- Оптимальность (оправданно ли такое решение?)
Оценка Критерий
0 Есть примеры, но все они из одной области жизни (например, все из школьной действительности)
1 Есть примеры хотя бы из двух разных областей жизни (например, школа и спорт)
2 Все примеры из разных областей жизни
- Оригинальность (новое ли решение или обыденное?)
Оценка Критерий
0 Решение стандартное, встречается более чем у 10% школьников
1 Решение встречается в ответах редко: от 5 до 10% школьников
2 Решение оригинальное, встречается менее чем у 5% школьников
- Разработанность (достаточно ли подробно описан ход решения или на уровне идей?)
Оценка Критерий
0 Нет примеров
1 Есть примеры, но нет никаких пояснений
2 Приведены примеры и есть пояснения (почему именно этот ответ соответствует требованиям решения проблемы)
Наличие положительных результатов в формировании инновационного мышления у учащихся общеобразовательных школ при апробации открытых задач позволяет говорить о возможности их использования для повышения эффективности модернизации образования, а также при разработке единых принципов и подходов к формированию целей, постановке задач и прогнозированию результатов модернизации.
Примечания
1. Блейхер О. В. Взаимодействие инновационных образовательных процессов как необходимое условие модернизации образования при становлении постин-дустрильного общества // http://elibrary.ru/item.asppid =9288713
2. Налимов В. В. Вероятностная модель языка. О соотношении естественных и искусственных языков. 3-е изд. Томск: Водолей, 2003. С. 32.
3. Руднев В. П. Принцип дополнительности // Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1997. С. 234.
4. Саламатов Ю. П. Основы инновационного мышления // http://rus.triz-guide.com/club.html
5. Саламатов Ю. П. Основы инновационного мышления: презентационный материал // http://rus.trizguide. com/assets/files/DY.pdf
6. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. 2-е изд., доп. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991.
7. Педагогика + ТРИЗ: сб. ст. для учителей, воспитателей и менеджеров образования. № 1-6. Минск:
ПолиБиг, 1997-2001; Учителям о ТРИЗ. Вып. 1-5: сб. метод. материалов по преподаванию ТРИЗ. СПб.: Союз писателей Санкт Петербурга, 1999-2006; Ширяева В. А. Развитие системно-логического мышления учащихся в процессе изучения теории решения изобретательских задач (ТРИЗ): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов: СГУ им. Н. Г. Чернышевского, 2000; Модестов С. Ю. Проектирование образовательных технологий на основе ТРИЗ: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2001; Терехова Г. В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2002; Фёдорова Е. А. Развитие творческой активности студентов средствами ТРИЗ-педагогики (на примере изучения информатики): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск: [б. и.], 2009.
8. Утемов В. В. О творческих задачах и критериях их оценивания // Подготовка специалистов в системе непрерывного профессионального образования: проблемы и перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. С. 219-223.
УДК 76.01: 004.5; 37.01
Л. Н. Солодовиченко
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОМПЬЮТЕРНО-ГРАФИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
В статье рассмотрены современные направления подготовки дизайнеров и их профессиональной деятельности, раскрываются методологические основы эстетики компьютерно-графического творчества, опосредованного новыми методами художественной деятельности в виртуальном пространстве картинной плоскости.
The author considers contemporary tendencies of design teaching and designers' professional activity and reveals methodological basis of aesthetics of computer graphics creativity which is mediated by new methods of artistic activity in the virtual space of image plane.
Ключевые слова: компьютерно-графическое творчество, техническая эстетика, дизайн, визуальная информационная культура, метод композиционного компьютерно-графического моделирования.
Keywords: computer graphics creativity, industrial design, common design, visual information culture, method of compositional computer graphics modeling.
Методология и структура содержания современной профессиональной информационно-графической деятельности и условия подготовки к данной деятельности занимают значительное место в научных исследования по теории эстетики и дизайна, в искусствоведении, в психологии и педагогике высшей школы. Теоретические и прикладные вопросы информатизации профес-
© Солодовиченко Л. Н., 2010
сиональной деятельности раскрыты в работах В. П. Беспалько, Е. Ы. Бидайбекова, Е. П. Велихова, В. В. Давыдова, В. В. Егорова, А. П. Ершова, Ж. А. Караева, М. А. Кудайкулова, М. П. Лап-чика, Е. С. Полат и др.
