Научная статья на тему 'Монумент в общественном пространстве Нижнего Новгорода'

Монумент в общественном пространстве Нижнего Новгорода Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
509
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНУМЕНТ / СКУЛЬПТУРА / ПАМЯТНИК / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / НИЖНИЙ НОВГОРОД / MONUMENT / SCULPTURE / STATUE / PUBLIC SPACE / NIZHNY NOVGOROD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гельфонд Анна Лазаревна

The article discusses the role of a monument in the formation of the public space in Nizhny Novgorod. The memorials under study are the objects of cultural heritage included into the unified public register of historic and cultural monuments of the peoples of the Russian Federation. The author describes in detail the history of creation of individual monuments and their composition features. The article includes photos made by the author.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Monument in the Public Space of Nizhny Novgorod

The article discusses the role of a monument in the formation of the public space in Nizhny Novgorod. The memorials under study are the objects of cultural heritage included into the unified public register of historic and cultural monuments of the peoples of the Russian Federation. The author describes in detail the history of creation of individual monuments and their composition features. The article includes photos made by the author.

Текст научной работы на тему «Монумент в общественном пространстве Нижнего Новгорода»

Монумент в общественном пространстве Нижнего Новгорода

А.Л.Гельфонд

Нижний Новгород - один из крупнейших российских городов, издревле известный своими природными и рукотворными богатствами, - сохранил единственный дореволюционный монумент - обелиск в честь руководителей народного ополчения 1612 года Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского в Нижегородском кремле, выполненный скульптором П.И.Мартосом и архитектором А.И. Мельниковым в 1828 году (рис. 1). Все остальные памятники появились в городе значительно позже - через 100 лет. В 1927 году был открыт памятник Ленину в Сормове, в 1930-м - монумент «Героям и мученикам Революции 1905 года», в 1940-м - памятник Чкалову, в 1952-м - Горькому, в 1970-м - Ленину на площади Ленина, в 1987-м - Нестерову, в 1989-м - Минину. И далее: в 2005 году - памятник Минину и Пожарскому на площади Народного Единства, в 2009-м - памятник основателю города князю Георгию Всеволодовичу и его духовному наставнику Симону...

Таким образом, роль памятника как организатора открытого общественного пространства определилась в древнем городе достаточно недавно: в советскую и постсоветскую эпоху. Его монументы (кроме созданных в 2005 - 2009 годах) включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. При общем мемориальном значении и разном градостроительном положении эти разновеликие и

Рис. 1. Обелиск, установленный в честь руководителей народного ополчения 1612 года Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского в Нижегородском кремле. Скульптор П.И. Мартос, архитектор А.И. Мельников, 1828 год

разномасштабные объекты достойно играют отведенную им роль некоего объединяющего начала для разнохарактерного окружения. Проследим историю нижегородских монументов и сформированных ими общественных пространств на примере ряда памятников, по которым в Архитектурной мастерской ННГАСУ выполнялись паспорта ОКН.

15 марта 1927 года известному нижегородскому архитектору А.А.Яковлеву (1879-1951) было направлено письмо за № 1231 от президиума Сормовского районного исполнительного комитета Совета рабочих и крестьянских депутатов о сооружении в городе Сормово памятника жертвам Революции 1905 года. Комиссия по постройке памятника сообщала следующее:

«1. Памятник предположено поставить по улице Коминтерна, угол ул. Баррикад - напротив школы № 7.

2. Вокруг памятника необходимо создать сквер.

3. Идея памятника: баррикадная борьба 1905 года в Сормово и память погибшим во время восстания 1905 года. После 1905 года борьба подпольного характера, увенчавшаяся победой рабочих в 1917 году.

4. Фигура В.И. Ленина на пьедестале - призыв к борьбе в 1917 году.

5. Комиссия не будет возражать, если на пьедестале будут слова В.И. Ленина: “1905 год - это генеральная репетиция...” и другие лозунги, связанные с развитием борьбы с царизмом.

