Научная статья на тему '«Символ города» в общественном пространстве'

«Символ города» в общественном пространстве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
506
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Символ города» в общественном пространстве»

градостроительство

--«Символ города» в общественном пространстве.

М.Ю.Храмова

Городская среда предполагает наличие особого пространства общественной жизни, которое создает своей деятельностью человек. Это пространство является сложной структурой, внутри которой происходит множество экономических, социальных, культурных процессов. Существуя в общественном пространстве, человек в различных его участках ощущает различную степень активности городской среды и по-разному реагирует на нее, используя многообразное поле возможностей. Это поле является качеством «уникальности» общественного пространства. Чем плотнее поле возможностей, тем выше «уникальность», а следовательно, и качественный уровень общественного пространства.

Факторы, характеризующие общественное пространство как отличающееся от граничащего с ним, являются факторами качества «уникальности». Фактор композиционно-ландшафтной особенности пространства определяет влияние природных особенностей и геометрии ландшафта на композицию планировочной системы. Фактор композиционно-планировочной особенности пространства характеризует саму геометрию планировочной системы. Фактор стилистической однородности пространства представляет пространство в исторической трансформации и является сопутствующим первым двум композиционным факторам. Фактор особенности освоения пространства связан непосредственно с человеком, с его восприятием пространства и сочетает в себе композиционный и функциональный критерии оценки пространства. Фактор концентрации общественной функции характеризует насыщение пространства общественными процессами и представляет собой связь пространства с обществом. По существу, подсчитываются элементарные характеристики пространства - геометрия и функция - в разной интерпретации. Основанные на этом пять факторов можно назвать «физическими» составляющими «уникальности».

При исследовании «уникальности» общественного пространства конкретного города, как правило, выявляется несоответствие качественного значения «физических» факторов «уникальности» определенных пространственных элементов с реальным их значением и ролью в общественно-пространственном каркасе города. Это происходит в случае, если пространство характеризуется не только «реальными», но и «виртуальными» факторами «уникальности». Пытаясь объяснить этот феномен, можно предположить, что в основе «виртуальных» факторов все равно лежат «физические», даже физиологические ощущения пространства. Но проходя через призму психологического восприятия человека, объективные факторы становятся субъективными, как например, «чувство пространства» А.И.Некрасова [1]. «Особое место» несет на себе ореол всех воспоминаний, переживаний и других сложных эмоций человека. Если рассматривать «чувство пространства» в масштабе довольно большого человеческого сообщества и учитывать влияние времени, возникает новая характе-

ристика пространства - «память места». При этом можно определить еще один «виртуальный» фактор, влияющий на «уникальность» пространства - символичность пространства. На протяжении времени за определенными участками общественного пространства закрепляется понятие «символа города». Особый смысл качества этих пространств одинаково понятен жителям и гостям города, людям с разным опытом восприятия пространства.

Из чего складывается понятие символичности пространства? В первую очередь следует отметить природную составляющую, которая делает привлекательным, «уникальным» любое поселение. «Природный памятник» - термин, который может быть закреплен за природно-ландшафтными достопримечательностями той или иной местности. Другими составляющими символического фактора, характерными для города и отличающими его от негородского поселения, являются «символ власти», «символ цивилизации», «культурный символ». «Символом власти» являются знаки правящей власти современного и различных исторических периодов; «символ цивилизации» - знаки города, отражающие деятельность, мероприятия научно-производственных и деловых сообществ, их открытия и достижения за всю историю города; «культурный символ» - знаки города, отражающие деятельность и мероприятия культурных сообществ за всю историю города. Кроме символов официальных городских сообществ существует большое количество знаков, которые обобщаются таким понятием, как «городская память». Знаки, понятные и воспринимаемые каждым без исключения горожанином независимо от принадлежности к тому или другому сообществу, являются «мемориальным символом» города. Он отражает городскую память об исторических событиях различных периодов истории, памятных датах, личностях, традициях города. «...Город - результат духовной и материальной деятельности... в виде конкретного образного явления, развернутого в пространстве и времени. Как тип художественного объекта наиболее близок к городу - эпос. В нем, как и в городе, отражается не столько самопознание художника, сколько самопознание народа» [2].

