Научная статья на тему 'Этнополитические конфликты и терроризм в Индии'

Этнополитические конфликты и терроризм в Индии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1126
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗТНОПОЛИТИКА / ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / КАШМИР / KASHMIR / ПЕНДЖАБ / PUNJAB / ИНДИЯ. / ETHNOPOLICY / INDIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Яковлев А.Ю.

В статье исследуются основные составляющие терроризма на северо-западе Индии (Кашмире и Пенджабе) и террористически окрашенные националистические движения малых народов на северо-востоке страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main rectangular components of terrorism in the North-West of India (Kashmir and Punjab) and nationalistic moves of small nations on the North-East are analyzed in current article.

Текст научной работы на тему «Этнополитические конфликты и терроризм в Индии»

А. Ю. ЯКОВЛЕВ

аспирант кафедры истории и политологии ГУУ

Этнополитические конфликты и терроризм в Индии

Очевидно, что насилие - постоянный атрибут всемирного исторического процесса и отдельной человеческой жизни, извечный и не умирающий спутник человечества. Одна из его разновидностей -терроризм, явление также не новое, но его природа, история и современный уровень развития представляют ныне интерес для исследователя, как никогда ранее.

Одним из нестабильных в этнополитическом отношении государств мира является Индия. Она вошла в тройку стран, наиболее пострадавших от терроризма в период 1994 г. — 2004 гг., уступив в этом отношении лишь США и России1. С 1996 — 2006 гг. террор в Индии унес жизни более 53 тыс. человек и около 550 тыс. были ранены (для сравнения отметим, что во всех военных конфликтах с 1947 г. страна потеряла 8023 человек)2. Последние события, произошедшие в Мумбаи, еще раз подтверждают, насколько уязвимо индийское государство для террористических атак, как велика вероятность у любого человека стать жертвой террора. В атаке террористов на экономический центр страны

о

погибло около 200 человек и более 300 получили ранения3.

Для того чтобы распутать клубок противоречий «кашмирской проблемы», необходимо обратиться к истокам конфликта. Индийский штат Джамму и Кашмир в прошлом был окраинным северо-западным княжеством британской колонии. Территория Джамму и Кашмира была присоединена англичанами относительно поздно по сравнению с другими землями (1846г.) в результате первой англо-сикхской войны. Тогда же колониальная администрация отдала область в управление

1 См.: Коммерсант, 2004, 13.09.

2 См.: Swamy S. Terrorism in India. New Delhi, 2008, p. 5.

3 См.: Профиль, 2008, №46, 08.12

махарадже Гулябу Сингху. Таким образом, земля, где подавляющее большинство населения были мусульмане, оказалась под властью индусской династии Сингхов.

Образование штата в 1947 г. обострило противоречия между кашмирскими мусульманами и правителем области Хари Сингхом. Он принял решение войти в состав Доминиона Индия. Однако подавляющая часть населения была против, начались акции протеста, переросшие в военное противостояние между Индией и Пакистаном. Помимо вооруженного столкновения 1947-1948 гг. индо-пакистанский конфликт обострялся до военного противостояния в 1965 г. и 1971 г.

Во второй половине 80-х гг. XX в. произошли изменения в формах участия в конфликте. По выражению пакистанского исследователя С. Ф. Хана «кашмирцы перешли из состояния бездеятельности к возмущению, борьбе за право на самоопределение»1. Активное межгосударственное противостояние отошло на второй план. На авансцену выдвинулись сепаратистские действия населения.

Причинами активизации мусульманского населения Кашмира в борьбе за отделение от Индии в 80-е гг. XX в. стали: напряженная социально-экономическая ситуация в регионе; понижение правового статуса и введение ограничений на автономию штата; нежелание эффективно решать кашмирскую проблему властями Индии; неспособность центральных и местных властей обеспечить условия для прохождения выборов; постоянные действия Пакистана по дестабилизации ситуации в индийской части Кашмира; смерть авторитентного главного министра штата Джамму и Кашмира Ш. М. Абдуллы.

