4 i шгн;i ii история архитектуры. шикилция
11 ГЕ КОНСТРУКЦИИ IIITO 141 КО-АРХИТЕКТУРНОГО NAt.iEiim
УДК 378.4(4/5)
М.Г. Зейферт - кандидат архитектуры, доцент А.М. Сагатдинова - аспирант E-mail: zeyfert@kgasu. ru
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И РОССИИ
АННОТАЦИЯ
Появление университетов в Западной Европе и России связано с ростом городов, налаживанием международных торговых связей и необходимостью грамотных специалистов. Наиболее благоприятной страной для формирования высших учебных заведений стала Италия, где в 1158 году был создан первый университет. Отличительной особенностью первых университетов стало сохранение традиций в образовании, культуре, отношении к университетским зданиям и ансамблям, являющимся памятниками архитектуры. В статье выявлены особенности планировочных структур первых университетов и определены первоначальные системы образования в России и за рубежом.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: формирование, университеты, первые, архитектура, Западная Европа, Россия.
M.G. Zeyfert - candidate of the architectural, associate professor
A.M. Sagatdinova - post-graduate student
Kazan State University of Architecture and Engineering
TENDENCIES OF ARCHITECTURAL FORMATION OF THE FIRST UNIVERSITIES IN THE WESTERN EUROPE AND RUSSIA
ABSTRACT
Occurrence of universities in the Western Europe and Russia is connected with growth of cities, adjustment of the international commercial relations and necessity for competent experts. Italy where in 1158 the first university has been created became the optimum country for formation of higher educational institutions. Preservation of traditions in formation, culture, the relation to university buildings and the ensembles which are monuments of architecture became distinctive feature of the first universities. In article features lay-outs structures of the first universities are revealed and initial education systems in Russia and abroad are defined.
KEYWORDS: formation, universities, the first, architecture, western Europe, Russia.
Любая система образования исторична, она весьма и весьма тесно связана с эволюцией общества. Определенной стадии развития каждого общества, как правило, соответствует и определенная система образования и воспитания. В каждом обществе существует свой механизм получения образования. Так, средние века в нашем сознании ассоциируются, прежде всего, с тремя институтами - Церковью, Империей и Университетом. Для каждой эпохи здания высших учебных заведений являются одним из важнейших типов общественных зданий, имеющих большое градостроительное и социокультурное значение. На формирование комплексов вузов влияют многие факторы, в частности, совершенствование учебно-научного процесса, усиление взаимосвязи учебного процесса с производством и наукой. Для архитектурного формирования современных зданий и комплексов необходимо знать историю возникновения высших учебных заведений.
Цель данного исследования - выявление особенностей функциональной и архитектурнопланировочной организации первых университетов и академий. Хронологические границы исследования включают первый этап формирования университетов в Западной Европе XI-XIII вв., в России XVII - начала XK вв. Новизной исследования является выявление взаимосвязи и особенностей исторического развития системы образования и архитектурно-планировочной структуры университетов в Западной Европе и России.
Появление университетов на территории Западной Европы, так же, как и формирование средневековых городов, связано с крестовыми походами и международными ярмарками. Крестовые походы начались в 1096 г. Вслед за войсками крестоносцев, купцы налаживали международные торговые отношения, начался бурный рост городов, что повлекло за собой необходимость грамотных специалистов.
Европейские университеты с начала своего возникновения на базе монастырей в ХП-ХШ вв. стали играть важную и значительную роль по интеллектуальному и нравственному совершенствованию общества. Наиболее благоприятной страной для становления и развития образовательных учреждений стала Италия. Отличие Италии от других стран Европы в Х1-Х11 вв. - раннее развитие ремесел и торговли, образование городов-государств, ставших первыми очагами средневековой культуры. Бурные темпы формирования итальянских городов, яркая общественная жизнь городских коммун, появление светских тенденций в различных областях культуры нашли отражение в характере и типологии зданий. Необходимо отметить, что события Х1-Х11 вв. являются первым этапом на пути формирования нового типа образовательного учреждения как самостоятельной организации.
