Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ НА ЗАВЕРШАЮЩЕМ ЭТАПЕ ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ'

ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ НА ЗАВЕРШАЮЩЕМ ЭТАПЕ ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
232
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ / ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / КОНСТРУКТ «Я-ПРОФЕССИОНАЛ»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сладкова Ирина Алексеевна

Введение. В настоящее время повышается ответственность за реализацию содержания профессиональной деятельности педагога-психолога, закрепленного в профессиональном стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». В свою очередь, высокая профессиональная ответственность обуславливает повышение требований к личности психолога образования. После окончания высшего учебного заведения молодые специалисты часто неудовлетворены своей значимостью как специалистов и возможностей их самореализации, что связано с неготовностью личности к осуществлению профессиональной деятельности. Материалы и методы. В статье рассматривается понятие личностной готовности к профессиональной деятельности и ее структурных составляющих. Организация эмпирического исследования включает в себя выборку 31 будущих педагогов-психологов, обучающихся на выпускном курсе обучения. Были использованы методики психодиагностики: опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) И.Г. Сенина, методика «Смысложизненные ориентации», (в адаптации Д.А. Леонтьева), опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) В. И. Моросановой, опросник рефлексивности А.В. Карпова, методика «Мотивация обучения в вузе» Т. Ильиной, методика «Мотивация успеха и избегания неудач» (МУН) А. Реана, методика «Образ - Я психолога» Н.Н. Колмогорцевой. Результаты исследования. Проведенный анализ показал, что в научных источниках под личностной готовностью к профессиональной деятельности понимается: способность выстраивать собственную стратегию формирования и самореализации субъекта профессиональной деятельности, совокупность личностных качеств, индивидуально-психологическую направленность на профессию, субъективное состояние личности, определяющее способность решать профессиональные задачи. В структуре личностной готовности к профессиональной деятельности исследователями выделяются мотивационный, когнитивный, процессуальный (операционный), оценочно-результативный, рефлексивный компоненты. Обсуждения и заключения. Проведенное исследование личностной готовности к профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов позволило выявить характеристики ее структурных составляющих и их взаимосвязь. Личностная готовность к профессиональной деятельности характеризуется преобладающей мотивацией получения профессиональных знаний и мотивацией на достижение успеха; низким уровнем рефлексивности, осознанием наличия и степени сформированности у себя профессионально-важных качеств педагога-психолога, значимостью профессиональной сферы и сферы семейной жизни и терминальными личностными ценностями духовного удовлетворения, сохранения собственной индивидуальности и собственного развития, смысложизненными ориентациями осознания жизненных целей, планирования и анализу условий по их достижению, частичной удовлетворенности собственной самореализацией в учебно-профессиональной деятельности, понимании ответственности и свободы выбора для выстраивания собственной траектории учебно-профессионального развития; недостаточной оценкой собственной деятельности.. На завершающем этапе обучения взаимосвязаны 4 компонента: мотивационный, регулятивный, аксиологический и Я-профессиональное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сладкова Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY OF FUTURE TEACHERS-PSYCHOLOGISTS AT THE FINAL STAGE OF UNIVERSITY EDUCATION

Introduction. At present, the responsibility for the implementation of the content of the professional activity of a teacher-psychologist, enshrined in the professional standard "Teacher-psychologist (psychologist in the field of education)", is increasing. In turn, high professional responsibility causes an increase in the requirements for the personality of an educational psychologist. After graduating from a higher educational institution, young specialists are often dissatisfied with their importance as specialists and the possibilities of their self-realization, which is associated with the unwillingness of the individual to carry out professional activities. Materials and methods. The article discusses the concept of personal readiness for professional activity and its structural components. The organization of empirical research includes a sample of 31 future teachers-psychologists studying at the final year of study. Methods of psychodiagnostics were used: the questionnaire of terminal values" (father) by I.G. Senin, the methodology of "Life orientations" (adapted by D.A. Leontiev), the questionnaire "Style of self-regulation of behavior" by V. I. Morosanova, the questionnaire of reflexivity by A.V. Karpov, the methodology of "Motivation of learning in higher education" by T.I. Morosanova. Ilyina, A. Rean's method of "Motivation of success and avoidance of failures" (MUN), N.N. Kolmogortseva's method of "The Image of a psychologist". The results of the study. The analysis has shown that in scientific sources, personal readiness for professional activity is understood as: the ability to build their own strategy for the formation and self-realization of the subject of professional activity, a set of personal qualities, individual psychological orientation to the profession, the subjective state of the individual that determines the ability to solve professional tasks. In the structure of personal readiness for professional activity, researchers distinguish motivational, cognitive, procedural (operational), evaluative-productive, reflexive components. Discussions and conclusions. The conducted research of personal readiness for professional activity of future teachers-psychologists allowed to reveal the characteristics of its structural components and their interrelation. Personal readiness for professional activity is characterized by the predominant motivation for obtaining professional knowledge and motivation to achieve success; a low level of reflexivity, awareness of the presence and degree of formation of professionally important qualities of a teacher-psychologist, the significance of the professional sphere and the sphere of family life and terminal personal values of spiritual satisfaction, preservation of one's own individuality and one's own development, life-meaning orientations of awareness of life goals, planning and analysis of conditions for their achievement, partial satisfaction with one's own self-realization in educational-professional activity, understanding of responsibility and freedom of choice for building their own trajectory of educational and professional development; insufficient assessment of their own activities.. At the final stage of training, 4 components are interrelated: motivational, regulatory, axiological and I-professional.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ НА ЗАВЕРШАЮЩЕМ ЭТАПЕ ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ»