Учеными исследованы отдельные аспекты использования новых информационных технологий в профессиональной подготовке: активизация познавательной деятельности в условиях компьютерной технологии обучения (Ж. А. Караев); формирование учебно-компьютерных умений (К. Ж. Ага-нина), профессионально-компьютерных умений (А. А. Жолдасбеков); выявление основ информационной культуры (С. Н. Лактионова); художественное познание и личностная модель синтеза искусств в условиях информационных технологий (Н. К. Карпова); формирование информационной культуры студентов в условиях дистанционного обучения (Д. М. Джусубалиева) и др. [1].
В ряде исследований решены современные проблемы совершенствования графической подготовки студентов (В. Н. Есипов, Е. П. Зальцман, В. П. Зин-ченко, Л. А. Ивахнова и др.) [2]. Проблемы информационных технологий в искусстве и графическом моделировании исследуются учеными в разных направлениях деятельности, таких, как графика и анимация как средство медиаобразования (С. И. Гудилина, Л. С. Зазнобина, Н. П. Петрова); компьютерная графика и геометрическое моделирование для педагогического образования (О. П. Одинцова, Л. М. Туранова); графическое моделирование в архитектурно-художественном формообразовании (Н. В. Годун, А. В. Скопин-цев, Ю. Р. Холковский); графическое моделирование как метод философского исследования (И. Н. Ястремский), как дидактическое средство (С. А. Тонких) и т. д. [3]
Вместе с тем, несмотря на широкий круг исследований по проблеме новых информационных технологий в теории творческой деятельности и в педагогике высшей профессиональной школы, неразработанной остается проблема развития художественной информационно-графической культуры. Нет исследований, касающихся системного подхода в формировании профессиональной компьютерно-графической (КГ) готовности к творчеству. В частности, проблемы композиционного компьютерно-графического моделирования (ККГМ) как метода творческой компьютерно-графической деятельности в целях формирования художественной информационно-графической культуры специалиста в науке не рассматривались.
Развитие художественной информационно-графической культуры в процессе формирования профессиональной компьютерно-графической готовности к творчеству определено уров-
нем информационно-графической подготовки, сочетающей в себе общенаучную информационную подготовку и классическую художественно-графическую подготовку. Однако в типовом учебном плане специальности «Изобразительное искусство и черчение» отсутствуют специальные дисциплины, обеспечивающие профессиональную информационно-графическую подготовку студента и развитие его художественной информационно-графической культуры. В типовом учебном плане специальности «Дизайн» вопросы информационно-графической подготовки включены в содержание дисциплины «Профессиональные компьютерные программы». Вместе с тем проведенный анализ подготовки студентов и анализ профессиональной деятельности выпускников названных специальностей позволил выявить преимущественный акцент на изучении инструментальных возможностей компьютерных графических программ и недостаточное внимание формированию навыков творческой компьютерно-графической деятельности, творческих качеств личности. При сложившейся системе подготовки не учитывается органическая взаимосвязь между инструментальной и художественно-творческой сущностью современных компьютерных графических программ, между информационной и графической подготовкой студентов на исходных позициях классической художественной школы с учетом современных тенденций информатизации творческого процесса. Таким образом, было выявлено противоречие, определенное тем, что сложившаяся практика учебно-творческой и профессиональной деятельности, где компьютер используется только как удобное инструментальное средство, и обучение данной деятельности без учета синергийного эффекта компьютерно-графического творчества, не обеспечивает подготовку специалистов, владеющих творческим уровнем профессиональной компьютерно-графической готовности.
Выявленное противоречие позволило сформулировать гипотезу исследования процесса формирования творческого уровня профессиональной компьтерно-графической готовности: если содержание учебно-творческой компьтерно-графи-ческой деятельности будет ориентировано на будущую профессиональную деятельность с учетом синергийного эффекта компьютерно-графического творчества, то будет обеспечен эффективный процесс формирования компьтерно-гра-фической готовности специалиста к творчеству в целях развития его профессиональной художественной информационно-графической культуры.
