Научная статья на тему '2012. 02. 046. Фурсов К. А. Львы Пятиречья: сикхи - великие воины Азии. - М. : товарищество научных изданий КМК, 2011. - 474 с'

2012. 02. 046. Фурсов К. А. Львы Пятиречья: сикхи - великие воины Азии. - М. : товарищество научных изданий КМК, 2011. - 474 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
373
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕТЕРАНЫ ВОЙНЫ КНР ПРАВОВОЙ СТАТУС / НАЦИОНАЛЬНО-РЕВОЛЮЦИОННАЯ АНТИЯПОНСКАЯ ВОЙНА В КИТАЕ 1937-1945 ИСТОРИОГРАФИЯ / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КНР / ПАМЯТЬ ИСТОРИЧЕСКАЯ КНР / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КИТАЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 02. 046. Фурсов К. А. Львы Пятиречья: сикхи - великие воины Азии. - М. : товарищество научных изданий КМК, 2011. - 474 с»

2012.02.046. ФУРСОВ К.А. ЛЬВЫ ПЯТИРЕЧЬЯ: СИКХИ -ВЕЛИКИЕ ВОИНЫ АЗИИ. - М.: Товарищество научных изданий КМК, 2011. - 474 с.

Автор монографии (Институт стран Азии и Африки МГУ) впервые в отечественной индологии излагает подробную историю конфессиональной общины сикхов Панджаба (перс. «Пятиречья») в XVI - середине XIX в. с акцентом на политический и военный аспекты этой истории.

История сикхизма - индийской монотеистической религии, которая подчеркивает равенство верующих перед Богом и призывает к активной жизни в миру как форме служения ему, - насчитывает всего пять столетий. Тем не менее сикхи успели превратиться в сплоченную общину, а по численности адептов это пятая религия в мире (26 млн. человек). Подавляющее большинство сикхов - представители народа панджабцев. Их доля в населении Индии составляет менее 2%, но в экономической, военной, политической жизни страны сикхская община играет непропорционально большую роль, занимая видное место в нынешнем подъеме Индии как одной из ведущих держав мира.

Панджаб был одним из основных ареалов «зеленой революции». Известные своим трудолюбием, сикхи превратили его в штат с самым высоким в стране доходом (втрое выше среднего), с самой низкой долей бедных (всего 6% населения) и наиболее развитой в Индии инфраструктурой. Сикхи - не только хозяйственные крестьяне, но и предприимчивые торговцы, способные инженеры. Панджабцы вообще и сикхи в особенности известны своими воинскими традициями. Не случайно в вооруженных силах Индии на сикхов приходится 15% рядового состава и 20% офицеров (с. 11). Сикхи -народ воинов, как по своему духу (волевые, гордые, предприимчивые), так и по физическим кондициям.

История сикхской общины периода XVI - первой половины XIX в. исключительно насыщена событиями. Это один из самых ярких в мировой истории примеров того, как религиозная община постепенно превратилась в политию: создала княжество, затем дюжиной княжеств охватила весь Панджаб и наконец построила довольно значительную по размерам империю. Историю сикхской общины, рассмотренной в книге эпохи автор делит на семь периодов.

Первый период - XVI в. Это время становления сикхской общины. В политической истории Индии на этот период пришлось основание и подъем Могольского султаната.

Основатель сикхизма гуру Нанак (годы жизни - 1469-1539) синтезировал идеи религиозных течений бхакти в индуизме и суфизма в исламе и заложил основы социальных институтов, которые позволили сикхской общине выжить. Это институт гуру - духовного наставника сикхов («учеников»), который передает своё качество по наследству наиболее достойному приверженцу. Также это институт лангара - общественной столовой, где последователи гуру сидят за общей трапезой независимо от кастовой принадлежности.

Учение Нанака получило отклик в панджабском обществе как утверждение социального равенства людей через равенство перед богом. Последователями этого учения становились представители родной касты гуру - кхатри (писцов и счетоводов), а также ряда более низких каст, представители которых видели в этом учении средство повысить свой социальный статус в индуистском обществе с его жесткой кастовой системой.

Второй гуру сикхов Ангад (1539-1552; здесь и далее - годы гурта, обладания качеством гуру) содействовал развитию общины в духе Нанака. Ему приписывают изобретение новой письменности -алфавита гурмукхи («уста гуру»), которым пользуются панджабские сикхи по сей день.

Третий гуру Амар Дас (1552-1574) систематизировал учение и терминологию Нанака, чтобы отделить их от таковых индуизма; ввёл для членов общины отличные от индуистских обряды жизненного цикла и учредил общие собрания сикхов на праздники. При Амар Дасе община сикхов уже разрослась настолько, что гуру провёл административно-территориальную реформу: создал 22 отделения общины, поставив над каждым по заместителю-масанду.

