Научная статья на тему 'СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ'

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
84
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ЛИЧНОСТИ / ЦЕННОСТИ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мурзина Наталья Павловна, Рассказова Ирина Николаевна

В данной статье представлены результаты эмпирического исследования сильных сторон личности будущих учителей начальных классов, студентов педагогического вуза. Методологической основой исследования стала модель личностного благополучия педагога А.А. Реана, А.А. Ставцева, модифицированная модель «Values in Action». В ходе исследования выявлены ранги оценочных суждений студентов по шести шкалам: «Мудрость и знание», «Смелость», «Человечность», «Социальность», «Сдержанность», «Трансцендентные понятия». Определены направления работы с результатами исследования в процессе профессиональной подготовки учителей начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мурзина Наталья Павловна, Рассказова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRENGTHS OF THE PERSONALITY OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS

This article presents the results of an empirical study of the strengths of the personality of future primary school teachers, students of a pedagogical university. The methodological basis of the study was the model of personal well-being of the teacher A.A. Rean, A.A. Stavtsev, the modified model "Values in Action". The study revealed the ranks of students' value judgments on six scales: "Wisdom and Knowledge", "Courage", "Humanity", "Sociality", "Restraint", "Transcendental Concepts". The directions of work with the results of the study in the process of professional training of primary school teachers are determined.

Текст научной работы на тему «СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

Психология

УДК 159.922.8

доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства Мурзина Наталья Павловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск); доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства Рассказова Ирина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация. В данной статье представлены результаты эмпирического исследования сильных сторон личности будущих учителей начальных классов, студентов педагогического вуза. Методологической основой исследования стала модель личностного благополучия педагога А.А. Реана, А.А. Ставцева, модифицированная модель «Values in Action». В ходе исследования выявлены ранги оценочных суждений студентов по шести шкалам: «Мудрость и знание», «Смелость», «Человечность», «Социальность», «Сдержанность», «Трансцендентные понятия». Определены направления работы с результатами исследования в процессе профессиональной подготовки учителей начальных классов.

Ключевые слова: будущий учитель начальных классов, личностные качества, сильные стороны личности, ценности действия.

Annotation. This article presents the results of an empirical study of the strengths of the personality of future primary school teachers, students of a pedagogical university. The methodological basis of the study was the model of personal well-being of the teacher A.A. Rean, A.A. Stavtsev, the modified model "Values in Action". The study revealed the ranks of students' value judgments on six scales: "Wisdom and Knowledge", "Courage", "Humanity", "Sociality", "Restraint", "Transcendental Concepts". The directions of work with the results of the study in the process of professional training of primary school teachers are determined.

Key words: future primary school teacher, personal qualities, personality strengths, action values.

Введение. Одной из главных функций педагога является воспитание школьников, эффективность которого во многом зависит от особенностей личностных качеств педагогов. Учитель начальных классов имеет сильное влияние на обучающихся, его авторитет «незыблем». Это еще раз доказывает, что будущие педагоги начальной школы должны обладать «добродетелями», ценностями, которые они в дальнейшем, в профессиональной деятельности будут транслировать младшим школьникам, чтобы они стали достойными гражданами современного общества. Важно выявить сильные стороны личности педагога, проявляющиеся, прежде всего, в ценностях, которые влияют на его действия. Ценность - это «идеал-идея, содержание которой выражает нечто значимое для человека» [8, С. 369]. Система аксиологических понятий, по мнению А.Н. Леонтьева (1975), определяет человека как субъекта деятельности и как личность, которая является представителем конкретного общества и социального слоя [3, C. 109]. В дальнейшем, психологи (1964, Б.Ф. Ломов) обосновали взаимосвязь между видами деятельности, ценностями и личностными качествами человека, проявляющуюся в «наличии у него устойчивого постоянного набора действенных профессиональных и личностных качеств» [5], от которых зависит продуктивность деятельности. Именно личностные качества будущих учителей будут способствовать эффективному решению профессиональных задач в области воспитания. Современные психологи (А.А. Реан, А.А. Ставцев) выделили сильные стороны личности, «имеющие наибольший мультипликационный эффект полезности для личного благополучия в профессиональной деятельности педагогов» [7]. Необходимо выяснить их сформированность у будущих учителей начальных классов на этапе получения педагогического образования. Исследование поможет будущим педагогам выявить сильные стороны их личности и устойчивые ценности действия, и на их основе выстроить правильные ориентиры развития в профессиональной деятельности.