Подтасовка результатов выборов в законодательное собрание штата в 1988 г. в пользу проправительственной партии радикализовало

1

Khan S.F. Pakistan Under Musharraf (1999-2002). Economic Reform and Political Change. Lahore, 2004, p. 177.

население. В штате появилось значительное число исламских организаций и группировок различного толка. Уже к январю 1990 г. их число составляло около 151. Многие политики, чьи интересы были ущемлены фальсификацией выборов, впоследствии стали известными полевыми командирами.

По мере укрепления позиций крайних исламских партий происходила все большая их радикализация под влиянием исламистской идеологии и поступающих денег от заинтересованных в конфликте сторон. Так постепенно первоначальная цель - дать кашмирскому народу возможность выбора и самоопределения — превратилась в конце 90-х гг. XX в. в миссию по построению всемирного исламского Халифата. Фундаменталисты насаждали законы Шариата: требовали прекращения каких-либо увеселительных мероприятий, вводили исламский кодекс поведения для женщин, граничивший с фанатизмом, обязательное посещение мечетей по утрам и др. Ситуацию в то время в штате можно охарактеризовать как «борьбу с неверными».

В 90-е гг. XX в. террористы сознательно дестабилизировали обстановку в штате, препятствовали нормальному образу жизни населения, создавали экономические сложности, парализовывали деятельность административного аппарата, варварски уничтожали религиозные и культурные ценности. Периодически происходили убийства индусов. В течение 90-х гг. XX в. погибло, по разным данным, от 30 до 60 тыс. человек, главным образом мирных жителей2.

После событий 11 сентября 2001 г. в США, положивших начало этапу всемирной борьбы с терроризмом, кровавые акции в Джамму и Кашмире пошли на убыль. Тем не менее, за последние 3 года в Индии произошло несколько крупных терактов в Дели (2005 г.) и Мумбаи (2006

1

См.: Баранов С.А. Сепаратизм в Индии. М., 2003, с. 28.

См.: Москаленко В. Холодная война в тропиках // Независимая газета, 2002, 24.06.

г. и 2008 г.), к которым причастны исламские фундаменталисты. За годы конфликта пострадали десятки миллионов людей. По данным индийских ученых, с 1988 — 2007 гг. в штате произошло 63935 терактов, более двух с половиной тыс. человек были похищены1.

Второй «горячей точкой» на северо-западе является штат Пенджаб. Ситуация здесь отчасти напоминает обстановку в Джамму и Кашмире, но и имеет свои отличительные черты.

Острота этнорелигизной проблемы в Пенджабе стала выходить за границы критичности еще в 20-х гг. XX в., когда в конфликт помимо индусов и мусульман оказались вовлечены сикхи. Религиозные различия между тремя общинами Пенджаба всегда были значительны. Сикхизм - самая молодая религия Индии, сформировавшаяся на территории современного Пенджаба. Одной из особенностей сикхизма является единство религии, политики и особое место военной составляющей, что делает сикхизм серьезным оружием в борьбе за интересы общины. В настоявшее время большинство последователей этой религии проживает на территории указанного штата.

После раздела Пенджаба часть территории с преобладанием мусульманского населения отошла к Пакистану, другая - к Индии. Одноименный индийский штат захлестнула политическая борьба. Сикхская политическая партия Акали Дал настаивала на создании пенджабиязычного штата и обвиняла союзное правительство в ущемлении интересов сикхов.

В 1956 г. был принят закон о реорганизации штатов, в соответствии с которым ликвидировалось деление провинций на категории и произошло их уравнивание в правах (несколько большую самостоятельность сохранил Джамму и Кашмир). После этого в Пенджабе стало проживать 30% сикхов, при этом мусульман

1

Soundrarajan R., Rajan P. Impact of Terrorism on Jammu and Kashmir Tourism. Delhi, 2006, p. 167; Forces bring down terror in Jammu and Kashmir //The Economic Times. 16.04.2008.

