НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ -SCIENTIFIC LIFE=
УДК 7.011+ 72.01 (Эстетический вкус и социальное значение искусства. Теория, философия, эстетика архитектуры)
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ПЛОЩАДИ СЛАВЫ В Г. САМАРЕ
© 2017 В.Н. Востриков
Востриков Владимир Николаевич, доцент кафедры дизайна. E-mail: vostrikovvn@yandex. ru
Самарский государственный технический университет. Академия строительства
и архитектуры. Самара, Россия
Статья поступила в редакцию 22.12.2017
В статье рассматриваются вопросы, связанные с созданием и последующим развитием площади Славы в городе Самаре. Выявлены особенности эстетической выразительности, композиционного решения и планировки. Отмечены преобладающие тенденции с использованием специфических художественных средств как форма сложного синтетического пространственного искусства. Исследована планировочная структура площади с учетом зонирования территории, а также последующих изменений в трактовке мемориального комплекса. Рассмотрен композиционный масштаб как средство гармонизации, который подчинен, прежде всего, раскрытию художественной идеи. В статье также анализируются значимые композиционные решения ставшие основой создания художественно-образной системы. Исследованы вопросы, относящиеся к такому понятию как средство гармонизации для выражения степени стабильности композиционной формы при сочетании утилитарных и идейно-художественных задач. Ключевые слова: эстетическое восприятие, пространственная структура, средство гармонизации, композиционное равновесие, художественно-образная система, композиционный масштаб.
Разработка проекта площади Славы1 в Самаре 2 приходится на конец 1960-х - начало 1970-х годов, когда значительно меняется стилистика мемориальных комплексов и советской монументальной скульптуры [1, с.166]. Вопросы, касающиеся этой территории, имеют прямое отношение к сфере пространственных искусств, включая художественную структуру и функции, а также градостроительную среду. Законы градостроительного искусства в данном случае могут быть рассмотрены как сочетание утилитарных и идейно-художественных задач с созданием объекта художественного творчества, а также характера эстетического восприятия.
Особая роль здесь отводилась преемственности в формировании площади, сочетании с природным комплексом, что непосредственно влияло на характер эстетического отношения к гра-
1 Торжественное открытие площади и монумента Славы в г. Куйбышеве состоялось 5 ноября 1971 года. Авторами монументальной композиции стали: скульпторы - народный художник РСФСР П.И. Бондаренко и О.С. Кирюхин, архитектор А.Б. Самсонов, инженер П.В. Назаров.
2 Город Самара основан в 1586 г. (с 1935 по 1991 гг. -город Куйбышев).
достроительному формированию территории, диалектического отношения природы и произведения искусства [2, с.141].
Площадь Славы стала образной моделью организации пространства, включающей систему знаков, передающих определенную визуальную информацию, демонстрируя устремленность к синтезу пространственных искусств. В основу планировки положена линеарная система традиционная для Самары и исторически сложившаяся ортогональность в обустройстве кварталов города с ориентацией на русло Волги и соответственно улицы - Маяковского, Ярмарочную, Молодогвардейскую, Волжский проспект [3, с. 238].
Площадь создавалась с использованием специфических художественных средств, включая ритм пространственных структур (пять пилонов, гранитные знамена-наклонные стелы, монумент Славы, административное здание), выверенные пропорции с учетом пластики расположенных здесь объектов, цветовое и световое решение, подчеркивая эмоциональную значимость среды [4, с. 162-163]. Градостроительное искусство раскрывается здесь как форма сложного синтетического пространственного искусства включающего архитектуру, скульптуру, ландшафтное искус-
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №6, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 6, 2017
ство. По характеру восприятия налицо приближение к эстетической ценности природных комплексов, которые стали отправной точкой для планировочной основы площади как составляющей городской среды. Композиция в своем построении включает как симметрию, так и асимметрию одновременно на основе соподчинения асимметричных частей и главной сим-
метричной формы [5, с. 98]. Установление композиционного равновесия между элементами достигается благодаря общим осям симметрии, выстроенным в разных координатных направлениях, что характерно для таких сложных объемно-пространственных композиций как площадь Славы [6-9].