Имея в виду срочность сооружения памятника, комиссия просит Вас дать ей эскиз памятника и его приблизительную стоимость, принимая во внимание, что фигура В.И. Ленина будет заказана на заводе; высота 3 аршина, а пьедестал должен быть сооружен из местных материалов, а также и условия Вашего участия в проектировании памятника» [1].

9 августа 1927 года в городе Сормово Нижегородской губернии состоялся президиум Сормовского районного исполнительного комитета Совета рабочих и крестьянских депутатов. На нем комиссией по празднованию десятой годовщины Октябрьской революции был принят проект памятника В.И.Ленину, представленный архитектором А.А.Яковлевым. Президиум отправил архитектору письмо с просьбой «принять на себя разработку чертежей и сметы, что желательно получить как можно скорее, чтобы не задержать начало работ по сооружению памятника». В этом же письме архитектора просили связаться с московскими или ленинградскими скульпторами относительно выполнения скульптурных работ. Просили также при разработке чертежа и сметы принять

во внимание экономию. Стоимость сооружения без статуи Ленина не должна была, по мнению комиссии, превышать

10 000 рублей [1].

7 сентября 1927 года на заседании комиссии обсуждался вопрос об утверждении «проекта памятника В.И.Ленину и борцам, погибшим в Революцию 1905 года, составленного художником Яковлевым». Постановили проект памятника одобрить и выразили пожелание, чтобы постамент в основном был каменный, с облицовкой гранитом или гранитным песком. Президиуму Райисполкома было поручено срочно приступить к сооружению памятника, чтобы закончить его к 7 ноября - дню десятой годовщины Октября [1]. Тогда же была составлена предварительная смета на его строительство, которая включала стоимость материалов и всех видов работ, кроме изготовления фигуры Ленина и ее установки, и составляла 7476 руб. 04 коп. Производство работ по возведению памятника было поручено технику Н.В.Рымаренко, который стал родоначальником династии известных нижегородских архитекторов.

Памятник Ленину был установлен в Сормове в 1927 году на улице Коминтерна. Авторы проекта - скульптор В.В. Козлов, архитектор А.А. Яковлев (рис. 2). Бронзовая скульптура является авторским повторением скульптуры Ленина, выпол-

ненной Козловым на памятнике перед Смольным институтом в Санкт-Петербурге. Постамент символизирует баррикаду: именно здесь, в центре большого рабочего района Сормово, тогда города Сормово Нижегородской губернии, в декабре 1905 года, в дни вооруженного восстания сормовских рабочих, шли ожесточенные баррикадные бои.

Из кирпича на цементном растворе были сложены цоколь и постамент 2х2х2,8 м на кирпичном фундаменте, обелиск 1,2х0,7х3,9 м, трибуна и пьедестал под фигуру (рис. 3). Вся поверхность памятника - цоколь, постамент, обелиск, трибуна и пьедестал, а также все горизонтальные плоскости были оштукатурены цементным раствором. Цоколь и постамент - по гладкой штукатурке гранитной крошкой под естественный гранит с насечкой; обелиск, трибуна и пьедестал - мраморной крошкой с насечкой. Памятник представляет собой динамичную композицию: бронзовая фигура Ленина на квадратном бронзовом плинте возвышается на ступенчатом пьедестале - трибуне на фоне обелиска в форме призмы. Трибуна и обелиск обрамлены ступенчатым рустованным постаментом, установленным на цоколе, облицованном черным шлифованным гранитом. Простые геометрические формы сложены архитектором в выразительную композицию: развиваясь в перпендикулярных направлениях и набирая высоту, уступы плоскостей создают

Рис. 2, 3. Памятник В.И. Ленину в Сормове. Скульптор В.В. Козлов, архитектор А.А. Яковлев, 1927 год. Фото слева предоставлено М.Р.Рымаренко из личного архива его семьи

3 2013 53

общее впечатление спирали, символизирующей поступательное движение и устремленность в будущее. В то же время памятник вызывает прямые ассоциации с баррикадами, имитируя спонтанное нагромождение объемов [2]. Мемориал, формирующий центр небольшого сквера, воспринимается на фоне деревьев и как бы удерживает достаточно камерное общественное пространство. В отличие от следующего объекта, которому отводится важная роль в формировании речной панорамы города.