Таким образом, символичная «уникальность» пространства включает в себя пять составляющих, которые могут иметь разную степень значимости. Городской символ может иметь мировое, региональное, городское, районное и местное значение. Так, например, площадь собора Святого Петра в Риме является культурным символом мирового значения, здание Московского государственного университета является одновременно мировым культурным символом и символом цивилизации, а мемориальная доска в г. Самаре на доме, где во время войны жил Д.Шостакович, является культурным символом местного значения.

Примером «символа города» общественно-пространственного каркаса г. Самары может служить сложное и мно-

гообразное пространство Самарской площади, точнее, комплекса нескольких площадей. Появившись однажды на регулярном плане Самары 1853 года, она просуществовала до наших дней. Исторические процессы трансформировали небольшую торговую площадь в многофункциональное, стилистически сложное образование.

В 50-х годах XIX века Торговая площадь представляла собой пустырь среди хаотичной застройки, которая состояла из простых деревянных изб, огороженных плетнями. В 1864 году на пересечении улиц Ярмарочной и Самарской была построена Воскресенская церковь, с этого времени Торговая площадь стала именоваться Воскресенской. Тогда она была не благоустроена и не замощена, лишь в 1867 году был уложен каменный спуск к Волге, а в 1903 году - срыта гора для спуска карет и замощен Ярмарочный спуск к Лесным пристаням. С момента возникновения и до начала XX века Воскресенская площадь была торговой площадью вокруг храма. Продуманной планировки и организации пространства вокруг площади не было, единственной доминантой являлась Воскресенская церковь, служившая и вертикальной доминантой в силуэте города. В начале XX века в кварталах, окружающих площадь, появились магазины, биоскоп (кинотеатр «Арс») и кинотеатр «Фурор». Полицейская часть, пожарная каланча, церковь, школы при церкви, лавки, магазины - все это делало торговую площадь зародышем многофункционального центра [4].

Однако политика и идеология помешали развиться этому центру в первоначальном его виде. В 1930 году была уничтожена Воскресенская церковь, и вскоре площадь была переименована в Самарскую. Ее функции оставались теми же, за исключением культовой. Общественный центр усилился благодаря транспортному обслуживанию и добавившейся административной функции. В то время, лишившись пространственной доминанты, площадь представляла собой частично застроенный пустырь, где единственным композиционным акцентом была каланча пожарного депо. Жилой дом «Востокнефти» (1937 год, архитектор Полев) давал начало композиционной оси Ярмарочной улицы [4]. В 1935 году разрабатывался генплан г. Куйбышева, в котором Самарской площади отводилась роль крупного административного и общественного центра города. Согласно плану новый центр города развивался вдоль оси Самарской площади и связывался с берегом реки. Вдоль него предусматривалась непрерывная цепь бульваров и центральный прибрежный парк. Авторами проекта были архитекторы А.Л.Каневский, В.Н.Бу-зин, А.Н.Иванцов, соавторами - архитекторы Р.П.Хазов, Д.С.Бойченко, С.К.Ефремов; консультантом - архитектор А.И.Кузнецов (Мособлпроект).

Вновь интерес к Самарской площади возник лишь в послевоенное время. В 1948 году под руководством архитекто-

ра Н.В.Подовинникова начались работы по планировке, застройке и созданию нового городского центра. По первоначальному проекту была задумана симметричная в своей основе площадь. В центре композиции предусматривалось высотное здание, увенчанное монументальной башней со шпилем, а выходы к Волге по ул. Галактионовской обрамлялись двумя симметричными сооружениями с подчеркнутыми угловыми акцентами. Бывший Ярмарочный спуск сохранялся и выходил к набережной через пропилеи, обрамляющие ось движения.