Целью исследования являлось выявление сформированности сильных сторон (добродетелей) личности у студентов -будущих учителей начальных классов.

Задачи исследования: выявить сформированность сильных сторон личности у студентов разных курсов и средние обобщенные значения по всем курсам; осуществить ранжирование сильных сторон личности будущих учителей начальных классов по величине их выраженности.

В работе использовались методы анализа, синтеза, обобщения, ранжирования. Методологическую основу составили концепции аксиологического и позитивного подходов, раскрывающие междисциплинарный характер исследования понятия ценности в философии, социологии, психологии.

В исследованиях зарубежных философов (T.M.Scanlon, 1998.) было определено: «назвать что-то ценным - значит сказать, что человек обладает свойствами, которые дают ему основания вести себя определенным образом по отношению к другим» [цит. 12]. Как видим, представители моральной философии указывают, что для человека характерно наличие ценностей, которые существенным образом влияют на его поведение в конкретной жизненной, профессиональной ситуации.

Отечественные психологи (Л.М. Митина и др.), анализируя процесс профессионального развития педагогов, отмечают, что целевыми ориентирами направления подготовки «Педагогическое образование» должно быть не только «формированием навыков деятельности, но и, что принципиально, личностных характеристик будущих профессионалов» [6].

Представители позитивной психологии (C. Peterson, M. Seligman, 2004) выявили личностные особенности, «которые обладают безусловной ценностью» в определенном виде деятельности. Авторы реализовали проект «Ценности в действии» (VIA), его результаты показали: наибольшее удовольствие человек получает, если проявляет добрые дела для других людей [11]. В дальнейшем представители позитивной психологии (P.A Linley, S. Joseph) доказали: «чтобы функционировать оптимально, люди должны функционировать на внутренних основаниях» и «внутреннее оценивание, мотивация и поведение согласуются с внутренней тенденцией людей к актуализации» [10, С. 717]. Российские исследователи (Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин, 2011) также акцентируют внимание на исследовании: личностного потенциала человека как «неспецифической системы устойчивых, но поддающихся целенаправленному развитию и изменению индивидуально-психологических характеристик» [4, С. 409]; на определении личностных качеств, значимых для профессии будущего педагога (О.Н. Карабанова, 2017). Выделена группа социально-значимых качеств личности педагога: «...активность, ответственность, сознательность, самостоятельность, инициативность» [2, С. 204]. Значимым является и то, что личность

будущего педагога должна обладать духовно богатым внутренним миром, быть «способной относиться к собственным действиям и проявлениям, опосредовать и регулировать их» [4, С. 405].

А.А. Реан, А.А. Ставцев на основе исследований C.Peterson, M.Seligman разработали модель «показателей психологического и личностного благополучия педагога в профессиональной деятельности» [7]. Авторы выделили сильные стороны личности педагога из варианта русскоязычной версии опросника К. Питерсона и М. Селигмана «Values in Action Inventory of Strengths» («VIA - IS», рус. «Ценности в действии: инвентаризация сильных сторон личности») [11], от которых, во многом, зависит успешность в профессиональной педагогической деятельности и процесс подготовки к ней.

Модификация опросника интересна тем, что она может быть использована «для диагностики позитивных личностных качеств и сильных сторон человека, а также для определения закономерностей, связанных с фиксацией оптимальной, ресурсной, хорошей, благополучной жизни личности» [7], что позволит определить направления развития личности будущего педагога. Авторы модели при разработке опросника поставили перед собой цель «определить сильные стороны личности «хорошего педагога» [7, C. 372], по сути, идеальный образ для будущего учителя, который будет способен к самореализации в профессиональной деятельности.

Выделенные авторами сильные стороны личности рассматриваются также как способы достижения психологического благополучия педагога [7].

Таким образом, сильные стороны личности педагога связаны с ее благополучием, что означает важность их развития в педагогической деятельности для успешного решения профессиональных задач по формированию у детей этих жизненных ценностей.

Изложение основного материала статьи. Исследование проводилось нами во втором полугодии 2022 года на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный педагогический университет».