Памятник легендарному летчику-испытателю, Герою Советского Союза Валерию Павловичу Чкалову (скульптор И.А.Менделевич, архитекторы В.С.Андреев и И.Г.Таранов) был установлен в 1940 году на Верхневолжской набережной. Его особое градостроительное значение определяется расположением на очень красивом и достропримечатель-ном месте, рядом с Георгиевской башней Нижегородского кремля, на пересечении площади Минина и Пожарского с Верхневолжской набережной - видовой площадке Волжского откоса (рис. 4). От памятника к Нижневолжской набережной спускается монументальная Чкаловская лестница, которая была построена в 1948 году в ходе восстановительных работ после Великой Отечественной войны (архитекторы Л.Руднев, В.Мунц, А.Яковлев). Памятник Чкалову связывает в единый

ансамбль природные и исторические элементы окружения. Близость реки, крутой рельеф, широкие просторы, древний Кремль, террасами спускающийся к реке, сочетание средневековой радиально-полукольцевой и прямоугольной конца XVIII века планировочных структур, разновременная застройка набережной и площади - все это характеризует уникальное общественное пространство. Памятник Чкалову, высота которого сопоставима с высотой стен кремлевской Георгиевской башни, является его доминантой. С Волги скульптура воспринимается как силуэт на высоком речном откосе, который она органично дополняет. Таким же силуэтом на фоне неба она видится издалека со стороны главной пешеходной улицы Большой Покровской при выходе на площадь Минина и Пожарского и от Верхневолжской набережной, только по мере приближения к памятнику прочитываются его детали [3].

Цельная, завершенная композиция: на небольшом искусственном холме, засаженном газонной травой и цветами, высится бронзовая фигура на цилиндрическом пьедестале, лицом обращенная к площади Минина и Пожарского (рис. 5). Облицованный черным полированным гранитом пьедестал трактуется как гранитная колонна, в основании которой выполнена профилированная база из трех разновысоких ступеней. Ступени ритмически набирают высоту от нижней, самой

Рис. 4-6. Памятник В.П.Чкалову на площади Минина и Пожарского. Скульптор И.А.Менделевич, архитекторы В.С.Андреев и И.Г.Таранов, 1940 год

54 3 2013

широкой и низкой, к верхней - самой узкой и высокой. Это придает дополнительную динамику общей композиции [3]. На полированной поверхности пьедестала выбиты контуры карты Северного полушария (рис. 6). Маршруты легендарных перелетов В.П. Чкалова на Дальний Восток и через Северный полюс в Америку обозначены на карте пунктирной линией из стальной полосы.

К сожалению, значительная часть стальных полосок, обозначавших трассу перелета, цветные розетки на ней из специального твердого состава, прикрепленные к камню на латунных шпеньках, а также красная звезда из яшмы, обозначавшая Москву - начало полета, ныне утрачены.

Авторы памятника Чкалову в Нижнем Новгороде изобразили летчика в момент перед полетом, словно он взглянул на город на прощанье. Чкалов часто бывал в Нижнем Новгороде - городе Горьком. Любимым местом Валерия Павловича был Нижегородский откос. Существует легенда, что в один из приездов вместе со своим другом, скульптором И.А.Менделевичем, они обсуждали возможное место для памятника А.М.Горькому - около Георгиевской башни Кремля. Но история распорядилась иначе: на этом месте был установлен памятник самому Чкалову в 1940 году, через два года после его гибели.

Всесоюзный конкурс на проекты памятников великому русскому писателю, уроженцу Нижнего Новгорода, А.М. Горькому для установки в Москве, Ленинграде и Горьком был объявлен в 1939 году. Победил проект В.И. Мухиной. Известный советский скульптор создала образ молодого Горького в период его жизни в Нижнем Новгороде на заре рабочего движения в России (рис. 7). Реализации проекта помешала начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война. После ее завершения Мухина возвратилась к работе над памятником. По первоначальному замыслу, он должен был стоять на Волжском откосе, формируя речную панораму. Теперь же здесь стоял памятник Чкалову.

