Научная статья на тему 'Главное здание Казанского университета в ансамбле центрально-исторических площадей Казани'

Главное здание Казанского университета в ансамбле центрально-исторических площадей Казани Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
7087
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНСАМБЛЬ / ПРОСТРАНСТВЕННО-ПЛАНИРОВОЧНОЕ РЕШЕНИЕ / КОМПОЗИЦИЯ / METHODIC / ARCHITECTURAL GRAPHICS / AQUARELLE / MONUMENT OF ARCHITECTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Куприянов В. Н., Агишева И. Н.

В пространственно-планировочном строе исторической части Казани заложены великолепные градостроительные идеи XVIII-XIX веков ансамблевого урегулирования города. Такими зодчими, как В. Кафтырев, Е. Емельянов, Н. Пятницкий, М. Коринфский последовательно развивалась идея пространственного и художественного единства Кремлевской улицы с центральными площадями города. Осуществленная не полностью, эта идея ждет своей реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main building of Kazan University in the ensemble of central historical squares of the Kazan city

The significance of the successive evolution of the central historical core of the Kazan city is indisputable. The spatial-planning ideas, that was filled in the first general plan of the city that was designed by architect V. Kaftyrev and that was implemented by himself and followed architects, has been embodied in the beautiful architectural creations, that decorates the historical core of the city. The ensemble of the Kazan University buildings, that was created by V. Korinfskyi, is one of this creations and it is considered as the best of them. The main part of this ensemble is the education building by N. Pyatnitsky. The consecutive successive building of this ensemble that was connected with the town-planning ideas of the first general plan has not fully realized as there was an economical difficulties. The architectural activity in the historical environment can, and may be should, contain the professional understanding of the accumulated problems, one of that is the problem of inclusion of university buildings in the spatial-planning ensemble of the city.

Текст научной работы на тему «Главное здание Казанского университета в ансамбле центрально-исторических площадей Казани»

УДК 720.001

Куприянов В.Н. - доктор технических наук, профессор

Е-mail: kuprivan@kgasu. ru

Агишева И.Н. - кандидат архитектуры, профессор

E-mail: [email protected]

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1

Главное здание Казанского университета в ансамбле центрально-исторических площадей Казани

Аннотация

В пространственно-планировочном строе исторической части Казани заложены великолепные градостроительные идеи XVIII-XIX веков ансамблевого урегулирования города. Такими зодчими, как В. Кафтырев, Е. Емельянов, Н. Пятницкий, М. Коринфский последовательно развивалась идея пространственного и художественного единства Кремлевской улицы с центральными площадями города. Осуществленная не полностью, эта идея ждет своей реализации.

Ключевые слова: ансамбль, пространственно-планировочное решение,

композиция.

Ценнейшую историко-культурную часть г. Казани составляет территория, на которой формировался средневековый город-крепость. Это историческое ядро города. Планировочной границей ядра в соответствие генеральным планом, разработанным и утвержденным во второй половине XVIII века, являются улицы Евангелистовская и Рыбнорядская, современные названия которых Татарстан и Пушкина. Эти улицы дугой охватывают городское ядро.

Особое значение в генеральном плане придано улице Рыбнорядской. Она расположена в тальвеге самого большого оврага, перерезающего южный склон верхнего плато города. В генеральном плане улица продолжена и, рассекая престижную часть города на верхнем плато, где размещаются некогда загородные, а в конце XVIII века уже городские владения городской знати, доведена до обрывистого берега реки Казанки. Здесь, на верхнем плато эта улица превращена в череду торжественных площадей, образующих городской центр.

Планировочным стержнем исторического ядра, расположенным на самых верхних отметках, является главная улица города - Воскресенская (современная Кремлевская). Г енеральный план доводит эту улицу до обрывистого края верхнего гребня, до того места, где внизу, в овраге, перпендикулярно ей расположена Рыбнорядская улица. Это одна из болевых точек генплана, автор которого архитектор В. Кафтырев не расшифровывает их решение. В этой точке в 1825 году по проекту архитектора Н. Пятницкого, ученика прославленного столичного архитектора А. Воронихина, воспитанного им в высоких традициях русского классицизма, сооружено главное здание Казанского университета.

