Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ'

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
235
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ / ТРЕНИНГ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Новикова Анна Владимировна, Савинова Татьяна Викторовна

Статья посвящена исследованию и развитию профессиональной мотивации будущих психологов. Авторами выделены факторы, влияющие на развитие профессиональной мотивации, отмечено, что наиболее значимыми факторами являются: положительное отношение к будущей профессии, развитое профессиональное самосознание, позитивная Я-концепция. Негативное влияние на профессиональную мотивацию оказывает неумение ставить перед собой четкие цели, планировать их достижение, прокрастинация, чрезмерная самокритика. С целью изучения и выявления особенностей профессиональной мотивации будущих психологов проведено эмпирическое исследование: осуществлена диагностика профессиональной мотивации; проанализированы и обобщены полученные данные; разработаны: программа развития профессиональной мотивации будущих психологов, психолого-педагогические рекомендации преподавателям и студентам, ежедневник-руководство по саморазвитию профессиональной мотивации. Их реализация способствует формированию установки на самопознание и саморазвитие личности; расширению представлений о себе как субъекте профессиональной деятельности; проектированию личной профессиональной цели; обучению навыкам планирования и достижения поставленных целей; построению жизненной перспективы; осознанию препятствий на пути профессионального саморазвития; выявлению внутренних ресурсов для их преодоления; развитию уверенности в себе и в своих профессиональных качествах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL MOTIVATION OF FUTURE PSYCHOLOGISTS

The article is devoted to the research and development of professional motivation of future psychologists. The authors identified the factors influencing the development of professional motivation, noted that the most significant factors are: a positive attitude towards the future profession, developed professional self-awareness, a positive self-concept. The inability to set clear goals, plan their achievement, procrastination, and excessive self-criticism have a negative impact on professional motivation. In order to study and identify the features of professional motivation of future psychologists, an empirical study was carried out: diagnostics of professional motivation was carried out; analyzed and summarized the obtained data; developed: a program for the development of professional motivation for future psychologists, psychological and pedagogical recommendations for teachers and students, a daily guide for self-development of professional motivation. Their implementation contributes to the formation of an attitude towards self-knowledge and self-development of the individual; expanding ideas about oneself as a subject of professional activity; designing a personal professional goal; training in planning skills and achieving goals; building a life perspective; awareness of obstacles in the way of professional self-development; identification of internal resources to overcome them; development of self-confidence and professional qualities.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ»

положительно влиять на профессиональную направленность будущих учителей начальных классов. Выраженность у них таких качеств как лидерство, беспристрастность, просоциальная активность, оптимизм, чувство юмора, благодарность, будет эффективно влиять на процесс воспитания младших школьников, создание детского коллектива. Духовность и умение ценить красоту всегда были отличительной личностной стороной российских учителей и эти качества остаются одними из важных факторов личностного развития и учителя, и детей.

Результаты, полученные по показателям шкал «Мудрость и знание», «Сдержанность», продемонстрировали, что у студентов недостаточно развиты: любопытство, креативность, любовь к учению, критическое мышление, широта видения. Это позволило обозначить проблему в подготовке педагогов начальной школы по развитию у них данных качеств в учебно-профессиональной деятельности. Осуществление студентами рефлексии результатов проведенного исследования поможет им осознать свои сильные стороны, личностный потенциал собственной личности и существующие проблемы, проанализировать их в контексте будущей профессиональной деятельности, обозначить пути развития и преодоления проблем. Преподаватели педагогического университета смогут определить возможные способы оказания помощи студентам в данном направлении.

Литература:

1. Кант, И. Критика чистого разума. Сочинения в шести томах / Под общ. ред. В.Ф. Асмуса. А.В. Гулыги, Т.И. Ойзермана. Москва: изд-во «Мысль», 1964. - 799 с.

2. Карабанова, О.Н. Социально-значимые качества личности будущего педагога / О.Н. Карабанова // Успехи современной науки. - 2017. - Т. 1. - № 2. - С. 203-206

3. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 130 с. - URL: https://www.marxists.org/russkij/leontiev/1975/dyeatyelnost/ deyatyelnost-soznyanie-lichnost.pdf (дата обращения 24.02.2023).

