Научная статья на тему 'СИМУЛЯЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ: СНОВИДЕНИЕ КАК АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЛЕ: Рец. на кн.: JEANNETTE MAGEO, ROBIN E. SHERIFF (EDS.). NEW DIRECTIONS IN THE ANTHROPOLOGY OF DREAMING. N.Y.: Routledge, 2021. 250 p.'

СИМУЛЯЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ: СНОВИДЕНИЕ КАК АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЛЕ: Рец. на кн.: JEANNETTE MAGEO, ROBIN E. SHERIFF (EDS.). NEW DIRECTIONS IN THE ANTHROPOLOGY OF DREAMING. N.Y.: Routledge, 2021. 250 p. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
антропология сновидений / психологическая антропология / толкование сновидений / сон как социальная симуляция / культуры сновидений / anthropology of dreaming / psychological anthropology / dream interpretation / dream as social simulation / dream cultures

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Анна Андреевна Лазарева

Рецензируемый сборник предлагает новые подходы и направления для антропологического исследования сновидений. В статьях, анализирующих сюжеты снов представителей различных социальных, этнических, гендерных групп в Европе и США (немцы в Германии, американские женщины, национальные меньшинства и иммигранты), авторы подчеркивают связь внутриличностных проблем человека с проблемами всего общества (насилием, неравенством, лицемерием). Изучая «культуры сновидений» (асабано Новой Гвинеи, цоцили Мексики) и религиозные группы, такие как тибетские буддисты и мусульмане Египта, осмысляющие сны как особую реальность, в которой сновидец взаимодействует с божествами, духами и другими людьми (что позволяет назвать пространство сна «теневой» социальной реальностью, влияющей на социальные отношения наяву), авторы поднимают вопросы о том, как сны и их обсуждение формируют религиозные представления, меняют статусы и социальные роли сновидцев. Изучение культур сквозь призму сновидческих образов позволило авторам разглядеть в них нечто ненаблюдаемое и недоступное для иных методов исследования (скрытые конфликты, противоречия и потенциал для социальных изменений).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMULATION OF SOCIAL REALITY: DREAMING AS AN ANTHROPOLOGICAL FIELD: A Review of JEANNETTE MAGEO, ROBIN E. SHERIFF (EDS.), NEW DIRECTIONS IN THE ANTHROPOLOGY OF DREAMING. New York: Routledge, 2021, 250 pp.

The collection of articles under review proposes new approaches and directions for the anthropological study of dreams. In articles devoted to the analysis of the dream plots of representatives of different social, ethnic, and gender groups in Europe and the United States (Germans, American women, national minorities and immigrants), the authors emphasized the connection between personal concerns and the problems of society as a whole (violence, inequality, hypocrisy). In societies labeled as “dream cultures” (the Asabano of New Guinea, the Tzotzil Maya of Mexico) and religious groups (the Tibetan Buddhists, the Muslims of Egypt), dreams are perceived as a special reality in which the dreamer interacts with deities, spirits and other people (so that dreams can be described as a “shadow society” influencing social relationships in waking life). Exploring these cultures, the authors raise questions of how dreams and their discussion form religious ideas (by validating or disproving religious concepts), change statuses and social roles of dreamers. The study of cultures through the prism of dream images allowed authors to see in them something unobservable and inaccessible to other methods of research (hidden conflicts, contradictions, and the potential for social change).

Текст научной работы на тему «СИМУЛЯЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ: СНОВИДЕНИЕ КАК АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЛЕ: Рец. на кн.: JEANNETTE MAGEO, ROBIN E. SHERIFF (EDS.). NEW DIRECTIONS IN THE ANTHROPOLOGY OF DREAMING. N.Y.: Routledge, 2021. 250 p.»

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ, 2023, № 58

Ж

форум *

n»58 „ 1*

СИМУЛЯЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ: СНОВИДЕНИЕ КАК АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЛЕ: Рец. на кн.: JEANNETTE MAGEO, ROBIN E. SHERIFF (EDS.). NEW DIRECTIONS IN THE ANTHROPOLOGY OF DREAMING.

N.Y.: Routledge, 2021. 250 p. Анна Андреевна Лазарева

Независимый исследователь Москва, Россия anna-kadabra@mail.ru

Аннотация: Рецензируемый сборник предлагает новые подходы и направления для антропологического исследования сновидений. В статьях, анализирующих сюжеты снов представителей различных социальных, этнических, тендерных групп в Европе и США (немцы в Германии, американские женщины, национальные меньшинства и иммигранты), авторы подчеркивают связь внутриличностных проблем человека с проблемами всего общества (насилием, неравенством, лицемерием). Изучая «культуры сновидений» (асабано Новой Гвинеи, цоцили Мексики) и религиозные группы, такие как тибетские буддисты и мусульмане Египта, осмысляющие сны как особую реальность, в которой сновидец взаимодействует с божествами, духами и другими людьми (что позволяет назвать пространство сна «теневой» социальной реальностью, влияющей на социальные отношения наяву), авторы поднимают вопросы о том, как сны и их обсуждение формируют религиозные представления, меняют статусы и социальные роли сновидцев. Изучение культур сквозь призму сновидческих образов позволило авторам разглядеть в них нечто ненаблюдаемое и недоступное для иных методов исследования (скрытые конфликты, противоречия и потенциал для социальных изменений). Ключевые слова: антропология сновидений, психологическая антропология, толкование сновидений, сон как социальная симуляция, культуры сновидений.

