Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН СНА И СНОВИДЕНИЙ В ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОМ УЧЕБНОМ КУРСЕ ДЛЯ КУЛЬТУРОЛОГОВ'

ФЕНОМЕН СНА И СНОВИДЕНИЙ В ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОМ УЧЕБНОМ КУРСЕ ДЛЯ КУЛЬТУРОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
505
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Методика преподавания культурологии / учебный курс / тематический план / феномен сна / культурная модель сновидений / культура повседневности / народная культура / онейрология / психоанализ / мифология / Methods of teaching cultural studies / training course / thematic plan / the phenomenon of sleep / the cultural model of dreams / the culture of everyday life / folk culture / oneirology / psychoanalysis / mythology

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Губайдуллина Алина Юнсовна, Сыченкова Лидия Алексеевна

В статье представлен проект программы «Сон и сновидение в истории культуры», разработанной в рамках изучения учебного курса «Методика преподавания культурологии». Автор предлагает свою концепцию рассмотрения культурного феномена сна и сновидения как одной из составляющих культуры повседневности. В структуре курса нашел отражение авторский подход к рассмотрению разных аспектов этого феномена в традиционной культуре, в искусстве и культуре повседневности. Междисциплинарный характер курса потер-бовал привлечения источников по онейрологии, психоанализу, текстов устной народной культуры, произведений современного искусства. Методология курса основывается на историко-типологическом и системно-культурном подходе. Такой подход позволил проследить эволюцию описания и осмысления, представлений о сне и сновидених, скаладывашихя в разные исторические эпохи, у разных народов. Такой подход к освоению обширного исторического материала позволяет определить место феномена сна в системе культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF SLEEP AND DREAMS IN AN EXPERIMENTAL TRAINING COURSE FOR CULTURAL SCIENTISTS

The article presents the project of the program "Sleep and dreaming in the history of culture", developed as part of the study of the training course "Methods of teaching Cultural studies". The author offers his own concept of considering the cultural phenomenon of sleep and dreaming as one of the components of the culture of everyday life. The course structure reflects the author's approach to the consideration of various aspects of this phenomenon in traditional culture, in art and in the culture of everyday life. The interdisciplinary nature of the course required the involvement of sources on oneirology, psychoanalysis, texts of oral folk culture, and works of modern art. The course methodology is based on the historical-typological and system-cultural approach. This approach allowed us to trace the evolution of the description and understanding, ideas about sleep and dreams, skaladyvashy in different historical epochs, among different peoples. This approach to the development of extensive historical material allows us to determine the place of the phenomenon of sleep in the system of culture.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН СНА И СНОВИДЕНИЙ В ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОМ УЧЕБНОМ КУРСЕ ДЛЯ КУЛЬТУРОЛОГОВ»

УДК 378.016

ФЕНОМЕН СНА И СНОВИДЕНИЙ В ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОМ УЧЕБНОМ КУРСЕ ДЛЯ КУЛЬТУРОЛОГОВ

А.Ю. Губайдуллина, Л.А. Сыченкова

КашДш9 8 @шаД.ги

Казанский (Приволжский) федеральный университет г. Казань, Россия

Аннотация. В статье представлен проект программы «Сон и сновидение в истории культуры», разработанной в рамках изучения учебного курса «Методика преподавания культурологии». Автор предлагает свою концепцию рассмотрения культурного феномена сна и сновидения как одной из составляющих культуры повседневности. В структуре курса нашел отражение авторский подход к рассмотрению разных аспектов этого феномена в традиционной культуре, в искусстве и культуре повседневности. Междисциплинарный характер курса потер-бовал привлечения источников по онейрологии, психоанализу, текстов устной народной культуры, произведений современного искусства. Методология курса основывается на историко-типологическом и системно-культурном подходе. Такой подход позволил проследить эволюцию описания и осмысления, представлений о сне и сновидених, скаладывашихя в разные исторические эпохи, у разных народов. Такой подход к освоению обширного исторического материала позволяет определить место феномена сна в системе культуры.

Ключевые слова: Методика преподавания культурологии, учебный курс, тематический план, феномен сна, культурная модель сновидений, культура повседневности, народная культура, , онейрология, психоанализ, мифология.

Для цитирования: Губайдуллина А.Ю., Сыченкова Л.А. Феномен сна и сновидений в экспериментальном учебном курсе для культурологов. Казанский вестник молодых учёных. 2020;4(5):33-49.

Пояснительная записка к курсу

Выбор темы учебного курса был обусловлен огромным интересом к проблематике изучения феномена сна. Сон занимает почти половину человеческой жизни, и, следовательно, является важной частью истории человеческой культуры, но эта область остается самой загадочной, самой интригующей до настоящего времени. Сон остается непонятым до конца, как и многие тайны человеческого мозга. Расшифровкой смысла снов и сновидений с древнейших времен занимались как ученые, так и обычные люди. Процесс интерпретации и встраивания концепта сна в картину мира участвуют в формировании отношения человека к миру и самому себе, служат одним из механизмов рефлексии над самыми разными вопросами - от житейских до мировоззренческих.

Природа и сущность сновидений в различные исторические периоды получают собственную трактовку и находят отражение непосредственно в текстах культуры. Иначе говоря, сны культурно обусловлены, а

представления о них опосредованы тем культурным языком, которым мы пользуемся. Концепция «культурной модели сновидений» принимает различные формы и выражения в текстах культуры, искусстве, этике, морали, религии, культуре повседневности и народной культуре, образуя целый культурно обусловленный пласт представлений о природе сна и значении сновидений.

