Научная статья на тему 'Особый правовой статус штата Джамму и Кашмир в механизме территориального конфликта между Индией и Пакистаном'

Особый правовой статус штата Джамму и Кашмир в механизме территориального конфликта между Индией и Пакистаном Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1819
535
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ходатенко Евгений Николаевич

Статья посвящена исследованию влияния правового статуса штата Джамму и Кашмир в конфликте между Индией и Пакистаном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особый правовой статус штата Джамму и Кашмир в механизме территориального конфликта между Индией и Пакистаном»

ОСОБЫЙ ПРАВОВОЙ СТАТУС ШТАТА ДЖАММУ И КАШМИР В МЕХАНИЗМЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА МЕЖДУ ИНДИЕЙ И ПАКИСТАНОМ

Ходатенко Евгений Николаевич, соискатель кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат исторических наук

Аннотация: Статья посвящена исследованию влияния правового статуса штата Джамму и Кашмир в конфликте между Индией и Пакистаном.

Ключевые слова: Особый правовой статус - комплекс прав и обязанностей территориального образования Джамму и Кашмир отличающий его от объема прав и обязанностей других штатов Индии; Джамму и Кашмир - штат на северо-западе Индии, являющийся спорной территорией с Пакистаном; Конфликт между Индией и Пакистаном -длящийся с 50-х годов территориальный спор между данными государствами по поводу штата Джамму и Кашмир.

В середине XX столетия мировое сообщество столкнулось с многими проблемами, угрожающими его безопасности и стабильности. На смену революционным потрясениям и полномасштабным войнам пришла эпоха возникновения «малых войн», локальных конфликтов и распространения повстанческих движений и группировок. Именно последние, все чаще, в качестве инструмента достижения своих политических целей стали использовать терроризм.

На глобальный уровень проблема терроризма была выведена только в начале XXI в., с момента террористической атаки на США 11 сентября 2001 г., которая продемонстрировала миру уязвимость всех государств. Для решения данной проблемы наиболее целесообразным является обращение к опыту тех стран, которые в течение довольно длительного периода времени вели и продолжают вести борьбу с терроризмом. К их числу относится, прежде всего, Индия, которая столкнулась с террористическими актами сначала на северо-востоке страны, а затем в Пенджабе и Кашмире. К середине 90-х гг. прошлого века индийским силам безопасности удалось разгромить сикхский терроризм в Пенджабе, однако ему на смену с конца 80-х гг. пришел мусульманский терроризм в штате Джамму и Кашмир, который по своим масштабам превзошел деятельность и сикхских террористов, и экстремистских организаций из северовосточных штатов. За все это время Индия накопила огромный уникальный опыт борьбы с сепаратизмом и терроризмом, как в отношении применения силовых структур для защиты своей территориальной целостности и наведения порядка в дан-

ном штате, так и в плане правового обеспечения их деятельности. В этой связи исследование проблемы особого правового статуса штата Джамму и Кашмир имеет особую актуальность.

Кашмир находится между Индией, Пакистаном, Китаем и Афганистаном, узкая полоска территории которого отделяет его от Таджикистана и других стран Центральной Азии. Правда, в настоящее время оккупация Пакистаном северных районов Кашмира «отрезала» Индию от Афганистана. Однако это не умаляет стратегического значения данного района, как для Индии, так и для Пакистана. Называемый «земным раем» и «Азиатской Швейцарией» Кашмир весьма привлекателен в плане развития туризма. Кроме того, здесь расположены несколько святынь, куда стекаются паломники со всей Индии.

Географически Кашмир включает в себя ряд областей: горный хребет Пир Панджал и пред гималайский Кашмир (Пунч и Джамму); Кашмирскую долину и главные Гималаи (собственно Кашмир); Ладакх (называемый «Малым Тибетом») и Балти-стан; Индский Кохистан и Гилгит; а также Каракорум. В период Британского колониального владычества Джамму с преобладающим индусским населением, составляющим 60-70%, а местами и более 80% был родовым уделом правящей династии, откуда произошло и официальное название княжества — Джамму и Кашмир. На западе на 90% мусульманский Пунч был вассальным владением, находящимся в натянутых отношениях со своим кашмирским сюзереном. Между Пир Панджалом и Главными Гималаями расположена живописная Кашмирская долина со столицей Кашмира — городом Сринагаром. За Индом лежит Гилгит, а вокруг него были пограничные иллаки (округа), находившиеся в различной степени феодальной зависимости от Кашмира. Вне Гилгита территория была занята множеством мелких политических объединений, образованных племенами, из которых наиболее значительными были хунза1.