4. Леонтьев, Д.А. Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2011. -680 с. - https://publications.hse.ru/pubs/share/folder/v8sue0yk7h/59044074.pdf (дата обращения 24.02.2023).

5. Ломов, Б.Ф. О системном подходе в психологии / Б.Ф. Ломов // Вопросы психологии. - 1964. - № 2. - С. 44-45. -URL: https://www.livelib.ru/book/123440/readpart-psihologicheskie-osnovy-professionalnoj-deyatelnostihrestomatiya/ (дата обращения 16.02 2023).

6. Митина, Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования / Л.М. Митина. - СПб: Изд-во «Нестор_История», 2014. - 376 с. - URL: https://www.litres.ru/l-m-mitina/psihologiya-lichnostno-professionalnogo-razvitiya-subektov-obrazovaniya/chitat-onlayn/page-2/) (дата обращения 24.02.2023).

7. Реан, А.А. Сильные стороны личности в модели VIA как предиктор личностного благополучия педагога в профессиональной деятельности / А.А. Реан, А.А. Ставцев // Вестник СПбГУ. Психология. - 2021. - Т. 11. - Вып. 4. -С. 371-388. - URL: https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.406 (дата обращения 24.02.2023).

8. Рубинштей, С.Л. Проблемы общей психологии. - URL: https://www.phantastike.com/common_psychology/problemi_obshei_psihologii/djvu/view/ (дата обращения 24.02.2023).

9. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. -Москва: Гардарики, 2007. - 349 с.

10. Linley, P.A. Toward a theoretical foundation for positive psychology in practice / P.A. Linley, S. Joseph // Positive psychology in practice. - Hoboken, NJ: John Wiley & Sons. - 2004. - P. 713-731

11. Park, N. Strengths of character and well-being / N. Park, C. Peterson, M.E.P. Seligman // Journal of Social and Clinical Psychology. - Vol. 23. - No. 5. - 2004. - PP. 603-619

12. Schroeder, M. The Theory of Value. Stanford Encyclopedia of Philosophy (Fall 2021 Edition), Edward N. Zalta. - URL: https://plato.stanford.edu/archives/fall2021/entries/value-theory (дата обращения 24.02.2023).

Психология

УДК 37.015.3(045)

магистрант Новикова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат психологических наук, доцент Савинова Татьяна Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

Аннотация. Статья посвящена исследованию и развитию профессиональной мотивации будущих психологов. Авторами выделены факторы, влияющие на развитие профессиональной мотивации, отмечено, что наиболее значимыми факторами являются: положительное отношение к будущей профессии, развитое профессиональное самосознание, позитивная Я-концепция. Негативное влияние на профессиональную мотивацию оказывает неумение ставить перед собой четкие цели, планировать их достижение, прокрастинация, чрезмерная самокритика. С целью изучения и выявления особенностей профессиональной мотивации будущих психологов проведено эмпирическое исследование: осуществлена диагностика профессиональной мотивации; проанализированы и обобщены полученные данные; разработаны: программа развития профессиональной мотивации будущих психологов, психолого-педагогические рекомендации преподавателям и студентам, ежедневник-руководство по саморазвитию профессиональной мотивации. Их реализация способствует формированию установки на самопознание и саморазвитие личности; расширению представлений о себе как субъекте профессиональной деятельности; проектированию личной профессиональной цели; обучению навыкам планирования и достижения поставленных целей; построению жизненной перспективы; осознанию препятствий на пути профессионального саморазвития; выявлению внутренних ресурсов для их преодоления; развитию уверенности в себе и в своих профессиональных качествах.

Ключевые слова: мотивация, профессиональная деятельность, профессиональная мотивация, развитие профессиональной мотивации, тренинг развития профессиональной мотивации.

