К.А. Литвинов,
Преподаватель Северо-Кубанского гуманитарнотехнологического колледжа, ст. Кушевская Краснодарского края
ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ЦВЕТООБРАЗОВ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ И ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
В психологических и педагогических исследованиях последних пяти лет отмечается, что реализация стратегической цели образования в педагогической практике все еще затруднена: цели обучения не «сдвигаются» в сторону обучающихся, а ведущий метод обучения - педагогическая поддержка - слабо структурирован (О. Грауманн, М.Н. Певзнер]. В этой связи смысловая дидактика по праву является перспективным психологопедагогическим направлением, поскольку в фокусе ее внимания -ресурсы смыслового развития обучающихся и технологии, обеспечивающие их сопровождение.
Один из таких ресурсов - цветообразы. Используемые активно в современном отечественном и зарубежном образовании, они выполняют множество функций: стилеобразующую, здоровьесберегающую, регулятивную, коммуникативную и смыслообразующую.
Подробнее раскроем их полифункциональность в психологическом и педагогическом образовании. В психологическом образовании цвет и образ как компоненты цветообраза рассматриваются в основном как две самостоятельные категории. Психологическая категория образа до недавнего времени была связана с образом мира, и лишь не так давно появились работы, посвященные изучению характеристик категории «образа», которые связывают с образной сферой личности [4]. И.А. Панкратова определяет цветообраз как устойчивое представление, орудие познания окружающего мира и формирования представлений о нем [11].
Цветообраз обладает различными свойствами: живостью, подвижностью, способностью расти и расширяться, соединяться с другими цветообразами в структуре личности, с одной стороны, с другой - для него характерно объединение, достраивание, комбинирование, ассоциативное воспроизведение, отражение буквального значения цветообраза, символизация, реинтерпретация и др. [11].
- 58 -
В проекции на самовыражение личности в общении важно отметить, что личность использует непроизвольные и произвольные средства, отражающие истинное и искаженное представление о своей личности в зависимости от осознанности, целенаправленности и соответствия экспрессивного поведения личности и ее внутреннего содержания. Т.А. Кубрак уточняет, что представления о способах выражения интенции самопрезентации могут способствовать развитию коммуникативных навыков, совершенствованию приемов, необходимых человеку для успешного достижения собственных целей и лучшего понимания смысла сказанного собеседником [8].
Коммуникативная функция цветообраза непосредственно связана с адаптационной и смыслообразующей функцией. Человек неосознанно использует цвета в целях оптимизации процессов эмоциональной регуляции и внутриличностной адаптации. Отношение к однотоновым зеленым сочетаниям может служить критерием различения субъектов, акцентирующих в своем актуальном Я-образе характеристики личностной позитивности и эмоциональной привлекательности, с одной стороны, и личностной активности - с другой [10, с. 17].
В рамках исследований возрастного развития личности отмечается, что современные подростки не осознают ценности субъективного отношения, у них утрачивается привычка «работать» с областью цветовых образов, собственных эмоций, опыта и, как результат, «открывать» свой внутренний мир для себя и других. Они боятся собственных эмоций и скрываются за обезличенными стандартными описаниями [2].
И.К. Арсеньев уточняет: подростки понимают перцептивную задачу как очень конкретное описание предмета [3]. Вследствие этого ассоциативные образы рационализируются, сознание отсеивает лишние образы, рационально не связуемые, с точки зрения подростка, что затрудняет процессы развития эстетического (художественного] восприятия действительности [3, с. 9]. Между тем субъективный образ, материализованный в изображении, в том числе цветовом, становится элементом интерсубъектной реальности и интерсубъективной ценностью [3, с. 24].
Е.А. Колтунова пишет о разных уровнях интерпретации символических образов в период ранней юности. Среди них: уровень осведомленности и понимания символических значений (не понимает символических значений; понимает межличностные
- 59 -
формы смысла; может наделить их личностной значимостью] и уровни личностно-смысловой интерпретации символа (символы-свойства, символы-композиции и символы-метафоры] [9, с. 1213].
А.А. Астахова обращает внимание на зависимость образов от учебно-познавательного опыта личности в подростковом возрасте. При этом отмечается, что учащиеся по-разному представляют умственный образ содержания учебного текста. У подростков с признаками интеграции структуры опыта преобладают чувственно-сенсорные и метафорические образы. Содержание понятия передается через гамму сенсорных и эмоциональных впечатлений. Подросток фиксирует существенный признак на примере другого предметного образа [5, с. 20].
Ж.Ю. Кара раскрывает особенности ценностно-смысловой сферы младших подростков, влияющие на процесс художественного восприятия ими произведений искусства, который зависит от развития и согласованности интра- и интерперсональных критериев. В их основе лежит разнообразный личностный опыт реализации внутренних психологических ресурсов (интерперсональные критерии] при взаимодействии с произведением искусства и опыт, закрепленный в соответствующих навыках (интра-персональные критерии] создания творческой работы [7].
Таким образом, в психологических исследованиях в преломлении на специфику развития личности в подростковом возрасте подчеркивается момент «утраты» или «ослабления» умений прислушиваться к цветообразам, своему актуальному эмоциональному состоянию и опыту, что приводит к необходимости оказания психологической помощи на пути самораскрытия личности, в том числе и через цветообразы.