11. Zhuravlev A.L., Kitova D.A. (Eds.). Psihologicheskie issledovanija global'nyh processov: predposylki, tendencii, perspektivy [Psychological studies of global processes: prerequisites, trends, prospects]. Moscow: «Institut psihologii RAN» Publ., 2018. 448 p. (In Russian).

12. Sosnin V.A., Zhuravlev A.L., Kitova D.A., Kovaleva Ju.V., Smirnov A.A. Psihologicheskie faktory razvitija geopoliticheskih otnoshenij: subjekty, mehanizmy, tendencii [Psychological factors of the development of geopolitical relations: subjects, mechanisms, trends]. Moscow: «Institut psihologii RAN» Publ., 2020. 383 p. (In Russian).

ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ НА ЗАВЕРШАЮЩЕМ ЭТАПЕ ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Сладкова Ирина Алексеевна

Старший преподаватель, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева (г. Красноярск), e-mail: psy.ped@mail.ru

DOI: 10.24412/2072-5833-2022-3-94-106

Аннотация:

Введение. В настоящее время повышается ответственность за реализацию содержания профессиональной деятельности педагога-психолога, закрепленного в профессиональном стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». В свою очередь, высокая профессиональная ответственность обуславливает повышение требований к личности психолога образования.

После окончания высшего учебного заведения молодые специалисты часто неудовлетворены своей значимостью как специалистов и возможностей их самореализации, что связано с неготовностью личности к осуществлению профессиональной деятельности.

Материалы и методы. В статье рассматривается понятие личностной готовности к профессиональной деятельности и ее структурных составляющих. Организация эмпирического исследования включает в себя выборку 31 будущих педагогов-психологов, обучающихся на выпускном курсе обучения. Были использованы методики психодиагностики: опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) И.Г. Сенина, методика «Смысложизненные ориентации», (в адаптации Д.А. Леонтьева), опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) В. И. Моросановой, опросник рефлексивности А.В. Карпова, методика «Мотивация обучения в вузе» Т. Ильиной, методика «Мотивация успеха и избегания неудач» (МУН) А. Реана, методика «Образ - Я психолога» Н.Н. Колмогорцевой.

Результаты исследования. Проведенный анализ показал, что в научных источниках под личностной готовностью к профессиональной деятельности понимается: способность выстраивать собственную стратегию формирования и самореализации субъекта профессиональной деятельности, совокупность личностных качеств, индивидуально-психологическую направленность на профессию, субъективное состояние личности, определяющее способность решать профессиональные задачи. В структуре личностной готовности к профессиональной деятельности исследователями выделяются мотивационный, когнитивный, процессуальный (операционный), оценочно-результативный, рефлексивный компоненты.

Обсуждения и заключения. Проведенное исследование личностной готовности к профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов позволило выявить характеристики ее структурных составляющих и их взаимосвязь.

Личностная готовность к профессиональной деятельности характеризуется преобладающей мотивацией получения профессиональных знаний и мотивацией на достижение успеха; низким уровнем рефлексивности, осознанием наличия и степени сформированности у себя профессионально-важных качеств педагога-психолога, значимостью профессиональной сферы и сферы семейной жизни и терминальными личностными ценностями духовного удовлетворения, сохранения собственной индивидуальности и собственного развития, смысложизненными ориентациями осознания жизненных целей, планирования и анализу условий по их достижению, частичной удовлетворенности собственной самореализацией в учебно-профессиональной деятельности, понимании ответственности и свободы выбора для выстраивания собственной траектории учебно-профессионального развития; недостаточной оценкой собственной деятельности.. На завершающем этапе обучения взаимосвязаны 4 компонента: мотивационный, регулятивный, аксиологический и Я-профессиональное.

