Научная статья на тему 'К вопросу о профессионально-личностных качествах студентов'

К вопросу о профессионально-личностных качествах студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионально-личностные качества / личность / студент / будущий педагог / professional and personal qualities / personality / student / future teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ш. И. Булуева, Р. А. Кучмезов, Л. С. Озиева

В статье рассмотрены профессионально-личностные качества студентовбудущих педагогов, выявлено, что педагогу необходимо постоянно улучшать профессиональный уровень и педагогическое мастерство, быть в постоянном творческом поиске. Педагог должен обладать педагогической рефлексией, стремлением к самообразованию, обладать эмоциональной эмпатией, педагогической гибкостью, быть общительным и, безусловно, любить детей. У студента – будущего педагога необходимо формировать социально активную позицию, в которой он может беспристрастно давать оценку действительности, вырабатывать и отстаивать собственную точку зрения, принимать активное участие в жизни страны и общества. Только высококомпетентный педагог может творчески решать общественно важные педагогические задачи. Ему необходимо мастерски использовать современные образовательные технологии, которые внедряют в современную общеобразовательную школу, требующие определенной квалифицированной подготовки преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF PROFESSIONAL-PERSONAL QUALITIES OF STUDENTS

The article considers professional and personal qualities of students – future teachers. The work reveals that the teacher needs to constantly improve the professional level and pedagogical skills, to be in a constant creative search. The teacher must have pedagogical reflection, the desire for self-education, have emotional empathy, pedagogical flexibility, must be sociable and, of course, love children. It is necessary for the student, the future teacher, to form a socially active position in which he can impartially assess reality, develop and defend his own point of view, and take an active part in the life of the country and society. Only a highly competent teacher can creatively solve certain socially important pedagogical tasks. They need to masterfully use modern educational technologies that are being implemented in a modern comprehensive school, which require a certain qualified teacher training.

Текст научной работы на тему «К вопросу о профессионально-личностных качествах студентов»

- справляться с проблемами, связанными с реализацией определенных социальных ролей и в различных видах профессиональной деятельности;

- решать проблемы профессионального выбора.

Обобщая представленный материал, можно утверждать, что руководителю образовательной организации при формировании управленческих компетенций следует сочетать их с организационными, а также межличностными.

Основываясь на вышеупомянутых подходах в формировании управленческих компетенций студентов в процессе обучения, педагоги-практики обращают внимание на те методы, которые побуждают вовлечение обучающихся к активным действиям, инициативе, вовлечению в предлагаемые ситуации, общение между членами учебной группы и преподавателем. Этим требованиям в наибольшей мере соответствуют интерактивные методы обучения, что позволяет каждому студенту включиться в обмен мнениями по опыту работы, своими знаниями, индивидуальным видением решения проблемы как руководителя образовательной организации, представляет возможность обязательной обратной связи, взаимной оценке и контроле, а преподаватель выполняет роль координатора, помощника. Именно эта группа методов пред-

Библиографический список

полагает создание условий, при которых обучающийся чувствует свою успешность, индивидуальность, профессиональную состоятельность, а процесс обучения становится более эффективным и продуктивным, т.к. развиваются способности работы в команде, совершенствуются умения установления взаимодействия с сокурсниками в рабочей группе, воспитывается уважение к их личности.

Для формирования управленческих компетенций у студентов в образовательном процессе в вузе используются различные интерактивные формы организаций деятельности обучающихся, например, конференция; методический семинар; круглый стол (дискуссия, дебаты); метод мозгового штурма, «Дерево решений»; игровые (деловые, ролевые игры) методики; Case-study (ситуационный анализ); мастер-класс; фокус-группа; метод проектов, тренинг и т.п., которые способствуют не только умению взаимодействовать с различными участниками в рамках профессиональной деятельности, но и развитию лидерских качеств, создают условия для формирования и совершенствования совокупности управленческих компетенций: мотивации, целеполагания, планирования, организации и контроля.

