Научная статья на тему 'Сикхизм в Канаде. Индийская религия в западном мультикулыурном обществе'

Сикхизм в Канаде. Индийская религия в западном мультикулыурном обществе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1140
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Котин И. Ю.

Сикхи в Канаде преимущественно представители конфессиональной группы исповедующих сикхизм панджабцев. Эта группа в индийском Пенджабе постепенно формируется в этноконфессиональную группу. В то же время это не гомогенная группа, состоящая из ряда каст и религиозных сообществ, взаимоотношения между которыми далеко не простые. Весь комплекс внутрипанджабских конфликтов перенесен и в мир сикхской диаспоры, на территории рассеяния сикхов за пределами Южной Азии. Частью этого мира сикхской диаспоры, ее важным центорм, «узлом» стала Канада. Пользуясь современной терминологией, мы можем назвать сикхов Канады также членами транснациональной общности, принадлежащей как миру Индии, точнее, Пенджабу, так и Канаде, где сикхи являются одним из элементов сложной мультикультурной мозаики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Sikhism in Canada. The Oriental Religion in the Oxidental Multicultural Environment

The Sikhism is a religion of the followers of the Guru Nanak, a prophet of monotheism in North-West India. Since the 16th century till 1708 the religion was developed under ten Gurus, or the Teachers. Since then the mainstream Sikhism has been the religion of those who regard a congregation and the holy book of "The Adi Granth" as representation of the Guru. Those who do believe in living Gurus are the sectants known as the Namdhari and the Nirankari. Those who are known as the Orthodox Sikhs are divided into the Sahajdhari and the Keshdhari. The latter bear five symbols of their faith or "the five 'k'". The trend of forced conversion of the Sahajdhari into the Keshdhari is evident in the Punjab. In the Sikh diaspora, in Canada particularly, the things are complicated by the "Gora" or White converted Sikhs. The paper deals with the development of the Sikhism and the Sikh internal conflicts in Canada and their contacts with the host society.

Текст научной работы на тему «Сикхизм в Канаде. Индийская религия в западном мультикулыурном обществе»

И. Ю. Котин

СИКХИЗМ В КАНАДЕ. ИНДИЙСКАЯ РЕЛИГИЯ В ЗАПАДНОМ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОМ ОБЩЕСТВЕ

Сикхи1 — представители особой конфессиональной группы в составе панджабцев — одного из крупных народов северо-западной Индии и Пакистана. Они являются последователями религиозного реформатора гуру Нанака (1469-1539) и девяти хранивших и развивавших его учение проповедников, также известных как гуру, из которых пятый Арджун (1581-1606) и последний, десятый, — Гобинд Сингх (1675-1708) внесли особый вклад в оформление сикхизма как самостоятельной религии. После смерти Гобинд Сингха сикхи руководствуются мнением большинства общины (хальса) и авторитетом священной книги «Ади Грантх», считающимися воплощением гуру. Сикхи говорят преимущественно на панджаби, что объединяет их с проживающими в индийском штате Пенджаб индусами и с мусульманами из пакистанской провинции Панджаб2. Однако индусы все больше переходят на хинди, а мусульмане — на урду, оставляя панджаби в качестве литературного языка преимущественно сикхов. Многие исследователи считают, что в настоящее время сикхи оформились в самостоятельную этно-конфессиональную общность.

В силу ряда обстоятельств, прежде всего из-за аграрной перенаселенности, традиции партикуляризации земли (ее раздела между всеми сыновьями), сикхи принимали активное участие в эмиграции из Индии. В настоящее время большие общины сикхов существуют в Великобритании, Канаде, США, Сингапуре, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР, странах Восточной Африки, на Фиджи и в Тринидаде. Как некогда в Индии, сикхи за рубежом столкнулись с необходимостью сохранить свою самобытность, выражаемую в том числе и во внешних отличительных признаках. При этом как в Восточной Африке, так и на Тринидаде и на Фиджи традиционный панджабский головной убор — тюрбан стал восприниматься как часть именно сикхской одежды и атрибут сикхской религии. В данной ситуации этническая и религиозная идентификация столь сложно и прочно переплелись, что сикхи диаспоры отнесли тюрбан — пагри к разряду главных атрибутов своей веры. В ряде ситуаций и в Канаде тюрбан стал важнейшим сикхским атрибутом.

