Научная статья на тему 'СЕМИОТИКА СНА И СНОВИДЕНИЙ: ИСТОРИЯ ВОПРОСА'

СЕМИОТИКА СНА И СНОВИДЕНИЙ: ИСТОРИЯ ВОПРОСА Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
120
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сон / сновидение / познание / понятие / образ / символ / знак / означаемое / означающее / бессознательное / архетип / sleep / dream / cognition / concept / image / symbol / sign / signified / signifier / unconscious / archetype.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Корсакова Лидия Викторовна, Оплетаева Олеся Николаевна

При исследовании процессов глобализации имеет заметное значение их семиотический аспект. Языковая природа событий и процессов культурной трансформации весьма разнообразна, хотя в современном мире в ней доминирует медиа дискурс. Данная статья посвящена обзору философских концепций, рассматривающих сновидение как знаковую систему единства обозначающего и обозначаемого. Были привлечены для анализа философские интерпретации широкого ряда: от древних мифологических и философских до современных, научных концепций и теорий. Авторы приходят к выводу, что подходы к проблеме интерпретации сновидений постепенно смещаются в семиотическую парадигму, а затем и в область создания компьютерных алгоритмов расшифровывания «языка сновидений». Элементом новизны обладают установленные в данной статье связи между древней религиозно-мифологической трактовкой сна и сновидения, через раннюю философскую практику античности, с современным психоаналитическим и структуралистским подходами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEMIOTICS OF SLEEP AND DREAMS: A HISTORY OF THE QUESTION

The semiotic aspect is of significant importance in the study of globalization processes. The linguistic nature of events and processes of cultural transformation is very diverse, although in the modern world it is dominated by media discourse. This article is devoted to the review of philosophical concepts that consider the dream as a symbolic system of unity of the signifier and the signified. Philosophical interpretations of a wide range were involved for analysis: from ancient mythological and philosophical to modern, scientific concepts and theories. The authors come to the conclusion that approaches to the problem of dream interpretation are gradually shifting into the semiotic paradigm. Then they continue in the field of creating computer algorithms for deciphering the «language of dreams». The links established in this article between the ancient religious and mythological interpretation of sleep and dreaming, through the early philosophical practice of antiquity, with modern psychoanalytic and structuralist approaches, have an element of novelty.

Текст научной работы на тему «СЕМИОТИКА СНА И СНОВИДЕНИЙ: ИСТОРИЯ ВОПРОСА»

УДК:130.2

Корсакова Лидия Викторовна

кандидат философских наук,

доцент кафедры истории, философии и психологии,

Кубанский государственный технологический университет

likors@rambler.ru

Оплетаева Олеся Николаевна

кандидат философских наук,

доцент кафедры истории, философии и психологии,

Кубанский государственный технологический университет

opleole@gmail.com

Korsakova Lidia

Candidate of Philosophy,

Associate Professor of the Department of History, Philosophy and Psychology, Kuban State Technological University OpletevaOlesya Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of History, Philosophy and Psychology, Kuban State Technological University

СЕМИОТИКА СНА И СНОВИДЕНИЙ: ИСТОРИЯ ВОПРОСА

SEMIOTICS OF SLEEP AND DREAMS: A HISTORY OF THE QUESTION

Аннотация. При исследовании процессов глобализации имеет заметное значение их семиотический аспект. Языковая природа событий и процессов культурной трансформации весьма разнообразна, хотя в современном мире в ней доминирует медиа дискурс. Данная статья посвящена обзору философских концепций, рассматривающих сновидение как знаковую систему единства обозначающего и обозначаемого. Были привлечены для анализа философские интерпретации широкого ряда: от древних мифологических и философских до современных, научных концепций и теорий. Авторы приходят к выводу, что подходы к проблеме интерпретации сновидений постепенно смещаются в семиотическую парадигму, а затем и в область создания компьютерных алгоритмов расшифровывания «языка сновидений». Элементом новизны обладают установленные в данной статье связи между древней религиозно-мифологической трактовкой сна и сновидения, через раннюю философскую практику античности, с современным психоаналитическим и структуралистским подходами.

Ключевые слова: сон, сновидение, познание, понятие, образ, символ, знак, означаемое, означающее, бессознательное, архетип.