1. Подласый И.П. Педагогика: в 2 т.: учебник для бакалавров. Москва: Издательство Юрайт, 2013; Т. 2. Практическая педагогика.

2. Большой толковый словарь русского языка. Под редакцией С.А. Кузнецова. Санкт-Петербург: Норинт, 2000.

3. Корнетов Г.Б. Педагогические парадигмы базовых моделей образования: учебное пособие. Москва: Издательство Университета Российской академии образования, 2001.

4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2013.

5. Афанасьев В.Г Социально-педагогические технологии: учебное пособие. Рязань: Издательство «Литера М», 2010. References

1. Podlasyj I.P. Pedagogika: v 2 t.: uchebnik dlya bakalavrov. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2013; T. 2. Prakticheskaya pedagogika.

2. Bol'shoj tolkovyj slovar'russkogo yazyka. Pod redakciej S.A. Kuznecova. Sankt-Peterburg: Norint, 2000.

3. Kornetov G.B. Pedagogicheskieparadigmy bazovyh modelejobrazovaniya: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'stvo Universiteta Rossijskoj akademii obrazovaniya, 2001.

4. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akade-miya», 2013.

5. Afanas'ev V.G. Social'no-pedagogicheskie tehnologii: uchebnoe posobie. Ryazan': Izdatel'stvo «Litera M», 2010.

Статья поступила в редакцию 01.06.20

УДК 378

Bulueva Sh.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny Russia),

E-mail: sovdat@list.ru

Kuchmezov R.A., senior teacher, Department of Fire Training, North Caucasus Institute of Advanced Training, Branch of Krasnodar University of the Ministry

of internal Affairs of Russia (Krasnodar, Russia), E-mail: 89286910015@mail.ru

Ozieva L.S., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Physical Education, Ingush State University (Magas, Russia)

TO THE QUESTION OF PROFESSIONAL-PERSONAL QUALITIES OF STUDENTS. The article considers professional and personal qualities of students -future teachers. The work reveals that the teacher needs to constantly improve the professional level and pedagogical skills, to be in a constant creative search. The teacher must have pedagogical reflection, the desire for self-education, have emotional empathy, pedagogical flexibility, must be sociable and, of course, love children. It is necessary for the student, the future teacher, to form a socially active position in which he can impartially assess reality, develop and defend his own point of view, and take an active part in the life of the country and society. Only a highly competent teacher can creatively solve certain socially important pedagogical tasks. They need to masterfully use modern educational technologies that are being implemented in a modern comprehensive school, which require a certain qualified teacher training.

Key words: professional and personal qualities, personality, student, future teacher.

Ш.И. Булуева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, Е-mail: sovdat@list.ru

Р.А. Кучмезов, ст. преп., Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России,

Е-mail: 89286910015@mail.ru

Л.С. Озиева, канд. филос. наук, доц., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВАХ СТУДЕНТОВ

В статье рассмотрены профессионально-личностные качества студентов - будущих педагогов, выявлено, что педагогу необходимо постоянно улучшать профессиональный уровень и педагогическое мастерство, быть в постоянном творческом поиске. Педагог должен обладать педагогической рефлексией, стремлением к самообразованию, обладать эмоциональной эмпатией, педагогической гибкостью, быть общительным и, безусловно, любить детей. У студента - будущего педагога необходимо формировать социально активную позицию, в которой он может беспристрастно давать оценку действительности, вырабатывать и отстаивать собственную точку зрения, принимать активное участие в жизни страны и общества. Только высококомпетентный педагог может творчески решать общественно важные педагогические задачи. Ему необходимо мастерски использовать современные образовательные технологии, которые внедряют в современную общеобразовательную школу, требующие определенной квалифицированной подготовки преподавателя.

Ключевые слова: профессионально-личностные качества, личность, студент, будущий педагог.