Ключевые слова: готовность к деятельности, личностная готовность к профессиональной деятельности, будущие педагоги-психологи, обучение в вузе, учебно-профессиональная мотивация, мотивация достижения успеха, смысложизненные ориентации, терминальные ценности, саморегуляция, конструкт «Я-профессионал».

PERSONAL READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY OF FUTURE TEACHERS-PSYCHOLOGISTS AT THE FINAL STAGE OF UNIVERSITY EDUCATION

Sladkova Irina Alekseevna

Senior lecturer, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev (Krasnoyarsk),, e-mail:psy.ped@mail.ru

DOI: 10.24412/2072-5833-2022-3-94-106

Annotation:

Introduction. At present, the responsibility for the implementation of the content of the professional activity of a teacher-psychologist, enshrined in the professional standard "Teacher-psychologist (psychologist in the field of education)", is increasing. In turn, high professional responsibility causes an increase in the requirements for the personality of an educational psychologist.

After graduating from a higher educational institution, young specialists are often dissatisfied with their importance as specialists and the possibilities of their self-realization, which is associated with the unwillingness of the individual to carry out professional activities.

Materials and methods. The article discusses the concept of personal readiness for professional activity and its structural components. The organization of empirical research includes a sample of 31 future teachers-psychologists studying at the final year of study. Methods of psychodiagnostics were used: the questionnaire of terminal values" (father) by I.G. Senin, the methodology of "Life orientations" (adapted by D.A. Leontiev), the questionnaire "Style of self-regulation of behavior" by V. I. Morosanova, the questionnaire of reflexivity by A.V. Karpov, the methodology of "Motivation of learning in higher education" by T.I. Morosanova. Ilyina, A. Rean's method of "Motivation of success and avoidance of failures" (MUN), N.N. Kolmogortseva's method of "The Image of a psychologist".

The results of the study. The analysis has shown that in scientific sources, personal readiness for professional activity is understood as: the ability to build their own strategy for the formation and self-realization of the subject of professional activity, a set of personal qualities, individual psychological orientation to the profession, the subjective state of the individual that determines the ability to solve professional tasks. In the structure of personal readiness for professional activity, researchers distinguish motivational, cognitive, procedural (operational), evaluative-productive, reflexive components.

Discussions and conclusions. The conducted research of personal readiness for professional activity of future teachers-psychologists allowed to reveal the characteristics of its structural components and their interrelation.

Personal readiness for professional activity is characterized by the predominant motivation for obtaining professional knowledge and motivation to achieve success; a low level of reflexivity, awareness of the presence and degree of formation of professionally important qualities of a teacher-psychologist, the significance of the professional sphere and the sphere of family life and terminal personal values of spiritual satisfaction, preservation of one's own individuality and one's own development, life-meaning orientations of awareness of life goals, planning and analysis of conditions for their achievement, partial satisfaction with one's own self-realization in educational-professional activity, understanding of responsibility and freedom of choice for building their own trajectory of educational and professional development; insufficient assessment of their own activities.. At the final stage of training, 4 components are interrelated: motivational, regulatory, axiological and I-professional.

Key words: readiness for activity, personal readiness for professional activity, future teachers-psychologists, university education, educational and professional motivation, motivation to achieve success, life orientations, terminal values, self-regulation, construct "I am a professional".

Введение.

В настоящее время повышается ответственность за реализацию содержания профессиональной деятельности педагога-психолога, закрепленного в профессиональном стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». В свою очередь, высокая профессиональная ответственность обуславливает повышение требований к личности психолога образования. На значимость личностной составляющей в структуре готовности к профессиональной деятельности указывают М.Г. Титаева и Н.А. Аминов

[1], о необходимости ее формирования, как системы знаний, компетенций, ценностно-смысловой составляющей говорит в исследовании Д.Д. Антонов

[2]. После окончания высшего учебного заведения молодые специалисты часто неудовлетворенны своей значимостью как специалистов и возможностей их самореализации. Данная проблема актуализирует значимость исследования личностной готовности к профессиональной деятельности обучающихся выпускного курса будущих педагогов-психологов.

