Научная статья на тему 'СИМВОЛИКА ВРЕМЕН ГОДА В ЛИРИКЕ В. ШАЛАМОВА'

СИМВОЛИКА ВРЕМЕН ГОДА В ЛИРИКЕ В. ШАЛАМОВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
201
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПОЭЗИЯ / ШАЛАМОВ / СИМВОЛ / ВРЕМЕНА ГОДА / ОБРАЗ ЗИМЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кротова Д. В.

Образы времен года у В. Шаламова концентрируют в себе важнейшие онтологические смыслы. Первостепенными по значимости являются зимние образы, доминирующий смысловой ряд которых - смерть, зло, одиночество, хаос. Специфическая шаламовская символическая грань - связь мотивного комплекса зимы с темой богооставленности личности. В статье отмечены важнейшие содержательные коннотации образов весны/лета в лирике Шаламова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYMBOLICS OF THE SEASONS IN V. SHALAMOV'S LYRICS

Images of the seasons in V. Shalamov’s poetry are concentrate the most important ontological meanings. Winter images are paramount in importance; the dominant meanings of them are death, evil, loneliness, chaos. The specific Shalamov’s symbolic line is the connection of winter motifs with the theme of God-leaving personality. The article notes the most important connotations of spring/ summer images in Shalamov’s lyrics.

Текст научной работы на тему «СИМВОЛИКА ВРЕМЕН ГОДА В ЛИРИКЕ В. ШАЛАМОВА»

10.01.01 - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 10.01.03 - ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СТРАН ЗАРУБЕЖЬЯ (С УКАЗАНИЕМ КОНКРЕТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 10.01.01 - RUSSIAN LITERATURE (PHILOLOGICAL SCIENCES), 10.01.03 - LITERATURE OF THE PEOPLES OF FOREIGN COUNTRIES (WITH INDICATION OF SPECIFIC LITERATURE) (PHILOLOGICAL SCIENCES)

УДК 821.161.1 КРОТОВА Д.В.

кандидат филологических наук, преподаватель, кафедра истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова E-mail: [email protected]

UDC 821.161.1

KROTOVA D.V.

Candidate of Philological Sciences, Lecturer of Department of Modern Russian Literature and Contemporary Literary Process, Lomonosov Moscow State University E-mail: [email protected]

СИМВОЛИКА ВРЕМЕН ГОДА В ЛИРИКЕ В. ШАЛАМОВА

SYMBOLICS OF THE SEASONS IN V. SHALAMOV'S LYRICS

Образы времен года у В. Шаламова концентрируют в себе важнейшие онтологические смыслы. Первостепенными по значимости являются зимние образы, доминирующий смысловой ряд которых - смерть, зло, одиночество, хаос. Специфическая шаламовская символическая грань - связь мотивного комплекса зимы с темой богооставленности личности. В статье отмечены важнейшие содержательные коннотации образов весны/лета в лирике Шаламова.

Ключевые слова: русская поэзия, Шаламов, символ, времена года, образ зимы

Images of the seasons in V. Shalamov's poetry are concentrate the most important ontological meanings. Winter images are paramount in importance; the dominant meanings of them are death, evil, loneliness, chaos. The specific Shalamov's symbolic line is the connection of winter motifs with the theme of God-leaving personality. The article notes the most important connotations of spring/ summer images in Shalamov's lyrics.

Keywords: Russian poetry, Shalamov, symbol, seasons, image of winter.

В лирике В. Шаламова образы времен года обретают особую семантическую наполненность. Это напрямую связано с обстоятельствами жизни поэта и писателя - ведь почти двадцать лет он провел в заключении на Севере, где от природных, климатических условий зависела порой сама человеческая жизнь. Лютый холод мог убить ослабевшего, постоянно голодного человека, а летнее потепление часто бывало спасительным, его очень ждали, угадывали его приметы, потому что оно давало надежду на жизнь.

Закономерно, что наиболее частотны и значимы в лирике Шаламова именно образы зимы. Уже первое стихотворение «Колымских тетрадей» - «зимнее»:

«Пещерной пылью, синей плесенью Мои испачканы стихи. Они рождались в дни воскресные -Немногословны и тихи. Они, как звери, быстро выросли, Крещенским снегом крещены В морозной тьме, в болотной сырости. И все же выжили они» [7, т. 3, с. 7]. Мотивы холода, снега, таким образом, открывают цикл «Колымских тетрадей». Первое же стихотворение показывает, насколько глубоким и символичным является названный смысловой комплекс у Шаламова, ведь здесь сквозь призму зимних мотивов осмыслено творчество поэта в целом: его стихи родились в снегах, «в уюте камня и лесов». Образ зимы, возникая в «Ко лымских тетрадях» с первых строк, лейтмотивом проходит сквозь весь цикл. Можно признать, что Шаламов - самый «зимний» из русских поэтов.