Для ссылок: Лазарева А. Симуляция социальной реальности: сновидение как антропологическое поле: Рец. на кн.: Jeannette Mageo, Robin E. Sheriff (eds.). New Directions in the Anthropology of Dreaming. N.Y.: Routledge, 2021. 250 p. // Антропологический форум. 2023. № 58. С. 305-318. doi : 10.31250/1815-8870-2023-19-58-305-318 URL: http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/058/lazareva.pdf

ANTROPOLOGICH ESKIJ FORUM, 2 0 2 3, NO. 58

SIMULATION OF SOCIAL REALITY: DREAMING AS AN ANTHROPOLOGICAL FIELD: A Review of JEANNETTE MAGEO, ROBIN E. SHERIFF (EDS.), NEW DIRECTIONS IN THE ANTHROPOLOGY OF DREAMING. New York: Routledge, 2021, 250 pp.

Anna Lazareva

Independent researcher Moscow, Russia anna-kadabra@mail.ru

Abstract: The collection of articles under review proposes new approaches and directions for the anthropological study of dreams. In articles devoted to the analysis of the dream plots of representatives of different social, ethnic, and gender groups in Europe and the United States (Germans, American women, national minorities and immigrants), the authors emphasized the connection between personal concerns and the problems of society as a whole (violence, inequality, hypocrisy). In societies labeled as "dream cultures" (the Asabano of New Guinea, the Tzotzil Maya of Mexico) and religious groups (the Tibetan Buddhists, the Muslims of Egypt), dreams are perceived as a special reality in which the dreamer interacts with deities, spirits and other people (so that dreams can be described as a "shadow society" influencing social relationships in waking life). Exploring these cultures, the authors raise questions of how dreams and their discussion form religious ideas (by validating or disproving religious concepts), change statuses and social roles of dreamers. The study of cultures through the prism of dream images allowed authors to see in them something unobservable and inaccessible to other methods of research (hidden conflicts, contradictions, and the potential for social change). Keywords: anthropology of dreaming, psychological anthropology, dream interpretation, dream as social simulation, dream cultures.

To cite: Lazareva A., 'Simulyatsiya sotsialnoy realnosti: snovidenie kak antropologicheskoe pole Simulation of Social Reality: Dreaming as an Anthropological Field: A Review of Jeannette Mageo, Robin E. Sheriff (eds.), New Directions in the Anthropology of Dreaming. New York: Routledge, 2021, 250 pp.', Antropologicheskijforum, 2023, no. 58, pp. 305-318. doi: 10.31250/1815-8870-2023-19-58-305-318 URL: http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/058/lazareva.pdf

NEW DIRECTIONS IN THE ANTHROPOLOGY OF DREAMING s

Рец. на m.: Jeannette Mageo, Robin E. Sheriff (eds.).

New Directions in the Anthropology of Dreaming. N.Y.: Routledge, 2021. 250 p.

Рецензируемый сборник предлагает новые подходы и направления для антропологического исследования сновидений. В статьях, анализирующих сюжеты снов представителей различных социальных, этнических, гендерных групп в Европе и США (немцы в Германии, американские женщины, национальные меньшинства и иммигранты), авторы подчеркивают связь внутриличностных проблем человека с проблемами всего общества (насилием, неравенством, лицемерием). Изучая «культуры сновидений» (асабано Новой Гвинеи, цоцили Мексики) и религиозные группы, такие как тибетские буддисты и мусульмане Египта, осмысляющие сны как особую реальность, в которой сновидец взаимодействует с божествами, духами и другими людьми (что позволяет назвать пространство сна «теневой» социальной реальностью, влияющей на социальные отношения наяву), авторы поднимают вопросы о том, как сны и их обсуждение формируют религиозные представления, меняют статусы и социальные роли сновидцев. Изучение культур сквозь призму сновидческих образов позволило авторам разглядеть в них нечто ненаблюдаемое и недоступное для иных методов исследования (скрытые конфликты, противоречия и потенциал для социальных изменений).

Ключевые слова: антропология сновидений, психологическая антропология, толкование сновидений, сон как социальная симуляция, культуры сновидений.

Анна Андреевна Лазарева

Независимый исследователь, Москва, Россия anna-kadabra@mail.ru

Симуляция социальной реальности: сновидение как антропологическое поле

В последние десятилетия появляется все больше работ, посвященных антропологическому исследованию сновидений1 . В то же время многие ученые, в том числе и составители рецензируемого сборника, констатируют периферийность и «маргинальность» темы сна и сновидений для антропологии [Tedlock 1992b: 24; Jedrej, Shaw 1992b: 6]. Еще в 1961 г . Рой Д'Андраде отмечал, что «до Фрейда сны рассматривались как феномен, оказавший ключевое воздействие на развитие религии, однако после Фрейда сны стали рассматриваться как отражение психики, а не как социальное или культурное событие» [D'Andrade 1961: 296]. Психоаналитическая теория, определившая способы изучения сновидений в XX в. (в том числе антропологические), с одной стороны, была

1 См.: [Tedlock 1992a; Jedrej, Shaw 1992a; Mageo 2003; Lohmann 2003; Mageo 2011; Bulkeley 2016; Лазарева 2021] и др.