Abstract. The semiotic aspect is of significant importance in the study of globalization processes. The linguistic nature of events and processes of cultural transformation is very diverse, although in the modern world it is dominated by media discourse. This article is devoted to the review of philosophical concepts that consider the dream as a symbolic system of unity of the signifier and the signified. Philosophical interpretations of a wide range were involved for analysis: from ancient mythological and philosophical to modern, scientific concepts and theories. The authors come to the conclusion that approaches to the problem of dream interpretation are gradually shifting into the semiotic paradigm. Then they continue in the field of creating computer algorithms for deciphering the "language of dreams". The links established in this article between the ancient religious and mythological interpretation of sleep and dreaming, through the early philosophical practice of antiquity, with modern psychoanalytic and structuralist approaches, have an element of novelty.

Keywords: sleep, dream, cognition, concept, image, symbol, sign, signified, signifier, unconscious, archetype

С самого начала обратим внимание на необходимость различать физиологический процесс сна, с одной стороны, и сновидения, с другой стороны. Первый аспект рассматриваемого явления всегда привлекал гораздо больше заинтересованного внимания как у наших предков, образно-метафорически интерпретировавших его, так и у современных философов и учёных. Доминирующей была интерпретация сна по принципу бинаризма [1]: в ряду с отсутствием, неподлинным бытием и смертью сон противопоставляется присутствию (Dasein),подлинному бытию, жизни. А вот, собственно сновидения, их смысловой символизм особенным образом изучались в рамках мистических учений, своеобразно переплавлявшихся в народных сонниках. Только в начале ХХ века в рамках психоанализа состоялась полноценная практика упорядочения методов интерпретации сновидений, хотя и ограниченная. Рассмотрим заметные в истории культуры и философии теории и высказывания относительно сновидения.

Развитие взглядов на сновидения сравнимо с тем, как человек, двигаясь сквозь века, всё больше осознаёт себя в качестве личности - неповторимой и индивидуальной. Наши далёкие предки считали сон связующей нитью между миром людей и потусторонним миром: душа, покидая тело, могла общаться с душами уже умерших, а также - с представителями высших сил. В первобытные времена, когда люди жили в племенах, за толкованием снов обращались к духовному наставнику - шаману, который, зачастую, объяснял сны происками злых духов. Сновидения почитались многими древними цивилизациями. Поэтому во многих из них сложились особые приёмы обращения к источнику сновидений. К их числу можно отнести путешествия по

священным местам, своеобразные обряды очищения, вызов духов и даже жертвоприношения. В Древнем Египте (4000-2000 годы до н.э.), например, распространялась практика «вынашивания» сновидений. В разных областях страны строились храмы - серапимы, названные так в честь древнеегипетского бога сновидений - Сераписа. В таких храмах жрецы истолковывали сны и делали предсказания по ним. Особое внимание уделялось снам фараонов, считавшиеся волеизъявлением богов. В мифологии стран Востока, таких как Китай и Япония, есть особенное существо - Баку. Это животное-дух описывается как тапир, формой похожий на свинью с длинным носом. Согласно японской легенде, Баку является доброжелательным духом, который поедает плохие сны и кошмары, защищая людей от них. К XVII веку представление о Баку изменилось - теперь он обладал физической формой химеры - у него были ноги тигра, голова слона и пронзительные глаза носорога. Его название сменилось на Мо, а также возникло поверье о том, что необходимо нарисовать эскиз этого зверя перед сном, чтобы защититься от кошмаров.

В Древней Греции сны уже не воспринимались чем-то зловещим, однако всё ещё были связаны с миром мёртвых. Состояние сна воспринималось как пограничное между жизнью и смертью и этому люди Древней Греции давали своё объяснение. Дело в том, что Гипнос - бог сна, был братом близнецом Танатоса-бога смерти. Неудивительно, что данный факт вызывал весьма тревожное отношение к сновидениям. Однако находились и те, кто видел во снах предзнаменования, не отделял их от оракулов. Эта ветка размышлений привела к возникновению религиозных обрядов, связанных со сном: люди проводили целые ночи в храмах, предполагая вблизи богов род пророческого видения. Для благоприятных снов утверждались празднества, а для страшных -были введены очищения. Подтверждение этому мы можем найти в работах Гомера. Так, бог Гермес, сопровождающий души умерших в подземное царство, называется в его работе «наводящим на бодрых сон» [2, с. 84]. Также смерть в его произведении часто именуется какой-либо разновидностью сна: «сон долгий», «сон медный» [3].