Какие коннотации включают у Шаламова зимние мотивы и насколько эти коннотации являются традиционными для русской лирики? Образ зимы в отечественной поэзии наделен широким спектром разнообразных смыслов. Встречаются диаметрально противоположные семантические оттенки -от красоты и морозной свежести (подобные примеры можно встретить у А. Пушкина, Б. Пастернака, А. Фета и др.) до мотивов умирания и безжизненности (в лирике А. Пушкина,

Ф. Тютчева, А. Ахматовой и др.). Шаламов в подавляющем большинстве случаев дает трагическую интерпретацию образов зимы, связывая их с мотивами смерти: зимняя природа враждебна по отношению к человеку и готова его уничтожить. Яркий пример подобной трактовки дан, например, в стихотворении «В этой стылой земле...»:

«В этой стылой земле, в этой каменной яме Я дыханье зимы сторожу. Я лежу, как мертвец, неестественно прямо И покоем своим дорожу. Нависают серебряной тяжестью ветви, И метелит метель на беду. Я в глубоком снегу, в позабытом секрете. И не смены, а смерти я жду» [7, т. 3, с. 40]. Зимний образ здесь окрашен исключительно тягостными мотивами, лирический герой - в ожидании конца. «Серебряная тяжесть» ветвей вовсе не ассоциируется с нарядным и притягательным обликом зимнего леса: она готова обрушиться на человека и похоронить его в камне и сугробах.

В этом стихотворении возникает классический образ русской прозы и поэзии - метель. В отечественной литературе этот образ концентрирует в себе самые разные значения: метель может нести гибель, а может ассоциироваться с жиз-нетворческой стихией (как бывает, например, у Пушкина или Блока). У Шаламова же смысловая наполненность этого образа в анализируемом стихотворении (как и во многих других) исключительно негативна - «метелит метель на беду».

В стихотворении «Я беден, одинок и наг.» вновь возникает образ зимы, и в его трактовке очевидны те же коннотации, что и в рассмотренных выше стихотворениях. Но здесь семантическое поле зимы расширяется, оно оказывается сопряжено еще с некоторыми важными смыслами, в частности, с темой одиночества. Человек оказывается совершенно один, заброшен в «сиреневом полярном мраке». Единственным собеседником поэта оказывается «бледная тьма»: «Я беден, одинок и наг, Лишен огня.

© Кротова Д.В. © Krotova D.V

Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (87), 2020 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 87. 2020

Сиреневый полярный мрак Вокруг меня.

Я доверяю бледной тьме Мои стихи. У ней едва ли на уме Мои грехи.

И бронхи рвет мои мороз И сводит рот.

И, точно камни, капли слез И мерзлый пот» [7, т. 3, с. 7-8].

Зимние образы у Шаламова вообще нередко связаны с темой одиночества, затерянности человека во враждебном мире. В «снегах» человек оказывается даже без врагов, не говоря о друзьях:

«Все те же снега Аввакумова века. Все та же раскольничья злая тайга, Где днем и с огнем не найдешь человека, Не то чтобы друга, а даже врага» [7, т. 3, с. 29]. В стихотворении «Скользи, оленья нарта...» раскрывается еще одна значимая грань смыслового комплекса зимы. Перед читателем с первой же строфы разворачивается картина «зимней» весны, снежного марта: «Скользи, оленья нарта, Взлетай, хорей, Метельной ночью марта. Скорей, скорей, скорей!

Какие тут уж карты, Какой компас, Ремнем привязан к нарте, И слезы льют из глаз.

Одна с другою схожи Вершины гор. Мы путь найти не можем, Запутанный пургой.

Вперед летит упряжка В метельной тьме Олени дышат тяжко, Уже конец зиме.