Начало южноазиатской иммиграции в Канаду положили сикхи — строители железнодорожной ветки Канадско-Тихоокеанской железной дороги, ведущей к Ванкуверу. По завершении работ по прокладке стальной магистрали многие индийцы остались в качестве рабочих на лесопильных фабриках Ванкувера и его пригородов. До апреля 1908 г. в Канаду прибыло 5 179 индийцев. Однако вследствие экономического кризиса выросла настороженность профсоюзов по отношению к новоприбывшим. В сентябре 1907 г. начался т. н. «ванкуверский бунт» — демонстрации и погромы в «азиатских» кварталах в связи с сообщением о якобы прибывшем корабле с индийскими рабочими. В том же 1907 г. легислатура Британской Колумбии лишила выходцев из Индии права голоса на местных выборах. Особым актом колониального правительства в 1908 г. индийцам было запрещено селиться в Канаде и даже высаживаться на канадский берег они могли лишь при наличии крупной суммы в местной валюте. Пароходным компаниям были не рекомендованы маршруты из Индии в Канаду.

© И. Ю. Котин, 2008

Возникшая в начале XX в. небольшая индийская община в Канаде состояла в основном из сикхов, что не мешало канадцам называть их индусами. Канадские сикхи основали свой храм — гурдвару в Ванкувере, и здесь же стал в 1910 г. выходить на панджаби журнал «Свадеш севак» («Слуга своей страны»). Созданные в Канаде организации «Юнайтед Индия Лиг» и «Хальса Диван Сосайети» занимались лоббированием интересов индийцев. Между Оттавой, Лондоном и Дели началась интенсивная переписка в связи с требованиями индийцев. Примечательно, что в тот период вопрос об особой сикхской «этничности» не стоял. Канадцы называли сикхов «индусами», а те считали себя индийцами, исповедующими сикхизм.

22 мая 1913 г. в порту Виктории было задержано японское судно «Комагатамару», арендованное в Гонконге сикхом Гурджит Сингхом и везшее пассажиров из Индии, преимущественно сикхов. В Ванкувере, куда затем было отправлено судно, индийцев встречали демонстрации с лозунгами «Кули! Убирайтесь домой!». До 23 июля судно простояло в порту Ванкувера, причем индийцам не разрешили сойти на канадский берег. События в Ванкувере получили широкий резонанс и обсуждались как в Дели, так и в Лондоне и Оттаве. Обеспокоенные недружелюбием властей, более 3 тыс. индийцев покинули страну в период между 1911 и 1920 гг. В 1920-1930-е гг. в Канаде, преимущественно в Ванкувере и Виктории, оставалось 1,5-2 тыс. индийцев, в основном — сикхов.

С провозглашением в 1947 г. независимости Индии канадское правительство было вынуждено вернуться к закрытой на несколько десятилетий теме индийской иммиграции. В 1951 г. Канада и Индия договорились о квоте иммиграции в 150 человек. В 1956 г. эта квота была увеличена до 300 человек. Годом позже канадское правительство разрешило поселившимся в стране индийцам приглашать к себе супруг, детей и престарелых родителей. С признанием права небольшой группы принимать родственников Канада по существу открыла свои границы для индийской иммиграции, хотя и ограниченной определенным кругом родственников и земляков. Последнее обстоятельство определило цепной характер индийской миграции и преимущественное поселение здесь сикхов из панджабских районов Хошиарпур и Джалландхар. В 1967 г. Канада сняла все иммиграционные ограничения, основанные на расовой, этнической или религиозной принадлежности иммигрантов. С этого времени наблюдается значительный рост числа выходцев из Южной Азии в Канаде.

