Научная статья на тему 'Сикхи: от религии к террору и обратно'

Сикхи: от религии к террору и обратно Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1284
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИЯ / INDIA / ПЕНДЖАБ / PUNJAB / ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / СИКХИЗМ / SIKHISM / РЕЛИГИЯ. / RELIGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Яковлев Александр Юрьевич

Работа посвящена эволюции сикхского сепаратизма в Пенджа-бе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This thesis is about the evolution of Sikh separatism in Punjab

Текст научной работы на тему «Сикхи: от религии к террору и обратно»

А.Ю.ЯКОВЛЕВ кандидат политических наук, зам. зав. кафедрой государственного и муниципального управления РГГУ*

Сикхи: от религии к террору и обратно

Последняя четверть ХХ в. опровергла прогнозы политиков и ученых о неизбежности стирания локальных религиозных и этнических различий в процессе мировой глобализации. Данный период прошел под знаком мощного возрождения самосознания малых групп и их радикализации.

Сегодня каждый час в мире в результате вооруженных конфликтов погибает примерно 35 человек, при этом % от общих потерь составляет гражданское население1.

Одной из наиболее «страдающих» от террористического недуга стран мира является Индия. Среди основных причин подобного положения дел стоит выделить внушительные размеры страны (площадь Индии - 3287263 км2), требующие немалых усилий по управлению значительно отличающимися друг от друга в социально-экономическом, этно-лингвистическом и иных планах провинциями. Среди неспокойных индийских штатов можно выделить Джамму и Кашмир, Ассам, Нагаленд, Западную Бенгалию и Пенджаб, о котором пойдет речь в настоящей работе.

Число жертв террора в штате весьма значительно. Так, в период расцвета терроризма в штате в 1981-2000 гг., по данным, приведенным российским исследователем С.А. Барановым, погибло 21612 человек2.

Индийский штат Пенджаб (столица г. Чандигарх) расположен на северо-западе страны и граничит с Пакистаном, относительно невелик по площади (50 362 км2) и населению (24,3 млн. чел.), но является

*Яковлев Александр Юрьевич,e-mail:yak- igmu@ inbox.ru.

1 См.: Щекочихина Т.Н. Терроризм как угроза национальной безопасности России: концептуальные основы, политика противодействия. Автореф. дисс. канд. полит. наук. М., 2008, с.16.

2 Баранов С.А. Сепаратизм в Индии. М., 2003, с. 106

одним из наиболее развитых в экономическом плане штатов Индии благодаря высокому уровню развития ирригации и сельского хозяйства. В штате производится 60% пшеницы и 50% риса, а также 1/4 хлопка, закупаемого центральным правительством'.

«Пенджаб» в переводе с местных языков означает «пять вод (рек)» и, действительно, до 1947 г. его территория включала в себя бассейны пяти главных притоков Инда. Образование двух новых южно-азиатских государств сопровождалось разделом бывших территорий британской Индии. Особенно болезненным был раздел Пенджаба. Предвидя это, британские власти сообщили сведения, касающиеся границы между Индией и Пакистаном, только во второй половине дня 16 августа 1947 г., т.е. после официального провозглашения независимости. Население провинции узнало об этом лишь на следующий день.

Справедливости ради стоит отметить, что межрелигиозная проблема в Пенджабе начала давать о себе знать еще в 20-х гг. ХХ в. Согласно переписи 1941 г. из 28,4 млн. жителей 7,6 млн. (26,6% населения) являлись последователями индуизма, 16,2 млн. (57%) -мусульмане, 3,8 млн. (13%) - сикхи, причем в разных областях число представителей разных религий отличалось: в западных районах было более 80% мусульман, в центральных - от 47 до 63% мусульман и от 10 до 40% сикхов2.

Что касается распределения между представителями конфессий промышленных объектов и земли, за обладание которыми впоследствии разгорелась борьба, то значительная часть земли в центральном Пенджабе принадлежала сикхам-джатам. Сильны были позиции у семей индусов и в промышленном производстве, торговле и банковском деле. В то же время мусульмане, нередко составляя большинство населения на той или иной территории штата, не занимали лидирующих позиций в

и

'См.: Индия сегодня. М., 2005, с. 22.

2 См.: Кашин В.П. Раздел Пенджаба, 1947 год // Индия: общество, власть, реформы. Памяти Г.Г. Котовского. М., 2003, с. 164-165.

экономике. Религиозные различия между тремя общинами Пенджаба (индусами, мусульманами и сикхами) всегда были значительны.

