Оригинальная статья / Originalarticle УДК 72
DOI: http://dx.doi.org/10.21285/2227-2917-2018-2-220-233
МОНУМЕНТ В ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЕ Г. ИРКУТСКА (аспект размещения)
© Б. Энгель3, В.И. Марковb, Т.Ю. Твороговаc
аИнститут Технологий Карлсруэ,
35914, Федеративная Республика Германия, Карлсруэ, ул.Энглер, 11. b сИркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
РЕЗЮМЕ. ЦЕЛЬ. Ставилась задача изучения тенденций включения памятных элементов в планировочную структуру г. Иркутска, отражающих богатую различными знаковыми событиями в обществе историю города, с целью оценки качества синтеза информационно-художественного знака и городской среды, а также архитектурно-художественного потенциала памятного знака. МЕТОДЫ. Использовались методы: визуализация объекта исследования, анализ архитектурно-художественного качества среды памятного объекта. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Памятный объект входит в уже сложившийся фрагмент среды города. Основным требованием по размещению объекта является возможность его восприятия в конкретных планировочных условиях и архитектурно-художественного уровня фрагмента городской среды. Доктором искусствоведения В.Л. Глазычевым предложена теория восприятия окружающей среды, согласно которой восприятие среды окружения предложено разделить на два вида: это созерцательное восприятие, свойственное человеку в условиях туризма, и пассивная регистрация привычного окружения, при котором обращают на себя внимание лишь заметные изменения обстановки. По содержанию статьи, к условиям первого типа восприятия относятся памятные знаки, монументы как художественные произведения. Также В.Л. Глазычевым введено понятие «зрительная остановка», то есть место фотосъемки, выполнение изображения объекта. Имеются примеры, когда для фотосъемки объекта выбирается небезопасное место - на транспортной магистрали. По результатам исследования выявлены территориальные предпочтения размещения памятных знаков в планировочной структуре города. ВЫВОДЫ. По выявленным территориальным предпочтениям предложено условное зонирование селитебной территории города по размещенным памятным знакам.
Ключевые слова: монумент, памятный знак, композиция, городская среда, ансамбль, монументальное искусство.
Информация о статье. Дата поступления 29 марта 2018 г.; дата принятия к печати 30 апреля 2018 г.; дата онлайн-размещения 26 июня 2018 г.
Формат цитирования. Энгель Б., Марков В.И., Творогова Т.Ю. Монумент в планировочной структуре г. Иркутска (аспект размещения) // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2018. Т. 8. № 2. С. 220-233. DOI: 10.21285/2227-2917-2018-2-220-233
MONUMENTS IN THE TOWN PLANNING PATTERN OF IRKUTSK: THE ASPECT OF LOCATION
B. Engel, V.I. Markov, T.Yu. Tvorogova
аЭнгель Барбара, профессор, заведующая кафедрой Международного градостроительства, e-mail: [email protected]
Barbara Engel, Professor, Head of the Department of International Urban Development, e-mail: [email protected]
парков Владислав Иванович, доцент кафедры рисунка, живописи, основ проектирования и историко-архитектурного наследия, e-mail: [email protected]
Vladislav I. Markov, AssociateProfessorof the Drawing, Painting, Design and Historical and Architectural
Heritage Department, e-mail: [email protected]
'Творогова Тамара Юрьевна, студентка, e-mail: [email protected]
Tamara Yu.Tvorogova, Student, e-mail: [email protected]_
Institute of Technology Karlsruhe,
11, Engler st., Karlsruhe, 35914, Germany
Irkutsk National Research Technical University,
83, Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russian Federation
ABSTRACT. AIM. This study is aimed at investigating the contemporary trends of including memorable architectural elements in the planning pattern of Irkutsk (Russia), which reflect the city's history rich in significant events. This information is necessary for assessing whether the synthesis of an arts sign and the urban environment has been achieved and for estimating the architectural and artistic potential of a monument. METHODS. The research methodology includes such methods as the visualization of objects under study, analysis of the architectural and artistic quality of the environment in which these objects are located. RESULTS AND DISCUSSION. A memorable object is part of the established city infrastructure. The main requirement for placing an arts object is the possibility of its perception in specific planning conditions and the architectural and artistic level of the urban environment in this place. V.L. Glazychev, Dr. of Arts, has proposed a theory of environmental perception, according to which the perception of the surrounding environment takes two forms: a contemplative perception that is typical for a tourist and a passive perception that involves the registration of a familiar environment, when only noticeable changes in the environment attract attention. In the context of this article, memorable signs and monuments are treated as objects to which the former perception form pertains. In addition, V.L. Glazychev has coined the term "visual stop", i.e., a photo location, an optimal place for taking a photo of an arts object. Sometimes unsafe places, e.g. highway, are chosen for such purposes. This study has revealed optimal sites for placing memorable objects in the city's planning structure. CONCLUSIONS. In this paper, an approach to the zoning of the city based on the location of memorable objects is proposed. Keywords: monument, memorial sign, composition, city area, ensemble, monumental art
Information about the article. Received March 29, 2018; accepted for publication April 30, 2018; available online June 26, 2018.
