УДК 930.85: 394/395 (История цивилизации. История культуры (общие вопросы). Общественная жизнь. Жизнь народа. Национальные и народные праздники, игры. Общественные празднества. Культура народа. Церемониал. Этикет. Правила поведения в обществе)
ИСКУССТВО РЕВОЛЮЦИИ ПЕРВЫХ ЛЕТ ОКТЯБРЯ В САМАРЕ
© 2017 В.Н.Востриков
Востриков Владимир Николаевич, доцент кафедры дизайна. E-mail: vostrikovvn@yandex. ru
Архитектурно-строительный институт Самарского государственного технического
университета. Самара, Россия
Статья поступила в редакцию 15.09.2017
В статье рассматривается период становления и развития искусства после Октябрьской революции в Самаре. Исследованы вопросы, связанные с художественным оформлением и праздничным убранством главных улиц и площадей, проведением массовых мероприятий. Отмечены преобладающие тенденции в работе Пролеткульта и художников с учетом решаемых революционных задач. Рассмотрена основная творческая направленность в создании арт-объектов эпохи, стилистической направленности в соответствии планами монументальной пропаганды в преображении города. Особое внимание уделено объемно-пространственному и пластическому решению новых памятников как важной идейной и смысловой части в декорировании пространства площадей Революции и имени В.И.Чапаева, улицы Куйбышева. Выявлены формально-эстетические поиски в рассматриваемый период времени с разрушением сложившихся стереотипов в художественно-монументальном оформлении с новаторским подходом художественно-оформительской формы к сложившемуся архитектурному облику города.
Ключевые слова: художественное оформление, монументальная пропаганда, декорирование города, агитационно-массовая культура, художественная аллегория, пластическая выразительность.
Художественное оформление праздников первых лет Октября в Самаре одухотворено новыми идеалами социалистической революции. Декрет «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции», опубликованный 14 апреля 1918 года, открыл большие возможности в развитии масштабных произведений агитационного искусства. Годы реализации ленинского плана монументальной пропаганды проникнуты революционным пафосом, идеями построения нового общества, наполнены грандиозными планами преображения.
В это время отмечается бурный расцвет самодеятельного искусства, несмотря на многие лишения и голод. В ноябре 1918 года создается Пролеткульт (в бывш. особняке В.М.Сурошни-кова, ул. Пионерская, 22) с музыкальным, театральным, литературно-художественным и изобразительными отделами [1, с. 204]. В последнем - работают две живописно-рисовальные и скульптурные студии, а также успешно функционирует рисовальная студия Трубочного завода. Одним из ведущих в городе становится красноармейский клуб (бывш. Общественное собрание, ул. Д.Шостаковича, 1), куда приглашены художник Ф.Х.Перов и скульптор В.П.Акимов, за-
нимавшиеся оформлением проходивших мероприятий. В 1919 году торжественно оформляется главный вход в это здание посвященный К.Либкнехту. В память о его трагической гибели установлен большой портрет в виде барельефа (скульпт. В.П.Акимов).
Общее праздничное декорирование города осуществлялось с решением насущных творческих задач - создание монументальных творений в городе с включением изобразительного искусства в оформление фасадов существующих архитектурных сооружений, а также возведение объемных декораций на улицах. Для празднеств в первую очередь выбирается ул. Советская (ныне ул. Куйбышева), где проходят основные мероприятия, шествия демонстрантов и военных колонн. Движение начинается, как правило, от Красной площади (Парижских коммунаров, ныне имени В.И.Чапаева) и завершается на площади Революции [2, с. 1594]. Соблюдается общепринятая на тот момент ритуальность действа - от могил героев, мимо трибун с руководителями, до новых памятников как символов пролетарской свободы. Сбор участников обычно проходил на Воскресенской (ныне Самарской) и Ильинской (Красноармейской) площадях, а торжественное построение военных отрядов - на Соборной (Коммунальной, ныне имени В.В.Куйбышева).
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №4, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 4, 2017
Активная роль в организации центра города отводится революционным памятникам, где они сродни политическому плакату должны наглядно продемонстрировать «доступность, доходчивость, лаконизм». Речь не идет о незамысловатом творении или примитиве, вырабатывается новый язык агитационно-массовой культуры. Такая работа происходит в сжатые сроки с учетом всей революционности ситуации, гражданской войны, проблем с исходными материалами, общей нестабильности. Тем не менее, уже первые утвержденные празднества имеют свое художественное решение в зависимости от формирующейся идеологической программы.
