Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИХ ФОРМИРОВАНИЮ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ'

ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИХ ФОРМИРОВАНИЮ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурзина Наталья Павловна, Рассказова Ирина Николаевна

В статье личностные качества рассматриваются как составляющая компетентности будущих педагогов, подтверждается отсутствие единого подхода в определении перечня качеств личности педагога, необходимых в его профессии. Проанализированы требования «Ядра высшего педагогического образования» к компетенциям на наличие в них личностных характеристик идеального образа учителя. Представлены результаты диагностики личностных качеств студентов, будущих учителей начальных классов. Представлены предложения о возможностях использования этих данных в процессе подготовки педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL QUALITIES OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS: STATE REQUIREMENTS FOR THEIR FORMATION AND DIAGNOSTIC RESULTS

The article considers personal qualities as a component of the competence of future teachers, confirms the lack of a unified approach in determining the list of personal qualities of a teacher necessary in his profession. The requirements of the "Core of higher pedagogical education" to competencies and the presence of personal characteristics of the ideal image of a teacher in them were analysed. The results of diagnostics of personal qualities of students, future primary school teachers are introduced. The proposals on the possibilities of using these data in the process of teacher training are presented.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИХ ФОРМИРОВАНИЮ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ»

УДК 378.14.015.62 DOI: 10.36809/2309-9380-2023-39-180-185

Науч. спец. 5.8.1

Наталья Павловна Мурзина

Омский государственный педагогический университет, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства, Омск, Россия e-mail: npmurzina@mail.ru

Ирина Николаевна Рассказова

Омский государственный педагогический университет, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии детства, Омск, Россия e-mail: irnikras@rambler.ru

Личностные качества будущих учителей начальных классов: государственные требования к их формированию и результаты диагностики

Аннотация. В статье личностные качества рассматриваются как составляющая компетентности будущих педагогов, подтверждается отсутствие единого подхода в определении перечня качеств личности педагога, необходимых в его профессии. Проанализированы требования «Ядра высшего педагогического образования» к компетенциям на наличие в них личностных характеристик идеального образа учителя. Представлены результаты диагностики личностных качеств студентов, будущих учителей начальных классов. Представлены предложения о возможностях использования этих данных в процессе подготовки педагогов.

Ключевые слова: компетенция, личностные качества, профессионально-личностные качества, учитель начальных классов.

Natalja P. Murzina

Omsk State Pedagogical University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Pedagogy and Childhood Psychology, Omsk, Russia e-mail: npmurzina@mail.ru

Irina N. Rasscazova

Omsk State Pedagogical University, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Pedagogy and Childhood Psychology, Omsk, Russia

e-mail: irnikras@rambler.ru

Personal Qualities of Future Primary School Teachers: State Requirements for Their Formation and Diagnostic Results

Abstract. The article considers personal qualities as a component of the competence of future teachers, confirms the lack of a unified approach in determining the list of personal qualities of a teacher necessary in his profession. The requirements of the "Core of higher pedagogical education" to competencies and the presence of personal characteristics of the ideal image of a teacher in them were analysed. The results of diagnostics of personal qualities of students, future primary school teachers are introduced. The proposals on the possibilities of using these data in the process of teacher training are presented.

Keywords: competence, personal qualities, professional and personal qualities, primary school teacher.

Введение (Introduction)

Для педагогического образования всегда было важным наличие у будущих учителей не только педагогических умений, но и таких личностных качеств, которые позволят им оказывать положительное воздействие на личностное развитие своих учеников.

В 2021 г. вышли методические рекомендации к структуре и содержанию образовательных программ по подготовке учителей школы. Документ получил название «Ядро высшего педагогического образования». Одна из поставленных задач — унификация критериев оценки подготовки учителей к работе в школе. В качестве таких критериев

© Мурзина Н. П., Рассказова И. Н., 2023

Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2023, № 2 (39), с. 180-185. Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research, 2023, no. 2 (39), pp. 180-185.

будут выступать три блока компетенций: универсальные (УК), общепрофессиональные (ОПК), профессиональные (ПК). В совокупности они отражают «динамичную совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимых для эффективной профессиональной, социальной деятельности и личностного развития выпускников» [1]. В документах определяются требования к трудовым действиям педагога, но не учитывается личностная готовность к их реализации.

Анализ индикаторов сформированности этих компетенций поможет выявить, какими личностными качествами должны обладать будущие учителя, а исследование этих качеств у студентов позволит выявить сильные стороны их личностного развития и понять, какие проблемы существуют и как это может повлиять на процесс подготовки будущих учителей.