For citation. Engel B., Markov V.I., Tvorogova T.Yu. Monuments in the town planning pattern of Irkutsk: the aspect of location. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' = Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate. 2018, vol. 8, no. 2, pp. 220-233. (In Russian). DOI: 10.21285/2227-2917-2018-2-220-233.
Введение
Монумент как трехмерный элемент, обладающий признаками жанра искусства, средствами художественного отражения широкого спектра достойных признаков цивилизации, является уникальным элементом формирования архитектурной среды, обретающий, как правило, доминирующее в ней положение.
Объекты монументальной пропаганды и средства художественного формирования выполняют в городской среде не только свои прямые, идейно-художественные, утилитарные и декоративные функции, но и за счет пространственных характеристик способны существенно корректировать архитектурно-эстетические качества этой среды.
Целесообразный выбор, продуманное размещение, определение пространственных параметров
элементов комплексного оформления способствуют появлению художественно и композиционно завершенных городских ансамблей на всех этапах развития города.
Иркутск имеет богатую событиями историю, которая запечатлена различными памятниками, монументами, бюстами и другими видами монументального искусства. Условно по содержанию их можно подразделить на: исторические, памятники декабристам, историко-революционные, памятники Великой Отечественной войны и др.
В данном исследовании обращено внимание на выбор места монументам в планировочной структуре города, степени их взаимодействия и связи со средой окружения [1-6].
В Иркутске сложилась ясно выраженная структура планировочной организации элементов монументальной пропаганды, состоящая
из трех частей условного зонирования территории.
Часть первая: улица Ленина, от ул. Тимирязева, где установлена скульптура «Бабр», до сквера Кирова и далее до сквера у «Вечного Огня»; замыкается на Нижней Набережной Ангары.
Часть вторая: набережная Ангары, на протяжении от острова Юность до Знаменского монастыря.
Часть третья: участки территории города, обладающие какими-
либо признаками принадлежности героя монумента к конкретному месту, месту общего пребывания горожан.
Анализ адаптации монумента в городской среде
Первая часть условного зонирования.
В первой части условного зонирования территории установлены: (см. рис. 1-9).
Рис. 1. Скульптура «Бабр». Установлена 4 октября 2012 г. Авторы: скульптор
Бакут Н., архитектор Смирнова О. Fig. 1. The sculpture «Babr». It was installed on the 4' of October in 2012. The authors: the sculptor is Bakut N. and the architect is Smirnova O.
Скульптура «Бабр» выполнена из бронзы и является символом животного мира Восточной Сибири.
Скульптура расположена на замыкании ул. Ленина в сквере при схождении ул. Седова и ул. 3 июля. Она имеет выразительное аллегорическое решение и доминирует в архитектурной среде.
Памятник Ленину (рис. 2) расположен на протяженном сквере на пересечении улиц Ленина и Карла Маркса.
Он выполнен на высоком художественном уровне, но степень его эмоционального воздействия в полную силу не достигнута.
Элемент благоустройства -озеленение по периметру сквера. Использование высоких пород де-
ревьев в данном случае затрудняет воспринимать памятник с улиц Ленина и К. Маркса.