В 1961 г. в Канаде было зарегистрировано 6 тыс. сикхов. В 1981 г. их было здесь уже 62 тыс. человек. За последующие десять лет число сикхов в стране выросло на 118 % (т. е. более чем в два раза). Дальнейший значительный рост общины представляется весьма вероятным, т. к. число сикхов пополнится как за счет иммигрантов из Индии, так и за счет британских сикхов, выражающих свой интерес к переезду в Северную Америку. Согласно канадской переписи населения, на 1991 г. в Канаде проживало 147 тыс. сикхов (75 570 мужчин и 71 870 женщин)3. Перепись 2001 года дает нам цифру 278 415 сикхов. Сикхи проживают компактно в Британской Колумбии, особенно в городах Ванкувер, Виктория и Нью-Вестминстер. Здесь зарегистрировано больше четверти всех канадских сикхов — 74 550 человек4. В районе Суррей Большого Ванкувера зарегистрировано 34 063 сикха — члена приходской общины местного храма Нанака5. Большая концентрация сикхов частично объясняется их изначальным проживанием вблизи лесопильных фабрик, где они работали. Старейшая сикхская гурдвара Канады — Хальса Диван в Ванкувере, существует с 1907 г. В 1947 г. сикхи Ванкувера создали Ассоциацию взаимопомощи канадских граждан индийского происхождения (East Indian Canadian Citizens Welfare Association). Сикхские общины также есть в канадской столице и в крупных промышленных

центрах — Торонто и Монреале. Сикхи по-прежнему прибывают прежде всего в Ванкувер, но многие затем переезжают в другие города Канады. Так, если до 1970-х гг. 90 % всех новоприбывших сикхов оставались в Британской Колумбии, то сейчас здесь остается их менее половины. При этом Канада, наряду с США и Великобританией, является наиболее перспективной страной для новых иммигрантов-сикхов как из самого Панджаба, так и из Восточной Африки, Юго-Восточной Азии, Фиджи.

Коренные канадцы неоднозначно воспринимают появление этой быстрорастущей и внешне отличной от большинства группы населения. Сикхи довольно компактно проживают в ряде районов канадских городов, образуя своеобразные этнические анклавы, такие, например, как «Панджаби маркет» в Ванкувере и ряд жилых кварталов в районе Суррей Большого Ванкувера (район «Дельта»). До некоторой степени это, создавая, возможно, больший психологический комфорт сикхским семьям, мешает их общению с другими канадцами. Кроме того, целый ряд трагедий в Индии и за ее пределами, связанный с деятельностью сторонников независимого государства Халистан, также негативно сказался на формировании образа сикхов как террористов и противников современного светского образа жизни. Дело в том, что в результате раздела Индии по конфессиональному признаку сикхи пострадали больше других групп и восприняли соглашение о разделе, как предательство. Часть сикхских лидеров, проигравших в парламентских баталиях в индийском Пенджабе, выдвинула лозунг создания сперва «Панджаби суба» — сикхского штата, а с реализацией этого плана провозгласила начало кампании за создание независимой страны хальсы — Халистана. Попытки центрального правительства навести порядок в Пенджабе и изгнать радикалов из главной сикхской цитадели — Золотого Храма привели к гибели тысяч невинных людей и сделали идею Халистана популярной в диаспоре. Бхиндранвале и другие сикхские радикалы посмертно были провозглашены мучениками.

В среде самих сикхов Канады получила развитие традиция создания культов мучеников, характерная для истории сикхов в XVIII в., и возрожденная в Индии во второй половине XX в. Главным объектом поклонения сикхов Канады стал новоиспеченный «шахи-д» — мученик, пострадавший за веру — Мева Сингх. Этот грантхи, служитель гурдвары в Ванкувере, убил в 1915 г. англо-индийца Уильяма Хопкинса, организатора шпионской сети, действовавшей по заданию правительства США, обеспокоенного политической активностью в США и Канаде индийской революционной партии «Г адр». Ежегодно в марте Мева Сингх поминается в ванкуверской гурдваре. Его принято изображать как борца за веру с притеснителями сикхов в Канаде и сравнивать с сикхскими героями XVIII века.