Методы (Methods)

В статье используются теоретические концепции психологов и педагогов прошлого и настоящего, раскрывающие необходимые качества личности педагогов, личностной готовности будущих педагогов, а также формулировки компетенций в стандарте высшего педагогического образования. Применены анализ и синтез результатов опроса бакалавров, будущих учителей начальных классов, их ранжирование. Осуществлено прогнозирование использования полученных результатов в подготовке учителей начальных классов.

В исследованиях педагогической деятельности личностная проблематика активно обсуждалась, что объясняется многими факторами и, прежде всего, социальным заказом общества на подготовку педагогов, способных обучать, воспитывать и развивать молодое поколение страны. Социальный заказ находит свое отражение в требованиях к содержанию образования в образовательном стандарте. Для осмысления требований образовательного стандарта высшего образования к личностным качествам, важным для профессиональной деятельности учителя, рассмотрим концепции педагогической деятельности, в которых сформулированы идеальные личностные качества педагога.

Литературный обзор (Literature Review)

Личностные качества рассматриваются как «центральный фактор в труде учителя»: «Именно личность (ее ценностные ориентации, смыслы, идеалы) определяет сущность педагогической деятельности и общения...» [2, с. 41]

Психологи выделяют следующие важные качества личности педагога: педагогическое мышление, педагогическую эмпатию, «терпимость к непохожести другого человека», «творческую направленность», «профессиональный патриотизм и преданность», способность «определять уже сложившийся уровень профессионально необходимых качеств и личностные ресурсы саморазвития» (А. К. Маркова, 1996) [3]; профессионально значимые интегральные характеристики личности учителя (педагогическую направленность, педагогическую компетентность, эмоциональную гибкость) и собственно личностные качества, отражающие морально-нравственные характеристики (Л. М. Митина, 1994) [4].

Ученые-педагоги выделяют профессионально значимые качества, отражающие специфику педагогических профессий, эмоционально-ценностное отношение к профессии, личностную направленность учителя, преподавателя, мастера (Н. В. Кузьмина, 1967, 1990) [5]; видят суть его личностной готовности к профессиональной деятельности в совокупности базовых ценностей человека, которая проявляется в профессионально-личностных качествах воспитателя: интеллектуальные, эмоциональные, нравственно-этические ценности (Н. Е. Щуркова, 2002) [6].

Мы не останавливаемся на описании всех качеств, которые перечисляют ученые. Представленные концепции раскрывают идеальный образ личности уже опытного педагога. Списки личностных качеств педагога варьируются от 5 до 50. В исследованиях прошлого века личность педагога идеализируется. Описываются качества педагогической деятельности уже сформировавшегося учителя.

В концепциях XXI в. исследователи поднимают проблему личностной неготовности к профессии педагога, низкого уровня воспитанности (Н. Е. Щуркова, 2002) [6]; показывают необходимость развития не только профессиональных, но и личностных качеств студентов педагогического вуза (В. В. Белов, А. В. Щиглинская, 2019) [7], а также взаимосвязь развития профессионально важных качеств учителя начальной школы и объективных факторов, сложившихся стереотипов на разных этапах его профессионализации (И. Л. Фельдман, Т. Н. Шайденкова, 2004) [8]; исследуют влияние профессионально-личностных качеств на социально активную позицию студентов (Ш. И. Булуева, 2020) [9].

Исследования, посвященные вопросам подготовки будущих педагогов, показывают, что у студентов педагогического вуза часто снижается удовлетворенность выбором профессии, происходят изменения психологической структуры личности, изменяются учебно-важные качества (Т. В. Жукова, 2016) [10]. Выделяются неизменяемые и изменяемые личностные качества, имеющие значение для учебно-профессиональной и для профессиональной деятельности (И. А. Ашмаров, 2014) [11]; подчеркивается роль личности студентов как главного фактора их развития в процессе обучения (Е. Б. Ким, М. Дж. Щниедерйанс, 2004) [12].

Мы разделяем мнение авторов (Ш. И. Булуева, Н. В. Кузьмина, Н. Е. Щуркова и др.) о том, что отсутствие значимых профессионально-личностных качеств у будущих учителей будет влиять на их успешную профессионализацию, сформированность необходимых трудовых действий.

Проведем анализ индикаторов сформированности универсальных и общепрофессиональных компетенций из «Ядра высшего педагогического образования».

