УДК 398.7
Сновидения online: интернет-запрос как фольклорный факт
Анна А. Лазарева
Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются тексты поисковых запросов, содержащие слова «к чему снится» и близкие по смыслу фразы (материал исследования получен с помощью инструмента «Планировщик ключевых слов» в Google AdWords). В работе рассматривается, как культурные представления о правилах интерпретации сновидений влияют на формулировки запросов о толковании сна. Содержание интернет-запросов, сделанных на территории Полтавской области, сопоставляется с записями устных интервью (в ходе которых собирались снотолкования и нарративы о сновидениях), проведенных в том же регионе (2012-2018 гг.). Выявляются корреляции между текстами интернет-запросов (статистика повторяющихся формулировок запросов) и устными практиками интерпретации сновидений (выражающимися в текстах «устного сонника», мотивах рассказов о вещих снах).
Ключевые слова: антропология медиа, медиатизация культуры, постфольклор, интернет-фольклор, интернет-запрос, интерпретация сновидений, символика сновидений, вещий сон
Для цитирования: Лазарева А.А. Сновидения online: интернет-запрос как фольклорный факт // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019. № 4. С. 68-83.
Dreaming online: Search Queries as Reflections of Folklore
Anna A. Lazareva
Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia: [email protected]
Abstract. The article considers the search queries containing the phrase "what does dream mean" (or similar phrases) which were made by Internet users from Poltava region (the material for the analysis was obtained
©Лазарева A. A., 2019
using a tool "Keyword Planner" in Google AdWords). In the light of the hypothesis that cultural notions about the rules of dream interpretation influence how a user formulates a web search query about meaning of a dream, the content of search queries has been compared with the records of interviews (oral dream books and prophetic dream narratives) conducted in the same region (2012-2018). In the article are revealed correlations and discrepancies between texts of web search queries (frequently searched items) and popular symbols of oral dream books or frequently recorded motives of prophetic dreams narratives.
Keywords: anthropology of media, mediatization of culture, postfolklore, internet folklore, web search query, dream interpretation, symbolism of dreams, prophetic dream
For: citation: Lazareva AA. Dreaming online: Search Queries as Reflections of Folklore. RSUH/RGGU Bulletin, "Literary Theory. 'Linguistics. Cultural Studies" Series. 2019;4:68-83.
Введение
Получаемые в интернете данные достаточно давно рассматриваются в контексте исследований современной культуры, в частности фольклора [1]. Изучаются не только специфические для интернета формы фольклорной коммуникации или интернетлор [2], но и отражение фольклорных и этнографических фактов, существующих вне сети [3]. Материалом исследования обычно становятся публикуемые пользователями тексты (например, на форумах, в блогах, соцсетях) и изображения (фанфики, мемы, фотожабы). Еще один источник, который может представлять интерес для антрополога, - это статистика поисковых запросов, представляющая собой как количественную (число наборов запроса с тем или иным содержанием, соотношение популярности запросов), так и качественную информацию (формулировки интернет-запросов). Статистика поисковых запросов уже исследовалась с целью выявить происходящие в обществе процессы: так, с помощью анализа упоминаний симптомов простуды в поисковых запросах (в сервисе Google Trends) выявлялись периоды вспышек эпидемии гриппа [4]. Использование статистики запросов может быть крайне продуктивно и при изучении наивных представлений о мире (см. тексты запросов: «можно ли беременным ходить на похороны», «можно ли дарить часы на день рождения»), позволяя нам судить об их актуальности (в том числе в разные периоды времени) и локальной специфике.
В настоящей статье анализируются данные интернет-запросов о толковании снов в контексте устных практик интерпретации
сновидений. Выбор этой тематики обусловлен многочисленностью поисковых запросов, содержащих слова «сонник», «к чему снится» и их синонимы. Такие запросы рассматривались аналитиками Яндекса с целью «понять, какие сны люди видят чаще всего»1,2. Мне представляется более важной иная постановка вопроса: какими культурными факторами обусловлен интерес пользователей к тем или иным символам сна?