Доказательство выдвинутой гипотезы определило постановку общетеоретических и методологических задач исследования:
- теоретически обосновать необходимость развития художественной информационно-графической культуры и методологию дизайн-образования в подготовке и профессиональной творческой деятельности;
- раскрыть эстетические и психолого-педагогические условия синергетического эффекта композиционного компьютерно-графического моделирования в информационно-творческой подготовке;
- разработать учебно-информационную модель профессиональной компьютерно-графической готовности специалиста к творчеству.
Ведущая идея исследования заключается в том, что повышение эффективности формирования профессиональной компьютерно-графической готовности к творчеству зависит от успешного внедрения в подготовку студентов системы композиционного компьютерно-графического моделирования.
Методологической основой исследования явились положения философской, искусствоведческой и психолого-педагогической наук об информационной культуре, художественном творчестве, визуальном восприятии и мышлении, теории личности, сознания и деятельности, теории оптимизации процессов обучения, концепции информатизации дизайн-образования.
Научная новизна исследования характеризуется выявлением и теоретическим обоснованием необходимости развития профессиональной художественной информационно-графической культуры на базе общей визуальной информационной культуры личности в процессе формирования компьютерно-графической готовности специалиста к творчеству. Дано определение метода композиционного компьютерно-графического моделирования как метода творческой компьютерно-графической деятельности в целях формирования художественной информационно-графической культуры специалиста, раскрыто его содержание как основа новой педагогической технологии обучения в системе дизайн-образования. Теоретическая значимость исследования определена созданием модели профессиональной компьютерно-графической готовности специалистов к творчеству, разработкой технологии формирования готовности к творчеству с использованием метода композиционного компьютерно-графического моделирования.
Апробация и внедрение результатов исследования представлены на научных конференциях различного уровня (1997-2010); на семинарах и заседаниях в Казахстане и России: КарГУ им. Е. А. Букетова, АГУ им. Абая, Кар-ГТУ, ОмГПУ, МГПУ, МосГУ, ВНИИТЭ; опубликованы в отечественной и зарубежной научной литературе.
Практическое внедрение осуществлялось посредством чтения лекций и ведения экспериментальных занятий, апробации учебно-методических материалов в учебно-творческом процессе вузов, колледжей, школ, в системе дополнительного образования, а также в процессе художественно-творческой (оформление и иллюстрирование печатных изданий, в качестве художника книги), выставочной (участие в республиканских и областных выставках творческих работ), твор-ческо-изобретательской (получено четыре свидетельства о регистрации объекта интеллектуальной собственности) деятельности автора.
Рассмотрим особенности новой эстетической и образовательной парадигмы, которая состоит в поливариантности современных философских и искусствоведческих концепций познания и творческой деятельности, являющихся методологической основой развития технической эстетики и художественной педагогики, что и обусловило идеи обновления, интегративности, психологизации, гуманизации, гуманитаризации, интерактивности, синергийности и информатизации художественного творчества. Современные приоритеты материальной и духовной жизни человека определяются взаимодействием культуры и информации, искусства и науки (Ж. М. Абдильдин, К. А. Абишев, А. И. Арнольдов, В. С. Библер, М. С. Каган, Э. С. Маркарян, В. В. Сильвестров, М. К. Петров и др.), а также идеей культурологического подхода к профессиональному образованию, где культура предполагает образование своей составной частью (Е. В. Бондаревская, Т. В. Машарова, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.). Вместе с тем отмечается нарастающее влияние визуализации информации (Р. Арнхейм, К. К. Гомоюнов, А. А. Зенкин, В. Д. Паронджа-нов, В. М. Розин и др.).
Взаимодействие информации и культуры средствами визуализации определяет приоритетную задачу современной парадигмы художественного образования и художественного компьютерно-графического творчества - развитие общей визуальной информационной культуры личности и профессиональной художественной компьютерно-графической культуры специалиста. Анализ научных источников и экспериментальные данные позволили сформулировать определение термина «визуальная информационная культура» - это уровень развития общества и личности в процессе информационного взаимодействия субъектов посредством визуальных операций. На наш взгляд, развитие общей визуальной информационной культуры личности и профессиональной художественной компьютерно-графической культуры специалиста происходит в процессе формирования профессиональной компьтерно-графической готовности к творчеству с исполь-
зованием художественно-педагогических информационных технологий, в основу которых положен метод композиционного компьютерно-графического моделирования с учетом синергийно-го эффекта компьютерно-графической деятельности.