Обзор литературы.

Проведенный теоретический анализ изучения психологического аспекта личностной готовности к профессиональной деятельности свидетельствует о преобладании двух методологических подходов - субъектно-деятельностного и личностно-ориентированного:

1) вид готовности к осуществлению профессиональной деятельности, как способности выстраивать собственную стратегию формирования и самореализации субъекта профессиональной деятельности (А.А. Пасишников

[3]);

2) личностное новообразование личности, включающее в себя:

- совокупность личностных качеств (Ю. С. Еремина, А. В. Бабаян [4]), в том числе способствующих адаптации в профессии (Б.М. Игошев, О.С. Тоистева

[5]);

- индивидуально-психологическую направленность на профессию (Б.П. Яковлев, И.Т. Богдан [6]), отрефлексированную направленность человека на профессию, компетентности и совокупность профессиональных потребностей (И. А. Зимняя, Н. А. Морозова, М. Д. Лаптева [7]);

- субъективное состояние личности, определяющее способность решать профессиональные задачи (Н.С. Ефимова [8]).

Анализ литературных источников показал, что исследователями личностная готовность к профессиональной деятельности определяется как многокомпонентное новообразование личности.

Исследователями в качестве составляющих личностной готовности к профессиональной деятельности выделяются следующие компоненты:

- мотивационный компонент (Л.А. Галкина [9], А.А. Пасишников [3], Б.П. Яковлев и И.Т. Богдан [6]);

- когнитивный компонент (А.А. Пасишников [3], Б.П. Яковлев и И.Т. Богдан

[6]);

- процессуальный (операционный) компонент (Б.М. Игошев [10], Э.Э. Кугно [11]);

- оценочно-результативный компонент (Э.Э. Кугно [11, А.А. Пасишников

[3]);

- рефлексивный компонент (Б.П. Яковлев и И.Т. Богдан [6]).

Таким образом, обобщая рассмотренные нами подходы к понятию личностной готовности и ее структурным составляющим, мы определим личностную готовность будущих педагогов-психологов к профессиональной деятельности как интегративное динамическое новообразование личности, обеспечивающееся развитием рефлексии, конструкта «Я-профессионал», мотивацией достижения успеха личности.

Исследователь Л.С. Моцарь отмечает, что личностная готовность к профессиональной деятельности является результатом качественных изменений в личности как субъекта будущей профессиональной деятельности в процессе освоения профессиональной деятельности в образовательном учреждении [12].

Следовательно, необходимо обеспечить психологическое сопровождение формирования и развития личностной готовности будущих педагогов-психологов в процессе подготовки в вузе.

Материалы и методы. Для исследования личностной готовности будущих педагогов-психологов было организовано эмпирическое исследование на базе КГПУ им В.П. Астафьева. В исследовании принимали участие 31 обучающихся, перешедших на 4 курс по направлению подготовки «Практическая психология в образовании».

Для выявления личностной готовности к профессиональной деятельности был подобран комплекс психодиагностических стандартизированных, позволяющих выявить структурные составляющие личностной готовности к профессиональной деятельности.

Для исследования аксиологического компонента применялись методика «Опросник терминальных ценностей» (ОТеЦ) И.Г. Сенина, методика «Смысложизненные ориентации», (в адаптации Д.А. Леонтьева),

Для исследования регулятивного компонента применялся опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) В. И. Моросановой.

Для исследования рефлексивного компонента использовался опросник рефлексивности А.В. Карпова.

Исследование мотивационного компонента проводилось с помощью использования методики «Мотивация обучения в вузе» Т. Ильиной и методики «Мотивация успеха и избегания неудач» (МУН) А. Реана.

Для исследования компонента конструкт «Я-профессионал» была использована методика «Образ - Я психолога» Н.Н. Колмогорцевой.

Полученные данные по каждому структурному составляющему личностной готовности к профессиональной деятельности с помощью корреляционного анализа по методу ^Спирмена были объединены для определения профиля личностной готовности к профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов.

Результаты исследования.

В результате проведенного исследования были получены следующие характеристики структурных составляющих личностной готовности к профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов на завершающем этапе обучения.

Мотивационный компонент личностной готовности к профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов представлен основными мотивами обучения в вузе и мотивацией достижения успеха / избегания неудачи.