Рис. 1 Площадь Славы, Самара, 2006 год. Фото В.Н. Востриков (Slava Square, Samara, 2006. Photo V.N. Vostrikov)
Рис.2 Монумент Славы и стена «ЧЕСТЬ И СЛАВА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ» Фото В.Н. Востриков (Slava's monument and wall "HONOUR AND SLAVA of the SAMARA REGION") Photo V.N. Vostrikov)
В чисто композиционном, художественном отношении применяемое здесь определение масштаба - это соразмерность, выраженная не в числах или отрезках, а в зрительном соответствии формы человеку. Особенно важны чувство пространства и формы, которые «... находятся в таком же отношении друг к другу, как мышление и речь.» [10, с. 152]. Композиционный масштаб как средство гармонизации, особенно в рассматриваемую эпоху, подчинен раскрытию художественной идеи. В данном случае применительно говорить о таком понятии, как крупный масштаб, который относится к слабо расчлененной форме. Указателем масштаба здесь являлись многие важные элементы. Из них можно выделить решение бетонного покрытия (ныне утраченное) парадной части площади, пропорции тектонических элементов, параметры и пропорции стен административного здания, которые
дают представление зрителю о размерах комплекса.
Характерно следование одной из тенденций художественно-пластической эволюции начала 1970-х годов, которая «.заключается в заметном стремлении к смягченности и пластической моделировке форм.» [11, с. 185] с использованием приема фрагмента или крупного плана с учетом рельефа в качестве вспомогательного материала, внедрением текстов, геометричности построения, введением в композицию природного ландшафта, включением мемориальной зоны.
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №6, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 6, 2017
Рис. 3 Монумент Славы и здание Правительства Самарской области (арх. А.Г. Моргун, В.Г. Каркарьян, В.Б. Черняк. 1988 год) Фото В.Н. Востриков (Slava's monument and building of the Government of the Samara region (arkh. A.G. Morgun, V.G. Karkaryan, V.B. Chernyak. 1988) Photo V.N. Vostrikov)
Планировочная структура площади Славы изначально представляла условные зоны - торжественный вход (партерное решение), парадную (мощеная территория с монументом Славы (40-метровый постамент венчает фигура рабочего держащего крылья), мемориальную (горельеф -лицо Матери-Родины окружено склоненными знаменами (выполнены из гранита), перед которыми Вечный огонь), зеленую, а также волжский склон [12, с. 170-171]. Последние три, ныне претерпели существенные изменения. Мемориальная - была дополнена стелой с именами героев Великой Отечественной войны, перенесенной от входа со стороны ул. Молодогвардейской. Зеленая зона получила новое развитие в связи с возведением храма-памятника Св. Георгия Победоносца (арх. Ю.И. Харитонов, 2001) и установкой скульптуры Св. Петру и Февронии (скульпт. К.Р. Чернявский, 2011). Такие кардинальные решения привели к значительной перепланировке
территории и изменениям функционального наполнения.
Композиционное равновесие территории на уровне верхней террасы, несмотря на асимметричность решения, обеспечивается жесткой системой геометрических построений с ярко выраженным центром в виде монумента. Свободное пространство этой парадной зоны визуально выше по отношению к бровке смотровой площадки и мемориальной зоне, благодаря повышению уровня отметок. Ярусность построений у подножия стелы-постамента в полной мере позволила зрительно открыть монумент с крайних точек нижней террасы и что важно - с Волги3.
3 Сооружение в виде декоративной стены ныне визуально подрезало постамент, делая его приземистым и не пропорциональным. Оно стало доминирующим по своим размерам в панораме волжского склона (в частности, превышение по длине фасадов гостиницы «Волга» и административного здания со стороны реки).
Рис.4 Площадь Славы. Храм Св.Георгия Победоносца (арх. Ю.И. Харитонов. 2001 год) Фото В.Н. Востриков (Slava Square. Saint George's temple of Pobedonosts (arkh. Yu.I. Kharitonov. 2001)
Photo V.N. Vostrikov)
Цветовое решение монохромное, выделяя таким образом главный пластический объект, который выполнен из нержавеющей стали создающей эффект приглушенного свечения4.