В научных исследованиях (А. В. Брушлинс-кий, Л. Я. Дорфман и др.) подчеркивается важность функции моделирования в процессе познания [4]. На наш взгляд, моделирование в композиционной компьютерно-графической деятельности - это процесс визуального познания, метод создания, исследования, интерпретации и формализации модели художественного образа средствами компьютерной графики на основе целостного представления визуальной информации. Следовательно, метод композиционного компьютерно-графического моделирования как вид художественного моделирования есть познавательная творческая деятельность, реализующаяся в процессе взаимодействия субъекта и объекта посредством «когнитивных операций» (Л. Я. Дорфман), подчиненных познавательной цели, в результате которой создается материальная модель эмоциональных представлений субъекта, новые знания, новый визуальный текст, добываемые посредством моделирования, а также формируется визуально-образное мышление субъекта творчества, развивается его общая визуальная информационная культура и профессиональная художественная компьютерно-графическая культура.
Для реализации цели развития общей визуальной информационной культуры рассмотрены эстетические и психолого-педагогические условия синергийного эффекта композиционного компьютерно-графического моделирования в процессе формирования профессиональной компью-
терно-графической готовности к творчеству на основе взаимосвязи общих и специальных способностей (В. Н. Дружинин, А. Н. Леонтьев, В. Д. Шад-риков, В. С. Юркевич и др.). Мы считаем, что формирование профессиональной компьютерно-графической готовности к творчеству обусловлено развитием общих способностей личности на основе модели когнитивного процесса, разработанной В. Н. Дружининым: обучаемость - приобретение опыта, интеллект - применение опыта, вербальная и невербальная креативность -преобразование опыта [5].
Анализ общетеоретических, эстетических и психолого-педагогических аспектов определил задачу моделирования элементов учебно-творческой деятельности. Необходимость моделирования в целях оптимизации процесса познания и творчества обоснована в трудах С. И. Архангельского, М. И. Потеева и др. [6]
В результате нашего исследования была разработана модель профессиональной компьютерно-графической готовности студентов к творчеству (рисунок).
На основании компонентов данной модели было сформулировано понятие «дидактическая компьютерно-графическая готовность к творчеству» как готовность к формированию опыта творческого композиционного компьютерно-графического моделирования в целостном единстве личностно-мотивационного, информационно-графического и инструментально-графического компонентов. Вместе с тем считаем необходимым определить уровень «профессиональной компьютерно-графической готовности к творчеству» с обязательным введением творческого компонента -креативной компьютерно-графической готовности к творчеству. Следовательно, «профессиональная компьютерно-графическая готовность к
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЬЮТЕРНО-ГРАФИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ТВОРЧЕСТВУ
ДИДАКТИЧЕСКАЯ КОМПЬЮТЕРНО-ГРАФИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
К ТВОРЧЕСТВУ
(как готовность к формированию опыта ККГМ)
личностно-мо-тивационный компонент
3
информационно-графический компонент
инструментально-графический компонент
£
КРЕАТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ
(опыт ККГМ)
креативным компонент
ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ТВОРЧЕСТВУ
СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ КОМПЬЮТЕРНО-ГРАФИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ТВОРЧЕСТВУ
установки, мотивы
и ценностные знания - умения навыки
ориентиры
Модель профессиональной компьютерно-графической готовности к творчеству
Компонентно-критериальный аппарат и показатели профессиональной компьютерно-графической готовности к творчеству
Компоненты Критерии Показатели
Личностно-мо-тивационный компонент качества творческой личности психологическое состояние в процессе творческого труда Мотивационно-ценностное признание избранной профессии; внутренняя мотивация компьютерно-графической деятельности; потребность совершенствования в творческой деятельности; потребность обновления содержания компьютерно-графической деятельности Самочувствие; эмоционально-деятельностная активность; настроение; установка на достижение успеха; направленность на объект творчества; эстетические чувства; вдохновение, увлеченность творческой деятельностью
