Научная статья на тему 'К вопросу о возникновении, идеологии и структуре сикхизма'

К вопросу о возникновении, идеологии и структуре сикхизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3070
410
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИКХИЗМ / СИКХИ / ИНДИЯ / ПАНДЖАБ / АДИ ГРАНТХ / ВЕРОУЧЕНИЕ СИКХИЗМА / РЕЛИГИОЗНАЯ ПРАКТИКА СИКХИЗМА / НАНАК / SIKHISM / SIKHS / INDIA / PUNJAB / ADI GRANTH / SIKH DOCTRINE / RELIGIOUS PRACTICES OF SIKHISM / NANAK

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Павлюченко Константин Сергеевич

В статье рассматривается история возникновения, вероучение и религиозный культ сикхизма. Учение, возникшее в на рубеже XV XVI вв., сегодня является одной из религий Индии, ее последователи составляют примерно 2% от общего населения этой страны. Доктрина сикхизма представляет собой своеобразный сплав ислама и индуизма. В заключении автор анализирует учение сикхов с позиций христианского вероучения. В статье использован авторский перевод книги Ади Грантх.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Origins, Ideology and Structure of Sikhism

The article discusses the origins, beliefs and religious worship of Sikhism. The teaching which appeared in the XV-XVI centuries is now one of the Indian religions, its followers making about 2% of the total population of this country. Sikh doctrine is a unique combination of Islam and Hinduism. In conclusion, the author analyses Sikh teachings from a Christian point of view. In the article use the author translation of Adi Granth.

Текст научной работы на тему «К вопросу о возникновении, идеологии и структуре сикхизма»

ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 1. 2011, 129-160

•ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ И СЕКТОВЕДЕНИЕ

диакон Константин Павлюченко*

К ВОПРОСУ О ВОЗНИКНОВЕНИИ, ИДЕОЛОГИИ И СТРУКТУРЕ СИКХИЗМА

В статье рассматривается история возникновения, вероучение и религиозный культ сикхизма. Учение, возникшее в на рубеже XV — XVI вв., сегодня является одной из религий Индии, ее последователи составляют примерно 2% от общего населения этой страны. Доктрина сикхизма представляет собой своеобразный сплав ислама и индуизма. В заключении автор анализирует учение сикхов с позиций христианского вероучения. В статье использован авторский перевод книги Ади Грантх.

Ключевые слова: Сикхизм, сикхи, Индия, Панджаб, Ади Грантх, вероучение сикхизма, религиозная практика сикхизма, Нанак.

Адепты религиозного движения «Сикхизм» приковали к себе пристальное внимание всего мира после кровавых событий 1984 г., когда индийские войска штурмом взяли Золотой храм сикхов в Амритсаре, превращенный сикхскими террористами в свое убежище и арсенал, после чего 31 октября 1984 г. в месть за это была убита собственными телохранителями-сикхами премьер-министр Индии Индира Ганди1. Вслед за этим в Дели и других индий-

* диакон Константин Павлюченко — кандидат богословия, преподаватель ЕПДС.

1 И. Ганди — премьер-министр Индии с 1966 по 1984 г.

ских городах произошли страшные погромы сикхов индусами, унесшие жизни большого числа людей. Актуальность данной тематики подтверждается и последними трагическими событиями в Индии, связанными со взрывами 22 мая 2005 г. двух кинотеатров в Дели, в которых демонстрировались кинофильмы о сикхской общине, вызвавшие негативную реакцию сикхских лидеров. Говоря о России, следует отметить, что небольшая община сикхов в Москве с каждым годом растет и набирает силу, так, совсем недавно в 2010 г. известны уже протесты московских сикхов против закрытия торгового комплекса, где выходцы из Азии содержали свой бизнес.

Сикхизм все чаще и чаще на слуху у обычного обывателя, но как феномен мировой культуры по сей день он остаётся загадкой для ученых и богословов различных вероисповеданий, испытывающих затруднения в определении сущностного характера этого религиозного движения, представляющего собой то ли индуизированный ислам, то ли исламизированный индуизм, то ли нечто качественно особое, выросшее на отдельных догматах предшествующих религиозных систем.

I. История возникновения сикхизма

Возник сикхизм в северо-западном штате Индии — штате Панджаб (Punjab, Panjab от персидского «пандж аб» — «пять рек», или «пятиречье», на древнеиндийском «Пантшанада»). Так называется область, по которой протекают пять великих притоков Инда: Джелам, Чинаб, Рави, Биас и Сатледж. Возникновение сикхизма в этом районе произошло не случайно. Штату Панджаб в истории Индии издавна отводилась особая роль: эта территория, находящаяся на стыке Южной Азии и Среднего Востока, в силу своего географического положения постоянно подвергалась бесчисленным вторжениям и нашествиям. Чужеземцы не могли проникнуть в Индию с севера и северо-востока, где неприступной стеной возвышались великие Гималаи, а с востока дорогу преграждали гряды не таких высоких, но тоже труднопроходимых гор. Индийский океан, омывающий Индию с юга, юго-запада и юго-востока, также оставлял мало надежд завоевателям. Немногие решались пересекать раскалённую пустыню Тар на западе. Желающим попасть в страну сказочных богатств оставался единственный путь — через северо-западный «угол» Индии, северную часть равнины великого Инда, образованную его притоками. Поэтому и люди, которые жили здесь, были особенными. Они умели обращаться с оружием; когда возникала нужда, сражались с врагами и побеждали их, а после расправы с очередными захватчиками вновь становились крестьянами, мирно трудясь на своих полях2.

2 Пенджаб // Словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 45. СПб., 1900. С. 131. 130

В конце II — начале I тыс. до н. э. с северо-запада в Индию пришли арии3. С VII в. н. э. началось проникновение мусульман в Южную Азию, и Панджаб вновь выступил в роли своеобразного «буфера», теперь уже между двумя крупнейшими религиями Востока — индуизмом и исламом. Именно эта область Индии первой приобщилась не только к ортодоксальному исламу, но и ко многим его «ересям».

Индуизм — религия, исповедуемая большинством населения Индии, в XV веке переживал очень сложный этап своей истории. В его рамках возникло религиозно-реформаторское движение под названием бхакти, основанное на любви к Богу, доходящей до экстаза; особое распространение оно получило на севере страны. Бхакты не признавали никаких посредников при общении с Богом, отрицали роль брахманов — высшей индуистской касты, отвергали обряды и церемонии индуизма4.

Официальной религией Индии, религией двора делийского султаната, был ислам. Уже в XII в. Северная Индия получила представление об одном из мистических направлений в исламе — суфизме5. Изгнанные из Ирана и других стран мусульманского мира, суфийские проповедники находили пристанище в Уче и Мултане (районы на северо-западе Индостана). Постепенно суфии продвигались дальше на восток, вплоть до Дели. Суфии полагали, что конечная цель человека — общение и слияние с Богом, и достичь этого можно, если отречься от мира, вести аскетический образ жизни, погружаться в размышления о божестве, петь молитвы, повторяя в них имя Бога. Они считали необходимым самоотречение под руководством духовных наставников — шейхов, муршидов, пиров6. Возникший в этот период сикхизм заимствует от суфийского ислама понятие о том, что Бог должен нести добро людям, поэтому нужно слиться своей любовью и преданностью с божеством, что можно сделать только под руководством наставника — гуру7. Бедность в суфизме расценивалась как один из праведных путей в противовес богатству и роскоши. Дервиши (члены суфийских орденов, которых на территории Индии насчитывалось более десятка) проповедовали те же идеи, что и бхакты, — они говорили о необходимости всеобщей любви и братства между людьми разного происхождения и достатка, что, конечно же, находило отклик в кастовом индийском обществе. Таковы были условия, предшествовавшие возникновению на северо-западе

3 Гусева Н. Р. Индия в зеркале веков. Религия, быт, культура. М., 1994. С. 8.

4 Рудаков В. Е. Кабир // Словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 26. СПб., 1900. С. 789-790.

5 Алаев Л. Б. Средневековая Индия. С. 95.

6 Там же. С. 152.

7 Ульциферов О. Г. Культурное наследие Индии. М., 2005. С. 207.

Индии нового религиозного течения — сикхизма, вобравшего многие черты как бхакти, так и суфизма.

Таким образом, к середине XV в. штат Панджаб представлял собой бурлящий котёл идей, в разные времена принесённых сюда различными людьми. Вот на этом фоне и возникает здесь новое религиозное течение, основы его были заложены человеком по имени Нанак. Последователи Нанака стали называть себя сикхами, а религия, основанная им, получила название «Сикхизм».

Само слово «сикх» взято из языка пали (в котором оно звучит sikkha) или из санскрита (sisya, «шишья») и означает «ученик» или «последователь»8. Сикхи считают себя последователями учений «гуру» (религиозных наставников), отсюда и их название — «последователи» (сикхи).