Кешдхари («львиноволосые») или акали («бессмертные») сикхи имеют при себе введенные последним гуру Гобинд Сингхом отличительные признаки, известные как «пять „к“», уже упоминавшиеся «кеша», «кирпан», «када», «кангха» и «каччха». Именно кешдхари находились в последние десятилетия в подчинении у видных духовных авторитетов сикхизма — настоятелей главных храмов — «тахтов». В то время как традиционный сикхизм предполагает свободу вероисповедания и действия, руководство тахтов стремится усилить институциализацию сикхизма, в том числе пытается формализовать храмовую службу, усилить иерархию, узаконить передачу церковной десятины на свои нужды. Внешним выражением этих устремлений является борьба за сохранение сикхами знаков своей религии — упомянутых «пяти „к“». Один из первых получивших огласку конфликтов в индо-канадской общине как раз и был связан с религиозными знаками внешнего вида кешдхари-сикха. Конфликт начался в 1952 г., когда большинство членов общины осудило священнослужителя, открыто носившего меч, а также ввело в состав

попечителей гурдвары сикха, не носившего «пяти „к“», т. н. «бритого» сикха. То обстоятельство, что сикхи, не считающие обязательным для себя ношение «пяти „к“» и известные как «сахадждхари», получили за пределами Индии имя «бритых», или «вестернизированных», сикхов, говорит о забвении или незнании многими зарубежными сикхами сути внутрипанджабских разногласий. Хотя кешдхари, или сторонники «пяти „к“», получили имя традиционалистов, их идеология довольно молода. Они как бы монополизировали право на трактовку сикхизма, каким он якобы был изначально. По существу же мы наблюдаем здесь классический пример ривайвализма — модернизации, трактуемой как возвращение к истокам. Тем не менее в споре между кешдхари и сахадждхари победили сахадждхари, пусть и получившие ярлык «вестернизированных» сикхов. «Традиционалисты» — кешдхари выделились и основали Общество Акали Сингх с собственными гурдварами в Ванкувере и Виктории.

Победа «вестернизированных» сикхов не была, однако, окончательной. С прибытием в Канаду новых иммигрантов из Индии, а также сикхов из Восточной Африки и в связи с ростом религиозного самосознания среди молодых индийцев формальная приверженность внешним атрибутам сикхизма стала восприниматься как признак истинной религиозности. Целая серия инцидентов по всей стране была вызвана требованиями сикхов-кешдхари позволить им носить тюрбан в качестве символа своей религии. В 1987 г. с таким требованием выступил принятый на службу в канадскую полицию сикх Сатледж Сингх Дхиллон. Это пожелание, кстати, не вызвало возражений у руководства канадской полиции, но определенная часть населения страны высказала свое недоумение по этому поводу. В 1993 г. в городке Ньютон, в Суррее (Британская Колумбия), сикх Харбанджан Сингх, ветеран индийской авиации, где служил техником, не был допущен в Зал собраний Королевского Канадского Легиона на том основании, что вход в холл в головных уборах запрещен. Это спровоцировало кампанию сикхов за отмену подобных запретов, к которой присоединились религиозные организации иудеев.

В начале 1990-х гг. большой резонанс в Индии и в Канаде получило религиозное наказание Пашаура Сингха, профессионального настоятеля гурдвары — грантхи, знатока «Ади Грантха» и талантливого исследователя. Пашаура Сингх изучал под руководством знаменитого новозеландского специалиста Хью Маклеода священные тексты сикхизма и написал под его руководством докторскую диссертацию, которую защитил в университете Торонто. Пашаура Сингх, в частности, утверждал в своей диссертации, что «Мул мантра» — строки, содержащие кредо сикхизма, приписываемые Нанаку и вошедшие в «Ади Грантх», являются позднейшим дополнением. Через полтора года после защиты диссертации Пашаура Сингх был вызван в Амритсар в резиденцию джатедара Манджит Сингха. Там он был приговорен к семи дням показательных исправительных работ — чистке обуви прихожанам — два дня в Амритсаре и пять дней в гурдваре Детройта, ибо к тому времени Пашаура Сингх получил место преподавателя в университете Мичигана в Энн Харборе. Несмотря на утверждения Пашаура Сингха о научной доказанности своих выводов, этот индо-канадец был наказан. Примечательно, что он подчинился религиозному деятелю из Амритсара и выполнил условия приговора.

