Научная статья на тему 'Сикхизм - самая индийская религия или тень общеиндийских религий?'

Сикхизм - самая индийская религия или тень общеиндийских религий? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3589
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИКХИЗМ / ИНДИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сикхизм - самая индийская религия или тень общеиндийских религий?»

Спевакова A.A., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент В.И. Земенко

Сикхизм - самая индийская религия или тень общеиндийских

религий?

Одной из очень распространенных в Индии религий является Сикхизм. Его название происходит от санскритского слова «шишья» (ученик). Сикхи образуют довольно компактную этноконфессиональную общность. Они в основном сосредоточены в штатах Пенджаб и Хариана, незначительная часть их живет в других штатах Индии. В современной Индии сикхи занимают примерно 1,9 % от общего числа населения (Сикхский ..., 1997, с. 34). Т. е. их больше, чем буддистов и джайнов, но меньше, чем индусов, мусульман и христиан.

Сикхизм сравнительно молодая религия, ее история насчитывает около 500 лет, однако, как мы видели, она пользуется особой популярностью в настоящее время среди населения Индии. Интересно узнать, в чем же кроется эта привлекательность для индусов, почему они предпочли сикхизм индуизму и исламу. Что есть в этой религии такого, чего нет в других, или это по существу симбиоз этих двух религий? На этот вопросы мы постараемся ответить в своей работе.

За двести тридцать девять лет, прошедших с момента открытия цепи Гуру Нанаком до освящения традиции десятым Учителем, Гуру Гобинд Сингхом, сикхизм обрел свое священное писание, знаки и символы - особый шрифт - гурмуки и безупречную стихотворную форму. Переход от одного Гуру к другому совершался подобно тому, как если бы одна лампада зажигалась от другой. Священная цепь трансформации десяти Гуру рассматривается как один единый Гуру, поскольку все они явились из одного и того же Божественного Пламени, продолжая одну и ту же Божественную Миссию (Успенская, Котин, 2007, с. 16). Установление института Гуру, основание Амритсара, составление книги Ади Грантх, создание Сангата (священной общины) и Пангата (бесплатной столовой Гуру), формирование Хальсы, атрибутов сикхизма, именуемых пять «к» (длинный нестриженые волосы, кинжал, гребень, стальной браслет, особый род одежды) — все эти и многие другие события, составляющие сикхскую хронику, придают религии сикхов в высшей степени особую специфику.

Но все же сикхизм имел двух родителей - индуизм и ислам. В этой религии явно улавливаются черты обеих религий, но они трансформируются в сикхизме в нечто качественно новое. Например, учение о карме, оно явно взято из индуизма и буддизма. Единственное отличие состоит в акценте на роли и значении личного поведения человека для достижения избавления от круга перерождений. Размышляя о Боге, познавая Его через медитацию, что, кстати взято из учения бхакти, и исполнение гимнов, Нанак приходит к осознанию необходимости физического труда (Сикхский ..., 1997, с. 47). И в последние десятилетия своей жизни Нанак вместе с учениками обрабатывает

земли, принадлежащие общине, следуя некогда провозглашённой им заповеди: «Человек должен трудиться и делиться плодами своего труда с другими людьми» (Гуру Нанак, 1972, с. 154).

Сикхи уверены в том, что в общении и взаимодействии с богом не нужны посредники - жрецы, не нужны особые механизмы осуществления контакта с высшими силами. Надо действовать самому, но советуясь с гуру. Согласно сикхизму, цель человеческой жизни состоит не в том, чтобы попасть в рай или Сваргу народной веры индусов, но в искании Бога и обретении единства с Ним. Конечная цель религии сикхов заключается в слиянии с Высшей Душой и если эту возможность упустить, человек возвращается к циклу рождений и воплощается вновь (Альбедиль, Дубянский, 1996, с. 321).

Вот еще одна общая черта: сикхское богослужение и индуистский ритуал основаны на понимании магической силы слова. В индуизме - это слово Вед, в сикхизме - слово гуру, которое изложено в трактате Ади Грантх. «Божественное Слово есть воплощение Гуру, а Гуру есть воплощение Слова» (Гуру Нанак, 1972, с. 138). Но в индуизме звучание мантр дополняется магическими приемами и жертвоприношениями. В сикхизме не предполагается ничего, кроме наставлений гуру и его созерцания, в том числе и созерцание священной книги Ади Грантх, как своего гуру.

Сикхизм отвергает любые посты, обряды и ритуалы как средства достижения спасения. Сикхизм отвергает принципы йоги, умерщвление плоти, самоистязание и аскетизм. Согласно Сикхизму, бессмысленно поклоняться богам и богиням, камням, статуям, гробницам, местам кремаций, идолам и изображениям. Прославлять надлежит только Бога, Не имеющего форм, Сотворившего мир (Боги, брахманы ..., 1969, с. 356).

Сикхизм - религия, отвергающая многобожие индуизма, признающая существование одного божества. Одно из наименований Бога у Нанака - Эк (Единственный, Единый, Один). В то же время понятие о Боге в сикхизме сильно отличается от существующего, например, в исламе. Сикхский Бог не имеет внешности, и в то же время Он существует во всём и повсюду (Сикхский ..., 1997, с. 301). Индуистские боги Брахма, Вишну и Шива, а также мусульманский Аллах - все они сливаются в Боге. У Него нет собственного имени. Сикхи обращаются к Нему, используя и индуистские, и мусульманские имена: Хари (это имя встречается наиболее часто), Гопал, Рам, Аллах, Сахиб и т. д.