В настоящее время в нашей стране проходит реформирование образовательной системы. Федеральный государственный стандарт высшего образования говорит о подготовке высококвалифицированных педагогов (как теоретически, так и практически), регламентирует компетенции, которые необходимо

формировать будущим учителям. Но, к сожалению, традиционные формы обучения не справляются с данными запросами должным образом. Это связано с личностными особенностями студентов, обучающихся в современном вузе, с изменением формы выпускного экзамена в школах (детей подготавливают к ЕГЭ),

изменившая идеология общества, информатизация общества (то, что раньше люди могли узнать в специальных учебных учреждениях, можно узнать, не выходя из дома), меняется отношение людей к образованию. Но каждая профессия предполагает развитие определенного набора компетенций, прописанных в Федеральном государственном стандарте высшего профессионального образования. Помимо учебных компетенций также отмечены и личностные.

Деятельность педагога связана с формированием и развитием обучающихся, поэтому педагог является представителем одной из самых важных профессий, в связи с чем педагоги, выпускающиеся из высших учебных заведений, должны быть высококвалифицированными: иметь хорошую теоретическую и практическую подготовку. Хотя второй отводится гораздо меньше времени, чем первой.

Профессионально-личностные качества играют важную роль в эффективности профессиональной деятельности. Каждая профессия предъявляет свои специфические требования к качествам личности потенциальных работников, которые должны благополучно осуществлять свою профессиональную деятельность. Работники педагогической профессии должны обладать определенным набором личностных и профессиональных индивидуальных качеств. Деятельность педагога связана с формированием и развитием личности обучающегося, поэтому педагог является представителем одной из самых важных социально значимых профессий.

Во многих государствах сейчас говорят о кризисе образовательной системы. Речь идет не о качестве знаний, получаемых в школе, а о формировании разнообразных компетенций. В связи с этим в настоящее время во многих государствах проходят реформы образовательной системы.

С введением новых стандартов образования работа педагогов усложняется и пополняется новыми требованиями. В современной школе педагогу приходится решать такие задачи, которые раньше не входили в его компетенцию.

Можно сказать, что преподаватели являются ключевыми фигурами в образовании. Как еще в ХХ веке К.Д. Ушинский говорил о том, что «в деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» [1, с. 134]. Как показала мировая практика, качество образования связано с высокими показателями деятельности учителей. Высокий уровень качества образования Южной Кореи и Финляндии связан не только с материальными вложениями, но и напрямую зависит от статуса учителя в этих государствах [2, с. 139]. Данные страны делают акцент на повышении качества его работы. Во-первых, в школы приглашают «подходящих» педагогов по уровню профессиональной подготовки, умеющих переквалифицироваться из одной области преподаваемого предмета в другой, обладающих высоким уровнем ответственности. Во-вторых, они развивают профессионализм приглашенных преподавателей, делая их высококвалифицированными педагогами. В этих государствах качество образования базируется на качестве работы преподавателей. Страны - «победители» в области образования принимают на работы учителей, лучших выпускников школ.

Студенты педагогических вузов должны иметь хороший уровень знаний. Поэтому при принятии студентов в педагогические вузы ведется строгий отбор.

Изучение уровня знаний восьмилетних учеников в трех штатах США (Бостон, Даллас, Теннесси) показало, что если данным учащимся предоставить учителей разного уровня (1 — высокой, 2 - средней, 3 - низкой квалификации), то за 3 года их образовательные достижения будут отличаться друг от друга более чем на 50%. В большинстве эффективно работающих школ немало внимания уделяется двум аспектам:

1) системе отбора претендентов на должность «учитель»;

2) установлению педагогам высокой заработной платы.

Как правило, в системах с низким уровнем образования внимание на данные аспекты не уделяется или уделяется в недостаточной мере. Например, исследования многих отечественных педагогов и психологов говорят о том, что индивидуальные особенности педагога могут либо содействовать положительному решению новых педагогических задач, либо препятствовать. Именно поэтому личность преподавателя имеет немаловажное значение. В психологии «личность» является одним из базовых понятий. B большинстве случаев под понятием «личность» подразумевают совместность социальных и жизненных качеств, полученных человеком в ходе его социального развития. Профессиональный стандарт регламентирует деятельность педагога и дает импульс повышению профессионального уровня. Важнейшим требованием для педагогической профессии является личностный и профессиональный рост. Также, согласно ФГОС РФ, наиболее важным умением становится «умение учиться».