В 1949 году был принят новый генплан города на 19491965 годы, разработанный под руководством главного архитектора города А.И.Матвеева в соавторстве с И.И.Горде-евым, А.Л.Каневским, М.И.Матюниным, А.И.Болтуновым, В.П.Михеевым, В.Н.Пискуновым, Б.П.Марковским и др. [5]. В этом генплане важное место отводилось реконструкции Самарской площади и улицы Молодогвардейской в целях создания фронта верхней застройки набережной, расширению улиц и созданию бульвара по улице Ярмарочной от Самарской площади до рынка Ленинского района. В проекте, принятом к строительству, ансамбль состоял из жилых и общественных зданий высотой в 5 этажей под отметку карниза. На один этаж выше было здание Оргэнергост-роя, построенное на месте Воскресенской церкви. Проект этого здания разрабатывался местными архитекторами, которые предлагали создать центральную часть монументальным ступенчатым объемом башенного характера, переходящий в восьмерик, завершающийся стройным шпилем. Однако после 1954 года в связи с новыми тенденциями в архитектуре и градостроительной политике и в целях экономии средств здание лишилось колоннады и шпиля, остался лишь портик в центральной части. Жилые здания по периметру площади были построены без изменений по проекту архитекторов В.А.Ларионова, М.Г.Мошковой, П.А.Щербачева, здание энергетического техникума - по проекту А.Л.Каневского и И.М.Зобина. В то же время в центре площади разбили сквер по проекту архитектора А.А.Тер-Саркисова. На данном этапе у площади была более четко организована торговая функция (вместо рынка - государственные магазины). Благодаря появлению здесь проектных и учебных заведений, а также сквера площадь становилась более активным общественным пространством. Были предложены проекты, предусматривающие превращение Самарской площади в один из главных композиционных центров города с развитием в сторону улицы Полевой, открывающие фронтальную панораму центра города с Волги и глубинную панораму вдоль улицы Ярмарочной в духе классического ансамбля. Однако эти проекты не получили своей реализации в связи с «чрезмерной дороговизной, трудоемкостью и изменившимися идейно-художественными установками». Таким образом, композиционно площадь представляла собой замкнутое камерное пространство, сузившееся по сравнению с пре-

дыдущей площадью и не имеющее явных вертикальных пространственных доминант, за исключением пластического выделения центра здания Оргэнергостроя и поддержания его осью сквера - осью симметрии сложившегося пространства площади.

В ноябре 1965 года был объявлен конкурс на разработку эскизного проекта Монумента Вечной Славы в г. Куйбышеве. Всего был представлен 21 проект. Первую и вторую премии получили проект под девизом «Революции, Победе, Труду!» архитекторов Ю.В.Храмова, М.А.Труфанова, В.Г.Каркарьяна, художника Т.В.Кикина и проект под девизом «Красный факел». Проект «Революции, Победе, Труду!» предлагал создание в районе Ярмарочного спуска на оси верхней бровки Волжского проспекта площади Героев, на которой будут воздвигнуты Монумент и Музей Вечной Славы. На основе этого предложения было сформулировано направление дальнейшей работы над монументом.

Однако администрация города заказала проектирование московским скульпторам П.И.Бондаренко, О.С.Кирюхину и

архитектору А.Б.Самсонову. Проект был реализован и представляет собой 40-метровую стелу, на вершине которой находится 12-метровая скульптура рабочего человека, держащая в высоко поднятых руках крылья - символ промышленного города.

Для создания комплекса на площади Славы был засыпан Ярмарочный спуск и благоустроен откос, спускающийся к Волжскому проспекту каскадом лестниц. Одновременно с этим было произведено благоустройство небольшой площади, примыкающей к площади Славы и улице Молодогвардейской [3].