Четвертый гуру Рам Дас (1574-1581) занимался расширением ареала распространения учения Нанака и стал основателем династии гуру: начиная с него гурта стала переходить по наследству от отца к сыну (или внуку) внутри семьи.

Особое место в череде сикхских гуру занимает пятый, Ард-жан (1581-1606). При нем сикхизм окончательно отделился от индуизма. К этому же времени сикхская община переросла рамки чисто религиозного сообщества и стала превращаться в политию.

Арджан создал географический центр сикхизма - построил в городе Амритсар главную гурдвару (храм) сикхизма Хари Мандир (ныне известен как Золотой храм). Также он систематизировал религиозные сочинения своих предшественников и в 1604 г. составил священное писание Ади Грантх. В социально-административной сфере Арджан сделал добровольные подношения членов общины своему гуру обязательными (в размере десятой части дохода). По сути это было возникновение налоговой системы сикхов - параллельной системе Могольского султаната. Пятый гуру отступил от традиции своих предшественников жить как скромные святые люди, завел себе княжеский двор и вооруженную охрану.

Если в XVI в. сикхизм был религией во многом членов касты кхатри, то с периода гурта Арджана начался массовый переход в сикхизм джатов (основная земледельческая каста северо-запада Индии) и членов низких каст ряда районов Пятиречья. Видя в укреплении своей общины как политии условие сохранения религии, которая помогала им претендовать на повышение своего социального статуса, сикхи поддерживали тенденцию к превращению своего гуру из духовного наставника в теократического правителя. Результатом было вызревание автономного сикхского княжества внутри Могольской империи.

После смерти падишаха Акбара (правил в 1556-1605 гг.) отношения сикхов с Моголами стали быстро ухудшаться. Когда на трон вступил его сын Джахангир (1605-1627) и его собственный сын поднял мятеж, гуру Арджан имел неосторожность оказать принцу помощь. Подавив выступление сына, Джахангир использовал помощь ему со стороны гуру как предлог, чтобы привести к покорности подозрительную религиозную общину с собственными налогами и гуру-князем. В 1606 г. Арджана схватили и казнили.

Второй период сикхской истории охватывает большую часть XVII в.

Шестой гуру Харгобинд (1606-1644) продолжил линию своего отца Арджана на превращение религиозной общины сикхов в политический организм. Он открыто объявил, что сикхским гуру принадлежит теперь не только духовный авторитет (пири), но и светская власть над членами общины (мири), поощрял развитие у сикхов физической силы и боевых навыков, набрал внушительный военный отряд. Идейные основы сикхизма претерпевали коренные

изменения: от ненасилия в духе Нанака сикхи переходили к идее допустимости физического, вооруженного отпора в случае гнета.

В правление Джахангира Харгобинд кое-как ладил с Моголь-ским султанатом. Однако с воцарением Шаха Джахана (1628-1658) отношения резко ухудшились. К концу 1620-х - началу 1630-х годов относятся первые столкновения между войском гуру и моголь-скими отрядами, в которых сикхи одерживали верх. По сути сикхские гуру очертили для себя определенную территорию в качестве наследного княжества. Под боком у Дели вызревала новая региональная полития.

При седьмом гуру Хар Раи (1644-1661) стычки с Моголами спорадически продолжались. Во время очередной войны принцев за могольский трон гуру открыто вмешался в борьбу, поддержав одну из сторон - принца Дара Шукоха. Однако одержал верх и стал шахом Аурангзеб (1658-1707).

Восьмой гуру Хаар Кришан (1661-1664) в восьмилетнем возрасте умер от оспы.

В начале правления девятого гуру Тег Бахадура (1664-1675) в общине возникли серьезные разногласия, и гуру предпочел временно уехать из Панджаба, чтобы заручиться поддержкой сикхских общин Восточной Индии. Вернувшись, он перенес ставку к подножию Шиваликских гор, в Анандпур, подальше от центров моголь-ской власти. Тег Бахадур продолжал меры, направленные на укрепление как духовной, так и политической власти гуру. В это время уже начинался распад Могольского султаната. Аурангзеб реагировал гонениями на индуистов и шиитов, жестоко подавляя восстания. Когда покровительства у Тег Бахадура просили брахманы из Кашмира, имперские власти арестовали и обезглавили девятого гуру.

Третий период приходится на конец XVII - начало XVIII в.

Это переломный момент в истории общины.

