and a decrease in situational criticality.

Key words: burnout syndrome, neurophysiological correlates.

В клинической картине синдрома эмоционального выгорания преобладают симптомы нарушенного эмоционального реагирования в процессе работы с людьми, которые зависят от профессионала, и который выполняет свои обязанности отстраненно, формально, с минимальными для себя физическими усилиями и совсем не прикладывая душевных сил. При этом профессионал считает себя бесконечно уставшим, ему не интересна и даже отвратительна его работа, он позиционирует себя истощенным, изнеможденным, находящимся на грани здоровья и болезни. И, зачастую, имеет психосоматические расстройства, вегетативные дисфункции, применяет неосознанные попытки самолечения в виде курения и употребления алкоголя, считает себя жертвой, депрессивен, несчастен, при этом в сфере домашнего быта и социального окружения у него тоже все плохо. И это человек, который призван оказывать помощь, поддержку, участие; вкладывать душу в свою работу. Самое интересное, что он на это и подписывался, но постепенно осознал свою полную несостоятельность, что также действует угнетающе, понижая самооценку и усиливая профессиональную несостоятельность.

Терапевтические мероприятия (психотерапия, отдых, фармакологические препараты) часто дают только кратковременный эффект, поскольку никак не влияют на механизмы развития данного синдрома.

Актуальность изучения центральных механизмов, опосредующих процесс формирования синдрома эмоционального выгорания, не вызывает сомнения.

Цель исследования: оценить некоторые нейрофизиологические механизмы формирования синдрома эмоционального выгорания.

Методы исследования.

Среди лиц «помогающих» профессий была сформирована группа, выявляющая признаки синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) по методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко», всего 16 человек, мужчины и женщины в возрасте 33-34 года. Контрольную группу составили 20 человек из числа здоровых лиц без признаков СЭВ аналогичной

возрастной и социальной группы. Было получено информированное согласие пациентов на участие в нейрофизиологических экспериментах.

Обследование включало определение функциональной асимметрии мозга, которую оценивали путем выявления ведущего глаза, уха, руки и ноги, для чего были выбраны наиболее информативные и часто встречающиеся тесты [1]. Зрительно-пространственные возможности испытуемых определяли с помощью задания на деление линий правой и левой рукой. Оценка участия правого и левого полушарий мозга в речевых функциях проведена методом двойного задания (мануально-вербальной интерференции). В качестве невербального задания использовали теппинг, выполняемый в максимальном темпе в течение 10 с отдельно правой и левой рукой, вербальное задание состояло в устном склонении в заданном падеже имен существительных с интервалом в 2 с. В ходе опыта испытуемые выполняли сначала теппинг одной, затем другой рукой, далее в той же последовательности теппинг на фоне склонения существительных. Данная процедура повторялась три раза. Исходная частота теппинга (N исх.) определялась путем усреднения данных трех замеров для каждой руки. Также определялась частота теппинга на фоне конкурентной вербальной деятельности (N нагр.). Относительное замедление теппинга (ОЗ) вычислялось отдельно для каждой руки по формуле: ОЗ = 100%( N исх.- N нагр.)/ N исх.

Более тесная связь механизмов речевой деятельности с правым полушарием, доминирующим в регуляции эмоциональных процессов, исследована при оценке влияния эмоциогенности слов на воспроизведение латерализованной речевой информации. Измерялась инверсия эмоционального отражения. Математическую обработку данных проводили с использованием пакета прикладных статистических программ SPSS. Достоверность различий показателей оценивали по критерию Стъюдента (значение р<0,05 расценивались как достоверные).

Результаты.

Нейрофизиологические эксперименты производились внутри двух экспериментальных групп: 1 группа - с признаками СЭВ (16 человек), 2 группа - контрольная (20 человек). Сравнительный анализ исследования функциональной асимметрии мозга показал, что в 1 группе лиц, в отличие от лиц контрольной группы, имеется значительное увеличение левых признаков моторной и сенсорной асимметрии (табл. 1).

В контрольной группе здоровых лиц отмечена асимметрия, проявляющаяся в достоверно более значительном замедлении теппинга правой по сравнению с левой рукой на фоне конкурентной вербальной деятельности. В целом для всех испытуемых интерференционное влияние речевой деятельности на показатели теппинга правой рукой сильнее, чем на показатели левой. Для лиц 1 группы было характерно достоверно большее замедление теппинга под влиянием конкурентной вербальной деятельности левой рукой, что может свидетельствовать о преобладании у них правополушарной стратегии решения вербальных и зрительно-пространственных задач, о большем вовлечении

правого полушария в осуществление несвойственных ему вербальных функций, а, следовательно, о функциональном дефиците левого полушария.

Таблица 1.

Параметры функциональной асимметрии мозга у испытуемых 1 и 2 группы

Группы Асимметрия,% ^^^^^^ 1 группа 2группа

Общая (ОА) 13,8±2,7* 7,6±4,2

Моторная (МА) 14,6±2,1* 25,0±2,5

Сенсорная (СА) 1,9±4,5* -19,9±3,9

Доля правых (ПА) 35,2±2,3 52,4±2,1

Доля левых (ЛА) 48,6±1,5* 24,8±1,5

Доля неопределенных (НА) 17,1±2,4 22,8±1,9

*-достоверность латеральных различий Р<0,05 по ^критерию для сопряженных значений.

При выполнении задания на деление отрезка у здоровых взрослых испытуемых наблюдается незначительное одинаковое для обеих рук смещение влево от реального центра. Выраженные латеральные различия, которые мы наблюдаем в группе 1 в этом задании (Табл. 2), являются признаком нарушения межполушарных связей.