Сегодня в мире по разным подсчетам насчитывается более двадцати миллионов сикхов, 85% которых живёт на северо-западе Индии в штате Панджаб, остальные — в штате Хариана и в Дели. В современной Индии сикхи составляют примерно 2% от общего числа населения и, таким образом, их больше чем буддистов и джайнов, но меньше чем индусов, мусульман и христиан. В Великобритании проживает примерно 250 тысяч сикхов, там они образуют самую многочисленную сикхскую общину за пределами Индии. Еще около 200 тысяч «последователей» живут в США и Канаде, небольшие общины существуют в Восточной Африке, Малайзии, Иране, на Фиджи, в Австралии, Таиланде9, Бельгии, Франции, Италии, Голландии, Германии. Всего почти в пятидесяти странах мира существуют сикхские общины.

В России существует сикхская община в Москве, которая насчитывает постоянных членов примерно от 300 до 500 человек. Официальное название общины «Комитет гурдвары Москвы» («Moscow Gurdwara Committee»). Члены сикхской общины в Москве — это выходцы из Индии, Пакистана, Афганистана. «Русские сикхи» пока ещё не имеют своей гурдвары (места для совершения религиозных церемоний) в России, а арендуют для «богослужений» помещения. Хотя, по словам председателя общины Гурдипа Сингха Джолли, они уже в ближайшем будущем планируют построить гурдвару в Москве.

Основатель сикхизма гуру Нанак Дэв (1469-1539) — индус из городской торговой подкасты кхатри. Его «священная» биография во многом строится по общим принципам, по которым строятся биографии основателей большинства религий.

В биографии Нанака есть, например, обязательные для «посланника»

8 Singh Khushwant. Sikhism // The New Encyclopaedia Britannica. Macropaedia. USA. Vol. 16. 1974. P. 744.

9 Сикхизм: учебное пособие / Под ред. А. Серенко. М., 1996. С. 4.

132

пророчества о великой судьбе необычного ребенка и проявление им поразительной для своих лет мудрости. Школьный учитель, после того как Нанак объяснил ему значение букв алфавита, по «божественному откровению» отвел молодого пророка к отцу со словами: «Мехтаджи, ваш сын — Аватар (пророк), пришедший освободить узников кали-юги (эпохи тьмы). Ему суждено стать учителем для всего мира...»10.

Также в джанамсакхи11 есть и «откровение», которое было Нанаку. Случилось это так: «Нанак вошел в реку, (по другой версии исчез в лесу на три дня), все думали, что он утонул. Но он был «вознесен» Богом на небо, где ему было дано испить чашу с «нектаром божественного имени». Когда через три дня он вернулся, то первый день он молчал, а на второй произнес слова: «Нет индусов и нет мусульман» (вспомним слова ап. Павла: «нет ни Еллина, ни Иудея» (Кол. 3: 11)), роздал имущество бедным и начал путешествовать, проповедуя открывшиеся ему истины»12. Сразу же после своего призвания Нанак совершил три больших удаси13, или путешествий, в которых он излагал «своё» учение, ставшее фундаментом сикхизма.

В биографии Нанака есть даже эпизод, аналогичный искушению Иисуса Христа сатаной (Лк. 4: 1-14): в ходе своих путешествий Нанак встречает «духа кали-юги», который соблазняет его земными богатствами, что Нанак, естественно, отвергает.

В джанамсакхи также описан эпизод, чем-то похожий на евангельскую притчу о богаче (см. Лк. 12: 16-21), когда Нанак преподает урок богачу: «Если такую маленькую иголку невозможно унести в загробный мир, то как ты возьмешь туда свое богатство?»14

Смерть Нанака также сопровождается своего рода «вознесением». Между индусами и мусульманами возник спор, кремировать его тело или похоронить. Решили засыпать тело цветами, с одной стороны — индусы, с другой — мусульмане, и через некоторое, время посмотреть, с какой стороны цветы останутся свежими. Чьи цветы будут свежими, тот и владеет телом. Когда пришли, увидели, что свежи все цветы, а когда стали искать под ними тело, обнаружили, что оно исчезло15.

10 Религия сикхов. Ростов-на-Дону, 1997. С. 24.

11 Джанамсакхи — памятник панджабской житийной литературы XVII-XVIII веков, содержащий рассказы об эпизодах из жизни основателя сикхизма Нанака.

12 Бельский А. Г., Фурман Ф. Е. Сикхи и индусы. М., 1992. С. 19.

13 Удаси — миссионерское путешествие гуру.

14 Религия сикхов. С. 83.

15 Singh Gopal. The religion of the Sikhs. 1971. P. 10.

То, чему учил Нанак заключалось, в основном, в противопоставлении любви к единому Богу и людям всякого рода формализму — ритуалистическо-му, аскетическому, «книжническому», отрицанию кастовой системы. Он отрицал вероучительные положения индуизма и ислама, но при этом он многое заимствовал от них. Чтобы убедится в этом, можно просто посмотреть «библию сикхов» книгу «Ади Грантх»16, куда вошли гимны как индуиских бхактов, так и мусульманских суфиев.

Свое представление о Боге Нанак выразил уже в первом зачале из Ади Грантх, которое носит название «джапу» или «мул-мантра»17. Согласно этому зачалу:

Есть только один Бог (IK ONKAAR). Слово «ик» или «эк» часто пишут цифрой 1. Дословный перевод слова «онкар», как объясняет переводчик Ади Грантх доктор Гопал Сингх — «Это тот, кто был, есть и будет — это всё онкар. И то, что пребывает вне времени — это тоже онкар»18.

Он создатель (KARTA PURKH)19. Слово «карта пуркх» переводится словом «мужчина», но в сикхизме это слово интерпретируется в значении «творец»20. Его имя — вечная истина (SAT NAAM).

Он не знает страха (NIRBHAU).

Он не знает ненависти (NIRVAIR).

Он вне времени и не имеет облика (AKAAL MOORAT).

Он бессмертен, Он просвещённый (AJOONI SABHANG).

Его можно узнать по милости гуру (GUR PARSAD)21.

Нанак подвергает сильной критике ритуалы в исламе:

«Ты произносишь молитвы, пять раз на дню, с пятью разными названиями; но если бы Истина была твоей первой молитвой, а второй — честно заработанное ежедневное пропитание, третьей — пожертвования во имя Бога, чистота помыслов была бы твоей четвертой молитвой, а воспевание хвалы и гимнов Богу — пятой; если ты практикуешь эти пять добродетелей, и в добрых

16 «Ади Грантх» (буквально «Изначальная или первая книга») — самый первый и самый важный вероучительный источник сикхизма, который сейчас является объектом поклонения и откровения, священным писанием сикхов, а также «живым присутствием» гуру на земле. Полное название книги — «Шри Гуру Грантх Сахиб Джи», где слово «шри» означает «уважаемый, почтенный», слово «сахиб» — «господин», а частица «джи» выражает уважение и почтение.

17 Sri Guru Granth Sahib. Tmsl. by Gopal Singh. Vol I. N. Delhi, 1964. P. 1.

18 Ibid.

19 Сикхизм. С. 4.

20 Sri Guru Granth Sahib. Vol I. P. 1.

21 Сикхизм. С. 4.

134

делах состоит твоя Калма — исповедание веры, тогда можешь называть себя истинным мусульманином. Из-за простого лицемерия, о Нанак, человек становится лживым насквозь... Не едой мы оскверняемся, а злыми мыслями»22.

В такой же степени Нанак подвергает критике и индуистские ритуалы: в книге «Религия сикхов» описывается эпизод, когда индусы согласно своей традиции брызгали водой на восток из реки Ганг и таким образом якобы утоляли жажду своих предков. Тогда Нанак начал брызгать в противоположную сторону и указал на бессмысленность этого ритуала: «Как ваша вода может достигнуть ваших предков, которые даже не в этом мире»23.

«Через ритуальное омовение духовной чистоты не достигнуть, даже совершив тысячу омовений. Молчанием покоя не достигнуть, даже если постоянно медитировать. Воздержанием голод не утолить, если связан с грузом мира»24.

Нанак выступал также против аскетизма, усматривая в этом только внешнюю сторону: «Йога заключается не в рваной одежде, не в палке йога, не в посыпании тела пеплом. <...> Только тот знает путь, кто пребывает среди нечистот мира и остается, отстранен и незапятнан»25.

Второй гуру Ангад Дэв (1539-1552). Как в сакральной биографии Нанака мы видим схему биографии основателя нового религиозного движения, так и в развитии сикхизма мы можем увидеть модификацию общей схемы развития новой религии, ее догматического и организационного оформления. Гуру Нанак больше, чем его предшественники, санты, общины которых складывались чисто стихийно, стремится к созданию стабильной общины своих учеников. Возникают сикхский «пантх» (религиозная община) и линия сикхских гуру, которые мыслятся как бы единым гуру — одно и то же пламя Нанака зажигает сначала один, потом другой факел: «Тот же божественный свет, тот же путь и метод, учитель просто сменил тело»26. Для сплочения общины Нанак назначает своим преемником не своего сына Лакшми Даса или другого сына, Шри Чанда, а наиболее преданного из своих учеников Ангада Дэва. При этом отсутствие какого-либо формального порядка передачи власти (взаимодействуют два принципа: наследственный, от отца сыну, и по воле гуру — тому, кого он укажет) вело к периодическим вспышкам борьбы разных претендентов, что в какой-то мере способствовало достижению большей идейной четко-

22 Singh Gopal. A History of the Sikh People. 1469-1988. Delhi, 1988. P. 11.

23 Религия сикхов. С. 40.