Annоtation. The article is devoted to the research and development of professional motivation of future psychologists. The authors identified the factors influencing the development of professional motivation, noted that the most significant factors are: a positive attitude towards the future profession, developed professional self-awareness, a positive self-concept. The inability to set clear goals, plan their achievement, procrastination, and excessive self-criticism have a negative impact on professional motivation. In order to study and identify the features of professional motivation of future psychologists, an empirical study was carried out:

diagnostics of professional motivation was carried out; analyzed and summarized the obtained data; developed: a program for the development of professional motivation for future psychologists, psychological and pedagogical recommendations for teachers and students, a daily guide for self-development of professional motivation. Their implementation contributes to the formation of an attitude towards self-knowledge and self-development of the individual; expanding ideas about oneself as a subject of professional activity; designing a personal professional goal; training in planning skills and achieving goals; building a life perspective; awareness of obstacles in the way of professional self-development; identification of internal resources to overcome them; development of self-confidence and professional qualities.

Key words: motivation, professional activity, professional motivation, development of professional motivation, training for the development of professional motivation.

Введение. Успешное овладение профессиональными знаниями и навыками, которые в дальнейшем станут залогом профессионализма, в большой степени зависит от интереса к выбранной профессии, стремления ее освоить и постоянно совершенствовать, привносить в нее что-то новое. Такой интерес и стремление непосредственно зависят от уровня развития профессиональной мотивации, через которую и определяются цели обучения, средства для их достижения, самодисциплина и самоорганизация.

Проблема изучения и развития профессиональной мотивации остается актуальной, так как непосредственно от нее зависит реализация профессионального потенциала каждого человека. В настоящее время, несмотря на многообразие исследований, посвященных проблеме профессиональной мотивации студентов у преподавателей, методистов, возникают трудности связанные с разработкой программ развития профессиональной мотивации; недостатком методической литературы. Анализ научных исследований и опыта педагогической деятельности позволил выявить ряд противоречий:

- между социальной потребностью в специалистах, имеющих высоко развитую профессиональную мотивацию и недостаточным уровнем ее развития у будущих психологов;

- между необходимостью развития профессиональной мотивации и недостаточной разработанностью средств для его осуществления.

Изложение основного материала статьи. Современное образование - это сложный, многоуровневый, интегративный и многоступенчатый процесс. Получение образования дает не только навыки будущей профессии, но также способствует формированию личности и профессионала в целом. Психологи и педагоги утверждают, что именно в студенческие годы формируются основные качества, которые станут основой профессионального развития на протяжении всей жизни: ответственность, творчество, постоянное совершенствование.

Мотивационная сфера представляет собой наиболее значимую составляющую гармоничного развития личности и профессиональной деятельности будущих психологов. Залогом успешного становления в выбранной профессии является высокий уровень профессиональной мотивации, постоянное непрерывное совершенствование.

Профессиональная мотивация рассматривается как непосредственная совокупность определенных факторов и процессов, которые, побуждают и направляют личность к овладению будущей профессией [1].

При этом под мотивами профессиональной деятельности понимается непосредственное осознание предметов актуальных потребностей личности (получение высшего образования, профессионального развития и т. д.), которые будут удовлетворяться через выполнение конкретных задач и постепенной подготовкой к профессиональной деятельности [7].

Развитие профессиональной мотивации будущих психологов представляется как поэтапный процесс самосознания и самореализации зависящий от внешних и внутренних индивидуальных факторов, характерных для каждой личности [3].

На уровень развития профессиональной мотивации будущих психологов влияют их собственные ценности и взгляды.

Их развитие происходит через четыре стадии:

1) интересы;

2)склонности;

3) инициативность;

4) самостоятельность.

О.В. Москаленко, изучая формирование профессионального самосознания на разных возрастных этапах, выделяет сущность профессиональной мотивации, рассматривает ее структуру и характеризует способы ее развития [6].

А.В. Прудило связывает развитие профессиональной мотивации с соответствующим отношением к следующим образам:

- «образа Я» - адекватное представление о собственной личности, своих ценностях, предпочтениях и особенностях;

- «образа профессии» - способность осмыслять выбранную профессию, знать ее с разных сторон, видеть в ней значимость для себя;

- «образа Я в профессии» - ассоциирование себя с выбранной профессией, готовность работать в ней и развиваться как профессионал [8].

