Научная статья на тему 'Роль образовательных учреждений при подготовке к Универсиаде 2013 г. В Казани'

Роль образовательных учреждений при подготовке к Универсиаде 2013 г. В Казани Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИРЕКЦИЯ УНИВЕРСИАДЫ / РАБОТА С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ И НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ / ПОДГОТОВКА К УНИВЕРСИАДЕ 2013 / ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К УНИВЕРСИАДЕ / ОТНОШЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К УНИВЕРСИАДЕ / EXECUTIVE BOARD OF UNIVERSIADE / COOPERATION WITH THE EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS AND NON-COMMERCIAL ORGANIZATIONS / PREPARATIONS TO UNIVERSIADE 2013 / ATTITUDE OF STUDENTS TO UNIVERSIADE / ATTITUDE OF TEACHERS TO UNIVERSIADE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ванюхина Надежда Владимировна, Галиуллина Фарида Шамилевна

Данная статья посвящена описанию деятельности департамента работы с образовательными учреждениями и некоммерческими организациями автономной некоммерческой организации « Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г. в г. Казани». Перечислены задачи, партнеры, проекты департамента. Обозначена роль образовательных учреждений в подготовке к Универсиаде 2013 в г. Казани. Описаны результаты социологического опроса, направленного на выявление уровня знаний об Универсиаде 2013 г., готовности принять активное участие в подготовке и проведении Универсиады, а также отношения студентов и преподавателей ссузов и вузов к данному событию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ванюхина Надежда Владимировна, Галиуллина Фарида Шамилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN PREPARATION TO THE UNIVERSIADE 2013 IN KAZAN

The given article describes the activities of department working with the educational institutions and non-commercial organizations of the autonomous non-commercial organization “Executive board of the XXVII World Summer Universiade 2013 in Kazan”. The article lists the tasks, the partners, department’s projects and specifies the role of educational institutions in preparation to the Universiade 2013 in Kazan. The article also presents the findings of the social poll, conducted to discover the awareness about Universiade 2013, readiness in active participation in preparation and realization of this event, as well as attitudes of students and teachers of universities and colleges to the Universiade.

Текст научной работы на тему «Роль образовательных учреждений при подготовке к Универсиаде 2013 г. В Казани»

НАВСТРЕЧУ ЛЕТНЕЙ УНИВЕРСИАДЕ В КАЗАНИ

УДК 37:796

Ванюхина Н.В., Галиуллина Ф.Ш.

РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УНИВЕРСИАДЕ 2013 Г. В КАЗАНИ

Данная статья посвящена описанию деятельности департамента работы с образовательными учреждениями и некоммерческими организациями автономной некоммерческой организации «Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г. в г. Казани». Перечислены задачи, партнеры, проекты департамента. Обозначена роль образовательных учреждений в подготовке к Универсиаде 2013 в г. Казани. Описаны результаты социологического опроса, направленного на выявление уровня знаний об Универсиаде 2013 г., готовности принять активное участие в подготовке и проведении Универсиады, а также отношения студентов и преподавателей ссузов и вузов к данному событию.

Ключевые слова: дирекция Универсиады, работа с образовательными учреждениями и некоммерческими организациями, подготовка к Универсиаде 2013, отношение студентов к Универсиаде, отношение преподавателей к Универсиаде.

С 2008 года в Казани идет подготовка к XXVII Всемирной летней универсиаде 2013 г. Для координации работы по подготовке и проведению данного мероприятия создана автономная некоммерческая организация «Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г. в г. Казани», одним из подразделений которой является департамент по работе с учебными заведениями и некоммерческими организациями (департамент образования). В функции данного подразделения входит работа с учебными заведениями всех уровней образования как Татарстана, так и России. Миссией департамента образования является создание системы образовательных коммуникаций для позиционирования Казани как одного из ведущих научных, образовательных, культурных, спортивных и туристических центров Российской Федерации, вовлечение стратегического ресурса науки и студенческой молодежи в социально-полезную волонтерскую деятельность. В качестве задач департамента образования выступают:

• вовлечение в подготовку к Универсиаде образовательного сообщества, общественных организаций, государственных и муниципальных органов;

• популяризация и продвижение бренда Универсиады среди населения Российской Федерации и Республики Татарстан;

• создание и реализация образовательных программ, повышающих общее положительное отношение к Универсиаде студенчества Российской Федерации, Республики Татарстан и Казани;

• активное вовлечение учащихся и студентов Российской Федерации в волонтерское движение.