После освобождения Самары от белочехов к первой годовщине Октября для масштабного оформления праздничных мероприятий было выбрано несколько ключевых точек: ворота Трубочного завода - крупнейшего предприятия города, а также перекресток улиц Садовой и Полевой и улица Советская [3, с. 161]. В работе задействовали известных самарских художников Г.П.Подбельского, Н.З.Котельникова, А.А.Шепелева, В.П.Акимова.
В короткие сроки возводятся грандиозные двухпролетные триумфальные арки (арх. П.В.Щапов, скульпт. В.П.Акимов) на ул. Советской. Сооружения в своей основе представляли собой деревянный каркас обтянутый тканью, которая расписывалась, имитируя классическое архитектурное сооружение. Аттиковая часть с обеих сторон включала панно с изображением избранной темы. Благодаря немногочисленным сохранившимся снимкам на одной из арок виден рисунок художника М.И.Степанова, который изображал красноармейца верхом на коне, поражавшего копьем змия, напоминающим об образе Св. Георгия Победоносца. На другой арке -воплощение темы посвященной сельскому хозяйству и рабочему движению. Здесь же на оборотной стороне символически изображен строитель будущего, а также крестьяне и рабочие. Произведение наполнено вполне динамичными сюжетами в традиционной плакатной стилистике.
На ул. Полевой на перекрестке дорог установили трехпролетную триумфальную арку. Она конструктивно отличалась от тех, которые запроектировали на главной улице. Боковые проходы опирались на 8 массивных профилированных колонн. Центральная часть завершалась большим арочным проемом обрамленным архивольтом, где разместили живописное панно, изображающее победоносное наступление Крас-
ной Армии. Фриз также украшен декоративными живописными вставками, отображающими революционную тематику. В венчающей части слева и справа над проходами помещена популярная символика того времени - восходящее солнце, в лучах которого даты «1917 - 1918», указывающие на годовщину революции. Такое художественное решение подкреплено многочисленными транспарантами, один из которых стал определяющим - «1 мая - символ света, истины, рокочущий вал, смывающий всю плесень и ложь религиозного дурмана...» [4, с. 1].
Перед аркой на специальных подставках также были представлены живописные произведения, обозначенные общей темой «Пали в неравном бою за Русь за святую свободу». Налицо подражание монументальной живописи с созданием декоративных панно призванных заменить фреску и мозаику с обычными картинами, где художники перенесли приемы монументального искусства в станковую живопись. Стилистика исполнения отталкивается от авангардных направлений начала ХХ века. В отчетных документах фиксировалось, что «большое внимание самарские художники уделяли массово-агитационным формам искусства: они писали лозунги и плакаты, оформляли революционные празднества и театральные представления. Такие работы с энтузиазмом выполняли художники ... В.П.Акимов, С.Я.Адливанкин, Н.С.Копылов, Г.П.Подбельский и другие» [5, с. 1-2]. Плакатная мастерская при Самарском губиздате открылась только в 1920 г. поскольку сказывалось отсутствие необходимой полиграфической базы, что, несомненно, тормозило развитие плаката [6, с. 179].
Большую роль в этот период играет Пролеткульт, где художники создавали плакаты и участвовали в оформлении мероприятий в соответствии с планом монументальной пропаганды. Бесспорными лидерами были Г.Г.Ряжский, И.Г.Фри-Хар, Н.Н.Попов, В.В.Гундобин, К.Д.Михайлов, Д.И.Спасский..., которые «.расписали два красноармейских клуба, кино, новую библиотеку-читальню имени Парижской коммуны, обеспечивали украшениями и оформлениями город к многочисленным праздникам и демонстрациям» [7, с. 204-205].
Часто проходят выставки художественных плакатов приуроченных к «Неделе ребенка» 1, а
1 Выставка проходила с 3 по 5 декабря 1920 г. в клубе коммунистов.
также другим аналогичным мероприятиям. В городе становятся популярны новые формы проведения театрализованных мероприятий: митинги-спектакли часто проходят в клубах: В работе преобладают лекции-митинги с темой «Советская власть и демократия», а также многочисленные концерты митинги. Особо впечатляющим стал активно анонсируемый концерт-митинг «Восстание» Верхорна 2 со стихами Демьяна Бедного.