В концепции Д. Сьюпера также прослеживается корреляция профессиональной мотивации с идентификацией собственного «образа Я» с «образом профессионала». Выявляя уровень такой идентификации и устанавливая разногласия между этими образами, определяется уровень развития профессиональной мотивации [9].

Е.И. Мишиной изучены особенности мотивации профессиональной деятельности педагогов-психологов. Исследование профессиональной мотивации методом контент-анализа сочинений на тему «Почему я выбрал эту профессию?» позволило определить следующие доминирующие мотивы:

1) решение личных проблем (самосовершенствование, личностное и духовное развитие, желание разбираться в людях и использовать это знание в своих интересах, научиться понимать себя, помощь близким, желание быть полезным обществу, быть востребованным и уважаемым специалистом и т.д.);

2) интерес к профессии (интерес к пониманию психологии человека и его поведения, важность и востребованность профессии в России и т.д.);

3) творческая реализация (возможность творческого подхода в профессиональной деятельности, поиск нестандартных решений и индивидуальных подходов и т.д.);

4) материальная заинтересованность (профессия престижная и высокооплачиваемая, присутствует возможность дополнительного заработка) [5].

Таким образом, основаниями для выбора профессии психолога являются заинтересованность в профессии, альтруизм и желание помочь окружающим, стремление к творческой деятельности, решение личных проблем, а также материальная заинтересованность.

В исследованиях А.И Донцова и Г.М. Белокрылова выявлены доминирующие мотивы у поступающих на психологическое отделение ВУЗа. К ним относятся:

- стремление помогать людям;

- потребность решить личные проблемы с помощью полученных специальных знаний.

Следует отметить, что данные факторы обнаруживались в ответах всех респондентов. Авторы дополняют свое исследование качествами, которые ярко выражены у будущих психологов:

- положительная Я-концепция;

- честность;

- этичность;

- способность к самоконтролю;

- нацеленность на саморазвитие при средневыраженном показателе рефлексии и самокритики [2].

В работах О.Г. Кукосяна делается акцент на то, что ответственность за выполняемую работу, чувство морального удовлетворения от профессионально выполненной работы, положительно влияющей на социум, постоянное совершенствование навыков, знаний и квалификации, а также высокая нравственная и моральная составляющая личности, выдержка, самообладание, стремление к самопознанию являются особо значимыми качествами будущих и уже практикующих психологов [4].

С целью изучения и выявления особенностей профессиональной мотивации будущих психологов нами было проведено эмпирическое исследование на базе ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» г. Саранска. В исследовании принимали участие студенты III курса направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование профилей Психология в образовании и социальной сфере, Психология и педагогика инклюзивного образования. Выборку составили 40 студентов.

Для изучения исходного уровня мотивации профессиональной деятельности студентов были использованы следующие методики:

- «Диагностика мотивов профессиональной деятельности специалистов» (Т.Н. Францева);

- «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир, в модификации А.А. Реана);

- «Диагностика мотивационной структуры личности» (В.Э. Мильман).

Анализ полученных данных по методике «Диагностика мотивов профессиональной деятельности специалистов» (Т.Н. Францева) свидетельствует о том, для большинства будущих психологов доминирующими мотивами являются «мотив жизнеобеспечения» (30%) и «познавательный мотив» (27,5%). Преобладание «мотива жизнеобеспечения» говорит о потребности у будущих психологов в высоком заработке, материальном вознаграждении. Будущие психологи с развитым мотивом «познания» заинтересованы в том, чтобы их профессиональная деятельность была глубокой, удовлетворяла профессиональный интерес. Они допускают возможность усложнения своей профессиональной деятельности, получают удовольствие, когда работа требует высоких профессиональных навыков и мобилизации интеллектуальных способностей. Следующим в иерархии мотивов выступает «мотив признания» (15%). «Мотив взаимодействия» выражен у 12,5% испытуемых. «Мотив активности» выявлен у 10 % будущих психологов, «мотив самореализации» - у 5% испытуемых.