Пятницкий приехал в Казань в 1820 году, приглашенный на должность университетского архитектора. Перед ним была поставлена задача - создать учебное здание в территориальных границах двух смежных владений, приобретенных в «казну» для университета. Выкупленные владения располагались в самом конце Воскресенской улицы, застроенной в соответствии с регламентами генерального плана. На красной линии ее застройки располагались главные здания владений - двухэтажные жилые дома, выстроенные в конце XVIII века.

Здание, стоящее в самом конце улицы, строилось по проекту губернского архитектора Ф. Емельянова вначале в качестве губернаторского дома, но затем строительство остановили.

По его же проекту была выполнена перепланировка дома под учебное заведение, и здание было достроено для гимназии. Здесь и расположилась в 1799 году Императорская Первая казанская гимназия.

Это было самое красивое и одно из самых больших зданий в городе. Оно было двухэтажным и имело трехосевую художественную композицию. Его центрально-осевая часть состояла из шестиколонного портика коринфского ордера, увенчанного высоким фронтоном, в тимпане которого были барельефные изображения символов науки и искусства - математические инструменты с глобусом и лира. За фронтоном возвышалась центральная часть с купольным завершением. Боковые оси формировались двухколонными крыльцами, оформленными пилястровыми ризалитами. Стены здания не имели никаких украшений, даже окна были выполнены без наличников.

Этим архитектурным творением Ф. Емельянов, ученик В. Кафтырева, мастера позднего барокко, заявил о себе, как о мастере раннего классицизма. В XVIII веке зданием Гостиного Двора он начал, а зданием Гимназии закончил формирование в этом высоком стиле правой стороны Воскресенской улицы.

В своем здании гимназия приютила Казанский университет, учрежденный императором Александром I в 1804 году, и разделяла с ним свои помещения до 1814 года, пока не была переведена в другое, специально для нее выстроенное здание.

Второй дом с конца улицы принадлежал казанскому вице-губернатору князю Тенишеву. В 1804 году он был выкуплен в «казну» для устройства в нем квартиры для губернатора. Но его не успели приспособить для губернаторского дома; здание было передано университету.

Перед архитектором Пятницким стояла в профессиональном плане чрезвычайно трудная задача. Архитектурное творение Емельянова обязывало ко многому. Следовало либо его сохранить и в подчинении ему создать университетский комплекс, либо создать нечто новое, архитектура которого должна превзойти своими качествами существующее здание. Пятницкий пошел по второму пути. Он объединил оба дома в единое здание длиной 160 метров. выполнив между ними вставку, которую несколько расширил в сторону двора. В ней он организовал центральное ядро здания с вестибюлем на первом этаже и университетской церковью - на втором. Существующие здания стали двумя крылами, исходящими из этого центра. Оба крыла предназначались для учебных зон, деканатов и ректората. План левого дома отвечал этому назначению, а план Тенишевского дома пришлось переделать, и его анфиладная система была заменена коридорной.

К фасаду Пятницкий пристроил три портика с колоннами ионического ордера: 12-колонный центральный и два 6-колонных боковых. Боковые портики Пятницкий расположил в концах здания, закрепив тем самым его торцы. Центрально-осевой строй этих портиков выделяет концы здания в самостоятельные, композиционно законченные элементы, как бы пристроенные к основному зданию. Оставшаяся часть здания с 12-колонным портиком в центре воспринимается также самостоятельным, композиционно законченным элементом.

Этой трехчастной композицией фасада Пятницкий добился многого. Главное -общий ритм архитектурных форм фасада скрыл его протяженность. Объемнокомпозиционная завершенность концов здания придает ему ансамблевые качества. Архитектура композиционных элементов здания с торжественным строем их величественных колонн с ионическими капителями и строгими формами антаблемента придает ансамблю монументальность. Активное выделение центрального композиционного элемента более длинной колоннадой портика и высоким, сложным по форме аттиком увеличивает масштаб двухэтажного здания, придает ему импозантность.