В группе индикаторов универсальных компетенций (УК 1-10) для решения практических задач сформулированы следующие личностные качества будущего педагога: «критическое мышление», «лидерские качества», «этические нормы взаимодействия», «критическое оценивание своих личностных ресурсов», «способность вести здоровый образ жизни, оценивать факторы риска» [1].

В группе индикаторов общепрофессиональных компетенций (ОПК 1-9) выявлено, что для их овладения студент должен быть «способен применять нормы профессиональной

этики»; «способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей, таких как гражданская позиция, толерантность, навыки поведения в поликультурной среде, способность к труду и жизни в современном мире, общая культура». Он должен быть «способен формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся» [1].

Анализ показывает, что в требованиях к профессиональным компетенциям и индикаторам их достижения личностные качества представлены очень лаконично. С одной стороны, это является положительным моментом, потому что унифицируются только трудовые действия для подготовки будущих педагогов, с другой — отсутствие идеальной модели психологического портрета учителя создает затруднения в разработке программы воспитания студентов педагогического вуза. В документах, определяющих содержание педагогической деятельности, не учитывается личностная готовность студентов к ней, «факторное влияние личности педагога на личностное развитие детей» [6, с. 189].

Результаты и обсуждение (Results and Discussion)

Целью исследования стало выявление сформирован-ности сильных сторон (качеств) личности у студентов — будущих учителей начальных классов.

Задачи: выявить сформированность сильных сторон личности у студентов разных курсов и средние обобщенные значения по всем курсам; осуществить ранжирование качеств по величине их выраженности.

Исследование проводилось нами в октябре 2022 г. в Омском государственном педагогическом университете (ОмГПУ).

В исследовании приняли участие 62 студента профиля «Начальное образование» ОмГПУ 2, 3 и 4-го курсов очной формы обучения в возрасте от 18 до 24 лет. Из них: 30 студентов 2-го курса, средний возраст — 18,6 лет; 16 студентов 3-го курса, средний возраст — 20 лет; 16 студентов 4-го курса, средний возраст — 21 год. Средний возраст участников опроса по всем трем курсам — 19,9 лет. По гендерному признаку: 61 девушка и один юноша, что связано со спецификой профиля обучения.

Сильные стороны личности будущих учителей начальных классов изучались с помощью модели VIA (рус. «Ценности в действии: инвентаризация сильных сторон личности»): в апробации русскоязычной версии опросника «24 сильные стороны личности» А. А. Ставцева, А. А. Реа-на, Р. Г. Кузьмина [13]. С точки зрения этих авторов, данный опросник позволяет выявить «позитивные личностные качества и сильные стороны человека», определить закономерности, оптимальные ресурсы «хорошей, благополучной жизни личности» [13, с. 683]. Для будущих учителей начальных классов развитие качеств, предложенных в методике, важно с точки зрения стимулирования их психологического благополучия в профессиональной деятельности. Наличие этих качеств позволит «.. .легче переносить негативные жизненные обстоятельства» [13, с. 683]. Выделенные личностные качества зарубежные авторы (Д. Канеман, Дж. Риис, 2005) характеризуют как сильные стороны личности, рассматривают как способы достижения психологического бла-

гополучия [14]. К. Роджерс рассматривал ценности учителя как конституирующую основу его личности [15].

Таким образом, развитие данных сторон личности актуально для человека любой социальной группы, для педагогов же представляет особую значимость, учитывая сложности профессии, значимое влияние на детей, подверженность профессиональному выгоранию. Безусловно, важно, чтобы они были сформированы и у будущих педагогов, поскольку в дальнейшем, в профессиональной деятельности, это позволит им выбирать педагогический инструментарий в процессе обучения, воспитания и развития детей; чувствовать себя психологически благополучными и не проецировать свои личностные проблемы на других субъектов образовательного процесса; быть более успешными в профессии.

Респондентам необходимо было ответить на 120 вопросов, по пять для каждого из 24 качеств личности (субшкалы сил характера), сгруппированных в шесть шкал (добродетелей человека).

Все данные по субшкалам представлены в виде средних значений по баллам по каждому из трех курсов, а также обобщенных данных по всем курсам с результатами проведенного ранжирования и определением рангового места.

Максимальное количество возможных баллов по каждой из 24 субшкал (качеств личности) — 25 баллов. Результаты по 24 субшкалам (качествам личности) представлены в таблице.

В анализе результатов мы акцентируем внимание на качествах, которые заняли высшие ранговые места (от 1-го до 5-го) и последние пять мест по обобщенным данным по всем курсам. Максимальное различие составляет 6 баллов.