Цель курса - сформировать у студентов представление о феномене сновидения и о его повсеместном влиянии на культуру, а также исследовать семиотическую наполненность текстов народной культуры и искусства.

Задачи курса: являются: ознакомление студентов с историей развития представлений о сновидении в культуре и особенностями выражения данных представлений в культурных текстах. Особое внимание занятий направлено на практическую часть, то есть прямое изучение текстовых и визуальных источников.

К особенностям курса относится его источниковедческая ориентация, требующая от студентов усвоения элементов искусствоведческого, культурно-семиотического анализа, философско-антропологической подготовки, глубоких культурно-исторических знаний, умения интегрировать элементы естественнонаучного анализа при интерпретации вербальных и невербальных текстов.

В результате освоения курса студенты должны знать, что уметь, владеть:

■ Уметь анализировать визуальные и нарративные тексты, в которых отражены представления о сновидениях.

■ Овладеть междисциплинарным аппаратом, описывающим феномен сновидения.

■ Иметь представления об особенностях развития представлений о сне и сновидениях в разных исторических эпохах и у разных народов.

■ Уметь составлять критические комментарии к изучаемым текстам.

■ Ориентироваться в концептуальных подходах к интерпретации феномена сна и сновидения.

Курс «Сон и сновидение в истории культуры» предназначен культурологам для более углубленного изучения учащимися феномена сновидения на примере фольклорных текстов, онейрологических исследований разных исторических периодов и искусства. Данная программа рассчитана на 36 часов и завершается зачетом.

Методологический подход. Предлагаемая программа носит экспериментальный характер, поскольку включает не только знания и сведения из области истории культуры, психологии, но и сведения из исторической, психиатрической, онейрологической практики. Методология курса основывается на историко-типологическом и системно-культурном подходе. Такой подход позволил проследить эволюцию описания и осмысления, представлений о сне и сновидениях, складывавшихся в разные исторические эпохи, у разных народов. Такой подход к освоению обширного исторического материала позволяет определить место феномена сна в системе культуры. Данный феномен

был рассмотрен также в рамках семиотического и компаративного подхода, а также системного подхода. С помощью семиотического подхода были проинтерпретированы такие явления как сонник, фольклорные тексты, а также традиция рассказывания сновидения. Сам феномен рассматривается как символическая система. С помощью компаративного подхода был проведён сравнительно-исторический анализ такого элемента концепта культуры как сновидение и снотолкование в многообразии культур.

Новизна данного подхода обусловлена попыткой избежать привычной модели изучения подобных феноменов с точки зрения периодизации, которая отдельные проявления феномена в культуре лишь затрагивает. В данном же курсе основное внимание направлено на подробное рассмотрение отдельных составляющих рассматриваемого явления как феномена именно культуры. Аналогичные данному курсу не распространены или не существуют, так как тема сновидений с точки зрения культурологии рассмотрена мало, а существующие курсы о феномене сновидения рассматриваются преимущественно с точки зрения периодизации исследований. Учебные курсы, посвящённые сновидению в культуре, не распространены в российских университетах.

Данный курс направлен на расширение знаний культурологов о роли представлений о сновидения в культуре и их влиянии на ее развитие. Он может стать дополнением к курсу «Культура повседневности» и «Социология культуры».

Форма занятий: курс предполагает два формата проведения занятий -лекции и семинары. Лекции включают в себя обсуждение новой темы со студентами в завершении каждого занятия. В семинаре особое место отводится выполнению самостоятельных работе заданий в виде письменных работ, эссе, докладов и рефератов. Задания выполняются на основе изучения разнообразных источников: сонников, мифологии, кинофильмов, иконографии, опубликованных результатов онейрологических исследований.

Хронологические рамки курса: Содержание курса охватывает всемирную историю культуры. Концепция курса направлена на преодоления привычной модели постепенно-поступательного изложения истории подобных феноменов с точки зрения периодизации. Историческому обзору отведена лишь одна тема. Имеет смысл рассматривать столь широкий период, чтобы определить специфику культурной модели сновидения в ту или иную эпоху и проследить закономерности развития. Рассматриваются самые ранние стадии культуры, когда в сознании человека ещё не существовало отчётливой грани между сном и явью. Первобытное мышление склонно было принимать видимое во сне за реальные события.

Одним из важнейших стереотипов культуры, который также рассматривается в данном учебном курсе, является восприятие сна как временной смерти. Со сном первобытным сознанием смешивалась не только жизнь, но и ее вроде бы антипод - смерть. Такое представление о сне характерно для практически любой религиозной и мифологической системы.

За основу периодизации взят путь развития онейрологии как науки о сне и различных аспектах сновидений. Сновидение находило место в сфере интересов человека с первобытных времён. В мифологическом же сознании греков уже присутствовали боги сна Гипнос и его сын Морфей. Античные философы смотрели на феномен сна более с материалистической стороны. Во II веке до нашей эры появляется труды, в которых уделяется внимание вещим снам, которые являются составляющей частью феномена сновидений. Что касается бессознательного, то мощную волну его изучения поднял в море науки, конечно, фрейдизм. Теории о природе сновидений, берущие начало во фрейдизме также подробно рассмотрены в данном курсе.

Основной задачей исследователей феномена сновидений, стоявшей перед ними, было объяснить, как между собой соотносятся образ и его толкование. Сон начинает рассматриваться как некое «семиотическое окно» в эту другую реальность. В связи с этим отдельное место в данном учебном курсе отведено рассмотрению сновидения как семиотической системы.