Существует три точки зрения на природу ее возникновения: 1) сикхизм - ответвление индуизма; 2) результат синтеза ислама и индуизма; 3) точка зрения, которой придерживаются представители сикхской общины, сикхизм - самостоятельная религия1. Последняя версия наиболее популярна среди ученых и, по мнению автора, наиболее верно отражает положение вещей.

Сикхизм является самой молодой религией Индии. Данная монотеистическая религия сформировалась на территории современного Пенджаба. Ее название происходит от санскритского слова «shikshu» (ученик, последователь). Таким образом, каждый приверженец данного религиозного направления является сикхом (учеником).

В основу сикхизма положена деятельность десяти гуру (учителей), внесших определенный вклад в развитие сикхизма. Родоначальником сикхизма считается гуру Нанак (1469-1539). Популярность новая религия приобрела по причине резкого выступления ее основателя против сословно-кастовой системы, феодальных порядков и пропаганды тезиса о равенстве всех перед богом. Это привлекало в ряды сикхизма наиболее обездоленные слои населения. Например, родоначальник сикхизма высказывался о кастах следующим образом: «Каста бессмысленна, как бессмысленна титулованная слава» или «бог не спросит у человека о его происхождении, а спросит его, что он сделал»2.

Десятый гуру Говинд Сингх (1666-1708) произвел серьезную реорганизацию общины - упразднил пост гуру и создал военно-религиозную организацию - хальсу («чистые»), также установил обряд приема в нее. При вступлении неофит присоединял к своему имени

1

См.: Клюев Б.И. Религия и конфликт в Индии. М., 2002, с. 26-28.

2 Singh A. Guru Nanak's Religion. Ludhiana, 1952, p. 21.

слово Сингх (лев). Гуру Говинд также осуждал кастовую систему: «Если смешать брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр - все станут одинакового цвета»1. После его нововведений сикх должен был придерживаться принципа пяти «К»: иметь при себе кирпан (меч или кинжал) как символ доблести, расческу - кангх, носить на левом запястье стальной браслет - кара - как символ верности, пользоваться нижним бельем - каччха, не стричь волосы и не брить бороду - кеш, не курить и не употреблять спиртные напитки. Единство религии, политики и особое место военной составляющей делает сикхизм серьезным оружием в борьбе за интересы общины.

По национальной принадлежности подавляющее число сикхов -пенджабцы. Они образуют довольно компактную этноконфессиональную общность и, в основном, проживают в штатах Пенджаб и Харьяна . На территории Пенджаба, по переписи 1991 г., насчитывалось 16,2 млн. сикхов .

Единство религии и политики, а также особое место военной составляющей делает сикхизм серьезным оружием в борьбе за интересы общины. Сикхи в конце XVIII в. имели собственное государство, которое дольше других индийских княжеств сопротивлялось английским колонизаторам. После покорения Пенджаба в 1849 г. англичане разделили его территорию на несколько частей, большую из которых присоединили к Британской империи. В ответ сикхи подняли массовые антиколониальные выступления, которые, в частности, приняли форму борьбы против махантов (настоятелей гурдвар (храмов) одной из сикхских сект), пользовавшихся покровительством англичан и служивших им верой и правдой. В 20-е гг. XX в. борьба сикхов против махантов достигла апогея. Был сформирован корпус волонтеров, получивший название Акали дал (АД) или отряд бессмертных, затем трансформировавшийся в политическую

1 Malcolm J. A short Sketch of the Sikhs. London, 1812, p. 29.

партию, сыгравшую далеко не последнюю роль в новой истории Пенджаба. В середине 20-х гг. прошлого века этнорелигиозные противоречия в Пенджабе стали еще более обостряться в связи с началом кампании «шуддхи» (возвращение в лоно индуизма тех, кто в прошлом был индусом), «сангатхан» (движения за укрепление индуизма) и «танзим ва таблиг» (обращение в ислам иноверцев), активно пропагандировавшиеся религиозными общинами.

Религиозные размежевания сопровождались спорами за территорию между индусами, мусульманами и сикхами, периодически выливались в погромы в мусульманских и индийских районах. Предметом наиболее оживленной дискуссии в обществе являлся вопрос об административно-территориальном делении Пенджаба. На кону стояли водные и земельные ресурсы, а также производственные мощности штата.

