Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛЯ ВЕДЕНИЯ СХВАТКИ У БОРЦОВ ДЖИУ-ДЖИТСУ С УЧЕТОМ ИХ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛЯ ВЕДЕНИЯ СХВАТКИ У БОРЦОВ ДЖИУ-ДЖИТСУ С УЧЕТОМ ИХ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЖИУ-ДЖИТСУ / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ВЕДЕНИЯ СХВАТКИ / БОРЦЫ / СПОРТСМЕНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фокин А.М., Родичкин П.В., Плешивцев М.В.

Цель исследования - экспериментально доказать эффективность программы формирования стиля ведения схватки у борцов джиу-джитсу с учетом их типологических особенностей. Методика и организация исследования. Формирующий педагогический эксперимент проведен на этапе совершенствования спортивного мастерства. Базой для исследования была определена Комплексная Школа Высшего Спортивного Мастерства, г. Санкт-Петербург. В эксперименте приняло участие 40 спортсменов, имеющих опыт занятий джиу-джитсу не менее семи-восьми лет. Учитывая типологические особенности борцов, были сформированы пять экспериментальных групп с различными стилями ведения схватки. Тренировочные занятия в экспериментальных группах проводились совместно, согласно ФССП по виду спорта джиу-джитсу. План занятий составлялся с учетом задач всех стилей ведения схватки. Результаты исследования и выводы. Тренировочный процесс борцов джиу-джитсу на этапе спортивного мастерства необходимо выстраивать с учетом соревновательного стиля ведения схватки и освоения излюбленного технико-тактического арсенала приемов борьбы, исходя из индивидуальных возможностей и способностей борца. Полученные результаты технической подготовленности спортсменов с высокой достоверностью свидетельствуют об эффективности разработанной программы на основе дифференцированного подхода к индивидуальному стилю ведения схватки у борцов джиу-джитсу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фокин А.М., Родичкин П.В., Плешивцев М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF TYPOLOGICAL CHARACTERISTICS OF JIU-JITSU WRESTLERS IN FORMATION OF INDIVIDUAL FIGHTING STYLES

Objective of the study was to prove by experiment the effectiveness of the program of formation of individual fighting styles in jiu-jitsu based on the wrestlers’ typological characteristics. Methods and structure of the study. The educational experiment was conducted at the premises of the St. Petersburg School of High Sports Mastery and involved 40 jiu-jitsu wrestlers with at least 7-8 years of sports experience (sports excellence stage). Based on the athletes’ typological characteristics and individual fighting styles, 5 Experimental Groups were formed. The Experimental Group subjects were trained jointly in accordance with the Federal Sports Training Standard for jiu-jitsu. The lesson plan was drawn so that to deliver against the goals of each fighting style. Results and conclusions. The process of jiu-jitsu training at the sports excellence stage needs to be designed based on the individual fighting styles in terms of competitions and when mastering the preferred technical and tactical arsenal of fighting techniques, with due regard to the individual abilities of each wrestler. The athletes’ technical fitness rates obtained during the study indicated the effectiveness of the training program developed based on the differentiated approach to individual fighting styles of jiu-jitsu wrestlers.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛЯ ВЕДЕНИЯ СХВАТКИ У БОРЦОВ ДЖИУ-ДЖИТСУ С УЧЕТОМ ИХ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ»

формирование стиля ведения схватки у борцов джиу-джитсу с учетом их типологических особенностей

УДК/UDC 796.26

Поступила в редакцию 21.04.2021 г.

Информация для связи с автором: studio_grand@list.ru

Кандидат педагогических наук, доцент А.М. Фокин1 Доктор медицинских наук, профессор П.В. Родичкин1 М.В. Плешивцев1

Российский государственный педагогический университет им. А.И. 1ерцена, Санкт-Петербург

ROLE OF TYPOLOGICAL CHARACTERISTICS OF JIU-JITSU WRESTLERS IN FORMATION OF INDIVIDUAL FIGHTING STYLES

PhD, Associate Professor A.M. Fokin1 Dr. Med., Professor P.V. Rodichkin1 M.V. Pleshivtsev1

1Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg

Аннотация

Цель исследования - экспериментально доказать эффективность программы формирования стиля ведения схватки у борцов джиу-джитсу с учетом их типологических особенностей.