Специфика источников для изучения. Отдельного внимания в рамках изучения культурной модели сновидения заслуживает тесная взаимосвязь сновидения и фольклора. Одна из ключевых, на мой взгляд, задач при исследовании текстов по фольклористике - выяснить, как соотносятся пересказ сна («сюжет») и его истолкование («прогноз»).

Отдельного внимания заслуживает изучение сонников, созданных и перенятых в разные времена разными народами, характерных для той или иной этнической, социальной группы или же периода, региона в истории культуры. При помощи сновидений представители самых разных культур, так или иначе, конструируют свои представления не столько о «настоящей», сколько о трансцендентной реальности, инобытии мира и духа.

При формировании программы курса был использован опыт историка, культуролога Веры Владимировны Зверевой, которая одной из первых опубликовала программу своего учебного курса в рубрике «Кафедра» на страницах журнала «Обсерватория культуры» (2007) [8]. В процессе разработки содержательной части курса были использованы труды швейцарской исследовательницы М.Э. Витмер-Бутш [1]., работы французского историка-медиевиста Ж. Ле Гоффа [4], американского философа Н. Малкольма [5]. Мы привлекли также почти забытые исследования казанского историка и богослова, первооткрывателя этой темы в российском гуманитарном знании -профессора Казанского университета В.А. Снегирёва (1841 - 1889) [8; 10]. В.А. Снегирёв обратился к этой теме ещё в XIX веке и собрал громадный материал по истории толкования сновидений в восточной и западноевропейской традиционной культуре, начиная с древнейших времён [9]. В российской культурологии обобщённое представление о феномене сновидения было сделано в энциклопедической статье петербургского историка культуры К.Г. Исупова [3]. Во второй половине XX века в отечественной науке тема сновидений приобретала все большую актуальность по мере развития новых направлений кульутрологических исследований [6; 7].

Методы изучения дисциплины основаны на устном и письменном анализе литературы и источников. В процессе обсуждения феноменов сна и опыта его толкования в литературе на семинарских занятиях предполагается проводить ролевые игры и дискуссии.

Итоговый контроль проводится в форме устного коллоквиума. Курс завершается зачётом, представляющего собой устный опрос ответов на заранее подготовленные вопросы.

ПРОГРАММА КУРСА

Структура и тематический план курса

№п/п Название темы и ее содержание Количество часов аудиторной работы

Лекции Семинары

1 Тема 1. История развития преставлений о природе сна 2 2

2 Тема 2. Интерпретация сюжетов сновидений в религии и мифологии 2 2

3 Тема 3. Рассказ о сновидении как фольклорный текст 2 2

4 Тема 4. Психоанализ сновидений З. Фрейда и К.Г. Юнга 2 2

5 Тема 5. Семиотическая система сновидения. Концепция «сонника» 2 2

6. Тема 6. Место сна в продуктах культуры и искусстве 2 2

Итого: 12 12

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. История развития преставлений о природе сна

1. Периодизация представлений и учений о сновидении

Периодизация представлений и учений о сновидении. Классификации представлений о сновидениях в дофрейдовский период. Этимология термина «онейрология». Два периода в развитии онейрологии: до Рождества Христова и от Рождения Христа до VII в. н. э. Практика инкубации. Отражение в трудах древнегреческой философов ряда аспектов: природа сновидений; классификация снов; методика интерпретаций сновидений. отрицающих божественное происхождение сновидений, образы которых признаются результатом деятельности органов чувств. Демокрита, Платона («Теэтет»), Аристотеля («О сновидениях» и «О прорицании во сне») и Гиппократа («О сновидениях»), у Гераклита («О природе»), Цицерон («О дивинации»). Значение снов в древних религиях: буддизм и иудаизм.

Список литературы к занятию:

1. Щавелев С. П. Вечная тень реальности:очерк философской антропологии сновидений //Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2014. №9 (180). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vechnaya-

37

ten-realnosti-ocherk-filosofskoy-antropologii-snovideniy (дата обращения: 28.01.2021).

2. Леви-Брюль Л. Первобытный менталитет.- СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2002.

3. Львов А.В. Феномен сновидения в философской антропологии (На материале античной философии). Автореф. дисс. ... канд. филос. н. - СПб., СПбГУ, 2007.

4. Аристотель. О предсказаниях во сне / пер. М.А. Солоповой // Интеллектуальные традиции античности и средних веков (Исследования и переводы). М. : Кругъ, 2010. - С. 169-175.

2. Представления о сновидении в период от Рождества Христа

Период - от Рождения Христа и до VII в. н.э. Формирование официальной христианской доктрины о сновидениях. Учение о сновидениях Тертулли-ана. Роль сновидения в доказательстве бессмертия души. Формирование с IV по VII вв. теории и практики христианского учения о снах. Развитие представлений о сновидении в период с VIII в по 1899 год. Отвержение работы со сновидениями в западной культуре как бессодержательной и ненаучной. Сновидение как «ужас ночи» в средневековой литературе. Представление о сновидении в Эпоху Просвещения.

Список литературы к занятию:

1. Леви-Брюль Л. Первобытный менталитет. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2002.

2. Львов А.В. Феномен сновидения в философской антропологии (На материале античной философии). Автореф. дисс. ... канд. филос. н. - СПб.: СПбГУ, 2007.