Вводя запрос, пользователь выделяет в приснившемся сюжете ключевой образ (мотив). Данный процесс характерен и для устных рассказов о сновидениях: пересказывая сновидение, человек упоминает одни детали приснившегося сюжета и опускает (не замечает) другие, опираясь на культурные представления о значении снов [5 с. 48]. Сокращаясь и схематизируясь, нарратив о сновидении теряет индивидуальные черты, обретая особенности фольклорного текста [5 с. 48-50, 6 с. 51-61]. В связи с этим текст интернет-запроса может напоминать начальную часть снотолкования если снится X - будет У («что значит если снится змея») или представлять собой свернутый нарратив о сновидении (микросюжет: «к чему снится змея кусает за руку»), по своей образности близкий к устным фольклорным рассказам о «вещих» снах.
Поисковый запрос можно рассматривать как коммуникативный акт: реплику человека, на которую он желает получить обратный отклик. Соответственно, формулировка поискового запроса сопоставима с тем, как бы сновидец мог рассказать сон реальному собеседнику. Стоит заметить, что любой интернет-запрос, как и устный текст, подвергается «цензуре коллектива»: он должен быть краток и максимально типизирован: если запрос будет слишком пространным и оригинальным, у пользователя не получится найти нужную информацию. По этой причине можно предположить, что сновидец, набирающий запрос о толковании сна в интернете, будет склонен упоминать некие общеизвестные символы и клишированные детали сюжета.
В связи со всем сказанным предположим, что пользовательские запросы в той или иной степени коррелируют с устными практиками обсуждения и толкования снов. Чтобы проверить данную гипотезу, нужно сопоставить содержание интернет-запросов с устными снотолкованиями и мотивами рассказов о вещих сновидениях.
1 Запросы про сны // Яндекс Исследования, декабрь 2013. URL: https://yandex.ru/company/researches/2013/ya_dreams_regions (дата обращения 27 июля 2018).
2 Рыба, смерть и стихийные бедствия: какие сны ищут в поиске Яндекса // Яндекс Исследования, 17 марта 2017. URL: https://yandex. ru/company/researches/2017/dreams (дата обращения 27 июля 2018).
Снотолкования и нарративы о снах были мною записаны в Полтавской области Украины (г. Миргород, с. Любивщина и Зубовка, 2012-2018 гг.). С целью получить данные об интернет-запросах был использован сервис Google AdWords, предназначенный для продвижения товаров и услуг в поисковике Google. Инструмент «Планировщик ключевых слов» позволяет посмотреть формулировки и статистику запросов, сделанных пользователями Google. С помощью настроек Google AdWords мы можем сузить исследуемый ареал и рассмотреть пользовательские запросы, сделанные в Полтавской области в течение последнего месяца (июнь 2018 г.).
Здесь стоить оговорить, что, безусловно, предоставляемая Google AdWords информация может вызывать сомнения (например, насколько точно в ней отражена региональная специфика запросов, адекватно ли представлены редкие запросы). Однако, поскольку данным сервисом достаточно давно и активно пользуются рекламодатели, допустим, что он способен в определенной степени отображать общие тенденции поведения интернет-пользователей. Некоторая погрешность статистики связана также с тем, что интернет-поисковик оказывает влияние на формулировки запросов: пользователю предлагаются варианты продолжения запроса в выпадающем окне. Вероятно, часть пользователей набрала бы другой текст, если бы им не показали перечень «подсказок». На мой взгляд, это не обесценивает полученные данные, поскольку, во-первых, подсказки формируются в соответствии с существующей статистикой запросов. Во-вторых, если даже пользователь не вводит оригинальный текст, он обычно имеет выбор между несколькими вариантами подсказок3. Поскольку меня интересуют запросы, сделанные в Полтавской области (для того, чтобы сопоставить их с текстами устных интервью, зафиксированными в данном регионе), а доступ к сайту yandex.ru был заблокирован на территории Украины (указ Президента Украины от 28 апреля 2017 г.4), в работе не рассматривается статистика запросов, предоставляемая сервисом Wordstat. Yandex.