24 Sri Guru Granth Sahib. Vol I. P. 1.

25 Singh Gopal. A History of the Sikh People. P. 81.

26 Ibid. P. 98.

сти, ибо борьба за власть принимала форму ожесточенной борьбы по данному вопросу о том, что есть «истинный» сикхизм27.

При Ангаде продолжает идти процесс идейно-организационного оформления сикхизма. Оформляется важнейший сикхский институт — «гуру ка лангар»28. Причем трапеза в лангаре была обязательным условием для лицезрения гуру.

Считается также, что именно Ангад Дэв положил начало письменной литературе сикхов: при нем было составлено первое жизнеописание гуру Нанака «Бала Джанамсакхи»29. Ангад был талантливым поэтом, в Ади Грантх вошло 60 сочиненных им гимнов30. Кроме того, по традиции считается, что Ангад Дэв дополнил существовавший неполный и несовершенный алфавит панжаби, и дополненный алфавит получил название «гурмукхи» т. е. изречённый устами гуру31. Но исследователи сикхизма А. Г. Бельский и Д. Е. Фурман утверждают, что «на самом деле этот алфавит, возникший на основе деванагари, скорее всего, использовали и до Ангада торговцы из касты кхатри, к которой принадлежали гуру»32.

Третий гуру Амар Дас (1479-1574) был учеником гуру Ангада, который назначил Амара своим преемником, хотя ученик был старше учителя на 25 лет. При Амаре сикхская община очень сильно возросла количественно, поэтому для её консолидации гуру создаёт систему «манджи» (своего рода епископии), во главе которых стояли назначаемые гуру манджи, которые избирались из преданных членов общины. Всего было создано 22 манджи в различных частях Индии. В обязанности попечителей манджи входила функция распространения сикхизма, поддерживание связи между гуру и общиной, и ответственность за приношения в общину33. Стремясь сделать сикхскую общину хорошо организованной и сплоченной, Амар установил, что дважды в год — весной на праздник байсакхи и осенью на праздник дивали — вся община должна собираться возле гуру. Он воспитывал сикхов в духе всеобщего братства независимо от касты, чему способствовали общие трапезы, введенные в обычай еще гуру Нанаком, но ставшие при Амар Дасе элементом ритуала34.

27 Бельский А. Г., Фурман Ф. Е. Сикхи и индусы. С. 24.

28 «Гуру ка лангар» — кухня и трапезная, где бесплатно кормят тех, кто обращается за помощью, а также всех приходящих в дни праздников.

29 Singh Gopal. The religion of the Sikhs. P. 11.

30 Sri Guru Granth Sahib. Vol I. P. 1.

31 Религия сикхов. С. 93.

32 Бельский А. Г., Фурман Ф. Е. Сикхи и индусы. С. 24.

33 Религия сикхов. С. 108.

34 Индуизм, джайнизм, сикхизм: Словарь / Под общ. ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского. М., 1996. С. 535-536.

136

При Амар Дасе усиливается и идейное размежевание: борясь с авторитетом Шри Чанда (сын второго гуру), гуру особенно подчеркивает, что путь сикхов не путь аскетизма, а «средннй путь» между путем Шри Чанда и Лакшми Даса. Кроме того, он выступает против обычая самосожжения вдов — сати (по индуистскому обычаю если умирал муж, то его жена по своей воле или принудительно сжигалась)35. Чтобы привлечь в сикхизм больше женщин, гуру, кроме этого, создаёт систему «пири», которые возглавлялись женщиной36. И таким образом гуру Амар полностью уравнял права мужчин и женщин.

Одновременно усиливается обрядовое выделение сикхизма. Вдобавок к периодическим собраниям для совместного пения гимнов и трапез в лангарах, возникают особые обряды при рождении, бракосочетании и смерти37.

Также третий гуру собрал в двух томах изречения предыдущих двух гуру, добавив их своими гимнами и гимнами индусских бхактов. Впоследствии сборник Амар Даса полностью вошёл в Ади Грантх38.

Четвертый гуру Рам Дас (1574-1581). Будущий гуру родился в индусской семье, но рано пришел к гуру Амар Дасу, став его лучшим учеником и преемником. Основная заслуга Рам Даса в том, что он сменил прежний центр сикхов город Гоидвал на Рамдаспур, который впоследствии назван Амритсар (чаша нектара)39. В 1577 г. гуру купил участок земли и заложил город Рамда-спур. В этом городе был вырыт священный пруд Амритсар («Океан амриты»)

— отсюда название выросшего здесь большого города. Рам Дасу не удалось довести строение сикхской столицы до конца, а закончил строение его приемник гуру Арджун Дэв40. Амритсар существует и сейчас, он расположен в штате Панжаб, на Севере Индии и является священным городом для каждого сикха.

При четвёртом гуру положение сикхской общины улучшилось, этому способствовало хорошее отношение к сикхам императора Акбара (1556-1605). «Теперь сикхи, — пишет Гопал Сингх, — перестали быть маленькими фермерами или мелкими торговцами, но стали ездить до самого Кабула, покупая и продавая лошадей, становились торговцами ювелирных изделий, изготовляли ковры, становились банкирами и оптовыми торговцами»41.

Считается также, что именно Рам Дас стал назначать масандов (глава

35 Религия сикхов. С. 107.

36 Там же. С. 110.

37 Singh Gopal. The religion of the Sikhs. P. 12.

38 Ibid. P. 12.

39 Религия сикхов. С. 114-115.

40 Там же. С. 115.

41 Singh Gopal. The religion of the Sikhs. P. 13.

манджи) в сикхские общины. Рам Дас был прекрасным знатоком и толкователем сочинений своих предшественников, ему приписываются 679 гимнов, позже включённых в Ади Грантх42.

Пятый гуру Арджун (1581-1606). Именно при пятом гуру Арджуне завершилось строительство священного пруда в Амритсаре, начатое его отцом. 15 октября 1588 в центре этого пруда Арджун заложил храм Хари Мандар, которому было суждено сделаться одной из главных сикхских святынь — Золотым храмом43.

При Арджуне в 1604 году оформляется Ади Грантх — как каноническое священное писание (сборник гимнов Нанака, его «святых» предшественников и его преемников Ангада, Амар Даса, Рам Даса и самого Арджуна), толчком к оформлению которого послужила борьба Арджуна с Притхи Чандом (старший брат Арджуна), опиравшимся на какие-то «свои», апокрифические гимны Нанака44. Ади Грантх (полное название «Шри Гуру Грантх Сахиб») становится постепенно центральным элементом культа. По утрам его торжественно выносят и помещают на специальном ложе, обмахивают опахалами, вечером закрывают и укладывают на покой и т. д. Важным обрядом является непрерывное чтение подряд этой громадной книги, насчитывающей почти 1500 страниц, что совершается в важных случаях и постоянно в главных гурдварах45. Такое поклонение особенно усиливается после реформ десятого и последнего гуру Гобинда и ликвидации института живых гуру46.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Идут процессы, аналогичные совершавшимся при становлении вообще любых религий, строящихся вокруг культа исторического основателя (оформление писания, создание организации, культа, обрядности, расколы). Если основатель сикхизма, Нанак, протестует против религиозного формализма, «книжников и фарисеев», то эволюция созданной им общины ведет к появлению своего формализма (оформляются свое писание, своя организация, свой культ и обрядность, возникают споры, догматические «партии» и расколы). Но в сикхизме, как и во всех возникающих в лоне индуизма или других образованиях, все неизмеримо «мягче». В индуизме и сикхизме новое «откровение» не отменяет старое47.

Для последующих судеб сикхизма и становления сикхского самосозна-

42 Индуизм, джайнизм, сикхизм. С. 558.

43 Там же. С. 537.

44 Singh Gopal. The religion of the Sikhs. P. 14-15.

45 Бельский А. Г., Фурман Ф. Е. Сикхи и индусы. С. 115

46 Там же. С. 115.

47 См: Гусева Н. Р. О сектах в сикхизме. С. 50-72.

138

ния, однако, более важно не наличие религиозных (идейных и культовых) перегородок между сикхизмом и индуизмом, а традиция сикхской государственности. При императоре Акбаре сикхизм очень усилился, причем гуру постепенно сосредоточили в своих руках и религиозную и светскую власть и начали участвовать в политической жизни. Арджун, который держал свой двор и вел себя как светский «феодал» (его и именовали «сача падшах» — истинный царь), ввязался в войну за престолонаследие между потомками императора Акбара (1542-1605) за что и был казнен императором Джахангиром (1605-1627)48.

Шестой гуру Хар Гобинд (1606-1644). В период правления шестого гуру сикхи все больше начинают полагаться на военную силу. Гуру Арджун собирает налоги, его сын шестой гуру Хар Гобинд в знак того, что он и религиозный и светский глава сикхов, носит две сабли — пири и мири49.