Высшие ранговые места распределились следующим образом: 1-е место — «честность» (20,6 балла); 2-е место — «любовь» (20,4); 3-е место — «доброта»; 4-е место — «благодарность» и «чувство юмора» (по 19,5); 5-е место — «беспристрастность» (19,2).

Анализ данных качеств показал, что психологический портрет будущих учителей начальных классов в основном соответствует характеристикам идеального образа педагога. И можно предположить, что такой учитель будет вызывать симпатию детей. Важно, что будущие педагоги обладают ценными для детей качествами: позитивным и объективным отношением к людям, чувством юмора. Дети младшего школьного возраста вряд ли могут оценить профессиональную компетентность педагога в области учебных предметов. Но они любят и помнят педагогов за их добрые человеческие проявления. Не напрасно любовь к детям выделяют как самое значимое профессионально-личностное качество педагога.

Качества, занявшие пять низших ранговых мест, распределились следующим образом: 20-е место — «самоконтроль» (14,4 балла); 19-е место — «храбрость» (15,4); 18-е место — «креативность» (16,2); 17-е место — «духовность» (16,5); 16-е место — «энергичность» (16,6). Конечно, такие качества, как храбрость и энергичность важны для любого человека, поскольку позволяют ему добиваться целей, реализовать себя, не бояться препятствий, а преодолевать их. Невысокие показатели по энергичности можно

Средние значения выраженности 24 качеств личности и их ранговые места у студентов — будущих учителей

начальных классов

Шкалы и субшкалы 2-й курс 3-й курс 4-й курс Средние значения по всем курсам Ранговое место

I. Мудрость и знания 18 18 16,2 17,4 -

Креативность 16,9 16,8 15 16,2 18

Любовь к учению 17,3 18,1 16 17,1 14

Любопытство 18,3 18,6 16,6 17,8 12

Широта видения 18 17,8 15,2 17 15

Критическое мышление 19,3 18,8 18,4 18,8 9

II. Смелость 18 18,2 17,1 17,8 -

Храбрость 14,6 17 14,6 15,4 19

Настойчивость 18,9 19,9 16,8 18,5 10

Честность 21,6 18,9 21,4 20,6 1

Энергичность 17 17,2 15,7 16,6 16

III. Человечность 20,4 19,6 19,1 19,7 -

Любовь 21,3 20,3 19,6 20,4 2

Доброта 20,2 19,6 20 19,9 3

Социальный интеллект 19,8 18,9 17,7 18,8 9

IV. Социальность 20,7 18,3 17,1 18,7 -

Просоциальная активность 19,2 17,9 16,8 18 11

Беспристрастность 19,7 19,3 18,6 19,2 5

Лидерство 23,3 17,6 16 19 7

V. Сдержанность 17 17,9 15,8 16,9 -

Прощение 18,8 19,2 17,6 18,5 10

Смирение 16,6 18,4 16 17 15

Благоразумие 17,6 18,3 17,1 17,7 13

Самоконтроль 14,9 15,9 12,5 14,4 20

VI. Трансцендентные понятия 19 18,9 18 18,6 -

Умение ценить красоту 20,4 19,6 16,6 18,9 8

Благодарность 19 19,9 19,7 19,5 4

Оптимизм 20 19,5 17,7 19,1 6

Чувство юмора 19,7 20,1 18,7 19,5 4

Духовность 16,2 15,5 17,7 16,5 17

объяснить различными факторами: проблемами самоопределения личности, ее пониманием собственных значимых жизненных целей (в юношеском возрасте у человека в этом смысле могут быть определенные проблемы); поступлением студентов в педагогический университет по остаточному принципу и, соответственно, низким уровнем учебно-профессиональной мотивации и статусом профессии в обществе и т. д. Но еще более серьезной нам представляется проблема, связанная с достаточно невысокими показателями по таким важным качествам, как самоконтроль, духовность и креативность. Трудно будет развивать их у ребенка, если у педагога они недостаточно сформированы. Наверное, невысокие показатели развития духовности также можно объяснить тем, что у многих людей современного общества в системе их ценностей наиболее значимы материальные, а не духовные аспекты.