Информационно-графический компонент знание теории готовность к мыслительной деятельности Знание содержания учебного предмета компьютерно-графической деятельности; знание компонентов компьютерно-графической деятельности; теоретическое осмысление компьютерно-графической деятельности в контексте художественной культуры; теоретическое моделирование компьютерно-графической деятельности Знание сущности метода ККГМ; знание художественного языка ККГМ; знание этапов ККГМ; анализ ситуации, осмысление, оценка и интерпретация опыта ККГМ
Инструментально-графический компонент готовность к профессиональной деятельности специфические способы творческой деятельности Владение компьютерно-графическими умениями; овладение выразительными средствами компьютерно-графической деятельности; владение приемами и способами компьютерно-графической деятельности Адекватность и свобода использования средств выразительности изобразительного языка метода ККГМ; владение алгоритмическими компьютерно-графическими навыками, комбинаторными способностями; выработка динамического стереотипа действий
Креативный компонент элементы творческой деятельности качества творческой деятельности качества продукта творческой деятельности исследовательская самостоятельность Владение методами ритмического, стилистического, шрифтового и ассоциативного компьютерно-графического моделирования; отход от шаблона, вариативность, предвидение результатов творчества Уровень сформированное™ вербальной и невербальной креативности, эмоционально-образного и визуально-пластического мышления; целенаправленность, напряженность творческого труда Использование компьютерно-графических средств выразительности в нестандартной ситуации; новизна, оригинальность, простота и ясность решения; общественная значимость компьютерно-графической деятельности Стремление к реализации опыта ККГМ; активность в выставочной деятельности, в научно-исследовательской деятельности, активность на занятиях СРС, СРСП
творчеству» - это интегральное образование, сущность которого определяется взаимодействием дидактической компьютерно-графической готовности к творчеству и креативной готовности; личностной и содержательно-процессуальной компьютерно-графической готовности к творчеству.
Методологической основой диагностики профессиональной компьютерно-графической готовности к творчеству в нашем исследовании является концепция творческой деятельности системного характера, разработанная Л. А. Ивахновой [7]. Для выяснения общих признаков творческой деятельности ею проанализированы различные виды творчества: изобразительного, научного, творчество актера, актера кукольного театра,
шахматного, творчество конструктора, изобретателя, творчество полководца. В результате проведенного сравнительного анализа, показывающего единство общих начал в различных видах творчества, Л. А. Ивахнова выделяет общие компоненты творчества, которые являются инвариантными, т. е. необходимыми для любого вида творчества. По ее мнению, креативность детерминируется с системообразующими, инвариантными компонентами, которые были использованы в нашем исследовании в качестве критериев сформированности профессиональной компьютерно-графической готовности к творчеству.
В процессе экспериментальной работы нами выявлена необходимость активности студентов в творческой выставочной деятельности, в научно-
исследовательских проектах, конференциях, семинарах, необходимость поисковой самостоятельности в выполнении курсовых проектов, на занятиях СРС (самостоятельная работа студентов) и СРСП (самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя). Поисковая познавательная активность обучающегося, базирующаяся на внутренней познавательной потребности, способствует эффективному усвоению нового знания, качественному творческому преобразованию ранее полученных знаний, является положительным психологическим фундаментом процесса познания и саморазвития (самовоспитания) личности. Следовательно, данные качества являются необходимыми показателями формирования профессиональной компьютерно-графической готовности к творчеству. Таким образом, был выявлен еще один диагностирующий критерий -исследовательская самостоятельность, что позволило составить целостную систему исследования готовности к творчеству (см. таблицу).
Обоснование и анализ компонентно-критериального аппарата и показателей профессиональной компьютерно-графической готовности к творчеству показали, что учебно-творческая деятельность характеризуется сложной системой элементов, реализуемых в целостном процессе обучения с использованием метода композиционного компьютерно-графического моделирования в процессе формирования общей визуальной информационной культуры личности и профессиональной художественной информационно-графической культуры специалиста.