Можно предположить, что памятнику отведена роль символической связи с центральной площадью им. С.М. Кирова.
Визуально эта связь «прочитывается» признаком динамичности фигуры в этом направлении.
Достойное положение в городской среде заняли памятники, посвященные подвигу советского народа, иркутянам, отдавшим свои жизни во имя светлого будущего Родины в Великой Отечественной войне. Мемориальный комплекс «Иркутяне в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» расположен в сквере Вечного Огня (рис. 4).
Рис. 2. Памятник В.И. Ленину. Установлен в 1952 г. Скульптор Томский Н.В. Fig. 2. The monument to V.I. Lenin. It was installed in 1952. The sculptor is Tomsky N. V.
Рис. 3. Стелла о награждении Иркутской области орденом Ленина за успехи, достигнутые трудящимися области в хозяйственном и культурном строительстве, создании крупных промышленных и энергетических комплексов. Fig. 3. Stella on awarding the Irkutsk region of the Order of Lenin for the success achieved by the working people in economic and cultural construction, the creation of large industrial and energy complexes
Рис. 4. Мемориальный комплекс «Иркутяне в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Установлен 8 мая 1975 г.; зажжен Вечный Огонь. Авторы: главный архитектор - Федорин В.Н., главный художник - Смагин В.Г. Fig. 4. Memorial complex «Irkutsk in the Great Patriotic War». It was installed on the 8thof May in 1975 and the Eternal flame is lit. The authors: the main architect is Fedorin V.N., the main artist is Smagin V.G.
Рис. 5. Бюст генералу армии дважды Герою Советского Союза Белобородову А.П. Установлен в 1995 г. Входит в состав мемориального комплекса «Иркутяне в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Авторы: скульптор Мотовилов Г.И., архитектор Поляков Л. Fig. 5. Bust to the General of the Army twice Hero of the Soviet Union Beloborodov A.P. It was installed in 1995. It is part of the memorial complex «Irkutsk in the Great Patriotic War». The authors: the sculptor is Motovilov G.I., the architect is Polyakov L.
Бюст легендарного земляка генерала Белобородова А.П. установлен в сквере Вечного Огня с выходом к Ангаре. Территория хорошо благоустроена, бюст доступен для обозрения большому числу посетителей. Мемориал стал примером единства историчности места, лаконичности
Рис. 6. Бюст Святителя Иннокентия. Установлен 7 сентября 2017 г. Авторы: скульптор Кукколов Д.В., архитектор Мещагин В.И. Fig. 6. Bust of Saint Innokentiy. It was installed
on 7th of September in 2017. The sculptor is Kukkolov D. V., the architect is Meshchagin V.I.
архитектурно-художественного решения, уединения от активной зоны центра города, связи с набережной Ангары, что в совокупности с торжественностью проходящих ритуалов, индивидуального посещения создает достойное эмоциональное воздействие.
Рис. 7 (фрагмент). «Святитель Иннокентий (1797-1879). Митрополит Московский и Коломенский, просветитель Сибири и Америки» Fig. 7 (fragment). «Saint Innokentiy (1797-1879). Metropolitan of Moscow and Kolomna, enlightener of Siberia and America»
Бюст Святителя Иннокентия (1797-1879), митрополита Московского и Коломенского, просветителя Сибири и Америки (рис. 6, 7). Памятник - дар Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла городу
Рис. 8. Памятник св. Петру и Февронии Муромским.
Установлен 14 сентября 2011 г. Автор: скульптор КонстантинЧернявский Fig. 8. Monument of St. Peter and Fevronia of Murom.
It was installed on the 14th of September in 2011. The author is the sculptor Konstantin Chernyavsky
Памятник святым благоверным Петру и Февронии Муромским (рис. 8) установлен рядом со Спасской церковью на территории сквера Вечного Огня в ознаменование 350-летия города Иркутска. Двухфигурная композиция символизирует положительный образ семейных ценностей, любви и преданности в браке, рождения и воспитания детей в духе любви к Родине. Скульптурная композиция доставлена из Смоленска.
Памятник-бюст А.М. Горькому (рис. 9) находится в сквере на пересечении улиц Ленина и Горького и имеет характерное объемно-
Иркутску. Монумент был отлит из бронзы и установлен на постамете при поддержке международного фонда славянской письменности и культуры.
