Научная статья на тему 'Символика международных спортивных соревнований: правовое регулирование и защита исключительного права (на примере XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани)'

Символика международных спортивных соревнований: правовое регулирование и защита исключительного права (на примере XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
149
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПРАВО / СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ / ЗАЩИТА БРЕНДА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ушакова Ж. В.

В статье анализируется опыт правовой работы Автономной некоммерческой организации «Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г.Казани» по защите символики Универсиады, прошедшей с 6 по 17 июля 2013г. в г. Казани. Значимость вопроса защиты бренда крупных международных соревнований постоянно повышается в связи с достаточно широким распространением нарушений исключительных прав организаторов соревнований на бренд и символику в целях извлечения прибыли коммерческими организациями. В статье автор подробно рассматривает методы и способы их защиты, которые были использованы организатором Универсиады, и нашли подтверждение своей эффективность в ходе прошедших всемирных студенческих Игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ушакова Ж. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Символика международных спортивных соревнований: правовое регулирование и защита исключительного права (на примере XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани)»

удк 349:796.02

СИМВОЛИКА МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПРАВА (НА ПРИМЕРЕ XXVII ВСЕМИРНОЙ ЛЕТНЕЙ УНИВЕРСИАДЫ 2013 ГОДА В Г.КАЗАНИ)

Ж.В. Ушакова

Автономная некоммерческая организация Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, Казань, Россия Для связи с автором: [email protected]

Аннотация:

В статье анализируется опыт правовой работы Автономной некоммерческой организации «Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани» по защите символики Универсиады, прошедшей с 6 по 17 июля 2013г. в г. Казани.

Значимость вопроса защиты бренда крупных международных соревнований постоянно повышается в связи с достаточно широким распространением нарушений исключительных прав организаторов соревнований на бренд и символику в целях извлечения прибыли коммерческими организациями. В статье автор подробно рассматривает методы и способы их защиты, которые были использованы организатором Универсиады и нашли подтверждение своей эффективности в ходе прошедших всемирных студенческих Игр.

Ключевые слова: исключительное право, спортивные мероприятия, товарные знаки, защита бренда.

BRAND OF INTERNATIONAL SPORT EVENTS: LEGAL REGULATION AND EXCLUSIVE RIGHTS PROTECTION (THE CASE OF THE 27TH WORLD SUMMER UNIVERSIADE KAZAN 2013) Z.V. Ushakova

Autonomous nonprofit organization "Executive Directorate of the XXVII World Summer Universiade

2013 in Kazan", Kazan, Russia

Abstract:

The article considers the legal practice of the autonomous nonprofit organization "Executive Directorate of the XXVII World Summer Universiade 2013 in Kazan" on protection of symbolic of the Univerdiade that took place July 6 to July 17, 2013 in Kazan.

The importance of this matter increases constantly because of rather wide prevalence of exclusive rights violations of competitions organizers on a brand and symbolic for the purpose of profit extraction by commercial companies. The author of the article reviews in detail methods of exclusive rights protection that have been successfully used in the period of Universiade 2013 holding. Key words: exclusive rights, sport events, trademarks, brand protection.

Создание узнаваемого и успешного бренда крупного спортивного мероприятия - исключительно важная комплексная задача, содержащая в себе дизайнерскую, маркетинговую и правовую составляющие. Мало создать узнаваемый, интересный и привлекательный для спонсоров бренд, необходимо обеспечить надлежащий уровень его правовой защиты. Значимость данного вопроса постоянно повышается в связи с достаточно широким распространением нарушений исключительных

прав организаторов соревнований на бренд и символику в целях извлечения прибыли коммерческими организациями. В настоящее время мы можем говорить о том, что довольно высокий уровень правовой защиты обеспечен лишь в отношении олимпийской символики. Это обеспечивается целым рядом нормативных актов: Олимпийской хартией, содержащей раздел 8, посвященный олимпийскому символу; Найробским Договором об охране олимпийского символа (Найро-

би, 26 сентября 1981 г.), а также нормативными актами Российской Федерации, в частности Федеральным законом от 01.12.2007 N 310-ФЗ (ред. от 29.12.2012) "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. №329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", в п.6 статьи 11 которого указывается, что Олимпийский комитет России осуществляет меры по защите принадлежащих Международному олимпийскому комитету прав на использование олимпийских символов. Вместе с тем считаем, что необходимый уровень защиты символики иных спортивных мероприятий, в том числе крупных и международных, не нашел достаточного отражения в действующем законодательстве. Оргкомитеты соревнований действуют в рамках общего правового регулирования вопросов интеллектуальной собственности, а также локальных нормативных актов и заключаемых договоров. Учитывая специфику и масштаб проведения международного спортивного соревнования, обширное и повсеместное использование символики и логотипов, активное участие в этом партнеров и лицензиатов, выпускающих официальную продукцию, видится необходимым повышение уровня правовой защиты символики всех международных спортивных мероприятий.