Первые университеты, появившиеся в Италии, были преобразованы из специализированных школ и носили гуманитарный характер. Образовательные учреждения средневековья управлялись самими студентами, которые нанимали преподавателей, находили помещения и избирали из своего числа ректора. Первое подобное учреждение появилось в 1080 году в Болонье (рис. 1 б). В 1158 г. юридическая школа в Болонье стала именоваться университетом (от лат. ишуега!а8 - «общность»). В других европейских странах университеты возникали позднее. В 1209 г. образовались университеты Оксфорда и Кембриджа. В 1215 г. в Париже основан университет Сорбонны, названный в честь своего основателя монаха-доминиканца Роберта де Сорбонна (рис. 1 в). В 1218 г. Король Испании Леон Альфонс IX объединил в единое образовательное учреждение все школы Саламанки, занимавшиеся изучением теологии, права и медицины, а в 1255 г. глава католической церкви Александр IV объявил данное учреждение университетом. Таким образом, в начале XIII в. сформировалось пять первых университетов, ставших патриархами высшего образования в Европе [4].
Отделения средневековых университетов стали называться факультетами (от лат. 1асиказ -«способность»). Данный термин предложил папа римский Григорий IX. Первоначально все университеты включали в себя четыре факультета: артистический, богословский, юридический и медицинский.
К началу XVI в. на территории Европы действовали 76 высших учебных заведений, они отличались друг от друга размерами и специализацией. Были деревенские университеты, где обучались сотни юношей, в столичных же университетах учились по несколько тысяч студентов. Так, в Болонском университете число учащихся доходило до 10 тысяч человек, в Париже и Саламанке до 7 тысяч.
Система обучения в университетах (лат. Б81и&08 generales) утверждалась Папой и включала два этапа. Первая ступень обучения посвящалась искусствам и основным наукам, на второй ступени студенты распределялись по факультетам, после окончания которых предусматривалось повышение квалификации. Труды университетских профессоров переводились на многие языки, были налажены научные связи и обмен знаниями между университетами.
Первые, ведущие свою историю с XII в., университеты на протяжении веков бережно сохраняли не только традиции в образовании и культуре поведения, но и традиции в отношении к памятникам архитектуры. В архитектурном ансамбле Саламанского университета все помещения сгруппированы вокруг большого центрального двора и соединяются между собой внутренними коридорами и галереей, окружающей двор (рис. 1 а). Главный фасад выходит на соборную площадь. На фоне стены из грубо отесанных камней выделяется ризалит, акцентирующий главный вход в университет. Система пилястр и горизонтальных членений образует каркас, заполненный орнаментальной резьбой - ретабло. Мелкий рельеф нижней части ризалита постепенно переходит к более крупному и разреженному орнаменту верхней части [1, с. 406-407].
Планировочная структура Оксфорда и Кембриджа сохранила схему, существующую здесь еще со времен античных поселений. Две главные улицы Оксфорда, Хай-стрит и Броад-стрит, подобно римским античным улицам кардо и декуманус, пересекаются под прямым углом. На пересечении этих улиц располагается самый роскошный Модлен-колледж с башней Карфакс, являющейся символом города. К этим основным улицам примыкают площади и колледжи. Объемно-планировочное решение колледжей Оксфорда организовано по единому принципу: с улицы главный вход акцентирован большой и глубокой аркой, над которой в некоторых случаях возвышается башня. За башней размещается главный двор, который окружают жилые комнаты студентов, зал для собраний и лекций, а также часовня. Как правило, в структуру колледжа входят несколько прямоугольных дворов, также окруженных зданиями. Это библиотеки, столовые, кухни, общие комнаты и т.д.
д) е)
Рис. 1. Университеты Западной Европы: а - Саламанский университет; б - Болонский университет; в - Парижский университет; г, д - Оксфордский университет; е - Кембриджский университет
В архитектурных ансамблях Оксфордского и Кембриджского университетов можно найти все разновидности английской готики. Часть зданий построена в раннеанглийском стиле с массивными стенами, часть в стиле декоративной готики с тонкой каменной резьбой, роскошной орнаментикой, изобилием архитектурного декора (рис. 1 г, д, е). Присутствует также перпендикулярный готический стиль, свойственный только Англии. Его отличительной чертой являются огромные окна, четкие вертикальные и горизонтальные линии, пышное убранство потолков. Сэр Кристофер Рен (1632-1723 гг.), главный архитектор короля, решил, что для поддержания целостности и гармонии архитектурного ансамбля Оксфорда вся последующая застройка должна производиться в том же «древнем» духе.