сфокусирована на индивидуальном значении снов, с другой — объясняла содержание сновидений общими для всех людей принципами работы психики. Однако столь же влиятельных антропологических теорий, которые бы легли в основу изучения сновидения как социокультурного феномена, пока не предложено . Цель книги, подготовленной психологическими антропологами и антропологами / психологами религии, — предложить новые концептуальные подходы к изучению социальных и культурных аспектов сновидений, которые бы дали ученым теоретический «инструмент», позволяющий вывести изучение сновидений с периферии

Во вводной части сборника составители Дж . Магео и Р . Е . Ше-рифф пишут, что хотя в психологии и психоанализе сновидение принято рассматривать как отражение внутриличностных проблем человека, эти проблемы не всегда обусловлены особенностями индивидуальной психики. Часто они переплетены с проблемами всего общества: насилием, неравенством, лицемерием . Иными словами, сны являются такой же неотъемлемой и говорящей частью культур, как и жизнь наяву. Ссылаясь на исследование представителей нейронаук, связывающих эволюцию человеческого мозга с развитием культуры [МиШикпзЬпа е! а1. 2018], Магео замечает, что культура является «осью, на которой вращается наша эволюционная адаптация как вида» (Р . 18). Исследовательница предполагает, что и эволюционное значение сновидений (которое пытаются выявить нейроученые) может быть связано с адаптацией человека к культуре и социуму Р Е Шерифф указывает, что когнитивные процессы (как в состоянии бодрствования, так и во сне) организованы культурой Задачу составители рецензируемого сборника видят в создании междисциплинарной теории сновидений, учитывающей их биологические, социальные и культурные аспекты Опираясь на недавние работы нейроученых, выдвигающих гипотезы о функциях сновидений ([Шашз1еу, Stickgo1d 2011; Яеуошио е! а1 . 2016] и др . ), авторы статей предлагают собственные подходы и концепции, объясняющие сюжеты сновидений как культурный феномен . Так, сновидения могут рассматриваться как процесс переработки информации о меняющихся (или противоречащих друг другу) культурных моделях (Дж . Магео, Р . Шерифф, Р . И . Ломанн), позволяющий сновидцу адаптироваться к культуре и социуму. Часть авторов рассматривает сновидение как симуляцию социальных взаимодействий (Р . Шерифф, К . Балкли), позволяющих человеку «отрепетировать» свое поведение в социуме В некоторых статьях авторы используют концепции психоаналитиков (как, например, концепцию «переходного пространства» Д. Винникота), адаптируя их для собственных исследовательских задач (М . Д . Ньюсом, К . Балкли).

•с

Дж. Магео определяет сновидение как изнанку ежедневного существования в обществе. Сны, таким образом, представляют собой некую виртуальную площадку, на которой разыгрываются социальные роли и сценарии, но в то же время сновидец более свободен выразить свое истинное отношение к ним. Рассматривая сюжеты снов как отражение отношения сновидца к определенным аспектам культуры, исследовательница вводит понятие «личные метафоры». Личные метафоры содержат элементы культурных метафор, однако отличаются от них. С точки зрения автора, личные метафоры представляют собой реакцию сновидца на проблемы, создаваемые культурой (например, на невыгодную позицию в обществе). Анализируя сновидение американского студента латиноамериканского происхождения, исследовательница выявляет отраженный в личных метафорах процесс поиска сновидцем своей идентичности в контексте негативных этнических стереотипов в отношении латиноамериканцев . Дж. Магео приходит к выводу, что, изучая сюжеты снов, можно обнаружить не проговариваемую, проблемную сторону культуры, незаметные для наблюдения социальные тенденции, «зреющие» в сознании отдельных людей

М.Д. Ньюсом, проанализировав сюжеты снов немецких студентов, пришел к выводу, что историческая память о преступлениях гитлеровского режима и связанные с ней проблемы все еще остаются актуальными для современной немецкой молодежи. Ссылаясь на работы психоаналитиков (З. Фрейда, В . Д . Волкана, Дж . Деверо и др. ), автор доказывает, что немцы используют неосознанные защитные стратегии, позволяющие преодолеть «полусознательное бремя, переданное через воображаемую генеалогию» . Исследователь заключает, что сновидцы пытаются отказаться от немецкой идентичности, либо дистанцируясь от своих предков, либо ассоциируя себя с культурным другим

Р.Е. Шерифф изучила воспроизведение образов массмедиа в сюжетах сновидений студенток, которые регулярно смотрят детективные фильмы . Под впечатлением этих фильмов девушки видят сны об убийствах. Так, одной из информанток приснилось, что она нашла женский труп в лесу и, выкопав его, начала рыдать, в то время как появившиеся вокруг нее люди оставались безразличными . Находка женского трупа воспроизводит сюжеты детективных фильмов, где в качестве жертв обычно показаны женщины . Шерифф заключает, что насилие над женщинами становится своеобразной нормой для зрителей детективных передач: на убийство смотрят как на шоу, тем самым страдания жертв превращаются в товар Необычная эмоциональная реакция сновидицы, с точки зрения автора, отражает ненормальность этой ситуации, как бы задавая вопрос:

«Почему мы должны принимать за норму насилие над женщинами?» Ссылаясь на теорию сновидений А. Ревонсуо, согласно которой функция сновидений заключается в моделировании опасных ситуаций (например, встреча с хищным животным), исследовательница предполагает, что сны позволяют отрепетировать в том числе и социальные угрозы (нападение убийцы).