Размышляя над природой сна, греческий философ Платон сделал вывод о том, что сон - есть результат противоборства трёх частей человеческой души: разумной, яростной и вожделеющей. Человек видит беспокойные сны в том случае, если в этой борьбе побеждает вожделеющее и яростное начала.

Существенным вкладом в развитие представлений о сновидениях стал пятитомный труд Артемидора Далдианского об искусстве толкования сновидений - «Онейрокритика». Одним из первых он заговорил о важности знания личности сновидца и его эмоционального состояния во время сна для правильного толкования: «И видевшему сон и толкующему было бы полезно, и не только полезно, но необходимо, чтобы снотолкователь знал, кто таков сновидец, чем он занимается, как родился, чем владеет, каков здоровьем и сколько ему лет» [4]. Как мы видим, работа со смысловой составляющей

сновидения носила самый общий, расплывчатый характер, преобладало же опасливое отношение ко сну как «маленькой смерти».

Только в XX веке, в контексте общей теории психоанализа, Зигмунд Фрейд формулирует основное положение теории сновидений: «Сновидение в психологическом анализе служит первым звеном в ряду психических феноменов, из которых дальнейшие - истерические фобии, навязчивые мысли и бредовые идеи должны интересовать врача по практическим соображениям» [5, с. 9]. Начинает ученый с анализа собранных значимых теорий, объясняющих возникновение сновидений. Благодаря этому анализу мы можем выделить несколько базовых положений, которых придерживается автор:

1. Сновидение является психическим явлением, которое вполне можно объяснить.

2. Сновидения состоят из наших неосознанных и осознанных желаний. Они выявляют наши скрытые, истинные желания, в которых человек часто сам себе не способен признаться.

3. Сновидения забываются в большинстве случаев, «потому что они чересчур слабы».

4. На сновидения оказывают влияния как внешние, так и внутренние факторы. Поэтому толкование снов может способствовать выявлению скрытых и только развивающихся болезней.

5. Сновидение использует язык образов, а не слов и понятий [5, с. 14 -

90].

Для европейской литературно-философской традиции вполне привычны рассуждения о специфике понятийного мышления по отношению к образному. Наиболее артикулированной является позиция, что «эпистемологический потенциал образно-символических ресурсов языка как раз связывается с принципиальной открытостью, незавершенностью процесса познания», либо, что в данном контексте означает то же, - порождением неограниченного количества смыслов [6, с. 57].

Согласно З.Фрейду, все психические процессы человека подчиняются принципу удовольствия. Таким образом, он считал, что сон - это отражение истинных желаний человека, которые подавляются цензурой сознания. Именно цензурирующая деятельность психики запускает механизм метафоризации, шифрования смыслов, питая наше мышление причудливыми означающими. Зашифрованные во сне мысли до момента их интерпретации не осознаются самим человеком, так как для него они неприемлемы. Приведём пример. Зигмунд Фрейд в своей книге описывает сновидение женщины. Ей снилось, что в её дом на ужин собирались прийти гости, но на кухне не оказалось никаких продуктов, чтобы ужин приготовить. На первый взгляд мы не можем определить, какое желание скрывается за подобным сюжетом сна: казалось бы, желание накормить гостей ужином не выполняется. Однако после глубокого анализа открываются некоторые другие аспекты толкования. На самом деле, в числе гостей оказалась подруга, которая мечтает набрать вес. Это стало

важным фактом, потому что мужу сновидицы нравятся «полненькие» девушки. Тогда желание женщины, наоборот, выполняется: из-за своей неосознанной в реальном мире ревности она оставляет свою стройную подругу без ужина во сне, чтобы обезопасить собственные семейные отношения [5, с. 119-142].

Впервые явным образом заявлено о том, что сновидение представляет собой особый язык, использующийся для формулировки и передачи смысла. Информация, которую мозг получает, перерабатывается, концентрируется в виде различных образов, искажается и таким образом формирует символы. Во сне все пережитые эмоции оживают и предстают в виде тех самых неясных образов и символов. Получающиеся сновидческие образы Фрейд называет «сгущенными». Понять, что значит тот или иной образ, и как-то связать его с действительностью бывает очень сложно. Требуются немалая фантазия и воображение, чтобы интерпретировать тот или иной сон. Но всё же образы сновидения, по идее Фрейда, - это система означающих, которые связаны с означаемым не вполне произвольным образом, хотя и не настолько упорядоченным, чтобы можно было составить, например, толковый словарь языка сновидений.