3. Трунов Дмитрий Геннадьевич, Воденикова Мария Андреевна Представления о сновидениях: основные модели // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2012. №1. URL: https://cyberlemnka.ru/articleM/predstavlemya-o-snovidemyah-osnovnye-modeli (дата обращения: 28.01.2021).

Тема 2. Интерпретация сюжетов сновидений в религии и мифологии

1. Представление о сновидении в христианстве и исламе

Основные тенденции христианской онейрологии. Классификация сновидений Августина. Жак Ле Гофф «Средневековый мир воображаемого». Место сновидения в исламе. Аль-Халлал «Уроки толкования сновидений» (IV в). Сновидцы и пророки как посредники между человечеством и высшими силами. «Ночное путешествие» пророка Магомета. Представление в исламе о сне как о путешествии в скрытую реальность. «Мост для воображения» - труд средневековых суфийских философов Ибн Араби и Сухраварди. Три категории снов в традиционной исламской традиции

Список литературы к занятию:

1. Кузнецова Ю.В. Раннее христианство и сновидения в интерпретации Ж.Гоффа // Феникс - 2009: ежегодник кафедры культурологии. - Саранск: 2009. - С. 41 - 47.

2. Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. - М.: Прогресс, 2001.

3. Трунов Д.Г. Воденикова М.А. Представления о сновидениях: основные модели // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2012. №1. URL: https://cyberlenmka.ru/artideM/predstavleniya-o-snovideniyah-osnovnye-modeli (дата обращения: 28.01.2021).

2. Представление о сновидении в буддизме, иудаизме

Классификация людей видящих сны книге «Вопросы царя Милинды». Место сна в буддизме. Сон матери Будды. Толкователи снов в иудаизме. Практика осознанных сновидений в тибетском буддизме.

Список литературы к занятию:

1. Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. - М. : Прогресс,

2001.

2. Трунов Дмитрий Геннадьевич, Воденикова Мария Андреевна Представления о сновидениях: основные модели // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2012. №1. URL: https://cyberlenmka.ru/artideM/predstavleniya-o-snovidemyah-osnovnye-modeh (дата обращения: 28.01.2021).

3. Сны и видения в народной культуре.] Рос. гос. гуманитар. ун-т, Инт высш. гуманитар. исследований; [сост. О.Б. Христофорова]. - М. : Рос. гос. гуманитар. ун-т, 2002. -382 с.

Тема 3. Рассказ о сновидении как фольклорный текст

Лекция 1. Практики «рассказывания снов»

Классификация видов снов по разным критериям: временному, тематическому, причинному. Несказочная проза о снах: предания, былички, легенды. Две группы «фольклорных» снов: а) сны о встрече с инфернальными (либо - сакральными) персонажами, б) так называемые сны о «суженых». Фольклорные персонажи сновидений. «Вещие сны». Обычай «расколдовывания».

Список литературы к занятию:

1. Белецкая, Е.М. Сны в словесной картине мира /Е.М. Белецкая //Рус-скаяантропологическая школа: Труды. - М., 2008. Вып. 5. - С. 124-144

2. Веселова И. С. Структура рассказов о снах // Сны и видения в народной культуре.] Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ин-т высш. гуманитар. исслед.; [сост. О. Б. Христофорова]. - М. : Рос. гос. гуманитар. ун-т, 2002. - С. 171-180.

3. Лурье M. Вещие сны и их толкование // Сны и видения в народной культуре.] Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ин-т высш. гуманитар. исслед. ; [сост. О.Б. Христофорова]. - М. : Рос. гос. гуманитар. ун-т, 2002. - С. 5-8.

4. Толстой Н.И. Славянские народные толкования снов и их мифологическая основа // Сон — семиотическое окно: сновидение и событие, сновиде-

ние и искусство, сновидение и текст: XXVI-е Випперовские чтения (Москва, 1993). - М.: Гос. музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, 1994. - С. 275-280

5. Сафронов Е.В. Сновидения в традиционной культуре. Исследование и тексты. - М.: Лабиринт, 2016. - 544 с.

Лекция 2. Артемидор как автор первого сонника; классификации аллегорических сновидений; родовой и видовой подходы; методика толкования сновидений. Первые попытки составления народного сонника в 80-90-х годах XIX в. в «Этнографическом обозрении» Е. Романовым, Н. Никифоровским, Е. Ляцким, С. Деруновым. Зрительные образы снотолкований. «Устные» и «книжные» сонники. Перечень ключевых лексем (предметов, лиц, действий, то и дело появляющихся во сне) и их предполагаемых значений в фольклоре.

Список литературы к занятию:

1. Белецкая, Е.М. Сны в словесной картине мира // Русская антропологическая школа: Труды. -М., 2008. - Вып. 5. - С. 124-144.

2. Веселова И.С. Структура рассказов о снах // Сны и видения в народной культуре. - М., 2002.

3. Лурье M. Вещие сны и их толкование // Сны и видения в народной культуре. М., 2002.

4. Сафронов Е. В. Сновидения в традиционной культуре. Исследование и тексты. - М.: Лабиринт, 2016.

Тема 4. Психоанализ сновидений З. Фрейда и К.Г. Юнга

Лекция 1. Новый этап обращения в научных работах к теме толкования сновидений и связанная с ним критика возвращением к суевериям и оккультизму. Первая половина XX века: на передний план выходят два основных направления в изучении феномена сновидений: психофизиологическое и психоаналитическое. «Скрытые мысли» сновидца. Значение труда З.Фрейда «Толкование сновидений» (1900) в развитии нового этапа понимания сновидений и работы человеческой психики. Сверхистолкования. Теории сновидений А.Адлера и К.-Г.Юнга. Юнгианская теория об архетипической символике в основе образов сновидений. Компенсаторная функция сновидения. Теория сновидений Ф.Перлза; гештальт-психология.