В 1996 г. сикхские храмы вновь стали объектом пристального внимания средств массовой информации и общественности в связи с беспорядками и столкновениями внутри общины. Поводом к ним стала борьба за фонды храмов. Большинство сикхов обвинило руководство храма Нанака в Суррее в том, что оно отправляло собранные деньги в Пенджаб в руки сепаратистов, вместо того чтобы тратить их на нужды общины. Лишь

вмешательство полиции помогло избежать крупного кровопролития среди сикхов. Новоприбывшие из числа восточноафриканских «азиатов», а также ранее проигравшие бой кешдхари вновь попытались взять контроль над гурдварой, аргументируя свои действия тем, что «бритые сикхи» не являются настоящими последователями Нанака. Последние же возражали, утверждая, что именно они построили гурдвару и стояли у истоков формирования здесь сикхской общины.

Особенность сикхизма как религии, помимо ее относительной молодости и простоты ритуалов, заключается в отсутствии догматизма. Многие решения, касающиеся внешнего вида сикха, его деятельности, поведения, внешнего вида храма, его интерьера и характера религиозной службы, со времен завещания Гобинд Сингха делегировались местной конгрегации. Неслучайно среди сикхов популярна формула, приписываемая самому Гобинд Сингху: «Один последователь гуру — отдельный сикх, двое образуют священную ассоциацию, но где есть пять сикхов, там уже сам Бог». Руководствуясь этим положением, сикхи Канады, в частности, оборудовали почти все гурдвары скамьями для сидения по образцу религиозных сооружений католиков и протестантов. Попытка части конгрегации навязать панджабский образец канадским сикхам и вынести стулья из храмов вызвала волнения, даже столкновения среди сикхов, приведшие 12 января 1997 г. к настоящей вооруженной схватке между сикхами и к временному закрытию гурдвар полицией. В дальнейшем руководство ведущих сикхских храмов Пенджаба попыталось навязать обязательный вынос столов и стульев из гурдвар в качестве нормы для сикхской диаспоры, но это решение не получило поддержки большинства сикхов Канады. В 2001 г. эта ситуация повторилась. При этом руководство сикхов в Амритсаре пыталось навязать им свое видение проблемы. В настоящее время большинство гурдвар находится в руках «вестернизированных» сикхов, но акали-сикхи имеют в Канаде структуры (Akali Singh Sikh Society), параллельные общесикхским. Радикально настроенные сикхи, выступающие за создание независимого государства сикхов, основали с этой целью ряд террористических организаций (The Babbar Khalsa International, the Khalistan Commando Force, The Khalistan Zindabad Force, International Sikh Youth Federation). В самой Канаде террористическая деятельность сикхов, в частности получивший огласку взрыв в Токио багажа, предназначенного для самолета, совершавшего рейс в Ванкувер, не может не вызывать беспокойства.

В 1987 г. федеральное правительство Канады обратилось к семи провинциальным кабинетам с просьбой бойкотировать деятельность наиболее активных сикхских организаций, таких как Всемирная сикхская организация (World Sikh Organization), Индийская федерация сикхской молодежи (Indian Federation of Sikh Youth) и «Бабар Хальса». Для этого имелись определенные причины. В частности, члены «Бабар Хальса» были обвинены в попытке угона 25 мая 1986 г. самолета, летевшего в Нью-Йорк, а члены молодежной сикхской организации пытались убить индийского министра, посещавшего Британскую Колумбию.