Новое место, соответствующее идее установки «на утесе», нашлось на крутом окском берегу, в районе современной улицы Суетинской. В 1945 году Мухина с помощниками Зеленской и Ивановой приехала в Горький уточнить положение будущего монумента [4]. От статуи А.М. Горького должна была спускаться монументальная лестница к Окскому мосту. Предполагалось создать принципиально новую визуальную и смысловую пространственную взаимосвязь нагорной и заречной частей. В проекте предусматривалось развитие композиции, создание фигур героев произведений писателя: матери, поднимающей революционное знамя, Данко с пылающим сердцем и птицы-буревестника. Но тогда это

Рис. 7-9. Памятник А.М.Горькому на площади Горького. Скульптор В.И.Мухина, архитекторы В.В.Лебедев, П.П.Штеллер, 1952 год

3 2013 55

живописное место, вдохновлявшее скульптора, было не благоустроено и удалено от центра города. Городские власти настаивали на переносе памятника ближе к центру, на площадь 1 Мая (с 1952 года - площадь Горького).

Мухиной не было близко это решение: по первоначальному замыслу, памятник должен был формировать не интерь-ерное закрытое пространство площади, а как бы парить над бесконечными просторами. Архитектурная его композиция была для Веры Мухиной памятью о погибшем на фронте архитекторе Сергее Замкове - авторе первого проекта постамента из гранитных полированных блоков, который будто вырастал из стилизованной скалы. «Если судьба даст мне продолжить памятник Максиму Горькому, - писала она, узнав о гибели Сергея Андреевича, - я постараюсь сохранить все от его архитектурного проекта» [4]. Для постановки скульптуры на площади необходимо было переделывать пьедестал в соответствии с масштабом окружающих трех-, пятиэтажных домов и жестко заданными границами пространства. Для проектирования памятника были привлечены архитекторы В.В.Лебедев и П.П.Штеллер. Скульптору пришлось срезать почти два метра пьедестала, чтобы приблизить фигуру М.Горького к зрителю, сохранив пропорции. Высота фигуры и постамента стали почти равными [4].

В начале 1950-х годов в институте «Горпроект» выполнялись проекты застройки крупных градостроительных узлов города Горького - площадей Горького, Свободы, Революции, магистралей городского значения. Из воспоминаний Заслуженного архитектора РФ, Почетного члена РААСН Ю.Н.Бубнова (1918-2005): «В 1951 году началась реконструкция площади М. Горького. На площади разбит большой сквер. В верхней его части на пересечении осей четырех улиц установлен памятник писателю М.Горькому... Площадь предполагалось застроить шести-, семиэтажными жилыми домами в стиле итальянского Возрождения, а угол ул. Горького и Новой закрепить 16-этажной башней со шпилем. Однако по этому проекту в 1954 году был построен только один дом № 2 с книжным магазином в первом этаже» [5].

Открытие памятника Максиму Горькому состоялось 2 ноября 1952 года. В сентябре следующего года возле памятника был разбит сквер по проекту архитекторов В.В.Лебедева и П.П.Штеллера. Цельная, завершенная композиция сквера состоит из трех частей. На небольшой, засаженной газонной травой площадке из гранитной скалы на высоком четырехгранном пьедестале вырастает бронзовая фигура Максима Горького, обращенная лицом к площади. Постамент памятника изготовлен из мелкозернистого зеленовато-черного габбро (черный гранит). Постамент высотой 6,7 м в виде скалы, переходящей в призму, состоит из 14 отдельных блоков различной величины.

Памятник находится в центре верхней части сквера, занимающего островное положение на площади Горького и окруженного транспортными магистралями (рис. 8). В плане сквер имеет форму вытянутого прямоугольника со

скругленными углами, ориентированного с северо-востока на юго-запад, и регулярную планировочную структуру, симметричную относительно продольной оси, совпадающей с главной улицей города - Большой Покровской. В поперечном направлении пространство имеет трехчастную композицию. Главная, верхняя часть сквера, в которой расположен памятник, преднамеренно отделена от основного его пространства полосой кустарника и дополнительно несколько приподнята.