Единственным исключением из правила стала грандиозная барочная ротонда - Радклифф-камера с великолепным ордером и куполом, построенная по проекту Джеймса Гиббса для читального зала Бодлианской университетской библиотеки, насчитывающей в настоящее время более 2 миллионов томов (рис. 1). По проектам Кристофера Рена в университетских городах Англии построено несколько зданий, к ним относятся: Шелдонский театр - прообразом, которого послужил театр Марцелла в Риме и Куинс-колледж в Оксфорде, а также библиотека Тринити-колледжа в Кембридже. XIX столетие и начало XX века - время расцвета викторианского стиля, нашедшего свое воплощение в неоготике, архитектура вновь строящихся университетских зданий представляла собой интерпретацию средневековых форм [1, с. 469-471].
д)
е) ж)
Рис. 2. Университеты России: а, б, в - Киево-могилянская академия; г, д - Славяно-греко-латинская академия; е - Академия художеств в Санкт-Петербурге; ж - Московский университет на Моховой
Сформировавшееся градостроительное и архитектурно-планировочное решение европейского университетского городка становится прообразом для более поздних университетов Европы. Так, в
XIII-XV вв. создан ряд крупных университетских комплексов: университет в Монпелье, Падуанский, Неаполитанский, Орлеанский, Тулузский, Краковский, Венский, Гейдельбергский, Лейпцигский университеты.
В России первыми высшими учебными заведениями были: Киево-Могилянская академия (1632 г.), Славяно-греко-латинская академия в Москве (1687 г.), Университет в Москве (1786-1793 гг.), Академия художеств (1764-1788 гг.), Казанский императорский университет (1804 г.).
Начиная с конца XVI века, в России, Украине и Белоруссии стали появляться духовные школы и коллегии. Примерно в это время в Киево-Печерском монастыре был создан кружек Киевского Богоявленского братства. В 1615 году на основе кружка была создана Киевская братская школа, на базе которой в дальнейшем была образована Киево-могилянская академия, которая первоначально называлась коллегией (рис. 2 а). Названо учебное заведение по имени культурного и религиозного деятеля киевского митрополита Петра Могилы - основателя коллегии.
Академия стала одним из крупнейших научно-учебных центров. Общее количество студентов в 1742 году составляло 1234 человек. Здесь обучались не только украинцы, русские и белорусы, но и жители других стран. Преподавали в академии ученые, получившие образование в лучших университетах Европы. Две трети студентов получали в академии сугубо светское образование. Общий срок обучения достигал 12-14 лет. В 1819 году академия из светского учебного заведения была преобразована в Духовную академию, а в 1918 году была закрыта большевиками и открыта вновь только в 1989 году.
Первым высшим учебным заведением в России была Славяно-греко-латинская академия, именно в ней получил образование, подобное западноевропейскому, великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Академия была образована при Заиконоспасском монастыре в центре Москвы на Никольской улице (рис. 2 б). К 1626 году в состав монастыря входили две церкви, каменная и деревянная, и ряд деревянных келий. В 1661 году появляется каменный собор, нижняя часть которого сохранилась до наших дней. Издавна монастыри в России играли роль образовательных центров, при них размещались школы и библиотеки, здесь писались иконы и книги. Датой образования Заиконоспасской монастырской общенародной школы стал 1630 год, с этого времени монастырь начал называться «учительским». С 1663 года в монастырской школе стал преподавать иеромонах Симеон Полоцкий, составивший подробный план образования академии. В это время, специально для школы, были построены учебные здания.
Конец 1687 года считается датой открытия Славяно-греко-латинской академии. Именно в это время для академии были сооружены новые здания: учебный трехэтажный корпус, обращенный главным фасадом к Китайгородской стене; смежный двухэтажный корпус, предназначенный для ректора и учителей, названный «учительским». На месте соединения двух зданий, в углу, была выстроена башня, названная звонковой. Здание имело сводчатое покрытие, в середине второго яруса находился зал для собраний и диспутов. Академия была связана с Заиконоспасским монастырем. Игумены и архимандриты Заиконоспасского монастыря состояли одновременно ректорами Славяно-греко-латинской академии. Храмы монастыря служили для нужд академии. В 1701 году в академии учились более четырехсот студентов. На протяжении последующих веков здания академии дважды горели и неоднократно перестраивались. Славяно-греко-латинская академия, став Духовной академией, была переведена в Троице-Сергиеву Лавру, а здания на Никольской, получившие статус памятников архитектуры, использовались в дальнейшем под различные учебные заведения, как-то: Духовное училище, Российский государственный гуманитарный университет.