При сыне Тег Бахадура харизматическом лидере Гобинде (1675-1708) сикхи вступили в вооруженное противостояние с раджами Шивалика, которые почувствовали в гуру конкурента за лояльность низкокастовой части населения. Скоро в конфликт на стороне раджей вмешались имперские власти. Реакцией Гобинда стала социально-религиозная реформа 1699 г., благодаря которой он превратил часть сикхской общины в милитаризованное сообщество -

хальсу. Гуру акцентировал принцип равенства членов общины, внедрил идею коллективного принятия решения (гурмата) и ввел внешние признаки принадлежности к хальсе (правило «пяти к», присоединение к мужским именам элемента Сингх «Лев»). При Го-бинд Сингхе община сикхов окончательно превратилась в мощную боевую машину. В социально-экономическом плане подъем сикхизма отражал улучшение положения доминирующих сельских каст Панджаба, которые больше не хотели делиться значительной долей прибавочного продукта с имперской властью.

Гобинд Сингх нанес ряд поражений наседавшим на сикхов раджам Шивалика и Моголам, но в конце концов имперские войска вынудили сикхов оставить Анандпур, вероломно напали и разбили. Скитаясь, Гобинд в 1705 г. написал Аурангзебу гордое по стилю послание-поэму на фарси «Зафарнама», «Сказание о победе». (Автор монографии перевел ее в стихотворном виде и проанализировал как исторический источник.) По сути «Зафарнама» была программным документом хальсы в начальный период ее существования. В этом своего рода политическом манифесте десятый гуру выразил свои взгляды на должный характер отношений сикхской политии с могольской, настаивая на автономии сикхской общины внутри султаната - относительной политической и абсолютной религиозной самостоятельности. Аурангзеб понял, что сикхов не сломить, а надо с ними договориться, и пригласил Гобинда на переговоры. Правда, в 1707 г. шах умер, и разрядка в сикхско-могольских отношениях произошла уже при его преемнике Бахадур-шахе. Однако противоречия интересов поднимающихся землевладельческих каст Панджаба с интересами правящей элиты султаната были слишком острыми. Гобинд Сингх в 1708 г. погиб от кинжала убийцы, а его преемников во главе хальсы автономия уже не устраивала. Умирая, десятый гуру завещал, что впредь сикхи должны считать своим гуру не живого человека, а священную книгу Ади Грантх (Гуру Грантх). Деятельность Гобинда подготовила сикхскую общину к рывку во власть, который она совершила в первой - третьей четверти XVIII в.

После мученичества Гобинд Сингха во главе сикхов встал его сподвижник Банда Бахадур. Он организовал хальсу на дальнейшее сопротивление империи, одержал ряд крупных побед и основал к западу от Дели первую независимую сикхскую политию.

Основой успеха Банда Бахадура стала аграрная реформа, отвечавшая интересам земледельцев-джатов. Для покорения сикхов мо-гольскому шаху пришлось выступить против них лично. В 1716 г. Моголы варварски казнили Банда Бахадура.

Четвертый период истории сикхов (1710-1760-е годы) - это борьба с уже распадающейся Могольской империей, а также с захватчиками - персидским Надир-шахом и афганским Ахмад-шахом. Это самая тяжелая и трагическая эпоха сикхской истории, период партизанских войн сикхов и развернутого против них геноцида.

После гибели Банды община вновь оказалась без лидера. И тут вскрылся демократический потенциал хальсы, заложенный кастовыми принципами крестьян-джатов и усиленный гуру Гобин-дом. Непримиримая часть сикхов показала способности к самоорганизации. Сикхи собирались в отряды и вели перманентную войну с могольскими чиновниками. Имперские наместники Лахора отвечали облавами и массовыми казнями. Власти подавляли повстанцев, не заботясь о социальных последствиях, и их жестокости оттолкнули значительную часть панджабского населения (сикхов, мусульман, индуистов), которая искала защиты у партизан-сикхов. Те за выплату пятой части доходов брали под свое покровительство целые деревни и местности, крестьян и крупных землевладельцев. Взимая с них «ренту за защиту», сикхи по сути создавали параллельную налоговую администрацию.

В 1739 г. Северо-Западная Индия подверглась нашествию иранского Надир-шаха Афшара, который разграбил Дели. Моголь-ская власть в Пятиречье пошатнулась, и сикхи воспользовались этим. Власти продолжали карательные экспедиции, не щадя даже святынь сикхизма. В 1746 г. они устроили крупное избиение сикхов, вошедшее в историю последних как Малая гхаллугхара («резня»).