Несколько лет спустя на площади, соединяющей Площадь Славы и Самарскую площадь, было построено здание проектных институтов Горпроекта и Гражданпроекта, архитекторы В.Г.Каркарьян, А.Г.Моргун и Н.В.Дегтярев. До этого существовало несколько проектов здания институтов. Один из них представлял собой комплекс, состоящий из здания проектного института и круглого выставочного зала, вынесенного непосредственно на площадь. По этому проекту зда-

Самарская площадь - пример «символа города» общественно-пространственного каркаса Самары и один из главных узлов в структуре современного городского центра

ние института и построенное в 1950-х годах архитектором Н.В.Подовинниковым здание жилого дома создавали пространство площади, симметричное оси Самарской площади (Ярмарочного спуска). Но из-за проблем со сносом застройки проект пришлось изменить.

В 1975 году к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне на площади перед зданием проектных институтов был открыт мемориальный фонтан из тридцати струй. В проекте предусматривалось создание аллеи героев, а сам фонтан имел несколько другую форму. В 1970-х годах на углу улиц Ярмарочной и Галактионовской был построен жилой дом с угловой секцией повышенной этажности (архитекторы Ю.И.Мусатов и В.А.Борисов). В первоначальном проекте башня достигала 18 этажей, но из-за отсутствия соответствующей техники и оборудования этажность пришлось сократить. 6 мая 1977 года в центре сквера Самарской площади был установлен бронзовый бюст Д.Ф.Устинова, и с января 1985 года до начала 1990-х годов площадь называлась его именем [3].Чтобы создать фон памятнику, сквер за ним замкнули со стороны Самарской улицы зелеными насаждениями. В 1978 году на Площади Славы по улице Молодогвардейской была открыта мемориальная доска куйбышевцам-героям Советского Союза. Автор мемориальной доски - архитектор А.Ф.Темников.

лях, соединяющих исторический центр города с новыми районами (улицы Молодогвардейская, Галактионовская, Самарская), закрепило за ней статус многофункционального центра. Сейчас Самарская площадь - это система площадей, не связанных единой осью симметрии, но зрительно объединенных в одно пространство от улицы Самарской до склона за Монументом Славы. Однако стилистически пространство площади неоднородно.

В настоящее время намечается реконструкция пространственного образования «Самарская площадь». К сожалению, как это часто происходит, концепция этой реконструкции не учитывает особый характер и символическую роль площади в городе.

Список литературы

1. Некрасов А.И. Теория архитектуры. М., 1994, стр. 52-53.

2. Яргина З.Н. Эстетика города. М., 1991, стр. 43.

3. Моргун А.Г. От крепости Самары до города Куйбышева. Куйбышев, 1986.

4. Ребайн Т.Я., Храмов Д.Ю., Арзыбова М.Ю., Орлов Д.Н. Самарская площадь // СтройИнфо, №1. Самара, 1996.

5. Синельник А.К. Градостроительная история Самарского края. Самара, 2000.

В середине 1980-х годов на площади Славы вдоль оси Ярмарочного спуска был построен Дом партийных и советских организаций. Авторы - архитекторы А.Г.Моргун, В.Г.Карка-рьян, В.В.Черняк, конструктор Э.А.Ротлейдер. В процессе проектирования рассматривалось несколько вариантов. Построенное здание представляет собой 7-этажный корпус, имеющий в плане четкий прямоугольник, воздвигнутый на гранитном стилобате. Все фасады решены в единой ордерной системе как равнозначные. Главный вход в здание смещен к видовой бровке и расположен примерно на оси скульптурной композиции Вечного огня. В 2001 году на площади Славы в Мемориальном сквере был построен храм Святого Георгия Победоносца по проекту архитектора Ю.И.Харитонова. Храм расположен на крайней точке склона над улицы Маяковского. Он включился в общую систему площади и стал одной из пространственных доминант, организовав вокруг себя аморфное пространство Мемориального сквера. Как и Монумент Славы, он стал элементом композиции силуэта города.

В начале XXI века Самарская площадь представляет собой сложное функциональное пространство. Она является одним из главных узлов в структуре городских центров. Сохраняя свою традиционную торговую функцию, площадь играет также административную, мемориальную и культовую роли. Здесь сконцентрированы высшие и средние учебные заведения, проектные организации, конторы и банки. Расположение площади на основных транспортных магистра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.