Среди мотивов обучения в вузе преобладающей является мотивация получения знаний (53,1% обучающихся), которые заинтересованы в получении профессиональных знаний, необходимых для осуществления профессиональной деятельности. Мотив овладения профессией представлен у четверти (25,0%) обучающихся. Менее всего представлена мотивация получения диплома - только 21,9% обучающихся направлены на получение документа об образовании.

Приоритетной у большинства будущих педагогов-психологов является мотивация на успех - 65,6% обучающихся стремятся к достижению успеха, способны для его достижения преодолевать трудности, что подтверждается и показателем мотивации избегания неудачи, который выявлен только у 12,5% обучающихся.

Рефлексивный компонент личностной готовности к профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов представлен рефлексивностью как психическим свойством личности. В начале обучения на выпускном 4 курсе у половины (50%) обучающихся преобладающим является низкий уровень рефлексивности, не способные проводить анализ деятельности в прошлом, и текущей ситуации, использовать приобретенный опыт в преодолении текущих ситуаций. Средний уровень рефлексивности представлен у 34,4% обучающихся, в меньшей степени представлен высокий уровень - выявлен только у -15,6% обучающихся.

«Я-профессиональное» как компонент личностной готовности к профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов представлен областями идеального и реального в образе Я будущего педагога-психолога.

Сравнение показателей образа психолога «Я-реальное» и «Я-идеальное» с помощью критерия Манна-Уитни -Уилкоксона (для связных выборок) позволило определить статистические различия между показателями образа психолога «Я-реальное» и «Я-идеальное» -2,546а; р< 0,011).

Показатель профессионального Я-реальное показывает достаточно

высокие значения (31,41+0,53), однако показатели профессионального Я-реальное ниже показателей профессионального Я-идеальное (33,53+0,89). Будущие педагоги-психологи осознают наличие и степень сформированности у себя профессионально-важных качеств педагога-психолога, но при реальном столкновении с профессиональной деятельностью будущие педагоги-психологи понимают о необходимости дальнейшего профессионального саморазвития, они стремятся к их совершенствованию.

Аксиологический компонент личностной готовности к профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов представлен терминальными ценностями.

Сфера семейной жизни является наиболее значимой (1 ранг), что по нашему мнению, связано со стремлением к образованию собственной семьи. Профессиональная сфера для будущих педагогов-психологов является достаточно значимой - 2 ранг, что свидетельствует, что будущие педагоги-психологи ориентированы на приобретение профессии. Сфера обучения и образования также является значимой для будущих педагогов-психологов - 3 ранг.

На начало обучения на 4 курсе не значимой для будущих педагогов-психологов является сфера увлечений - занимает 4 ранг. Меньше всего значима сфера общественной жизни, которая занимает 5 ранг, что мы связываем с удовлетворением данной потребности у обучающихся: сложился определенный круг общения, определилась социометрическая структура студенческой группы.

Анализ терминальных ценностей будущих педагогов-психологов свидетельствует, что для обучающихся наиболее значимыми являются личностные ценности.

Личностная ценность «Сохранение собственной индивидуальности имеет 1 ранг. Обучающиеся будущие педагоги-психологи стремятся к тому, чтобы осуществляемая ими учебно-профессиональная деятельность подчеркивала и выражала их индивидуальность, сохраняют ценность своего «Я», присваивают требования профессиональной требования, интегрируют с индивидуальными особенностями, происходит становление Я-профессиональное».

Личностная ценность «Духовное удовлетворение» представлена 2 рангом. Будущие педагоги-психологи считают, что нужно заниматься деятельностью, которая является интересной и приносит внутреннее удовлетворение

Личностная ценность «Развитие себя» представлена на 3 ранге, будущие педагоги-психологи стремятся к саморазвитию и самоуглублением своего внутреннего мира.

4 ранг занимает личностная ценность «Достижения», что согласовывается с данными о мотивации достижения обучающихся.

Познавательная ценность «Креативность» не занимает ведущее значение в системе ценностей будущих педагогов-психологов (5 ранг), будущие педагоги-психологи не осознают важность творческого подхода в предстоящей профессиональной деятельности.

Социально-экономическая ценность «Высокое материальное положение» также не является значимой для будущих педагогов-психологов - 6 ранг, следовательно, выбор профессии педагога-психолога не обусловлен социально-экономическими мотивами выбора профессии.

Социальные ценности «Собственный престиж» и «Активные социальные контакты» имеют 7 ранг значимости, у будущих педагогов-психологов отсутствует ориентация на собственный престиж как специалиста с высшим образованием.

Анализ характеристик смысложизненных ориентаций будущих педагогов-психологов показал следующие показатели.