В 1748-1767 гг. Северо-Западную Индию регулярно грабил новый завоеватель - Ахмад-шах Дуррани из Афганистана. Для сикхов он стал лютым врагом, так как огнем и мечом пытался включить Панджаб в состав своей империи. 1762 год стал для сикхов годом Великой гхаллугхары, когда афганцы вырезали до 30 тыс. сикхов (с. 193). Однако к концу 1760-х годов стало ясно, что Ахмад-шаху их не сломить. Сикхи стали в Панджабе главной военной силой. Страна пяти рек наконец выпала и из Могольской, и из Дур-

ранийской империй и перешла под власть сикхских сардаров (военачальников). Еще к середине XVIII в. у сикхов наметилось деление на клановые военные организации - мисалы. С установлением политического контроля над Панджабом 11 сикхских мисалов превратились из вооруженных отрядов в территориальные княжества, которые и поделили между собой Страну пяти рек.

Период мисалов (1765-1799) - пятый период сикхской истории, период раздробленности. Избавившись от внешних врагов (Моголов, афганцев), сикхи погрязли в междоусобицах. Мисалы (Ахлувалиа, Бханги, Рамгархиа и др.) непрестанно воевали друг с другом. Воевали сикхи и с соседями - афганцами и «огрызком» Могольского султаната. С завоеванием Дели маратхами сикхи вступили в конфликт и с ними.

Шестой период (1799-1839) - правление в Лахоре объединителя Панджа басаркара (правителя) Ранджит Сингха. Это был сардар мисала Сукарчакиа, отличался храбростью, дальновидностью и умением выдвигать талантливых людей. В 1799 г. он отвоевал у сардаров враждебного мисала Лахор. Затем он постепенно подчинил другие мисалы и собрал Страну пяти рек под своей властью. В 1809 г. Ранджит заключил с уже доминировавшей к тому времени в Индии британской Ост-Индской компанией Амритсар-ский договор о дружбе и границе, который обезопасил его тыл и позволил ему продолжать завоевания и вынести их за пределы Панджаба, превратив его в империю. К середине 1830-х годов сикхи владели Мултаном, Кашмиром, правобережьем Инда с Пешаваром, даже Ладакхом.

Ранджит Сингх во многом восстановил в Панджабе разрушенную в войнах XVIII в. административную систему Моголов, пользовался популярностью в народе, отличаясь щедростью и религиозной терпимостью. Своими военными успехами он обязан модернизации вооруженных сил - созданию армии, обученной и вооруженной по европейскому образцу, с преобладанием пехоты, а также поддержанию дружеских отношений с Ост-Индской компанией. С 1820-х годов армию Ранджита обучали бывшие наполеоновские офицеры.

Однако созданная Ранджитом империя оставалась политией патримониального типа, где не существует отделения личности от титула или должности и все нити управления завязаны на фигуре

правителя как конкретного лица. Со смертью Ранджита в 1839 г. в Панджабской империи вырвались на свободу мощные центробежные тенденции.

Седьмой период - нарастание конфликта Панджаба с Ост-Индской компанией и две англо-сикхские войны, которые завершились присоединением страны к Британской Индии (1839-1849).

После смерти Ранджит Сингха в Лахоре наступила затяжная борьба за власть между группировками знати. Среди преемников Ранджита преобладали люди слабохарактерные. 1839-1845 гг. отмечены дворцовыми переворотами с цареубийствами. Стороны конфликтов втянули в них армию, наперебой повышая ей жалованье. В конце концов реальная власть перешла к солдатским пан-чаятам (советам).

Это способствовало стабилизации обстановки, но дарбар (двор) очень тяготился контролем армии. Избавиться от него был только один способ - устранить армию с помощью внешней силы. Такой силой могла выступить Ост-Индская компания. Та к 1840-м годам уже консолидировала свою власть на основной территории Индии и была не прочь поставить под контроль Страну пяти рек как последнюю независимую политию субконтинента.

Лахорский дарбар по договоренности с британцами спровоцировал переправу сикхской армии на левый берег р. Сатледж, Компания ухватилась за это как за предлог к войне. Первая англосикхская война (1845-1846) - одна из самых тяжелых войн в истории как сикхов, так и британцев в Индии. Выкованная Ранджит Сингхом военная машина дала достойный отпор британцам. Британцы серьезно недооценили противника и едва не потерпели поражение. Спасло их во многом предательство панджабского дарба-ра и командования, которые вредили своей армии как только могли. По мирному договору Панджаб уступил Ост-Индской компании ряд территорий и сократил армию. Британские оккупационные силы должны были оставаться в Панджабе до 1854 г., и в Лахоре появился их резидент - фактически правитель страны.