Карл Густав Юнг, в целом, соглашался с мнением коллеги о том, что сновидения являются шифром, за которым скрываются некие запретные импульсы и желания. Однако алгоритм интерпретации сна как исполнения желания не устраивал его своей упрощенностью. Юнг видел роль сновидения в том, чтобы уравновесить и скорректировать наше сознание, восстановить психический баланс, что, в конечном итоге, приводит к целостности. Сон компенсирует те аспекты личности, которыми человек пренебрегает. Кроме того, Карл Юнг оспаривал утверждение о том, что сны лишь воспроизводят прожитый день, ведь они, на самом деле, редко повторяют какие-то события в точности. Они добавляют или вычитают что-то, скрашивают и округляют некоторые моменты. Юнг считал, что подобная трансформация носит компенсирующий характер. Таким образом, данная теория расширяет представления Фрейда об осуществлении желаний в сновидениях. Отличие этих двух концепций состоит в том, что юнгианское сновидение стремится к целостности через равновесие и гармонию, а фрейдистское опускается до удовлетворения скрытых желаний. Однако в контексте данного исследования больший интерес вызывает учение Юнга об архетипах. Можно сказать, что выделенные философом структурные элементы коллективного бессознательного, складываются в систему означаемых, смыслов. И у каждого из этих означаемых, есть более или менее, неизменный набор означающих [7, с. 336-474].

Дальнейшие поиски в этом направлении приводят нас к структуралистской программе «типологии дискурса», которая включает «описания инвариантных, статичных структур, с помощью которых создаются отдельные художественные произведения. Последние рассматриваются как частные случаи употребления этих атомарных структур» [8, с. 664].

Несомненно, что установка структурализма направлена не просто на отыскание механизма формирования образа, символа, а дальше - на создание методологии описания конечного числа элементов для порождения бесконечного количества смыслов с помощью художественного образа, или же, в нашем случае, -символов сновидений.

И хотя последующее развитие структурализма обнаружило все ограничения этой программы, как показано в цитируемом исследовании [8], современные учёные продолжили двигаться именно в направлении создания «языка сновидений». Например, окончательная система кодирования сновидений Холла Ван де Кастла состоит из 10 категорий (и их подкатегорий) элементов, появляющихся в сновидениях, вместе с подробными правилами распознавания и измерения этих элементов из письменных отчетов. В исследовании Алессандро Фолии, его коллег из Римского университета основная сложность подобного «исследования сновидений» связывается со сложностью кодирования в соответствии с этими шкалами и требует вмешательства человека. Благо, на обработку поистине бесконечного количества конфигураций «инвариантных структур», воспроизводимых в сновидениях им приходят компьютерные программы. «Компьютерная система, разработанная Фоли и его коллегами, предложение за предложением изучает описания снов и на основании выбора слов, грамматики и контекста обнаруживает, кто являются главными действующими лицами - мужчина или женщина, живые люди или привидения (фантастические существа)» [9].Три категории выделяются как особо значимые. В их число входят Персонажи, Взаимодействия и Эмоции, несмотря на то, что интерпретация по этой системе получается точной, но далеко не быстрой. Она отнимает достаточное количество времени и сил, что заставило учёных искать способы сделать её более простой. Затем, они сравнили результаты, полученные с помощью алгоритма, с толкованиями психологов. Заключения совпадали на 75%. Однако сами учёные заметили, что их система нуждается в доработке. В будущем они планируют устранить ограничения, связанные с определённой категорией людей, которые подходят для применения данного алгоритма.

Резюмируем сказанное. В философском исследовании сна выделяется два смысловых аспекта.

Первый, - сон как физиологический процесс, ассоциируемый с небытием.

Второй, - сон как сновидение, содержание сознания.

Долгое время, второй аспект реализовывался в границах первого и не имел самостоятельного значения. Психоанализ изменяет эту ситуацию: сновидение воспринимается как зашифрованное послание. Эта идея подхватывается и доводится до крайней степени в структуралистской программе описания инвариантных структур, с помощью которых мыслится возможной генерация бесконечного количества смыслов.