В период с 6 по 17 июля 2013 г. в г. Казани состоялась XXVII Всемирная летняя Универсиада (далее — Универсиада) — первые мульти-спортивные международные соревнования в истории современной России. Значительное внимание со стороны государства и крупного бизнеса к данному событию, а также важность привлечения к организации и проведению Универсиады партнеров (спонсоров) породили необходимость самого внимательного и серьезного подхода к созданию и «раскрутке» символики Игр.

Исполнительной дирекцией «Казань-2013» (далее — Дирекция) была проведена комплекс-

ная работа в этом направлении: разработана и внедрена Политика защиты бренда (официальной символики Игр), принят целый ряд локальных нормативных актов, регулирующих те или иные вопросы использования символики Универсиады, разработаны и успешно реализованы меры по защите маркетинговых прав Партнеров Универсиады, в том числе права на использование символики в коммерческих целях и права иметь и использовать эксклюзивный статус Партнера Универсиады. Сейчас мы с уверенностью можем утверждать, что это первая Универсиада в истории со столь внимательным подходом к данному вопросу, активной работой над брендом и широкомасштабным привлечением крупных маркетинговых Партнеров.

Коммерциализацию прав на результаты интеллектуальной деятельности, которыми, в частности, является и исключительное право на символику какого-либо события или мероприятия, нередко называют главной задачей любой системы управления интеллектуальной собственностью. Основной формой коммерциализации прав на результаты интеллектуальной собственности является предоставление права их использования в рамках лицензионных договоров. Главным направлением коммерциализации прав на результаты интеллектуальной собственности при организации спортивных мероприятий является предоставление прав использования официальной символики.

Принимая во внимание растущую популярность здорового образа жизни, повышение спроса на услуги спортивных школ и клубов, растущие продажи атрибутики и специализированных продуктов питания, предприниматели и иные пользователи во всем мире готовы использовать символы грядущих спортивных мероприятий при производстве и реализации товаров, при выполнении работ и оказании услуг. При этом одной из самых значительных является часть доходов от продажи атрибутики, напрямую связанной с символикой соревнований, т.е. товарными знаками, принадлежащими оргкомитетам.

Право использования символики XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г. в городе

Казани, зарегистрированной в качестве товарных знаков, предоставлялось партнерам и лицензиатам путем заключения лицензионных договоров на условиях предоставления простой (неисключительной) лицензии. Здесь необходимо отметить эффективность регистрации всех значимых элементов символики в качестве товарных знаков. Созданные для XXVII Всемирной летней универсиады неповторимые обозначения, включая котенка крылатого снежного барса Юни, обладают высокой различительной способностью, что позволило их зарегистрировать в качестве товарных знаков в максимально возможном количестве классов Международной классификации товаров и услуг.

В общей сложности Исполнительная дирекция Казань-2013 является правообладателем десяти основных товарных знаков, которые использовались при создании так называемого Образа Игр, а также передавались на условиях неисключительной лицензии партнерам и лицензиатам Универсиады:

Порядок выбора лицензиатов и использования ими символики Универсиады регулировался рядом локальных нормативных актов Дирекции, принятых в рамках реализации Политики защиты бренда: Положением о порядке выбора лицензиата АНО «Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани», Положением о порядке предоставления права использования и защите товарных знаков АНО «Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани», Положением о правах и привилегиях партнеров XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани. Использование товарных знаков осуществляется Дирекцией, а также всеми партнерами и лицензиатами в соответствии с разработанным Брендбуком (от англ. brand book) — руководством, определяющим правила воспроизведения и размещения товарных знаков. В Брендбуке АНО «Исполнительная дирекция «Казань 2013» определены точные пропорции, цвета, шрифты, использованные в товарных знаках, что позволяет лицам, осуществляющим использование товарных знаков, полагаться на эталон. В Брендбуке также отражены