Хар Гобинду было всего 11 лет, когда мученически погиб его отец, гуру Арджун. Не смотря на это, сикхская община сумела сохранить единство и выстоять, а позже и усилить свое влияние благодаря созданию своей армии. В Амритсаре гуру строит напротив религиозного центра Хари Мандира центр светской власти — Акал Такхт (букв. «вечный трон»; впоследствии сикхские коммуналисты будут опираться в своей политической борьбе на традицию, выдвигая тезис о неотделимости в сикхизме религии от политики, религиозной власти от светской)50. Жизнь шестого гуру прошла в ситуации противостояния Моголам и необходимости защищаться от растущего религиозного и политического давления имперских властей Дели. Хар Гобинд стремился пробудить воинственный дух сикхов и он преуспел в этом. Сам гуру был образованным и отлично физически подготовленным человеком. Когда он стал гуру, то начал создавать небольшую сикхскую армию и кавалерию51, построил крепость Лох Гарх («железная крепость») для защиты Амритсара («для того, чтобы исправить неразумных людей, нужно применить меч»)52. Все преобразования гуру облегчилось тем, что в конце XVI в. сикхизм начинает распространяться среди земледельческой и очень воинственной пенджабской подкасты джатов (варны шудров)53, которая и сейчас имеет большое значение в сикхизме из-за большого количества сикхов-джатов54. Со времени шестого гуру сикхи рядом

48 Алаев Л. Б. Средневековая Индия. С. 188.

49 Singh Gopal. The religion of the Sikhs. P. 16.

50 Бельский А. Г., Фурман Ф. Е. Сикхи и индусы. С. 26.

51 Sri Guru Granth Sahib. Vol I. P. XLII.

52 Религия сикхов. С. 153.

53 Бельский А. Г., Фурман Ф. Е. Сикхи и индусы. С. 26.

54 Празаускас А. А. Этнос, политика и государство в современной Индии. М., 1990. С. 240.

с чётками начали носить нож, который в последствии был назван «кирпан», с целью «защиты веры»55.

Военные столкновения между сикхами и Моголами продолжались, и в 1634 г., уже при Шах Джахане, Хар Гобинд был вынужден покинуть Амритсар навсегда, чтобы поселиться в предгорьях Гималаев в г. Киратпуре, который стал при нем центром сикхской веры. Сюда отовсюду стекались сикхи, и время проходило в военных упражнениях и религиозных занятиях. К концу жизни Хар Гобинда сикхи уже имели хорошо подготовленную в военном отношении армию, что стало важнейшим фактором в истории сикхского общества56.

Седьмой гуру Хар Рай (1644-1661) — внук и преемник гуру Хар Гобин-да. Он расширил сикхскую армию, при Хар Гобинде армия состояла из 500 че-ловек57, а при Хар Рае — из 2200 преданных сикхов, готовых в любую минуту стать на защиту веры58. Больших военных конфликтов с Моголами при Хар Рае не было, но идейное противостояние продолжалось и отличалось большой напряженностью и драматичностью. Показательный пример непреложности сикхского учения случился с сыном Хар Рая Рам Раем. Когда могольский император Аурангзеб, в милость которого попал Рам Рай, попросил сына гуру истолковать высказывание Нанака о мусульманах, то Рам Рай, чтобы не испортить отношения исказил смысл фразы. Об этом узнал отец гуру Хар Рай, который приказал чтобы его сын шел, куда он хочет, лишь бы не попадался ему на глаза59.

Восьмой сикхский гуру Хар Кишен (1661-1664) — сын и преемник гуру Хар Рая. В пять лет он становится гуру сикхов после смерти отца. Вскоре после избрания Хар Кишен приехал в Дели, для защиты своей веры перед императором Аурангзебом, но неожиданно заболел оспой и умер60. Его преемником стал гуру Тегх Бахадур, брат деда Хар Кишена.

Девятый сикхский гуру Тегх Бахадур (1664-1675) — преемник гуру Хар Кишена. Тегх Бахадур был талантливым поэтом — в Ади Грантх представлены 118 написанных им гимнов. Главное внимание он уделял развитию духовной стороны жизни общины, учил сикхов всепрощению. Тегх Бахадур заложил новый город Анандпур, бывший при нем главным городом сикхов.

Служение гуру Тегх Бахадура проходило во времена могольского па-

55 Религия сикхов. С. 173.

56 Индуизм, джайнизм, сикхизм. С. 567.

57 Sri Guru Granth Sahib. Vol I. P. XLIII.

58 Singh Gopal. The religion of the Sikhs. P. 18.

59 Ibid. P. 19.

60 Ibid.

140

дишаха Аурангзеба (1658-1707), отличавшегося крайней нетерпимостью к иноверцам. Аурангзеб поставил перед собой задачу превратить Индию в мусульманскую страну путём насилия или экономического принуждения всех немусульман61. Желая превратить страну в оплот ислама, он жестоко подавлял сопротивление методично проводившейся им политике исламизации коренных жителей Индии. Гуру Тегх Бахадур был вынужден вступить в открытое противостояние с Аурангзебом. Понимая, что обречен, он назначил своим преемником сына Гобинд Даса. По приказу Аурангзеба Тегх Бахадура более трех месяцев держали закованным в цепи в тюрьме, принуждая отречься от своей веры и принять ислам. Несломленный, он был посажен в железную клетку и доставлен в Дели, где и был публично казнен 11 ноября 1675 г. Мученическая гибель гуру Тегх Бахадура, защищавшего право сикхов сохранить свою веру, сплотила их в борьбе за выживание. Считается также, что своей смертью Тегх Бахадур утвердил право немусульман Индии на свою религию. Сын и преемник Тегх Бахадура гуру Гобинд Сингх радикально реформировал сикхскую общину и сделал ее способной защищать себя62.

Десятый гуру Гобинд Сингх (1675-7 окт. 1708 г.) и создание «армии Бога» («хальсы»)

Гобинд Сингх — последний живой сикхский гуру, великий реформатор сикхизма.

История жизни последнего гуру Гобинда — это история непрекращаю-щейся героической борьбы сикхов с Аурангзебом (1636-1707), в которой гибнут все сыновья этого гуру. Складывается сикхская традиция героического самопожертвования, готовности умереть за веру и вообще презрения к смерти, сделавшая сикхов идеальными солдатами, столь ценимыми впоследствии как в английской, так и в современной индийской армии, и одновременно выработавшая психологию, явившуюся питательной почвой для современного сикхского терроризма.

Последний, десятый гуру Гобинд проводит важнейшую религиозную реформу, окончательно превратившую сикхизм из мирной религии, какой он был при первых гуру, в религию-армию, и сикхское общество из «монархии» в своеобразную «военную демократию». Он уничтожает институт масандов — зародыш сикхской «церковной» иерархии, которые постепенно вышли из-под контроля гуру, и создает в 1689 году — «хальсу» (дословно — «собственность», «удел Бога»)63 т. е. сообщество особо преданных, готовых умереть за веру и об-

61 Алаев Л. Б. Средневековая Индия. С. 188.

62 Индуизм, джайнизм, сикхизм. С. 563-564.

63 Булич С. Сикхи // Словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 58. СПб., 1900. С. 862-864.

щину сикхов. Слово «хальса» (КЬаЪа) связывается с персидским словом «ха-лис», означающим «чистый». Сикхи хальсы — чистые64.

В хальсу принимаются через особую церемонию, в какой-то мере аналогичную крещению, и члены хальсы должны были выделяться внешними признаками, т. е. соблюдать «5 К»: 1) они не стригли волосы; 2) носили металлические гребни; 3) сабли; 4) металлические браслеты; 5) штаны особого покроя, а также не могли употреблять вино, табак, наркотики, прибавляли к своим именам мужчины слово «сингх» (санскр. зішЬа — «лев»), а женщины — «каур» («львица, принцесса»)65. Т. о. «5 К» — это начальные буквы в словах «нестриженные волосы» (кеэЬаэ), «гребень» (ка^Ьа), «сабля» (кіграп), «браслет» (кага) и штаны особого покроя (касЬЬа)66.

Создав хальсу, Гобинд становится сам как бы одним из ее членов, формально таким же сикхом, как и все. Преемника он себе не назначает, институт «личных» гуру ликвидируется и в роли гуру выступает само священное писание сикхов книга Ади Грантх и хальса. Перед смертью гуру созвал сикхов, велел принести Ади Грантх и сказал, по преданию, такие слова: «Имейте Ади Грантх вместо меня». С тех пор сикхи верят, что Ади Грантх — это их вечный гуру, так как в ней представлено слово всех гуру. Так прекратилась у сикхов традиция иметь живого гуру. К моменту гибели Гобинда сикхи практически не имели никакой территории, и шла борьба за выживание67.

Особое значение имеет собрание всей хальсы — «сарбат хальса». Хальса становится высшей святыней и приобретает высший авторитет.

К тому же в этот период сикхизм получает от ислама свой воинствующий фанатизм и учение о священной войне (мусульманский газават), совершенно чуждое индийскому мировоззрению, но получившее свое развитие у маратхов и некоторых раджпуров68.