Вот таким сооружением высокой архитектуры архитектор Пятницкий одновременно и заканчивает формирование облика Воскресенской улицы в XIX веке, и закладывает совершенно новый крупный масштаб архитектурного формирования общественных городских пространств. 160 метровая длина учебного здания университета позволила Пятницкому заложить основу крупного масштаба комплекса внутреннего

университетского городка на территории двух выкупленных домовладений. На центральной оси выстроенного здания Пятницкий строил композицию ансамбля университетского городка с полукруглой площадью, в центре которой предполагал поставить в качестве пространственно-композиционного ядра ротонду с химической лабораторией и астрономическим кабинетом.

В 1832 г. архитектором университета становится М. Коринфский. Эстафета была передана в достойные руки. Этот мастер на новом высоком уровне осмыслил пространственно-планировочную идею Пятницкого и создал великолепный ансамбль университетского городка. Когда в центре университетского двора в 1847 году был установлен памятник Г. Державину, ансамбль Коринфского был блестяще завершен.

Следующей задачей Коринфского было далее развить градостроительную значимость творения Пятницкого и на этой основе решить градостроительную задачу, поставленную Кафтыревым в генеральном плане города. Такого грандиозного масштаба здание не могло замыкаться интерьером одной, пусть самой главной, улицы. По замыслу Коринфского его следовало включить в общий градостроительный ансамбль городского центра. Эту идею он осуществляет при проектировании здания университетской клиники.

Участок клинических зданий медицинского факультета располагался в самом конце застройки левой стороны Воскресенской улицы, напротив главного корпуса университета. Коринфский расчищает эту территорию, и новое здание клиники решает в 4 этажа, в плане по форме буквы «Г». Ставит его со значительным отступом от красной линии застройки Воскресенской улицы, длинным фасадом вдоль спуска с нее к Кузнечной площади (ныне - к Ленинскому саду). Значительным отступом от красной линии застройки Воскресенской улицы Коринфский создает возможность формирования площади между главным зданием университета и зданием клиники.

Университетский спуск идет по краю косогора и открыт хорошему обзору с расположенной внизу Рыбнорядской улицы. Но Кузнечная площадь, к которой он ведет, - это одно из самых неприглядных мест в городе. Ее территория, в центре которой расположено зловонное озеро, застроена кузницами и беднейшим жильем «Приказа общественного призрения». Она перманентно перетекает в овраги и буераки начала Лядской улицы (улицы Горького), косогоры которых застроены городской беднотой. Рыбнорядская улица оканчивается на подступах к этой территории в точке пересечения с Университетским спуском.

В соответствии с генеральным планом Рыбнорядской улице предстояло разрушить эту связь Кузнечной площади с территориями на овражистом склоне третьей террасы и развиться дальше на север, к берегу реки Казанки. Градостроительным документом ей определена ответственная роль главной улицы, выводящей центр города к просторам реки. Вдоль нее предполагается череда торжественных площадей, в одну из которых впоследствии должна превратиться и Кузнечная площадь.

Современные центрально-исторические площади, череда которых тянется вдоль улицы Пушкина, - это реализованные идеи, заложенные в разработанном В. Кафтыревым генеральном плане Казани. Следует отметить, что из всех этих площадей в первую очередь обрела свое назначение именно Кузнечная площадь. После пожара в 1842 г. она была надстроена (засыпано озеро, и ее отметки были подняты), благоустроена, а в 1890 г. на ее территории расположилась научно-промышленная выставка. По окончании выставки на ней был разбит сквер (современный сквер имени Ленина).

Коринфский, учитывая это градостроительное значение Рыбнорядской улицы и территории Кузнечной площади, примыкающей к ней, придает особую роль Университетскому спуску, связывающему эти общественные пространства с университетским ансамблем. Именно на Университетский спуск он ориентирует главный фасад клиники. Здесь располагается главный вход в здание, решенный полуротондой с колоннадой на первом этаже. Вход в короткое крыло клиники, обращенное к университету, Коринфский обогащает шестиколонным портиком. Площадь, которая образуется между главным университетским корпусом и зданием клиники, получает

центрально осевую композицию, закрепленную двенадцатиколонным портиком главного корпуса и шестиколонным портиком нового здания клиники.

Так, по замыслу Коринфского, улица Воскресенская, исходя из прикремлевской Ивановской площади, раскрытой к волжским просторам, парадно шествуя по гребню верхней террасы города, вливается в торжественную университетскую площадь, раскрытую к Рыбнорядской улице, и парадным Университетским спуском перетекает в систему площадей, устремленных к реке Казанке.