Почему сотрудничество АНО «Исполнительная дирекция «Казань 2013» с общеобразовательными, средними специальными и высшими учебными заведениями России является важным направлением в подготовке Игр? Миссия казанской Универсиады состоит в том, чтобы:

1. «собрать молодых спортсменов со всего мира в городе с уникальным многонациональным наследием;

2. продолжить российские спортивные традиции, послужить трамплином для новых поколений спортсменов;

3. сделать жизнь казанцев разнообразнее, интереснее, комфортнее;

4. обеспечить нам и нашим детям возможность заниматься любимыми видами спорта, вести здоровый образ жизни;

5. внести весомый вклад в формирование положительного имиджа России в мире» [1].

Таким образом, если первая и частично третья задачи решаются непосредственно самим фактом проведения Универсиады, а вторая задача решается в процессе подготовки к Играм, то работа над третьей, четвертой и пятой задачами должна происходить как до, так и во время и после мероприятия. Для того, чтобы жизнь воспринималась как интересная и разнообразная, чтобы люди имели не только возможность, но и желание заниматься спортом и вести здоровый образ жизни, необходима тщательная работа с населением. Важно также отметить, что положительный имидж города, республики, страны формируется не только отношением к УГР-гостям и непосредственным участникам события, но и складывается из общего впечатления о городе и его населении. В свою очередь, реакция населения на гостей города, готовность выполнять распоряжения администрации города в период Игр зависит от его отношения к мероприятию.

Наиболее эффективной работа с населением будет, если она будет вестись через систему образования, по следующим причинам:

1. значительное число людей вовлечено в сферу образования в качестве учащихся, студентов, педагогов и родителей, то есть возможен мас-

совый охват аудитории;

2. с помощью сферы образования возможно организовать работу через референтных (социально значимых) людей - классных руководителей, кураторов, учителей;

3. в сфере образования возможна обратная связь от реципиентов информации.

Значительного эффекта можно достичь лишь путем совместной работы со всеми заинтересованными сторонами. Поэтому между АНО «Исполнительная дирекция "Казань 2013"» и департаментом образования налажено тесное сотрудничество с:

• Министерством образования и науки Республики Татарстан;

Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Республики

Татарстан;

Министерством внутренних дел Республики Татарстан;

мэрией города Казани;

• Управлением образования Исполнительного комитета г.Казани;

Комитетом по делам детей и молодежи Исполкома г. Казани;

• Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан;

• Советом ректоров вузов Республики Татарстан;

• Советом директоров ссузов Республики Татарстан;

• координационным советом по воспитательной работе при Совете ректоров ВУЗ Республики Татарстан;

молодежными и студенческими организациями Республики Татарстан;

• вузами России и Республики Татарстан;

• ссузами Республики Татарстан;

• школами Республики Татарстан;

• средствами массовой информации.

С декабря 2010 года по всей России реализуется программа «Вуз Универсиады». 45 высших учебных заведений страны уже получили данный официальный статус (из них 32 вуза Российской Федерации и 13 вузов Республики Татарстан). Более того, 25 средних специальных учебных заведений г. Казани вносят весомый вклад в продвижение XVII Всемирной летней универсиады 2013. Среди партнеров - некоммерческих организаций, такие как: РМОО «Лига студентов РТ», ОО «Академия творческой молодежи РТ», МОО «Созвездие - Йолдызлык», МФСО «Буревестник», ОО «Мисс Татарстан», ГУ «Молодежный центр РТ», «Молодая гвардия Единой России», ОО

«Молодежь промышленных предприятий РТ», Молодежное информационное агентство ЫемМв&а, ГУ «Республиканский центр студенческих трудовых отрядов», Ассоциация общественных объединений «Национальный Совет молодежных и детских объединений России».

Насколько студенты ссузов и вузов Казани готовы принять активное участие в Универсиаде, было выяснено с помощью социологического опроса, в котором приняло участие 1000 респондентов. Всего 1% опрошенных не знает о том, что в Казани будет проходить Универсиада. Вместе с тем, точную дату (июль 2013 года) или относительно точную (лето 2013 г.) назвали всего 18% студентов, а не дали ответа или высказали явно неверные версии (2012 г. или другие даты; июнь, август 2013 г.) 30% респондентов. Наибольшее число респондентов (42%) назвали достаточно обобщенно 2013 год в качестве даты проведения события. Это говорит о том, что большинство опрошенных студентов не испытывают к Универсиаде чувства личной причастности, не интересуются новостями о данном событии, а их знания можно считать поверхностными, обязанными непроизвольному запоминанию в результате массированной информационной кампании.