Хальса — совершенно уникальная организация, не имеющая аналогии в организации других религиях. Принадлежность к ней резко выделяет членов хальсы от всех прочих, в том числе и своеобразным внешним видом («5 К»)69.

64 Бельский А. Г., Фурман Ф. Е. Сикхи и индусы. С. 116.

65 Сикхизм. С. 11.

66 Sri Guru Granth Sahib. Vol I. P. XLVI.

67 Индуизм, джайнизм, сикхизм. С. 538-540.

68 Булич С. Сикхи. С. 862-864.

69 Гусева Н. Р. О сектах в сикхизме. С.52-70.

142

II. Идеология и структура

Концепция Бога в сикхизме

На протяжении всей жизни, общаясь с индуистскими и мусульманскими проповедниками, гуру Нанак создаёт «своё» религиозное учение. Позже это учение развивалось и дополнялось следующими гуру. Только лишь с признанием книги Ади Грантх (1708) канонической и непререкаемой, учение сикхизма выработало устойчивые рамки.

Первое зачало именуемое «джапу» или «мулмантра», с которой начинается священная книга сикхов Ади Грантх, на языке панджаби, оригинальном языке Ади Грантх, звучит так: «эк оанкар сати наму карта пуракху нирбхау нирваиру акал мурати аджани саибхагур прасади»70, а в русском переводе зачин «джапу» выглядит следующим образом: «Милостью единого Бога (величайшего бытия). Вечного, пребывающего во всём, самобытного, творца всего существующего, лишённого страха и враждебности, существующего прежде времени, невоплощённого, самобытного, просвещённого. Он был истинным до творения, в начале творения, он истинный сейчас и будет истинным всегда»71. В этом кратком изречении, которое условно можно назвать «символ веры сикхов», изложена суть представления сикхов о Боге.

Итак, сикхизм — религия, отвергающая многобожие индуизма, признающая существование одного божества, то есть — религия монотеистическая72. Одно из наименований Бога у Нанака — «Эк» или «Ик» (Единственный, Единый, Один). В то же время, понятие о Боге в сикхизме сильно отличается от существующего, например, в исламе или индуизме. Сикхский Бог не имеет внешности, и в то же время он существует во всём и повсюду. «Мой Бог непознаваем, бесконечный, недосягаемый, неощутимый органами чувств, бессмертный, неподвластный законам кармы. Он не принадлежит ни к какой касте, не воплощённый, самосуще-ствующий, он не знает ни страха, ни сомнения. Я жертва перед моим истинным господином. Тем, кто не имеет ни формы, ни цвета, ни очертаний. Он проявляет себя, только через истинное слово. <.. .> Бог сокрыт в каждом сердце. Каждое сердце просвещается благодаря присутствию в нём Бога. И у того, у кого благодаря слову гуру адамантовые двери (ум) открываются, тот обращается к неустрашимому господину. Все творения Божьи — смертны, он сотворил всё, и над всем этим он владычествует»73, так описывает Бога Нанак в гимне «Раг сораз».

70 Japji. Rendered into English by Sangat Singh. N. Delhi, 1987. P. 41.

71 Sri Guru Granth Sahib. Vol I. P. 1.

72 Всемирная история: В 24 т. Т. 14. Период Английского завоевания Индии / А. Н. Бадак, И. Е. Войович, Н. М. Волчек и др. Минск, 1998. С. 270.

73 Sri Guru Granth Sahib. Vol II. P. 578.

Бог в сикхизме одновременно определяется понятиями «ниргун» — «лишённый качеств или имперсональный» и «саргун» — «наделённый качествами или личностный». Главное состояние Бога — «ниргун» — это сущность, лишённая каких бы то ни было черт. Для того чтобы человек мог познать его, Бог по своей воле переходит в состояние «саргуна», являет себя в своём творении. Именно к божеству в состоянии «саргуна» и взывает человек, общаясь со Всевышним во время медитации и при пении гимнов74.

В писании сикхов Бог часто выражается словом «нам». Согласно гурмату (учению гуру), до сотворения мира Бог пребывал сам по себе и не проявлял себя ни в каких формах. Позже Бог стал проявлять себя и придал себе форму «нам» (божественное имя), а затем сотворил всю вселенную75.

Слово «нам» — это мистическое слово, которое используется сикхами в медитации. Считается что в этом слове заключено качество и характеристика всего существующего76. Через медитацию — человек переживает присутствие Бога в сознании77. Во время медитации сикхи также называют Бога: отцом, матерью, другом, братом78.

К другим важным и неоднократно повторяемым эпитетам единого Бога относятся: «вахегуру» — великий учитель, «карта» — творец; «сатнаам» — вечная, абсолютная истина; «кармии» — милосердный, милостивый, «саибхам»

— Самосущий. Большинство эпитетов содержит отрицательные префиксы, служащие для противопоставления Бога объектам материального мира, например, «акал» — существующий вне времени, бессмертный (при встрече сикхи даже приветствуют друг друга словами: «Сат шри акал», что означает: «Бог всемогущ и бессмертен» или «вахугуру джи ка кхалса», что означает: «хальса принадлежит Богу и Бог непобедим»79); «нирбхау» — не ведающий страха; «нирваиру» — лишенный враждебности, добрый, милостивый, «арум», «ни-ранкар» — не имеющий формы; «адри» — невидимый; «алабх» — недостижимый; «апар» — безграничный; «аджуни» — не рождающийся; «ниранджан» — чистый, незапятнанный; «абол», «аказ», «алекх» — тот, кого нельзя выразить словами, неописуемый80.

74 Религия сикхов. С. 301.

75 Там же. С. 305.

76 Singh Kirpal. Naam or Word. Virginia, 1981. P. 24.

77 Религия сикхов. С. 306.

78 Ульциферов О. Г Культурное наследие Индии. С. 208.

79 Там же.

80 Сикхизм. С. 4.

144

В сикхизме Бог воплощает в себе создателя, хранителя и разрушителя81 (качества, присущие индуистским богам Брахме, Вишну и Шиве).

Бог — вне цепи перерождений, вне смерти. Его невозможно описать, он непостижим и непознаваем, он необъясним с помощью произнесённого или написанного слова. В книге «Гуру Нанак» приводится такой гимн: «Тысячи глаз являются твоими глазами, но ты не имеешь ни одного. Тысячи ликов — твои лики, но ты не имеешь своего лика. Тысячи стоп являются твоими, но ты не имеешь ни одной. Тысячи носов — твои, но ты не имеешь носа»82.

В сикхизме существует представление о бесконечной цепи перерождений человека в соответствии с его заслугам или проступками, совершёнными в жизни. Это учение есть в буддизме и в индуизме, которое там называется «сансара». В сикхизме, в отличие от буддизма и индуизма, цепь перерождений не такая длинная и безнадёжная, и прервать её (т. е. получить полное духовное и материальное освобождение, а значит, максимально приблизиться к божеству и, в конечном счете, слиться с ним) вполне возможно для каждого верующего сикха. Возможно это благодаря учению сикхов о так называемых «царственных атрибутах Бога» или «бирдх». Согласно этому учению, Бог прощает даже самого худшего грешника: «Прощение кающегося грешника является твоим атрибутом»83. Кроме прощения грешников «царственным атрибутом Бога» является спасение и защита праведников84.

Концепция гуру

Очень важное место занимает в сикхизме понятие «гуру». Однозначно сказать, кем является гуру в сикхизме, воплощением или самим Богом трудно. Исследователи называют сикхизм, по причине того, что гуру имеет божественный статус — «гуруистской сектой»85. Согласно сикхскому вероучению, «гуру»

— это воплощение «божественного света». Этот «свет» или «джот» первоначально был в Нанаке, а после его смерти переселился в очередного «гуру» и сейчас «джот» находится в Ади Грантх. Понятие «гуру» в сикхизме сильно размыто, это подтверждает то, что оно употребляется в Ади Грантх: во-первых, по отношению к Богу: «Гуру есть сам бесконечный Бог»86. «Он (гуру) — всемогущий, не имеющий форм, высочайший, неизмеримый и безграничный. Величие

81 Ульциферов О. Г Культурное наследие Индии. С. 208.

82 Гуру Нанак: к 500-летию со дня рождения поэта и гуманиста Индии. М., 1992. С. 5.

83 Sri Guru Granth Sahib. Vol III. P. 786.

84 Религия сикхов. С. 304.

85 Дворкин А. Л. Сектоведение. С. 272.

86 Sri Guru Granth Sahib. Vol II. P. 385.

его превыше всякой хвалы, что может сказать говорящий»87. Во-вторых, по отношению к Нанаку: «Гуру Нанак — совершенный гуру»88. В-третьих, по отношению к Ади Грантх: «Слово есть истинный гуру, истинный гуру есть слово»89.