л

практически не осталось1. В соответствии с так называемой региональной формулой, хинди и панджаби сохранили статус официальных языков, штат также был разделен по языковому принципу на две зоны. В ноябре 1966 г. произошла еще одна реорганизация Пенджаба. Штат стал лингвистически однородной провинцией, где сикхи превратились в этническое большинство. Если в 1966 г. в Пенджабе сикхов было 56%, то в 1971 г. - чуть более 60%2. В сущности, это означало удовлетворение требования Акали Дал о создании сикхского штата.

В 70-х гг. XX в. происходила постепенная радикализация сикхского движения. Основными причинами этого явились неудовлетворенность политических лидеров сикхов своими позициями в штате и опасения религиозного руководства общины за незыблемость устоев веры. Питательную почву для радикализации сикхского населения создали социально-экономические проблемы, а именно: нехватка рабочих мест, в том числе для хорошо образованной молодежи, установление контроля центральным правительством за ценами на зерно - основную пенджабскую продукцию и другие просчеты республиканских властей.

Условной «отправной точкой» в развитии сикхского сепаратизма стал апрепь 1980 г. Тогда был образован Национальный совет Халистана во главе с президентом Джагджит Сингх Чауханом, бывшим министром финансов Пенджаба и автором лозунга создания Халистана (Страны чистых), сформулированного им в октябре 1971 г. в «Нью-Йорк тайме». Эта идея встретила активную поддержку не только в самом Пенджабе, но и у сикхских общин за рубежом.

После нескольких крупных терактов в октябре 1983 г. в штате вводится прямое президентское правление, а в июне 1984 г.

1

См.: Антонова К.А. и др. История Индии. М., 1979, с. 537.

2 См.: Празаускас А.А. Этнос, политика и государство в современной Индии. М., 1990, с. 238; Баранов С.А. Сепаратизм в Индии, с. 80.

правительство Индии предпринимает штурм Золотого храма. «Осквернение» индусами храма в г. Амритсаре имело серьезные последствия. Во-первых, это в значительной степени радикализовало даже умеренно настроенных сикхов. Во-вторых, привело к убийству в октябре 1984 г. премьер-министра Индии Индиры Ганди ее личными охранниками-сикхами, что, в свою очередь, вызвало стихийные сикхские погромы в Дели и других городах страны, длившиеся несколько недель. По данным отечественного исследователя терроризма Е.П. Кожушко, в эти дни было убито около 30 тыс. сикхов1.

К середине 90-х гг. XX в. начался спад активности сикхского движения в борьбе за свои политические права с помощью радикальных методов. Индийские власти проделали значительную работу по созданию благоприятной социально-экономической атмосферы и поиску путей политического урегулирования пенджабского кризиса. Несмотря на то, что центральное правительство практически одержало победу над сепаратизмом в Пенджабе, в штате иногда совершаются единичные террористические акты и продолжают действовать мелкие группы боевиков.

По данным, приведенным российским индологом С.А. Барановым, можно представить масштабы террористических акций в штате. В период 1981 г. — 2000 г. в Пенджабе погибло 11770 мирных граждан, 1748 сотрудников, обеспечивающих безопасность и 8094 террориста2.

Не менее напряженная обстановка сложилась на северо-востоке страны. На протяжении последних десятилетий характерной чертой для этой части Индии стали вооруженные конфликты различных масштабов. Основную часть населения северо-восточной Индии составляют малые народы, проживающие, главным образом, в горных районах. На сегодняшний день наибольшая концентрация племенного населения

См.: Кожушко Е.П. Современный терроризм: анализ основных направлений. Минск, 2000, с. 204.

2 См.: Баранов С.А. Сепаратизм в Индии, с. 106.

приходится на штаты: Мизорам (97,75%), Нагаленд (87,7%), Мегхалаю (85,53%) и Аруначал Прадеш (63,66%)1. Всего на северо-востоке страны

о

проживает 250 народов, говорящих на 75 языках2.