Вопросом становления будущих педагогов занимались такие авторы, как Т.В. Обухова, Ю.К Бабанский, В.А. Сластенин, Н.Н. Савушкина, Э.Ф. Зеер, В.Д. Симоненко, Н.В. Кузьмина, В.Б. Пупышева, Н.Б. Крылова и др. Согласно классификации профессий Е.А. Климова, по содержанию труда профессия педагога относится к типу «человек - человек» [3].

Свойство, именуемое «личным учительским талантом», характеризуется исследователем как совокупность педагогической самостоятельности, такта, искусства. Преподавателю необходимо быть всегда в развитии, создавая самостоятельные педагогические творения. По мнению П.Ф. Катерова, обшее между учителем и учеником то, что «связывает потребность самообразования и развития».

Преподаватель и обучающийся находятся по разные стороны друг от друга, что и является наиглавнейшим фактором для понимания психологической сущности и потребности учебного сотрудничества учителя и его учеников. П.Ф. Каптерев говорил о значимости «нравственно-волевых свойств» учителя, к которым были отнесены следующие: любовь к детям, психологическая выдержка, объективность, правдивость, истинность намерений, внимательность, педантичность, неукоснительность, самообладание.

Э.Ф. Зеер и В.А. Сластенин в личности преподавателя обособили три направленности: познавательная, социально-нравственная и профессионально-педагогическая, включающие в себя следующие требования:

- гуманные отношения с учениками;

- обучение должно строиться без принуждения детей;

- перед учащимися необходимо ставить трудные, но выполнимые цели;

- ученик должен иметь возможность опоры на взрослого;

- каждая работа ученика должна быть оценена;

- обучающийся должен иметь свободный выбор;

-обучение должно быть опережающим;

- педагогическая идея должна соответствовать форме преподавания;

- дети должны учиться рефлексии;

- стоит идея «крупных блоков»;

- необходимость создания интеллектуального фона класса;

- коллективное воспитание;

- необходимость создания творческого самоуправления детским коллективом;

- безусловное сотрудничество с родителями по вопросам воспитания и обучения;

- необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку;

- необходимость сотрудничества педагогического коллектива между собой по вопросам воспитания и обучения детей [4].

Педагогика сотрудничества является одной из основополагающих парадигм современного образования. По мнению И.А. Зимней, сотрудничество в образовании - это гуманистическая идея, которая строится на взаимопонимании, познании духовного мира друг друга, коллективном анализе деятельности, а затем ее результатов [5]. Другие педагоги-новаторы отклонили термин «сотворчество», он был заменен на термин «сотрудничество».

Педагогический потенциал - это «система полезных естественных и приобретаемых способностей, помогающая профессионально осуществлять педагогическую деятельность» [6, с. 236].

В.Д. Шадриков пишет о существовании «двух толкований профессиональных качеств: 1) индивидуальные качества субъекта деятельности; 2) внутренние условия, через которые преломляются внешние воздействия и требования деятельности» [7, с. 86]. Логическое мышление говорит о развитости его логических приемов как комплексе действий, необходимых для таких операций, как нахождение логических отношений, синтез, анализ, классификация понятий.

Профессиональные качества формируются последовательно, постоянно изменяются, развиваются на разных этапах педагогической деятельности.

Исследования Н.В. Кузьминой продолжили педагоги-психологи С.В. Кондратьева, В.А. Кан-Калик, А.К. Маркова, Л.М. Митина и другие. Ученые теоретически, практически и экспериментально изучали проблему субъектных свойств педагога, конкретизирующих эффективность педагогической деятельности.

Исследования позволили составить общую структуру субъектных свойств преподавателя.

По Н.В. Кузьминой, выделяют уровень способностей, категорию направленности, компетентность. Данная структура включает три компонента: 1) индивидуально-педагогический, 2) личностный, 3) профессионально-педагогический.