особенности, которые необходимо учитывать при размещении товарных знаков в средствах массовой информации, на территории спортивных сооружений и иных объектов, при нанесении на товарах, в зависимости от их формы, цвета и материалов, из которых они изготовлены, а также в иных случаях. Условие об использовании товарных знаков в точном соответствии с Брендбуком вносится во все договоры, заключаемые от имени Исполнительной дирекции Казань 2013, в которых фигурируют товарные знаки. Таким образом, несоответствие размещенного товарного знака по одному из параметров установленным требованиям является основанием для проверки продукции на ее подлинность. Согласно Положению о порядке выбора лицензиата, выбор лицензиатов и предоставление им права использования товарных знаков АНО «Исполнительная дирекция «Казань 2013» осуществлялся по категориям — потенциальным сферам использования товарных знаков. В вышеуказанном Положении под «категорией» понимается группа товаров/ работ/и услуг, объединенных одним или несколькими общими признаками, в отношении которой имеется разрешение Международной федерации студенческого спорта (РКЦ) и в рамках которой Лицензиату предоставляется лицензия на производство и распространение на территории Российской Федерации продукции с товарными знаками Лицензиара. За период подготовки и проведения Универсиады АНО «Исполнительная дирекция «Казань 2013» было заключено и зарегистрировано в Федеральной службе интеллектуальной собственности более 70 лицензионных договоров. Как правило, лишь одно юридическое лицо получало право использовать товарный знак в одной категории. Данное обстоятельство существенно упростило организатору контроль за надлежащим использованием товарных знаков, так как наличие на рынке лишь одного лицензиата в одной категории подразумевает, что все оставшиеся организации, осуществляющие производство и реализацию товаров, выполнение работ или оказание услуг с использованием товарных знаков Дирекции, действуют нелегально.

Таблица 1 - Товарные знаки АНО «Исполнительная дирекция «Казань 2013»

Комбинированный Товарный знак, Название товарного знака согласно официальному бренд-буку Универсиады - Логотип. Свидетельство №427654, приоритет от 05.03.2010, зарегистрированный 14.01.2011 в отношении товаров с 1 по 32 класс МКТУ и 34 класса МКТУ включительно и услуг с 35 по 45 класс МКТУ включительно. UNIVERSIADE KAZAN 2013 RUSSIA i. 4АА

Изобразительный Товарный знак, Название товарного знака согласно официальному бренд- 0

буку Универсиады: Фирменный знак Свидетельство №427653; приоритет от 05.03.2010, зарегистрированный 14.01.2011 в отношении товаров с 1 по 32 класс МКТУ и 34 класса МКТУ включительно и услуг с 35 по 45 класс МКТУ включительно. \

Изобразительный Товарный знак, Название товарного знака согласно официальному брендбуку Универсиады: Талисман Свидетельство №449834, приоритет от 05.03.2010, зарегистрированный 23.12.2011 в отношении товаров с 1 по 32 класс МКТУ и 34 класса МКТУ включительно и услуг с 35 по 45 класс МКТУ включительно. 0

Изобразительный Товарный знак, Название товарного знака согласно официальному брендбуку Универсиады: Стилеобразующий элемент. Свидетельство №427652; приоритет от 05.03.2010, зарегистрированный 14.01.2011 в отношении товаров с 1 по 32 класс МКТУ и 34 класса МКТУ включительно и услуг с 35 по 45 класс МКТУ включительно. 1

Комбинированный Товарный знак, Символика волонтерского движения Универсиады. Свидетельство №484485; приоритет от 01.06.2012, зарегистрированный 8.04.2013 в отношении товаров с 1 по 32 класс МКТУ и 34 класса МКТУ включительно и услуг с 35 по 45 класс МКТУ включительно. Kazan volunteers

Комбинированный Товарный знак, Свидетельство №484378; приоритет от 01.06.2012, зарегистрированный 4.04.2013 в отношении товаров 16, 25,29, 32 классов МКТУ и услуг с 41 класса МКТУ. UNIVERSIADE kazan^UId £

Комбинированный Товарный знак, Свидетельство №484352; приоритет от 01.06.2012, зарегистрированный 4.04.2013 в отношении товаров 16, 25,29, 32 классов МКТУ и услуг с 41 класса МКТУ. ei