Волжский склон как важнейший элемент волжской панорамы города ныне подвергся коренной перепланировке в связи с реализацией нового проекта. Возведение здесь криволинейной в плане декоративной стены «Гордость, честь и слава Самарской области» визуально нарушило существующий баланс композиционных связей, изменило стилистическую трактовку образа и в целом визуальное восприятие мемориального комплекса, стало доминирующим на волжском склоне.
Изначально склон предусматривал устройство нескольких видовых площадок в местах схода лестниц и пандусов на четырех уровнях по мере понижения. Первые два уровня обозначены дву-
4 Ныне с появлением ограждений из полированной стали этот эффект частично нивелирован.
мя поперечными прогулочными дорожками, визуально закрепляя статику господствующих горизонталей - параллельно Волжскому проспекту и набережной. Другие встроены в геометрические построения в виде пандусов и спусков-лестниц, уходящих вниз. По центру выделена парадная лестница, прерываемая в своем беге подпорной стенкой (ныне разобрана), с проходом к нижней террасе. Ныне здесь запроектирован амфитеатр для проведения массовых мероприятий.
Художественно-образная система площади Славы достигает композиционного единства при многообразии отдельных приемов с предельным обобщением общей структуры. Полихромия, заданная архитектурными объектами продолжена в развитии всего пространства с суммированием цветовых составляющих окружающей среды -зеленых зон, набережной, Волги и построением в итоге сложной знаковой системы. Равновесие композиции достигается, прежде всего, распределением масс относительно центра, где, прежде
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №6, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 6, 2017
всего, учитывается форма деталей, их цвет и тон. Основой статики является равновесие формы, устойчивость во всем своем строе, в самих геометрических построениях. Данные средства гармонизации используется для выражения степени стабильности композиционной формы. Установление композиционного равновесия между эле-
ментами достигается благодаря общим осям симметрии, выстроенным в разных координатных направлениях, что характерно для сложных объемно-пространственных композиций в соответствии с общим эстетическим восприятием мемориального комплекса.
1. Моргун, А.Г. От крепости Самара до города Куйбышева. Куйбышев, Куйбышевское книж. изд-во, 1986. 224 с.
2. Яргина, З.Н. Косицкий, Я.В., Владимиров, В.В. Основы теории градостроительства. М., Стройиздат, 1986. 326 с.
3. Каркарьян, В.Г. Река Волга - город Самара: путешествие сквозь века. Самара, Агни, 2011. 304 с.
4. Бунин, А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. М., Стройиздат, 1979. Т. 2. 412 с.
5. Баранов, Н.В. Композиция центра города. М., Стройиздат, 1964. 194 с.
6. Востриков, В.Н. Эволюция ансамбля площади имени В.В. Куйбышева в г. Самаре // Приволжский научный журнал / Нижегор. Гос. архитект.-строит. ун-т. Н. Новгород, 2011. №4. С. 123-126.
7. Зитте, К. Художественные основы градостроительства. М., Стройиздат, 1993. 255с.
8. Востриков, В.Н. Стилистические и композиционно-художественные особенности сталинской эпохи в градостроительной системе главных самарских площадей // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. (Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки). 2012. Т.14, номер 2(6). С. 1593-1595.
9. Востриков, В.Н. Эволюция ансамбля Театральной площади (площадь имени В.И. Чапаева) в Самаре // ПГС. М., 2011. №4. С. 47-49.
10. Бринкман, А.Э. Площадь и монумент как проблема художественной формы. М., Изд-во всесоюзной академии архитектуры. 1935. 296 с.
11. Павлов, П.А. Журавлев, А.М., Морозов, А.И. Очерки истории советского искусства. М., Советский художник. 1978. 264 с.
12. Ерканов, И.И. Наякшин, К.Я., Попов, Ф.Г. Памятники истории и культуры Куйбышевской области. Куйбышев, Книжное изд-во, 1984. 288 с.