Кашмирскую долину и Киштвар населяют кашмирцы. В западных районах Кашмира и в Джамму преобладают пенджабцы. Здесь же обитают гуд-жары — полукочевая народность, говорящая на особом диалекте панджаби со значительными заимствованиями из раджастхани. В Джамму живут также догры, в Ладакхе — ладакхи (народ тибест-ского происхождения)2. К концу колониального периода Джамму и Кашмир оставался княжеством, которым управлял махараджа из династии догров. Население княжества в 1941 г. составляло 4,02 млн. человек, из которых 77% были мусульманами,

1 См.: Спейт О.Х.К. Индия и Пакистан. М., 1957. С.395, 399, 401, 406, 411.

2 См.: Дьяков А.М. Национальный вопрос в современной Индии. М., 1963. С.169 - 170.

Ходатенко Е.Н.

ОСОБЫЙ ПРАВОВОЙ СТАТУС ШТАТА ДЖАММУ И КАШМИР

20% индусами и 3% — сикхами и представителями других религий3.

18 июля 1947 г. парламент Великобритании принял Закон о независимости Индии, который провозглашал создание с 15 августа 1947 г. двух независимых доминионов — Индийского Союза и Пакистана. С этого момента и начался конфликт между Индией и Пакистаном вокруг Кашмира, который не прекращается уже в течение 60 лет. Тем не менее, сложившееся исторически под воздействием многих как внутренних, так и внешних факторов особое положение в Индийском федеративном устройстве сохраняется за Джамму и Кашмиром до настоящего времени. Правовой статус этого штата характеризуется определенными особенностями.

Во-первых, из-за территориального спора между Индией и Пакистаном на большей территории штата отсутствует юридически признанная государственная граница между обеими странами, а также между Индией и Китаем. Индийские и пакистанские войска в Кашмире разделяет линия контроля, сложившаяся после боевых действий 1947-48 гг., 1965 г. и 1971 г. Кроме того, линия фактического контроля отделяет территорию штата от захваченной в 1962 г. китайскими войсками части Ладакха. Из общей территории в 222236 км2, занимаемой княжеством в 1947 г.: 78114 км2 было оккупировано Пакистаном, 5180 км2 — передано Пакистаном Китаю (в 1963 г.) и 37555 км2 — аннексировано Китаем. Таким образом, площадь штата сократилась до 101387 км2 (население штата по данным переписи 2001 г. составляло 10 млн. 069 тыс. 917 человек)4. Индия не признает отторжение части Ладакха Китаем. Кроме того, Пакистан и Индия продолжают претендовать на удерживаемую друг другом территорию Кашмира.

Во-вторых, штат Джамму и Кашмир является единственным штатом Индии, имеющим свою конституцию. Особое правовое положение Джамму и Кашмира закреплено и в Конституции Индии, которое, несмотря на свой временный характер, продолжает действовать в течение более полувека.

В-третьих, особое правовое положение штата состоит в ограничении действия общефедеральных законов на его территории. Это связано с тем, что остаточные полномочия (с небольшими изъятиями) остаются в ведении Законодательного собрания штата. Парламент Индии также не располагает юрисдикцией в отношении большинства пунктов, содержащихся в Перечне вопросов совместной компетенции. Например, в Джамму и Кашмире не может применяться любой закон о превентивном заключении, принятый парламентом Индии, так как

3 См.: Белокреницкий В.Я., Москаленко В.Н., Шаумян Т.Л. Южная Азия в мировой политике. М., 2003. С. 157.

4 См.: India 2003. A Reference Annual. Ministry of Information and Broadcasting. Government of India. New Delhi, 2003. P. 754.

законодательные полномочия относительно превентивного заключения в Джамму и Кашмире принадлежат легислатуре штата, а не парламенту страны5.

В-четвертых, на принятие законов по некоторым вопросам требуется согласие легислатуры штата. Правительство страны не может принимать решения, касающиеся управления штатом, без согласия правительства Джамму и Кашмира. Кроме того, ни одна поправка к Конституции Индии не может быть распространена на штат без принятия соответствующего приказа президента на основании п.1 ст.3706.