Список литературы к занятию:

1. Фрейд З. Толкование сновидений / Пер. с нем. М. К.. — М.: Современные проблемы, 1913.

2. Юнг К. Г. Воспоминания. Сновидения. Размышления. - Киев.: Airland, 1994.

3. Кузнецова Юлия Викторовна Культурологические исследования сновидений в системе наук о человеке (теории сновидений в ХХ в. ) // Известия Самарского научного центра РАН. 2014. №2-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturologicheskie-issledovaniya-snovideniy-v-

si steme -nauk-o -cheloveke -teorii-snovideniy-v-hh-v (дата обращения: 28.01.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лекция 2. Второй период - вторая половина ХХ в. Формирование трансперсональной (интегративной) психологии в конце 1960-х. гг., и ее основные постулаты С.Грофа и А.Маслоу. Теории осознанных сновидений С.Лабержа. А.Минделл и процессуально-ориентированная психология.

Список литературы к занятию:

1. Фрейд З. Толкование сновидений /Пер. с нем. М. К.. — М.: Современные проблемы, 1913.

2. Юнг К. Г. Воспоминания. Сновидения. Размышления. - Киев. : Airland, 1994.

3. Кузнецова Юлия Викторовна Культурологические исследования сновидений в системе наук о человеке (теории сновидений в ХХ В. ) // Известия Самарского научного центра РАН. 2014. №2-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/nfkulturologicheskie-issledovaniya-snovideniy-v-sisteme-nauk-o-cheloveke-teorii-snovideniy-v-hh-v (дата обращения: 28.01.2021).

4. Минделл А. Ученик создателя сновидений. Использование более высоких состояний сознания для интерпретации сновидений. М.: Урания, 2003.

Тема 5. Семиотическая система сновидения. Концепция «сонника»

Лекция 1. Структурно-семиотический подход к снам. Вклад представителей тартусско-московской семиологической школы - Ю.М. Лотмана и Б.А. Успенского. Лотман: сон - семитическое окно. Лингвистическая парадигма анализа сновидения. К. Леви-Строса: специфика символических структур, регламентирующих социальные явления и процессы. Ж. Лакан: лингвистическая трактовку бессознательного. Ж. Делез: "бессознательное культуры". Логика смысла сновидения: парадокс, нонсенс, фантазм.

Список литературы к занятию:

1. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. - Таллин.: Ээсти Раамат, 1973.

2. Лотман, Ю.М. Сон - семиотическое окно // Семиосфера:Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки. СПб.: Искусство-СПб., 2000. - С. 123-126.

3. Воскобойников, А.Э. (2012) Бессознательное и сознательное в художественной культуре //Знание. Понимание. Умение. № 1. - С. 125-130.

Лекция 2. Полилингвальность сновидения. Традиции создания сонников. Первые сонники. Структура сонника и основные сюжеты.

Список литературы к занятию:

1. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. - Таллин.: Ээсти Раамат, 1973.

2. Лотман Ю.М. Сон - семиотическое окно // Семиосфера: Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки. - СПб.: Искусство-СПб., 2000. - С. 123-126.

3. Воскобойников А.Э. Бессознательное и сознательное в художественной культуре // Знание. Понимание. Умение. -2012, - № 1. - С. 125-130.

Тема 6. Место сна в продуктах культуры и искусстве

Лекция 1. Сон в музыкальном искусстве: колыбельные, песни о кошмарах. Сон в изобразительном искусстве: спящие, сны героев. Сон в кинематографе. Сюрреализм и сюрреальность (совмещение сна и реальности). Выдающиеся сюрреалисты: Сальвадор Дали, Рене Магритт, Жоан Миро, Джор-джо де Кирико, Макс Эрнст. Меир Кригер «Сон в искусстве и литературе», Спящие женщины.

Список литературы к занятию:

1. Воскобойников, А.Э. Бессознательное и сознательное в художественной культуре // Знание. Понимание. Умение. № 1. 2012. - С. 125-130.

2. Дынник М. Сон, как литературный приём // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина и др. - М.; Л.: Изд-во Л.Д. Френкель, 1925 - Т. 2.

3. Нечаенко Д.А. Сон, заветных исполненный знаков: Таинства сновидений в мифологии, религии и художественной литературе. М.: «Юридическая литература», 1991.

4. Савельева В.В. Художественная гипнология и онейропоэтика русских писателей. Монография. Алматы: Жазуши, 2013.

Лекция 2. Сновидение как литературный прием: сон - украшение, сон - повествовательная рамка, сон - сюжет, Психологический сон, характеризующий состояние героя. Сон в средневековой поэзии. Сон в религиозной литературе. Сон - литературный прием в русской литературе

Список литературы к занятию:

1. Воскобойников, А. Э. Бессознательное и сознательное в художественной культуре // Знание. Понимание. Умение. № 1. 2012. - С. 125-130.

2. Дынник М. Сон, как литературный приём // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. /Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина и др. — М.; Л.: Изд-во Л.Д.Френкель, 1925.— Т. 2.

3. Нечаенко Д.А. Сон, заветных исполненный знаков: Таинства сновидений в мифологии, религии и художественной литературе. М.: «Юридическая литература», 1991.