Методика и организация исследования. Формирующий педагогический эксперимент проведен на этапе совершенствования спортивного мастерства. Базой для исследования была определена Комплексная Школа Высшего Спортивного Мастерства, г. Санкт-Петербург. В эксперименте приняло участие 40 спортсменов, имеющих опыт занятий джиу-джитсу не менее семи-восьми лет. Учитывая типологические особенности борцов, были сформированы пять экспериментальных групп с различными стилями ведения схватки. Тренировочные занятия в экспериментальных группах проводились совместно, согласно ФССП по виду спорта джиу-джитсу. План занятий составлялся с учетом задач всех стилей ведения схватки.

Результаты исследования и выводы. Тренировочный процесс борцов джиу-джитсу на этапе спортивного мастерства необходимо выстраивать с учетом соревновательного стиля ведения схватки и освоения излюбленного технико-тактического арсенала приемов борьбы, исходя из индивидуальных возможностей и способностей борца. Полученные результаты технической подготовленности спортсменов с высокой достоверностью свидетельствуют об эффективности разработанной программы на основе дифференцированного подхода к индивидуальному стилю ведения схватки у борцов джиу-джитсу.

Ключевые слова: джиу-джитсу, типологические особенности, индивидуальный стиль ведения схватки, борцы, спортсмены.

Abstract

Objective of the study was to prove by experiment the effectiveness of the program of formation of individual fighting styles in jiu-jitsu based on the wrestlers' typological characteristics.

Methods and structure of the study. The educational experiment was conducted at the premises of the St. Petersburg School of High Sports Mastery and involved 40 jiu-jitsu wrestlers with at least 7-8 years of sports experience (sports excellence stage). Based on the athletes' typological characteristics and individual fighting styles, 5 Experimental Groups were formed. The Experimental Group subjects were trained jointly in accordance with the Federal Sports Training Standard for jiu-jitsu. The lesson plan was drawn so that to deliver against the goals of each fighting style.

Results and conclusions. The process of jiu-jitsu training at the sports excellence stage needs to be designed based on the individual fighting styles in terms of competitions and when mastering the preferred technical and tactical arsenal of fighting techniques, with due regard to the individual abilities of each wrestler. The athletes' technical fitness rates obtained during the study indicated the effectiveness of the training program developed based on the differentiated approach to individual fighting styles of jiu-jitsu wrestlers.

Keywords: jiu-jitsu, typological characteristics, individual fighting style, wrestlers, athletes.

Введение. Соревновательная деятельность борцов протекает в условиях жесткого контакта с соперником, лимита времени для принятия решений, что требует от спортсмена применения широкого арсенала тактико-технических действий, проявления индивидуальных типологических и личностных способностей, высокой физической подготовленности и мо-тивационной составляющей [2, 4, 6, 7].

Реализация тактических замыслов в экстремальных условиях зависит не только от анатомо-морфологических показателей, но и от свойств нервной системы и темперамента борца, которые в конечном счете определяют стиль ведения схватки. В зависимости от типологических свойств нервной системы можно выделить три группы борцов по стилю веде-

ния схватки: атакующий, контратакующий и смешанный (универсальный) [2, 3].

Цель исследования - экспериментально доказать эффективность программы формирования стиля ведения схватки у борцов джиу-джитсу с учетом их типологических особенностей.

Методика и организация исследования. Формирующий педагогический эксперимент проведен на этапе совершенствования спортивного мастерства [3, 5]. Базой для исследования была определена Комплексная Школа Высшего Спортивного Мастерства, г Санкт-Петербург В эксперименте приняло участие 40 спортсменов, имеющих опыт занятий джиу-джитсу не менее семи-восьми лет.

Учитывая типологические особенности борцов, были сформированы пять экспериментальных групп с различными стилями ведения схватки: A-I (атакующие I), A-II (атакующие II), K-I (контратакующие I), K-II (контратакующие II) и С (смешанные).

C целью получения достоверной информации и исключения случайности подбора испытуемых с различной способностью к освоению разработанной программы было выполнено разделение внутри групп одного стиля ведения схватки (А-I и А-II, К-I и K-II).

Тренировочные занятия в экспериментальных группах проводились совместно, согласно ФССП по виду спорта джиу-джитсу. План занятий составлялся с учетом задач всех стилей ведения схватки.