Вводя в сервисе Google AdWords ключевые слова «к чему снится» (рус.) и «до чого сниться», «на що сниться», «якщо сниться»,
3 Предлагаемые пользователю подсказки можно также рассматривать и как потенциал для трансформации традиции: несколько вариантов «развития сюжета сна», «выпадающие» под строкой поиска, сопоставимы с вопросами собеседника, помогающего сновидцу истолковать сон.
4 Указ Президента Украши № 133/2017 // Офщшне штернет-пред-ставництво Президента Украши. 15 квггня 2017. URL: http://www.president. gov.ua/documents/1332017-21850 (дата обращения 08 августа 2018).
«коли сниться» (укр.), получаем список запросов, включающих приведенные фразы (сделанные настройки отображены на рис. 1 и 2). Удалим из них формулировки запросов без упоминания приснившегося образа (такие как «что к чему снится», «к чему снится сон» и др.). В итоге остаются 526 текстов (423 -на русском, 103 - на украинском), которые имеют разное среднее число запросов в месяц. Наиболее часто (от 100 до 1000 раз) пользователей интересовало, к чему снится «бывший парень», «свадьба», «беременность», «рыба» (рус.). Обратимся к запросам, набранным от 10 до 100 раз в месяц (201 текст - на русском, 50 -на украинском), значительная доля которых соответствует определенной тематике: отношения (возлюбленный, измена, бывший и т. д.), беременность (быть беременной, беременная дочь/мама/ подруга), дети (рождение ребенка, младенец, новорожденный), свадьба (венчание, ЗАГС, обручальное кольцо). Аналитики компании «Яндекс» обнаруживают сходные закономерности, выделяя такие темы, как «беременность и дети», «личные отношения», «свадьба»5. Подобное содержание запросов, по-видимому, связано с интересами пользователей, 71% которых - люди моложе 45 лет6.
Рассматривая остальную часть текстов, мы обнаруживаем заметные корреляции между интернет-запросами и традиционными снотолкованиями/рассказами о снах. Так, многие из них представляют собой вариации запроса «к чему снится рыба»: 25 текстов (12,4%) на русском, 4 (8%) - на украинском. Толкование сна о рыбе (и рассказы о снах, содержащих данный символ) неоднократно записывалось в Полтавской области. В 15 текстах (рус.) запрашивалось значение сна о покойнике, что соответствует широко распространенной группе фольклорных нарративов [6 с. 97-154], часто встречавшихся в ходе устных интервью. Содержание других запросов также соотносимо с символами известных и часто фиксируемых снотолкований: собака, змея, вода, кровь, похороны, пустой гроб, выпадение/потеря зубов, белая лошадь, сырое мясо и т. д. В то же время мы не можем сказать, знают ли пользователи, которые набирают подобные запросы, традиционные значения этих образов.
5 Запросы про сны // Яндекс Исследования, декабрь 2013. URL: https://yandex.ru/company/researches/2013/ya_dreams_regions (дата обращения 27 июля 2018).
6 Мгнченко О. Бшыпе половини жител1в сш в Украш1 вже користу-ються штернетом // Watcher. [Электронный ресурс]. 13 апреля 2017. URL: http://watcher.com.ua/2017/04/13/bilshe-polovyny-zhyteliv-sil-v-ukrayini-vzhe-korystuyutsya-internetom/ (дата обращения 27 июля 2018)
Рис, 2
Большая часть редких запросов, набранных пользователями менее 10 раз в месяц, повторяют более популярные, при этом их формулировка бывает несколько подробнее: например, вместо «к чему снится покойник» встречаем «к чему снится улыбающийся покойник». Такие тексты для нас более интересны, поскольку в них упоминаются дополнительные детали сюжета (например, помимо центрального образа указываются его свойства, действия с ним и т. д.). Содержание подобных запросов сопоставимо не только со снотолкованиями, но и с мотивами рассказов о вещих снах.