Согласно паспорту ОКН, «объемно-пространственная композиция сквера имеет выраженный "интерьерный" характер; по периметру он обсажен рядом высоких лип и елей, кроны которых ограждают его снаружи. Юго-западный вход фланкируют раскидистые дубы, которые служат фоном для памятника А.М. Горькому. Внутренний периметр насаждений образуют деревья ценных пород. Центральная часть сквера решена в виде партера с газонами и цветниками» [6]. В то же время роль памятника М. Горькому как организатора пространства выходит за рамки формирования «интерьера» площади: памятник фиксирует точку пересечения осей четырех улиц: Большой Покровской, Максима Горького, Костина и Новой (рис. 9). Кроме того, скверу на площади Горького отводится роль своеобразной границы между нижней пешеходной и верхней транспортной частями улицы Большой Покровской, и именно бронзовая фигура писателя обозначает эту границу.

Памятник выдающемуся российскому военному летчику Петру Николаевичу Нестерову установлен в 1987 году по проекту скульпторов И.М.Рукавишникова, А.И.Рукавишникова и архитектора Ю.Н.Воскресенского в честь 100-летия со дня рождения Нестерова. Памятник находится в сквере, расположенном вдоль улицы Нестерова на ее пересечении с Верхневолжской набережной. Проект благоустройства сквера им. Нестерова был выполнен в институте «Горьковграждан-проект» в составе рабочего проекта гостиницы «Октябрьская» в 1982 году и изначально предполагал постановку памятника перед главным входом в здание. Позже при реализации генерального плана были учтены также проектные предложения архитектора Воскресенского по организации целостного ансамбля памятника.

История создания памятника Нестерову, по воспоминаниям В.В.Воронкова - главного архитектора города Горького (1966-1986), Заслуженного архитектора РФ, Почетного члена РААСН, - началась с проведения ряда конкурсов, не давших окончательных результатов. Ситуацию усугубляло отсутствие финансирования объекта. Только в 1983 году вышло постановление Министерства культуры РСФСР о разрешении проектирования памятника, и, как уже говорилось, в 1987 году, к 100-летию со дня рождения выдающегося летчика, памятник был возведен. Известные московские скульпторы Рукавишниковы - народные художники России, представители знаменитого нижегородского купеческого рода - выполнили скульптуру в 1983-1985 годах. Бронзовая фигура летчика высотой 4,3 м на круглом в плане пьедестале, установленная на 4,5-метровом граненом (10-гранном) по-

стаменте, облицованном шлифованными плитами из серого гранита, обращена лицом на Верхневолжскую набережную. Объемная композиция рассчитана на целостное восприятие со всех сторон, с ближних и дальних точек. Цилиндрический объем постамента и стройная фигура выполнены как единая вертикаль (рис. 10), которая обозначает начало партерной зелени сквера по продольной оси памятника. Экспрессию произведению придает скульптурно выполненная офицерская накидка.

Бронзовая фигура на высоком граненом постаменте является центром ансамбля сквера им. П.Н.Нестерова. Сквер начинается на Верхневолжской набережной, имеет линейную, протяженную композицию и завершается церковью Во имя иконы Всех Скорбящих Радость. К нему обращен фасад гостиницы «Октябрьская» с главным входом (рис. 11). Памятник Нестерову - центральная фигура ансамбля, в который входят четыре бронзовые стелы и модель военного самолета «Ньюпор-4», а также элементы окружения [7]. Автором стел

Рис. 10-13. Памятник П.Н.Нестерову в сквере его имени. Скульпторы И.М.Рукавишников, А.И.Рукавишников, архитектор Ю.Н.Воскресенский, 1987 год

3 2013 57

и эскизов генерального плана благоустройства сквера является московский архитектор Ю.Н.Воскресенский. В 1990 году именно он предложил установить на бровке откоса модель военного самолета «Ньюпор-4». Бронзовые стелы символизируют крылья самолета или лопасти винта. На стелах выполнены рисунки и тексты, отображающие памятные события и основные даты жизни Нестерова (рис. 12). Модель военного самолета «Ньюпор-4» (на таком в 1914 году знаменитый летчик совершил «мертвую петлю», названную позже его именем) установлена в некотором отдалении -на смотровой площадке на бровке Волжского откоса (рис. 13). С одной стороны, этот ансамбль рассчитан на камерное восприятие, с другой - обозначает начало Октябрьского бульвара, которому в генеральном плане города была отведена особая роль - связать Верхневолжскую набережную с главной пешеходной улицей Большой Покровской, или прямоугольную планировочную структуру конца XVIII века с радиально-полукольцевой средневековой.