В конце XVIII века строительство общественных зданий в России принимает все более широкий размах. При проектировании и строительстве общественных зданий нового назначения архитекторы использовали объемно-планировочные решения дворцовых комплексов. Однако назначение зданий и функциональные требования, предъявляемые к ним, были иные. Например, анфиладная композиция дворцов, с проходными помещениями без коридоров, не подходила для зданий высших учебных заведений.
Одним из первых крупных общественных зданий учебного назначения стала Петербургская Академия художеств, построенная в 1764-1788 гг. по проекту архитекторов А.Ф. Кокоринова и Ж.Б. Деламота (рис. 2 в). В 1769 г. А.Ф. Кокоринов был назначен ректором Академии художеств.
Здание для специального учебного заведения в России создавалось впервые, и потому основная задача А.Ф. Кокоринова заключалась в том, чтобы обеспечить удобную функциональную
организацию огромного сооружения [2, с. 349]. В своем проекте он использовал композицию монументального дворцового здания. Внутри большого прямоугольного в плане корпуса был расположен круглый парадный двор диаметром около 40 метров, а вокруг него - четыре малых служебных двора. На втором этаже здания, обращенного к Неве, размещены парадные залы. Учебные помещения, расположенные по периметру здания, связаны между собой коридорами, выходящими в сторону дворов. Здание симметричное, центр композиции подчеркнут куполом, перекрывающим круглый в плане конференцзал, а также портиком с четырьмя колоннами и фронтоном. Купольные ротонды, ранее характерные для церковных сооружений, стали принадлежностью светских монументальных зданий. Фасад здания расчленен пилястрами, а боковые ризалиты выделены четырьмя колоннами. Нижний рустованный этаж имеет арочные окна, два верхних этажа объединены пилястрами и колоннами. Граница между этажами подчеркнута меандровой полосой. Крупные общественные здания становятся композиционными акцентами городской застройки [3, с. 208-209].
Вторым крупным высшим учебным заведением становится Университет, построенный в 1793 году по проекту М.Ф. Казакова в Москве на улице Моховой (рис. 2 г). 12 января 1755 г. (по старому стилю) в день Святой Татьяны последовал указ об основании Университета в Москве. Поначалу для него не нашлось соответствующего здания и его пришлось разместить в каменных палатах бывшей Главной аптеки, возведенных в конце XVII в. у Воскресенских ворот Китай-города. Позже стала очевидной необходимость строительства для Университета специального, соответствующего его потребностям здания, с дальнейшим освоением территории по Моховой и Б. Никитской улицам. Выбор этого места был уже ранее одобрен императрицей, хотя выдвигались и альтернативные предложения.
Здание П-образное в плане, расположено в глубине участка, но связано с улицей благодаря боковым корпусам, выходящим на красную линию. Ансамбль Университета построен в стиле классицизма, архитектор использовал планировочную схему крупной усадьбы с развитой купольной центральной частью. Здание симметричное, центр акцентирован восьмиколонным ионического ордера портиком с аттиком. Большой центральный актовый зал в форме полуротонды венчает купол. Торцы корпусов, выходящих на улицу, украшены фронтонами и пилястрами ионического ордера. По вертикали здание разделено на две части, низ рустованный, а два верхних этажа здания объединены лопатками [3, с. 230].
Таким образом, высшее учебное заведение, а именно Славяно-греко-латинская академия, созданное на Никольской улице, имело свое продолжение в здании на Моховой, специально построенном по проекту М.Ф. Казакова для размещения Университета.
Позднее, в 1804 году, был основан Казанский государственный университет, прославившийся многочисленными научными школами и учеными, обогатившими науку открытиями мирового значения. В XIX в. Казанский университет пользовался широкой известностью как один из первых и наиболее значимых в Европе центров преподавания восточных языков и изучения восточных культур. В середине XIX в. в состав университета входили кафедры арабо-персидского, турецко-татарского, монгольского, китайского, армянского языков, образовав так называемый «восточный разряд» [6].