Методология художественного компьютерно-графического творчества основана на понимании современных требований подготовки специалиста в условиях быстрого развития информационных технологий, постоянно изменяющегося программного обеспечения, представленного множеством графических пакетов и средств компьютерной графики, с одной стороны, и широким спектром использования компьютерной графики в эстетике современной культуры - с другой, что позволяет утверждать о необходимости изучения и освоения культуры и технологии художественного компьютерно-графического творчества, а не отдельных графических пакетов и программ. Таким образом, в систему освоения информационных технологий в художественном творчестве закладывается взаимно противоположное целе-полагание - обучение инвариантному базису художественного творчества и быстроменяющейся составляющей компьютерно-графических средств. На наш взгляд, указанное противоречие разрешимо, если первоочередной целью подготовки ставить не только детальный разбор особенностей программного компьютерно-графического продукта, а обучение приемам и навыкам решать
поставленную задачу художественного компьютерно-графического творчества средствами этого программного продукта.
Примечания
1. Караев Ж. А. Активизация познавательной деятельности учащихся в условиях применения компьютерной технологии обучения: дис. ... д-ра пед. наук. Алматы, 1994; Аганина К. Ж. Формирование учебно-компьютерных умений у учащихся в процессе обучения школьным дисциплинам: дис. ... канд. пед. наук. Алматы, 1996; Жолдасбеков А. А. Формирование основ профессионально-компьютерных умений у студентов педвузов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Алма-Ата, 1991; Лактионова С. Н. Формирование основ информационной культуры учителей общеобразовательных школ (инновационный аспект): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Алматы, 1995; Карпова Н. К. Художественное познание и личностная модель синтеза искусств в условиях информационных технологий. Ростов н/Д., 1995; Джусубалиева Д. М. Теоретические основы формирования информационной культуры студентов в условиях дистанционного обучения: дис. . д-ра пед. наук. Алматы, 1997.
2. Есипов В. Н. Формирование творческих способностей студентов художественных факультетов вузов на начальной стадии обучения композиции: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1986; Зальцман Е. П. Формирование навыков художественного восприятия и анализа произведения изобразительного искусства у студентов педагогического института: автореф. дис. . канд. пед. наук. Алма-Ата, 1979; Зинченко В. П. Современные проблемы образования и воспитания // Вопросы философии. 1973. № 11. С. 44; Ивахнова Л. А. Научные основы подготовки учителя изобразительного искусства к конструированию содержания учебных предметов: дис. . д-ра пед. наук. М., 1996.
3. Гудилина С. И. Функциональные возможности средств новых информационных технологий // Новые информационные технологии по художественно-графическим дисциплинам. М.: МПГУ, 1996. С. 23; Заз-нобина Л. С. Медиаобразование в школе: как же выжить в мире СМИ // Человек. 1999. № 1. С. 107; Петрова Н. П. Разработка образовательной технологии «Компьютерная анимация как средство медиаобразо-вания»: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1995; Одинцова О. П. Совершенствование геометрической подготовки учителя математики средствами курса «Компьютерная графика и геометрическое моделирование: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 1997; Тура-нова Л. М. Методическая система курса «Компьютерная графика и геометрическое моделирование» для педагогического образования: дис. . канд. пед. наук. Красноярск, 1997; Годун Н. В. Интерактивное графическое пространственное моделирование сложных архитектурных объектов: автореф. дис. ... канд. техн. наук. Киев, 1989; Скопинцев А. В. Пространственное моделирование в диалоговых графических системах: автореф. дис. ... канд. архит.. М., 1990; Холковский Ю. Р. Моделирование огибающих поверхностей в процессе интерактивного графического проектирования: автореф. дис. ... канд. техн. наук. Киев, 1991; Ястрем-ский И. Н. Язык графического моделирования как метод философского исследования субъект-объективных отношений в производстве: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. М., 1994; Тонких С. А. Графическое мо-
делирование как дидактическое средство: психосемиотический аспект (на материале изучения общетехнических дисциплин в педагогическом вузе): автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1991.
4. Дорфман Л. Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. М.: Смысл, 1997.
5. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999.