К. Балкли предлагает рассматривать сновидения как своеобразную игру. «Игра в сны» представляет собой симуляцию социального мира, виртуальную площадку, которая тренирует способность играть в социальные игры . Отталкиваясь от концепции игры как переходного пространства между внутренним и внешним миром Д. Винникота, Балкли предлагает рассматривать сновидения как переходное пространство, соединяющее индивидуальное (сновидческий опыт) и коллективное (обсуждение, толкование и инсценировка снов)

В последнем блоке статей обсуждается роль сновидений в культурах, обозначенных авторами как «культуры сновидений» (асабано Новой Гвинеи, цоцили Мексики, тибетские буддисты и мусульмане Египта). Если в предыдущей части книги акцент сделан на том, как культурные процессы отражаются в сюжетах сновидений, здесь, наоборот, статьи посвящены ответу на вопрос, как человек выносит представления о мире и социуме (своем месте в системе социальных отношений) исходя из сновидений и как начинает действовать в соответствии с этими представлениями. Поскольку в «культурах сновидений» (dream cultures)1 сны воспринимаются как продолжение реальности, а не как часть внутреннего мира сновидца, увиденное во сне напрямую влияет на поведение человека наяву: сновидения могут приводить к возникновению новых целительских ритуалов, мифов, песен, становиться причиной обращения в веру, паломничества, благотворительной деятельности, менять статусы и социальные роли сновидцев Изучая такие культуры, мы не можем оставить в стороне их сновидческую часть

К.П. Гроарк провел полевые исследования среди цоцилей (индейского народа группы майя, проживающего в Мексике), верящих, что во сне человек продолжает взаимодействовать с другими людьми, духами животных и божествами . Автор приходит к выводу, что сны в этой культуре представляют собой «теневую» социальную реальность, поскольку для цоцилей интерпретировать сны означает выявлять скрытые социальные отношения Например, цоцили верили, что спящий становится уязвимым для враждебных действий со стороны людей, живот-

1 Термин введен А. Кребером для описания культурной специфики сновидений индейцев мохаве [Kroeber 1925].

¡t •с

ных, духов. Поэтому если во сне кто-то нападал, это могло рассматриваться как враждебное действие соседа, с которым сновидец в ссоре, что приводило к случаям расправы с предполагаемыми виновниками. Проводя интервью с информантом в течение длительного периода времени, автор показывает, как под влиянием сновидений информант меняет свой социальный статус, постепенно становясь местным целителем

Другие авторы сборника поднимают вопрос о том, как сны соотносятся с меняющейся религиозной картиной мира. Р.И. Ломанн провел серию интервью с Фугодом — мужчиной из племени охотников и собирателей Папуа — Новой Гвинеи асабано . В 1970-е гг . на остров приехали христианские миссионеры (баптисты), в итоге местное население стало принимать христианство Фугод сообщил исследователю, что поверил в проповеди миссионеров под влиянием сновидений. Обращая внимание на сочетание в снах информанта элементов местного и привнесенного миссионерами быта (например, европейских домиков, импортных товаров), автор заключает, что во сне происходит процесс переработки информации о культуре, позволяющий сновидцу адаптироваться к «появлению новых экономических, религиозных и технологических форм» (P . 155).

Анализируя сны о видении бога в мусульманской культуре, А. Миттермайер показывает, как сновидения провоцируют религиозные споры В исламе запрещено изображать бога, и существуют дискуссии о том, может ли человек увидеть бога во сне Несмотря на это, информанты сообщали исследовательнице о сновидениях, в которых появляется бог. Хотя мусульмане считают, что бог является во сне в завуалированной форме (как голос или свет), некоторые информанты описывали сны, в которых бог принял облик султана или красивого мужчины Обсуждение таких снов и дискуссии вокруг их интерпретации (например, является ли сон результатом божественного или дьявольского воздействия, кто способен видеть божественные сны) могут как утверждать существующие представления о боге (и религиозные авторитеты), так и ставить их под сомнение

Две последние статьи сборника поднимают проблемы описания другой культуры и исследовательской этики . Б.М. Кнауфт, исследуя тибетские практики йоги сновидений, доказывает важность их описания языком изучаемой культуры, не «переводя» в термины западной науки . Так, термин «осознанное сновидение» (lucid dream, был введен психиатром Фредериком ван Эденом в начале XX в. ), по мнению автора, неприменим к практикам йоги сновидений. В западной культуре сон понимается как противоположность яви, а осознанное сновидение

рассматривается как аномальное состояние сознания . В Тибете же сон осмысляется как часть непрерывного континуума состояний сознания Поэтому ясное сознание во сне понимается как результат достижения метасознания в целом: когда человек не вовлекается в свои мысли, эмоции, дневные фантазии и сны, наблюдая их отстраненно, как разворачивающийся фильм Соответственно то, что в западной культуре называется «осознанным сновидением», необязательно будет иметь точный эквивалент в других традициях

В послесловии к сборнику Д. Холлан замечает, что человек подвергается влиянию норм языка и культуры до того, как начинает осознавать себя и рефлексировать их Поэтому мы остаемся непрозрачны для самих себя — не можем познать себя до конца Исследование сновидений иллюстрирует наше «самоневедение»: мы не понимаем, что значат наши сны, поэтому их толкование другим человеком может поставить нас в неловкое положение, раскрывая то, что мы о себе не знали и не хотели бы демонстрировать остальным В связи с этим автор поднимает проблемы этики исследования, замечая, что данную уязвимость можно использовать во вред И наоборот, осознавая «самослепость» человека, мы способны развивать великодушие (generosity) по отношению к себе и другим.