В последние десятилетия в Северной Америке наблюдается обращение в сикхизм коренных канадцев. На 2001 г. таковых в Канаде около 3 тыс. человек. Эти сикхи известны как «гора сикхи», или «белые сикхи», «сикхи-европейцы». «Гора сикхи» являются последователями приехавшего в Северную Америку индийского проповедника Сири Сингха Сахиба Харбхаджан Сингха, известного также как Йоги Бхаджан, или Сири Сингх Сахиб Бхаи Сахиб Харбхаджан Сингх Хальса Йоги. Этот сикхский миссионер старался излагать учение сикхизма в традиции кешдхари. Он был соучредителем празднования в 1974 г. столетия создания важных организаций кешдхари — первых сикхских комитетов — Сингх Сабха. По инициативе господина Йоги Канаду посетили духовные авторитеты

из Амритсара. Супруга Йоги, госпожа Премка Каур, активно защищает позиции кешдхари в печати. Основанное ими в Северной Америке общество “Healthy, Happy, Holy Organization” (т. н. организация «трех “х”»), включающая 5 тыс. «гора сикхов» в США и Канаде, позиционирует себя как защитница истинного учения — «пантха», свободного от региональных, сектантских и кастовых различий. «Гора сикхи», в частности, отказываются считать сахадждхари сикхами. В то же время требования Премки Каур считать обязательным и для женщин ношение тюрбана и белых одеяний и ее борьба за разрешение женщинам занимать важные посты в сикхских организациях представляются неприемлемыми для большинства кешдхари-панджабцев. Даже в Канаде сикхизм остается преимущественно панджабской религией, а неофитов-европейцев большинство сикхов не принимает всерьез. Большинство сикхов вступают в браки внутри своей общины, хотя известны единичные случаи женитьбы сикхов на девушках из англо-канадской общины, и последние, как правило, принимают сикхизм.

Современные сикхи-панджабцы в Канаде — представители влиятельного этнокон-фессионального меньшинства. Сикхи есть среди ученых и предпринимателей, деятелей искусств и менеджеров. Представители этих профессиональных групп часто вынуждены брить бороды, но другие сикхи, особенно военные и полицейские, демонстративно носят символы своей религии. Среди сикхов немало таксистов, механиков, хозяев лавочек аудио и видео техники и т. д. Есть среди сикхов и рабочие лесопильных фабрик, строители.

Политическая лояльность канадских сикхов нашла отражение в ряде их политических успехов. В 1984 г. впервые в истории Канады членом провинциального парламента Британской Колумби был избран сикх Манмохан Сихота, а в 2000 г. премьером этой провинции ненадолго стал сикх Уджал Досандж. В настоящее время шесть индо-канадцев являются членами Канадского Парламента. Это Герб Дхаливал (член Либеральной партии, индиец, получивший образование в Канаде, первый индо-канадец, вошедший в центральное правительство), Гурбахш Сингх Малхи (член Либеральной партии, уроженец Индии), Гурмит Грувал (член Канадского Альянса, уроженец Индии) и Дипак Оберой (член Канадского Альянса, восточноафриканский «азиат», получивший образование в Индии).

Сикхи придерживаются традиционных норм поведения, панджабских обычаев, справляют панджабские праздники, связанные с годичным сельскохозяйственным циклом и получившие оформление в Панджабе в период доминирования в регионе индусской культуры. Сикхи празднуют с индусами Байсакхи, Холи, Дивали, добавляя к ним какой-то элемент, придающий определенному этапу празднования исключительно сикхский характер.

Главным сикхским праздником считается пенджабский Новый Год — Байсакхи. Этот праздник отмечают 14 апреля (реже — 13 апреля), причем именно в этот день по григорианскому календарю, более соответствующему астрономическому, чем лунный. В городах Канады, где существуют большие общины сикхов, последователи гуру Нанака собираются у гурдвар. В четыре часа утра из особых помещений жрецы выносят священную книгу «Ади грантх», совершают ее ритуальное омовение молоком и водой и водружают ее на престол в центре гурдвары. Затем начинается праздник. По главным улицам панджабских районов Ванкувера (Дельта, Панджаби маркет) и Торонто (Брэмптон) проходят «Панч пир» — «пять святых». Это пятеро сикхов, одетые в средневековые одежды и напоминающие о первых пяти членах Хальсы, принявших посвящение у самого Гобинд Сингха.