Архитектурное ядро университетского комплекса представляет собой архитектурный ансамбль, созданный в стиле русского классицизма 20-30-х гг. Первоначально университет размещался в зданиях бывшей мужской гимназии и расположенного рядом жилого дома. На основе реконструкции и объединения этих зданий архитектор Н.Г. Пятницкий в 1825 г. создал одно из самых интересных зданий в Казани. К фасаду, выходящему на ул. Воскресенскую, были пристроены три портика. Центральный 12-колонный и боковые 6-колонные портики ионического ордера делили фасад на пять частей и скрадывали большую (160 м) протяженность корпуса. Остальные учебные здания университетского комплекса, расположенные во дворе: анатомический театр, библиотека,
астрономическая обсерватория и др. - были построены в 1833-1838 годах архитектором М.П. Коринфским [7, с. 34-36].
Университетский комплекс занимает целый квартал города и представляет собой архитектурный ансамбль с композиционной осью, проходящей через центры главного корпуса и анатомического театра.
Казанский университет является важнейшим градостроительным объектом Казани в историческом городском ядре, значительным исторически сложившимся архитектурным ансамблем, одним из главных объектов городской панорамы.
Конец XVIII века - период формирования классической школы в русской архитектуре. Многочисленные крупные здания общественного назначения, в частности высшие учебные заведения, становятся композиционными акцентами городской застройки.
Высшие учебные заведения в Западной Европе появились в XI веке, в России в XVII веке, на пять столетий позднее. Образование в первых университетах и академиях было как духовным, так и светским. Изучались теология, медицина, юриспруденция. Как в Западной Европе, так и в России, протекторами создания высших учебных заведений были духовенство и государство.
Первые университеты и академии преобразовывались из монастырских школ, их структура напоминала объемно-планировочное решение монастырских комплексов. В состав университетов входили здания культового назначения. Исследователями был отмечен тот факт, что стремление к большей геометричности и регулярности планировочной композиции обозначилось в монастырском строительстве на Руси значительно раньше, нежели, например, в строительстве городов или крепостей. Это стремление объясняется символической трактовкой монастыря-крепости как целостного ансамбля, что стало одним из принципов объемно-планировочного решения университетов и университетских городков в Западной Европе и России.
В Западной Европе, а в некоторых случаях и в России, первые университеты развивались на территориях, занятых ими изначально. Сохранялись традиции культуры и образования, поддерживался облик архитектурных ансамблей, заложенный со времен основания.
В настоящее время наблюдается укрупнение университетов, а также тенденция симбиоза университетов с научными, технологическими парками.
В целом, на протяжении XIII-XV вв. сформировалась структура университетского городка с архитектурно-композиционными приемами, повторяющимися с незначительными изменениями в последующем университетском строительстве. Архитектурный ансамбль университета - замкнутый, компактный и композиционно завершенный - становится источником распространения новых идей, ценностей, культурных навыков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Т. 5. Архитектура Западной Европы XV-XVI веков / Под ред. В.Ф. Маркузона, А.Г. Габричевского, А.И. Каплуна и др. - М.: Стройиздат, 1967. - С. 329, 406-407, 470-472.
2. История русской архитектуры / Под ред. В.И. Пилявского, А. А. Тиц, Ю.С. Ушакова. - М., - Л.: Стройиздат, 1984. - С. 349.
3. Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Т. 6. Архитектура России, Украины и Белоруссии
XIV-первая половина XIX вв. / Под ред. Н.Я. Колли, Н.В. Баранова, В.В. Большакова и др. - М.: Стройиздат, 1968. - С. 208-209, 230.
4. Грицак Е.Н. Саламанка. - М.: Вече, 2006.
5. Всеобщая история архитектуры. Т. 2 / Под ред. Б.П. Михайлова. - М.: Государственное
издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1963. - С. 174, 358-359.
6. Казань в памятниках истории и культуры. - Казань: Татарское книжное издательство, 1982. - С. 166-170.
7. Айдаров С.С. Архитектурное наследие Казани. - С. 34-36.