* * *

Большая часть статей сборника ориентирована на анализ сновидения как отсылки к сновидческому опыту и изучение этого материала с точки зрения различных теорий, объясняющих функции сновидений . При этом многие авторы не уделяют внимания проблеме конструирования рассказов о сновидениях (в рамках существующих представлений о снах и их значении и контекстов, в которых обсуждаются сны), вынося эти вопросы за скобки Например, Дж Магео, Р Шерифф, М Д Ньюсом анализировали записи сновидений своих студентов, сделанные в рамках учебных курсов и семинаров, посвященных анализу снов С одной стороны, из этого материала невозможно сделать вывод о том, как люди, принадлежащие к разным социальным группам, обсуждают сны в естественных ситуациях (например, в кругу семьи), ведь, фактически, респонденты выполняли задания в рамках занятий, за которые получали оценку Поэтому возникает вопрос, насколько подобный материал репрезентативен при изучении немецкой или американской культуры в целом? С другой стороны, в статьях не рефлексируется, в какой степени процесс обучения методам анализа сновидений повлиял на сделанные студентами интерпретации, описания и отбор сюжетов снов для анализа.

£ •с

В отдельных случаях не хватает обращения к религиозным и фольклорным представлениям о сновидениях. Например, в статье М . Д. Ньюсома приводится следующий рассказ . Сновидица видит себя в лесу вместе со своим умершим дедушкой. Дедушка одет в военную форму, которая «делала его похожим на нациста», что вызывает у нее страх. Сновидица уходит собирать грибы в другое место, оставляя дедушку. В лесу темнеет, сновидица возвращается, но не находит дедушку. Она знает, что дедушка не вернется, и испытывает двойственные чувства: сожаление и облегчение (Р. 78). Автор рассматривает военную форму дедушки в контексте существующего в Германии дискурса о вине старшего поколения за совершенные нацистским режимом преступления . Чувство облегчения, которое испытывает сновидица от того, что не встретила дедушку, отражает, с точки зрения М Д Ньюсома, ее стремление дистанцироваться от нацистского прошлого (на которое указывает военная форма). Однако этот сюжет можно «прочитать» совершенно иначе, если рассмотреть его в контексте фольклорных рассказов о снах Обратим внимание на интерпретацию, сделанную сновидицей: рассказчица уточняет, что незадолго до смерти дедушки она уезжала из страны — дедушка умер за две недели до ее возвращения домой (Р . 79). Такая интерпретация соответствует фольклорным мотивам пророческих сновидений: сны о том, что человек пропадает в темном лесу (уходит в лес, «теряется» в процессе сбора грибов и ягод), осмысляются как предвестники смерти приснившегося человека (см мотив № В .1.1.1. 2. 2. 5 в указателе мотивов пророческих сновидений [Лазарева 2020: 187-231]). Так же интерпретируется и появление человека в необычной одежде во сне, в том числе в военной форме [Лазарева 2020: мотив № А . 4 .1. ]. В данном случае сон не предсказывает будущее, а репрезентирует действительность в фольклорных образах Так, сама сновидица соотносит сюжет сна (разделилась с дедушкой в лесу, а потом не смогла его найти) с тем, что она не смогла застать дедушку в живых и попрощаться с ним (Р . 79). Продолжим анализировать сюжет этого сновидения как фольклорный текст, а именно как рассказ о встрече с покойником во сне . Сновидица видит умершего дедушку в лесу (в фольклорных рассказах лес символизирует загробный мир [Лурье, Тарабукина 1994: 23]). Военную форму дедушки, вокруг которой строится исследовательская интерпретация сна, можно трактовать как следствие его принадлежности к миру мертвых: в ряде рассказов о снах военная форма выступает как атрибут иномирного персонажа (см , например: [Лурье, Тарабукина 1994: № 4; Лурье, Черешня 2000: № 80]). При этом в фольклорных рассказах часто повествуется о том, как приснившийся покойник «забирает» живых людей на «тот свет» [Сафронов 2016: 287-306; БелиЬ 2021: 293-296]. Напри-

мер, уводит в лес, после чего в реальности человек погибает [Сафронов 2016: 304]. В связи с этим появление умершего человека во сне считается опасным и может вызывать у сновидца чувство страха [Сафронов 2016: 295-296; 453], а приснившийся покойник пугающе выглядит (например, умерший отец похож на живого мертвеца [Сафронов 2016: 295]) или даже нападает на сновидца [БелиЬ 2021: 293-294]. Таким образом, если рассматривать этот сон в контексте перечисленных представлений и фольклорных мотивов, то и темный лес, и необычный, вызывающий страх вид дедушки, как и чувство облегчения от того, что дедушка пропал, объясняются его иномирным статусом, иначе говоря, боязнью мертвых и смерти Оговорюсь, что сопоставляю описание сна немецкой студентки со славянскими фольклорными мотивами сновидений Однако, исходя из того, что представление о способности умерших вредить живым является общеевропейским [Росз 2019: Х11-Х111], предполагаю, что и связанные с ним мотивы снов характерны для фольклора не только славян, но и других европейских народов В любом случае, видение во сне умершего человека имеет массу мистических и религиозных коннотаций, которые важно учесть при анализе Поскольку на протяжении всей статьи автор приводит подробный анализ всего двух сюжетов сновидений (практически не оговаривая, как именно выбранные сюжеты соотносятся со всей коллекцией имеющихся записей), возможность дать одному из них альтернативную трактовку, проводя параллели с фольклорными мотивами снов, на мой взгляд, может подрывать доказательную базу автора