Чрезвычайно популярный в Северной Индии праздник Холи весело справляют и панджабцы, будь то индусы или сикхи, к которым нередко присоединяются мусульмане. День после Холи отмечается сикхами Канады как праздник Холла Мохалла и сопровождается

джигитовкой и показательным выступлением сикхских воинов. Осенний праздник Дивали панджабцы отмечают, зажигая светильники, убирая и украшая дома, одевая новые одежды, угощая гостей и посылая друг другу сладости. Основные сикхские торжества по этому случаю не отличаются от индусских. Сикхи, однако, стремясь сохранить границу между собой и индусами, завершают Дивали собственным торжеством, приходящимся на следующий день и известным как «Банди Чор». «Банди Чор» буквально означает «освобождение преступников». Когда-то по случаю Дивали, отмечаемого многими и как начало Нового Года, объявлялась амнистия. Под такую амнистию, вероятно, и попал сикхский гуру Арджун Сингх, отпущенный в день Дивали из тюрьмы в крепости Гвалиор. Однако сикхская традиция приписывает шестому гуру Харгобинду важную заслугу в деле освобождения томившихся с ним товарищей — пятидесяти двух раджей и других знатных пленников. На следующий день Харгобинд привел товарищей по несчастью в Амритсар, и этот-то день их появления в священном городе сикхов и отмечается как Банди Чор. Примечательно, что формой празднования в Банди Чор является освещение гурдвар, в том числе и в Канаде, светильниками, т. е. празднование священного для сикхов дня проходит в характерной для Дивали манере.

Помимо основных праздников сикхи отмечают Гурпурб — дни рождения и другие памятные даты в жизни гуру. Поскольку многие эпизоды жизни гуру являются скорее плодом коллективного мифотворчества, нежели собственно историческими датами, не исключена связь между некоторыми из них с древними календарными праздниками сельскохозяйственного цикла. Примечателен факт чтения в эти дни всего текста «Ади грантх» (т. н. «акханд патх») и совершения процессий со священной книгой сикхов, что явно имеет сакральный характер.

Итак, сикхи в Канаде — преимущественно представители конфессиональной группы исповедующих сикхизм панджабцев. Эта группа в индийском Пенджабе постепенно формируется в этноконфессиональную группу. В то же время это не гомогенная группа, состоящая из ряда каст и религиозных сообществ, взаимоотношения между которыми далеко не простые. Весь комплекс внутрипанджабских конфликтов перенесен и в мир сикхской диаспоры, территории рассеяния сикхов за пределами Южной Азии. Частью этого мира сикхской диаспоры, ее важным центорм, «узлом» стала Канада. Пользуясь современной терминологией, мы можем назвать сикхов Канады также членами транснациональной общности, принадлежащей как миру Индии, точнее, — Пенджабу, так и Канаде, где сикхи являются одним из элементов сложной мультикультурной мозаики.

1 Подробнее о сикхах см.: Успенская Е. Н., Котин И. Ю. Сикхизм. СПб., 2006.

2 Название «Панджаб» восходит к персидскому «пандж аб» — «пять рек». В английском языке наиболее часто встречается написание Punjab. На русском языке этнографы обычно пишут «Панджаб» и «панджабцы», географы и политологи — «Пенджаб», «пенджабцы». На географических картах, изданных в СССР (России) на русском языке, пакистанскую провинцию называют «Панджаб», индийский штат — Пенджаб. Мы будем следовать этой норме, при этом всю историческую область «Пятиречья» (индийскую и пакистанскую) мы будем называть Панджабом, а население ее — панджабцами.

3 Canadian Statistics. Census of Population. 2001. Population by selected ethnic origins // http://www40.statcan.ca/101/ cst01/demo26a.htm.

4 «Энциклопедия Британской Колумбии» оценивает число сикхов, проживающих в настоящее время в Большом Ванкувере как 120 тыс. См.: Encyclopedia of British Columbia / Ed. D. Fransis. Vancouver, 2006. P. 649.

5 Indo-Canadian Voice. 2001. Sat. Oct. 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.