Рис. 9. Памятник А.М. Горькому установлен 4 ноября 1984 г. Скульптор Смирнов М.Н. Fig. 9. Monument to Maxim Gorky. It was installed on the 4th of November in 1984. The sculptor is Smirnov M.N.
композиционное решение. Бюст писателя установлен на вертикальной стеле квадратного сечения. Просторный сквер обеспечивает обзор памятника уже с дальних подходов к перекрестку улиц.
Вторая часть условного зонирования территории. Данная часть (рис. 10-16) характеризуется уникальным признаком - все рассмотренные участки для памятников по характеру ландшафта равноценны: прибрежная территория, рельеф идентичный, водная гладь русла Ангары, левобережная панорама реки.
Рис. 10. Рис. 11 (справа, фронтальный вид). Памятник Александру III. Установлен в 1908 г. в честь окончания строительства Великой Транссибирской железнодорожной магистрали. Скульптор - Бах Р.Р. Fig. 10. Fig. 11 (on the right, close-up view). The monument to Alexander III was installed in 1908 in honor of the completion of the construction of the Great Trans-Siberian Railway. Sculptor is Bach R.R.
В 1920 г. вместо фигуры императора воздвигли шпиль «Первопроходцам Сибири». В 2003 г. фигуру императора восстановили. Авторский коллектив восстановления: скульптор - А.В. Чаркин, главный архитектор проекта - А. Яковлев с группой архитекторов.
Исторический памятник Александру III (рис. 10, 11) установлен на набережной Гагарина реки Ангары как покровителю строительства Трансси-
бирской железнодорожной магистрали. Монумент отражает имена, прочно связанные с историей Сибири: Ермака, графа М.М. Сперанского, генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева-Амурского. Памятник установлен в популярном и любимом месте отдыха горожан, хорошо просматривается со всех направлений движения, а в ясную погоду и с левого берега р. Ангары; является хорошим ориентиром.
Рис. 12. Памятник «Основателям Иркутска». Скульптор - Переяславец М.
Установлен 14 сентября 2011 г. Fig. 12. Monument to the Founders of Irkutsk. The sculptor is Pereyaslavets M. It was installed on the 14th of September in 2011
Персонаж памятника «Основателям Иркутска» - Яков Похабов (рис. 12). Скульптура отражает собирательный образ «покорителя Сибири». Памятник установлен к 350-летию г.
Иркутска на Нижней Набережной Ангары. Он завершает ул. Сухэ-Батора и хорошо просматривается от площади С.М. Кирова.
Рис. 13. Памятник Ю.А. Гагарину.
Установлен 3 ноября 1977 г. Авторы: Кузнецов Ю.Ф., Книжников И.Г., Конецкий В.Н.
Fig. 13. Monument to Yu. A. Gagarin.
It was installed on the 3rd of November in 1977. The authors: Kuznetsov Yu.F., Knizhnikov I.G., Konetsky V.N.
Памятник-бюст Ю.А. Гагарину (рис. 13) - первому в мире летчику-космонавту - установлен на бульваре Гагарина. Монумент «Учителю» (рис. 14) расположен на Нижней Набережной напротив Педагогического инсти-
Рис. 14. Монумент «Учителю». Установлен 5 октября 2016 г. Скульптор - Ставский Е. Fig. 14. The monument "To the Teacher". It was installed on the 5th of October in 2016. The sculptor is Stavsky E.
тута ИГУ. Обширный простор, на фоне которого воспринимается монумент, ассоциируется с неограниченными возможностями образования человека.
Рис. 15. Памятник геодезистам-изыскателям.
Установлен 28 сентября 2012 г. Авторы: скульптор - Дружинина Е.Н., архитектор - Черепанов И.В.
Fig. 15. The monument to Geodesists-Surveyors.
It was installedon the 28th of September in 2012.
The authors: the sculptor is Druzhinina E.N., the architect is Cherepanov I. V.
Рис. 16. Памятник адмиралу Колчаку. Установлен 4 ноября 2004 г. Скульптор -Клыков В.И. Fig. 16. The monument to Admiral Kolchak. It was installed on the 4th of November in 2004. The sculptor is Klykov V.I.
