Научная статья на тему 'Символизация как психологический механизм современного обучения'

Символизация как психологический механизм современного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
символизация / психолого-педагогическая модель / образование / искусство / symbolization / psychology and pedagogical model / education / art

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Звонова Е.В.

В статье рассматривает психологический механизмсимволизации в контексте образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article considers the psychological mechanism of symbolization in the context of education.

Текст научной работы на тему «Символизация как психологический механизм современного обучения»

Территория науки. 2015. № 5

Список литературы

1. Бурханова И.Ю. Субъект метазнания как целевой ориентир образовательной деятельности// Успехи современной науки. 2015. № 2. С. 50-53.

2. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Самостоятельная работа студента в системе личностно-профессионального развития будущего специалиста // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста Материалы XI Международной научно-практической конференции. 2015. С. 331-335.

3. Полухина О.П., Иголкин С.Л. Отношенческий компонент в структуре профессионально-личностной позиции студента-психолога// Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. Т. 10. № 5-2. С. 244-248.

4. Пронин М.В. Изучение самосознания индивидуально-типологических особенностей студентов в учебной деятельности // Территория науки. 2014. Т 2. № 2. С. 21-25.

5. Солопанова О.Ю., Целковников Б.М. Эмоционально-смысловая организация образовательного процесса: сущность и специфика// Успехи современной науки и образования. 2015. № 3. С. 71-75.

Звонова Е.В.

СИМВОЛИЗАЦИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Московский педагогический государственный университет

Ключевые слова: символизация, психолого-педагогическая модель, образование, искусство.

Keyword: symbolization, psychology and pedagogical model, education, art.

Аннотация: в статье рассматривает психологический механизм символизации в контексте образования.

Abstract: in article considers the psychological mechanism of symbolization in the context of education.

Современные исследования в области психолого-педагогической науки демонстрируют большой интерес к гуманистическим идеалам, традиционным для российской научной школы [2]. Особое внимание уделяется поиску, исследованию и описанию социальнопсихологических, психолого-педагогических условий развития молодого специалиста, изучению психологического механизма освоения специальных знаний и формированию профессионально

25

Территория науки. 2015. № 5

значимых качеств [1,3,5].

Психологический механизм - это форма проявления взаимодействия индивида с окружающей средой в ситуации целенаправленной предметной деятельности. Важным психологическим механизмом в познавательном процессе выступает символизация, активизирующая процесс опосредования познавательной деятельности личности. Символизация как механизм (система определенных, инвариантных действий и приемов) осознания и овладения человеком своего внутреннего мира, эмоционального отношения, значения и смысла, организует процесс взаимодействия интеллектуального знания и эмоционального переживания, что является содержанием особой формы освоения человеком действительности - понимания.

В психологической теории переживания (Ф.Е.Василюк) выделена роль семиотической составляющей: процесс переживания

аккумулируется при помощи эмпатического знака, который включает в себя четыре структурных элемента — модус переживания, обозначение переживания, предмет переживания и связь переживания с предметом. Процесс символизации рассматривается как единство когнитивного и аффективного процессов, опосредованность эмоционального поведения смысловыми, познавательными представлениями и схемами: 1) осознание своего «я» и создание образа близкого и далекого будущего; 2) означивание (сигнификацию) эмоциональных состояний и переживаний; 3) символическое воплощение эмоциональных состояний, переживаний и самоотношения. Символизация, как психологический механизм, входит в содержание любой предметной деятельности, в которой человек использует знаково-символические средства. В деятельности, связанной с искусством (создание, исполнение, восприятие художественного произведения), символизация является основным механизмом. По своим структурным элементам виды художественной деятельности могут быть представлены как виды знаковосимволической деятельности - замещение, схематизация, кодирование -декодирование, моделирование.