В опросе участвовали 62 студента разных курсов профиля «Начальное образование» данного университета очной формы обучения. По количеству студентов каждого курса было следующее распределение: 2 курс - 30; 3 и 4 курсы - по 16 человек. Возраст участников: от 18 до 24 лет; средний возраст по всем курсам 19,9 лет; в среднем студенты 3 курса старше второкурсников на 1, 4 года и младше студентов 4 курса на 1 год. Все они (кроме одного человека) являлись представителями женского пола. Данная гендерная гомогенность выборки обусловлена профилем обучения.

Студенты отвечали на 120 вопросов, которые, в соответствие с методикой, были распределены по 6 основным шкалам (добродетелям), выраженность которых суммировалась из соответствующих, отнесенных к ним 24 качествам личности (субшкалам сил характера). Полученные средние значения по всем курсам в баллах, а также ранговые места представлены в таблице 1.

Таблица 1

Средние значения выраженности и ранговые места сильных сторон личности по 6 основным шкалам у

студентов разных курсов

Шкала 2 курс 3 курс 4 курс Средние значения по всем курсам Ранговое место по обобщенным значениям

I. Мудрость и знания 18 18 16.2 17,4 5

II. Смелость 18 18,2 17,1 17,8 4

III. Человечность 20,4 19,6 19,1 19,7 1

I V. Социальность 20,7 18,3 17,1 18,7 2

V Сдержанность 17 17,9 15,8 16,9 6

VI. Трансцендентные понятия 19 18,9 18 18,6 3

Средние значения по обобщенным данным всех курсов распределились в зоне значений от максимальных 19,7 баллов по 3 шкале «Человечность», которая занимает первое ранговое место до минимальных 16,9 баллов по 5 шкале «Сдержанность», которая занимает последнее, шестое ранговое место. Различия между максимальным и минимальным значением незначительны, составляют 2,8 балла. Значения по всем шкалам могут быть отнесены к показателям выше среднего. При этом даже максимальное значение 19, 7 балла на 5,3 меньше максимально возможных 25 баллов. Данные показатели позволяют сделать вывод о том, что у будущих педагогов изучаемые сильные стороны личности в достаточной степени сформированы. Тот факт, что опросник изучает сильные стороны как ценности в действии, т.е. то, чему реально следует личность в жизни, позволяет предположить, что в своей будущей педагогической деятельности участники исследования будут оказывать позитивное влияние на детей, поскольку пример собственного поведения педагога, других значимых взрослых является наиболее эффективным в воспитании младших школьников. Молодость обследуемых, их человечность, а также наш опыт личного взаимодействия с ними в процессе занятий, обсуждения вопросов личностного развития, разного рода жизненных проблем, позволяет нам надеяться на то, что они понимают значимость данных качеств и в процессе жизненного пути будут их развивать.

Шкала 3 «Человечность», занявшая перовое ранговое место, изучалась через такие качества как любовь, доброта, социальный интеллект (интеллект, проявляющийся в социальных отношениях). Для человеческих отношений проявления направленности на другого человека, позитивных чувств - любви и доброты, являются значимыми, формируют близость и доверие. Особую актуальность данные качества приобретают в современном образовательном процессе, когда буллинг приобретает жестокие формы проявления, опасные для жизни участников. Основу педагогического процесса составляет целенаправленное взаимодействие, поэтому отношения между учителем и обучающимися, между самими детьми являются одной из важных сфер школьной жизни. Отношения влияют на эмоциональное благополучие всех участников этого процесса, на адаптацию детей в начальной школе, «отражается» на их успеваемости. Уверенность в позитивном отношении значимых взрослых (родителей, педагогов) повышает самооценку, порождает чувство безопасности, защищенности ребенка.

Второе ранговое место заняла 4 шкала «Социальность», которая изучалась через качества «просоциальная активность», «беспристрастность», «лидерство». У личности, выбравшей сферу деятельности «человек-человек», к которой относится педагогическая профессия, должны быть развиты социальные качества. Учитель организует процесс социализации ребенка и в детском коллективе класса, и во внешкольной жизни.

Третье место заняла 6 шкала «Трансцендентные понятия» (18,6 средних балла), показатели отличаются всего на 0,1 балла от средних значений 4 шкалы, занявшей 2 место. И. Кант понимал под трансцендентностью то, что «выходит за пределы возможного опыта» [1, С. 338]. В данном опроснике эта шкала изучается через качества, в которых проявляется «духовность» и позитивное, ценностное отношение человека к жизни (оптимизм, благодарность, умение ценить красоту, чувство юмора). Исследователи психологии труда учителя (Л.М. Митина, 2014) доказали, что духовность, культура являются отличительной чертой российских педагогов [6].