В марте 1942 г. группа влиятельных лидеров АД при встрече с главой английской правительственной делегации Р. С. Криппсом, прибывшем в Дели со специальной миссией, поставила вопрос о создании независимого Азад Пенджаба. В случае появления такого государства оно становилось неким буфером между Индией и Пакистаном. Схема создания Азад Пенджаба предусматривала пересмотр границ Пенджаба с целью исключения из него районов, в которых проживало большинство мусульман. Их число в новом государстве должно было сократиться до 40%, также как и индусов, а

л

численность сикхов в новой стране предполагалось довести до 20%1. Однако колониальная администрация предложила населению Пенджаба, в случае его вхождения в независимую Индию, возможность раздела провинции на две части или создания полуавтономной территории по советскому типу. Сценарий по образованию государства сикхов в тот период не мог быть реализован по следующим причинам:

См.: Баранов С.А. Сепаратизм в Индии, а 78.

• лидер мусульман М.А. Джинна требовал при образовании Пакистана включения в его состав 6 провинций, в том числе Бенгалии и Пенджаба (целиком), тогда как Индийский национальный конгресс (ИНК) ни при каких обстоятельствах не дал бы согласия на вхождение в образуемое исламское государство указанных выше территорий в существовавших в тот момент границах;

• создание Азад Пенджаба требовало включения в него значительной части территорий будущего Пакистана, составившие его территориальную и экономическую основу;

• подобное развитие событий вынуждало изменить концепцию «двух наций», служившую базой в секуляризационных трендах того периода;

• выполнение требований по образованию Азад Пенджаба создавало прецедент, который мог быть использован другими общинами Индии;

• ухудшающееся здоровье авторитетного и популярного М.А. Джинны, смерть которого могла бы серьезно скорректировать направление развития событий;

• неготовность ни сикхской элиты, ни населения всеми возможными способами и методами требовать создания независимого государства сикхов.

По итогам раздела Пенджаба часть территории с преобладанием мусульманского населения отошла к Пакистану. Штат захлестнула политическая борьба за электорат между ИНК, Джан сангх (коммунистической индусской партией, пользовавшейся популярностью у городского населения) и АД. Сикхские лидеры оказались расколотыми, внутренние противоречия, давление со стороны различных социальных сил и стремление к власти привели к непоследовательности политического курса АД. С одной стороны, начиная с 1947 г. лидеры АД настаивали на создании пенджабоязычного штата и обвиняли союзное

правительство в ущемлении интересов сикхов. С другой стороны, руководство АД было готово пойти на сделки с ИНК и уже в 1948 г. вернулось в ее состав.

Подобная позиция помогла выторговать ряд существенных уступок: был повышен статус языка панджаби, увеличилась доля сикхов на государственной службе и число, занимаемых ими министерских постов. Добившись удовлетворения указанных требований, лидеры АД помогли Б.С. Сачару свергнуть Г.Х. Бхаргаву и занять пост главного министра штата. После чего они в 1949 г. представили новому первому лицу области более жесткий список требований, включающий разделение провинции на лингвистические зоны панджаби и хинди. Уступки АД вели к потере ИНК поддержки населения, чем умело пользовалась АД. В 1950 г. ее лидер Тара Сингх потребовал включения в конституцию положений о выделении сикхских избирательных курий, половины мест в парламенте Пенджаба и 5% мест в союзном законодательном органе1. Набирал также силу лозунг «Пенджаб-субы» (образование панджабиязычного штата).

После проигрыша в 1952 г. выборов в Законодательное собрание штата и стремления восстановить свои позиции среди сикхского населения Пенджаба лозунг «Пенджаб-субы» претерпел изменения. Теперь АД выступал за создание Пенджабской субы (штата), предполагая включить в ее состав весь пенджабский этноареал и округ Ганганагар, входивший в состав Раджастана, а также отделить Харьяну. В таком виде суба охватила бы территорию в 90 тыс. км2 с 12 млн. населения, среди которых сикхи составили бы 40%2. В противовес этому требованию некоторые индусские коммуналистские организации выступали за создание Маха Пенджаба (Большого Пенджаба) путем

1

См.: Празаускас А.А. Этнос, политика и государство в современной Индии. М., 1990, c. 229.

2 См.: Gulati K. C. The Akalis. Past and Present. New Delhi, 1974, c. 162.

присоединения к нему Дели, Химачал-Прадеша и нескольких округов Уттар-Прадеша.