Если усиление вербально-мануальной интерференции при выполнении моторного задания левой рукой свидетельствует о вовлечении правого полушария в речевую деятельность и об уменьшении латеральных различий функциональной асимметрии, то различия в точности деления отрезков левой и правой рукой могут свидетельствовать о нарушении парного функционирования полушарий в восприятии и моторной оценке пространственных отношений, что подтверждает нарушение согласованного функционирования полушарий мозга. Клинически это проявляется в невозможности осознанно контролировать содержание сознания, например, отношение к своему труду.

Таблица 2

Средние значения (в мм) отклонений от центра при делении отрезков

правой и левой рукой в 1 и 2 группе

Испытуемые Количество Правая рука Левая рука

1 группа 16 1,21±0,37 0,36±0,32*

2 группа 20 0,49±0,27 0,47±0,38

*-достоверность латеральных различий Р<0,05 по 1-критерию для сопряженных значений.

Анализ непосредственного (Рис. 2), и отсроченного (Рис. 3) воспроизведения нейтральных и эмоциональных слов, предъявляемых в паре, показал, что у всех испытуемых эмоциональные слова воспроизводились лучше, чем нейтральные. Испытуемые 1 группы хуже воспроизводили нейтральные слова с левого уха, чем контрольные испытуемые, и лучше

воспроизводили эмоциональные слова с правого уха, при непосредственном воспроизведении. При отсроченном воспроизведении нейтральные слова воспроизводились у аддиктов преимущественно с правого уха, тогда как в контроле - с левого. Это свидетельствует о том, что перенос эмоциональных слов из правого полушария в левое, для осуществления их осознавания, нарушен.

Ухудшение переноса эмоциогенной информации у аддиктов из правого полушария в левое свидетельствует о том, что информация об эмоциогенности не достигает центра речи в левом полушарии. Это приводит к диффузной активности правого полушария мозга и затруднениях в вербализации эмоциогенной значимости слова. Правое полушарие остается в состоянии эмоционального возбуждения, которое носит негативный оттенок, без критического осмысления действительной эмоциональной окраски стимула. При настрое на негатив любая информация будет восприниматься в ракурсе негативной окраски, независимо от ее тона.

На наличие нарушения межполушарного переноса эмоционально значимой информации у лиц с признаками СЭВ (1 группа) указывала также инверсия эмоционального отражения. Она выражается в том, что при предъявлении эмоциогенных слов лица из 1 группы отвечали словами-ассоциациями, имеющими эмоциональную окраску, противоположную слову-стимулу (Табл. 3).

Таблица 3

Результаты теста инверсии эмоционального отражения

Количество инверсий Группа 1 п=16 Контроль, п = 20

Абс. % Абс. %

6 и более инверсий 13 75 1 5

2-5 инверсий 2 20 5 25

Не более 1 инверсии 1 5 14 70

Обсуждение. Выявленные нейрофизиологические особенности у лиц, выявляющих признаки СЭВ, могут свидетельствовать об их невротизации, нарушении трудовой адаптации, возможно, переутомлении. Выявленная активация правого полушария, выражающаяся в улучшении воспроизведения эмоциогенных слов, предъявляемых в левое ухо, и нарушение переноса эмоциогенной информации из правого полушария в левое, приводит к инверсии исходных взаимоотношений полушарий головного мозга, формированию застойного очага возбуждения в правом полушарии, сосредоточении на определенном круге переживаний: своей усталости, неспособности быть успешным, негативной эмоциональной окраске своего состояния. Пространственно-временная организация психической деятельности человека в состоянии СЭВ соответствует правополушарному типу. Правополушарная стратегия энергетически более выгодна организму, т.к. лишена элементов вероятностного прогноза, не устанавливает причинно-следственных связей, обеспечивает большую свободу в манипулировании информацией и, в связи с

этим, нуждается в меньших дополнительных физиологических затратах. Это субъективное и контекстуальное восприятие мира, фиксация на негативных, в данном случае, моментах деятельности. Не исключено, что высокая активность правого полушария способствует стремлению к измененным состояниям сознания из-за отмеченного нами нарушения межполушарного переноса эмоциогенной информации (то есть вызывающей физиологические изменения, соответствующие эмоциональному переживанию), и этот факт может провоцировать алкоголизацию у лиц с СЭВ. Замечено, что при СЭВ люди неадекватно реагируют на эмоциогенный стимул, часто придают эмоциональную значимость индифферентным воздействиям. Об этом же свидетельствует выявленная у лиц с СЭВ инверсия эмоционального отражения. И, наконец, вследствие нарушения переноса вербальной эмоциогенной информации из правого в левое полушарие осознаваемость и критическое отношение к ней нарушено, что клинически проявляется подозрительностью, депрессивностью, ангедонизмом, повышенной тревожностью.

Становится понятным, почему психотерапевтические мероприятия по профилактике СЭВ мало неэффективны: эти меры только усиливают патологическую доминанту за счет фиксации на ней внимания. Психотерапевтический подход при СЭВ должен быть направлен на ликвидацию патологической доминанты и связан с активацией левого полушария, тренировкой осознанности своих желаний и намерений, обучением вероятностному прогнозированию, стимулированию эмпатии, экстраверсии, дружелюбия.

Вывод. В основе синдрома эмоционального выгорания лежат нейрофизиологические механизмы, связанные с правополушарным доминированием на фоне левополушарного дефицита, нарушением согласованной деятельности полушарий головного мозга и нарушением межполушарного переноса эмоционально значимой информации.

Библиографический список: 1. Чухрова М.Г., Леутин В.П. Аддикция: зависимое поведение (монография). Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2014. - 251 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.