Обратимся к анализу запросов о толковании рыбы во сне. Запросы с таким содержанием были выбраны в качестве объекта исследования из-за их многочисленности, которая позволяет получить больше вариантов подобных текстов, и достаточного количества полевых записей снотолкований и рассказов о снах, где интерпретируется образ рыбы, что позволяет сравнить устные тексты с содержанием интернет-запросов. Рассмотрим содержание поисковых запросов, набиравшихся от 10 до 100 раз за месяц в течение последнего года (с января по декабрь 2018 г.). Данные были получены 29 января 2018 г. следующим образом:
1) Введены поочередно ключевые слова «сонник рыба» и «сонник риба» (в настройках языка выбраны русский и украинский языки соответственно). В настройках местоположения выбрана Полтавская область Украины. Настройка «показать отдаленные варианты» позволила скачать большое количество близких по смыслу запросов, среди которых был произведен отбор. Сделанные в сервисе Google AdWords настройки отражены на рис. 3 и 4.
2) Загрузив перечень текстов в виде таблицы Excel, я поочередно удаляю из них запросы, не содержащие слов «сон», «сонник», «снится», «рыба», «риба» (и их формы «рыбу», «рыбой» и т. д.). Далее удаляю запросы, которые содержат лишь упоминание образа рыбы: «сонник снится рыба», поскольку анализу подвергаются детали сюжета, которые вводились в строку поиска: «к чему снится ловить рыбу руками в чистой воде», «к чему снитсялшого рыбы в реке».
3) Представленные запросы имеют разную статистику: большая часть текстов набиралась от 10 до 100 раз в месяц - я рассматриваю именно эти тексты (запросы, набиравшиеся до 10 раз в месяц, повторяют содержание первых, в получившемся корпусе их гораздо меньше, поэтому я решила пренебречь этими текстами, чтобы достичь большего единообразия материала).
В итоге отобранный корпус текстов составил 436 единиц (420 -на русском языке, 16 - на украинском).
При анализе данного корпуса выявляются определенные тенденции, позволяющие предположить, что пользователям известно снотолкование «рыба - к беременности», озвученное многими
i Местоположения: Полтавская область, Украина Язык: Украинский Поисковые сети: Google
Варианты ключевых СЛОВ О, сонник риба
Найдено 32 варианта ключевых слое ^ Показать отдаленные варианты Добавить фильтр
СКАЧАТЬ ВАРИАНТЫ КЛЮЧ. СЛОВ
Последние 12 месяцев
янв. - дек. 2018 Г. ▼ < >
Т III
ФШЪТР СТОЛБЦЫ
Ключевые слова (по релевантности) Ср. число запросов в месяц Уровень конкуренции Процент полученных показов объявления Ставка для показа вверху стр. (мин.) Ставка для показа вверху стр. (макс.) Статус аккаунта
Ваше ключевое слово
["") сонник риба 10-100 Низкий - - -
Варианты оптимизации
(3 до чого сниться риба 10-100 НИЗКИЙ - - -
|~| якщо сниться риба 10-100 Низкий - - -
Q] риба сонник 10-100 НИЗКИЙ - - -
] що означае коли сниться риба 10-100 Низкий - - -
Найдено 1323 варианта ключевых слов Т III ФИЛЬТР СТОЛБЦЫ
^ Показать отдаленные варианты Добавить фильтр
] Ключевые слова (по релевантности) Ср.число запросов в месяц Уровень конкуренции Процент полученных показов объявления Ставка для показа вверху стр. (мин,) Ставка для показа вверху стр. (макс.) Статус аккаунта
Ваше ключевое слово
] сонник рыба 10-100 Низкий - - -
Варианты оптимизации
П к чему снится рыба 100 - 1 тыс. Низкий -
[31 рыба сонник 10-100 Низкий -
п снится рыба 10-100 Низкий -
Ц сонник ловить рыбу 10-100 Низкий - - -
респондентами в ходе интервью в Полтавской области: «Рыба если снится - это к беременности» (жен., 65 лет), «Рыба перед беременностью мне снилась оба раза» (жен., 31 год), «Рыба обычно к беременности, к детям» (жен., 52 года).