6. Архангельский С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Наука, 1974; Потев М. И. Основы аналитической дидактики: учеб. пос. СПб.: ЛИТМО, 1992.
7. Ивахнова Л. А. Методологические основы конструирования содержания учебного предмета. Алма-ты: АГУ им. Абая, 1998.
УДК 7.031:74
А. Г. Мельникова
РИСУНКИ ДРЕВНЕГО ИСКУССТВА КАК ОБЪЕКТ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И ОБОГАЩЕНИЯ ДЕТСКИХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ЗАМЫСЛОВ
В статье представлен материал изучения произведений искусства Древнего мира, отобрано некоторое количество изображений, возможность ознакомления с которыми обусловливается их изобразительно-выразительными средствами, выработанными художниками в течение многих веков, и которые могут служить стимулом возникновения детских замыслов. Анализ программ по изобразительной деятельности показал, что детей не знакомят с произведениями искусства Древнего мира, их изучением занимаются только искусствоведы. В статье также доказывается необходимость включения нового содержания детского изобразительного творчества: образов птиц, животных и человека, представленных в рисунках древних художников.
The article presents materials of research of the works of art of the Ancient world. Several images have been selected, the study of which is determined by their graphical-expressive means developed by artists over many centuries and that can serve as a way of stimulating the emergence of a creative concept in a child. The analysis of art and craft educational programs has shown that children are not made familiar with the arts of the Ancient world, and this is only undertaken by art historians. The article also proves the need to include a new content into the child's graphical learning process: images of birds, animals and humans represented in the pictures of ancient artists.
Ключевые слова: рисунки художников Древнего мира, изобразительно-выразительные средства, новое содержание детских замыслов.
Keywords: the pictures of ancient artists,, graphical-expressive means, a new content of the child's paints.
Все виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура) отражают действительность через образное, нагляд-
© Мельникова А. Г., 2010
ное воспроизведение ее зримых форм, передают облик предметов и явлений объективного мира, все многообразие воспринимаемых зрением событий и жизненных процессов. Изобразительное искусство передает тот или иной момент развития и движения, как бы «останавливая мгновение», и помогает ребенку увидеть связи и отношения объектов реального мира, раскрывает красоту действительности.
Искусство выступает одним из важнейших средств развития детского творчества, а тем более изобразительного. Исследователи отмечают, что дети дошкольного возраста проявляют интерес к различным произведениям искусства. Им доступно понимание содержания живописных произведений, восприятие их средств выразительности (Н. А. Вершинина, Н. М. Зубарева, Р. М. Чу-мичева). Дошкольники способны воспринимать графику, условность ее художественного «языка» (Е. В. Езикеева, Р. Я. Кионова, Р. А. Мирош-кина). Установлено, что у старших дошкольников возможно сформировать эстетическое отношение к произведениям монументальной скульптуры (Е. В. Гончарова), эстетическое восприятие скульптуры малых форм (Г. М. Вишнева). Материалы многих исследований свидетельствуют о развитии творчества дошкольников под влиянием декоративного искусства (З. А. Богатеева, А. А. Грибовская, Е. Б. Горунович, Ю. В. Максимов, Р. Н. Смирнова и др.), каким во многом и является искусство Древнего мира. Но исследователи не рассматривают содержание рисунков художников Древнего мира как объект эстетического восприятия детей.
В результате проведения теоретического анализа педагогической и искусствоведческой литературы по проблеме развития детского изобразительного творчества мы выявили, что эта проблема является актуальной уже долгое время. Однако вопрос ознакомления дошкольников с искусством Древнего мира не рассматривается. Таким образом, недооценивается богатство, накопленное человечеством, которое не доходит до детей, но может являться источником детского вдохновения, стимулом для формирования новых замыслов. Материал по древнему искусству не обрабатывается педагогически, его изучают только искусствоведы, а следовательно, с педагогической токи зрения, отсутствует преемственность между древним и современным искусством.
Теоретический анализ искусствоведческой литературы позволил определить эстетические качества произведений древнего искусства как объекта эстетического восприятия детей:
- мифологичность (тесная связь мифологии и искусства) - большинство образов являются вымышленными, т. е. представляют собой синтез