Скользи, оленья нарта, Морозной тьмой, Бурлящей ночью марта, Домой, домой, домой...» [7, т. 3, с. 28-29]. В поэзии Серебряного века (традиции которой для Шаламова, считавшего себя «наследником модернизма» [7, т. 5, с. 323], весьма значимы) образ «зимнего» марта уже встречался - например, в «Кармен» Блока («Бушует снежная весна.»). Но насколько различными оказываются содержательные грани мотива мартовской метели у Блока и Шаламова! У Блока «снежная весна» - это воплощение стихии страсти и любви, творческого горения. Мартовские вихри, безусловно, ассоциируются в блоковской лирике и с мотивами хаоса, но это хаос созидательный, продуктивный.

У Шаламова же образ «снежной весны» наделен совсем иными смыслами. Мартовская пурга - это суровая стихия, ездок оказывается окутан «морозной тьмой», от сильнейших порывов ветра у него «слезы льют из глаз». Блоковских коннотаций, связанных с темами любви и творчества, Шаламов в этот образ вовсе не вкладывает. «Бушует снежная весна.» Блока и приведенное стихотворение Шаламова сходны своей внутренней динамикой, они насыщены стремительным движением, но трактовка образа весенней метели здесь оказывается диаметрально противоположной.

С темой зимы у Шаламова зачастую коррелирует мотив богооставленности личности. Тот зимний суровый мир, в

котором оказался автобиографический герой Шаламова, зачастую лишен божественного присутствия. Так, в одном из стихотворений возникает образ беснующейся пурги, которая буквально разрывает небеса: «Все бьет, все слепит и воет, Пронзительно свищут леса, И близко над головою Изорванные небеса» [7, т. 3, с. 27].

Красноречивая метафора «изорванных небес» заставляет задуматься о том, что Бога в этом холодном и жестоком мире просто нет. Отношение Шаламова к религии - вопрос чрезвычайно сложный. Шаламов говорил о себе как о человеке атеистически настроенном («Веру в Бога я потерял давно, лет в шесть» [7, т. 4, с. 146]). Хотя в его поэзии появляются религиозные образы в качестве этических символов, а лирический герой даже подчас соотносится со Христом, ощущение своей оторванности от Бога, от высших благих сил Шаламову было весьма присуще. Как справедливо отмечает И. Б. Ничипоров, «поэтический мир Шаламова <.. > вобрал в себя "кричащую память" о "коварной парке-судьбе", трагедийный опыт человека, прошедшего через жернова своего века, через пронзительное ощущение собственной богооставленности» [5].

Подобный комплекс смыслов воплощен, например, в стихотворении «Бог был еще ребенком.»: «Бог был еще ребенком, и украдкой От взрослых Он выдумывал тайгу: Он рисовал ее в своей тетрадке, Чертил пером деревья на снегу, Он в разные цвета раскрашивал туманы, Весь мир был полон ясной чистоты, Он знать не знал, что есть другие страны, Где этих красок может не хватить. Он так немного вылепил предметов: Три дерева, скалу и несколько пичуг. Река и горные непрочные рассветы -Изделье тех же неумелых рук. Уже не здесь, уже как мастер взрослый, Он листья вырезал, Он камни обтесал, Он виноградные везде развесил гроздья, И лучших птиц Он поселил в леса. И, надоевшее таежное творенье Небрежно снегом закидав, Ушел варить лимонное варенье В приморских расписных садах. Он был жесток, как все жестоки дети: Нам жить велел на этом детском свете» [7, т. 3, с. 102-103]. Таежный мир оставлен и забыт Богом. Мотив безверия, фатального одиночества человека в мире у Шаламова представлен здесь (как часто бывает в его поэзии) в тесном взаимодействии с образами зимы, снега, льда.

Шаламов был человеком и поэтом невероятной силы духа. Он не просто смог выстоять в лагере, - у него хватало душевных сил восхищаться северной природой, и даже в жесточайших условиях ощущать красоту мира. Зимние образы, которыми наполнена его лирика, не всегда несут в себе негативные смыслы. Часто, как мы стремились показать, зимние картины действительно связаны с мотивами богооставленно-сти и гибели, но есть и пейзажи иного рода - те, что говорят о несомненном присутствии в мире благих начал и о том, что на земле неискоренима красота. Речь идет, например, о стихотворении, которое начинается следующими строками: «Боже ты мой, сколько Солнечных осколков На тугом снегу, Для кого же нужно Скатертью жемчужной Застилать тайгу?» [7, т. 3, с. 20].