Памятник геодезистам-
изыскателям (рис. 15). Для специалистов данного направления объектом работы является территория города и соответственно выбрано место для монумента «по желанию» персонажей монумента. Установка памятника Колчаку (рис. 16) явилась резонатором общественного мнения. Выбор места монумента связан с трагической судьбой Колчака - расстрелом на набережной Ангары в районе Знаменского
монастыря. Открытие приурочено к 130-летию со дня рождения адмирала Колчака по инициативе В.И. Клыкова и С.В. Андреева.
Третья часть условного зонирования территории. Особенностью размещения исторических памятников в третьей части условного зонирования (рис. 17-25) является их территориальная принадлежность к местам событий, градостроительному качеству территории.
Рис. 17. Танк «Иркутский комсомолец», установлен 9 мая 1967 г.
Fig. 17. Tank «Irkutsk Komsomolets». It was installed on the 9th of May in 1967
Памятник «Танк» (рис. 17) - это установленная на высокий постамент боевая машина танковой колонны «Иркутский комсомолец». Он расположен на углу улиц Советской и Декабрьских событий. Памятник хорошо просматривается со всех визуальных направлений, имеет перед собой значительный простор. Комплекс выра-
зителен по содержанию, композиционному строю, обладает сильным эмоциональным воздействием, является для иркутян основным ориентиром в данном районе города. Установлен в честь первой танковой колонны, построенной на средства комсомольцев Иркутской области в годы Великой Отечественной войны.
Рис. 18. Памятник В.В. Куйбышеву, советскому государственному и партийному
деятелю. Установлен в июне 1960 г. Fig. 18. The monument to V.V. Kuibyshev, the Soviet state and party figure. It was installed in June in 1960
В 1915-1916 гг. В В. Куйбышев отбывал ссылку в Иркутской губернии. В 1930 г. его имя присвоено Иркутскому заводу тяжелого машиностроения. Памятник В.В. Куйбышеву находится в сквере ул. Франк-Каменецкого в начале восточной оконечности ул. К.Маркса и ориентирован на небольшую предзаводскую площадь предприятия, носящего имя
Куйбышева. Скульптура установлена на цилиндрическом постаменте, что придает памятнику особенную выразительность. Система озеленения снижает восприятие монумента с дальних подступов. Совершенно неуместно размещены здесь тематические стенды. Требуется реконструкция ландшафтной организации и благоустройства сквера.
Рис. 19. Памятник работникам завода им. Куйбышева, павшим в Великой Отечественной войне. Скульптор - Абрамов А.П. Fig. 19. Monument to workers of the plant Kuibyshev, who died in the Great Patriotic war.
The sculptor is Abramov A.P.
Памятник работникам завода им. Куйбышева, павшим в Великой Отечественной войне, расположен в сквере «Иркутск-Сити» (рис. 19). Сквер как территория доступен работникам завода, но замкнут от селитебной территории, что затрудняет определить положение памятника в планировочной структуре района.
Памятник женам декабристов (рис. 20) установлен в сквере Волконских в районе храма преображения Господня в ознаменование 350-летия города Иркутска. Жены декабристов связали свою судьбу преданностью к своим мужьям. Памятник расположен рядом со школой, что наглядно демонстрирует учащимся связь современников с историей России.
В ознаменование 75-летия Иркутской области в Иркутске возведен
памятник первому губернатору При-ангарья Юрию Абрамовичу Ножикову (рис. 21).
Установлен в сквере на углу улиц Горького и Сухэ-Батора. Унитарное место возведения памятника, его доступное композиционное решение связано, по замыслу авторов монумента, с учетом верности и доступности людям первого губернатора Иркутской области.
По ул. К. Маркса, у драматического театра им. Н.П. Охлопкова воздвигнут памятник известному сибирскому драматургу А. Вампилову (рис. 22), что придало особое художественное звучание архитектурному качеству ансамбля Драмтеатра. Близость размещения скульптуры к пешеходному движению воспринимает-
ся как естественное «общение драматурга со зрительным залом».