Показатель ориентации «Цели в жизни» как осмысленность целей жизни составляет 31,22+1,04, характеризует будущих педагогов-психологов как целеустремленных, осознающих свои жизненные цели, в том числе связанные с профессиональным развитием.

По шкале «Процесс жизни» показатель составляет 31,88+1,05, будущие педагоги-психологи осуществляют жизненный процесс более разнообразно, считают ее насыщенной интересными событиями.

Показатели по шкале «Результативность жизни» 26,31+0,81 свидетельствуют о частичной удовлетворенности собственной самореализацией в учебно-профессиональной деятельности.

Результаты по субшкале «Локус контроля - Я» 21,44+0,58 свидетельствуют о понимании будущими педагогами-психологами свободы выбора для выстраивания собственной траектории развития в личном и профессиональном плане.

Полученные результаты по субшкале «Локус контроля - Жизнь» - 31,56+0,81 показывают принятие будущими педагогами-психологами ответственности за свою жизнь, за свое профессиональное развитие, но не отрицают влияние и других факторов.

Регулятивный компонент личностной готовности к профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов включает в себя индивидуальную саморегуляцию, включающую показатели планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, а также показатели развития регуляторно-личностных свойств - гибкости и самостоятельности.

По шкале «Планирование» значение 6,03+0,37 свидетельствует, что будущие педагоги-психологи выдвигают цели, осуществляют планирование по их достижению, которые могут быть достигнуты частично.

Показатель «Моделирование» составляет 5,46+0,27, будущие педагоги-психологи осознают и анализируют условия по достижению цели.

По шкале «Программирование» значение 5,87+0,25 свидетельствует о затруднениях у будущих педагогов-психологов в формировании программы действий и в ее корректировке по результатам деятельности, действуя путем проб и ошибок.

Будущие педагоги-психологи не замечают своих ошибок, некритичны к своим действиям, о чем свидетельствует показатель (5,47+0,33) по шкале

«Оценивание результатов».

Показатель гибкости 6,97+0,23 позволяет сделать вывод, что будущие педагоги-психологи оценивают изменения условий, перестраивают планы при изменении условий, они вносят коррекцию в регуляцию.

Показатель самостоятельности находится в пределах среднего уровня выраженности - 6,09+0,29, следовательно, будущие педагоги-психологи планируют свою учебную деятельность и поведение, могут организовывать работу по достижению учебных целей, не всегда контролируют ход ее выполнения, и не проводят анализ и оценку промежуточных результатов деятельности.

Корреляционный анализ взаимосвязей показателей компонентов личностной готовности к профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов выявил наличие различных взаимосвязей между основными компонентами личностной готовности к профессиональной деятельности:

- сильная прямая связь субшкалы СЖО цели жизни с субшкалой СЖО локус-контроля Я (геЭмп=0,799 при р=0,000);

- сильная прямая связь субшкалы СЖО результативность жизни или удовлетворенность самореализацией с субшкалой СЖО процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни (геЭмп=0,735 при р=0,000);

- умеренная прямая связь мотивации достижения успеха/избегания неудачи с мотивом обучения в вузе приобретения знаний (геЭмп=0,680 при р=0,000), с регулятивным процессом планирования (геЭмп=0,415 при р=0,018);

- умеренная прямая связь мотива обучения в вузе овладения процессией с субшкалой СЖО результативность жизни или удовлетворенность самореализацией (геЭмп=0,407 при р=0,021)

- умеренная прямая связь терминальной ценности развития себя с образом Я-реальное психолога (геЭмп=0,470 при р=0,007), с образом Я-идеальное психолога (геЭмп=0,669 при р=0,000) и с субшкалой СЖО цели жизни (геЭмп=0,411 при р=0,019);

- умеренная обратная связь терминальной ценности развития себя с регулятивным процессом моделирования (геЭмп= -0,404 при р=0,022);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- умеренная прямая связь регулятивного процесса моделирования с регулятивным процессом программирования (геЭмп= 0,516 при р=0,003);

- умеренная прямая связь субшкалы СЖО цели жизни с субшкалой СЖО результативность жизни или удовлетворенность самореализацией (геЭмп=0,425 при р=0,015);

- умеренная прямая связь субшкалы СЖО локус-контроля Я с субшкалой СЖО результативность жизни или удовлетворенность самореализацией (геЭмп=0,604 при р=0,000) и с субшкалой СЖО процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни (геЭмп=0,556 при р=0,001).