Стихотворение не случайно начинается с восклицания «Боже». В данном случае это не просто традиционное междометие, Шаламов здесь действительно выстраивает своего рода

10.01.01 - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 10.01.03 - ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СТРАН ЗАРУБЕЖЬЯ (С УКАЗАНИЕМ КОНКРЕТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 10.01.01 - RUSSIAN LITERATURE (PHILOLOGICAL SCIENCES), 10.01.03 - LITERATURE OF THE PEOPLES OF FOREIGN COUNTRIES (WITH INDICATION OF SPECIFIC LITERATURE) (PHILOLOGICAL SCIENCES)

художественный «диалог» с высшей благой силой. Почему же в творчестве поэта, настроенного атеистически, появляется вдруг обращение к божеству?

Ответ, с нашей точки зрения, заключается в том, что миросозерцание Шаламова не было ни простым, ни схематичным, оно было комплексным и многогранным. По мнению В. В. Есипова, авторитетного исследователя творчества В. Шаламова, «отнести Шаламова к представителям "богоборчества", а тем более - плоского и вульгарного атеизма, могут лишь те, кто никогда не читал его стихов и не задумывался над их образами и над их природой» [2, с. 13]. И. Сиротинская, которая много лет знала Шаламова и провела огромную работу по подготовке к публикации значительной части его наследия, говорила о том, что «ощущение мира у него было человека религиозного» [6]. Ю. Шрейдер, друг Шаламова, утверждал, что «мы вправе судить о христианской направленности его творчества» [8]. Сам Шаламов в переписке с Б. Пастернаком (письмо от 20 декабря 1953 г.), анализируя роман «Доктор Живаго», размышлял: «И как можно написать роман о прошлом без выяснения своего отношения к Христу? Ведь такому будет стыдно перед простой бабой, идущей ко всенощной, которую он не видит, не хочет видеть и заставляет себя думать, что христианства нет. А как же быть мне, видавшему богослужения на чистом снегу без риз и епитрахилей, на память, среди пятисотлетних лиственниц, с наугад рассчитанным востоком для алтаря, с черными белками, пугливо глядящими на таежное богослужение?» [7, т. 6, с. 36]. Мы склонны полагать, что миросозерцание Шаламова в основе своей далеко от клерикализма, не случайно сам Шаламов неоднократно и прямо утверждал, что утратил веру. Но, в то же время, идея Бога как морального абсолюта ни в коем случае не была вычеркнута из сознания поэта, для которого образ божественного начала был значим в качестве важнейшего нравственного символа.

Мотивам зимы в лирике Шаламова противостоят столь же символически наполненные образы других времен года, прежде всего весны и лета. Стихотворений, которые отражают названную образную сферу, у Шаламова далеко не так много, как «зимних» текстов. Это легко объяснимо условиями жизни поэта: на Колыме, где он провел столько лет, вечная мерзлота, относительно теплых дней там совсем мало. Тем большее внимание обращают на себя стихотворения, в которых появляется весенне-летняя образность.

Важнейшей характеристикой весенних и летних мотивов у Шаламова становится тепло. Образ тепла в шаламовской лирике всегда несет в себе двоякий спектр значений: тепло физическое и тепло как духовно-душевная характеристика. Так, в стихотворении «Утро» разворачивается картина летнего рассвета, где на первом плане - образы солнечного луча, птичьего пения, темы радости и любви. Собственно любовные размышления, как часто бывает у Шаламова, окрашены здесь природными мотивами.

Наполненные глубоким символическим значением образы лета возникают и в цикле Шаламова «На похоронах», который представляет собой своего рода «поэтический венок на могилу Пастернака» [3]. Так, в стихотворении «Последний кончен поединок.» нарисована одна из самых ярких и праздничных картин природы во всей лирике Шаламова: «И ослепительное лето Во все цвета и голоса Гремит, не веря в смерть поэта И твёрдо веря в чудеса» [3]1.

Образ лета встроен в семантический ряд «жизнь-творчество-добро» - те бытийные начала, которые, по глубокому убеждению Шаламова, оказываются сильнее смерти, тления и распада. Поэзия, побеждающая смерть, - одна из ключевых идей Шаламова (цикл «О песне», «Мне жить остаться - нет надежды...» и др.).

В цитированном стихотворении появляется и один из сущностных лейтмотивов шаламовской лирики: метафора «стихи-цветы», которая пронизывает все сборники поэта.

