3, pp. 59-64.
6. Ivanova, N.G. (2014), "Multimedia questionnaire on the theme: «Effectiveness of physical education classes by students' eyes", Certificate of registration of the database RU 2014621722, 11.12.2014. Bid 2014621416.
7. Ivanova N.G. Porubayko L.N., Kozyrenko E.A., (2017), "Ways of expanding the motor mode as one of the main factors of healthy lifestyle of students", International Journal of Applied and Fundamental Research, No. 4, pp. 3-5.
8. Ivanova N.G., Urazov I.Ya. (2018), "Health-saving potential of students studying in high school", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 3, pp. 154-157.
9. Ivanova, N.G., Luchinina, I.G. and Medvedeva, A.S. (2020), "Personal-oriented technologies aimed at shaping the needs of physical education classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.4 (182), pp. 181-184.
10. Ivanova, N.G. and Khrebtishchev, V.N. (2020), "World view concept of safety of living standard and its impact on the mental and physical health of the younger generation", Baltic Humanitarian Journal, Vol. 9, No. 3, pp. 88-90.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.06.2021
УДК 796.853.25
СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА БОРЦОВ ДЖИУ-ДЖИТСУ 11-13 ЛЕТ
Александр Александрович Соколов, заслуженный тренер РФ, старший тренер, Тверская область «Спортивная школа олимпийского резерва по видам единоборств», г. Тверь
Аннотация
В статье рассматривается развитие силовых качеств борцов джиу-джитсу 11-13 лет. Целью исследования является апробация комплекса упражнений, который способствует развитию силовых качеств юных борцов джиу-джитсу. Для решения исследовательских задач применялись следующие методы: метод педагогического наблюдения, метод педагогического тестирования, математико-статистический метод для обработки полученных результатов. Сделаны выводы, данный комплекс упражнений, направленный на развитие силовых качеств спортсменов занимающихся джиу-джитсу, можно считать эффективным, так как наблюдается больший прирост среднегрупповых показателей экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой.
Ключевые слова: борьба, джиу-джитсу, сила, спорт, физические качества.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p296-299
STRENGTH TRAINING OF JIU-JITSU WRESTLERS AGED 11-13
Alexander Alexandrovich Sokolov, honored coach of the RF, the senior coach, State Budgetary Institution of the Tver region "Sports school of the Olympic reserve by types of single combats", Tver
Abstract
The article considers the development of strength qualities of jiu-jitsu wrestlers aged 11-13 years. The aim of the study is to test a set of exercises that promotes the development of strength qualities of young jiu-jitsu wrestlers. The following methods were used to solve the research problems: the method of pedagogical observation, the method of pedagogical testing, and the mathematical and statistical method for processing the results obtained. It is concluded that this set of exercises aimed at developing the strength qualities of athletes engaged in jiu-jitsu can be considered effective, since there is a greater increase in the average group indicators of the experimental group compared to the control group. Keywords: wrestling, jiu-jitsu, strength, sports, physical qualities.
ВВЕДЕНИЕ
Развитие физических качеств обучающихся всегда вызывало особый интерес тренеров и педагогов по физической культуре.
Сила является одним из основных физических качеств. Силовые способности необходимы в большинстве известных видов спорта. Специалисты считают, что следующие упражнения наиболее эффективно стимулируют совершенствование силы: упражнения с внешним отягощением (штанги, гири); упражнения с весом собственного тела; упражнения на тренажерах (механотерапия); статические упражнения в изометрическом режиме; силовые упражнения в усложненных условиях (бег по рыхлому снегу и т.д.) [1].
Джиу-джитсу эффективный и зрелищный вида спорта. В его состав входят удары из любых положений, броски, обращающие всю мощь атаки противника против него самого, болевые, удушающие приемы. От звания Олимпийского вида спорта джиу-джитсу отделяет всего один шаг. Джиу-джитсу официально вошло в программу XIX Летних Азиатских игр-2022. Такое решение было принято на заседании Генеральной ассамблеи Олимпийского совета Азии в столице Таиланда Бангкоке. Это событие является по-настоящему мировым признанием джиу-джитсу, что позволит в ближайшее время стать олимпийским видом спорта (https://prosports.kz/news/315976).