Представляется очевидным значение данных качеств для психологического благополучия личности, преодоления трудностей, профилактики разного рода нарушений в развитии. Педагогу сложно будет развивать позитивное отношение к жизни у детей, если у него самого оно не сформировано. Обследуемые студенты осознают значимость данного отношения к жизни и стараются этому следовать.

Шкала 2 «Смелость» занимает 4 ранговое место (17,8 балла). Возможно, это связано с тендерными особенностями выборки. Девушкам в большей степени присуща осторожность. В процессе гендерного воспитания мальчикам, как правило, транслируется, что они должны быть смелыми, мужественными. Подтверждением данного предположения является тот факт, что из качеств, которые отнесены к данной шкале, самые низкие показатели были получены по храбрости (15,4 балла). Невысокие баллы были получены также по энергичности (16,6 баллов), что и снизило в целом показатели по шкале. Тогда как значения по другим качествам данной шкалы выше: «настойчивость» (18,5 балла) и «честность» (20,6 баллов). Дети всегда чувствуют обман и утрачивают доверие к педагогу, поэтому важно, что честность присуща будущим педагогам.

Шкала 1 «Мудрость и знания» заняла 5 предпоследнее ранговое место (17,4 средних балла). Это недостаточно высокие значения для студентов высшего профессионального учебного заведения, которые должны быть ориентированы на получение знаний в выбранной профессиональной сфере, чтобы в будущем быть успешными профессионалами. Для будущих педагогов высокий уровень развития данной добродетели и тех качеств, через которые она изучается (креативность, любовь к учению, любопытство, широта видения и критическое мышление) и которые фактически описывают разностороннего человека, которому интересен мир, тем более важен, поскольку сущностью профессиональной деятельности является развитие интереса к познанию у детей. Нет необходимости доказывать, что познавательные интересы являются профессионально важными для педагога. Сложно сформировать у детей любовь к учению, широту видения, если у педагога они недостаточно сформированы. Низкий ранг по данной шкале, наверное, можно объяснить непрестижностью педагогической профессии в современном мире, остаточным принципом поступления абитуриентов в педагогические учебные заведения, соответственно, низким уровнем интереса к профессии и учебной мотивации, а иногда и общего развития, интеллекта. Объяснить низкое ранговое место такого качества, как мудрость, можно тем, что она преимущественно формируется на более поздних этапах онтогенетического развития человека.

Последнее, шестое ранговое место, как было указано выше, заняла шкала «Сдержанность». Данное качество в модели «Ценности действия» характеризуется способностями к прощению, смирению, благоразумию, самоконтролю. Можно предположить, что невысокий уровень их развития у респондентов, объясняется их возрастными особенностями: для личности в период юности, в котором они находятся, скорее свойственно проявление максимализма, склонность к риску, открытое выражение своего мнения и другие подобные свойства. Так, например, И.В. Шаповаленко отмечает, следующие проявления, характерные для юношества: «возрастающая независимость от мнения родителей, учителей»; «эмоциональная восприимчивость», которая «часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью юношеских оценок окружающего», что является отражением «собственного интеллектуального и морального поиска, стремления критически переосмыслить «азбучные истины»; «переоценка собственных возможностей», толкающая порой «молодых людей на неоправданный риск»; «резкие выпады и неожиданные реакции» в ситуации расхождения с мнением собеседника и т.д. [9, С. 275-278].

Сравнительный анализ обобщенных средних значений по курсам показал, что результаты диагностики на разных курсах распределились в зоне значений от минимальных 15,8 по 5 шкале «Сдержанность» на 3 курсе до максимально высокого - 20,7 балла по шкале «Социальность» на 2 курсе. Отличие составляет 4,9 балла.

По всем шкалам более низкие значения были получены у студентов 4 курса. Возможно, это объясняется тем, что, повзрослев практически на 2,5 года по сравнению со студентами 2 курса и на 1 год, по сравнению со студентами 3 курса, а также отучившись в вузе больше трех лет, они стали более зрелыми, критичными, требовательными к себе, осознанными. Действительно, в течение четырех лет обучения, студенты значительно изменяются, что отмечают многие преподаватели.