Последний пункт опирается на науки, лепта которых в ее становлении является основополагающей. Становясь преподавателем, необходимо осознавать степень ответственности и значимости своей работы. Лекции, семинары, исследовательская работа, практическая работа студентов и т.д. способствуют формированию профессиональных компетенций и профессиональных знаний. Изучение различных методик преподавания дает возможность грамотно планировать свою работу, составлять технологические карты уроков, использовать новейшие средства и методы обучения для хорошего усвоения нового материала обучающимися. Однако предметных знаний будет недостаточно. Личностные качества педагога являются неотъемлемой частью профессиональных компетенций, полученных в процессе профессионального обучения, которые характеризуются получением специальных предметных знаний, умений, методов деятельности и мышления. Например, И.П. Подласый выделяет следующие компетенции: эрудиция, широкий кругозор, психологическая подготовка, знание методики преподавания предмета, педагогическое мастерство, педагогический такт, организаторские навыки, владение педагогическими технологиями, педагогической техникой, коммуникативными технологиями, ораторским искусством и др.

Довольно много исследований проводилось на тему педагогических способностей. Многие исследователи анализировали непосредственную педагогическую деятельность и на ее основе делали выводы. Благодаря такому изучению выделялись содержательные и структурные составляющие педагогических спо-

собностей. Данным путем шли такие ученые, как В.А. Крутецкий, Н.Д. Левитов, Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьмина.

Исследованием уровней развития занималась Н.В. Кузьмина, функции же широко раскрываются И.А. Щербаковым. Представители другого направления исследователей говорили об индивидуально-типологических способностях и о своеобразии нервной системы учителей. Приверженцами данного подхода были Э.А. Голубева, Н.А. Аминов. Имелось в виду, что вероятное и актуальное единство в индивиде представляют именно способности.

Считается, что личностный компонент педагогических способностей изучен меньше всего. С точки зрения Т.И. Артемьевой и В.Э. Чудновского, человек представляется как субъект, который сам несет ответственность за формирование и применение личностных способностей, которые, в свою очередь, анализируются с точки зрения отношения человека к самому себе, другим индивидам, к окружающему миру. В последних исследованиях А.К. Марковой, Л.М. Митиной, И.М. Юсупова на тему профессионального становления учителя развивается мысль о профессиональной самореализации и самосознании.

Можно сказать, что профессиональные обязанности педагога шире, чем у учителя-предметника. Учитель начальных классов преподает большинство предметов в классе, которые имеют разную специфику, а также является классным руководителем. Поэтому студенту необходимо иметь хорошие психолого-педагогические и методические знания, нравственные ценности для обучения и воспитания подрастающего поколения. Полагается, что формирующиеся в вузе

Библиографический список

основные профессиональные компетенции должны соответствовать запросам современного общества. Для того чтобы учитель чувствовал себя комфортно в данной среде, его необходимо индивидуально подготавливать к интенсивной, независимой, интеллектуальной работе. С целью более глубокого уточнения профессионального становления личности учителя, необходимо конкретизировать особенности данной профессии [8].

Подводя итог можно сказать, что все современные ученые считают важнейшим личностным и профессиональным качеством педагога любовь к детям, без которой нельзя представить продуктивную педагогическую деятельность. Первостепенным лозунгом для учителя должна стать «работа с радостью»; учитель своим примером должен вести за собой учеников. Также многие исследователи говорят о том, что педагог должен стремиться к познанию нового - к самообразованию.

Таким образом, у студента - будущего педагога необходимо формировать социально активную позицию, в которой он может беспристрастно давать оценку действительности, вырабатывать и отстаивать собственную точку зрения, принимать активное участие в жизни страны и общества. Педагогу необходимо постоянно улучшать профессиональный уровень и педагогическое мастерство, быть в постоянном творческом поиске. Многие исследователи говорили о том, что учитель должен обладать педагогической рефлексией, стремлением к самообразованию, эмоциональной эмпатией, педагогической гибкостью, должен быть общительным и, безусловно, любить детей.

1. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Москва: Педагогика, 1989; Т. 2.

2. Пидкасистый П.И. и др. Педагогика: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. Москва, 2014.

3. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: Издательство «Принтер», 1993. Available at: http://psych1ib.ru/inc/absid.php?absid=18520

4. Додонов Б.И. Диагностика уровня общей эмоциональной направленности личности. Определение общей эмоциональной направленности личности. Available at: http:// psytests.org/emotional/dodemo.html

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник. Москва, 2005.

6. Маклаков А.Г Общая психология. Санкт-Петербург, 2001.

7. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. Москва, 1994.

8. Зязюн И.Я. Педагогическое мастерство: учебник. Киев, 2010.

References

1. Ushinskij K.D. Pedagogicheskie sochineniya: v 6 t. Moskva: Pedagogika, 1989; T. 2.

2. Pidkasistyj P.I. i dr. Pedagogika: uchebnik dlya studentov uchrezhdenij vysshego professional'nogo obrazovaniya. Moskva, 2014.

3. Klimov E.A. Razvivayuschijsya chelovek v mire professij. Obninsk: Izdatel'stvo «Printer», 1993. Available at: http://psych1ib.ru/inc/absid.php?absid=18520

4. Dodonov B.I. Diagnostika urovnya obschej 'emocional'noj napravlennosti lichnosti. Opredelenie obschej 'emocional'nojnapravlennostilichnosti. Available at: http://psytests.org/ emotional/dodemo.html

5. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya: uchebnik. Moskva, 2005.

6. Maklakov A.G. Obschaya psihologiya. Sankt-Peterburg, 2001.

7. Shadrikov V.D. Deyatel'nost'isposobnosti. Moskva, 1994.

8. Zyazyun I.Ya. Pedagogicheskoe masterstvo: uchebnik. Kiev, 2010.

Статья поступила в редакцию 25.05.20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 372

Bushueva E.V., teacher, Department of Foreign Languages and Speech Communication, Gzhel State University (Elektroizolyator, Russia),

E-mail: elenagalaxy1987@yandex.ru

METASUBJECT METHOD IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY. The article deals with theoretical and practical issues of implementing a metasubject approach in the system of teaching a foreign language to students of a non-linguistic university. The relevance of the research is determined by the need to form a holistic worldview of future specialists based on metasubject integration. A review of Russian and foreign psychological, pedagogical and linguodidactic literature covering the experience of applying the meta-subject approach in university practice is performed. The concepts of "meta-competence", "meta-subject competence", "supra-professional competence", "soft skills", etc., included in the scope of the problem under study, were studied. The article analyzes the pedagogical conditions for implementing the meta-subject approach in teaching a foreign language to students of a non-linguistic university. An approximate list of competencies that can be effectively formed in the process of foreign language training in higher education is presented.

Key words: metasubject, metacompetencies, metasubject approach in non-linguistic university, metasubject integration, metasubject in teaching foreign language.

Е.В. Бушуева, преп., ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор, E-mail: elenagalaxy1987@yandex.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы реализации метапредметного подхода в системе обучения иностранному языку студентов неязыкового вуза. Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования целостного мировоззрения будущих специалистов на основе метапредметной интеграции. Выполнен обзор отечественной и зарубежной психолого-педагогической и лингводидактической литературы, освещающей опыт применения метапредметного подхода в вузовской практике. Осуществлена проработка понятий «метакомпетенции», «метапредметные компетенции», «надпрофессиональные компетенции», «мягкие навыки» и др., входящие в круг исследуемой проблемы. Проанализированы педагогические условия реализации метапредметного подхода при обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза. Представлен примерный перечень метаком-петенций, которые могут эффективно формироваться в процессе иноязычной подготовки в высшей школе.

Ключевые слова: метапредметность, метакомпетенции, метапредметный подход в неязыковом вузе, метапредметная интеграция, метапред-метный подход при обучении иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.