Учение о человеке

Сикхи верят, что все живые существа снова и снова попадают в колесо перевоплощений, следуя закону кармы. Только после многих кругов таких перевоплощений в существа низших видов душа обретает человеческий облик. «Сколько раз ты рождался червяком и молью! Сколько раз ты был слоном, рыбой или оленем! Сколько раз — птицей или змеей! Сколько раз ты рождался лошадью или быком и был впряжен в ярмо! Встречай же владыку мира, пришла пора тебе встретить его. Впервые за долгое время обрёл ты человеческий облик»90.

Нанак рассматривает человека как комбинацию двух сущностей: тела («пинд») и души («джио»). Он, по учению Нанака представляет собою «микрокосм» по сравнению с «макрокосмосом», являющимся комбинацией пракрити (материи) и высшего духа. Союз тела и души в человеке порождает «буддхи» или интеллект, который, в свою очередь является источником «эго» или «я». Разум и чувства являются результатом развития этого «я». Разум — самая активная и деятельная сила. Человек действует в трёх сферах: физической, умственной и духовной. Умственная сила главная. С одной стороны она связана с физической сферой, а с другой с духовной. Если разум болен, то больно и тело. Если разум слеп, то слепо и тело. Если разум нечист, то нечисто и тело. Разум должен обязательно контролироваться наставником — гуру. Покорить разум

— значит покорить весь мир 91. Изначально разум находится в хаотическом состоянии, он исполнен пяти пороков — вожделения, гнева, алчности, привязанности и эгоизма. Эгоизм, или «хаумаи», — самый плохой порок92. Задача человека избавится от этого хаоса, сделать разум чистым.

Путь к спасению человека в сикхизме называется «нам марга» или «са-хадж йога». Согласно этому учению, человек должен пройти 5 стадий («кхан-дов») духовного совершенства, прежде чем он достигнет цели жизни — перервёт цепь перерождений и сольётся с «высшей душой в вечном неприкасаемом

87 Ibid. Vol. I. P. 50.

88 Ibid. Vol. III. P. 839.

89 Ibid. Vol. IV P. 1250.

90 Sri Guru Granth Sahib. Vol. I. P. 167.

91 Гуру Нанак: к 500-летию со дня рождения поэта и гуманиста Индии. М., 1992. С. 196-198.

92 Религия сикхов. С. 314.

146

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

блаженстве»93. Первая стадия — правильное морально-этическое поведение в обществе («дхарам кханд»); вторая стадия — приобретение знаний («гиан» или «джаняна кханд»); третья стадия — приложение усилий («сарам кханд»); четвёртая стадия — улучшение кармы («карам кханд»); пятая стадия — постижение истины («сач кханд»)94. Праведный человек - сливается с божеством, а для грешника, если он не преодолеет 5 стадий, продолжается цепь перерождений в существа низшего уровня.

Учение о происхождении зла

Теория происхождения зла в мире взята сикхами полностью из пантеистического (от греч. rcdv — «всё», téoç — «бог, божество») учения95. Согласно этому учению, зло мыслиться, как некая иллюзия, следствие недостаточного развития человеческого сознания. «Зла как такового нет во Вселенной, потому что Бог — добро, а ничего, что происходит из добра — не может быть злом»96. Таким образом, сикхизм полностью отрицает существование в мире злых сил, как причину зла.

Ритуал в сикхизме

Место, где собирается «сангат» и «пангат» («собрание» или «община»), называется «гурудвара» или «гурдвара», что переводится, как «дом гуру». Гурд-вара исполняет роль не только места поклонения божеству, но здесь протекает и мирская жизнь97. Здесь сикхи собираются для «симрона» (ежедневной медитации) и «севы» (участия в решениях проблем общины и посещения «гуру ка лангар»98). Гурдвара имеет входы с четырех сторон в знак того, что исповедующий любую религию может присутствовать на богослужении. При гурдварах всегда имеются комнаты для размещения странников, для верующих, желающих пожить вблизи Ади Грантх, для людей, ищущих укрытия от преследований, иногда размещаются школы и даже больницы.

В молитвенном зале гурдвары, на прямоугольном постаменте, который покрыт красивым покрывалом или ковром и обычно украшен богатым оружием, под расшитым нарядным балдахином лежит завернутый в орнаментированную ткань Ади Грантх. В сикхизме нет института духовенства, но при

93 Религия сикхов. С. 300.

94 Ульциферов О. Г Культурное наследие Индии. С. 208.

95 Sri Guru Granth Sahib. Vol II. P. XIII.

96 Ibid. Vol. I. P. 253.

97 Гусева Н. Р. Индия в зеркале веков. С. 57.

98 «Гуру ка лангар» — кухня и трапезная, где бесплатно кормят тех, кто обращается за помощью, а также всех приходящих в дни праздников.

большей части гурдвар есть свои «грантхи» — это чтецы Ади Грантх, живущие на даяния молящихся (каждый приходящий в гурдвару поклоняется до земли перед «Книгой-Господином» и кладет на ковер посильную денежную лепту). Но если «грантхи» нет, то любой почитаемый член общины, как мужчина, так и женщина, может исполнять его функции99.

Каждое утро, примерно в 4 часа утра, в гурдварах торжественно и с большими почестями выносят Ади Грантх, помещают его на специальном ложе, где он находится в течение дня, а в десять часов вечера закрывают и не менее торжественно уносят «на отдых». Поскольку Ади Грантх — это «Книга-Господин», отношение к ней соответствующее: при наступлении дневного зноя специально приставленные сикхи обмахивают её опахалами. В 3олотом храме, главной сикхской гурдваре в г. Амритсар, постоянно читают эту книгу, а в остальных храмах подобный обряд проводится в наиболее торжественных случаях. Сикхи не читают свою священную книгу сами, за исключением тех зачал из Ади Грантх, которые они должны обязательно рецитировать три раза в день. Сикхи приходят в гурдвары для того, чтобы послушать чтение Ади Грантх, взглянуть на неё и приобщиться к откровению Всевышнего, которое даётся милостью Гуру. Прежде, чем войти в гурдвару сикхи снимают обувь, омывают ноги и покрывают головы. Потом они подходят к Ади Грантх, с глубоким почтением склоняются перед ним и делают свои пожертвования. После этого сикхи произносят «мантру» («Привет хальсе Бога, который всегда победоносен»100), почтительно отходят назад и садятся на пол, на любое свободное место. Мужчины обычно садятся с одной стороны храма, женщины — с другой. Такое разделение определяется многолетней традицией. Богослужение или «пуджи» в гурдварах проводится обычно на панджаби, официальном языке штата Панджаб. Большинство детей сикхов, выросших на чужбине, с трудом овладевают этим сложным языком. Для их удобства часть общих гимнов и молитв переведена на английский язык, а нередко на этом же языке проводится и часть богослужения 101.

Медитация или молитвы в сикхизме делятся на два вида: индивидуальные и совместные102.

Главная сикхская гурдвара «Золотой храм» или «Харимандир» («Божий храм») находится в столице штата Панджаб г. Амритсар. Золотой храм — единственный «храм» который исполняет функции святилища, при нём нет всех помещений, которые обычно находятся при гурдварах. Он окружён квадрат-

99 Гусева Н. Р. Индия в зеркале веков. С. 57-58.

100 Руднев В. А. По историческим и культовым местам Индии. Л., 1980. С. 43.

101 Сикхизм. С. 16-17.

102 Ульциферов О. Г. Культурное наследие Индии. С. 208.

148

ным прудом, вода которого считается святой, и к входу ведет мощеная мрамором дорожка. Он богато украшен, купола и верх стен покрыты позолотой, а внутри на стенах фрески на темы из жизни гуру Нанака, резной орнамент, изображающий цветы, надписи пенджабским шрифтом гурмукхи — изречения из Ади Грантх103.

Брак в сикхизме104

Для сикха самой ценной религиозной заслугой изначально стала считаться активная и праведная социальная жизнь, та стадия («ашрам») жизни, которая является второй по счету в узаконенных индуизмом четырех стадиях: 1) обучение с соблюдением целомудрия (брахмачарья), 2) брак и работа на пользу общества (грихастха), 3) стадия частичного отшельничества (вана-прастха) и 4) полное отшельничество (саньяси).

По учению сикхизма, именно правильное прохождение стадии «грихаст-ха» сообщает человеку большую нравственную силу, сближает его с Богом и помогает душе избавиться от действия закона кармы и от дальнейших перерождений. Поэтому брак считается обязательным, а сам факт ведения праведной семейной жизни приравнивается к служению Богу.

Брак у сикхов заключается по выбору родителей. Он желателен в пределах своей касты (несмотря на то, что границы каст в этой общине крайне размыты), но это не является правилом: все сикхи считаются общей группой, подходящей для выбора женихов и невест. Женятся иногда и на индусках, и тогда женщина принимает веру мужа, но с мусульманами браков не заключают, только за самим редким исключением105.

Обряд инициации

Деторождение сикхи приветствуют так же, как и индусы, но, в отличие от них, не подчеркивают разницы между появлением на свет мальчика или девочки — любой ребенок считается большим даром, и его рождение отмечается праздником в обеих семьях.

Обряд инициации ребенка состоит в том, что его приносят в гурдвару и дают выпить «амрит» («напиток бессмертия»), традиционный со времени дня создания хальсы, — воду, в которой обоюдоострым мечом размешан сахар106.