1) В 84 текстах на русском (около 19% от общего количества) упоминается пол человека, которому приснилась рыба: «к чему снится рыба женщине/девушке/мужчине/парню/мужу», «рыба во сне для женщины/мужчины». Частотность подобного уточнения может объясняться тем, что традиционный вариант толкования рыбы («к беременности») относится к женщине, соответственно, при интерпретации этого символа важен пол сновидца. Показательно, что в случае с другими сновидческими образами (например, мясо, вода и т. д.) таких уточнений практически не встречается. Подобная тенденция не отражена аналитиками Яндекса, рассматривавшими запросы о толковании рыбы во сне7.
2) В 11 текстах на русском (около 3%) пользователей интересует сон о рыбе при беременности «к чему снится рыба беременной женщине», «если беременной снится рыба», ср.: «Рыба - то к рождению. Як прысныться, так и выходь замуж и рожай» (жен., 73 года), «Если снится рыба - знаю точно, что будет ребенок. Это точно» (жен., 61 год). Среди запросов встречались следующие тексты: «приснилась мертвая рыба беременной», «кому снилась мертвая рыба при беременности» (4 текста). Они коррелируют с сюжетом устного рассказа о вещем сне, записанного И.А. Разумовой:
Во время последних месяцев беременности моей маме снится один и тот же сон. Она стоит на берегу быстрой речушки, где несет течением мертвую 'рыбу. Мама отгребает мертвую и ищет живую. Только в последнем сне перед родами маленькая рыбка замахала хвостиком. Она взяла рыбку на руки и прижала к груди. Роды проходили очень тяжело [7 с. 96].
3) Отдельные запросы, такие как «рыба снится к беременности», «правда ли, что рыба снится к беременности» (3 текста), прямо свидетельствуют о том, что набравшим его пользователям известно снотолкование «рыба - к беременности» (см. также «сон про рыбу к беременности», «что снится к беременности кроме рыбы», «рыба сонник беременность», «ловитьрыбу во сне к беременности», «есть
7 Рыба, смерть и стихийные бедствия: какие сны ищут в поиске Яндекса // Яндекс Исследования, 17 марта 2017. URL: https://yandex.ru/ company/researches/2017/dreams (дата обращения 27 июля 2018).
•рыбу во сне к беременности», «есть селедку во сне к беременности», «снится ли селедка к беременности»8).
4) Во многих запросах упоминаются такие действия, как ловить или поймать рыбу (142 текста на русском языке, 6 - на украинском, 34% от общего количества), в том числе «ловить рыбу руками» (5 текстов на русском). Например: «сон ловити рибу вудкою», «к чему снится ловля рыбы руками». Подобные запросы коррелируют с устными снотолкованиями: «Рыба снится к беременности, особенно если ее ловить во сне руками» (жен., 84 года). В рассказах о вещих снах присутствует мотив ловли рыбы и видения пойманной рыбы в своих руках: «Шшла я зам1ж i приснилось меш, шо мш муж зловив рибу. А я держу ж так п в руках. А на робот1 тоже ж сказали: "Ти будеш мамою. Рибку зловила, значить буде у вас попол-неше". I точно. Так что Саша в мене рибка. А вообще риба... риба... смотря в каком вще... Но ec.ni ловить рибку - це точно пополнеше» (жен., 75 лет); «К сыну мне приснился сон, что я в святой криничке набирала воду в ладошки и смотрю как бы в руках, ну, в ладошках, в водице оказался окунек» [8 с. 144].