Однако воля сикхов к независимости еще не была сломлена, что продемонстрировала вторая англо-сикхская война (1848-1849). Теперь британцы формально действовали от имени малолетнего саркара Далип Сингха, якобы подавляя мятеж. Сикхи, хотя вновь с большим трудом, были разгромлены, после чего Компания неожи-

данно аннексировала Панджаб. Англо-сикхские войны - самая героическая страница сикхской истории и, пожалуй, наиболее тяжелые войны из всех, которые когда-либо вела в афро-азиатском мире Британская империя с противником, учившимся у Европы, - за исключением японцев во Вторую мировую войну.

«История сикхской общины XVI - середины XIX в. представляет собой один из самых ярких в мировой истории примеров коренной трансформации религиозной общины в милитаризованное сообщество и создания ею собственной политии. Претерпели эволюцию и идеи, скреплявшие общину: от идеи ненасилия первого гуру Нанака сикхи перешли к идее воздаяния злом за зло, которую окончательно утвердил десятый гуру Гобинд Сингх. Сикхские гуру проделали внушительный путь - от мирного проповедника до предводителя религиозной общины воинов. Соответственно, немалый путь проделали их последователи - от сикха к сингху, от смиренного ученика гуру-проповедника к воину-льву, идущему на смерть за своим гуру-полководцем. Налицо колоссальная эволюция принципов религии и характера общины» (с. 425).

В религиозной общине сикхов, возникшей в начале XVI в., уже был заложен, хотя до поры пребывал «в спящем состоянии», потенциал превращения в политию. Он заключался в социальной направленности учения Нанака, в нацеленности на преодоление социальной несправедливости (добавим к этому фигуру авторитетного лидера общины). Когда возникли благоприятные условия (а именно гонения со стороны центральной власти), этот потенциал начал медленно раскрываться, реализовываться, и в итоге сикхи получили общину-политию: религиозное сообщество через этап военного братства (создание хальсы) взяло власть в Стране пяти рек.

Преодолеть все выпавшие на их долю колоссальные трудности и занять в обществе современной Индии видные позиции сикхам-панджабцам помогли многие замечательные качества, по сути вошедшие в национальный характер: упорство, трудолюбие, выносливость, неприхотливость, чувство собственного достоинства, предприимчивость, умение приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам. Многие из этих черт обусловлены крестьянским -джатским - происхождением значительной части сикхов. Сикхизм эти черты усилил.

2012.02.047-049

Жители Южной Азии, как правило, люди миролюбивые и спокойные. Этим веками и пользовались завоеватели. Однако любому терпению бывает предел. Доказательство тому - вся история сикхов. Их подъем во многом был реакцией на гнет иноземной власти или угрозу ее установления - сначала могольской, затем афганской, а позднее и британской. В мировой истории найдется мало примеров религиозных или иных общностей, которые подвергались столь жестоким гонениям со стороны властей и столь упорно сопротивлялись этим гонениям, так и не будучи сломлены. Сикхская община неоднократно терпела страшные поражения (разгром Гобинд Сингха после исхода из Анандпура в 1704 г., разгром Банды Бахадура в 1715 г., Великая гхаллугхара 1762 г.), но всякий раз возрождалась как феникс из пепла. Полития сикхов вызревала вопреки враждебному окружению, которое послужило катализатором их единства. В историю они прочно вошли как несгибаемые воины, которые перед лицом намного превосходящего врага предпочитали уйти в глубокое подполье и, не падая духом в практически безнадежной ситуации, упрямо вести бескомпромиссную партизанскую войну.

«Свои "львиные имена" (Сингх) сикхи честно заработали веками сопротивления лютым врагам, окупив потоками собственной крови. Вспомнив выдающуюся роль сикхов в вооруженных силах современной Индии, можно сказать, что они остаются защитниками ее независимости так же, как на протяжении XVIII-XIX вв. объективно стояли на страже индийского субконтинента от внешних вторжений. Учение гуру Нанака в перспективе подарило Индии не только идею социальной справедливости, которой в столь практическом плане не проповедует ни одна другая индийская религия, но и целый народ доблестных воинов - Львов Пятиречья» (с. 430-431).

К.А. Фурсов

2012.02.047-049. ПАМЯТЬ ОБ АНТИЯПОНСКОЙ ВОЙНЕ В КИТАЕ.

2012.02.047. COBLE P.M. Writing about atrocity: Wartime accounts and their contemporary uses // Modern Asian studies. - Cambridge, 2011. - Vol.45, N 2. - Р. 379-398.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.