Данные исследования по методике «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир, в модификации А.А. Реана) показывают, что большинство студентов (45%) руководствуется внешней положительной мотивацией. Они считают, что получаемая профессия позволяет удовлетворить социальные потребности, подчеркивают уважительное отношение к профессиям педагога и психолога, относят их к категории престижных профессий. У 35% будущих психологов выявлена внешняя отрицательная мотивация. Данная категория будущих психологов стремится избежать осуждения со стороны и испытывает потребность в самозащите. Как правило, они стремятся к овладению профессией под влиянием внешних факторов: давления родителей, стремления избегать неудач и т.д. Для 20% будущих психологов характерна внутренняя мотивация профессиональной деятельности. Они заинтересованы профессиями педагога и психолога, желают овладеть профессиональными компетенциями.

Анализ полученных данных по методике «Диагностика мотивационной структуры личности» (В.Э. Мильман) свидетельствует о доминировании «мотива жизнеобеспечения» (25%), что подчеркивает стремление будущих психологов к высокому заработку, материальным вознаграждениям. Второй по степени выраженности «мотив комфорта» (22,5%), который характеризуется получением удовольствия, потребностью обеспечить себя материальными благами. Шкала социальной полезности (20%) свидетельствует о стремлении принести пользу обществу. Шкала общения (15 %) отражает стремление обмениваться знаниями, опытом, поддерживать дружескую атмосферу. Общая активность (10%) показывает уровень собственно активности, выносливости и прилагаемого упорства в достижении целей. Степень выраженности творческой активности (7,5%) является показателем заинтересованности, творчества, желания улучшать профессиональные навыки и умения.

На основе данных исследования была спроектирована программа развития профессиональной мотивации будущих психологов, разработаны психолого-педагогические рекомендации преподавателям и студентам, ежедневник-руководство по саморазвитию профессиональной мотивации.

Цель программы: развитие профессиональной мотивации будущих психологов.

Задачи программы:

- расширение представлений о себе как субъекте профессиональной деятельности;

- развитие профессиональной стратегии личности;

- развитие навыков целеполагания;

- актуализация потребности в саморазвитии.

Форма реализации программы: психологический тренинг.

Программа психологического тренинга развития профессиональной мотивации будущих психологов включает 10 занятий. Длительность каждого занятия составляет 1,5-2 часа.

Каждое занятие включает следующие этапы:

1. Организационный момент: ритуал приветствия, проверка домашнего задания, разминка.

2. Основная часть: введение в тему занятия (информационный или диагностический блок), выполнение упражнений.

3. Подведение итогов, рефлексия.

4. Домашнее задание.

5. Ритуал прощания.

Тематический план программы развития профессиональной мотивации будущих психологов:

Занятие 1 «Кто я такой?!».

Цель: формирование интереса к тренингу; развитие чувства групповой принадлежности, формирование и развитие установки на самопознание и саморазвитие личности.

Занятие 2 «Мой профессиональный образ Я».

Цель: расширение представлений о себе как субъекте профессиональной деятельности; сплочение участников тренинга.

Занятие 3 «Профессиональная стратегия».

Цель: проектирование личной профессиональной цели каждым участником группы. Обсуждение готовности совершать «вклады» в достижение поставленной цели.

Занятие 4 «Построение жизненной перспективы».

Цель: осознание собственной системы ценностей, обучение целеполаганию, навыкам планирования и, достижения поставленных целей, построению жизненной перспективы.

Занятие 5 «Встреча с самосаботажником».

Цель: осознание собственных причин и мотивов, блокирующих и тормозящих на пути к цели. Работа с самосаботажем и прокрастинацией.

Занятие 6 «Мои внутренние опоры».

Цель: развитие уверенности в себе, в достижении цели.

Занятие 7 «Профессиональное мотивирование».

Цель: обучение профессиональной самомотивации.

Занятие 8 «Препятствия и ресурсы профессионального саморазвития».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель: осознание препятствий на пути профессионального саморазвития, выявление внутренних ресурсов участников для их преодоления.

Занятие 9 «Мотив достижения успеха и профессиональная деятельность».

Цель: развитие мотива достижения успеха; осознание влияния мотива достижения успеха на эффективность профессиональной деятельности.