Популярность запроса «к чему снится рыба» коррелирует с высокой частотностью другого запроса - «к чему снится беременность». Так, обращаясь к программе Google Trends (рис. 5), мы видим, что среди запросов, которые начинаются со слов «к чему снится», лидирует «к чему снится беременность», на третьем месте по популярности - «к чему снится рыба». Среди запросов на украинском языке (до чого снится) обнаруживаем сходную ситуацию: «до чого снится ваптшсть [беременность]» (2-е место по частотности) и «до чого сниться риба» (3-е место)9. Такая корреляция неслучайна: сон о беременности может осмысляться как предвестник беременности наяву (буквальное толкование), как и сон о рыбе (символическое толкование). Это позволяет предположить, что значительную часть пользователей интересуют символы сна, «предвещающие» беременность и рождение ребенка10.
8 Приведенные в скобках тексты запросов были получены при поиске по ключевому слову «снится к беременности» в ноябре 2018 г.
9 Приведенная статистика включает слова, похожие на запрос «что снится к». Среди них встречаются такие формулировки, как «сонник», которые здесь не учитываются (данные были получены в сервисе Google Trends 8 янв. 2019 г.).
10 Возможно, это обусловлено фольклорными представлениями о способности матери предчувствовать свое будущее дитя, а также о том, что ребенок дается свыше: богом, богородицей, предками женщины [8 с. 144].
Украина, 2004 - настоящее время Похожие запросы Лидеры ▼ ♦ < > Украина, 2004 - настоящее время Похожие запросы Лидеры ▼ ♦ < >
сонник тоо ^^^^^^^ 1 до чого сниться хлопець 100
2 к чему снится беременность 2 сонник 39 ^^^^^^
3 к чему снится парень 41 3 до чого сниться ваптжеть 71
4 к чему снится рыба 39 4 до чого сниться риба 50
5 к чему снится свадьба 28 5 до чего сниться веолля
Рис, 5
Показательно, что запрос «что снится к беременности» является самым популярным среди поисковых запросов, начинающихся со слов «что снится к»: при наборе в Google AdWords ключевых слов «что снится к» лидирует именно такой «вариант оптимизации» текста (рис. 6), аналогичные результаты дает Google Trends, что подтверждает данную гипотезу. Описанные корреляции объясняют гипертрофированный интерес к значению снов о рыбе, который не характерен для ситуации устных интервью с информантами.
Заключение
Исследование демонстрирует продуктивность сопоставления интернет-запросов с записями устных интервью.
Исходя из проведенного анализа можно сделать вывод, что многие интернет-пользователи имеют представление о традиционных значениях сновидческих образов. Во-первых, перечень символов сна, интерпретацию которых ищут в интернете (рыба, собака, вода, кровь, покойник и т. д.), коррелирует с образностью устных снотолкований. Во-вторых, детальный анализ запросов, связанных с толкованием сна о рыбе, показывает, что значительная часть пользователей знает о традиционном значении этого образа, содержание многих запросов соотносимо с фольклорными мотивами вещих снов.
При сопоставлении статистики интернет-запросов о снах с материалами устных интервью выявляются определенные тенденции. Так, в ходе интервью респонденты обычно говорили о сюжетах и образах сновидений, предвещающих, с точки зрения рассказчика, смерть (такие как выпавшие зубы, ямы и рвы, разрушающиеся дома). В интернет-поисковике преобладает интерес к символам, которые могут истолковываться как предвестники
рождения ребенка (рыба, беременность, роды, маленькие дети). Вероятно, интерес к символам, соотносимым с разными событиями-коррелятами, обусловлен разным возрастом опрошенных (устные интервью записывались от пожилых людей, в то время как среди интернет-аудитории преобладают молодые пользователи). При этом показательно, что наиболее высокий интерес вызывают знаки, соотносимые с ключевыми этапами жизненного цикла -рождением и смертью.
Литература
1. Алексеевский М.Д. Интернет в фольклоре или фольклор в Интернете? (Современная фольклористика и виртуальная реальность) // От Конгресса к Конгрессу. Навстречу Второму Всероссийскому конгрессу фольклористов: Сб. материалов. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2010. С. 151-166.