У студентов 2 и 3 курсов получены одинаковые значения по 1 шкале «Мудрость и знания» (18 баллов), а также различие по 6 шкале «Трансцендентные понятия» составляет всего 0,1 балла; более низкие показатели у студентов 3 курса по сравнению со 2 курсом по шкалам «Человечность» (различие составляет 0,8 балла) и «Социальность» (различие 2,4 балла); более высокие показатели у 3 курса по шкалам «Смелость» при различие всего в 0,2 балла и «Сдержанность» (различие 0,9 балла).

Наиболее высокие значения были получены: на 2 курсе по шкалам «Социальность» - 1 ранговое место (20,7 балла) и «Человечность» - 2 ранговое место (20,4 балла); шкала «Человечность» также на 3 курсе (19,6) и на 4 курсе (19,1) заняла первые ранговые места; 2 ранговое место на 3 и 4 курсе - 6 шкала «Трансцендентные понятия» (различие всего 0,1 балла). Таким образом, общим является то, что шкала «Человечность» на всех курсах занимает высокие ранговые позиции (1 и 2 места).

Наиболее низкие значения были получены на всех курсах по 5 шкале «Сдержанность». Она заняла последнее 6 ранговое место (от 15,8 баллов на 4 курсе, до 17 на 2 и 17,9 на 3 курсе).

Выводы. Полученные результаты эмпирического исследования сильных сторон личности у будущих учителей начальных классов, позволяют нам сделать следующие выводы:

- по всем изучаемым 6 шкалам сильных сторон личности показатели находятся в зоне значений выше среднего. При этом максимальные различия между самым высоким и самым низким значением по шкалам составляет 2,8 балла;

- наиболее высокие показатели получены по шкалам «Человечность», «Социальность» и «Трансцендентные понятия», соответственно, занявшие 1, 2 и 3 ранговые места;

- в зоне наиболее низких значений, занявших последние ранговые места, оказались показатели по шкалам: «Сдержанность» и «Мудрость и знания»;

- наиболее низкие значения по всем шкалам были получены у студентов 4 курса по сравнению со 2 и 3 курсом. Можно предположить, что взросление, обучение и опыт различных педагогических практик заставляет задуматься выпускников о том, насколько они готовы к профессиональной деятельности учителя начальных классов, что отражается на их самооценивании.

Полученные данные демонстрируют, что будет влиять на личностное благополучие будущих учителей в профессиональной деятельности. Результаты свидетельствуют о том, что будущие учителя начальных классов, в большей степени, ориентированы на человеческие отношения. В работе с младшими школьниками очень важно проявление к ним любви, позитивного отношения, поскольку учитель является очень значимой и авторитетной для них личностью. Это будет

положительно влиять на профессиональную направленность будущих учителей начальных классов. Выраженность у них таких качеств как лидерство, беспристрастность, просоциальная активность, оптимизм, чувство юмора, благодарность, будет эффективно влиять на процесс воспитания младших школьников, создание детского коллектива. Духовность и умение ценить красоту всегда были отличительной личностной стороной российских учителей и эти качества остаются одними из важных факторов личностного развития и учителя, и детей.

Результаты, полученные по показателям шкал «Мудрость и знание», «Сдержанность», продемонстрировали, что у студентов недостаточно развиты: любопытство, креативность, любовь к учению, критическое мышление, широта видения. Это позволило обозначить проблему в подготовке педагогов начальной школы по развитию у них данных качеств в учебно-профессиональной деятельности. Осуществление студентами рефлексии результатов проведенного исследования поможет им осознать свои сильные стороны, личностный потенциал собственной личности и существующие проблемы, проанализировать их в контексте будущей профессиональной деятельности, обозначить пути развития и преодоления проблем. Преподаватели педагогического университета смогут определить возможные способы оказания помощи студентам в данном направлении.

Литература:

1. Кант, И. Критика чистого разума. Сочинения в шести томах / Под общ. ред. В.Ф. Асмуса. А.В. Гулыги, Т.И. Ойзермана. Москва: изд-во «Мысль», 1964. - 799 с.

2. Карабанова, О.Н. Социально-значимые качества личности будущего педагога / О.Н. Карабанова // Успехи современной науки. - 2017. - Т. 1. - № 2. - С. 203-206

3. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 130 с. - URL: https://www.marxists.org/russkij/leontiev/1975/dyeatyelnost/ deyatyelnost-soznyanie-lichnost.pdf (дата обращения 24.02.2023).