Анализ выявленных корреляционных связей в группе будущих педагогов-психологов показал следующее.

Будущие педагоги-психологи, мотивированные на достижение успеха, ориентированы на достижение чего-то конструктивного, положительного, в

основе активности которых лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха, стремятся к приобретению знаний, осознанно выдвигают цели и осуществляют детализированное планирование своей учебно-профессиональной деятельности.

При наличии в жизни испытуемого целей в будущем, направленности на временную перспективу будущие педагоги-психологи более удовлетворены прожитой жизнью и ее продуктивностью, своей самореализацией в учебно-профессиональной деятельности, считают себя достаточно сильной личностью, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии с поставленными целями и тем более процесс учебно-профессиональной деятельности воспринимается будущими педагогами-психологами эмоционально насыщенным и наполненным смыслом.

Чем более будущие педагоги-психологи стремятся овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества, тем более они удовлетворены своей самореализацией в учебно-профессиональной деятельности, ее продуктивностью.

Будущие педагоги-психологи, стремящиеся познать свои индивидуальные особенности и постоянно развивающие свои личностные характеристики и способности, более высоко оценивают свое профессиональное Я и достаточно уверены в своих профессиональных возможностях, осознанно ставят цели дальнейшего учебно-профессионального развития профессиональных умений и профессионально-важные качеств. Однако не всегда могут оценить значимые внутренние условия и внешние обстоятельства, препятствующие развитию профессионального Я.

Обсуждение и заключения.

Таким образом, проведенное исследование личностной готовности к профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов на завершающем этапе вузовского обучения позволяет сделать следующие выводы:

1. Личностная готовность к профессиональной деятельности в ее структурных составляющих будущих педагогов-психологов на завершающем этапе обучения представлена следующими характеристиками:

- преобладающей мотивацией получения профессиональных знаний и мотивации на достижение успеха;

- низким уровнем рефлексивности, не способны проводить анализ деятельности во временном аспекте, использовать приобретенный опыт в преодолении текущих ситуаций;

- осознание наличия и степени сформированности у себя профессионально-важных качеств педагога-психолога, но при реальном столкновении с профессиональной деятельностью будущие педагоги-психологи понимают о необходимости дальнейшего профессионального саморазвития;

- ценностно-смысловая составляющая представлена значимостью профессиональной сферы и сферы семейной жизни, значимыми терминальными личностными ценностями духовного удовлетворения, сохранения собственной

индивидуальности и собственного развития, смысложизненными ориентациями осознания жизненных целей, эмоциональной насыщенности жизни, частичной удовлетворенности собственной самореализацией в учебно-профессиональной деятельности, понимании свободы выбора для выстраивания собственной траектории развития в личном и профессиональном плане и принятие ответственности за свою жизнь с учетом и других факторов.

- выдвижение целей сопровождается планированием и анализом условий по их достижению, затруднения в формировании программы действий, действуя путем проб и ошибок; собственные ошибки не замечаются, отсутствие критичности к своим действиям, не проводят анализ и оценку промежуточных результатов деятельности.

2. Анализ корреляционных связей компонентов личностной готовности к профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов позволяют сделать вывод, что на завершающем этапе обучения взаимосвязаны 4 компонента: мотивационный, регулятивный, аксиологический и Я-профессиональное.

Следовательно, мотивация достижения успеха, т.е. надежда на успех и потребность в достижении успеха, их настойчивость в достижении цели и целеустремленность обеспечена регуляцией будущими педагогами-психологами мотивационно-ценостных ориентаций, стремлением получения профессиональных знаний и осознанного планирования учебно-профессиональной деятельности.

Развитие Я-профессионального связано с ценностью саморазвития, стремлением развития своих способностей, личностных характеристик и профессионально важных качеств, осознание своего профессионального развития как ценности.

Литература

1. Титаева, М. Г. К вопросу об изучении профессиональной готовности студентов / М.Г. Титаева, Н.А. Аминов // II Всероссийский съезд психологов силовых структур Российской Федерации : Сборник материалов, Казань, 29 августа - 02 2016 года / Под общей редакцией Ю.П. Зинченко, А.Г. Караяни, Ю.С. Шойгу. - Казань: ФКУ «Центр экстренной психологической помощи министерства российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», 2016. С. 291-298.

2. Антонов, Д. Д. Личностная готовность студентов-психологов различных специализаций к профессиональной деятельности / Д. Д. Антонов // Вестник РГГУ Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2021. № 4. С. 152-164.