103 См.: Кубатьян Г. Золотой храм в Амритсаре, или Праздник, с которым не хочется расставаться // Бюллетень общества «Знание». 2004. № 7-8. С. 109.

104 См.: Сикхизм. С. 27-28.

105 Гусева Н. Р. Индия в зеркале веков. С. 51-53.

106 Сикхизм. С. 27.

Имя ребенку нарекают обычно, гадая на Ади Грантх, то есть, наугад открывают книгу и выбирают имя, начинающееся с той же буквы, что и первое слово на странице.

Мужские и женские имена у сикхов одинаковы, и разницу составляет только прибавка слова «сингх» («лев») к мужскому имени и слова «каур» («львица» или «принцесса») — к женскому. Полное имя содержит в себе основные сведения о человеке — так, каждому в Панджабе и многим в Индии будет сразу понятно, что, например, Индарджит Синг Дхиллон является сикхом, по имени Индаржит из подкасты джатов107 «дхиллон», а Бальвант Каур Рамдасиа

— это женщина-сикхянка по имени Бальвант из неджатской подкасты «рамда-сиа». Иногда последний элемент имени может означать не подкасту, а деревню, откуда человек родом108.

Одежда

Сикхи-мужчины носят пышные бороды, иногда даже заправленные в сетки и подвязанные к подбородку; длинные нестриженые волосы («кеш»), собранные в пучок, поверх которого красуется яркий цветной тюрбан — неотъемлемая часть одежды у сикхов. Также они носят набедренные повязки, род кушака, повязываемые поверх брюк или костюма; металлический браслет («кара») — знак единства и железной дисциплины; саблю («кирпан») — знак власти и превосходства; гребень («кангха»), поддерживающий волосы; штаны особого покроя («качха») — знак целомудрия и чистоты109. Женщины носят своеобразные брючные костюмы («паджам») с длинными шарфами («камаз»), перекинутыми за спину110.

Кодекс поведения сикха

Основные постулаты кодекса поведения сикха были сформулированы десятым гуру, и они остаются актуальными и в наши дни. В основном они сводятся к запретам, относящимся как к духовной жизни, так и к поведению в быту. Вот некоторые из них по отношению к Богу:

1. поклоняться только единому Богу;

2. медитировать каждый день;

3. Бог абстрактный и нельзя делать его изображения.

107 Джаты — земледельческая подкаста.

108 Гусева Н. Р. Индия в зеркале веков. С. 54.

109 Sikh Form and Symbols. Edited by Mohinder Singh. New Delhi, 2000. P. 52.

110 Руднев В. А. По историческим и культовым местам Индии. С. 41.

150

Поведение в повседневной жизни:

1. нужно много работать и честно исполнять свои обязанности;

2. праведно жить;

3. делится заработанными деньгами с семей и общиной;

4. помогать бедным;

5. запрещена супружеская неверность. Отношения между людьми, состоящими в браке, должны быть окружены глубоким уважением;

6. любить своих детей;

7. уважать родителей;

8. не делать вреда;

9. не воровать;111

10. запрещено курить, употреблять алкогольные напитки, играть в азартные игры. Наркотические и одурманивающие средства считаются крайне вредными из-за их отрицательного воздействия на мозг. Сикх всегда должен сохранять ясность и чистоту мышления;

11. сикхам запрещено есть мясо принесенных в жертву животных, называемое «халал» или «кошер». Мясо «халал» (животного, убитого с соблюдением мусульманских ритуалов) запрещено есть, так как считается, что таким образом продлеваются страдания животного. Многие сикхи не употребляют в пищу говядину. В этом сказывается влияние индуизма — у индусов корова считается священным животным112.

Отношение ко всем людям:

1. считать всех людей детьми Божиими;

2. признавать, что все люди равны;

3. нельзя допускать дискриминацию людей из-за цвета кожи, религии, касты;

4. быть гостеприимными.

По отношению к ритуалам:

1. не верить в ритуалы и предрассудки;

2. не поклоняться идолам, изображениям, гробницам и могилам113.

Обряд погребения

Все сикхи придерживаются близких по своему характеру погребальных обрядов. Как правило, покойников кремируют или на общих с индусами местах сожжения — «шмашанах», или возле своих домов в деревнях. Члены

111 Ульциферов О. Г Культурное наследие Индии. С. 210-211.

112 Сикхизм. С. 25.

113 Ульциферов О. Г. Культурное наследие Индии. С. 211.

семьи омывают тело покойного, надевают на него традиционную сикхскую одежду (с обязательным включением «5 К», если умер мужчина) и на погребальных носилках, в сопровождении плакальщиц в белых одеждах относят к месту кремации114.

Погребальный костер, как и у индусов, должен поджечь, обходя его с факелом по часовой стрелке, близкий родственник, который по возрасту моложе покойного. Сидят у костра до полного его сгорания, поют гимны из Ади Грантх. Во время похорон в сикхских семьях родные прощаются с умершим. При этом на похоронах читается та же молитва, которую сикхи обычно произносят перед сном. Тем самым как бы подчеркивается, что смерть подобна сну и по ее поводу не следует скорбеть и печалиться.

Останки умершего, собранные в золе, рассеивают в реке. После кремации омывают руки и лицо, раздают милостыню бедным. Дома раздают всем присутствующим прашад115, а затем в течение десяти дней читают Ади Грантх. Принято приносит в гурдвары дары ради ее хорошего возрождения в будущей жизни на земле116.

III. Заключение

Если сравнивать православное вероучение с вероучением сикхизма, то можно увидеть, что в описании свойств Божьих в православии и сикхизме есть некоторые общие свойства: в православии и сикхизме Бог Един, Он вечный, Он творец всего существующего, Он самобытный. Но в подавляющем большинстве вероучительные истины православия и сикхизма радикально отличаются. Вот некоторые из этих различий.

Бог в Ади Грантх — «Бог един и только един»117, а Бог в Библии — «Един по существу, но Троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная»118. (Мф. 28: 19; Ин. 10: 30; Деян. 5: 3-4 и др.);

Бог в Ади Грантх — полностью вездеприсущий потому, что «мир есть его личностная форма»119, в Библии Бог также вездесущий (Иер. 3: 24; Ис. 66: 1; Лк. 17: 20-21; Пс. 138: 7-10 и др.), но, по учению святых отцов, Бог присутствует во всем Своими энергиями (действиями), а по сущности Бог запределен миру. Святитель Афанасий Александрийский говорит: «Бог во

114 Гусева Н. Р. Индия в зеркале веков. С. 64.

115 «Кара прашад» — сладкий пудинг со вкусом халвы.

116 Сикхизм. С. 24.

117 Религия сикхов. С. 193.

118 Давыденков О., свящ. Догматическое богословие. Курс лекций. Ч. I и II. М., 1997. С. 107.

119 Религия сикхов. С. 302.

152

всём пребывает по своей благости и силе, вне же всего — по Своему собственному естеству»120.

Бог в сикхизме — «творец всего существующего», но сикхские богословы объясняют происхождение Вселенной как результат эволюционного развития «первобытного атома». Бог создаёт по своей «инициативе» и в одно мгновение атом, который находится в очень сгущённом состоянии. Позже этот атом расширился и вследствие чего начал дробиться на более мелкие кусочки на протяжении тысяч миллионов лет и, как результат, была создана Вселенная в таком виде, каком она существует сейчас121. Но православие, когда говорит о творении Вселенной, делает акцент на творении «из ничего» (слав. «из несущих», лат. ex nihilo). Это означает, что вне Бога не существовало никакого «исходного материала» при творении мира. Бог Сам Собой, Своей собственной силой, создал мир, создал всецело и по форме, и по веществу. «Посмотри на небо и землю и, видя всё, что на них, познай, что всё сотворил Бог из ничего» (2 Мак. 7: 28). Святитель Василий Великий об этом пишет: «Бог, прежде чем существовало что-либо из видимого ныне, положил в уме и подвигся привести в бытие не-сущее, а вместе с тем Он помыслил и о том, каким должен быть мир, и произвел материю, соответственную форме мира»122.

В Ади Грантх делается акцент на том, что Бог «без страха и враждебности»123, а православие говорит о любви Божьей. Апостол и евангелист Иоанн Богослов пишет: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 8). Это краткое утверждение составляет самую суть христианского благовестия. «Если бы кто спросил, что мы чествуем и чему поклоняемся, ответ готов: мы чтим Любовь»124.

Бог в «Аде Грантх» — «не воплощённый»125, сикхизм отрицает любое воплощение Бога, а лишь допускает Его проявление в состоянии «саргун». Но с другой стороны, гуру Нанак «был воплощением божественного света, импер-сональный Бог явил свои атрибуты в человеке»126. «В истинного гуру (Нанака) он (Бог) вдохнул свой дух, через него говорил сам Бог»127. В православии нет такой двусмысленности, какую мы видим в сикхизме. Для православия догмат о воплощении Сына Божия в лице Иисуса Христа с целью искупления и спасе-

120 Цит по: Алипий, архим., Исайя, архим. Догматическое богословие. Курс лекций. Сергиев Посад, 2000. С. 83.