Анализ актуальных научных исследований в области содержательного анализа сновидений показывает, что ограничения, с которыми столкнулись

структуралисты - необходимость учитывать не только структуру, но и внешний контекст, - учёные пытаются преодолеть с помощью современных компьютерных технологий. То, что они, даже с помощью компьютерных технологий, не могут прийти к модели «языка сновидений» и по-прежнему «требуют вмешательства человека», оставляет нам надежду на то, что те проблемные ситуации, которые мы не в силах воспринять и разрешить на уровне сознания, найдут свою интерпретацию в бесконечном смысловом пространстве сновидения.

Литература

1. Корсакова Л.В., Оплетаева О.Н., Шаршак А.А. Принцип бинаризма в построении философских концепций и научных теорий // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 131. С. 1271-1278.

2. Гомер Одиссея /пер. В.А. Жуковского. М.: Эксмо, 2018, 421 с.

3. Гомер Илиада / пер. Н.И. Гнедича. Издание подготовил А.И. Зайцев. СПб.: Наука, 2008, 560 с.

4. Артемидор Сонник: Oneirocritica //Вест. древней истории.1989, № 4.

5. Зигмунд Фрейд. Толкование сновидений. Введение в психоанализ / пер. с нем. Г. Барышниковой, Я. Когана. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2021, 816 с.

6. Корсакова Л.В. Понятие и образ: эпистемологический потенциал философских и художественных текстов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. № 4. С. 53-58.

7. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное: Сборник / Пер. с англ. СПб.: Университетская книга, 1997. 544 с.

8. Корсакова Л.В., Оплетаева О.Н. Как философия стала «жанром литературы» // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 126. С. 663673.

9. Alessandro Fogli, Luca Maria Aiello, Daniele Quercia Our dreams, our selves: automatic analysis of dream reports // Royal Society Open Science. 7, 192080 [Электронный ресурс]. URL:https://royalsocietypublishing.org/doi/pdf/ 10.1098/rsos.192080 (Дата обращения 18.01.2022).

10. Тужба Э.Н. Социология культуры. М. : Изд-во «РУСАЙНС», 2018. 202

с.

References

1. Korsakova L.V., Opletaeva O.N., SHarshak A.A. Principbinarizma v postroeni ifilosofskih koncepcij i nauchnyh teorij // PolitematicheskijsetevojelektronnyjnauchnyjzhurnalKubanskogogosudarstvennogoag rarnogouniversiteta. 2017. № 131. S. 1271-1278.

2. Gomer Odisseya/per. V.A. ZHukovskogo. M.: Eksmo, 2018, 421 s.

3. Gomer Iliada / per. N.I. Gnedicha. Izdanie podgotovil A.I. Zajcev. SPb.: Nauka, 2008, 560 s.

4. Artemidor Sonnik: Oneirocritica // Vestnik drevnej istorii.1989, № 4.

5. Zigmund Frejd Tolkovanie snovidenij. Vvedenie v psihoanaliz / per. s nem. G. Baryshnikovoj, YA. Kogana. SPb.: Azbuka, Azbuka-Attikus, 2021, 816 s.

6. Korsakova L.V. Ponyatie i obraz: epistemologicheskijpotencialfilosofskih i hudozhestvennyh tekstov // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1: Regionovedenie: filosofiya, istoriya, sociologiya, yurisprudenciya, politologiya, kul'turologiya. 2010. № 4. S. 53-58.

7. YUng K.G. Soznanie i bessoznatel'noe: Sbornik / Per. s angl.SPb.:Universitetskaya kniga, 1997. 544 s.

8. Korsakova L.V., Opletaeva O.N. Kak filosofiya stala «zhanrom literatury» // Politematicheskij setevoj elektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2017. № 126. Pp. 663-673.

9. Alessandro Fogli, Luca Maria Aiello, Daniele Quercia Our dreams, our selves: automatic analysis of dream reports // Royal Society Open Science. 7, 192080 [Elektronnyjresurs]. URL: https://royalsocietypublishing.org/doi/pdf/ 10.1098/rsos.192080 (Data obrashcheniya 18.01.2022).

10. Tuzhba E.N. Sociology of culture. M. : Publishing house "RUSAINES", 2018. 202 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.