Словесный Товарный знак, Свидетельство №442932; приоритет от 05.03.2010, зарегистрированный 16.08.2011 в отношении товаров с 1 по 15 класс МКТУ, с 17 по 24 класс МКТУ, с 26 по 32 класс МКТУ и 34 класса МКТУ включительно и услуг с 35 по 40 класс МКТУ, с 42 по 45 класс МКТУ включительно. Свидетельство №343842; приоритет от 18.09.2006, зарегистрированный 13.02.2008 в отношении товаров 16, 25 классов МКТУ включительно и услуг 41 класса МКТУ включительно. «U ARE THE WORLD»

Словесный Товарный знак, Свидетельство №454957, приоритет от 13.09.2010, зарегистрированный 27.02.2012 , в отношении товаров 6, 8, 9, 12, 14, 16 классов МКТУ включительно, с 18 по 21 класс МКТУ, 25 класса МКТУ включительно, с 28 по 32 класс МКТУ и услуг 35, 37, 39 классов МКТУ включительно, с 41 по 45 класс МКТУ. «СПОРТИВНАЯ СТОЛИЦА»

Словесный Товарный знак, Свидетельство №470352, приоритет от 18.10.2010, зарегистрированный 07.09.2012 в отношении товаров 6, 8, 9, 12, 14, 16, 18, 19, 20, 21, 25, 29, 30, 31 классов МКТУ и услуг 35, 37, 39 классов МКТУ «SPORTS CAPITAL»

Проведение мониторинга фактов незаконного использования товарных знаков является одной из ключевых составляющих защиты товарных знаков, так как все состоявшиеся действия по регистрации товарных знаков и предоставлению права их использования не имеют смысла без возможности выявить и пресечь нарушения исключительных прав. Выявление фактов незаконного использования товарных знаков осуществлялось как силами сотрудников Дирекции и её контрагентов, так и правоохранительными и иными государственными органами. Тесная работа с органами Министерства внутренних дел, Прокуратуры России, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной таможенной службы, предоставление оперативной информации о статусе товарных знаков и количестве лицензиатов способствовало повышению уровня защиты товарных знаков Универсиады. Дирекцией был заключен ряд соглашений о взаимодействии со всеми ключевыми надзорными органами, выявляющими и пресекающими нарушения в данной сфере. Так, соглашение с Федеральной таможенной службой России помогло оперативно взаимодействовать при выявлении во время осуществления таможенной очистки товара с нанесенной на него символикой Универсиады, на самой ранней стадии выявляя контрафакт, еще до того как будет начата его реализация в торговых точках. Кроме того, в период подготовки и проведения Универсиады к осуществлению мониторинга фактов незаконного использования товарных знаков Дирекции были привлечены также специализированные организации в области интеллектуальной собственности и 20 волонтеров, являющихся в основном студентами юридических факультетов вузов города Казани. В ходе мониторинга проводились регулярные проверки всех торговых центров Казани, рынков и стихийных торговых площадок, традиционных мест отдыха и развлечений, выборочные проверки типографий, гостиниц и иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Также проводился регулярный анализ сети Интернет на предмет незаконного использования товарных знаков.

По результатам организованного Дирекци-

ей мониторинга за 2013 год было выявлено 44 факта нарушений исключительных прав Дирекции на товарные знаки, большинство из которых (40) были прекращены после направления Дирекцией соответствующих претензий. В отношении злостных нарушителей принимались меры посредством обращения в правоохранительные и судебные органы, в том числе состоялись судебные разбирательства в Арбитражном суде РТ (дела № А65-20590/2012 и № А650817/2013), завершившиеся привлечением нарушителя к административной ответственности с конфискацией предметов административного правонарушения, а также взысканием компенсации за незаконное использование товарных знаков Дирекции. Обращения в органы МВД и прокуратуру также дали положительные результаты, в частности, была прекращена работа сайта www.universiada.ru, на котором незаконно использовались товарные знаки Дирекции, а владельцы сайта ассоциировали себя с Дирекцией и Универсиадой. В настоящее время в производстве правоохранительных органов находятся материалы по трем фактам незаконного использования товарных знаков, правообладателем которых является Дирекция: использование товарных знаков на футболках, кружках, использование на магнитах, а также использование четырех товарных знаков на кружках.