На первом этапе эксперимента группы А-I и К-I осваивали только атакующие приемы ударной техники и борьбы, что соответствовало адекватному для них стилю ведения схватки, а группы А-II и K-II осваивали только контратакующие приемы. Группа С осваивала как атакующие, так и контратакующие приемы.

На втором этапе эксперимента освоение программы всеми группами было направлено на совершенствование следующих средств технико-тактической направленности: А-I и К-I -приемы контратаки, а А-II и K-II - приемы атаки, что соответствовало адекватному для них стилю ведения схватки.

Эффективность обучения в экспериментальных группах оценивалась по параметру качества выполнения технических приемов и результатам схваток между борцами экспериментальных групп. Оценка качества выполнения борцами технических приемов проводилась экспертной бригадой, состоящей из высококвалифицированных тренеров, имеющих опыт тренерской деятельности более 15 лет. С этой целью была разработана система оценки, включающая в себя основные правила соревнований по джиу-джитсу, но с некоторыми изменениями (см. таблицу).

Результаты исследования и их обсуждение. В процессе эксперимента у борцов экспериментальных групп проявились положительные сдвиги в уровне технической подготовленности. При обучении атакующим приемам в первой части формирующего эксперимента лучших результатов добились борцы джиу-джитсу, склонные к атакующему стилю ведения схватки (А-I). Оценка за техническую подготовку у них статистически достоверно возросла (12,6 %), в то время как у борцов, склонных к контратакующему стилю ведения схватки (K-I), наблюдался лишь незначительный прирост (2,6 %). При обучении контратакующим приемам в первой части формирующего эксперимента лучших результатов добились борцы контратакующего стиля ведения схватки (K-II). Оценка за техническую подготовку у них статистически достоверно возросла (12,3 %>), у борцов атакующего стиля (А-II) - на 2,8 %>.

Однако полученные результаты в первой части формирующего эксперимента могли быть объяснены тем, что в разных группах случайно подобрались испытуемые с разной способностью к обучению. Для того, чтобы опровергнуть это предположение, был проведен перекрестный эксперимент: спортсмены, которые на I этапе изучали атакующие приемы, на II этапе стали изучать контратакующие приемы, и наоборот.

Освоение контратакующих приемов борцами, склонными к атакующему стилю (А-I), привели к незначительным улучшениям результатов (4,1 %>) по отношению к борцам, склонным Таблица 1. Система оценок технических приемов

в A-I IIA-II

■ K-I JK-II

KA-I i A-II ГС ■ K-I i K-II

№ Техническое действие (прием) Оценка

Иппон Вазари

1 Удар рукой/ногой 10 5

2 Прием в стойке 10 5

3 Прием в партере 10 5

86%

90% 80% 70% 60% 50% -40% -30% -20% -10% 0%

I этап (до) I этап (после)

Рис. 1. Результативность поединков спортсменов на I этапе

90% 80% Н 70% 60% Н 50% 40% Н 30% 20% Н 10% 0%

II этап (до) II этап (после)

Рис. 2. Результативность поединков спортсменов на II этапе

к контратакующему стилю ведения схватки (К-I), у которых наблюдался существенный пророст на 11,2 %>. Борцы группы K-II при переходе к разучиванию атакующих приемов не показали положительной динамики результатов (2,6 %). Борцы из группы А-II статистически достоверно улучшили свои показатели (12,3 %). У борцов экспериментальной группы С в процессе эксперимента улучшились показатели как на I этапе (6,3 %), так и II этапе (6,1 %).

Таким образом, в процессе эксперимента было выявлено, что выбор средств, соответствующих индивидуальному стилю ведения схватки, способствовал более эффективному освоению технико-тактического арсенала приемов борьбы, чем выбор средств «чужого» стиля.

Полученные результаты соревновательной деятельности подтверждают эффективность индивидуального выбора стиля ведения схватки (рис. 1, 2).

На первом этапе значительно больших успехов достигли те борцы, которые обучались приемам, адекватным стилю, к которому они тяготеют. Так, у групп A-I и K-II результативность выросла на 25 %> и 24 %> соответственно, у групп A-II, K-I и С -до 6 %. Совсем другая картина наблюдалась после второго этапа эксперимента. Показатели результативности у групп A-I и K-II снизились на 11 %> и 13 %>, у групп A-II и С выросли на 23 %> и K-I на 20 %.