3. Пасишников А.А. Особенности личностной готовности к профессиональной деятельности преподавателей и студентов физической культуры // Вестник спортивной науки. 2009. № 1. С. 62-67.

4. Еремина, Ю. С. Готовность будущих социальных педагогов к

профессиональной деятельности: определение понятия, сущность / Ю. С. Еремина, А. В. Бабаян // Высшее образование сегодня. 2015. № 11. С. 80-82.

5. Игошев, Б. М. Профессиональная и личностная готовность социального педагога к работе с подростками девиантного поведения / Б. М. Игошев, О. С. Тоистева // Педагогическое образование и наука. 2010. № 3. С. 10-18.

6. Яковлев Б.П., Теоретический аспект проблемы личностной готовности к профессиональной деятельности с позиции формирования будущего специалиста / Б.П. Яковлев, И.Т. Богдан // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. 2007. Т. 311. № 7. С. 45-50.

7. Зимняя, И. А. Социальные компетентности выпускников вузов в контексте государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и проекта TUNING / И. А. Зимняя, Н. А. Морозова, М. Д. Лаптева // Высшее образование сегодня. 2007. № 11. С. 22-27.

8.Ефимова,Н.С.Формированиеличностнойготовностикпрофессиональной безопасности в системе взаимодействия «школа - технический вуз» // Научное мнение. 2014. № 6. С. 179-184.

9. Галкина Л.А. Развитие профессионально-личностной готовности социальных педагогов к работе с одаренными детьми // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 2. № 4. С. 139-143.

10. Игошев Б.М. Профессиональная и личностная готовность социального педагога к работе с подростками девиантного поведения // Педагогическое образование и наука. 2010. № 3. С. 10-18.

11. Кугно Э.Э. Формирование личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. Улан-Удэ, 2013. 178 с.

12. Моцарь Л.С. Эмпирические «индикаторы» уровней личностной готовности выпускника вуза к профессиональной деятельности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2011.№ 1. С. 129-133.

References

1. Titaeva, M. G. On the question of studying the professional readiness of students. II All-Russian Congress of psychologists of power structures of the Russian Federation : Collection of materials, Kazan, August 29 - 02, 2016 / Under the general editorship of Yu.P. Zinchenko, A.G. Karayani, Yu.S. Shoigu. - Kazan: FKU "Center for Emergency Psychological Assistance of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters", 2016. pp. 291-298.

2. Antonov, D. D. Personal readiness of psychology students of various specializations for professional activity. Bulletin of the Russian State University. Series: Psychology. Pedagogy. Education. 2021. No. 4. pp. 152-164.

3. Pasishnikov A.A. Features of personal readiness for professional activity of

teachers and students of physical culture. Bulletin of Sports Science. 2009. No. 1. pp. 62-67.

4. Eremina, Y. S. Readiness of future social educators for professional activity: definition of the concept, essence. Higher education today. 2015. No. 11. pp. 80-82.

5. Igoshev, B. M. Professional and personal readiness of a social teacher to work with adolescents of deviant behavior. Pedagogical education and science. 2010. No. 3. pp. 10-18.

6. Yakovlev B.P., The theoretical aspect of the problem of personal readiness for professional activity from the perspective of the formation of a future specialist. Iz-vestiya Tomsk Polytechnic University. Georesource engineering. 2007. Vol. 311. No. 7. pp. 45-50.

7. Zimnaya, I. A. Social competencies of university graduates in the context of state educational standards of higher professional education and the TUNING project. Higher education today. 2007. No. 11. pp. 22-27.

8. Efimova, N. S. Formation of personal readiness for professional safety in the system of interaction "school - technical university". Scientific opinion. 2014. No. 6. pp. 179-184.

9. Galkina L.A. Development of professional and personal readiness of social educators to work with gifted children. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2013. Vol. 2. No. 4. pp. 139-143.

10. Igoshev B.M. Professional and personal readiness of a social pedagogue to work with adolescents of deviant behavior. Pedagogical education and science. 2010. No. 3. pp. 10-18.

11. Kugno E.E. Formation of personal readiness of military personnel to work in extreme situations: dissertation... Candidate of Pedagogical Sciences : 13.00.01. Ulan-Ude, 2013. 178 p.

12. Mozar L.S. Empirical "indicators" of the levels of personal readiness of a university graduate for professional activity. Bulletin of the Adygea State University. Series 3: Pedagogy and Psychology. 2011.No. 1. pp. 129-133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.