Это предположение подтверждает и факт, что из 27 видов спорта, по которым будут проходить соревнования во время Универсиады, всего три вида (футбол, плавание, волейбол) оказались известны более чем 50% респондентов. 39-49% назвали теннис, баскетбол и легкую атлетику в качестве ожидаемых состязаний, что также является неплохим результатом. Остальные виды спорта назывались менее чем 20% студентов, что говорит о недостаточно содержательной работе с населением, в том числе - с учащейся молодежью, которая является группой потенциальных волонтеров. Особо следует подчеркнуть, что 10% респондентов предположили, что соревнования будут включать зимние виды спорта (хоккей, фигурное катание, биатлон), что еще раз подчеркивает, что студенты не задумываются о существе Универсиады, так как просто из ее полного названия (Всемирная летняя универсиада) можно догадаться об отсутствии в списке зимних видов спорта. Действительно, на прямой вопрос о чувстве причастности к событию только 29% ответили положительно.

Вполне ожидаемо, что наибольшее количество сведений об Универсиаде студенты получают из интернета (75%), телевидения (74%) и рекламных щитов (50%). От друзей и знакомых информация поступала в 45% случаев, а по месту учебы - всего в 2%. Последняя цифра не говорит о

том, что учебные заведения не ведут работу по подготовке к Универсиаде. Проблема состоит в том, что даже если администрация учебного заведения организует мероприятия, посвященные Играм, зачастую далее студенты остаются предоставленными самим себе. Необходимо подчеркнуть, что даже студенты вузов нуждаются в постоянной поддержке и сопровождении, поэтому наиболее эффективным методом подготовки волонтеров внутри вуза можно считать тематические кружки. Достоинствами подобных групп является следующее:

1. Преподаватель может связать информацию об Универсиаде со своим профильным предметом, что повысит значимость и практико-ориентированность сведений.

2. Кроме теоретической информации, преподаватель может формировать конкретные практические навыки, требующиеся волонтеру. Учитывая, что наиболее ценными являются волонтеры определенных направ-ленностей (в сфере общественного питания, гостеприимства, спорта и пр.), роль педагога в их подготовке значительно возрастает.

3. Именно преподаватель конкретных предметов может непосредственно поощрять работу активных студентов в виде дополнительных баллов или зачета по практике.

4. Самым действенным методом воздействия является личный пример, поэтому, призывая студентов стать волонтерами, педагоги не могут сами устраниться от этого процесса.

Также важным направлением мотивации студентов к волонтерской деятельности является учебная мотивация в форме зачета волонтерской работы в качестве одного из видов практики, предусмотренной государственным образовательным стандартом. Существует более 40 направлений волонтерской работы во время Универсиады 2013. Такие направления, как, например, размещение и управление Деревней Универсиады напрямую соотносятся с учебными дисциплинами и практикой специальности «Гостиничный сервис», услуги по организации питания - с учебными дисциплинами и практикой специальностей факультетов общественного питания. Существуют направления деятельности коммуникации, маркетинг, взаимодействие со СМИ, помощь в организации спортивные соревнований, правовое обеспечение и пр. Работа на Универсиаде является для студентов прекрасной возможностью не только завести новых друзей и посмотреть на красочное мероприятие, но и улучшить свои профессиональные навыки, ощутить себя в качестве работника. Разумеется, включение учебной мотивации в программу

волонтеров, наряду с эмоциональной составляющей, целиком и полностью зависит от готовности образовательных учреждений идти навстречу Дирекции Универсиады и студентам-волонтерам.

Сами преподаватели и администрация учебных заведений также в разной степени готовы к принятию Универсиады. Опрос педагогов ссузов и вузов показал, что несколько больше преподавателей, чем студентов, не знают о проведении Универсиады - 13%. Однако точную дату (вплоть до чисел июля 2013 года) назвали значительно больше педагогов - 53% и совсем никто не дал явно неверного ответа. Подобно выборке студентов, из видов спорта, по которым будут проходить соревнования во время Универсиады, преподавателями чаще всего назывались всего два - футбол и легкая атлетика (известны более чем 50 процентам респондентов). Вместе с тем, в отличие от студентов педагоги и здесь не продемонстрировали явно неверных ответов.

Не менее 87% преподавателей получают информацию об Универсиаде из СМИ и только 40% - от администрации ссузов и вузов. Интересно, что 27% педагогов получают информацию от студентов, в то время, как только 2% студентов - от педагогов (учебного заведения). Это говорит о том, что обладая большими и более точными знаниями об Универсиаде, преподаватели имеют меньшее желание вести работу по информированию окружающих, чем обладающие меньшими и менее точными знаниями студенты. Неудивительно, что 40% преподавателей не чувствуют личную причастность к Играм, хотя общее отношение к Универсиаде у них положительное - 9,47 баллов из 10.

О том, что потребность принять активное участие в Универсиаде у студентов имеется, свидетельствует положительное отношения 80% респондентов к идее проведения Универсиады в Казани, и желание 62% опрошенных принять участие в подготовке и проведении данного мероприятия. При этом 83% опрошенных студентов до сих пор не задействованы, возможно, из-за того, что не имеют опыта работы волонтером (85%), никогда не сотрудничали с волонтерами (79%), не знают, как стать волонтером (66%).