Выводы. Полученные результаты технической подготовленности спортсменов с высокой достоверностью свидетельствуют об эффективности разработанной программы на основе дифференцированного подхода к индивидуальному стилю ведения схватки у борцов джиу-джитсу.

Литература

1. Иванов-Катанский С.А. Биомеханический анализ единоборств для выявления взаимосвязи между различными базовыми техническими действиями/С. А. Иванов-Катанский, С. М. Авдонин//Бое-вое искусство планеты. - 2003. - № 1. - С. 22-25.

2. Леонтьев О. В. Концепция саногенетического подхода к восстановлению функционального состояния у спортсменов/О. В. Леонтьев, П. В. Родичкин, А. М. Фокин//Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 10. - С. 32-34.

3. Родичкин П. В. Технико-тактическая подготовка квалифицированных борцов стиля джиу-джитсу в соревновательный пери-

од / П. В. Родичкин, М. В. Плешивцев // Физическая культура в образовательном пространстве России: состояние и перспективы развития: Герценовские чтения: сб. матер. межвузовской науч.-практ. конф., посвященной 220-летию РГПУ им. А. И. Герцена. -Санкт-Петербург, 2017. - С. 144-146.

4. Самсонова А. В. Биомеханическая концепция применения силовых упражнений в подготовке спортсменов / А. В. Самсонова, Г. Н. Пономарев, Л. Л. Цыпин и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 8. - С. 65-66.

5. Фокин А. М. Психологическая подготовка юношей-спорсме-нов 16-17 лет в единоборствах смешанного стиля / А. М. Фокин, С. Л. Фетисова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-1. - С. 339-342.

References

1. Ivanov-Katanskiy S.A., Avdonin S.M. Biomekhanicheskiy analiz edino-borstv dlya vyyavleniya vzaimosvyazi mezhdu razlichnymi bazovyimi tehnicheskimi deystviyami [Biomechanical analysis of single combats to identify relationship between various basic technical actions]. Bo-evoe iskusstvo planety. 2003. No. 1. pp. 22-25.

2. Leontiev O.V., Rodichkin P.V., Fokin A.M. Kontseptsiya sanogenet-icheskogo podkhoda k vosstanovleniyu funktsionalnogo sostoyaniya u sportsmenov [Benefits of sanogenetic concept for athletic performance rehabilitation purposes]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 10. pp. 32-34.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ

оценка теоретических знаний в области физической культуры и спорта и физической подготовленности у первокурсников вуза

Кандидат педагогических наук, доцент В.К. Таланцева1 Кандидат педагогических наук, доцент Н.Н. Пьянзина2 Кандидат педагогических наук, доцент Т.Н. Петрова1 1Чувашский государственный аграрный университет, Чебоксары 2Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, Чебоксары

УДМ^С 378:796

Ключевые слова: студенты, вуз, физическая культура и спорт, теоретическая подготовленность, физическая подготовленность.

Цель исследования - оценить уровень теоретических знаний в области физической культуры и спорта и физической подготовленности у первокурсников.

Методика и организация исследования. Занятия по физической культуре и спорту в школах должны сформировать достаточный объем знаний, умений и навыков для формирования физической культуры личности [1]. Анализ педагогической практики показал, что теоретическая и физическая подготовленность первокурсников, приступивших к учебе в вузе, зачастую не соответствует нормативным требованиям в области физической культуры и спорта [2]. Для решения имеющейся проблемы нами в течение сентября 2020 г была проведена оценка уровня знаний и физической подготовленности студентов-первокурсников. В исследовании приняли участие 73 студента Чувашского ГАУ (23 юношей и 50 девушек), отнесенных по состоянию здоровья для занятий физической культурой к основной медицинской группе.