Эксперименты были подготовлены в борьбе со стереотипами эклектики, академизма и неоклассики с развитием формально-эстетических поисков в области кубуфутуризма [8, с. 53]. Революционная миссия творческого авангарда заключалась не столько в украшении и противостоянии, сколько в том, чтобы левое искусство «...взрывало и подрывало старые рабские чувства. Это была разрушительная работа, которая требовала психология момента» [9, с. 16]. Требовались новые идеи выражения революционного момента средствами искусства . Наглядное выражение эта тенденция получила в праздничном оформлении города к 1 мая 1919 года, когда на бывшей Дворянской улице, переименованной в Советскую устанавливаются обелиски с барельефами (скульпт. В.П.Акимов) - портретами вождей мировой революции - В.И.Ленина, Л.Д.Троцкого, К.Маркса, Ф.Энгельса. На праздник Октябрьской революции запускается агит-трамвай - вагон-трамвай с выставкой, сценой, трибуной и с кинематографом, который останавливается на рабочих окраинах и вблизи красноармейских казарм, а в зале Дворца Труда экспонируется выставка работ Советских учреждений за 2 года Пролетарской революции [10, с. 2]. Самарский комитет Р.К.П. к этой дате отпечатал 40 тыс. плакатов и воззваний, а также свыше 15 тыс. брошюр и другой литературы.
Для проведения праздничных мероприятий разрабатываются приоритетные темы - «III Интернационал», «Советская власть», «Народное образование», «Сельское хозяйство», «Индустрия». Колонны демонстрантов, также как и техника могли свободно прошествовать под триумфальными арками, поскольку их размеры превышали двухэтажные дома. Такие грандиозные сооружения сохранялись в 1919 году, а к годовщине Красной Армии возле арок появились многометровые скульптуры, выполненные из снега, представляющие крестьянина с хлебом солью и женщину с букетом цветов как приветствие ос-
2 Очевидно указывается Эмиль Верхарн (нидерл. Emile Verhaeren, 1855-1916)-бельгийский поэт и драматург.
вободителям - Красной Армии. Автором стал молодой скульптор И.Г.Фри-Хар, который работал в самарском обществе народных университетов преподавателем на курсах лепки и инструктором Пролеткульта.
Идет планомерное преображение главных площадей города. Уже в 1918 году на площади Революции (бывш. Алексеевская) к майским праздникам был демонтирован памятник Александру II (скульпт. В.О.Шервуд, 1889), но оставлен массивный постамент из красного финского гранита. Здесь 7 ноября 1919 года состоялось открытие нового скульптурного творения - «Символ освобождающегося труда» - рабочий, держащий с одной руке винтовку, в другой факел, а у ног помещены атрибуты труда - серп, молот и наковальня. Автором выступил скульптор самарского Пролеткульта Н.М.Копылов. Как известно из архивных документов затем здесь торжественно открыли обелиск, поместив на боковых гранях постамента барельефы В.И.Ленина, Л.Д.Троцкого, К.Маркса, Ф.Энгельса в исполнении В.П.Акимова.
К одному из значимых революционных праздников 1 мая 1919 г. подготовили художественные аллегории - «III Интернационал», «Советская власть», «Народное образование», «Сельское хозяйство», «Индустрия». Центром сбора и отправным пунктом шествия стала Воскресенская площадь. Аллегория III Интернационал представляла из себя «. - громадный глобус, земной шар на котором ярко красным пятном выделяется братская семья Советских Республик. Вокруг земного шара обвился удав - капитализм. Удав разинул свою пасть и как бы хочет проглотить страны III Интернационала, от которых по всему миру разбегаются на смерть разящие удава стрелы социалистической революции» [11, с. 3]. Объемная композиция была дополнена живыми сценами: около земного шара предстал крестьянин с косой и рабочий с молотом и наковальней. На самом земном шаре как на троне восседал - трудящийся в синей блузе как владыка мира.
Масштабное мероприятие состоялось 1 мая 1921 года на площади Парижских коммунаров (ныне площади имени В.И.Чапаева) [12, с. 30]. Здесь было задумано сооружение грандиозного памятника III Интернационалу. Трехгранное основание сооружения символически обозначало три Интернационала с соответствующими проходами для людей, которые должны оформляться с использованием агитационных материалов (афиш, кино и т.д.). К постаменту предусмотрели
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №4, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 4, 2017
пристроить трибуны, которые располагались бы как снаружи, так и внутри. На самом постаменте помещались скульптуры изображающие пролетариат - представителей народов мира, окруженных «атрибутами коллективно-индустриального труда». Фигуры символически обозначали, что «мир держится коллективными усилием международного пролетариата». На их плечах покоилась земная сфера - шар с картой мира, выполненной из металла, покрытого стеклом. Вечером предусматривалась подсветка изнутри, а в дневное время посредством цвета обозначались бы «места событий мирового значения».