Памятник В.И.Ленину на площади Ленина (скульптор Ю.Г.Нерода, архитекторы В.В.Воронков, Ю.Н.Воскресенский) определяет большое общественное пространство - 17-метровая бронзовая скульптура на пьедестале из серого гранита

Рис. 14,15. Памятник В.И.Ленину на площади Ленина. Скульптор Ю.Г.Нерода, архитекторы В.В.Воронков, Ю.Н.Воскресенский, 1970 год

воспринимается со всех точек площади, при транспортном движении по улице Советской. Играя доминантную роль в панораме реки Оки, объект визуально связывает нагорную и заречную части города. Памятник был сооружен к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина и открыт 19 апреля 1970 года (рис. 14).

Из рассказа автора памятника, Почетного члена РААСН, Заслуженного архитектора РФ, профессора ННГАСУ В.В.Во-ронкова: «В 1967 году вышло Постановление ЦК КПСС и Совмина о сооружении в г. Горьком памятника Ленину. В начале 1968 года возник вопрос, где ставить памятник? Руководство города и области высказало предложение - поставить памятник на пл. Ленина. В это время там еще оставались торговые ряды времен А.А.Бетанкура. В этих рядах жили люди, приехавшие в город из сел области. Сносили торговые ряды с помощью танков - были фотографии. Минкультуры СССР назначил для выполнения статуи Ленина скульптора Юрия Георгиевича Не-роду. Он приехал в Горький, и начались работы. Локомотивное депо на Октябрьской железной дороге было свободным. Его дали Нероде. Там он лепил скульптуру в натуральную величину. Все художественные советы проводили обком партии и Министерство культуры...»

Высотные характеристики памятника были выверены архитекторами Воронковым и Воскресенским на месте после установки макета в натуральную величину из фанеры. В результате была определена высота постамента - 8 м. Облицован он серым гранитом, который в 1969 году Воронков отбирал на Ярцевском карьере в отрогах Карпат. «Отливка бронзовой скульптуры, - вспоминал он, - велась на заводе “Монумент-скульптура” в Ленинграде. 29 октября 1969 года состоялся прием скульптуры в Ленинграде. В Горький были привезены три части. Сборка производилась на месте. Ленинградская бригада монтажников подгоняла камень».

Асимметричная композиция монумента - статуя Ленина со скульптурной группой из четырех бронзовых фигур (рабочий с серпом и молотом в руках и красноармейцы, несущие знамя), выполненной несколько позже из-за необходимости «удержать» очень большую габаритами площадь с ее разнохарактерным окружением. По генеральному плану города, на площадь выходил бульвар Мира, запроектированный в институте «Горьковгражданпроект» в 1968 году (архитекторы Б.С.Нелюбин, В.Я.Ковалев). Первоначальная ширина бульвара - 100 м. На набережной в этом месте должна была встать вертикальная стенка, отмечающая поворот Оки с меридионального на широтный (не была выполнена). На площади предполагалось построить кинотеатр, запроектированный ЦНИИЭП зрелищных зданий. Проект не был осуществлен. Ансамбль площади до сих пор выглядит незавершенным. Сейчас характеристики пространства площади несколько изменились: на бульваре Мира появились крупномасштабные 16-этажные жилые дома (архитектор Е.Пестов); проведена реконструкция гостиницы, построенной в 1970 году по проекту архитекторов Б.С.Нелюбина, В.Я. Ковалева, Ю.И.Коновалова

и В.В.Воронкова; главный ярмарочный дом (архитекторы А.И.Фон Гоген, А.Е.Трамбицкий, К.Г.Трейман, 1890) отделен от площади ярмарочными павильонами (рис. 15). Но сохранилось главное - широкий панорамный вид с верхней части города.