Попытка ответить на вопрос, почему люди видят те или иные сюжеты снов (и как это связано с культурой), одновременно с анализом социокультурного контекста, в котором обсуждаются сны, делается в статье Р . И. Ломанна. Автор рассматривает сновидения как диалог с культурой: во сне мозг перерабатывает информацию о культурных моделях (таким образом, с точки зрения исследователя, сновидения помогают его информанту понять новое видение реальности, привнесенное христианскими миссионерами), при этом в культуре, где увиденное во сне принимается за особую реальность, «сны могут научить человека верить в вещи, которые существуют только в его воображении» (Р . 153). Анализируя сюжеты сновидений мужчины асабано, принявшего христианство, исследователь пишет, что в снах информанта появляются христианские образы, и поэтому он осмысляет их как послания от бога (Р 149) В то же время, на мой взгляд, в приводимых в статье описаниях сновидений (сновидец, взобравшись на дерево, смотрит сверху на свое спящее тело; видит чистую деревню с европейскими домиками, но не может в нее войти; не может подняться по большой

£ •с

цементной дороге; не может застрелить свинью во сне, при этом на следующий день успешно охотится наяву) едва ли можно найти христианские символы . Возникают сомнения, что в рассматриваемом случае сны (т .е. сновидческий опыт) как-то существенно влияют на религиозные представления сновидца . Возможно, как раз наоборот, принятие христианской веры определяет способы интерпретации снов и конструирования нарративов о сновидениях? Иначе говоря, информант не столько видит сны, подтверждающие проповеди миссионеров, сколько начинает (пере)осмыслять приснившиеся образы в рамках христианского дискурса . Например, мужчина трактует сон о созерцании своего спящего тела с вершины дерева как знамение Бога, показывающего сновидцу, что с ним будет после смерти (Р. 141). При этом, как отмечает сам Р. И. Ломанн, данное сновидение содержит мотивы, отсылающие к традиционным представлениям асабано о душе-птице, осматривающейся вокруг, сидя на дереве (Р. 143). Сюжет сна, в котором сновидец пытается застрелить свинью (после чего на следующий день он в реальности застрелил свинью), истолкованный как свидетельство, что животное пришло к сновидцу по воле Бога (Р . 142), коррелирует с существующими у нехристианских народов фольклорными рассказами о животном, которое охотник сначала увидел во сне, а затем наяву поймал, понимаемыми как знак, что охотник может застрелить только ту дичь, которую дал бог охоты [Иванов 2008: 19-20]. Не являются ли в таком случае рассказы информанта примерами скорее фреймирования сновидческого опыта через язык христианской религии (см : ^гошЬещ 1993: 55-75]), чем изменения самого этого опыта?

Приводимые авторами кейсы, как мне видится, не добавляют весомых аргументов в пользу упомянутых в книге теорий сновидений (теория переработки информации, теория симуляции опасности, теория симуляции социальных взаимодействий и др ) Например, остается неясным, как именно видение во сне европейских домиков, бетонных дорог и импортных товаров помогает мужчине асабано адаптироваться к экономическим, религиозным и технологическим изменениям, вызванным прибытием миссионеров и чиновников на Новую Гвинею, или каким образом сны о нападении маньяка помогают девушкам наяву избежать опасной ситуации или быть более подготовленными к такому развитию событий? Многие авторы используют теории нейроученых об эволюционном значении сновидений как объяснительную модель для интерпретации своего материала, при этом сами по себе эти теории дискуссионны и нуждаются в проверке . Так, У. Домхофф и А. Шнайдер выражают сомнение в том, что сновидение имеет какую-либо адаптивную функцию, замечая, что способы «использования» сновидений

были изобретены людьми в ходе истории (например, в религиозных церемониях, ритуалах исцеления) благодаря способности человеческого разума к воображению, при этом они не являются адаптивными функциями сновидений, основанными на естественном отборе [Domhoff, Schneider 2018: 1-23].

В заключение хочу оговорить, что, несмотря на высказанную критику, книга, безусловно, заслуживает внимания . Попытки разработать новые теоретические рамки, исследовательские методы и подходы, позволяющие анализировать сюжеты снов не только как отсылки к индивидуальным особенностям и проблемам, но и к существующим в обществе тенденциям, безусловно, важны и вызывают интерес. Рассказы о сновидениях способны стать ценным источником для изучения культуры и общества. Вероятно, одна из основных причин, почему ученые редко прибегают к анализу сюжетов снов в таком ключе — это отсутствие теорий и методов подобных исследований, неопределенность границы между индивидуальным и социальным, гипотетичность любых интерпретаций (в силу отсутствия объективных знаний о причинах видения снов, функциях сновидений и т. д. ). И хотя предложенные авторами концепции и подходы дискуссионны (и, вероятно, обречены быть дискуссионными, поскольку таков объект исследования), сборник вносит вклад в размышления над этой проблемой. Поставленная задача соединить антропологию, психологию и нейронауки является новаторской и требует дальнейшего обсуждения

Библиография

БепиЪ ССнови о поко^ницима: измену опасне и прижелкиване комуникаци^е // Куле и градови / Уреднице Л . ДелиЬ, С. Самарци^а . Београд: Удружеае фолклориста Срби^е; Балканолошки институт САНУ, 2021. С 285-314. Иванов Вяч.Вс. Сны в языках и культурах древней Евразии // Русская антропологическая школа. Труды. М. : РГГУ, 2008. Вып. 5 . С. 9-23 . Лазарева А.А. Толкование сновидений в народной культуре. М. : РГГУ, 2020. 257 с .