В силу своей символической природы искусство есть порождение социальных и индивидуальных явлений, что позволяет в каждом произведении искусства воплощать образ мира. Это процесс двусторонний. С одной стороны каждое произведение искусства, каждый художественный текст, выступает как мини-модель своего исторического периода, воплощая типичные образы эпохи. С другой стороны любое произведение искусства с точки зрения технологии

26

Территория науки. 2015. № 5

соответствует характеристикам современного художнику уровню развития науки.

Культурно-исторический анализ эволюции продуктов символизации позволяет рассмотреть этапы развития человечества. Полученные знания помогают составить психолого-педагогическую модель, которая может стать основой для разработки гуманитарных интегрированный курсов, в которых история искусства будет занимать ведущее место, поскольку искусство отражает само понятие «человечность».

Как объект познания произведение искусства есть уникальный открытый текст (У.Эко), взаимодействие человека с произведением искусства есть активная сотворческая деятельность. Сотворчество предполагает познавательную и творческую активность человека в понимании художественного произведения, результатом понимания становится художественный образ [4]. Символизм произведений искусства может коннотировать к прошлому опыту субъекта, создавать ассоциации и образы, обусловливающие понимание художественного произведения. Средства художественной выразительности (ритм, звуки, краски, движение и пр.) могут действовать раздражающе на физиологическом уровне и, минуя сложные информационные пласты, приводить к ответной эмоциональной реакции. Эта пластичность и экзистенциальность взаимодействия искусства и человека позволяет рассматривать искусство как средство развития направленности на множественность и обогащение смыслов.

Список литературы

1. Бакланов К.В. Использование мультимедийных презентаций в процессе адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе//Вестник Российского нового университета. - 2014. - №1. - С.68-70.

2. Бакланова Н.К. Психолого-педагогические основы

профессионального мастерства специалистов культуры

художественного профиля. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - М., 1997

3. Журавлева Е.А. Особенности психологической подготовки

педагогов к использованию стандартов нового поколения в профессиональной деятельности//Человеческий капитал. - 2014. - №3 (63). - С.75-80.

4. Николаева А.И. Парадоксы музыкального стиля в

исполнительстве и педагогике//Вестник кафедры ЮНЕСКО

27

Территория науки. 2015. № 5

«Музыкальное искусство и образование». - 2013. - № 1. - С. 110-115.

5. Травинова Г.Н. Формирование психологической готовности студентов педагогического вуза к взаимодействию с дошкольниками. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - Москва,2006.

Киреев К.В.

СРЕДСТВА КОМПЬЮТЕРНОЙ ПОДДЕРЖКИ КАК ОСНОВА ИНВАРИАНТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Самарский государственный технический университет

Ключевые слова: технология обучения, компьютерная программа, учебный процесс.

Keywords: technology of training, computer program, educational process.

Аннотация: Работа посвящена вопросам разработки и внедрения обучающих и контролирующих компьютерных программ как составной части инвариантной технологии обучения специалистов электротехнического профиля в высшей школе.

Abstract: The research is devoted to the problems of development and introduction of teachihg and controlling computer programms as a consistent part of an invariant technique of training the specialists of electrical engineering type in high educational establishments

Преобразование структуры процесса обучения в направлении широкого использования в нем дидактической техники, обладающей функцией обратной связи и заменяющей педагога на ряде этапов учебного процесса, - важнейшая в настоящее время тенденция совершенствования данного процесса. Исходя из этого, следует быть готовыми к изменению методики, функций педагога в условиях внедрения в обучение автоматизированных систем на базе персональных компьютеров.

Широкое использование в учебном процессе компьютерных средств обучения обусловлено их значительно большей

эффективностью по сравнению с другими средствами обучения [1].

Практика показывает, что на этапе, где преобладает самостоятельная работа, компьютер имеет большие преимущества, помогая осуществить дифференцированный подход к каждому студенту, вовремя заметить пробелы в знаниях и устранить их.

Компьютеризированное обучение подчиняется той же системе

28

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.