У памятника врачам и медсестрам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, интересное архитектурно-художественное решение (рис. 23). Оригинально используется образная составляющая; крест - сим-
Рис. 20. Памятник женам декабристов. Установлен 12 сентября 2011 г. Авторы: скульптор - Переяславец М., архитектор -Захаров В. Fig. 20. The monument to the Wives of the Decembrists. It was installed on the 12th of September in 2011. The authors: the sculptor is Pereyaslavets M., the architect is Zakharov V.
вол медицины, чем недвусмысленно подчеркивается, о ком идет речь, и одновременно с этим трагичность происходящего. Памятник расположен на территории медицинского университета, которая ограничевает доступ желающим посетить памятник.
Рис. 21. Памятник первому губернатору При-ангарья Юрию Ножикову. Установлен в сентябре 2012 г. Скульпторы -Яворский И., Ставский Е. Fig. 21. The Monument to the first governor of the Angara region Yuri Nozhikov. It was installed in September in 2012. The sculptors are Yavorsky I., Stavsky E.
Рис. 22. Памятник известному драматургу А. Вампилову. Установлен 13 сентября 2003 г. Скульптор - Переяславец М. Fig. 22. The monument to the famous playwright A. Vampilov. It was installed on the 13th of September in 2003. The sculptor is Pereyaslavets M.
Рис. 23. Памятник врачам и медсестрам, погибшим в годы Великой Отечественной
войны. Скульптор - Скачков Е.И. Fig. 23. The monument to Doctors and Nurses, who died in the Great Patriotic War. Sculptor is Skachkov E.I.
Рис. 24. Памятник Борцам революции.
Установлен 8 ноября 1940 г. Скульпторы -Мотовилов Г., Нефедов М.
Fig. 24. The monument to the Fighters of the Revolution. It was installed on the 8th of November in 1940. The sculptors are Motovilov G. and Nefedov M.
Мемориал Борцам революции (рис. 24), погибшим во время восстания против колчаковских войск, располагается на Иерусалимской горе у входа Иерусалимского храма и в ЦПКиО. Памятник установлен над братской могилой красноармейцев и представляет собой скульптурную группу, состоящую из трех мужских фигур на высоком постаменте. Имеет высокий художественный уровень, планировочно увязан с архитектурной средой, доступен для обозрения. Предполагается реставрация памятника и полное благоустройство территории. Памятник Маршалу Жукову (рис. 25) установлен в микрорайоне Солнечный на аллее Ветеранов проспекта Маршала Жукова. Сложившаяся крупномерная, крупномасштабная архитектурная среда явилась прекрасным фоном для выявления выразительной пластики оригинальной скульптурной композиции памятника. Он восполнил недостающий композиционный акцент сложившейся архитектурной среды, что значительно повысило архитектурно-художественное качество данного фрагмента городской среды.
Рис. 25. Памятник МаршалуЖукову. Установлен 8 мая 2005 г. Авторы: скульптор Миронов А., художник Бычков Б.
Fig. 25. Monument to Marshal Zhukov. It was installed on the 8th of May in 2005. The authors: the sculptor is Mironov A., the artist is Bychkov B.
Выводы
Предметом исследования явилась территория города, имеющая исторические и современные памятные объекты, которые внедряются уже в сложившуюся городскую среду. В этих условиях монумент должен отразить решение литературно-художественной тематической задачи памятника и одновременно войти в архитектурно-художественное историческое окружение. Монумент, как правило, повышает архитектурно-художественное качество городской среды, способствует появлению художественно и композиционно завершенных ансамблей на всех этапах развития города. Для исследования были выбраны территории, имеющие историческое развитие: центральная часть города (1); набережная Ангары от центра города (2); прилегающие к вышеназванным условным зонам селитебные территории (3). Памятники здесь (рис. 26) представляют историческую летопись страны, города, оригинальное архитектурно-художественное исполнение.