4. Савельева В.В. Художественная гипнология и онейропоэтика русских писателей. Монография. Алматы: Жазуши, 2013.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

1. Феномен сновидения в истории культуры

К занятию студентам необходимо подготовить доклады по самостоятельно изученным материалам. В данном семинаре разбирается периодизация представлений и учений о сновидении, классификация представлений о сновидениях в дофрейдовский период. Студентам предлагается поразмышлять сущности сновидения как феномена культуры. В ходе семинара студентам дается возможность самим выяснить причины спада интереса к сновидениям в Средние века и Эпоху Просвещения.

Источники:

Мосс Р. Тайная история. - М.: ИГ Весь, 2010. - 560 с.

Литература:

1. Пензин А.А. Образы сна в культуре. Анализ современных философско антропологических концепций. Дисс... канд. философских наук /А.А Пензин. -М. : Институт философии Российской академии наук, 2006.

2. Сафронов Е.В. Сновидения в традиционной культуре. Исследование итексты /Е.В. Сафронов. -М. : Лабиринт, 2016.

3. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии: В 2 т. /Пер. с англ. М. К. Рыклина. - Т. 1. -М. : ТЕРРА-Книжныйклуб, 2001.

2. Сновидения в мифологическом сознании

Студентам предлагается рассмотреть сон как мифологическую реальность. В данном семинаре, в ходе дискуссии, студентами должны быть выделены основные связи сна и мифологии, определить место сновидения в мифологических системах различных культур. По итогу студенты должны определить роль представлений о сновидениях в формировании мифологической картины мира в культуре и с помощью сравнения выделить особенности в той или иной культуре.

Источники:

1. Корейская мифология // Мифы народов мира. В 2-х томах (2-е издание) Главный редактор С.А. Токарев//М.: «Советская Энциклопедия», 1987. — Т. 1.

Литература:

1. Джеймс Р. Льюис. Энциклопедия сновидений. -М. : 1997.

2. Левкиевская Е. Е. Мифы русского народа. - М. : Астрель, Аст, 2000.

3. Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. - М.; Киев, 1996.

3. Сновидения в традиционной культуре и фольклоре

Студентам вновь предоставляется рассмотреть и проанализировать нескоько публикаций русского устного народного творчества. В данном семинаре студентами должен быть рассмотрен образ сновидения в традиционной русской культуре, выделены характерные черты, проанализирована культурная традиция обращения к «миру сна». В ходе занятия студенты должны выделить общее и различное между снами в сказочном фольклоре и несказочном, составить классификацию персонажей снов в традиционной русской

культуре. На рассмотрение студентам также предлагается явление «сонника» как фольклорного текста.

Источники:

1. Аникин В. Русский фольклор. - М.: Художественная литература, 1985.

2. Афанасьев А.Н. Народные русские легенды. - Новосибирск: Наука, 1990.

Литература:

1. Белецкая, Е.М. Сны в словесной картине мира //Русская антропологическая школа: Труды. - М., 2008. Вып. 5. -С. 124-144.

2. Веселова И.С. Структура рассказов о снах // Сны и видения в народной культуре. - М., 2002.

3. Лурье М. Вещие сны и их толкование // Сны и видения в народной культуре. - М., 2002.

4. Сафронов Е. В. Сновидения в традиционной культуре. Исследование и тексты. - М. : Лабиринт, 2016.

4. Сны и сновидения в учении о психоанализе З. Фрейда и К.Г. Юнга

Данный семинар предполагает предварительный просмотр двух кинофильмов, посвящённых жизни и трудам психоаналитиков, занимавшихся сновидениями, и далее обсуждение данных фильмов на занятии. Студентам предлагается поразмышлять над тем, какое место сны занимают в сюжете фильмов и в жизни своих исследователей, в чем заключалась разница трактовки снов по Фрейду и Юнгу, а также предлагается выделить архетипиче-скую символику сна по Юнгу.

Источники:

1. Опасный метод (реж. Дэвид Кроненберг, 2011)

2. Мой друг Зигмунд Фрейд. ( реж. Николаус Лейтнер 2018)

Литература:

1. Фрейд З. Толкование сновидений /Пер. с нем. М. К.. - М. : Современные проблемы, 1913.

2. Юнг К.Г. Воспоминания. Сновидения. Размышления. - Киев: Л1г1аМ, 1994.

5. Символические структуры сновидения

Студентам предоставляются анимационная картина на анализ, в соответствие со списком вопросов. В данном семинаре, в ходе дискуссии, студентами должны быть выделены уровни сна, представленные режиссером в анимационном фильме, проанализировать пространство сна. Студенты должны обнаружить в картине «парадокс», «нонсенс» и «фантазм», определить, какие элементы мифов присутствуют в картине.

Источник:

1. «Паприка» (реж. Сатоси Кон, 2006)

Литература:

1. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы. - Таллин.: Ээсти Ра-амат, 1973.

2. Лотман, Ю.М. Сон - семиотическое окно // Семиосфера:Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки. СПб.: Искусство-СПб., 2000. - С. 123-126.

6. Сюжет сна в искусстве: литература, живопись, кинематограф

В рамках этого занятия студентам предлагается анализ фильма на выбор, в соответствие со списком вопросов. В ходе занятия студентами должно быть определено, к каким стилистическим приемам относятся сны в данных фильмах.. Студентам предлагается проследить за конструированием мифологической реальности в фильмах и технической стороной этого процесса.