Суммируя все вышеизложенное, необходимо отметить, что изначально присоединение Джамму и Кашмира к Индии больше напоминало конфедерацию двух стран, нежели инкорпорацию княжества в состав последней. Это положение изменилось после издания приказа президента Индии 1954 г. и принятия конституции штата в 1957 г. С того времени до середины 70-х гг. происходило постепенное сужение правовых рамок автономии штата. Но, несмотря на форсирование интеграции штата в Индийский Союз, особый правовой статус Джамму и Кашмира не является просто декларативным, и штат продолжает пользоваться определенным объемом автономии. Однако неразрешенность международного аспекта7 Кашмирской проблемы не позволяет Индии полностью приравнять Джамму и Кашмир к другим штатам страны.

Таким образом, специфика правового статуса штата Джамму и Кашмир в ряду других обстоятельств обусловила длящийся с различной интенсивностью конфликт между Индией и Пакистаном, который не затухает и по сей день. Обе страны воевали здесь трижды: в 1947-48 гг., 1965 г. и 1971 г., не считая более мелких вооруженных столкновений. Последнее из них — так называемый Кар-гильский инцидент в 1999 г. чуть не привел к применению атомного оружия, которым к тому времени обзавелись и Индия, и Пакистан. Уже одно это обстоятельство подчеркивает важность и значимость ситуации в этом районе не только для вышеупомянутых государств и их соседей, но и для все-

5 См.: Басу Дурга Дас. Основы конституционного права Индии. М., 1986. С. 407.

6 См.: Там же. С. 408 - 409.

7 Второго июля 1972 г. (после войны, приведшей к образованию Бангладеш) Индия и Пакистан подписали Симлское соглашение, первым пунктом которого закреплялось обязательство разрешать разногласия путем двусторонних переговоров. Таким образом, международный аспект сводился только к отношениям между Индией и Пакистаном, срывались попытки последнего интернационализировать Кашмирскую проблему, а ООН была отстранена от участия в поисках путей ее урегулирования. [Simla Agreement. July 2, 1972 // Teng M.K., Bhatt R.K.K., Kaul S. Kashmir Constitutional History ... -http://www.ikashmir.org/LegalDocs/SimlaAgreement.html]

го мира, т.к. нерешенность вопроса о правовом статусе данного штата усугубляет мусульманское вооруженное сепаратистское движение, обостряя проблему терроризма.

Список литературы:

1. Спейт О.Х.К. Индия и Пакистан. М., 1957.

2. Дьяков А.М. Национальный вопрос в современной Индии. М., 1963.

3. Белокреницкий В.Я., Москаленко В.Н., Шаумян Т.Л. Южная Азия в мировой политике. М., 2003.

4. India 2003. A Reference Annual. Ministry of Information and Broadcasting. Government of India. New Delhi, 2003.

5. Басу Дурга Дас. Основы конституционного права Индии. М., 1986.

6. [Simla Agreement. July 2, 1972 // Teng M.K., Bhatt R.K.K., Kaul S. Kashmir Constitutional History ... -http://www.ikashmir.org/LegalDocs/SimlaAgreement.html]

Рецензия

Тема рецензируемого исследования представляется актуальной. В середине XX столетия мировое сообщество столкнулось с многими проблемами, угрожающими его безопасности и стабильности. На смену революционным потрясениям и полномасштабным войнам пришла эпоха возникновения «малых войн», локальных конфликтов и распространения повстанческих движений и группировок. Именно последние все чаще в качестве инструмента достижения своих политических целей стали использовать терроризм.

Как справедливо отмечает автор, что для решения данной проблемы наиболее целесообразным является обращение к опыту тех стран, которые в течение довольно длительного периода времени вели и продолжают вести борьбу с терроризмом. К их числу относится, прежде всего, Индия, которая столкнулась с террористическими актами сначала на северо-востоке страны, а затем в Пенджабе и Кашмире.

Далее в работе достаточно адекватно исследуется специфика правового статуса штата Джамму и Кашмир и ее влияние на развитие конфликта между Индией и Пакистаном.

С учетом изложенных обстоятельств, считаю, что статья Ходатенко Евгения Николаевича: «Особый правовой статус штата Джамму и Кашмир в механизме территориального конфликта между Индией и Пакистаном» является в достаточной степени ценным историко-правовым

исследованием и может быть опубликована в открытой печати.

Начальник кафедры государственно-правовых дисциплин ФГОУ ВПО «Владимирский юридический институт ФСИН

России»

доктор юридических наук, профессор Р.Б. Головкин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.