В 1956 г. вступил в силу закон о реорганизации штатов, в соответствии с которым ликвидировалось деление провинций на категории и произошло их уравнивание в правах (несколько большая самостоятельность была сохранена за Джамму и Кашмиром). Итогом компромиссного решения этнополитических проблем Пенджаба стало присоединение к нему группы княжеств ПЕПСУ (PEPSU - Patiala and East Punjab State Union или Союз княжеств Патиала и Восточного Пенджаба). После чего в Пенджабе стало проживать 30% сикхов, при

л

этом мусульман практически не осталось1. В соответствии с так называемой региональной формулой хинди и панджаби сохранили статус официальных языков. Также по языковому принципу штат был разделен на две зоны.

После указанных действий в Пенджабе поднялась волна коммунализма, был создан Хинди ракша самити (Комитет спасения хинди), начавший кампанию за спасение языка. Движение получило развитие в Харьяне, жители которой имели в культурно-лингвистическом аспекте мало общего с пенджабцами, при этом их дети должны были изучать в школах дополнительный язык и письменность гурмукхи. Опасаясь развития конфликта, правительство штата отказалось от реализации многих принципов, заложенных в региональной формуле. Это вызвало недовольство АД, вновь начавшей агитацию не только за создание Пенджабской субы, но и за образование штата Харьяна. Указанный тактический ход принес успех, так как большинство жителей Харьяны, исповедовавших индуизм, хотели иметь свою собственную провинцию.

В ноябре 1966 г. произошла еще одна реорганизация Пенджаба -отделение Харьяна. Пенджаб стал лингвистически однородной

1

См.: Антонова К.А. и др. История Индии. М., 1979, c. 537.

провинцией, где сикхи превратились в этническое большинство (в 1966 г. в Пенджабе сикхов было 56%, а в 1971 г. чуть более 60%1). Подобное соотношение представителей разных религий осталось и в последствии. Так, например, в 1991 г. в Пенджабе сикхское население составляло 60,4%2. В сущности это означало удовлетворение требования АД о создании сикхского штата.

В 70-х гг. ХХ в. происходила постепенная радикализация сикхского движения. Причинами этого послужила совокупность социально-экономических и этнокультурных факторов. Как правильно заметила узбекский ученый Н.Т. Туляганова, появление террористической активности в Пенджабе явилось результатом сложного комплекса «исторических, экономических, политических и культурных причин,

о

особенностями развития сикхской общины и самой религии сикхизма»3.

В частности, это происходило из-за неудовлетворенности политических лидеров сикхов своими позициями в штате и опасения религиозного руководства общины за незыблемость устоев веры. Питательную почву для сепаратистских настроений также давали экономические и социальные проблемы, а именно: нехватка рабочих мест, в том числе для хорошо образованной молодежи, установление контроля центральным правительством за ценами на зерно (основную пенджабскую продукцию) и другие просчеты республиканских властей. Добавили «масла в огонь» и недоработки правящей партии. Резюмируя словами индийского исследователя Б. Мадхока, пенджабская проблема явилась результатом просчетов и ошибок в политике ИНК и непреклонность АД .

В октябре 1973 г. в гурдваре г. Анандпур АД принял резолюцию, определяющую политические цели партии. Среди них были требования

См.: Празаускас А.А. Этнос, политика и государство в современной Индии, c. 238; Баранов С.А. Сепаратизм в Индии, c. 80.

2 См. Индия: страна и ее регионы / Под. ред. Е.Ю. Ваниной. М., 2000, c. 56.

3 Туляганова Н.Т. Сикхское сепаратистское движение в Пенджабе и проблема сохранения целостности Индии (1970-1980 годы): Автореф. дисс. канд. истор. наук. Ташкент, 1993, c. 18.

присоединения не вошедших в Пенджаб панджабоязычных районов, предоставление штату более широкой автономии в области финансов, обороны, внешних сношений и общих коммуникаций. Анандпурская резолюция также осуждала внешнюю и внутреннюю политику ИНК.

Условной «отправной точкой» в развитии сикхского сепаратизма стал апрель 1980 г. Тогда был образован Национальный совет Халистана (НСХ) во главе с президентом Джагджит Сингх Чауханом, бывшим министром финансов Пенджаба и автором лозунга создания Халистана (Страны чистых), сформулированного им в октябре 1971 г. в «Нью-Йорк таймс». Идея встретила активную поддержку не только в самом Пенджабе, но и у сикхской общины за рубежом, где в то время

л

проживало около 2 млн. сикхов1. Именно за границей (в основном в Великобритании, ФРГ, США, Канаде) изначально действовали сепаратистские сикхские организации (НСХ, Акханд киртани джатха и Баббар Хальса). Там же проходили конференции и издавалась литература в поддержку образования независимого государства сикхов. Например, в Канаде печатались паспорта, марки и денежные знаки Халистана, которыми позже снабжались сепаратисты2.