Занятие 10. «Точка разбега».

Цель: развитие уверенности в себе и в своих профессиональных качествах. Подведение итогов, рефлексия.

В содержание ежедневника-руководства по саморазвитию профессиональной мотивации включены следующие темы:

1. Понятие мотивации. Значение мотивации в жизни человека.

2. Виды мотивации.

3. Причины снижения мотивации.

4. Учимся ставить цели и планировать.

5. Работа с уверенностью в себе.

6. Работа с прокрастинацией.

7. Подведение итогов.

В психолого-педагогических рекомендациях, адресованных преподавателям, выделены факторы, влияющие на развитие профессиональной мотивации будущих психологов: развитие и закрепление профессиональных навыков, творческого потенциала, критического мышления, самомотивации, чувства уверенности в себе.

В психолого-педагогических рекомендациях, адресованных студентам, обозначены те векторы, двигаясь по которым будущие психологи смогут самостоятельно развивать и поддерживать высокий уровень профессиональной мотивации: пополнять знания и умения с помощью современных технологий, выстраивать свою личную профессиональную стратегию.

Выводы. Профессиональная мотивация будущих психологов определяется желанием и стремлением к овладению профессиональными знаниями и умениями, положительным отношением к будущей профессии, способностью к саморазвитию. В период обучения в вузе от курса к курсу наблюдается динамика в иерархии профессиональных мотивов и степени выраженности их побудительной силы.

Реализация программы, направленной на развитие профессиональной мотивации будущих психологов, способствует формированию установки на самопознание и саморазвитие личности; расширению представлений о себе как субъекте профессиональной деятельности; проектированию личной профессиональной цели; обучению навыкам планирования и достижения поставленных целей; построению жизненной перспективы; работе с прокрастинацией; осознанию собственных причин и мотивов, блокирующих и тормозящих на пути к цели; осознанию препятствий на пути профессионального саморазвития; выявлению внутренних ресурсов для их преодоления; развитию уверенности в себе и в своих профессиональных качествах.

Литература:

1. Быков, А.Н. Формирование профессионально-субъектной позиции студентов в процессе практически ориентированной деятельности / А.Н. Быков, Т.А. Костюкова // Грамота. - URL: https:www.gramota.net/materials/1/2014/2/6.html (дата обращения 17.01.2023).

2. Донцов, А.И. Профессиональные представления студентов-психологов / Г.М. Белокрылова, А.И. Донцов // Вопросы психологии. - URL: http://www.voppsy.ru/issues/1999/992/992042.htm/ (дата обращения: 09.12.2022).

3. Иноземцова, А.Н. Влияние профессионального самосознания студентов на формирование психологической готовности к профессиональной деятельности: диссертация ... канд. психол. наук / Иноземцева Антонина Николаевна. -Москва, 2002. - 225 с.

4. Кукосян, О.Г. К вопросу о профессиональных качествах личности психолога-практика / О.Г. Кукосян // HR-portal. - URL: https://hr-portal.ru/article/og-kukosyan-k-voprosu-professionalnyh-kachestvah-lichnosti-psihologapraktika/ (дата обращения: 09.12.2022).

5. Мишина, Е.И. Особенности мотивации профессиональной деятельности педагогов-психологов / Е.И. Мишина // Создание мотивирующей образовательной среды. - 2019. - С. 212-218. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41227238 (дата обращения: 09.11.2022).

6. Москаленко, О.В. Психодидактика высшей школы: проблемы и поиск путей их решения / О.В. Москаленко. -Санкт-Петербург: Нестор-История, 2016. - 158 с.

7. Подколзина, Л.Г. Изучение мотивации продолжения обучения в магистратуре студентов / Л.Г. Подколзина // Научный альманах - 2016. - № 4-4 (18) - С. 218-221

8. Прудило, А.В. Психологическое консультирование в профессиональной ориентации / А.В. Прудило. - Минск: Центр профориентации молодежи, 1999. - 148 с.

9. Super, D.E. The Psychology of careers / D.E. Super. - N.Y.: Harper. - 1957. - 362 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.