Источники:

1. «Начало» (реж. Кристофер Нолан, 2000)

2. «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» Сальвадор Дали (1944).

3. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание/Собрание сочинений в 15-ти томах. Л.: "Наука", 1989. Т. 5.

Литература:

1. Воскобойников, А.Э. Бессознательное и сознательное в художественной культуре //Знание. Понимание. Умение. № 1. 2012. - С. 125-130.

2. Дынник М. Сон, как литературный приём //Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина и др. — М.; Л.: Изд-во Л.Д. Френкель, 1925. — Т. 2.

3. Нечаенко Д.А. Сон, заветных исполненный знаков: Таинства сновидений в мифологии, религии и художественной литературе. М.: «Юридическая литература», 1991.

4. Савельева В.В. Художественная гипнология и онейропоэтика русских писателей. Монография. Алматы: Жазуши, 2013.

Темы эссе:

1. Летаргический сон в культуре.

2. Смерть как вечный сон.

3. Представления о демонической природе сна в различных культурах.

4. Осознанные сновидения в произведениях искусства

5. Менеджмент сна как культурное явление.

6. Сиеста.

7. Инэмури.

8. Разговор о сновидении как элемент фольклора.

9. Колыбельные в традиции народов мира.

10. Гадания во сне в различных традициях.

Темы докладов:

1. Лестница Иакова.

2. Сон в «Эпосе о Гильгамеше».

3. Сон в «Укрощении строптивой» У. Шекспира.

4. Сон в скандинавской мифологии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Сон в славянской мифологии.

6. Сон в восточной мифологии. Китай. Япония.

7. Сон в мифологии ближнего востока.

8. Сон в Древнем Египте.

9. Сон в эпической литературе.

10. Сон в средневековой поэзии.

Список литературы для изучения

Основная литература:

1. Байдуж, М.И. Сновидения как источник информации в культур-нойантропологии / М.И. Байдуж // Земля Тюменская. - Вып. 22. -2011. - С. 288-301.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М.: Прогресс, 1988. - 400 с.

3. Исупов К.Г. Сон // Культурология. Энциклопедия: в 2 томах / гл. ред. и авт. проекта С. Я. Левит. - М.: РОССПЭН, 2007. Т. 2. С. 527-528.

4. Ле Гофф, Ж Средневековый мир воображаемого. - М.: «Прогресс», 2001.

5. Лотман, Ю.М. Культура и взрыв. - М.: Гнозис; Прогресс,1992. - 271 с.

6. Лурье M.. Вещие сны и их толкование // Сны и видения в народной культуре. М., 2002. С.28.

7. Сафронов, Е.В. Сновидения в традиционной культуре. Исследование итексты / Е.В. Сафронов. - М.: Лабиринт, 2016. - 544 с.

8. Сны и видения в народной культуре.] Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ин-т высш. гуманитар. исследований; [сост. О.Б. Христофорова]. - М.: Рос. гос. гуманитар. ун-т, 2002. -382 с.

9. Сон — семиотическое окно: сновидение и событие, сновидение и искусство, сновидение и текст: XXVI-е Випперовские чтения (Москва, 1993). Гос. музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. - М.: Milano, 1994. - 147 c.

10. Веселова И.С. Структура рассказов о снах // Сны и видения в народной культуре.] Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ин-т высш. гуманитар. исследований; [сост. О.Б. Христофорова]. - М.: Рос. гос. гуманитар. ун-т, 2002.- С. 171-180.

Дополнительная литература:

1. Байдуж М.И. Сновидения как источник информации в культурной антропологии // Земля Тюменская. - Вып. 22. - 2011. - С. 288-301.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М.: Прогресс, 1988. - 400 с.

3. Воскобойников А.Э. Бессознательное и сознательное в художественной культуре // Знание. Понимание. Умение. № 1. 2012. - С. 125-130.

4. Джеймс Р. Льюис. Энциклопедия сновидений / Пер. с англ. Погореловой Ю.В. - Ростов н/Д: Феникс, 1997. - 334 с.

5. Дынник М. Сон, как литературный приём // Литературная энциклопедия: Словарь литераурных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А.

Лаврецкого, Э. Лунина и др. - М.; Л.: Изд-во Л.Д.Френкель, 1925. Т. 2. -Столб. 645-649.

6. История ментальностей, историческая антропология: Зарубеж. ис-след. в обзорах и реф. / Рос. акад. наук, Ин-т всеобщ. истории, Рос. гос. гуманитар. ун-т. - М.: РГГУ, 1996. - 254 с.;

7. Кузнецова Ю.В. Раннее христианство и сновидения в интерпретации Ж.Гоффа // Феникс - 2009: ежегодник кафедры культурологии. - Саранск: 2009. - С. 41 - 47.

8. Ле Гофф, Ж Средневековый мир воображаемого / Ж.Ле Гофф. - М.: «Прогресс», 2001. - 440 с.

9. Лурье М.. Вещие сны и их толкование // Сны и видения в народной культуре.] Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ин-т высш. гуманитар. исследований; [сост. О.Б. Христофорова]. - М.: Рос. гос. гуманитар. ун-т, 2002. - С. 26-44.

10. Малкольм Н. Состояние сна. Пер. с англ. и предисл. В.П. Руднева. -М.: Прогресс: Культура, 1993. - 174 с..

11. Мосс Р. Тайная история сновидений. Значение снов в различных культурах и жизни известных личностей. - М.: ИГ Весь, 2010. - 560 с.