Для консолидации сикхской общины начиналось формирование образа врага. Первым объектом были выбраны ниранкари (приверженцы одного из направлений сикхизма). В 1980 г. под руководством Джарнайл Сингх Бхиндранвале убивают гуру ниранкаре Бабу Гурбачана Сингха. Вскоре первый возглавляет сепаратистскую организацию Дал Хальсу. В мае 1982 г. власти Индии запрещают деятельность этой структуры, и ее лидеры обосновываются в Золотом храме в г. Амритсаре, превратив главную сикхскую святыню в крепость, откуда боевики совершали вылазки. Укреплению авторитета Д.С. Бхиндранвале способствовало решение лидеров АД о переносе своей

См.: Котин И.Ю. Сикхизм, сепаратизм, терроризм и диаспора // Россия и Индия в современном мире: Материалы международной научной конференции. СПб., 2005, а 113.

2 См.: Микаелян Н.Р. Общественно-политические движения и религиозная традиция в Индии и Пакистане (50-е - начало 80-х годов). М., 1989, а 113-114.

штаб-квартиры в комплекс зданий Золотого храма, а также начатой дхармаюддхе (войне за веру) уже против индусов, так как малочисленные ниранкаре стали не соответствовать необходимому образу врага. Д.С. Бхиндранвале призывал к тотальной войне против индусов: «Речь идет всего о 35 людях, даже не о 100. Разделите 550 млн. [население Индии в тот момент. - А.Я.], и увидите, что на каждого сикха приходится 35 индусов, даже без 36-го. Как же вы говорите, что вы слабы»1.

Задачей террора 1980-1984 гг. был массовый отток индусов из Пенджаба с целью превращения его в мононациональный штат. После нескольких крупных терактов в октябре 1983 г. в штате вводится прямое президентское правление.

3 июня 1984 г. лидер радикалов Д.С. Бхиндранвале дает очередное интервью, где говорит: «Если бы я боялся смерти, я не был бы сикхом»2. В этот же день индийская армия в рамках операции «Голубая звезда» предпринимает штурм Золотого храма. Ее результатами стала ликвидация Д.С. Бхиндранвале и большинства его сторонников. Но из-за плохой подготовленности мероприятия в ней погибли несколько сотен

о

паломников и около ста солдат индийской армии3. «Осквернение» индусами храма в г. Амритсаре имело серьезные последствия.

Во-первых, это в значительной степени радикализовало даже умеренно настроенных сикхов. В индийской армии, крайне дисциплинированной, впервые в ее истории начались бунты и дезертирство солдат-сикхов. Главным объектом мести стал премьер-министр Индии Индира Ганди. Так, руководитель НСХ Д. Сингх Чаухан в своем выступлении на телеканале «Би-Би-Си» говорил, что «конец миссис Ганди близок, и британские сикхи выдадут награду в 150 тыс.

Цит. по: Singh G. Communal Organizations in Punjab. 1978-1984. An Overview // Punjab Today. New Delhi, 1987, p. 752.

9 1

2 Jeffrey R. What is Happening to India. L., 1986, p. 181.

3 См.: Лихачев К.А. Очаги терроризма в Индии // Россия и Индия в современном мире: Материалы международной научной конференции. СПб., 2005, c. 124.

фунтов стерлингов тому, кто ее убьет»1. 31 октября 1984 г. она была убита ее личными охранниками-сикхами.

Во-вторых, упомянутые выше события вызвали стихийные сикхские погромы в Дели и других городах страны, длившиеся несколько недель. Данные о жертвах сильно разняться. По официальным оценкам погибли2733 сикха2. Индийский исследователь Ниведита Мажумдар говорит о 6 тыс. погибших и 50 тыс. человек, закончивших свои жизни в лагерях для беженцев (при этом к 1993 г. число убитых возросло до 20

о

тыс.)3. Другой исследователь терроризма Е.П. Кожушко приводит более крупную цифру, по которой в те дни было убито около 30 тыс. сикхов4.

В конце 1985 г. поднялась новая волна сикхского террора, шедшая до 1991 г. по нарастающей. Только за 1990 г. были убиты свыше 4 тыс. человек5. Боевики сочетали индивидуальный и массовый террор. Наиболее активны в тот период были следующие террористические организации сикхов: Силы Халистана, Национальная армия Халистана, Силы коммандос Халистана, Халистанский освободительный фронт и Шахиды Хальсы.