Образ поэтического слова претворен здесь метафорой цветущего яблоневого сада. Лепестки цветов, которые несутся «неисчислимой белой стаей», - символ поэзии, преодолевающей смерть (далеко не случайной представляется метафора «белой стаи», отсылающая к образности А. Ахматовой). Сравним со строками стихотворения «Мне жить остаться -нет надежды...»:

«Я кое-что прощаю аду За неожиданность наград, За этот, в хлопьях снегопада, Рожденный яблоневый сад» [7, т. 3, с. 173]. В обоих стихотворениях образ цветущего сада противопоставлен смерти, «аду», символизируя воскресение поэта в его творчестве. «В куски разорванный драконом, // Я не умру -опять срастусь. // Я поднимусь с негромким стоном // И встану яблоней в цвету» [7, т. 3, с. 172], - предрекает поэт в стихотворении «Мне жить остаться - нет надежды...». В посвященных же Пастернаку строках идея грядущего воскресения отражается и в метафоре «предпасхальной плащаницы», на которой возлежит усопший. Образы творчества, воскресения и цветущей природы здесь даны в неразрывном сплетении.

В немногочисленных «весенних» стихотворениях Шаламова встречаем традиционные смысловые грани: весна ассоциируется с обновлением, надеждой, радостью; вполне распространенными являются аналогии «весна-невеста», «весна-юная дева».

Но есть в лирике Шаламова и менее привычные весенние образы:

«Я вижу тебя, весна, В мое двойное окошко. Еще ты не очень красна И даже грязна немножко. Пока еще зелени нет. Земля точно фото двухцветна, И снег только ловит момент Исчезнуть от нас незаметно. И сонные тени телег, Поскрипывая осями, На тот же истоптанный снег Выводят как осенью сани. И чавкает дегтем чека, И крутят руками колеса, И капли дождя щека

Вдруг ощущает как слезы» [7, т. 3, с. 11-12]. Здесь весна «не очень красна // И даже грязна». В стихотворении намеренно подчеркнуты приземленные, бытовые образы: истоптанный снег, скрипящие оси телег, «чавкающая дегтем» чека. Здесь читатель не находит ярких весенних красок - земля «точно фото двухцветна». Но этот абсолютно бытовой, вовсе не книжно-изысканный образ весны и становится особенно дорог лирическому герою. Здесь можно усмотреть несомненную связь с художественным мышлением Пастернака, который был наделен исключительной способностью поэтизировать быт, видеть прекрасное в повседневном. Эта особенность творческого сознания Пастернака нашла безусловное отражение и в его поэзии, и в прозе: так, главному герою романа «Доктор Живаго» «дано счастье обыденной жизни, очарованности ее ощутимой реальностью» [1, с. 171].

Обращает на себя внимание стихотворение «Все молчит: зверье, и птицы...», где возникает необычный, неожиданный образ весны. Она «в пожелтевшем, прошлогоднем // Травяном тряпье», «Из ее опухших десен // Выступает кровь». Приход весны здесь связан вовсе не с радостью и надеждой, а с болью и страданием. Стихотворение завершается горестным вопросом: «Сколько было этих весен // Сколько будет вновь?» [7, т. 3, с. 171]. Лагерный опыт заставлял поэта порой интерпретировать в трагическом ключе даже те образные сферы, которые традиционно ассоциировались в читательском сознании с позитивными, жизнеутверждающими коннотациями.

Что же касается образов осени, то они не слишком часто

Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (87), 2020 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 87. 2020

встречаются в лирике Шаламова. Одно из возможных объяснений связано с тем, что на Колыме осень недолгая, быстро наступает суровое зимнее время. «День - и даже память лета // Стерта на земле» [7, т. 3, с. 19], - так описал Шаламов наблюдаемый им порой почти мгновенный переход от относительно теплых дней к заморозкам.

Из «осенних» поэтических текстов Шаламова одним из наиболее выразительных является стихотворение «Какая в августе весна?..». Здесь возникает глубоко символический пейзаж предосенних дней: «Давно хрупка, давно желта // Земная эта красота. // И ходит вечер золотой // В угрюмой комнате пустой. // И осень бродит на дворе // И шепчет мне о сентябре. // Гляжу на наши небеса. // Там невозможны чудеса». Но внутреннее ощущение поэта резко контрастирует унылому пейзажу: «И все же в сердце зажжена // Весна» [7, т. 3, с. 249]. Образ приближающейся осени воплощает здесь рациональную, аналитическую грань мировосприятия лирического героя - осознание, что жизнь клонится к закату, что былых лет

уже не вернуть и не прожить заново: «Не может время мне помочь // Обратно лето приволочь». Но возникающий в последней строке стихотворения (в духе ахматовских «пуант»-концовок) весенний образ словно «отменяет» рациональные доводы и парадоксальным образом утверждает ощущение радости и надежды2.