AESTHETIC BASES OF THE URBAN PLANNING STRUCTURE OF SLAVY SQUARE IN SAMARA
© 2017 V.N. Vostrikov
Vladimir N. Vostrikov, associate professor of the Chair of Design. E-mail: vostrikovvn@yandex. ru Samara State Technical University. Academy of Architecture and Construction. Samara, Russia
In the article the issues related to the establishment and subsequent development of Slavy Square in the city of Samara are considered. The peculiarities of aesthetic expressiveness, compositional concepts and planning are revealed. The prevailing trends with the use of specific art means as a form of complex synthetic spatial art are noted. The planning structure of the studied square with due consideration of territory zoning and the subsequent changes in the interpretation of the memorial complex is investigated. The composite scale as means of harmonization which is subordinated, first of all, to disclosure of the art idea is considered. In the article the significant compositional concepts which have become the basis of art and figurative system creation are also analyzed. The issues relating to such concept as means of harmonization for expression of composite form stability degree at a combination of utilitarian and ideological and art tasks are analyzed.
Key words: aesthetic perception, spatial structure, means of harmonization, compositional balance, artistic-imagery system, composite scale.
1. Morgun, A.G. Ot kreposti Samara do goroda Kuibysheva (From the fortress Samara to the city of Kuibyshev). Kuibyshev, Kuibyshevskoe knizh. izd-vo, 1986. 224 s.
2. Yargina, Z.N. Kositskii, Ya.V., Vladimirov, V.V. Osnovy teorii gradostroitel'stva (Bases of the theory of town planning). M., Stroiizdat, 1986. 326 s.
3. Karkar'yan, V.G. Reka Volga - gorod Samara: puteshestvie skvoz' veka (The Volga River - the city of Samara: travel through centuries). Samara, Agni, 2011. 304 s.
4. Bunin, A.V., Savarenskaya T.F. Istoriya gradostroitel'skogo iskusstva (The history of urban planing art). M., Stroiizdat, 1979. T. 2. 412 s.
5. Baranov, N.V. Kompozitsiya tsentra goroda (Downtown composition). M., Stroiizdat, 1964. 194 s.
6. Vostrikov, V.N. Evolyutsiya ansamblya ploshchadi imeni V.V. Kuibysheva v g. Samare (Evolution of V.V.Kuibyshev Square Ensemble in Samara). Privolzhskii nauchnyi zhurnal. Nizhegor. Gos. arkhitekt.-stroit. un-t. N. Novgorod, 2011. №4. S. 123-126.
7. Zitte, K. Khudozhestvennye osnovy gradostroitel'stva (Art fundamentals of urban planning). M., Stroiizdat, 1993. 255s.
8. Vostrikov, V.N. Stilisticheskie i kompozitsionno-khudozhestvennye osobennosti stalinskoi epokhi v grado-stroitel'noi sisteme glavnykh samarskikh ploshchadei (Stylistic, composite and art features of Stalin Era in the urban planning system of the main Samara squares). Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk. (Sotsialnye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki). 2012. T.14, nomer 2(6). S. 1593-1595.
9. Vostrikov, V.N. Evolyutsiya ansamblya Teatral'noi ploshchadi (ploshchad' imeni V.I. Chapaeva) v Samare (Evolution of Theatre Square Ensemble (V.I. Chapayev Square) in Samara). PGS. M., 2011. №4. S. 47-49.
10. Brinkman, A.E. Ploshchad' i monument kak problema khudozhestvennoi formy (Square and monument as a problem of an art form). M., Izd-vo vsesoyuznoi akademii arkhitektury. 1935. 296 s.
11. Pavlov, P.A. Zhuravlev, A.M., Morozov, A.I. Ocherki istorii sovetskogo iskusstva (History features of the Soviet Art). M., Sovetskii khudozh-nik. 1978. 264 s.
12. Erkanov, I.I. Nayakshin, K.Ya., Popov, F.G. Pamyatniki istorii i kul'tury Kuibyshevskoi oblasti (Historical and cultural monuments of the Kuibyshev Region). Kuibyshev, Knizhnoe izd-vo, 1984. 288 s.