Креативность важна для учителя, потому что ему постоянно приходится решать нестандартные профессиональные задачи в обучении и воспитании детей с учетом их индивидуальных особенностей. Отсутствие этого качества может вызывать затруднения в педагогической деятельности, вли-

ять на выбор стандартных педагогических средств в работе со всеми школьниками. Недостаточная сформированность самоконтроля может влиять на качества педагогического общения и взаимодействия, саморегуляцию учителя, его педагогическую рефлексию. Мы рассматриваем личность студента в контексте его будущей профессиональной педагогической деятельности, его влияния на детей, с которыми он будет работать, но при этом понимаем, что на выраженность данных качеств у детей влияет не только личность педагога, но и множество других, не менее значимых факторов (семья, общество, сверстники и т. д.).

Заключение (Conclusion)

Положительным результатом эмпирического исследования стали показатели значений выше среднего по всем изучаемым 24 качествам личности будущих учителей начальных классов (минимальное — 14,4 балла из 25 возможных). Наиболее высокие значения были получены по качествам, связанным с проявлением позитивного отношения к другим людям, таким как «честность», «любовь», «доброта», «благодарность» и «чувство юмора», которые соответственно

заняли пять первых ранговых мест. Это означает, что студенты в достаточной степени обладают необходимыми ресурсами для психологически благополучной жизни и важными личностными качествами для успешной профессиональной деятельности.

Невысокие значения по качествам, занявшим последние пять ранговых мест: «самоконтроль», «храбрость», «креативность», «духовность», «энергичность», показали проблемные места в подготовке будущих учителей начальных классов.

Полученные данные о личностных качествах будущих учителей начальных классов могут быть использованы в тео-

ретическом анализе профессионально важных качеств для подготовки будущего педагога и в психологическом сопровождении этого процесса в вузе. Необходимо формировать у студентов целостный образ профессиональной деятельности и личности учителя начальных классов, способствовать развитию адекватной самооценки себя относительно идеальной модели личности учителя. Осознание полученных результатов позволит студентам наметить зону будущего личностного роста, а преподавателям учитывать в процессе формирования профессиональной компетентности личностный компонент.

Библиографический список

1. Письмо Минпросвещения России от 14 декабря 2021 г. № АЗ-1100/08 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию ("Ядро высшего педагогического образования")» // КонсультантПлюс : справ.-правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_409505/ (дата обращения: 03.01.2023).

2. Маркова А. К. Психология труда учителя. М. : Просвещение, 1993. 192 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Маркова А. К. Психология профессионализма. М. : Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996. 308 с.

4. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. М. : Дело, 1994. 215 с.

5. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М. : Высшая школа, 1990. 117 с.

6. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. М. : Педагогическое общество России, 2002. 224 с.

7. Белов В. В., Щиглинская А. В. Профессионально важные качества представителей социономических профессий: психологов и педагогов начального образования // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. 2019. № 4. С. 38-53.

8. Фельдман И. Л., Шайденкова Т. Н. Профессионально важные качества педагога в представлениях учителей начальных классов // Акмеология. 2004. № 3. С. 56-60.

9. Булуева Ш. И., Кучмезов Р. А., Озиева Л. С. К вопросу о профессионально-личностных качествах студентов // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3 (82). С. 238-240. DOI: 10.24411/1991-5497-2020-00527

10. Жукова Т. В. Динамика психологической структуры учебно-важных качеств студентов педагогического вуза : авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2016. 25 с.

11. Ашмаров И. А. Влияние личностных качеств студентов в процессе обучения на результативность процесса профессионального становления и развития // Профессиональная ориентация. 2014. № 1. С. 13-31.

12. Kim E. B., Schniederjans M. J. The Role of Personality in Web-Based Distance Education Courses // Communications of the ACM. 2004. Vol. 47, no. 3. P. 95-98.

13. Ставцев А. А., Реан А. А., Кузьмин Р. Г. Сильные стороны личности российских педагогов в модели VIA: апробация русскоязычной версии опросника «24 сильные стороны личности» (VIA — IS120) // Интеграция образования. 2021. Т. 25, № 4 (105). С. 681-699. DOI: 10.15507/1991-9468.105.025.202104.681-699

14. Kahneman D., Riis J. Living, and Thinking About It: Two Perspectives on Life // The Science of Well-Being / eds.: F. A. Huppert, N. Baylis, B. Keverne. Oxford : Oxford University Press, 2005. P. 285-304.

15. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М. : Прогресс : Универс, 1994. 480 с.