Итак, образы времен года в поэзии Шаламова оказываются прочно вовлечены в контекст глубоко философских, этических размышлений. Лирический сюжет крайне редко развивается у Шаламова в неких условных сферах - как правило, четко очерчены пространственные и временные границы, в том числе маркировано время года. Природа никогда не бывает в стихотворениях Шаламова «фоном», она всегда выступает действенной силой, активно включенной не только во внешнюю, событийную канву жизни лирического героя, но, прежде всего, в сферу его рефлексии, глубинных эмоциональных и ментальных импульсов.

Приложения

1 В собрании сочинений В. Шаламова в 7 тт. (М., 2013) стихотворение опубликовано в усеченном виде (без первых двух строф). Полный вариант приводится в кн: Пастернак Б. Pro et contra: антология. Т. 2. СПб.: ИБИФ, 2013, а также в статье В. Есипова: [3].

2 Более подробный анализ этого стихотворения проведен автором настоящей статьи в публикации: [4].

Библиографический список

1. Голубков М. М. Русская литература ХХ века. М.: Юрайт, 2016. 271 с.

2. ЕсиповВ. В. «Доказательства надо предъявлять самому» // Шаламов В. Из глубины. Мысли и афоризмы / подг. текста, сост. и предисловие

B. Есипов. М.-СПб.: Летний сад, Университетская книга, 2016. 124 с.

3. Есипов В. В. «Как молитвенники, в карманах носим книги твоих стихов». URL: https://shalamov.ru/research/264/ (дата обращения: 10.01.2020).

4. Кротова Д. В. Два стихотворения о «небывалой осени» (В. Шаламов и А. Ахматова) // Известия Южного федерального университета, Филологические науки. 2016. № 3. С. 36-43.

5. Ничипоров И. Б. Варлам Шаламов и его «Колымские рассказы»: осмысление опыта ХХ века // 1917-2017: уроки столетия. Материалы Четырнадцатых Московских областных Рождественских образовательных чтений: Ноябрь-декабрь 2016 г., Московская область. М.: МГОУ, 2016.

C. 153-160. URL: https://istina.msu.ru/publications/article/40210038/ (дата обращения: 10.01.2020).

6. Сиротинская И. П. Мой друг Варлам Шаламов. М., 2006. URL: https://shalamov.ru/memory/37/1.html (дата обращения: 10.01.2020).

7. Шаламов В. Т. Собр. соч. Т. 1-7. М.: Книжный Клуб Книговек, 2013.

8. ШрейдерЮ. Граница совести моей // Новый Мир. 1994. №12. URL: https://shalamov.ru/critique/205/ (дата обращения: 10.01.2020).

References

1. GolubkovM. M. Russian literature of the ХХШ century. M.: Jurajt, 2016. 271 p.

2. Esipov V. V. «Evidence must be presented oneself» // Shalamov V. From depth. Thoughts and aphorisms / preparation of the text, composition and preface by V. Esipov. M.-S.Petersburg: Letnij sad, Universitetskaja kniga, 2016. 124 p.

3. Esipov V. V. «Like prayer-books, in our pockets carry books of your poems». URL: https://shalamov.ru/research/264/.

4. Krotova D. V. Two poems about "fabulous autumn" (V. Shalamov and A. Akhmatova) // Proceedings of Southern federal university. Philology. 2016. № 3. Pp. 36-43.

5. NichiporovI. B. Varlam Shalamov and his «Kolyma Tales»: Comprehension of the experience of the 20th Century // 1917-2017: lessons of century. Materials of the Fourteenth Moscow regional Christmas educational readings: November-December 2016, Moscow region. M.: MGOU, 2016. Pp. 153-160. URL: https://istina.msu.ru/publications/article/40210038/.

6. Sirotinskaja I. P. My friend Varlam Shalamov. M., 2006. URL: https://shalamov.ru/memory/37/1.html.

7. Shalamov V T. Collected works. T. 1-7. M.: Knigovek Book Club, 2013.

1. Shrejder Ju. Limit of my conscience // New World. 1994. №12. URL: https://shalamov.ru/critique/205/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.