Наибольшее число респондентов видят себя в качестве болельщика (зрителя) (49%). При этом, наибольшей популярностью пользуется футбол, плавание, баскетбол, волейбол, бокс и легкая атлетика. Следует подчеркнуть, что остальные виды спорта набрали менее 10% голосов, а в большинстве случаев - 1-3%, что говорит о необходимости повышения привлекательности этих видов спорта в глазах зрителей.

Более 34% студентов заявляют о желании активно участвовать в Играх в качестве волонтеров, а 15% уже имеют опыт различной волонтерской работы. Учитывая, что для проведения Универсиады на высоком уровне потребуется около 20 тысяч волонтеров, работа по популяризации идей Универсиады и вовлечению молодежи в ряды волонтеров должна быть организована как в плане широкого, так и глубокого охвата информацией населения Республики Татарстан (и в меньшей степени - России). Исходя из этого, следует выделить два направления работы.

Первое - это участие в мероприятиях города и республики. При анализе проводимых мероприятий было обнаружено значительное количество культурных событий Республики, связанных с образованием, и через которые возможна популяризация идей Универсиады. Это стало первым направлением работы отдела, обеспечивающим максимальный охват образовательного пространства. Всего около 50 мероприятий совместно с управлением образования Исполнительного комитета г. Казани, комитетом по делам детей и молодежи Исполнительного комитета г.Казани, Министерством образования и науки Республики Татарстан, Советом директоров ссуз РТ.

Второе направление - собственные проекты. Работа по улучшению содержания передаваемой информации. Информационно - образовательный проект «Урок Универсиады» был инициирован АНО «Исполнительная дирекция "Казань 2013"» в целях продвижения образовательной и волонтерской программы XXVII Всемирных студенческих Игр во всех образовательных учреждениях Республики Татарстан и за ее пределами. Старт данного проекта приурочен к единому «Уроку Универсиады» во всех образовательных учреждениях Республики Татарстан 1 сентября 2012 года. Далее проект продолжится в течение осени 2012 года.

Единый «Урок Универсиады» - это внеклассное, внеаудиторное занятие, в ходе которого учащимся и студентам должна быть представлена комплексная актуальная информация о XXVII Всемирной летней универсиаде, которая пройдет в столице Республики Татарстан, в г. Казани, с 6 по 17 июля 2013 года. Задачи проекта:

1. Образовательные: формирование представления у детей, подростков и молодежи о XXVII Всемирной летней универсиаде 2013 года в г. Казани, знакомство с историей Универсиад, символикой, спортивной и волонтерской программами.

2. Воспитательные: популяризация идей Универсиады среди учащихся, приобщение их к занятиям любимыми видами спорта, вовлечение

в волонтерскую деятельность.

3. Развивающие: развитие у учащихся творческих и познавательных способностей, потребности в здоровом образе жизни.

Для осуществления данного проекта были разработаны методические материалы для разных возрастных групп детей, которые были одобрены Министерством образования и науки Республики Татарстан и размещены: на официальном сайте Министерства образования и науки Республики Татарстан; на портале «Электронное образование в Республике Татарстан»; на Казанском образовательном портале; на официальном сайте Универсиады 2013.

В сентябре 2012 года единые «Уроки Универсиады» прошли в 1913-ти школах Республики Татарстан, в 86-ти вузах Республики Татарстан и 56-ти филиалах высших учебных заведений в Республики Татарстан, в том числе -во всех вузах-партнерах (10 вузов) и вузах, не являющихся партнерами (8 вузов) г. Казани, в 77 учреждениях среднего специального образования РТ, в 38 вузах-партнерах Универсиады по России и около 100 их филиалах в 22 субъектах России. Они прошли как в форме внеклассных мероприятий, которые проводили сами классные руководители, так и в форме выступления перед параллельными классами или выступления на общих линейках.

Таким образом, широкий охват населения Республики Татарстан и города Казани, а также подача информации социально значимыми людьми с учетом возрастной специфики реципиентов позволит донести идеи Универсиады до максимального количества людей и сформировать положительное отношение к данному мероприятию. Результат работы отдела будет измеряться социологическим опросом, проведенным до начала работы (январь 2012 г.), в середине работы (октябрь 2012 г.) и непосредственно перед началом Универсиады (май 2013 г.).

Источники

1. Официальный сайт Универсиады 2013 г. http://kazan2013.ru/games-2013/missiya/ References

1. Oficial'ny'y sayt Universiady' 2013 g. http://kazan2013.ru/games-2013/missiya/

Зарегистрирована 21.08.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.