121 Sri Guru Granth Sahib. Vol II. P. VII-VIIL

122 Цит по: Алипий, архим, Исайя, архим. Догматическое богословие. С. 161.

123 Sri Guru Granth Sahib. Vol I. P. 1.

124 Цит по: Алипий, архим, Исайя, архим. Догматическое богословие. С. 98.

125 Sri Guru Granth Sahib. Vol I. P. 1.

126 Религия сикхов. С. 287.

127 Sri Guru Granth Sahib. Vol II. P. 460.

ния человека составляет основу, начало и сущность веры128. Иисус Христос — это истинный Бог и истинный Человек — Богочеловек: «И Слово [Второе Лицо Святой Троицы, Иисус Христос] стало плотию и обитало с нами» (Ин. 1: 14).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бог в сикхизме «непознаваемый» и «недосягаемый»129, но лишь «по милости гуру Бог приходит и поселяется в сознании»130. Таким образом, в сикхизме достичь познания Бога невозможно, а лишь возможно ощутить его присутствие в сознании. Для этого нужно принять «крещение» («амрит», см. выше), то есть стать последователем учения гуру (сикхом) и, руководствуясь этим учением, медитировать, повторяя имена Божии. В православии взгляд на богопознание иной. Святые отцы учат, что имеются два различных образа бо-гопознания: естественный и сверхъестественный. Преподобный Феодор дает им следующее определение: «Из здешних наземных познаний одно бывает по естеству, а другое сверх естества. Что есть это второе, явно будет из первого. Знанием естественным называем мы то, которое душа может получить через исследование и взыскание, естественными пользуясь способами и силами, о творении и Виновнике творения, разумеется, сколько это доступно для связанной с веществом души. А сверхъестественное знание есть то, которое привходит в ум путем, превышающим его естественные способы и силы, или в котором познаваемое сравнительно превышает ум, связанный с плотью, так что такое познание свойственно уму бестелесному. Бывает же оно от единого Бога, когда найдет Он ум очищенным от всякого вещественного пристрастия и объятым Божественной любовью»131.

Для православия концепция «гуру», в котором поселяется «джот», не приемлема. Если проводить аналогию между гуру Нанаком и Иисусом Христом, то можно увидеть разницу в том, что сущность вочеловечения согласно православному учению состоит в том, что Сам Сын Божий, не переставая быть тем, чем Он был от вечности, то есть истинным Богом, становится, «творчески через Святого Духа»132 и, родившись по человечеству от Пресвятой Девы Марии, — тем, чем Он не был, то есть истинным человеком. Таким образом, в православном учении не возникает двойственности или даже тройственности в понимании того, кем является Иисус Христос. А вот образ соединения естеств в Иисусе Христе недоступен нашему пониманию, потому мы выражаем эту тайну только в отрицательных (апофатических) терми-

128 Малиновский Н., прот. Очерк православного догматического богословия. М, 2003. С. 380.

129 Sri Guru Granth Sahib. Vol II. P. 578.

130 Ibid. Р. 485.

131 Феодор, прп. Слово умозрительное. Гл. 9-10 // Добротолюбие. Т. 3. Сергиев Посад, 1992. С. 349.

132 Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 3 гл. II. М., 1992. С. 75. 154

нах133. В оросе IV Вселенского Собора (451 г.) содержатся четыре термина, посредством которых описывается образ соединения Божественной и человеческой природ в едином Лице Сына Божия: «неслитно, неизменно (непреложно), нераздельно, неразлучно».

Православие отвергает теорию кармы.

Нанак назвал человека «микрокосмом», то есть «малым миром». Святые отцы отчасти согласны с таким наименованием. Свт. Григорий Нисский писал, что человек — это «некий малый мир, содержащий в себе те же стихии, которыми наполнена вселенная», который «объемлет собою всякий род жизни»134. В то же время у святых отцов отношение к наименованию «микрокосм» было отличным от того, какое имело место в учении Нанака. Для сикхизма это — гордое наименование, выражающее величие человека, тогда как у отцов Церкви встречается откровенно ироническое отношение к этому термину. Свт. Григорий Нисский замечает: «Говорили: человек есть микрокосм, <...> но, этим именем воздавая такую хвалу человеческой природе, не заметили, что почтили человека свойствами комара и мышей»135. Для святых отцов, в отличие от На-нака, величие человека заключается не в том, роднит его с космосом, а в том, что, напротив, выделяет из мира природы. Выделяет же человека образ его сотворения и существования: по образу и по подобию Божию. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Быт. 1:26).

В Священном Писании понятие «образ Божий» подробно не раскрывается, а в святоотеческой литературе содержится широкий спектр мнений по этому вопросу. Святые отцы сходятся в том, что образ Божий состоит в способности человека отражать Божественные совершенства. Например, Бог есть абсолютный Дух, и человек имеет в своем составе нематериальную составляющую — душу (Климент Александрийский, свт. Григорий Нисский, блаж. Августин). Бог есть абсолютный разум, и человек также есть существо разумное (Климент Александрийский, блаж. Августин), но, в отличие от сикхизма, разуму в святоотеческом учении не отводится главенствующая роль. Бог вечен, отражением вечности в человеке является бессмертие души (прп. Максим Исповедник, блаж. Августин), о бессмертии души в сикхизме не говорится. Бог царствует над всем миром, и человек также наделен царским достоинством, призван владычествовать над Вселенной (свт. Иоанн Златоуст, свт. Григорий Нисский)136.

Современная православная антропология, опираясь на святоотеческое

133 Давыденков О., свящ. Катехизис. Курс лекций. М., 2000. С. 147.

134 Цит по: Флоровский Г., прот. Восточные отцы IV века. М., 1992. С. 157.

135 Там же. С. 157.

136 Давыденков О., свящ. Катехизис. С. 105.

учение, приходит к выводу, образ Божий «не относится к какому-то одному элементу человеческого состава, но ко всей человеческой природе в ее целом»137.

В отличие от всех прочих творений, человек не только причастен Божеству, но способен свободно участвовать в Божественных совершенствах, предстоять Богу лицом к лицу, человек достигает «обожения», что практически является целью жизни. Но предстоять может не «что», а «кто», то есть личность. Таким образом, можно сказать, что собственно богообразность человека заключена не в естестве человека, радикально отличном от нетварной Божественной природы, а в способе его существования, который и у Бога, и у человека — личностный. Следовательно, образ Божий в человеке состоит, прежде всего, в том, что человек есть личностное существо, и в этом безличном мире он единственный является личностным образом личного Бога, что радикально противоречит учению Нанака о безличностном Боге и о том, что человек достигая совершенства, сливается с божеством.

С христианской точки зрения зло не может иметь место среди Божьего творения, потому, что Бог не создал зла. Зло имеет свою собственную активность. Ответ на вопрос о природе зла даёт Господь Иисус Христос в молитве «Отче наш». Молитва Господня заканчивается прошение об избавлении нас от лукавого, но лукавый — это не нечто, а некто, некоторая личность. Зло — это не природа, а состояние природы, точнее говоря состояние воли, ложно направленной по отношению к Богу. В. Н. Лосский дает такое определение зла: «Зло — это состояние, в котором пребывает природа личностных существ, отвернувшихся от Бога»138. Таким образом, на основании Священного Писания (Быт. 1) можно так описать злых духов: это личные, свободно-разумные бесплотные существа, по собственной воле отпавшие от Бога, сделавшиеся злыми и образовавшие особый, враждебный Богу и добру, однако зависимый в своем существовании от Бога мир139.

В заключение хотелось бы отметить, что сикхизм остается до настоящего времени мало изученным в нашей отечественной науке, а главный вероучительный источник сикхизма Ади Грантх — четырехтомная книга, полностью на русский язык никогда не переводилась. Перевод лишь некоторых стихов из Ади Грантх можно встретить в исследованиях светских ученых и недавно изданной при поддержке «Сикхского миссионерского центра» в Ростове-на-Дону прозелитской книге «Религия сикхов».

137 Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Православной Церкви. М., 1991. С. 91.

138 Там же. С. 251.

139 Давыденков О., свящ. Катехизис. С. 98.

156

Золотой Храм или Харимандир

Чтение Ади Грантх

Гурдвара. г. Нью-Дели

Гуру ка лангар — бесплатная трапеза

Сикх — охранник Золотого Храма

Медитация. г. Амритсар

Deacon Constantine Pavlyuchenko

origins, ideology and structure of sikhism

The article discusses the origins, beliefs and religious worship of Sikhism. The teaching which appeared in the XV-XVI centuries is now one of the Indian religions, its followers making about 2% of the total population of this country. Sikh doctrine is a unique combination of Islam and Hinduism. In conclusion, the author analyses Sikh teachings from a Christian point of view. In the article use the author translation of Adi Granth.

Key words: Sikhism, Sikhs, India, Punjab, Adi Granth, Sikh doctrine, religious practices

of Sikhism, Nanak.

© Фотоматериалы автора

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.