Результаты исследования и их обсуждение. Оценка уровня знаний, проведенная с использованием тестовых заданий на платформе Moodle, показала, что у 58 % (42 чел.) первокурсников они находятся на высоком уровне сформи-рованности, у 26 % (19 чел.) - на среднем, у 16 %% (12 чел.) студентов - на низком. Все показатели отвечают вузовским требованиям. Проведенное тестирование физической подготовленности показало, что большинство первокурсников - 82 %о (61 чел.) в тесте «Прыжки в длину с места» имеют средние и низкие показатели. В тесте «Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье» - средние и низкие

3. Rodichkin P.V., Pleshivtsev M.V. Tekhniko-takticheskaya podgoto-vka kvalifitsirovannykh bortsov stilya dzhiu-dzhitsu v sorevnovatelny period [Technical and tactical training of qualified jiu-jitsu wrestlers in competitive period]. Fizicheskaya kultura v obrazovatelnom pros-transtve Rossii: sostoyanie i perspektivyi razvitiya [Physical education in the educational space of Russia: state and development prospects]. Herzen's conference: Proceedings interuniversity research-practical conference, dedicated to the 220th anniversary of Herzen State Pedagogical University of Russia. St. Petersburg, 2017. pp. 144-146.

4. Samsonova A.V., Ponomarev G.N., Tsipin L.L. et al. Biome-khanicheskaya kontseptsiya primeneniya silovykh uprazhneniy v podgotovke sportsmenov [Strength training biomechanics concept for athletic training systems]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. No. 8. pp. 65-66.

5. Fokin A.M., Fetisova S.L. Psikhologicheskaya podgotovka yunoshey-sporsmenov 16-17 let v edinoborstvah smeshannogo stilya [Mental conditioning of 16-17 year-old mixed martial artists]. Problemy sovremen-nogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018. No. 60-1. pp. 339-342.

6. Garcia-Pallares J., Lopez-Gullon J.M., Muriel X. et al. Physical fitness factors to predict male Olympic wrestling performance. Eur J Appl Physiol. 2011 - No. 111(8) - 58 p.

7. Leonteva M.O., Shakhov A.S., Ponomarev G.N. Functional status of female biathletes during medical-psychological rehabilitation therapy // Teoriya i pracktika fizicheskoy kultury. - 2020. - № 7. - p. 7-9.

РЕДАКЦИИ

ASSESSMENT OF THEORETICAL KNOwLEDGE IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS AND PHYSICAL FITNESS OF FRESHMEN

PhD, Associate Professor V.C. Talantseva1 PhD, Associate Professor N.N. Pyanzina2 PhD, Associate Professor T.N. Petrova1 1Chuvash State Agrarian University, Cheboksary 2Chuvash State University named after I. N. Ulyanov, Cheboksary

Поступила в редакцию 10.07.2021 г.

показатели выявлены у 73 % (53 чел.) испытуемых. Высокие результаты студенты показали в тесте «Сгибание-разгибание рук в упоре лежа» - 66 % (33 дев.) и 72 % (16 юн.). У девушек вызывает большие затруднения тест «Поднимание и опускание туловища из положения лежа», в котором 65 % (32 дев.) показали низкий уровень. У большинства испытуемых в тесте «Приседание на одной ноге с опорой о стену» отмечен высокий уровень подготовленности - 43 % (32 чел.), средний и низкий уровень у 24 % (18 чел.) и 33 % (23 чел.), соответственно. Результаты бегового теста - 1000 м (юн.) и 500 м (дев.) - как у 63 % девушек (31 чел.), так и у 83 % юношей (19 чел.) - указывают на низкий уровень развития общей выносливости.

Вывод. Показатели теоретической подготовленности выпускников школ в вопросах физической культуры и спорта находятся на высоком уровне. Показатели физической подготовленности у большинства выпускников школ свидетельствуют о низком уровне развития физических качеств. В сложившейся ситуации требуется коррекция содержания и методики занятий по физической культуре и спорту в школах с целью улучшения качества формирования общекультурных компетенций (знаний, умений, навыков) в условиях вуза.

Литература

1. Орлов А.И. К проблеме определения уровней и критериев развития компетентностей, формируемых в системе высшего профессионального образования / А.И. Орлов, А.Н. Иванова, Л.Г. Савельева и др. // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 4.; URL: http://science-education.ru/ru/article/ view?id=25024 (дата обращения: 05.07.2021).

2. Таланцева В.К. Совершенствование процесса физического воспитания на основе применения «Физиологического портрета студента вуза» / В.К. Таланцева, Н.В. Алтынова, Н.Н. Пьянзина // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 4. - С. 45-47.

Информация для связи с автором: sport_chieim21@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.