Политическая жизнь в этом регионе страны также имеет характерные отличия от остальной части государства. Вмешательство третьих сил во внутренние дела области привело к активизации, а в последствии и радикализации политической жизни региона. Колониальные власти в связи с возросшей потребностью в древесине еще в середине XIX в. начали активную вырубку леса. В связи с тем, что местами обитания племен были лесные области, добыча древесины сопровождалась вытеснением малых народов с мест их исторического проживания, что вело к их социальной и экономической деградации. Пришлое, более развитое население, порабощало племенное, но, вместе с тем, подобная миграция значительно ускорила этническое созревание и политическое развитие малых народов.

В период обретения Индией независимости острые политические ситуации происходили с участием племен нага, мизо, гаро, кхаси и др. Общей чертой для этнополитических движений малых народов является: их относительно узкая социальная база; неравное соотношение противоборствующих этносоциальных сил отдельных сегментов меньшинств и доминирующего большинства, преимущественно пользующегося поддержкой государства; идеологической доминантой этнических конфликтов является не религия, а национализм.

Большинство межэтнических конфликтов в современной Индии проявляются в форме либо единичных непродолжительных вспышек, либо экстремистских движений, ставящих в качестве целей отделение от страны или образование нового штата. Наиболее продолжительным

См.: Индия сегодня. М., 2005, с. 71.

См.: Mahanta N.G. The State vis-a-vis the Periphery: Issues of Identity, Violence, and Peace in North-East India // Crisis of State and Nation. New Delhi, 2007, p. 306.

и острым является сепаратистское движение в Ассаме.

При анализе фактических событий, происходивших в этом штате, можно выделить следующие основные факторы, способствующие дестабилизации остановки: отсутствие единого языка межэтнического общения; экономическую отсталость провинции и высокий уровень безработицы; географическую расположенность штата на пути наркотрафика из стран «золотого треугольника», что значительно влияет на оказание финансовой подпитки сепаратистским формированиям; неоднократные административно-территориальные реорганизации штата (1957 г., 1960 г. и 1971 г.), а также потеря Ассамом значительной части собственной территории; межэтнический конфликт ассамского этноса и бенгальского населения; наличие у террористов постоянных источников «дохода» от контролируемых ими чайных плантаций, а также в виде сбора «криминальных налогов» с коммерсантов и населения; получение боевиками разносторонней помощи со стороны соседних государств (Китая, Пакистана, Бангладеш, Бирмы, Бутана и Мьянмы), в том числе предоставление возможности размещения на территории последних четырех стран баз, лагерей и убежищ для отдыха и военной подготовки ассамских террористов; наличие тесных связей у сепаратистских организаций Ассама с подобными структурами других индийских штатов, а также с международными террористическими сетями (в том числе Аль-Каидой).

Борьба малых народов Индии за суверенитет за более чем 60-летний период унесла жизни тысяч человек, но так и не решила всех этнических проблем. С 2001 — 2005 гг. только на северо-востоке страны было совершено 6545 терактов, в которых погибло 2355 мирных жителей1. Сепаратизм удалось победить лишь в Мизораме.

В сложившейся ситуации очевидно, что бороться в Индии

1

См.: Routray B.P. North-East: Failure of Peace Progress // Armed Conflicts and Peace in Sough Asia. New Delhi, 2006, p. 131.

необходимо с первопричинами терроризма, которыми часто оказываются государственное насилие, социальное и экономическое расслоение в обществе и нетерпимость.

Яковлев А.Ю. Этнополитические конфликты и терроризм в Индии. В статье исследуются основные составляющие терроризма на северо-западе Индии (Кашмире и Пенджабе) и террористически окрашенные националистические движения малых народов на северо-востоке страны.

Ключевые слова: зтнополитика, терроризм, Кашмир, Пенджаб, Индия.

Yakovlev A. Ethnopolitical conflicts and terrorism in India. The main rectangular components of terrorism in the North-West of India (Kashmir and Punjab) and nationalistic moves of small nations on the North-East are analyzed in current article.

Key words: ethnopolicy, terrorism, Kashmir, Punjab, India.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.