Обелиск-маяк, опоясанный спиралью, динамично уходящей ввысь, венчал шар, на котором помещался прожектор с исходящими тремя лучами как маяк на пути к коммунизму. Как отмечалось, такое сооружение должно было отражать эпоху «высокоразвитой техники и класс высшей организованности и сознательности». Специально оговаривалось, что памятник не должен напоминать старые и выражать дух пролетариата, выражать сущность своего времени, концентрируя вокруг себя митинги и манифестации. Приоритет - показать пластическую выразительность, определить законы целесообразного построения композиций из простых геометрических объемов [13, с. 24].
Приложенный эскиз монументального творения схематично отображал динамику, устремленность и конструктивные особенности сооружения. Несомненно, гипсовая модель, экспонируемая на площади Парижской коммуны (ныне имени В.И.Чапаева) 1 мая 1921 года представила только основные черты будущего монумента. В таком виде, к сожалению, оказалась утрачена основная идея, заложенная в концепции «мате-
риалом своим, конструкцией материала и рядом изобразительных деталей выражает дух пролетариата мировой революции и III Интернационала». Грандиозная художественная аллегория как символ революционной эпохи осталась только в планах.
Агитационно-насыщенное время первых лет революции наполнено героическим пафосом, новыми творческими идеями, поиском нешаблонных решений, неординарных средств художественного воплощения и отмечено неподдельной активностью художников и зрителей-участников мероприятий. Формально-эстетические поиски в рассматриваемый период постепенно привели к разрушению сложившихся стереотипов, что наглядно было продемонстрировано в художественно-монументальном оформлении города. Применяемый прием зрительно был хорошо читаем: антагонизм художественно-оформительской формы к сложившемуся архитектурному облику зданий. Такое деструктивное начало в новом решении фасадов зданий главной улицы Самары Советской, центральных площадей и объемно-пространственных сооружений смотрелось как установка сознательного противостояния, а не подстраи-вание под сложившиеся традиции в купеческом городе.
При изучении архивных документов и сохранившихся фотоматериалов предстает убедительная история развития искусства на примере оформления революционных праздников в Самаре. Налицо устремленность на слияние искусства с жизнью, где вырабатывался особый коллективистский подход в строительстве нового общества.
1. Памятники истории и культуры Куйбышевской области / ред. коллегия: Н.Н.Попов, В.С.Романов, Л.В.Храмков. Куйбышев, Книж. Изд-во, 1984. 286 с.
2. Востриков, В.Н. Стилистические и композиционно-художественные особенности сталинской эпохи в градостроительной системе главных площадей Самары // Известия Самарского научного центра РАН. (Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки). Т.14, №2(6). Самара, 2012. С. 1593-1595.
3. Басс, А.Я. Из истории художественного оформления города Самара 1918-1932 годов // Международные конференции худож. музеев 1998 и 1999 годов. Наследие - современность. Самара, Самарский областной худож. музей, 2000. С. 160-171.
4. См.: Два праздника // Коммуна. 1921. №710. 1 мая. С.1.
5. Художники города Куйбышева. Л., Художник РСФСР, 1965. С. 1-2.
6. Агитмассовое искусство Советской России. Материалы и документы: Агитпоезда и агитпароходы. Передвижной театр. Политический плакат. 1918-1932: в 2-х тт. / под ред. В.П.Толстого; авт.-сост. И.М.Бибикова, Н.И.Бабурина, Н.И.Левченко. М., Искусство, 2002. 298 с.
7. Памятники истории и культуры Куйбышевской области / ред. коллегия: Н.Н.Попов, В.С.Романов, Л.В.Храмков. Куйбышев, Книж. Изд-во, 1984. 286 с.
8. Хан-Магомедов, С.О. Архитектура советского авангарда: Книга первая. Проблемы формообразования. Мастера и течения. М., Изд-во Стройиздат, 1996. С.53.
9. Тугенхольд, Я.А. Искусство октябрьской эпохи. Л., Academia, 1930. С. 16.
10. Праздник 2-ой годовщины Октябрьской революции // Коммуна. 1919. № 272. 7 нояб. С. 4.
11. См.: 1 мая в Самаре // Коммуна. 1919. № 110. 3 мая. 4 с.
12. Басс, А.Я. Путь в семь десятилетий // Изобразительного искусства мастера: Страницы художественной жизни Куйбышевской области. Куйбышев, Книж. Изд-во, 1985. С. 23-64.
13. Хазанова, В.Э. Советская архитектура первых лет Октября. М., Наука, 1970. 216 с.