Университетский спуск Коринфский трактует также в качестве торжественного подъема к главному зданию университета. Он расположил клинику под таким углом, который дал возможность увидеть главное здание университета в динамике раскрытия его фасада. Здесь, с учетом ансамблевого строя этого здания, сделан акцент на шестиколонный портик его левого крыла, на который ориентирована планировочная ось Университетского спуска.

Таким образом, реализуя пространственно-планировочные идеи В. Кафтырева в урегулированном развитии Казани, развивая стилистико-художественный облик Воскресенской улицы, заложенный творчеством Ф. Емельянова и Н. Пятницкого, М. Коринфский придает этой главной улице города роль важной пространственно-планировочной связи центрально-исторических площадей и проектирует ансамбль университетской площади как часть общегородского ансамбля.

Однако, в целях удешевления строительства здание университетской клиники было возведено без портика и ротонды, а входы решены простыми крыльцами с навесами. Перед главным зданием университета вместо площади открытое пространство, а Университетский спуск, со временем застроенный по своему гребню, не получил решения, достойного той градостроительной роли, которую отводил ему архитектор.

Со строительством в 1978 году нового учебного корпуса для математических и гуманитарных факультетов и университетской библиотеки, выполненных со сносом исторической застройки, главное здание университета получило перед собой раскрытое пространство по всей своей длине. Оно живописно и разнопланово. Одни части его заросли высокоствольной зеленью и представляют собой тенистые скверы, другие озеленены партерно и предельно раскрыты.

Но нет в нем соответствия главному зданию университета, этому великолепному творению Пятницкого, достойному иметь перед собой пространство, архитектурно организованное с учетом его художественного строя.

Идея Коринфского о создании университетской клиники в ансамбле с творением Пятницкого достойна реализации. Для этого следует придать зданию клиники задуманный автором облик (т.е. завершить архитектуру портиком и ротондой), а раскрытое пространство решить торжественной площадью, созвучной облику обоих зданий с подчинением главному из них.

Следует также реабилитировать значение Университетского спуска в визуальном восприятии творения Пятницкого и в ансамблевой связи центрально-исторических площадей города.

Архитектурное творение Н. Пятницкого и градостроительные идеи Коринфского, воплощающие в ансамбль содержание генерального плана В. Кафтырева, достойны завершения в преемственном развитии центрально-исторического ядра Казани.

Список литературы

1. Фехнер М.В. Великие Булгары, Казань, Свияжск. - М.: Изд-во «Искусство», 1978. - 279 с.

2. Загоскин Н.П. История Казанского университета за первые сто лет его существования.

- Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1895. - 691 с.

Kupriyanov V.N. - doctor of technical since, professor

Е-mail: kuprivan@kgasu. ru

Agisheva E.N. - candidate of architecture, professor

E-mail: [email protected]

Kazan State University of Architecture and Engineering

The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1

The main building of Kazan University in the ensemble of central historical squares of the Kazan city

Resume

The significance of the successive evolution of the central historical core of the Kazan city is indisputable. The spatial-planning ideas, that was filled in the first general plan of the city that was designed by architect V. Kaftyrev and that was implemented by himself and followed architects, has been embodied in the beautiful architectural creations, that decorates the historical core of the city. The ensemble of the Kazan University buildings, that was created by V. Korinfskyi, is one of this creations and it is considered as the best of them. The main part of this ensemble is the education building by N. Pyatnitsky.

The consecutive successive building of this ensemble that was connected with the town-planning ideas of the first general plan has not fully realized as there was an economical difficulties.

The architectural activity in the historical environment can, and may be should, contain the professional understanding of the accumulated problems, one of that is the problem of inclusion of university buildings in the spatial-planning ensemble of the city.

Keywords: methodic, architectural graphics, aquarelle, monument of architecture.

References

1. Fehner M.V. Great Bulgary, Kazan, Svijazhsk. - M.: Publishers «Iskusstvo», 1798. - 279 p.

2. Zagoskin N.P. History of Kazan university in the first one hundred years. - Kazan:

Publishers of King’s University, 1895. - 691 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.