В педагогическом образовании существует огромное число работ по компьютерной дидактике, где рассматриваются обучающе-воспитательные возможности мультимедийных презентаций на уроках по самым разным видам научного знания (литературе, русскому языку, математике, биологии, химии, ОБЖ и др.) [6]. В частности, подчеркивается: презентация есть сжатая форма изложения материала посредством слайдов, представленная в виде таблиц, рисунков, схем, иллюстраций, видео- и аудиоматериалов, которые по своей сути и есть цветообразы. Исследователи дают рекомендации по использованию цветообразов в процессе создания презентаций с учетом психофизиологических осо-
- 60 -
бенностей восприятия цвета учащимися. Цветовая избыточность отрицательно сказывается на качестве усвоения материала. Цвет и шрифт должны контрастировать. Предпочтительнее использовать только один шрифт в тексте. Наиболее значимую часть информации предлагается располагать в центре слайда, при оформлении таблиц на слайде выделить ее части разными цветами. Анимационные эффекты нежелательны.
В период с 2002-2006гг. активизировался исследовательский интерес к создаваемым школьниками иллюстраций как индикаторов уровня нравственно-эстетической воспитанности школьников [12, с.12]. Основа для их изучения заложена в работах И.В. Абакумовой, П.Н. Ермакова, Г.А. Лобановой, И.А. Рудаковой, И.Г. Тищенко и др. Рассмотрены эмоционально-ценностный компонент содержания образования [1; 13]; предложена идея построения процесса обучения на эмоционально-образной основе [1, с. 7]; разработана многомерная классификация дидактических методов, направленных на запуск смыслообразования в учебном процессе, где методы самовыражения личности занимают одну из ведущих позиций [13].
Вместе с тем в педагогических исследованиях пока недостаточно работ, в которых, во-первых, закреплено представление о цветообразе как способе выражения личностно-значимого отношения обучающегося к учебному содержанию. Во-вторых, в педагогике цветообраз рассматривается применительно к художественному контексту и восприятию произведений искусства (картин, музыкальных и литературных произведений]. Вместе с тем учебный процесс представляет собой не художественную действительность, а специально сконструированную реальность.
Как в учебном процессе проявляется личностно-значимое отношение обучающегося к учебному содержанию? Как включается функция самонастройки на смыслы другого, можно ли ее «удержать» и какими дидактическими средствами? Эти вопросы представляются нам весьма актуальными и способствуют дальнейшему изучению проблемы.
Список использованной литературы
1. Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Рудакова И.А. Смыслоцентризм в педагогике: новое понимание дидактических методов / И.В. Абакумова, П.Н. Ермаков, И.А. Рудакова. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2006. 256 с.
- 61 -
2. Адаскина А.А. Художественное восприятие действительности у детей и взрослых / А.А. Адаскина // Психологический журнал. Том 21. № 4. 2000.
3. Арсеньев И.К. Эстетические закономерности и психологические механизмы художественного восприятия [Текст]: автореф. дисс. ... канд. философ. наук / И.К. Арсеньев. М., 2011. 28 с.
4. Атюнина В.С. Образ успешного человека в семантическом пространстве личности: дисс. ... канд. психол. наук / В.С. Атюнина. Хабаровск, 2007. 324 с.
5. Астахова А.А. Ментальные репрезентации учебных текстов подростками с разным учебно-познавательным опытом / А.А. Астахова: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2014. 23 с.
6. Жукова Н.В. Единство антиципации и рефлексии как психологический механизм регуляции мышления: автореф. дисс. ... канд. психол. наук / Н.В. Жукова. М., 2000. 23 с.
7. Кара Ж.Ю. Особенности смыслообразования младших подростков с разными стратегиями художественного восприятия: автореф. дисс. ... канд. психол. наук / Ж.Ю. Кара. Ростов н/Д, 2008. 20 с.
8. Кубрак Т.А. Интенция самопрезентации субъекта в вербальной коммуникации / Т.А. Кубрак: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2009.
9. Колтунова Е.А. Психологические особенности символизации у не-слышаших в период юности / Е.А. Колтунова: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2013. 20 с.
10. Лебедева Е.Н. Личностная обусловленность предпочтений цветовых сочетаний (на примере профессии дизайнера). / Е.Н. Лебедева: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2010. 22 с.
11. Панкратова И.А. Взаимосвязь коммуникативной компетенции и самопрезентации у студентов-педагогов // Сборник научных трудов «Общество и экономика постсоветского пространства». Липецк, 2014. С. 127-130.
12. Пивненко С.Н. Особенности становления и развития дидактических иллюстраций, используемых для формирования безопасного поведения обучающихся: автореф. дисс. . канд. пед. наук / С.Н. Пивненко. Ростов н/Д, 2014. 20с.
13. Рудакова И.А. Современные дидактические методы: смыслообразование в учебном процессе / И.А. Рудакова / автореферат дисс. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 2006. 45 с.
© Литвинов К.А., 2015
- 62 -