Методологический базис джиу-джитсу состоит из двух составляющих: первая из них - система философских, общенаучных и специальных подходов к обучению боевым искусствам; вторая - многочисленные методы, методики, приемы и способы тренировок [5].
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Анализ литературных источников, педагогическое наблюдение и тренерская практика свидетельствуют, что процесс силовой подготовки оказывается наиболее эффективным при комбинировании различных методов. При этом следует руководствоваться методами специальной физической подготовки, который учитывает специфику вида спорта. Например, тренеры, занимающиеся подготовкой спортсменов, которые специализируются в джиу-джитсу, в развитии силовых качеств должны уделять большее внимание изометрическому и изотоническому методам, как при преодолевающей работе мышц (концентрический метод), так и при уступающей их работе (эксцентрический метод). Выбор конкретного метода определяется целями и задачами тренировочного процесса с учетом индивидуального уровня развития силовых способностей занимающихся [2, 3].
Для решения исследовательских задач применялись следующие методы:
- метод педагогического наблюдения. Метод применялся с целью формирования исследуемой группы детей. Критерии подбора группы были следующие: одинаковый пол, возраст, интерес к джиу-джитсу, равное время подготовки по избранному виду спорта. Данный метод использовался также при наблюдении за спортсменами в ходе тестирования;
- метод педагогического тестирования. Метод необходим для определения уровня развития силовых качеств юных спортсменов. Тестовая батарея включала 5 тестов: тест № 1 - "Отжимание на брусьях", тест № 2 - "Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа", тест № 3 - "Подтягивание на перекладине", тест № 4 - "Выпады", тест № 5 - "Приседание на одной ноге" [4];
- математико-статистический метод использовался для обработки полученных результатов тестирования: вычислялось средне групповое значение полученных результатов каждого теста в каждой группе.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Предполагается, что разработанный комплекс упражнений способствует развитию силовых качеств юных борцов джиу-джитсу 11-13 лет.
Для определения эффективности разработанного комплекса упражнений было разработано 4 этапа исследования:
1. Подбор базы и контингента исследуемых;
2. Подбор тестовой батареи;
3. Проведение педагогического эксперимента;
4. Анализ полученных данных.
Для развития силовых качеств на учебно-тренировочных занятиях в ГБУ Тверской области по видам единоборств» гор. Тверь использовался специально разработанный комплекс упражнений:
1. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа;
2. Подтягивание на перекладине;
3. Подъём ног из положения «лёжа на спине»;
4. Румынская тяга с гантелями;
5. Разгибание рук в запястьях с гантелями в положении «сидя»;
6. Отжимание между скамьями;
7. Сгибание тела из положения «лёжа с гантелью в вытянутых вверх руках»;
8. Тяга Кинга. Облегчённый вариант для начинающих;
9. Выпады назад со сгибанием рук;
10. Запрыгивание на тумбу;
11. Махи ногами назад в положении «стоя»;
12. Подъёмы на «носки», стоя с гантелями в руках.
Для проведения эксперимента были сформированы две группы по 15 юных спортсменов: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ). Контрольная группа тренировалась по стандартной методике развития физических качеств юных борцов джиу-джитсу. Экспериментальная группа тренировалась с использованием разработанного комплекса упражнений для развития силовых качеств. Учебно-тренировочные занятия в контрольной и экспериментальной группах проводились по 5 раз в неделю, продолжительность каждого занятия составляла 90 минут. Условия для проведения занятий соответствовали установленным требованиям.