THE ART OF REVOLUTION OF THE FIRST YEARS OF OCTOBER IN SAMARA
© 2017 V.N.Vostrikov
Vladimir N. Vostrikov, associate Professor of the Chair of Design. E-mail: [email protected]
Institute of architecture and construction of Samara state technical University. Samara, Russia
In the article the period of formation and development of art after the October revolution in Samara is considered. Researched issues relate to decoration and festive decorations of the main streets and squares, public events. The prevailing trends in the work of the Proletkult and artists subject to revolutionary tasks are observed. The main creative focus in creation of art objects of an era, stylistic orientation in accordance with plans of monumental propaganda in transformation of the city is considered. Special attention is paid to the massing and plastic solution of new monuments as an important ideological and semantic part in decorating the areas of the Revolution and the name of V.I.Chapaev, the street of Kuibyshev. Formal and aesthetic searches in the considered period of time with the destruction of stereotypes in the art and monumental design with innovative approach of an art and decorative form to the current architectural appearance of the city is revealed. Keywords: artwork, monumental propaganda, decoration of the city, mass agitation culture, art allegory, plastic expressiveness.
1. Pamyatniki istorii i kul'tury Kuibyshevskoi oblasti (Historical and cultural monuments of the Kuibyshev Region) / red. kollegiya: N.N.Popov, V.S.Romanov, L.V.Khramkov. Kuibyshev, Knizh. Izd-vo, 1984. 286 s.
2. Vostrikov, V.N. Stilisticheskie i kompozitsionno-khudozhestvennye osobennosti stalinskoi epokhi v gradostroitel'noi sisteme glavnykh ploshchadei Samary (Stylistic and composite and art features of a Stalin era in the town-planning system of Samara main squares). Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra RAN. (Sotsialnye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki). T.14, №2(6). Samara, 2012. S. 1593-1595.
3. Bass, A.Ya. Iz istorii khudozhestvennogo oformleniya goroda Samara 1918-1932 godov (From the history of Samara city decorating in 1918-1932). Mezhdunarodnye konferentsii khudozh. muzeev 1998 i 1999 godov. Nasledie -sovremennost. Samara, Samarskii oblastnoi khudozh. muzei, 2000. S. 160-171.
4. Sm.: Dva prazdnika (Two holidays). Kommuna. 1921. №710. 1 maya. S.1.
5. Khudozhniki goroda Kuibysheva (Artists of the Kuibyshev city). L., Khudozhnik RSFSR, 1965. S. 1-2.
6. Agitmassovoe iskusstvo Sovetskoi Rossii. Materialy i dokumenty: Agitpoezda i agitparokhody. Peredvizhnoi teatr. Politicheskii plakat (Mass-agitation art of the Soviet Russia. Materials and documents: Propaganda trains and propaganda ships. Fit-ups. Political poster). 1918-1932: v 2-kh tt. / pod red. V.P.Tolstogo; avt.-sost. I.M.Bibikova, N.I.Baburina, N.I.Levchenko. M., Iskusstvo, 2002. 298 s.
7. Pamyatniki istorii i kul'tury Kuibyshevskoi oblasti (Historical and cultural monuments of the Kuibyshev Region) / red. kollegiya: N.N.Popov, V.S.Romanov, L.V.Khramkov. Kuibyshev, Knizh. Izd-vo, 1984. 286 s.
8. Khan-Magomedov, S.O. Arkhitektura sovetskogo avangarda: Kniga pervaya. Problemy formoobrazovaniya. Mastera i techeniya (Architecture of the Soviet avant-garde: First book. Shaping problems. Masters and currents). M., Izd-vo Stroiizdat. 1996. S.53.
9. Tugenkhol'd, Ya.A. Iskusstvo oktyabr'skoi epokhi (Art of an October era). L., Academia, 1930. S. 16.
10. Prazdnik 2-oi godovshchiny Oktyabr'skoi revolyutsii (Holiday of the 2nd anniversary of the October revolution). Kommuna. 1919. № 7, noyab. 4 s.
11. Sm.: 1 maya v Samare (1st of May in Samara). Kommuna. 1919. № 110, 3 maya. 4 s.
12. Bass, A.Ya. Put' v sem' desyatiletii (The way to seven decades). Izobrazitelnogo iskusstva mastera: Stranitsy khudozhestvennoi zhizni Kuibyshevskoi oblasti. Kuibyshev, Knizh. Izd-vo, 1985. S. 23-64.
13. Khazanova, V.E. Sovetskaya arkhitektura pervykh let Oktyabrya (Soviet architecture of the first years of October). M., Nauka, 1970. 216 s.