4. Леонтьев, Д.А. Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2011. -680 с. - https://publications.hse.ru/pubs/share/folder/v8sue0yk7h/59044074.pdf (дата обращения 24.02.2023).

5. Ломов, Б.Ф. О системном подходе в психологии / Б.Ф. Ломов // Вопросы психологии. - 1964. - № 2. - С. 44-45. -URL: https://www.livelib.ru/book/123440/readpart-psihologicheskie-osnovy-professionalnoj-deyatelnostihrestomatiya/ (дата обращения 16.02 2023).

6. Митина, Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования / Л.М. Митина. - СПб: Изд-во «Нестор_История», 2014. - 376 с. - URL: https://www.litres.ru/l-m-mitina/psihologiya-lichnostno-professionalnogo-razvitiya-subektov-obrazovaniya/chitat-onlayn/page-2/) (дата обращения 24.02.2023).

7. Реан, А.А. Сильные стороны личности в модели VIA как предиктор личностного благополучия педагога в профессиональной деятельности / А.А. Реан, А.А. Ставцев // Вестник СПбГУ. Психология. - 2021. - Т. 11. - Вып. 4. -С. 371-388. - URL: https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.406 (дата обращения 24.02.2023).

8. Рубинштей, С.Л. Проблемы общей психологии. - URL: https://www.phantastike.com/common_psychology/problemi_obshei_psihologii/djvu/view/ (дата обращения 24.02.2023).

9. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. -Москва: Гардарики, 2007. - 349 с.

10. Linley, P.A. Toward a theoretical foundation for positive psychology in practice / P.A. Linley, S. Joseph // Positive psychology in practice. - Hoboken, NJ: John Wiley & Sons. - 2004. - P. 713-731

11. Park, N. Strengths of character and well-being / N. Park, C. Peterson, M.E.P. Seligman // Journal of Social and Clinical Psychology. - Vol. 23. - No. 5. - 2004. - PP. 603-619

12. Schroeder, M. The Theory of Value. Stanford Encyclopedia of Philosophy (Fall 2021 Edition), Edward N. Zalta. - URL: https://plato.stanford.edu/archives/fall2021/entries/value-theory (дата обращения 24.02.2023).

Психология

УДК 37.015.3(045)

магистрант Новикова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат психологических наук, доцент Савинова Татьяна Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

Аннотация. Статья посвящена исследованию и развитию профессиональной мотивации будущих психологов. Авторами выделены факторы, влияющие на развитие профессиональной мотивации, отмечено, что наиболее значимыми факторами являются: положительное отношение к будущей профессии, развитое профессиональное самосознание, позитивная Я-концепция. Негативное влияние на профессиональную мотивацию оказывает неумение ставить перед собой четкие цели, планировать их достижение, прокрастинация, чрезмерная самокритика. С целью изучения и выявления особенностей профессиональной мотивации будущих психологов проведено эмпирическое исследование: осуществлена диагностика профессиональной мотивации; проанализированы и обобщены полученные данные; разработаны: программа развития профессиональной мотивации будущих психологов, психолого-педагогические рекомендации преподавателям и студентам, ежедневник-руководство по саморазвитию профессиональной мотивации. Их реализация способствует формированию установки на самопознание и саморазвитие личности; расширению представлений о себе как субъекте профессиональной деятельности; проектированию личной профессиональной цели; обучению навыкам планирования и достижения поставленных целей; построению жизненной перспективы; осознанию препятствий на пути профессионального саморазвития; выявлению внутренних ресурсов для их преодоления; развитию уверенности в себе и в своих профессиональных качествах.

Ключевые слова: мотивация, профессиональная деятельность, профессиональная мотивация, развитие профессиональной мотивации, тренинг развития профессиональной мотивации.

Annоtation. The article is devoted to the research and development of professional motivation of future psychologists. The authors identified the factors influencing the development of professional motivation, noted that the most significant factors are: a positive attitude towards the future profession, developed professional self-awareness, a positive self-concept. The inability to set clear goals, plan their achievement, procrastination, and excessive self-criticism have a negative impact on professional motivation. In order to study and identify the features of professional motivation of future psychologists, an empirical study was carried out:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.