В рамках педагогического эксперимента тестирование проводилось дважды. Цель первичного тестирования - определение начальной уровня развития силовых качеств спортсменов контрольной и экспериментальной групп. Цель второго тестирования -определение эффективности разработанного комплекса упражнений путём сравнения уровней развития силовых качеств спортсменов контрольной и экспериментальной групп в конце исследования по сравнению с первоначальными данными. Тестирование проводилось в течение двух дней: в первый день - тесты № 1, 2, 4., во второй день - тесты № 3, 5. В подготовительной части учебно-тренировочного занятия спортсменам было сообщено о цели тестирования, проведена разминка для подготовки спортсменов к тестам; им подробно объяснили и продемонстрировали правильное выполнение контрольных упражнений, так же обращалось внимание на уровень мотивации и концентрации внимания испытуемых на предстоящей деятельности, чтобы они могли показать свои оптимальные результаты.
Результаты первичного тестирования показали, что в начале эксперимента в обеих группах юные спортсмены имели приблизительно одинаковый уровень развития силовых качеств. Анализ данных тестирования и сравнения прироста средне групповых показателей контрольной и экспериментальной групп позволили сделать вывод, что средне групповой показатель в экспериментальной группе больше, чем в контрольной группе (таблица 1).
Результаты вторичного тестирования по сравнению с первичным тестированием внутри каждой группы улучшились. Анализ полученных во время вторичного тестирования данных показал, что в экспериментальной группе результаты выше, чем в контроль-
ной группе. Разработанный комплекс упражнений, направленный на развитие силовых качеств юных спортсменов, занимающихся джиу-джитсу в СШОР ГБУ Тверской области по видам единоборств, можно считать эффективным, так как наблюдается больший прирост средне групповых показателей экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой.
Таблица 1. Прирост средне групповых показателей контрольной и экспериментальной групп в первичном и вторичном тестировании_
ТЕСТ № 1 ТЕСТ № 2 ТЕСТ № 3 ( ТЕСТ № 4 ( ТЕСТ № 5
Средне групповые результаты (кол-во раз) (кол-во раз) кол-во раз) кол-во раз) (кол-во раз)
КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ
Первичное тестирование 10 10 20 20 7 7 21 21 4 4
Вторичное тестирование 11 15 21 25 8 10 22 25 5 7
Прирост 1 5 1 5 1 3 1 4 1 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Занятия разными видами борьбы используются как эффективное средство развития здорового гармонично развитого человека. Занятия джиу-джитсу позволяют с высокой эффективностью решать весь комплекс задач, связанных с развитием и совершенствованием физических качеств. Занятия джиу-джитсу предоставляют огромные возможности для самосовершенствования личности и заслуживают особого внимания к популяризации и дальнейшего изучения данного вида спорта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры: учебн. для техникумов физ. культ / А. А. Гужаловский. - Москва : Физкультура и спорт, 1986. - 352 с.
2. Захаров Е.Е. Энциклопедия физической подготовки: методические основы развития физических качеств / Е.Е. Захаров, А.В. Карасев, А.А. Сафонов. - Москва : Лептос, 1994. - 368 с.
3. Качашкин В.М. Методика физического воспитания / В.М. Качашкин. -Москва : Просвещение, 1980. - 320 с.
4. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников : пособие для учителя / В.И. Лях. - Москва : АСТ, 1998. - 272 с.
5. Горбенко А. Восточные боевые искусства как синтез духовной и телесной практики / Елена Горбенко // Молодая спортивная наука Украины. - 2008. - Т. 4. - С. 51-54.
REFERENCES
1. Guzhalovsky, A.A. (1986), Fundamentals of theory and methods ofphysical culture, Physical culture and sport, Moscow.
2. Zakharov, E.E. (1994), Encyclopedia ofphysical training: methodological foundations of the development of physical qualities, Leptos, Moscow.
3. Kachashkin V.M. (1980), Methodology of physical education, Enlightenment, Moscow.
4. Lyakh V.I. (1998), Tests in physical education of schoolchildren: a manual for teachers, AST, Moscow.
5. Gorbenko O. (2008), "Eastern martial arts as a synthesis of spiritual and bodily practice", Mo-lodaya Sportivnaya Nauka Ukrainy, Vol. 4, pp. 51-54.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.04.2021
УДК 796.012.1
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ЗДОРОВЬЯ В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Александра Владимировна Соколова, старший преподаватель, Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск; Галина Александровна Могиль-