Лазарева А.А. (сост . , отв . ред. ). Антропология сновидений: Сб . науч . ст. по

материалам конференции. М. : РГГУ, 2021. 295 с. Лурье М.Л., Тарабукина А.В. Странствия души по тому свету в русских

обмираниях // Живая старина. 1994. № 2 . С. 22-26. Лурье М.Л., Черешня А.В. Крестьянские рассказы о сбывающихся снах // Лурье М .Л. (ред. -сост . ). Традиция в фольклоре и литературе: Статьи, публикации, методические разработки преподавателей и учеников Академической гимназии СПбГУ . СПб . : Санкт-Петербургский гос . ун-т; Академическая гимназия, 2000. С. 275-310. Сафронов Е.В. Сновидения в традиционной культуре: исследование и тексты. М. : Лабиринт, 2016. 544 с.

jf Bulkeley K. Big Dreams: The Science of Dreaming and the Origins of Religion .

! Oxford: Oxford University Press, 2016. 354 p .

° D'Andrade R. Anthropological Studies of Dreams // Francis L. , Hsu K . (eds. ).

§5 Psychological Anthropology. Approaches to Culture and Personality.

0 Homewood, IL: The Dorsey Press Inc. , 1961. P . 296-332.

J Domhoff G.W., Schneider A. Are Dreams Social Simulations? Or Are They

< Enactments of Conceptions and Personal Concerns? An Empirical and

£ Theoretical Comparison of Two Dream Theories // Dreaming. 2018 .

•¡j Vol. 28 . No . 1. P. 1-23 . doi: 10,1037/drm0000080. i=

•e Jedrej M.C., Shaw R. (eds. ). Dreaming, Religion and Society in Africa. Leiden:

1 Brill Academic Pub . , 1992a. 204 p .

a r

I Jedrej M.C., Shaw R. (eds.). Introduction: Dreaming, Religious and Society in Africa // Jedrej M. C. , Shaw R. (eds. ) . Dreaming, Religion and Society

| in Africa. Leiden; N.Y.: E. J. Brill, 1992b . P. 1-20 .

fc Kroeber A.L. Handbook of the Indians of California // Bureau of American

| Ethnology Bulletin. 1925. Vol. 78. 995 p.

^ Lohmann R.I. (ed. ). Dream Travelers: Sleep Experiences and Culture in the

J Western Pacific . N .Y . : Palgrave Macmillan, 2003. 246 p .

g Mageo J. (ed. ). Dreaming and the Self: New Perspectives on Subjectivity, Identity, and Emotion . Albany, NY: State University of New York Press,

g 2003. 242 p .

| Mageo J. Dreaming Culture. N.Y. : Palgrave Macmillan, 2011. 215 p.

T] Muthukrishna M., Doebeli M., Chudek M., Henrich J. The Cultural Brain

* Hypothesis: How Culture Drives Brain Expansion, Sociality, and Life

j History // PLoS Computational Biology. 2018 . Vol. 14 (11). Article

t e1006504. doi: 10 .1371/journal.pcbi.1006504.

iB

S Pocs E. Preface // Pocs E. (ed.). Body, Soul, Spirits and Supernatural Commu-

8 nication. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2019 .

f P. X-XVI .

< Revonsuo A., Tuominem J., Valli K. The Avatars in the Machine — Dreaming

as a Simulation of Social Reality // Metzinger T . , Windt J .M. (eds. ). Open MIND. Frankfurt am Main: MIND Group, 2016. P . 1295-1322. Stromberg P.G. Language and Self-transformation: A Study of the Christian Conversion Narrative. Cambridge; N .Y . : Cambridge University Press, 1993 148 p

Tedlock B. (ed ) Dreaming: Anthropological and Psychological Interpretations

Santa Fe, NM: School of American Research Press, 1992a. 320 p. Tedlock B. Dreaming and Dream Research // Tedlock B . (ed. ). Dreaming: Anthropological and Psychological Interpretations. Santa Fe, NM: School of American Research Press, 1992b . P. 1-30 . Wamsley E.J., Stickgold R. Memory, Sleep, and Dreaming: Experiencing Consolidation // Sleep Medicine Clinics. 2011. Vol. 6. No . 1. P . 97-108. doi: 10.1016/j.jsmc.2010.12.008.

Анна Лазарева

AHTPono^orMHECKMM «OPYM 2023 № 58

316

Simulation of Social Reality: Dreaming as an Anthropological Field: A Review of Jeannette Mageo, Robin E. Sheriff (eds.), New Directions in the Anthropology of Dreaming. New York: Routledge, 2021, 250 pp.

Anna Lazareva

Independent researcher Moscow, Russia anna-kadabra@mail.ru

The collection of articles under review proposes new approaches and directions for the anthropological study of dreams . In articles devoted to the analysis of the dream plots of representatives of different social, ethnic, and gender groups in Europe and the United States (Germans, American women, national minorities and immigrants), the authors emphasized the connection between personal concerns and the problems of society as a whole (violence, inequality, hypocrisy). In societies labeled as "dream cultures" (the Asabano of New Guinea, the Tzotzil Maya of Mexico) and religious groups (the Tibetan Buddhists, the Muslims of Egypt), dreams are perceived as a special reality in which the dreamer interacts with deities, spirits and other people (so that dreams can be described as a "shadow society" influencing social relationships in waking life). Exploring these cultures, the authors raise questions of how dreams and their discussion form religious ideas (by validating or disproving religious concepts), change statuses and social roles of dreamers The study of cultures through the prism of dream images allowed authors to see in them something unobservable and inaccessible to other methods of research (hidden conflicts, contradictions, and the potential for social change)

Keywords: anthropology of dreaming, psychological anthropology, dream interpretation, dream as social simulation, dream cultures

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Belie S . D . , 'Snovi o pokojnicima: izmedu opasne i prizeljkivane komunikacije' [Dreams of the Deceased: Between Dangerous and Desired Communication], Delie L. , Samardzija S . (eds . ), Kule i gradovi [Towers and Cities]. Beograd: Udruzenje folklorista Srbije; Balkanoloski institut SANU, 2021, pp. 285-314. (In Serbian). Bulkeley K. , Big Dreams: The Science of Dreaming and the Origins of Religion.