Еще одним направлением работы Дирекции в направлении защиты бренда Универсиады являлось противодействие так называемому «паразитическому» маркетингу, то есть попыткам создания третьими лицами несанкционированной ассоциации с Дирекцией или Универсиадой. В период Игр были выявлены и успешно устранены все случаи распространения рекламных материалов сторонних организаций вблизи объектов Универсиады, в том числе имевшие место случаи раздачи рекламных буклетов, флажков, бейсболок. Согласно Политике защиты бренда Дирекции, а также локальным нормативным актам, регулирующим партнерскую и лицензионную программы Универсиады, получение статуса официального партнера в соответствующей категории, размещение своих товарных знаков в материалах рекламных и маркетинговых кампаний, право ассоцииро-

вать свою компанию, свой бренд и производимый товар с данным спортивным событием, принадлежат исключительно лицензиатам и/ или партнерам Дирекции. В число партнеров Универсиады вошли такие компании, как ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия», ООО «Макдоналдс», ОАО «МегаФон», ООО «Хендэ Мотор СНГ», ОАО «СОГАЗ», ЗАО «Лаборатория Касперского», ОАО «АК БАРС» БАНК, НОУ ОЦ «ИФ Инглиш Фест СНГ», ООО «Юнилевер Русь», ООО «Фитнес-Альянс», ООО ТД «Форвард», ОАО «Аэрофлот», ООО "РОСТЭК-ТрансЛогистика", Частная компания с ограниченной ответственностью «Прайс-вотерхаусКуперс Раша» и другие. Партнерские взносы позволили не только уменьшить расходы страны-организатора на проведение столь масштабного международного спортивного мероприятия, но и провести соревнования на ином, более высоком организационном уровне, повысить их зрелищность и, тем самым, привлекательность спорта и здорового образа жизни для широких масс населения. АНО «Исполнительная дирекция «Казань 2013», в свою очередь, организовала полноценную и комплексную работу по защите маркетинговых прав партнеров Универсиады. Здесь необходимо отметить, что вопрос предоставления эксклюзивных прав партнерам и спонсорам спортивных соревнований является острым как в маркетинговом, так и в правовом

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Найробский Договор об охране олимпийского символа (Найроби, 26 сентября 1981г.);

2. Федеральный закон от 01.12.2007 N 310-ФЗ (ред. от 29.12.2012) "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр

BIBLIOGRAPHY

1. Nairobi Treaty on the Protection of the Olympic Symbol (Nairobi, 26 September 1981.)

2. Federal Law of 01.12.2007 N 310-FZ (as amended on 29.12.2012) "On the organization and of the XXII Olympic Winter Games and XI Paralympic Winter

поле и, на наш взгляд, требует более четкого законодательного урегулирования. Как уже упоминалось выше, партнеры, спонсируя то или иное спортивное мероприятие, кроме собственно рекламной и маркетинговой выгоды для своего бизнеса, вносят существенный вклад в социально значимые проекты государства. Все это свидетельствует о необходимости и безусловной целесообразности повышения уровня правовой защиты как символики соревнований, проводимых на территории Российской Федерации, так и маркетинговых прав Партнеров. Причем это необходимо как на уровне государственно-правового регулирования данных направлений деятельности, так и на локальном уровне организационных комитетов соревнований.

Что же касается подведения итогов XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани в направлении защиты бренда состоявшихся студенческих Игр, мы можем говорить о том, что организованная Дирекцией Политика защиты бренда Универсиады, урегулированная соответствующими локальными актами, а также активная деятельность по охране объектов интеллектуальной собственности и защите прав партнеров Универсиады, обеспечили функционирование Дирекции в данной сфере в полном соответствии с действующим законодательством, а также надлежащую защиту ее законных прав и интересов.

2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" 3. Федеральный закон от 4 декабря 2007г. №329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации.

Games of 2014 in Sochi, the Development of Sochi as a mountain resort and amending certain legislative acts of the Russian Federation " 3. Federal Law of 4 December 2007. № 329-FZ "On Physical Culture and Sports in the Russian Federation.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Ушакова Жанна Владимировна - директор по правовым вопросам - руководитель юридического департамента АНО «Исполнительная дирекция «Казань 2013». Заслуженный юрист Республики Татарстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.