Рис. 26. Схема условного зонирования размещения памятных объектов
(фрагмент генерального плана г. Иркутска) Fig. 26. The scheme of conditional zoning of the location of memorable objects (a fragment of the general plan of the Irkutsk city)
Памятные знаки первой части условного зонирования (ул. Ленина до набережной р. Ангары) /
| | Memorable signs 1st part of conditional zoning (Lenin street to the embankment of the Angara River)
Памятные знаки второй части условного зонирования (набережная от о. Юность до Знаменского монастыря) /
Memorable signs 2nd part of conditional zoning (embankment from the island of Yunost to the Znamensky Monastery)
Памятные знаки третьей части условного зонирования (территория города в целом) / Memorable signs 3rd part of conditional zoning (the territory of the city as a whole)
□
Сделан вывод, что памятник Маршалу Жукову (см. рис. 25) являет собой замечательный пример повышения архитектурного и художественного качества среды в условиях высотной и панельной архитектуры микрорайона
Солнечный.
По результатам исследования возникли замечания по
ландшафтному благоустройству территорий некоторых памятников, в частности, памятников Ленину (см. рис. 2) и Куйбышеву (см. рис. 18).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Петров И.Ф. Обелиски славы. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1984. 176 с.
2. Багаев Ю.М., Васильева Л.А. Иркутск. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1986, 127 с.
3. Марков В.И. Формирование эстетической среды нового города (на примере г. Ангарска Иркутской области). Сборник научных трудов «Пространства городской цивилизации: идеи, проблемы, концепции»: материалы Международной научной конференции (4-5 октября 2017 г.). Екатеринбург: УрГАХУ, 2017. 438 с.
4. Шимко В.Т., Волков М.М. Реализация идей монументальной пропаганды в градостроительном проектировании. М.: МАРХИ, 1983. 75 с.
5. Рекомендации по проектированию комплексной схемы художественного и монументально-декоративного оформления города. Московский архитектурный институт. М.: Стройиздат, 1986. 84 с.
6. Памяти В.Л. Глазычева [Электронный ресурс]. URL: http://glazychev.ru/publications/ (23.11.2017).
REFERENCES
1. Petrov I.F. Obeliski slavy [Obelisks of glory], Irkutsk, Vostochno-Sibirskoe knizhnoe izdatel'stvo Publ., 1984, 176 p. (In Russian).
2. Bagaev Yu.M., Vasil'eva L.A. Irkutsk [Irkutsk], Irkutsk, Vostochno-Sibirskoe knizhnoe izdatel'stvo Publ., 1986, 127 p. (In Russian).
3. Markov V.I. Formirovanie esteticheskoi sredy novogo goroda (na primere g. Angarska Irkutskoi oblasti) [Formation of the aesthetic environment of the new city (at the example of the city of Angarsk in Irkutsk region)]. Sbornik nauchnykh trudov «Prostranstva gorodskoi tsivilizatsii: idei, problemy, kontseptsii»: materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (4-5 oktyabrya 2017 g.) [Collection of scientific works "Spaces of urban civilization: ideas, problems, concepts": materials of the International Scientific Conference (October 4-5, 2017)]. Ekaterinburg, UrGAKhUl Publ., 2017, 438 p. (In Russian).
4. Shimko V.T., Volkov M.M. Realizatsiya idei monumental'noi propagandy v gradostroitel'nom proektirovanii [Realization of the ideas of monumental propaganda in urban planning], Moscow, MARKhI Publ., 1983, 75 p. (In Russian).
5. Rekomendatsii po proektirovaniyu kompleksnoi skhemy khudozhestvennogo i monumental'no-dekorativnogo oformleniya goroda. Moskovskii arkhitekturnyi institut [Recommendations on the design of a complex scheme of artistic and monumental and decorative design of the city. Moscow Architectural Institute], Moscow, Stroiizdat Publ., 1986, 84 p. (In Russian).
6. Pamyati V.L. Glazycheva [V.L. Glazychev's memories]. Available at: http://glazychev.ru/publications/ (accessed on 23 November 2017).
Критерии авторства
Энгель Б., Марков В.И., Творогова Т.Ю. имеют равные авторские права. Марков В.И. несет ответственность за плагиат.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution
Engel B., Markov V.I., Tvorogova T.Yu. have equal authors' rights. Markov V.I. bears the responsibility for plagiarism.
Conflict of interests
The authors declare no conflict of interests regarding the publication of this article.