References

Ashmarov I. A. (2014) Vliyanie lichnostnykh kachestv studentov v protsesse obucheniya na rezul'tativnost' protsessa professional'nogo stanovleniya i razvitiya [Influence of Personal Qualities of Students in the Learning Process on the Effectiveness of the Process of Professional Formation and Development], Professional'naya orientatsiya [Professional Orientation], no. 1, pp. 13-31. (in Russian)

Belov V. V., Shchiglinskaya A. V. (2019) Professional'no vazhnye kachestva predstavitelei sotsionomicheskikh professii: psi-khologov i pedagogov nachal'nogo obrazovaniya [Professionally Important Qualities of Representatives of Socionomic Professions: Psychologists and Primary Education Teachers], Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeniA. S. Pushkina [Bulletin of the Leningrad State University A. S. Pushkin]*, no. 4, pp. 38-53. (in Russian)

Bulueva Sh. I., Kuchmezov R. A., Ozieva L. S. (2020) K voprosu o professional'no-lichnostnykh kachestvakh studentov [To the Question of Professional-Personal Qualities of Students], Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The World of Science, Culture and Education], no. 3 (82), pp. 238-240, doi: 10.24411/1991-5497-2020-00527 (in Russian)

Fel'dman I. L., Shaidenkova T. N. (2004) Professional'no vazhnye kachestva pedagoga v predstavleniyakh uchitelei nachal'nykh klassov [Professionally Important Qualities of a Teacher in the Views of Primary School Teachers], Akmeologiya [Akmeologiya], no. 3, pp. 56-60. (in Russian)

Kahneman D., Riis J. (2005) Living, and Thinking About It: Two Perspectives on Life, Huppert F. A., Baylis N., Keverne B. (eds.) The Science of Well-Being. Oxford, Oxford University Press, pp. 285-304. (in English)

Kim E. B., Schniederjans M. J. (2004) The Role of Personality in Web-Based Distance Education Courses, Communications of the ACM, vol. 47, no. 3, pp. 95-98. (in English)

Kuz'mina N. V. (1990) Professionalizm lichnosti prepodavatelya i mastera proizvodstvennogo obucheniya [Professionalism of the Personality of the Teacher and Master of Industrial Training]*. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 117 p. (in Russian)

Markova A. K. (1993) Psikhologiya truda uchitelya [Psychology of Teacher's Work]*. Moscow, Prosveshchenie Publ., 192 p. (in Russian)

Markova A. K. (1996) Psikhologiya professionalizma [Psychology of Professionalism]*. Moscow, Mezhdunarodnyi gumanitarnyi fond "Znanie" Publ., 308 p. (in Russian)

Mitina L. M. (1994) Uchitel' kak lichnost' i professional [The Teacher as a Person and Professional]*. Moscow, Delo Publ., 215 p. (in Russian)

Pis'mo Minprosveshcheniya Rossii ot 14 dekabrya 2021 goda No. AZ-1100/08 "O napravlenii informatsii" (vmeste s "Metodicheskimi rekomendatsiyami po podgotovke kadrov po programmam pedagogicheskogo bakalavriata na osnove edinykh podkhodov k ikh strukture i soderzhaniyu ('Yadro vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya')", Konsul'tantPlyus [ConsultantPlus]. Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_409505/ (accessed: 03.01.2023). (in Russian)

Rodzhers K. (1994) Vzglyad na psikhoterapiyu. Stanovlenie cheloveka [A Look at Psychotherapy. The Formation of Man]*. Moscow, Progress Publ., Univers Publ., 480 p. (in Russian)

Shchurkova N. E. (2002) Pedagogicheskaya tekhnologiya [Pedagogical Technology]*. Moscow, Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii Publ., 224 p. (in Russian)

Stavtsev A. A., Rean A. A., Kuz'min R. G. (2021) Sil'nye storony lichnosti rossiiskikh pedagogov v modeli VIA: aprobatsiya russkoyazychnoi versii oprosnika "24 sil'nye storony lichnosti" (VIA — IS120) [Personal Strengths of Russian Teachers in VIA Model: Approbation of the Russian-Language Version of the Questionnaire "Values in Action Inventory of Strengths" (VIA — IS120)], Integratsiya obrazovaniya [Integration of Education], vol. 25, no. 4 (105), pp. 681-699, doi: 10.15507/1991-9468.105.025.202104.681699 (in Russian)

Zhukova T. V. (2016) Dinamika psikhologicheskoi struktury uchebno-vazhnykh kachestv studentov pedagogicheskogo vuza [Dynamics of the Psychological Structure of Educational-Important Qualities of Students of a Pedagogical University]*, Cand. psychol. sci. diss. Abstr. Yaroslavl, 25 p. (in Russian)

* Перевод названий источников выполнен авторами статьи / Translated by the authors of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.