Нижний Новгород - уникальный город с точки зрения визуальных пространственных взаимосвязей, отдельные его места обладают поистине безграничными характеристиками пространства. С видовой площадки от памятника Чкалову в центре города открываются заволжские дали с уходящей в бесконечность перспективой полей и лесов. С левого берега Оки видна гора с разновременной исторически сложившейся застройкой, по которой можно проследить периоды развития нижегородской архитектуры. В то же время открытые общественные пространства Нижнего Новгорода дисперсны, отсутствует их непрерывная сеть. Именно монументу - объекту настоящей статьи - отводится роль объединяющего начала в общественном пространстве, где он расположен, а также связующего, синтезирующего элемента, своего рода замкового камня для отдельных фрагментов городской среды. Вне зависимости от своих физических параметров и места, какое он формирует, - камерное пространство небольшого сквера или весь город, обеспечивая визуальную связь заречной и нагорной частей, - памятник является смысловой доминантой в организации пространства. Это объясняется, в частности, тем, что он, возведенный в честь исторической личности или исторического события, всегда поименован, а поименованный объект воспринимается иначе, чем безымянный. Исторический, литературный и иные контексты, идеологический и психологический аспекты обеспечивают жизнеспособность общественного пространства, обозначенного произведением монументальной скульптуры (рис. 16).

Литература

1. ГКУ ЦAНО, Ф.Р.- б192, оп. 1, ед. хр. 29. Л. 8, 9, 11.

2. Памятник В.И. Ленину, паспорт ОКН, сост. AJ. Гель-фонд, 2010.

3. Памятник В.П. Чкалову, паспорт ОКН, сост. AJ. Гель-фонд, 2010.

4. Памятник A^. Горькому, паспорт ОКН, сост. Д.И. Иванов, 2010.

5. Бубнов Ю.Н., Орельская О.В. Aрхитектура города Горького: очерки истории. 1917-1985. Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 198б.

6. Сквер на пл. Горького, паспорт ОКН, сост. A.В.Лисицына, 2010.

7. Памятник Н.П.Нестерову (ансамбль памятника летчику П.Н.Нестерову), паспорт ОКН, сост. A^. Гельфонд, 2008.

Literatura

1. GKU ZANO, F.R.- б192, op. 1, ed. hr. 29. L. 8, 9, 11

2. Pamjatnik V.I. Leninu, pasport OKN, sost. A.L. Gelfond, 2010.

3. Pamjatnik V.P. Chkalovu, pasport OKN, sost. A.L. Gelfond, 2010.

4. Pamjatnik A.M. Gorkomu, pasport OKN, sost. D.I. Ivanov, 2010.

5. Bubnov Yu.N., Orelskaja O.V. Architektura Nizhnego Novgoroda: о^єгИ istorii. 1917 - 1985. Gorkij : Volgo-Vjatskoe knizhnoe izdatelstvo, 198б.

6. Skver na pl. Gorkogo, pasport OKN, sost. A.V. Lisizina, 2010.

7. Pamjatnik P.N. Nesterovu ^nsambl pamjatnika letchiku P.N. Nesterovu), pasport OKN, sost. A.L. Gelfond, 2008.

The Monument in the Public Space of Nizhny Novgorod.

By A.L.Gelfond

The article discusses the role of a monument in the formation of the public space in Nizhny Novgorod. The memorials under study are the objects of cultural heritage included into the unified public register of historic and cultural monuments of the peoples of the Russian Federation. The author describes in detail the history of creation of individual monuments and their composition features. The article includes photos made by the author.

Ключевые слова: монумент, скульптура, памятник, общественное пространство, Нижний Новгород.

Key words: monument, sculpture, statue, public space, Nizhny Novgorod.

Рис. 16. Памятник К.Минину и Д.Пожарскому

на площади Народного Единства. Скульптор З.К. Церетели,

архитекторы А.Л.Гельфонд, Ю.Н.Карцев, М.В.Дуцев,

2005 год

3 2013 59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.