12. Перлз Ф. Гештальт подход и свидетель терапии. - М.: 2013. - 207 с..

13. Руднев В.П. Культура и сон // Даугава, 1990, № 3. С. 121-124.

14. Савельева В.В.Художественная гипнология и онейропоэтика русских писателей. Монография. Алматы: Жазуши, 2013. - 520 с.

15. Федунина О.В. Поэтика сна (русский роман первой трети ХХ в. В контексте традиции): монография / О.В. Федунина. - М.: Intrada, 2013 - 196 с.

16. Фрэзер, Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии: В 2 т. / Пер. с англ. М. К. Рыклина. - Т. 1. - М.: ТЕРРА Книжныйклуб, 2001. - 528 с.

17. Экзегетика снов: европейские хроники сновидений / Текст подгот. В. Чугуновым; [Сост., подгот. текстов, глоссарий, коммент. В. Звиняцковско-го]. - М. : ЭКСМО, 2002 (АООТ Твер. полигр. комб.). - 460 с.

18. Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. М.; Киев, 1996. - 670 с.

Основные выводы

В процессе разработки данного проекта программы был приобретен опыт осмысления культурного феномена с точки зрения его структуры и возможности раскрыть его сущность студентам в рамках учебного курса. Также ценным является опыт разработки и составления учебного курса, включая подборку лекционного материала и составления семинарских занятий. В процессе разработки данного проекта программы также была представлена возможность расширить свои представления о преподавательской и исследовательской деятельностью. Была приобретена большая в собственных возможностях преподавания различных культурологических дисциплин. Ознакомились с основными пропедевтическими элементами разработки и составления учебной программы.

Презентация курса предполагала выступление с докладом и презентацией о проделанной работе, с подробным рассмотрением лекционных и семинарских занятий, источников.

Представленная работа может стать для студентов примером разработки учебной программы, посвящённой столь малоизученному и спорному феномену как сновидения в культуре, а также напоминанием о возможности отойти от привычного в пользу нового и неоднозначного.

Литература

1. Витмер-Бутш М.Э. Сон и сновидения в средние века // История ментальностей, историческая антропология: зарубеж. исслед. в обзорах и реф. / Рос. акад. наук, Ин-т всеобщ. истории, Рос. гос. гуманитар. ун-т. - М.: РГГУ, 1996. - С. 129-141.

2. Зверева В.В. Медиакультура: (программа учебного курса) // Обсерватория культуры: журнал-обозрение. - 2007. - № 1. - С. 104-111.

3. Ле Гофф, Ж Средневековый мир воображаемого / Ж.Ле Гофф. - М.: «Прогресс», 2001. - 440 с.

4. Малкольм Н. Состояние сна. Пер. с англ. и предисл. В.П. Руднева. - М.: Прогресс: Культура, 1993. - 174 с..

5. Руднев В.П. Культура и сон // Даугава, 1990, № 3. - С. 121-124.

6. Сафронов Е.В. Сновидения в традиционной культуре. Исследование итексты. - М.: Лабиринт, 2016. - 544 с.

7. Сегирев В.А. Учение о сне и сновидениях, Историко-критический очерк. Казань: Типография Императорского университета, 1886. - 330 с.

8. Сыченкова Л.А Феномен культуры Востока в системе историко-культурного знания в Казанском университете (вторая половина XIX - начало XX вв.).// Катанов и гуманитарные науки на рубеже веков: очерки истории российской тюркологии. Казань - Абакан: Алма-Лит. 2008-2009. С. 116-146.

9. Сыченкова Л.А. Снегирев Венниамин Александрович // Культурология. Энциклопедия: в 2 томах / гл. ред. и авт. проекта С. . Левит. - М.: РОССПЭН, 2007. Т. 2. С. 505-506.

TOE PHENOMENON OF SLEEP AND DREAMS IN AN EXPERIMENTAL TRAINING COURSE FOR CULTURAL SCIENTISTS

A.Yu. Gubaidullina, L.A. Sychenkova

Kazan (Volga Region) Federal University Kazan, Russia

Abstract. The article presents the project of the program "Sleep and dreaming in the history of culture", developed as part of the study of the training course "Methods of teaching Cultural studies". The author offers his own concept of considering the cultural phenomenon of sleep and dreaming as one of the components of the culture of everyday life. The course structure reflects the author's approach to the consideration of various aspects of this phenomenon in traditional culture, in art and in the culture of everyday life. The interdisciplinary nature of the course required the involvement of sources on oneirology, psychoanalysis, texts of oral folk culture, and works of modern art. The course methodology is based on the historical-typological and system-cultural approach. This approach allowed us to trace the evolution of the description and understanding, ideas about sleep and dreams, skaladyvashy in different historical epochs, among different peoples. This approach to the develop-

ment of extensive historical material allows us to determine the place of the phenomenon of sleep in the system of culture.

Keywords: Methods of teaching cultural studies, training course, thematic plan, the phenomenon of sleep, the cultural model of dreams, the culture of everyday life, folk culture,, oneirology, psychoanalysis, mythology.

Авторы публикации

Губайдуллина Алина Юнсовна, студентка, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.

Сыченкова Лидия Алексеевна, доцент, доктор исторических наук, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.

Authors of the publication

Alina Yu. Gubaidullina, student, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia.

Lidiya A. Sychenkova, Associate Professor, Doctor of Historical Sciences, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia.

Дата поступления 21.12.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.