2. Радченко Д.А. «Ищите нас через Яндекс»: методики и проблемы сбора сетевого фольклора // Taut.osakos darbai. [Электронный ресурс]. 2013. XLV. URL: http://www.llti.lt/iailai/10_Radcenko%281%29.pdi (дата обращения 10 марта 2019).
3. Ахметова М.В. Интернет как корпус источников по фольклору и этнографии (региональный аспект) // Фольклор и этнография: к 90-летию со дня рождения КВ. Чистова/ Отв. ред. А.К. Байбурин, Т.Б. Щепанская. СПб.: МАЭ РАН, 2011. С. 302-311.
4. GinsbergJ., Mohebbi М.Н., Patel R.S., Brammer L„ Smolinski M.S., Brilliant L. Detecting Influenza Epidemics Using Search Engine Query Data //Nature. 2009. Vol. 457. No. 7232. P. 1012-1014.
5. Рабинович Е.И. Сны Пробужденных: сон и сновидения в культуре, религии, политике Тибета. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2013. 200 с.
6. Сафронов Е.В. Сновидения в традиционной культуре. Исследование и тексты. М.: Лабиринт, 2016. 544 с.
7. Разумова И.А. Потаенное знание современной русской семьи: Быт. Фольклор. История. М.: Индрик, 2001. С. 85-105.
8. Лабащук О.В. Миф vs история в материнских рассказах о беременности и родах // Folia Litteraria Rossica. 2011. № 4. С. 142-148.
References
1. Alekseevskii MD. Internet in folklore or folklore in internet? (Contemporary folklore studies and virtual reality). In: Dobrovol'skaia VE„ Kargin AS., eds. From congress to congress: Towards the 2"d All-Russian congress of folklorists. Moscow: Gosudarst.vennyi respublikanskii t.sentr rasskogo fol'kloraPubl.; 2010.p. 151-66. (InRuss.)
2. Radchenko DA. "Search us with Yandex": methods and problems ol collecting internet-folklore [Internet.]. Tautosakos darbai, 2013. XLV. URL: http://www.llti.lt/iai-lai/10_Radcenko%281%29.pdl [data obrashcheniya 10 March 2019]. (In Russ.)
3. Ahmet.ova MV. Internet, as a group of sources of folklore and ethnography (regional aspect). In: Baiburin AK„ Shchepanskaya ТВ., eds. Folklore and ethnography: Papers presented to Kirill Vasil'evich Chistov's 90th birthday Anniversary. Saint Petersburg: MAE RAN Publ.; 2011. p. 302-11. (InRuss.)
4. Ginsberg J., Mohebbi MH„ Pat.el RS„ Brammer L„ Smolinski MS., Brilliant L. Detecting Influenza Epidemics Using Search Engine Query Data. Nature. 2009;457:1012-14.
5. Rabinovich EI. Dreams of the Awakened: Sleep and Dreams in Culture, Religion, Politics of Tibet. Yekaterinburg: Gumanitainyi universitet. Publ.; 2013. 200 p. (In Russ.)
6. Safronov EV. Dreams in Traditional Culture. Moscow: Labirint. Publ.; 2016. 544 p. (In Russ.)
7. Razumova IA. Secret Knowledge of the Modem Russian Family: Mode of Life. Folklore. History. Moscow: Indrik Publ.; 2001. p. 85-105. (In Russ.)
8. Labaschuk OV. Myth vs history in maternal stories about pregnancy and childbirth. Folia Litteraria Rossica. 2011 ;4:142-48. (In Russ.)
Информация об авторе
ЛнняА.<7язя/к?ея,кандидатфилологическихнаук, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия, Москва, Миусская пл., 6; [email protected]
In formation about the author
Anna A. Lazareva, Cand. of Sci. (Philology), Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bid. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia, 125993; [email protected]