Oxford: Oxford University Press, 2016, 354 pp. D'Andrade R . , 'Anthropological Studies of Dreams', Francis L. , Hsu K. (eds. ), Psychological Anthropology. Approaches to Culture and Personality. Homewood, IL: The Dorsey Press Inc. , 1961, pp. 296-332.

jf Domhoff G . W. , Schneider A. , 'Are Dreams Social Simulations? Or Are They

| Enactments of Conceptions and Personal Concerns? An Empirical and

0 Theoretical Comparison of Two Dream Theories', Dreaming, 2018,

1 vol. 28, no. 1, pp . 1-23 . doi: 10,1037/drm0000080.

o Ivanov Vyach. Vs. , 'Sny v yazykakh i kulturakh drevney Evrazii' [Dreams in

S the Languages and Cultures of Ancient Eurasia], Russkaуa antropo-

= logicheskaуa shkola. Trudy, 2008, vol. 5, pp . 9-23 . (In Russian).

£ Jedrej M. C. , Shaw R. (eds. ), Dreaming, Religion and Society in Africa. Leiden:

•¡j Brill Academic Pub . , 1992, 204 pp . i=

Jedrej M. C. , Shaw R. (eds.), 'Introduction: Dreaming, Religious and Society

j= in Africa', Jedrej M. C. , Shaw R. (eds. ), Dreaming, Religion and Society

s in Africa. Leiden; New York: E . J . Brill, 1992, pp . 1-20 .

^ Kroeber A. L. , 'Handbook of the Indians of California', Bureau of American

| Ethnology Bulletin, 1925, vol . 78, 995 pp .

fc Lazareva A . A . , Tolkovanie snovideniy v narodnoy kulture [Dream Interpretation

¡= in Folk Culture]. Moscow: Russian State University for the Humanities

"J Press, 2020, 257 pp . (In Russian).

0 Lazareva A . A . (comp . ), Antropologiya snovideniy [Anthropology of Dreams]: ,5 A collection of essays based on conference proceedings . Moscow: i? Russian State University for the Humanities, 2021, 299 pp. (In g Russian).

§ Lohmann R. I . (ed. ), Dream Travelers: Sleep Experiences and Culture in the

% Western Pacific. New York: Palgrave Macmillan, 2003, 246 pp .

1 Lurie M. L., Chereshnia A. V., 'Krestyanskie rasskazy o sbyvayushchikhsya * snakh' [Peasant Stories about Dreams that Come True], Lurie M. L. (ed. ), £ Traditsiya vfolklore i literature [Tradition in Folklore and Literature]: g Articles, papers, methodic works of teachers and students of the ^ Academic Grammar School . St Petersburg: St Petersburg State Univer-J? sity Press; Academic Grammar School, 2000, pp . 275-310. (In Russian).

re

i Lurie M. L. , Tarabukina A. V. , 'Stranstviya dushi po tomu svetu v russkikh

obmiraniyakh' [Wanderings of the Soul in the Other World in Russian "obmiraniya" Narratives]. Zhivaya starina, 1994, no . 2, pp . 22-26. (In Russian)

Mageo J (ed ), Dreaming and the Self: New Perspectives on Subjectivity, Identity, and Emotion. Albany, NY: State University of New York Press, 2003, 242 pp.

Mageo J. , Dreaming Culture. New York: Palgrave Macmillan, 2011, 215 pp .

Muthukrishna M , Doebeli M , Chudek M , Henrich J , 'The Cultural Brain Hypothesis: How Culture Drives Brain Expansion, Sociality, and Life History', PLoS Computational Biology, 2018, vol. 14(11), article e1006504. doi: 10 .1371/journal.pcbi.1006504.

Pocs E , 'Preface', Pocs E (ed ), Body, Soul, Spirits and Supernatural Communication Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2019, pp . X-XVI .

Revonsuo A. , Tuominem J. , Valli K. , 'The Avatars in the Machine—Dreaming as a Simulation of Social Reality', Metzinger T. , Windt J . M. (eds. ), Open MIND. Frankfurt am Main: MIND Group, 2016. P . 1295-1322.

Safronov E. V. , Snovideniya v traditsionnoy kulture [Dreams in Folk Culture]. Moscow: Labirint, 2016, 544 pp . (In Russian).

AHTPono^or^HECKMM «OPYM 2023 № 58

318

Stromberg P G , Language and Self-transformation: A Study of the Christian Conversion Narrative Cambridge; New York: Cambridge University Press, 1993, 148 pp

Tedlock B (ed ), Dreaming: Anthropological and Psychological Interpretations

Santa Fe, NM: School of American Research Press, 1992, 320 pp Tedlock B. , 'Dreaming and Dream Research', Tedlock B. (ed. ), Dreaming: Anthropological and Psychological Interpretations Santa Fe, NM: School of American Research Press, 1992, pp 1-30 Wamsley E J , Stickgold R , 'Memory, Sleep, and Dreaming: Experiencing Consolidation', Sleep Medicine Clinics, 2011, vol 6, no 1, pp 97-108 doi: 10 ,1016/j.jsmc.2010.12.008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.