Рост насилия заставил нового лидера страны Раджива Ганди на фоне усиления полицейских мер пойти на переговоры с сепаратистами. В их результате в июле 1985 г. был подписан меморандум об урегулировании положения в Пенджабе. Со стороны сикхов документ подписал председатель АД Х.С. Лонговал. Соглашение охватывала целый ряд проблемных областей. Оно содержало положения о выплатах компенсаций за поврежденное имущество в результате погромов, о равном доступе на военную службу, проведении расследования погромов ноября 1984 г., реабилитации уволенных из

Цит. по: Singh G. Communal Organizations in Punjab. 1978-1984. An Overview // Punjab Today, 1987,

p. 773.

1 2

См.: Бельский А.Г., Фурман Д.Е. Сикхи и индусы: религия, политика, терроризм. М., 1992, c. 91.

3 См.: Majumdar N. The Many Sides of Terror: An Introduction // The Other Side of Terror. New Delhi, 2009, p. XXX.

4 См.: Кожушко Е.П. Современный терроризм: анализ основных направлений. Минск, 2000, c. 204.

5См.: Бельский А.Г., Фурман Д.Е. Сикхи и индусы: религия, политика, терроризм. М., 1992, c. 108.

армии, разделении речных вод между штатами (Пенджаб, Харьяна и Раджастан), сохранении языка панджаби, а также дано было согласие на рассмотрение акалийского проекта общеиндийского закона о гурдварах. Помимо этого документ предусматривал передачу Чандигарха Пенджабу и районов, где проживает панджабоязычное население (в обмен на это хиндуязычные области Пенджаба отойдут Харьяне).

Подписание меморандума вызвало море негодования в стане радикальной части сикхов. Особое возмущение вызвали последние слова документа: «Данное знаменует окончание конфронтации и возвещает эру дружбы, доброй воли и сотрудничества, которые будут сохранять и укреплять единство и целостность Индии»1. Это фактически означало отказ от давней мечты значительной части населения -собственного государства. За «предательство» в конце августа 1985 г. Х.С. Лонговал был убит. Что касается судьбы самого соглашения, то к указанному в документе срокам (декабрь 1985 г. и январь 1986 г.) практически ничего из выше упомянутого не было выполнено. Ряд пунктов ждет исполнения до сегодняшнего дня.

В 1988 г. индийские силовики вновь штурмовали Золотой храм. На этот раз операция было продумана лучше - полиция и войска обложили храм и не позволяли никому войти и выйти из храма. В итоге голод

о

заставил 151 террориста сдаться2.

В середине 90-х гг. ХХ в. началось снижение террористической активности в Пенджабе. Это было достигнуто действенным сочетанием силовых методов с социально-экономическими. Несмотря на практически полную победу центрального правительства над сепаратизмом в Пенджабе продолжают действовать небольшие группы боевиков и иногда совершаются единичные террористические акты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Text of Punjab Accord // Punjab Today. New Delhi, 1987, p. 386.

2См.: Лихачев К.А. Очаги терроризма в Индии // Россия и Индия в современном мире, c. 125.

Наиболее громкими из них стали убийство главного министра Пенджаба Б. Сингха, взрыв в одной из наиболее известных достопримечательностей Индии - Красном форде в 1995 г., 1996 г. -взрыв экспресса «Пуны-Джамму», в результате которого пострадало

л

около 40 человек1.

В первое десятилетие XXI в. сикхские радикалы периодически напоминали о себе. Например, в 2005 и 2007 гг. во время показа индийских фильмов в кинотеатрах штата произошли серии взрывов.

В настоящее время ситуация в штате относительно спокойна, но, помня историю конфликта в Пенджабе, не стоит надеяться на то, что проблема навсегда ушла в прошлое.

Яковлев А.Ю. Сикхи: от религии к террору и обратно. Работа посвящена эволюции сикхского сепаратизма в Пенджабе.

Ключевые слова: Индия, Пенджаб, терроризм, сикхизм, религия.

Yakovlev A.Yu. Sikhs: From Religion to terror and back. This thesis is about the evolution of Sikh separatism in Punjab.

Key words: India, Punjab, terrorism, Sikhism, religion.

1 См.: Дроздов А. Сикхский сепаратизм в Панджабе. Исследование Индоиранского клуба. М., 2004, c. 25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.