Как в индуизме, так и в исламе большое место в жизни верующих уделяется паломничеству к святым местам. Сикхизм не признает паломничества. Гуру подчеркивал: «Стоит ли отправляться на омовение в места паломничества? Нет. Единственное истинное паломничество — НАМ. Паломничество — это созерцание Слова, Струящего внутренний духовный свет» (Гуру Нанак, 1972, с. 57).

Вызовом индуизму является важнейшая идея учения Нанака -равенство всех людей перед Богом, отрицание каст и кастовой системы. При Нанаке была введена особая форма богослужения - сангат, предполагавшая

совместное присутствие сикхов (независимо от касты) на проповеди гуру, совместное исполнение гимнов (Сикхский 1997, с. 332). Несколько позже, при третьем Гуру Амар Дасе - стали проводиться совместные трапезы -пангат (дословно это означает «линия», «ряд»), на которых присутствовали и, сидя в ряд, передавали из рук в руки чашу с водой все члены общины - также независимо от касты и положения в обществе (Успенская, Котин, 2007, с. 49). Однако и у самих сикхов, впоследствии, появились свои касты, хотя их рамки не такие жесткие, как в индуизме.

Важно отметить, что сикхизм, в отличие от ислама, не входит в группу авраамических религий, его священные писания создавались не для одного народа, но для всех и каждого - вне зависимости от веры, национальности, пола. Отношение к женщине в сикхизме коренным образом отличается от положения женщины в индуизме и исламе. Согласно сикхизму, абсурдно рассматривать женщину как «воплощение соблазна», «искусительницу» или «нечистое существо». Гуру не считает женщину препятствием на пути к достижению конечной цели — Вечного Блаженства. Гуру настаивает на необходимости предоставления женщине почетного статуса во всех слоях общества (Сикхский ..., 1997, с. 330). Множество установлений в этическом кодексе сикхов связаны с осуждением антиморальной социальной практики по отношению к женщинам: 1) убийства новорожденных младенцев женского пола; 2) жертвенного сожжения вдов вместе с умершим мужем (сати). В сикхизме допускается повторный брак вдов; если вдова того желает, она может снова создать семью; 3) ношения женщинами покрывала. Эмансипация женщины была одним из самых значительных социальных достижений сикхизма.

Как мы увидели, сикхизм возник и существует как противостоящая индуизму и исламу религия. Сикхизм отрицает многие представления этих верований, тем не менее, грань, разделяющая эти религии, нельзя назвать четкой.

Однако нужно выделить основные черты сикхизма, отличающие его от других религий:

> Своеобразный институт Гуру (бхакти).

> Свой священный трактат Ади Грантх написанный особым шрифтом -гурмуки.

> Общие трапезные Лангары, которые символизируют равенство людей и отрицание кастовой системы.

> Сикхи как военное сословие.

> Идеал для сикха - активная жизнь в кругу семьи.

> Отличительные признаки членов хальсы - «пять К».

> Единая для всех сикхов фамилия или титул — «Сингх» (буквально: «лев») - как знак общего братства и равенства, знак принадлежности к одной семье. Женщины получают имя-титул «Каур» (буквально «принцесса») и не меняют его в замужестве, чем очень гордятся.

В заключении можно сделать вывод, что Сикхизм - это особый вариант индийского пути духовного совершенствования. В нем сплетены воедино

традиции особого направления индуизма, которое называется бхакти, и суфийского учения, которое широко распространенно в Пенджабе. Сикхизм направлен на совершенствование, исправление многочисленных недостатков прежних учений. По моему мнению, Сикхизм — это, скорее, не синтез общеиндийских религий, а критическое переосмысление их, благодаря которому была создана качественно новая религия, отвечающая насущным проблемам индусов того времени, поэтому к сикхизму стали обращаться многие слои населения Индии.

В заключении нужно сказать, что сикхизм не идёт по пути ислама или индуизма. Искренне верующий человек, не важно, каким именно именем он называет Бога, познав милосердие и любовь своего Господа, - уже сикх. Такова природа сикхизма - объединять людей и воодушевлять их на благие дела, но не разделять их и не обращать друг против друга.

Список литературы

Алъбедилъ М.Ф., Дубянский A.M. Словарь. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. -М., 1996.

Боги, брахманы, люди. - М, 1969.

Гуру Нанак. Сборник статей. Под ред. И.С. Рабиновича. - М., 1972.

Сикхский Миссионерский Центр. Религия сикхов. - Ростов-на-Дону.

1997.

Успенская Е.Н., Котин И.Ю. Сикхизм. - СПб, 2007.

Матвеев С.Р., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент Н.М. Рычкова

Парижская повседневность эпохи Террора

Эпоха Террора считается одним из самых изученных явлений Великой Французской революции. Еще не так давно Террор рассматривался как наиболее важный момент революции, её вершина и суть: период до 1793 г. считали полуреволюцией, после 1794 г. - преданной революцией. Но всё обилие исследований затрагивало в первую очередь политическую сторону этого явления, а историки в большей степени стремились «набрать очки» в полемике между собой.

В конце 1980-х годов интерес исследователей к теме Террора начал стремительно снижаться. Это обусловлено и упадком социальной истории (долгое время игравшей ведущую роль в объяснении якобинского эпизода революции), и крушением вместе с коммунизмом надежд на революционный путь развития. Свою роль сыграла и работа ревизиониста Франсуа Фюре (Furet, 1986), которая сместила акценты с 1793 г. на 1789 г. По поводу этой работы Патрис Генифе писал: «Отныне, чтобы понять, как Франция покончила со своим прошлым, надо изучать историю не Национального конвента, а Учредительного собрания...» (Генифе, 2003, с. 6).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.